СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Доминантовое трезвучие в мажорных тональностях"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по сольфеджио для учащихся 3 класса. Объяснение темы в форме сказки.

Просмотр содержимого документа
«"Доминантовое трезвучие в мажорных тональностях"»

КГКП «Школа искусств» акимата Шемонаихинского района


.





Доминантовое трезвучие

в мажорных тональностях


Разработка урока

Сольфеджио 3 класс


















г. Шемонаиха

2015-2016 учебный год



Разработка урока по сольфеджио

Тема: «Доминантовое трезвучие в мажорных тональностях»


Гиль Екатерина Сергеевна

преподаватель теоретических дисциплин


Предмет: сольфеджио

Уровень обучения учащихся: 3 класс


Цели урока:

  • Образовательная:

  1. Познакомить учащихся с новым материалом курса сольфеджио.

  2. Осуществить восприятие новой темы на основе ЗУН учащихся.

  3. Закрепить полученные знания через практические задания.

  • Развивающая:

  1. Способствовать развитию образного и творческого потенциала учащихся через сказку.

  2. Способствовать развитию у учащихся синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

  3. Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.

  • Воспитательная:

    1. Воспитывать в детях любовь к сольфеджио и музыкальной культуре в целом.

    2. Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством слуховых и визуальных образов.

    3. Воспитывать в детях чувство справедливости и активной жизненной позиции, толерантность и коммуникабельность.


Задачи:

  1. Повторить основные навыки сольфеджирования.

  2. Объяснить новую тему путем обращения к методу-сказке.

  3. Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения нового аккорда.

  4. Закрепить теоретические знания учащихся.


Тип урока: комбинированный. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока: коллективная.

Дидактические материалы: Слайд-презентация, Б. Калмыков, Г Фридкин Учебник сольфеджио, часть 1. Одноголосие. М.М, 1985, аудиозапись, фортепианная клавиатура.

Оборудование: парты, доска, ноутбук, проектор, фортепиано.

Технологии: Личностно-ориентированная, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: Практический, познавательный, аудиовизуальный, словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, интеллектуально-познавательные.



План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

  3. Распевание (попевки, упражнения).

  4. Объяснение новой темы на примере словесного метода – сказки с использованием компьютерной презентации.

  5. Физическая минутка.

  6. Слуховой анализ, музыкальные примеры с сопоставлением тонического и доминантового трезвучий.

  7. Практическое задание: построение D53 с разрешением в тональностях C-dur, Es-dur на доске и в нотных тетрадях.

  8. Чтение с листа.

  9. Вопросы на закрепление полученных знаний.

  10. Подведение итогов урока, домашнее задание, выставление оценок, рефлексия.


Ход урока:


  1. Организационный момент.


  1. Вступительное слово учителя.

Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наш урок будет посвящен новой и очень важной теме в предмете сольфеджио, которая называется «Доминантовое трезвучие». Хорошо понять эту тему вам поможет активность на уроке и применение ранее полученных знаний. И, конечно, чтобы полностью быть готовыми к уроку, мы должны сейчас распеться.


  1. Распевка.

  • Попевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» отрабатывает интонацию в направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков крещендо и диминуэндо. Учитель исполняет упражнение на фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети поют сначала все вместе, затем по одному.

  • Попевка «Я стою на месте, я шагаю вниз; я стою на месте, я шагаю вверх» исполняется с постепенным убыстрением темпа и активной артикуляцией слов, способствует разогреву певческого аппарата.

После того, как немного разогрели певческий аппарат, приступать к сольфеджированию гаммы и упражнений в ней.

  • - Теперь, ребята, мы вспомним с вами гамму Es-dur, потому что она нам сегодня еще не раз пригодится (гамму можно написать заранее на доске). Пение гаммы вверх и вниз с дирижированием в размере 2/4 с гармоническим сопровождением, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, шесть положений тонического трезвучия.


  1. Объяснение новой темы.

Преподаватель: Ну, вот! Теперь мы можем приступать к знакомству с новой темой. Название ее написано на доске – «Доминантовое трезвучие». Чтобы узнать, что это такое и понять его роль в музыке, я сейчас расскажу вам, ребята, небольшую сказку.

На экране появляется презентация. Слайд 1.

- С давних времен существовало волшебное королевство звуков «Лад», и все в нем было благополучно (Слайд 2), звуки дружили и ладили между собой. А все потому, что у королевства была мудрая правительница, которую звали Тоника (Слайд 3), со своего трона, первой ступени, она умело управляла своими подчиненными. Конечно, одной Тонике справиться было нелегко, поэтому ей помогали советники – устойчивые ступени (Слайд 4), которые вместе с Тоникой поддерживали порядок: Первая ступень следила за седьмой и второй, третья за второй и четвертой, пятая за четвертой и шестой. Втроем они составляли могучее войско «Тоническое трезвучие» (Т53) (Слайд 5).

