СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Домашние обязанности для детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Как часто нам приходится напоминать детям об их обязанностях: "Убери игрушки", "Помой посуду!", "Вынеси мусор!" Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и, в конце концов, приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, попреки.        Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужно выстроить определённую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы. 

Просмотр содержимого документа
««Домашние обязанности для детей»»

Консультация для родителей

«Домашние обязанности для детей»


Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №15 – Осыко О.А.


Как часто нам приходится напоминать детям об их обязанностях: "Убери игрушки", "Помой посуду!", "Вынеси мусор!" Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и, в конце концов, приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, попреки.
Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужно выстроить определённую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Сначала поговорим о целях. Что именно мы хотим получить от внедрения системы домашних обязанностей в наш обиход?

Мы хотим, чтобы:

- дети помогали маме по дому;

- дети знали, где находятся их вещи;

- дети считали свои обязанности вкладом в семью;

- дети выполняли их самостоятельно;

- родители не тратили силы на уговоры;

- дети перестали себя чувствовать гостями в собственном доме, ародителей добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть.

Рекомендация: пусть в вашем списке главных целей присутствует воспитательный момент. Например, вы не просто хотите, чтобы дети имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам уход за домом, но и формируете у них привычки на будущее:

- находить время на дела по дому;

- помнить о том, что ты живёшь с близкими людьми, которые не обязаны тебя обслуживать;

- заботиться о других;

- находить пользу и даже удовольствие от рутинных дел, которые все равно нужно выполнять;

Ведь наша с вами родительская задача - максимально полно подготовить ребёнка к переходу во взрослую жизнь. За что ребенок, когда вырастет, будет нам благодарен.

Список обязанностей. Пишите все. Пригодятся даже такие мелочи, как "наполнять фильтр водой". С этой задачей успешно справится даже 3-летний малыш. Он будет с гордостью наполнять фильтр и считать себя важным членом семьи. Не менее важным, чем мама или папа.

Это станет его ежедневной домашней обязанностью, за которую будет ОТВЕЧАТЬ только он. Точно также как вы будете отвечать за приготовленный обед или мытье посуды, а муж - за вовремя вбитые в стену гвозди.

Сначала распишите все, что видите:

- выбить маленький коврик;

- полить цветы на кухне;

- складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место и т.д.

Распределение обязанностей: Садитесь все вместе. Вы берете слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому. Как правило, дети и мужья мало представляют себе, насколько много мелких и больших, серьезных и не очень дел нужно сделать, чтобы содержать дом в порядке.
Обратите внимание: не нужно никого принуждать. Вы ставите домочадцев перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть именно сейчас великолепная возможность выбрать дело по душе.

Кому что нравится?

Например, если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми.

В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности - наверное, самому важному навыку и пониманию, который предстоит постичь ребенку. Пусть чистый подоконник, за который будет отвечать он, станет для него маленьким шагом на пути к приобретению этого ценного навыка.

Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел на маленькие части. И предложите взять что-то небольшое.

Помните, что, распределяя домашние обязанности, вы делаете подарок не только себе, но и своим близким. Ваше сэкономленное время, силы, нервы будут теперь принадлежать им, а не бесконечному быту.

Первый раз вместе с мамой. Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что вы ему поручили.  Поэтому пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы.  С мамой стоит делать и по той простой причине, что именно она знает, где что лежит и как должно выглядеть в идеале убранное место.

Каждому "спасибо". Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!   "Спасибо" или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу. Что есть результат, который очень всем нужен.

Процесс пошел! Приготовьтесь к тому, что первые две недели вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел.  Разумеется, могут быть исключения. Если сегодня ребенок устал и хочет выспаться, стоит пойти ему на встречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время. Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно также вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности.

Семья - это общий дом. А не место, в котором родители выполняют роль обслуживающего персонала.

Обратная связь. Не лишним будет периодически проводить семейные опросы. Не дожидайтесь пока ситуация станет взрывоопасной и дети (а может быть и муж) взбунтуются и потребуют "прекратить это издевательство". Спрашивайте: устраивает ли их то, что сейчас происходит, как они к этому относятся. Как они думают, почему мама решила эту систему ввести, справедливо ли все это?

Вы не командир отряда, приказы которого не обсуждаются. Вы - мудрый руководитель. Ваш метод - мотивация, а не муштра. Поэтому вашей второй натурой должна стать гибкость и мудрость. Они приходят с годами и с опытом. Они приходят, если слушаешь не только свои желания, но и желания родных.

Нет, и не может быть ленивых детей.  Есть родители, которым недосуг превратить воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.