Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа села Малый Узень Питерского района Саратовской области»
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
(МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ 5-11 КЛАССОВ)
Выполнила:
Учитель физической культуры
первой категории
Айтуганова Роза Алимжановна.
Село Малый Узень
2016г.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Домашние задания по физической культуре – это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных заданий. Эта работа тесно связана с классными занятиями, дополняет их, способствует более прочному и сознательному усвоению знаний, умений, навыков. Главное в домашних заданиях – научить учащихся заниматься самостоятельно для укрепления своего здоровья, совершенствования своего тела.
Домашние задания являются частью учебно – воспитательного процесса, повышение его результативности. Они имеют определенные цели и задачи:
1.Повышение двигательной активности; 2.Развитие основных мышечных групп; 3.Выработка правильной осанки и устранение плоскостопия; 4.Улучшение качества движений; 5.Содействовать комплексному развитию двигательных качеств.
Большую помощь педагогам в физическом воспитании школьников могут оказать родители учащихся. Как показала практика, большинство из них проявляют большой интерес к школьной жизни своих детей, пребыванию их на свежем воздухе и занятиям физическими упражнениями.Беседы с родителями о домашних заданиях целесообразно начинать с темы: «Подготовка мест занятий физическими упражнениями». Создание „домашнего стадиона” – важный фактор приобщения ученика к систематическим занятиям физической культурой. Место, отведенное для занятий должно быть такого размера, чтобы ученик во время выполнения упражнений не задевал предметы домашнего обихода и мебель. Выполнять упражнения желательно на мягком коврике. Оборудовать место для занятий школьника можно не только в квартире, но и если позволяет условия, на открытом воздухе, во дворе. Здесь уже нужно установить более сложные и большие по размеру снаряды; например высокую и низкую перекладины, горки для лазанья, лестницы, качели, мишени для метания в цель и др. Занятия на открытом воздухе очень полезны для детей всех возрастов, независимо от уровня их подготовленности. Активная двигательная активность на свежем воздухе способствуют закаливанию организма школьника.
Учителю нужно внимательно отнестись к вопросам дозировки домашнего задания. Особенно обращать внимание на учащихся, перенесенных заболевания. В соответствии с заключением врача следует временно освобождать от выполнения домашнего задания.
В нашей школе домашние задания задаю во всех классах на протяжении учебного года и направляю на достижение и поддержание оптимального уровня развития двигательных качеств в течение всего периода обучения. Для выполнения домашнего задания надо; а)добиться, чтобы учащиеся знали требования учебной программы и уровни развития основных двигательных качеств,которых они должны достичь в своем возрасте;б)убедить учащихся в практической пользе домашних заданий как необходимого дополнения к урокам физической культуры; в)научить учащихся самоконтролю при их выполнении; г)обязательно сообщать учащимися сроки проверки домашних заданий; д)основательно изучить с учащимися на уроках материал домашних заданий. Считаю, что без помощи домашних заданий не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Чтобы поднять заинтересованность детей, для этого надо давать упражнения содействующие развитию двигательных качеств в том числе и качеств, которые у данного ученика находятся на высоком , по сравнению с другими качествами уровне, то в этом случае интерес ученика к физической культуре повышается, активизируется его самостоятельная деятельность. И это понятно ведь обычно дети охотнее занимаются тем, что у них лучше получается. Таким образомразвитие ведущих двигательных качеств, способствует повышению уровня у отстающих.
В домашнее задания можно включить ; упражнения для совершенствование техники движений (закрепление и совершенствования отдельных двигательных навыков и умений), для улучшения осанки, развития необходимых физических качеств (силы, гибкости,выносливости, быстроты и т.д.). При подборе домашнего задания я использую различные силовые упражнения выполняемые в положении упора лежа для мышц рук, подъём туловища из положения лежа для мышц брюшного пресса; различные виды приседаний (на полной стопе, носках ит .д.),различные силовые упражнения с резиновым бинтом и эспандером, гантелями; упражнения на равновесие; прыжки через скакалку и др.
