Ростовская область, Пролетарский (с) район, х. Коврино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ковриновская средняя общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Утверждаю
Приказ от 31.08.2021 №100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Внеурочной деятельности, курс Доноведение, направление: Духовно-нравственное
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее, 1-2 класс___________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34
Учитель Челядина Ульяна Вячеславовна
Программа разработана на основе:
Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Доноведение» Е.Ю. Сухаревской, М.Н. Бакревой _____________________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2021-2022 уч.год
Раздел: «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, обеспечивающие реализацию программы:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273- ФЗ;
Федерального государственного стандарта начального общего образования, принятый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2021 г., регистрационный № 64100);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
Основной образовательной программы Школы;
авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю. Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю. Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А. Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В. Козорезова, Е.А. Никуличева, Т.Г. Степанова, А.Г. Ткаченко).
Цель курса:
формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи курса:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Общая характеристика курса «Доноведение» в начальной школе
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира. При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
Раздел: «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА»
Личностными результатами изучения курса «Доноведение» являются следующие умения:
1. анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
2. объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.
3. оценивать собственные знания и умения;
4. доводить дело до конца.
Метапредметными результатами изучения курса «Доноведение» являются следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
2. составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
3. вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном.
Познавательные:
1. находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств;
2. использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
3. проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
4. исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
5. ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
1. слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
2. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
3. пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;
4. готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.
Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.
Наш Донской край – это непросто русский край, это казачий край. По убеждению большинства учёных и преподавателей, всего населения области убеждено в том, что казачество – это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности. Дон обладает богатейшим природным, историко-культурным, фольклорно-этнографическим населением. Культурное богатство области представлено памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая современными памятниками. Донские казаки сыграли большую роль в обороне России от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила своеобразный отпечаток на повседневный быт, архитектуру, народное творчество. Богатое фольклорное наследие донских казаков представлено в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», других его бессмертных произведениях.
В настоящее время, в связи с возрастанием роли регионов в жизни государства и общества, становится более актуальной задача изучения природы истории родного края в начальной школе.
Раздел: «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА»
1. Структура курса:
№ п/п | Название раздела, главы (темы) | Количество часов |
1 | Я и окружающий мир. | 5 |
2 | Природа Донского края | 20 |
3 | Человек и природа | 3 |
4 | Жизнь на Дону | 6 |
| Итого: | 34ч. |
Использование учебного времени
В учебном плане на изучение курса «Доноведение» в 1-2 классах отводится 1 час в неделю при 34 недельной нагрузке. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.
По календарному графику ОУ на изучение курса «Доноведение» приходится 31 календарный день.
Занятия №20 «Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними» и №21 «Правила безопасного обращения с домашними животными» объединить в одно.
2. Основное содержание по темам:
Раздел 1. Я и окружающий мир (5 часов)
Вводный урок. Мы теперь не просто дети. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Родной край. С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Раздел 2. Природа Донского края (20 часов)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью. Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом. Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Раздел 3. Человек и природа (3 часа)
Занятия людей Донского края в разные времена года. Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Раздел 4. Жизнь на Дону (6 часов)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии1
В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма» «Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей).
Раздел: «КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
№ п/п | Название раздела программы, тема занятия | Кол. часов | Дата |
Я и окружающий мир. 5ч |
1 | Вводный урок. Мы теперь не просто дети. Вводная беседа о предмете «Доноведение». | 1 | 1.09 |
2 | Родной край. С чего начинается Родина. Экскурсия по родному хутору. | 1 | 8.09 |
3 | Домашний адрес. Адрес школы, история школы. | 1 | 15.09 |
4 | Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. | 1 | 22.09 |
5 | Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону. | 1 | 29.09 |
Природа Донского края. 19ч |
6 | Живая и неживая природа Донского края. Времена года. | 1 | 6.10 |
7 | Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. | 1 | 13.10 |
8 | Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). | 1 | 20.10 |
9 | Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. | 1 | 27.10 |
10 | Жизнь животных осенью. | 1 | 2 чет. 10.11 |
11 | Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. | 1 | 17.11 |
12 | Жизнь животных зимой. Живой уголок. | 1 | 24.11 |
13 | Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. | 1 | 1.12 |
14 | Растения весной. Жизнь животных весной. | 1 | 8.12 |
15 | Экскурсия «Многообразие природы родного края». | 1 | 15.12 |
16 | Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. | 1 | 22.12 |
17 | Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом. | 1 | 3 чет. 12.01 |
18 | Экскурсия «У водоема» | 1 | 19.01 |
19 | Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. | 1 | 26.01 |
20 | Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. | 1 | 2.02 |
21 | Правила безопасного обращения с домашними животными. | | |
22 | Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. | 1 | 9.02 |
23 | Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. | 1 | 16.02 |
24 | Почва Донского края и её значение для растений и животных. | 1 | 2.03 |
25 | Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём). | 1 | 9.03 |
Человек и природа. 3ч |
26 | Занятия людей Донского края в разные времена года. | 1 | 16.03 |
27 | Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. | 1 | 4 чет. 6.04 |
28 | Правила поведения в природе. | 1 | 12.04 |
Жизнь на Дону. 6ч |
29 | Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. | 1 | 20.04 |
30 | Танаис – древний город. | 1 | 27.04 |
31 | Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. | 1 | 4.05 |
32 | Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону. | 1 | 11.05 |
33 | Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. | 1 | 18.05 |
34 | Обобщение пройденного материала. | 1 | 25.05 |
| ИТОГО: | 33ч. | |
1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.