0

0

0

И все бы было хорошо, но в любой сказке внезапно появляются злые и коварные силы. Давайте, ребята, сейчас подумаем и вспомним недобрых персонажей в разных сказках («Золушка» - Мачеха, «Белоснежка» - Колдунья, «Волк и семеро козлят» - Волк и т. д.). Вот и в нашем Ладном королевстве случилась беда (Слайд 6), взбунтовалась Пятая ступень (Слайд 7). Ей стало обидно, почему королевой является Тоника и звуки в Ладу подчиняются именно ей?

- Я тоже хочу быть главной! – сказала она, и собрала свое войско, свое трезвучие.

Преподаватель: Ребята, что такое трезвучие и как его построить?

Дети: Трезвучие – это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям, значит через ноту.

- Пятая ступень решила, что она главная, и в помощь себе призвала седьмую и вторую (Слайд 8, 9). Она даже имя себе неслучайное выбрала и назвалась Доминанта, что означает «Главная» (Слайд 10), а трезвучие, соответственно, стало именоваться Доминантовым (Слайд 11). Обозначалось оно традиционно первой буквой латинского алфавита D53.

Стали спорить Тоника и Доминанта (Слайд 12) – кому быть королевой, ведь не может существовать два правителя, звуки не знают, кому подчиняться. А в подчинении у Доминанты оказалось целых два неустойчивых звука, седьмая и вторая ступени, которые требовали разрешения. Тоника решила законы не менять, но и Доминанту не обидела, ведь ее звучание внесло в Королевство новые и необычные краски. Доминантовое трезвучие получило право на свое существование, но, во избежание конфликта, всегда разрешало неустойчивые звуки в устойчивые (Слайд 13, 14). При разрешении пятая ступень остается на месте, седьмая переходит в первую, вторая в третью.

И воцарился в Ладу снова мир и порядок (Слайд 15), когда светило солнце – звучала Тоника, за прохладу и дождик стала отвечать Доминанта. Для всех нашлось свое место (Слайд 16).

Преподаватель: А мы ребята, с вами сейчас не только узнали, что такое Доминантовое трезвучие, но и еще раз убедились, что в сказках добро всегда побеждает зло. И в жизни, точно также в любом конфликте нужно искать компромисс. А, пока вы внимательно слушали – немного устали, поэтому сейчас проведем небольшую разминку.


  1. Физическая минутка.

А на улице мороз, ну-ка, все взялись за нос.

По коленкам постучали, головою покачали.

По плечам похлопали и чуть-чуть потопали.

Пополам скорей согнулись, и напоследок потянулись.


  1. Слуховой анализ.

Преподаватель: Что такое Доминантовое трезвучие (далее D53) вы уже знаете, но ведь мы изучаем музыку, и теперь должны научиться исполнять и слышать, как звучит D53.

Учитель играет на фортепиано сопоставление Т53 и D53 в ритме жанров польки и марша, акцентируя внимание на устойчивости Т53 и напряженном, диссонирующем звучании D53. Далее, исполняется художественный пример - Вальс из оперы «Волшебный стрелок» К. М. Вебер. Здесь пояснить, что композиторы тоже нередко используют сочетание тоники и доминанты.


  1. Практическое задание. Построение D53.

Преподаватель: И как звучит D53 мы теперь тоже знаем. А сейчас самое время закрепить полученные знания на бумаге. Открываем тетради и пробуем построить D53, согласно всем правилам. Помогут вам нотные клавиатуры, которые лежат на ваших партах.

Один ученик выходит к доске, остальные пишут в тетрадях. Совместно с учителем дети рассуждают, как правильно построить и разрешить D53. Нужно написать в тетради два примера: в тональностях C-dur и Es-dur.


  1. Чтение с листа.

Преподаватель: Молодцы! Строить и разрешать D53 вы тоже научились. Осталось только спеть его. Петь то, что вы написали в тетрадях, будет вашим домашним заданием. А сейчас, вас ждет последнее на сегодня задание – чтение мелодии. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 50, русская народная песня «Я посею ли, млада».

Анализ мелодии: тональность, размер, длительности, повторное строение мелодии, движение поступенное и по звукам аккордов. Задание, найти в номере Т53 и D53, пропеть их отдельно. Прослушать аудиозапись мелодии, затем исполнить хором и по группам с гармоническим сопровождением учителя.


  1. Вопросы на закрепление полученных знаний.

Преподаватель: Вот мы с вами и прошли одну из самых главных тем в предмете сольфеджио, на этом мы не остановимся и постепенно научимся свободно слышать и исполнять его, и если вы вдруг заметили, сегодня речь шла только о мажорных тональностях, как строить и петь D53 в миноре мы поговорим на следующем уроке. А, пока, вспомним то, что узнали сегодня на уроке. Блиц-опрос:

  • Что означает слово «Доминантовое»?

  • Как обозначается доминантовое трезвучие?

  • На какой ступени строится D53?

  • Какие еще ступени входят в D53?

  • Куда разрешается D53?

  • Характер звучания D53.


  1. Подведение итогов урока, домашнее задание, выставление оценок, рефлексия.