Вводить домашние задания в учебный процесс нужно постепенно. Вначале учащимся предлагаю подготовить простейший комплекс утренней зарядки ,физкльтурной паузы ,выучить упражнение со скакалкой или с другим предметом,систематически проделывать ряд упражнений для развития силы мышц верхнего плечевого пояса и,брюшного пресса.
В домашних заданиях использую упражнения для совершенствования физических качеств и навыков учащимся с недостаточным физическим развитием и подготовленностью .
Рекомендации 1. Упражнение по выбору в дополнение к основному заданию.учащимся: 2.Отдельные упражнения можно включать в зарядку и выполнять на досуге . 3.Дозировка упражнений как в домашнем задании. . 4.Всем занимающим необходимо посетить врача. . 5.После упражнений обязательны водные процедуры.
Упражнения на быстроту действий и ловкость 1.Предельно быстро стучать ладонями по коленям (5-10сек.) 2-3раза. 2.В опоре руками о стенку, быстрый бег одними ногами по (5-10сек)2-3раза. 3.Запятнать кисть партнера. Выполнять поочередно по( 5-10попыток) 2-3раза. 4.Конец палки накрыть ладонью, повернуться кругом на 360⁰и не дать упасть палке.
Упражнения для создания хорошей осанки 1.С мешочком с песком на голове (500гр) , ходьба по полоске на полу. 2. С мешочком с песком на голове(500гр.), балансирование на одной ноге, стоя на . скамейке (20-30сек.), менять положение ног. 3.Стоять у стены на расстоянии шага, прогибаться назад до выполнения „моста”. 4.Приседание с гимнастической палкой за спиной.(5-8раз).
Специальные упражнения при плоскостопии 1.Ходьба на носках, на наружных краях стопы, чередовать по (20-30сек.) 2-3раза. 2.Сгибание и разгибание стоп сидя на стуле по 12-16раз. 3.Ходьба на носках по наклонной плоскости. 4.Захват, поднимание и перекладывание палочек и кубиков пальцами ног сидя на стуле.
Упражнения на выносливость 1.Подскоки на месте, ноги вперед и назад или ноги в стороны и вместе по 30-50сек. 2.Подскоки с продвижением вперед и взлетом по 15-20раз. 3.Различные подскоки со скакалкой на одной и двух ногах от 1 до 3минут. 4.Бег трусцой от 5 до 10мин,после бега спокойная ходьба 50-60сек.
Домашнее задание по физической культуре для моих учащихся я предлагаю не только в виде комплекса физических упражнений на дом, но и в форме тестовых заданий, распределенных по уровню сложности с учетом возрастных особенностей ребенка. . При проверке домашнего задания выявляю не только результаты самостоятельной работы ученика, но и плоды его труда на уроках. Поскольку только в тесной взаимосвязи этих двух видов деятельности школьника можно достичь успеха в обучении. При подведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвиг в развитии двигательных качеств. . Таким образом, домашние задания являются одной из наиболее приемлемых и эффективных форм привлечения учащихся к ежедневным, систематическим занятиям физической культурой, заниматься самостоятельно для укрепления своего здоровья, совершенствование своего тела.
Учебно – методическая литература.
1.В.И.Лях, А.А.Зданевич. Физическая культура 5-7классы. 8-9классы ;10-11классы.Раздел «Самостоятельные занятия физическими упражнениями» стр.135,148,204. Учебники для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха. Москва Просвещение -2010г. 2.А.А.Холодова. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва. Просвещение ,1997г. 3.Т.В.Волосникова, С.О.Филиппова и др. Физическая культура в семье. Программа и методические рекомендации. 4.Физическая культура в школе. Учебно-методическая журнал. №7 стр.43; 2000г 5.Каинов.Физическая культура.9-11классы.Тесты,задания. Методическая разработка.2009г