КГКП «Школа искусств» акимата Шемонаихинского района | . |
Доминантовое трезвучие
в мажорных тональностях
Разработка урока
Сольфеджио 3 класс
г. Шемонаиха
2015-2016 учебный год
Разработка урока по сольфеджио
Тема: «Доминантовое трезвучие в мажорных тональностях»
Гиль Екатерина Сергеевна
преподаватель теоретических дисциплин
Предмет: сольфеджио
Уровень обучения учащихся: 3 класс
Цели урока:
Познакомить учащихся с новым материалом курса сольфеджио.
Осуществить восприятие новой темы на основе ЗУН учащихся.
Закрепить полученные знания через практические задания.
Способствовать развитию образного и творческого потенциала учащихся через сказку.
Способствовать развитию у учащихся синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
Воспитывать в детях любовь к сольфеджио и музыкальной культуре в целом.
Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством слуховых и визуальных образов.
Воспитывать в детях чувство справедливости и активной жизненной позиции, толерантность и коммуникабельность.
Задачи:
Повторить основные навыки сольфеджирования.
Объяснить новую тему путем обращения к методу-сказке.
Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения нового аккорда.
Закрепить теоретические знания учащихся.
Тип урока: комбинированный. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: коллективная.
Дидактические материалы: Слайд-презентация, Б. Калмыков, Г Фридкин Учебник сольфеджио, часть 1. Одноголосие. М.М, 1985, аудиозапись, фортепианная клавиатура.
Оборудование: парты, доска, ноутбук, проектор, фортепиано.
Технологии: Личностно-ориентированная, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: Практический, познавательный, аудиовизуальный, словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, интеллектуально-познавательные.
План урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.
Распевание (попевки, упражнения).
Объяснение новой темы на примере словесного метода – сказки с использованием компьютерной презентации.
Физическая минутка.
Слуховой анализ, музыкальные примеры с сопоставлением тонического и доминантового трезвучий.
Практическое задание: построение D53 с разрешением в тональностях C-dur, Es-dur на доске и в нотных тетрадях.
Чтение с листа.
Вопросы на закрепление полученных знаний.
Подведение итогов урока, домашнее задание, выставление оценок, рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наш урок будет посвящен новой и очень важной теме в предмете сольфеджио, которая называется «Доминантовое трезвучие». Хорошо понять эту тему вам поможет активность на уроке и применение ранее полученных знаний. И, конечно, чтобы полностью быть готовыми к уроку, мы должны сейчас распеться.
Распевка.
Попевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» отрабатывает интонацию в направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков крещендо и диминуэндо. Учитель исполняет упражнение на фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети поют сначала все вместе, затем по одному.
Попевка «Я стою на месте, я шагаю вниз; я стою на месте, я шагаю вверх» исполняется с постепенным убыстрением темпа и активной артикуляцией слов, способствует разогреву певческого аппарата.
После того, как немного разогрели певческий аппарат, приступать к сольфеджированию гаммы и упражнений в ней.
- Теперь, ребята, мы вспомним с вами гамму Es-dur, потому что она нам сегодня еще не раз пригодится (гамму можно написать заранее на доске). Пение гаммы вверх и вниз с дирижированием в размере 2/4 с гармоническим сопровождением, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, шесть положений тонического трезвучия.
Объяснение новой темы.
Преподаватель: Ну, вот! Теперь мы можем приступать к знакомству с новой темой. Название ее написано на доске – «Доминантовое трезвучие». Чтобы узнать, что это такое и понять его роль в музыке, я сейчас расскажу вам, ребята, небольшую сказку.
На экране появляется презентация. Слайд 1.
- С давних времен существовало волшебное королевство звуков «Лад», и все в нем было благополучно (Слайд 2), звуки дружили и ладили между собой. А все потому, что у королевства была мудрая правительница, которую звали Тоника (Слайд 3), со своего трона, первой ступени, она умело управляла своими подчиненными. Конечно, одной Тонике справиться было нелегко, поэтому ей помогали советники – устойчивые ступени (Слайд 4), которые вместе с Тоникой поддерживали порядок: Первая ступень следила за седьмой и второй, третья за второй и четвертой, пятая за четвертой и шестой. Втроем они составляли могучее войско «Тоническое трезвучие» (Т53) (Слайд 5).
0
0
0
И все бы было хорошо, но в любой сказке внезапно появляются злые и коварные силы. Давайте, ребята, сейчас подумаем и вспомним недобрых персонажей в разных сказках («Золушка» - Мачеха, «Белоснежка» - Колдунья, «Волк и семеро козлят» - Волк и т. д.). Вот и в нашем Ладном королевстве случилась беда (Слайд 6), взбунтовалась Пятая ступень (Слайд 7). Ей стало обидно, почему королевой является Тоника и звуки в Ладу подчиняются именно ей?
