Сценарий занятия
«Донской – город шахтерской славы »
Составила Хузина Э.М.
Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучать историю нашего города. Как он называется? /дети отвечают – Донской/.
Знаете ли вы, почему в наших краях уголь называют главным камнем? Послушайте историю, очень похожую на сказку. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк. «Прочь отсюда,закричал царь,об этот уголь только руки марать!» Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой»
Судя по сказке, это был не очень мудрый царь! Но нам повезло, так как в России много лет назад, правил очень мудрый царь (император)! А теперь давайте вспомним, про какого царя я вам рассказывала! /(показать картинку) /дети отвечают –Перт 1/. По его приказу начали изучать земные недра, т. е. искать полезные ископаемые. А что такое полезные ископаемые?/Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям/. Были такие люди, называли их, рудознатцами. (Они искали необычные камни). Среди них были рудознатцы Иван Палицын и Марк Титов, они то и нашли уголь, который потом начали добывать, т.е. доставать из-под земли.
Посмотрите на эти камешки (показывает образцы минералов).Ребята подходят к коллекции полезных ископаемых.
Отгадайте загадки про полезные ископаемые, которые люди добывают на земле и под землёй. Дети отгадывают загадки и находят предметы - отгадки среди образцов коллекции музея.
И липка, и жирна, и мягка,
А посуда из неё крепка! (Глина.)
Этот камень давно славен.
Расплавь его - и железо твоё. (Железная руда.)
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Можешь ты его копать
И в ведёрко насыпать. (Песок.)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение. (Известняк)
Из него медали льют
И за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки,
Часики, браслеты, брошки. (Золото.)
По трубе к нам в дом спешит,
Голубым огнём горит. (Природный газ.)
Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (соль)
Горит, да не солнце.
Чёрен, да не ночь,
Твёрдый, да не камень.
На весь мир славен! (Уголь.)
Скажите, какой он - уголь? (Чёрный, твёрдый, блестящий, слоистый.) Сравните уголь с речной галькой, глиной, песком и т.п. и расскажите, чем он отличается от этих, экспонатов нашего музея / дети выполняют задание/.
Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло. Всем известно: уголь чёрного цвета. Так и говорят - чёрный как уголь.
Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь?(Предположения детей.) Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку. Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле.
Ребята, давайте вспомним, что очень давно, много миллионов лет назад. Сначала было море. О том, что здесь было море говорит вот это полезное ископаемое/показать соль/. В этих самых морях плавали необычные животные, живые организмы – трилобиты, брахиоподы. /показать картинку древнего моря/. О том, что здесь жили морские животные, свидетельствуют, вот эти полезные ископаемые/показать известняк/.
Затем поверхность земли под действием вулканов и землетрясений стала изменяться. О том, что здесь, извергались вулканы, свидетельствует вот эти, полезные ископаемые/ показать слюду и кварц/.Море постепенно мелело и отступало, появилась суша, а из-за извержения вулканов климат стал теплый, почва стала плодородной и на заболоченных местах выросли вечнозеленые леса из древовидных папоротников и гигантских хвощей огромных размеров, диаметром 2 метра, а высотой 40метров/показать картинку/.Они падали в воду, разлагались. Если б они так и оставались в воде, они бы постепенно сгнили и совсем исчезли, но они заносились слоем ила и песка. И под этим слоем без поступления воздуха эти остатки растений постепенно превращались в торф. Затем, этот слой под влиянием колебаний земной коры опускался все ниже. И постепенно из торфа стали образовываться угли. Как видите, ребята, миллионы лет трудилась природа, чтобы постепенно создать для людей это богатство нашего края – уголь! Всем известно, что дерево хорошо горит.
Посмотрите, а уголёк - то наш ожил (выставляет на стол куклу Уголёк, говорит за неё). Я думаю, Уголёк может рассказать нам много интересного.
Уголёк: Я - чудесный Уголёк.
Чёрный у меня бочок.
Ярко я в печи горю,
Людям всем тепло дарю!
Ребята, вы меня узнали? (Да.)
