ДОМАШНЯЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
ДОПУСТИМЫЕ НОРМАТИВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Н. К. Крупская
- «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладеть знаниями и навыками.»
Что такое домашнее задание?
- Домашняя работа учащихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 28 января 2021 г. №2
- ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
- ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
- ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Согласно СанПиН 1.2.3685-21 , с учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуются следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника:
Организация, возраст
Норматив
1 класс
1,0 ч
2 - 3 классы
1,5 ч
4 - 5 классы
2,0 ч
9 - 11 классы
6 - 8 классы
2,5 ч
3,5 ч
Для чего нужны домашние задания
- Домашнее задание - это средство углублённого усвоения знаний, умений и навыков
- Домашнее задание - это средство формирования самостоятельности в учебно-познавательной деятельности:
-воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
-овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы
Для чего нужны домашние задания
- Домашнее задание – это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме
- формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
- формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Виды домашних заданий.
К урокам изучения нового материала
1) Заучивание материала учебника и его пересказ;
2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;
3) Сбор материалов из дополнительных источников.
Виды домашних заданий.
К урокам обобщения
1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя;
2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;
4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала;
5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;
6) Подборка дополнительного материала по теме.
Виды домашних заданий.
К урокам обучения
- 1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );
- 2) Решение задач, аналогичных классным;
- 3) Решение задач нестандартных;
- 4) Решение задач с межпредметными связями;
- 5) Самостоятельное составление задач;
- 6) Самостоятельное изучение несложного материала .
Виды домашних заданий
К урокам контроля и проверки знаний
- 1) Письменные ответы на вопросы;
- 2) Домашняя контрольная работа;
- 3) Решение нестандартных задач.
Требования к условиям организации
- Домашнее задание должно быть ясным
задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать(владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания
Задание должны быть согласованы
с заданиями по другим
предметам, т.к. наблюда-
ется перегруженность
Требования к условиям организации домашней работы
Домашнее задание должно быть интересным задание не должно быть однообразным и однотипным;
-задание должно иметь трудность;
-задание должно способствовать проявлению способностей ученика;
-задание должно развивать мышление ученика
(должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. )
Требования к условиям организации домашней работы
- Домашнее задание должно быть проверено
- Вместе с домашним заданием должны четко определяться сроки его исполнения;
- При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и
аккуратность в работе
Взаимосвязь классной и домашней работы
- а) содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений;
- б) подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Установлено, что успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель;
- в) обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащегося за ходом и результатами домашней учебной работы
Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
.
В 1 классе – до 1 часа;
Во 2 классе – до 1,5 часа;
В 3-4 классах – до 2 часов;
В 5-6 классах – до 2,5 часов;
В 7 классе – до 3 часов;
В 8-11 классах – до 4 часов.
Правомерно ли задавать домашнее задание на выходные дни
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.
Иммануил Кант
“ Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд ”.
Используемые сайты, документы:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»).
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/02/10/obem-i-osobennosti-domashnego