СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доноведение 1-2кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доноведение 1-2кл.»

Ростовская область, Пролетарский (с) район, х. Коврино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ковриновская средняя общеобразовательная школа

Пролетарского района Ростовской области





Утверждаю

Приказ от 31.08.2021 №100



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Внеурочной деятельности, курс Доноведение, направление: Духовно-нравственное

(указать учебный предмет, курс)


Уровень общего образования (класс)

Начальное общее, 1-2 класс___________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 34

Учитель Челядина Ульяна Вячеславовна


Программа разработана на основе:

Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Доноведение» Е.Ю. Сухаревской, М.Н. Бакревой _____________________________________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)













2021-2022 уч.год

Раздел: «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273- ФЗ;

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования, принятый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2021 г., регистрационный № 64100);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

  • Основной образовательной программы Школы;

  • авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю. Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю. Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А. Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В. Козорезова, Е.А. Никуличева, Т.Г. Степанова, А.Г. Ткаченко).


Цель курса:

  • формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.


Задачи курса:

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.


Общая характеристика курса «Доноведение» в начальной школе


Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира. При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

Раздел: «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА»


Личностными результатами изучения курса «Доноведение» являются следующие умения:

1. анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

2. объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.

3. оценивать собственные знания и умения;

4. доводить дело до конца.


Метапредметными результатами изучения курса «Доноведение» являются следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

2. составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

3. вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном.




Познавательные:

1. находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств;

2. использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

3. проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;

4. исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

5. ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

1. слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

2. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

3. пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;

4. готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.


Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.

Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.

Наш Донской край – это непросто русский край, это казачий край. По убеждению большинства учёных и преподавателей, всего населения области убеждено в том, что казачество – это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности. Дон обладает богатейшим природным, историко-культурным, фольклорно-этнографическим населением. Культурное богатство области представлено памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая современными памятниками. Донские казаки сыграли большую роль в обороне России от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила своеобразный отпечаток на повседневный быт, архитектуру, народное творчество. Богатое фольклорное наследие донских казаков представлено в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», других его бессмертных произведениях.

В настоящее время, в связи с возрастанием роли регионов в жизни государства и общества, становится более актуальной задача изучения природы истории родного края в начальной школе.







Раздел: «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА»


1. Структура курса:


п/п

Название раздела, главы (темы)

Количество часов

1

Я и окружающий мир.

5

2

Природа Донского края

20

3

Человек и природа

3

4

Жизнь на Дону

6


Итого:

34ч.



    1. Использование учебного времени

В учебном плане на изучение курса «Доноведение» в 1-2 классах отводится 1 час в неделю при 34 недельной нагрузке. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.

По календарному графику ОУ на изучение курса «Доноведение» приходится 31 календарный день.

Занятия №20 «Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними» и №21 «Правила безопасного обращения с домашними животными» объединить в одно.


2. Основное содержание по темам:


Раздел 1. Я и окружающий мир (5 часов)

Вводный урок. Мы теперь не просто дети. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Родной край. С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.


Раздел 2. Природа Донского края (20 часов)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью. Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом. Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).


Раздел 3. Человек и природа (3 часа)

Занятия людей Донского края в разные времена года. Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.


Раздел 4. Жизнь на Дону (6 часов)

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии1

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):

«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма» «Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей).


Раздел: «КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»


п/п

Название раздела программы,

тема занятия

Кол.

часов

Дата

Я и окружающий мир. 5ч

1

Вводный урок. Мы теперь не просто дети. Вводная беседа о предмете «Доноведение».

1

1.09

2

Родной край. С чего начинается Родина. Экскурсия по родному хутору.

1

8.09

3

Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

1

15.09

4

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

1

22.09

5

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

1

29.09

Природа Донского края. 19ч

6

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

1

6.10

7

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе.

1

13.10

8

Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья).

1

20.10

9

Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля.

1

27.10

10

Жизнь животных осенью.

1

2 чет.

10.11

11

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе.

1

17.11

12

Жизнь животных зимой. Живой уголок.

1

24.11

13

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе.

1

1.12

14

Растения весной. Жизнь животных весной.

1

8.12

15

Экскурсия «Многообразие природы родного края».

1

15.12

16

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе.

1

22.12

17

Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

1

3 чет.

12.01

18

Экскурсия «У водоема»

1

19.01

19

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

1

26.01

20

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

1

2.02

21

Правила безопасного обращения с домашними животными.



22

Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

1

9.02

23

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

1

16.02

24

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

1

2.03

25

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

1

9.03

Человек и природа. 3ч

26

Занятия людей Донского края в разные времена года.

1

16.03

27

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края.

1

4 чет.

6.04

28

Правила поведения в природе.

1

12.04

Жизнь на Дону. 6ч

29

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону.

1

20.04

30

Танаис – древний город.

1

27.04

31

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки.

1

4.05

32

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

1

11.05

33

Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

1

18.05

34

Обобщение пройденного материала.

1

25.05


ИТОГО:

33ч.























1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.