Я, Уголёк, везде желанный гость. Попаду в дом - затопит хозяйка печь, напечёт блинов да пирогов. Заходите, гости дорогие, угощайтесь на здоровье! Попаду на теплоэлектростанцию, что недалеко от вашего города, вода в котлах закипит, забурлит, турбины заработают, и побежит по трубам горячая вода, а по проводам - электричество. Станет в ваших домах тепло и светло! Попаду на металлургический завод, растоплю железную руду, выплавлю из неё сталь. А потом мастера сделают из неё рельсы для поездов, краны строительные, машины и многое другое. И не боюсь я сгореть. Отдам своё тепло людям, останется от меня зола - очень ценное удобрение и строительный материал. Вот я какой!
Молодец, Уголёк! Но без помощи людей не выбраться тебе из земли.
Уголёк: Ребята, знаете ли вы, кто мне помогает выйти на поверхность? Назовите их профессии. (Ответы детей.) Тульская область - богатейший угольный край. Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй, и на её поверхности. Чтобы добраться до угля, расположенного глубоко под землёй, шахтёры прорывают глубоко в земле шахты (глубокие и широкие колодцы). Им приходится работать под землей, работа эта очень опасная.
А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах - угольных разрезах. Назовите машины и механизмы, которые используются при добыче угля. (Угольный комбайн, транспортёр, вагонетка, шагающий экскаватор, подъёмник, самосвал.)
Уголек:Да, много людей разных профессий трудятся на шахтах и угольных разрезах. Но добывают уголь шахтёры - люди трудной и почётной профессии! Эти люди, которые приезжали сюда в Донской, чтобы здесь работать на шахтах и добывать уголь, построили наш город. По этому Донской называют городом шахтеров.
А давайте поиграем, кто лучше всех из детей знает свой родной край. За каждый правильный ответ Уголек будет вам в каску положить маленький уголек, у кого больше тот и победил.
1. как называется наша область?/Тульская/.
2. как называется наш город?
3. какой главный город в Тульской области.
4. перечислите, что изображено на гербе города Донского.
5. какие реки протекают в нашем городе.
6. как называется главная профессия города угольщиков/ шахтер/.
7. что означает выражение черное золото?
8. для чего нам нужен уголь?
Игра «Вопрос- ответ». Я начинаю предложение -дети заканчивают.
Повар должен готовить.
Учитель…. учить.
Доктор…. лечить.
Водитель… возить.
Портной… шить.
Дворник… .убирать.
Летчик… переправлять.
Артисты… развлекать.
Горняки… добывать.
Ребята, а кто добывает уголь? /шахтеры/. А чтобы стать настоящими шахтерами, нужно быть смелыми, сильными, ловкими, и в этом нам поможет спорт!
Если хочешь стать умелым, сильным, ловким, смелым,
Научись любить скакалку, обручи и палки.
Никогда не унывай, в цель мячами попадай!
Вот здоровья в чем секрет–
Будь здоров! Физкульт-привет!
Эстафета « По кочкам» »
Эстафета «Подземный поезд». По сигналу первые игроки команды быстрым шагом отправляются к своим ориентирам, огибают их, возвращаются на место, присоединяя к себе сзади следующего по счету игрока, и вместе преодолевают тот же путь, выигрывают те, кто первым (в полном составе) возвратится на старт в виде паровозика.
Уголек:
- В шахте шахтеров подстерегают различные экстремальные ситуации, поэтому вам необходимо научиться принимать правильные решения и быстро реагировать. Сейчас вы должны как можно быстрее надеть противогаз, добежать до стула, по тому же маршруту вернуться обратно и передать эстафету следующему.
Огонек:
- В следующем конкурсе вы должны спасти друга, попавшего в беду. Вам необходимо разделиться на мини-команды, состоящие из трех человек, двоим из которых предстоит, надев противогаз на третьего (пострадавшего), донести его до стула.
И последняя эстафета. Сейчас мы узнаем, какая команда сильнее. Тянем канат по моей команде.
Ну что ж, наши эстафеты закончились! И в этих соревнованиях проигравших нет! Победила дружба!