Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов Мартыновский район Ростовская область
«Утверждаю»
Директор МБОУ-ООШ № 14
Приказ от 05.09.2018 № 148
___________ Т.В.Колесникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДОНОВЕДЕНИЕ»
3-4 классы Количество часов:34
Составитель: учитель начальных классов
Дьяченко Светлана Ивановна
2018-2019 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:
-пробуждать интерес к малой Родине и формировать пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
-формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
-воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.
- развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей.
Коррекционная задача:
- коррекция интеллектуальных недостатков у обучающихся с учётом их возрастных особенностей.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Доноведение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.20153 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ »
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 № 85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 № 72) СанПиН 2.4.2.2821-10;
1. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования
2. Программы по вариативному курсу «Доноведение» Сухаревская Е.И. для начальной школы. Издательство Баро-Пресс, 2011
1 час в неделю – 34 часа в год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ДОНОВЕДЕНИЕ»
1. Личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-4 классов
№ | Тема | Количество часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства, технологии решения педагогических задач | Проблемы, возникающие при изучении темы | Педагогический мониторинг |
1 | Я и окружающий мир | 3 | Расширение представлений об окружающем мире. Развитие пространственных представлений и ориентаций. Развитие объёма, распределения и концентрации внимания | Личностно – ориентированное развивающее обучение. Игровые технологии. Технология разноуровневого обучения. | Слабые представления об окружающем мире. Малый жизненный опыт. Несовершенство мышления и мыслительных процессов. | Текущий контроль. |
2 | Яркие страницы истории земли Донской | 20 | Расширение кругозора. Развитие словесно – логического мышления, умения анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения. | Объяснительно – иллюстративное обучение. | Малый жизненный опыт. Сохранение в памяти изученного материала на низком уровне. | Текущий контроль. |
3 | Человек и природа | 7 | Развитие зрительного восприятия и узнавания. Развитие наблюдательности, чувственности восприятия. Расширение представлений об окружающем мире. | Объяснительно – иллюстративное обучение. | Несовершенство мышления и мыслительных процессов. | Текущий контроль. |
4 | Жизнь на Дону | 4 | | Объяснительно – иллюстративное обучение. Игровые технологии | Слабые представления об окружающем мире. Малый жизненный опыт. | Текущий контроль. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Содержательные линии. Тема | Количество часов | Датапроведения | Обязательный минимум | Термины. Понятия |
план | Факт (обосно-вание) | Знать | Уметь |
1 | Донской край – мой край! | 1 | 05.09 | | города и районы Ростовской области | показывать границы Ростовской области, называть крупные города области | Географическая карта Войско Донское |
2-3 | Что ты знаешь о роде своём? | 2 | 12.09 19.09 | | истории их семьи – семейные традиции. | Собирать данные о себе, о своей семье, о месте проживания составлять летопись своей семьи; | Генеалогическое дерево, род, родословная |
4 | На казачьем Кругу | 1 | 26.09 | | историю казачьих символов, управление в казачьей станице. | называть символы казачества | Герб, печать, бунчук, булава, насека |
5 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | 03.10 | | историю казачьих походов. значения службы Отчизне, Родине, краю. | описывать наиболее важные события истории родного края; описывать наиболее важные события истории родного края; | Ратник, степные рыцари |
6 | Ермак Могучий. | 1 | 10.10 | | великих людей – наших земляков. | |
7 | Степан Разин. | 1 | 17.10 | | великих людей – наших земляков. | |
8-9 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 2 | 24.10 07.11 | | важнейшие события в истории родного края; | |
10 | Таганрог – первый порт России | 1 | 14.11 | | историю города | |
11 | Крепость Димитрия Ростовского | 1 | 21.11 | | историю города Ростова-на-Дону | |
12 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 | 28.11 | | важнейшие события в истории родного края; | Восстание |
13 | Вместе с Суворовым | 1 | 05.12 | | важнейшие события в истории родного края; | |
14 | Платов Матвей Иванович | 1 | 12.12 | | великих людей – наших земляков. | |
15 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 1 | 19.12 | | историю города | |
16 | Бакланов Яков Петрович | 1 | 26.12 | | великих людей – наших земляков. | |
17 | За землю и за волю | 1 | 09.01 | | важнейшие события в истории родного края; | ; | Гражданская война, «красное казачество», «белое казачество» |
18 | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | 16.01 | | о жизни Дона при строительстве социализма. | Колхоз, пионер |
19 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 23.01 | | примеры подвигов дончан во время ВОВ | |
20 | День освобождения родного города (села, станицы) | 1 | 30.01 | | историю освобождения родного города (села) от фашистов | |
21-22 | Мирное время на Донской земле. | 2 | 06.02 13.02 | | о промышленности нашего края и её отраслях | приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области; | |
23 | Волгодонск – город молодости. | 1 | 20.02 | | значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска, историю города Волгодонска. | описывать наиболее важные события истории родного края; | Цимлянское водохранилище |
24 | Дом, в котором мы живём. | 1 | 27.02 | | правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; | приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; | Экология, экологические проблемы, |
25 | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 1 | 06.03 | | о значении воздуха и воды для живых существ; основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха | приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; | |
26 | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 | 13.03 | | |
27 | Экологические проблемы почв родного края | 1 | 20.03 | | о подземных богатствах нашего края; о способах добычи полезных ископаемых, о профессиях, связанных с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. | |
28 | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | 03.04 | | об экологическом равновесии | Экологические катастрофы |
29-30 | Охранять природу – значит охранять Родину | 2 | 10.04 17.04 | | правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; | называть растения родного края – деревья, кустарники, травы; узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; представителей животного мира родного края | Красная книга Заповедники, заказники |
31 | Троица | 1 | 24.04 | | о летних обрядах на Дону. игры, забавы, потехи | организовывать игры | |
32 | Ивана Купала | 1 | 08.05 | |
33 | Спасы | 1 | 15.05 | |
34 | Я – гражданин Ростовской области | 1 | 22.05 | | народы, населяющие Ростовскую область | называть народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); | |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МС МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от 2018 года № __ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ О.В.Петрова ______________ 2018 г. |
21