- Я тоже хочу быть главной! – сказала она, и собрала свое войско, свое трезвучие.
Преподаватель: Ребята, что такое трезвучие и как его построить?
Дети: Трезвучие – это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям, значит через ноту.
- Пятая ступень решила, что она главная, и в помощь себе призвала седьмую и вторую (Слайд 8, 9). Она даже имя себе неслучайное выбрала и назвалась Доминанта, что означает «Главная» (Слайд 10), а трезвучие, соответственно, стало именоваться Доминантовым (Слайд 11). Обозначалось оно традиционно первой буквой латинского алфавита D53.
Стали спорить Тоника и Доминанта (Слайд 12) – кому быть королевой, ведь не может существовать два правителя, звуки не знают, кому подчиняться. А в подчинении у Доминанты оказалось целых два неустойчивых звука, седьмая и вторая ступени, которые требовали разрешения. Тоника решила законы не менять, но и Доминанту не обидела, ведь ее звучание внесло в Королевство новые и необычные краски. Доминантовое трезвучие получило право на свое существование, но, во избежание конфликта, всегда разрешало неустойчивые звуки в устойчивые (Слайд 13, 14). При разрешении пятая ступень остается на месте, седьмая переходит в первую, вторая в третью.
И воцарился в Ладу снова мир и порядок (Слайд 15), когда светило солнце – звучала Тоника, за прохладу и дождик стала отвечать Доминанта. Для всех нашлось свое место (Слайд 16).
Преподаватель: А мы ребята, с вами сейчас не только узнали, что такое Доминантовое трезвучие, но и еще раз убедились, что в сказках добро всегда побеждает зло. И в жизни, точно также в любом конфликте нужно искать компромисс. А, пока вы внимательно слушали – немного устали, поэтому сейчас проведем небольшую разминку.
Физическая минутка.
А на улице мороз, ну-ка, все взялись за нос.
По коленкам постучали, головою покачали.
По плечам похлопали и чуть-чуть потопали.
Пополам скорей согнулись, и напоследок потянулись.
Слуховой анализ.
Преподаватель: Что такое Доминантовое трезвучие (далее D53) вы уже знаете, но ведь мы изучаем музыку, и теперь должны научиться исполнять и слышать, как звучит D53.
Учитель играет на фортепиано сопоставление Т53 и D53 в ритме жанров польки и марша, акцентируя внимание на устойчивости Т53 и напряженном, диссонирующем звучании D53. Далее, исполняется художественный пример - Вальс из оперы «Волшебный стрелок» К. М. Вебер. Здесь пояснить, что композиторы тоже нередко используют сочетание тоники и доминанты.
Практическое задание. Построение D53.
Преподаватель: И как звучит D53 мы теперь тоже знаем. А сейчас самое время закрепить полученные знания на бумаге. Открываем тетради и пробуем построить D53, согласно всем правилам. Помогут вам нотные клавиатуры, которые лежат на ваших партах.
Один ученик выходит к доске, остальные пишут в тетрадях. Совместно с учителем дети рассуждают, как правильно построить и разрешить D53. Нужно написать в тетради два примера: в тональностях C-dur и Es-dur.
Чтение с листа.
Преподаватель: Молодцы! Строить и разрешать D53 вы тоже научились. Осталось только спеть его. Петь то, что вы написали в тетрадях, будет вашим домашним заданием. А сейчас, вас ждет последнее на сегодня задание – чтение мелодии. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 50, русская народная песня «Я посею ли, млада».
Анализ мелодии: тональность, размер, длительности, повторное строение мелодии, движение поступенное и по звукам аккордов. Задание, найти в номере Т53 и D53, пропеть их отдельно. Прослушать аудиозапись мелодии, затем исполнить хором и по группам с гармоническим сопровождением учителя.
Вопросы на закрепление полученных знаний.
Преподаватель: Вот мы с вами и прошли одну из самых главных тем в предмете сольфеджио, на этом мы не остановимся и постепенно научимся свободно слышать и исполнять его, и если вы вдруг заметили, сегодня речь шла только о мажорных тональностях, как строить и петь D53 в миноре мы поговорим на следующем уроке. А, пока, вспомним то, что узнали сегодня на уроке. Блиц-опрос:
Что означает слово «Доминантовое»?
Как обозначается доминантовое трезвучие?
На какой ступени строится D53?
Какие еще ступени входят в D53?
Куда разрешается D53?
Характер звучания D53.
Подведение итогов урока, домашнее задание, выставление оценок, рефлексия.