СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП Академический вокал. Предмет по выбору - фортепиано. 7 лет

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа поучебному предмету "Академический вокал". Предмет по выбору - фортепиано. 7 лет обучения

Просмотр содержимого документа
«ДООП Академический вокал. Предмет по выбору - фортепиано. 7 лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ»









ПРОГРАММА по учебному предмету

ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ. Фортепиано.













Разработчик: преподаватель фортепиано,

концертмейстер Бухарова З.Э.





Локосово 2017

Структура программы учебного предмета

СОДЕРЖАНИЕ




I.

Пояснительная записка

3

II.

Содержание учебного предмета

6

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

18

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

19

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

20

VI.

Список рекомендуемой нотной и методической литературы

22



































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано», разработана преподавателем фортепиано Бухаровой З.Э. на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося.

Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления обучающихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, обучающиеся приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. 

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся сольному пению, необходим курс ознакомления с этим инструментом.


Возраст детей, приступающих к освоению программы - 6,6 лет.

Срок обучения 4 года.


Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Недельная нагрузка по предмету «Фортепиано» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.


Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Фортепиано» со сроком обучения 7 лет, продолжительность учебных занятий с первого по седьмой годы обучения составляет 34 недели в год.


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» на реализацию учебного предмета «Фортепиано»

Таблица 1

Срок обучения 7 лет

Виды учебной нагрузки

Срок обучения /класс


7 лет (1-7 классы)

Количество часов на аудиторные занятия

34

34

34

34

34

34

34

Общее количество часов на аудиторные занятия

238

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

1

1

1


Форма проведения аудиторных занятий - индивидуальная, продолжительность урока в 1 и 2 классе - 35 минут; в 3-7 классах - 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.


Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству; 

  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения; 

  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato; 

  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований; 

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле; 

  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией.


Описание структуры программы учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения; 

  • описание дидактических единиц учебного предмета; 

  • требования к уровню подготовки обучающихся; 

  • формы и методы контроля, система оценок; 

  • методическое обеспечение учебного процесса. 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 


Методы обучения

При работе с обучающимися преподаватель использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ); 

  • наглядно-слуховой (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение); 

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений); 

  • практический (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений). 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы в Образовательной организации имеются следующие условия: кабинет для индивидуальных занятий, оснащённый музыкальным инструментом (фортепиано), а также обеспечен доступ к нотному и методическому материалу.

Помещение для занятий соответствует противопожарным и санитарным нормам.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета «Фортепиано»


Срок обучения 7 лет

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Фортепиано» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы: 

– выполнение домашнего задания; 

– посещение учреждений культуры

(филармоний, театров, концертных залов и др.); 

– участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности и др. 

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения материала.


Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед преподавателем.


Годовые требования по классам на срок обучения 7 лет.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся.


1 год обучения

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами.

Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

Гаммы До мажор, ля, минор отдельными руками в одну октаву. Тонические трезвучия с обращениями отдельно каждой рукой.

В течение года обучающийся должен пройти 5-6 разнохарактерных произведений.

Чтение с листа несложного нотного текста.

В конце каждого полугодия на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.


Примерный репертуарный список


Этюды

Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору)

Лекуппэ Ф. Соч.17. Азбука 25 легких этюдов: №№3,6,7,9,18,21,23

Лемуан А. соч. 37 (по выбору)

Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих соч.65 (по выбору)

«Маленькие этюды для начинающих» (по выбору)

Шитте Л. Этюды соч. 160 (по выбору)

Школа игры на фортепиано под общ. ред. А. Николаева: этюды

Пьесы

Гедике А. Танец

Глинка М. Полька

Гречанинов А. Соч.98: В разлуке, Мазурка

Жилинский А. Танец, Дятел и кукушка

Кабалевский Д. Клоуны, Маленькая полька

Куперен Ф. Кукушка

Майкапар А. Соч.28: Бирюльки: В садике, Пастушок, Мотылек

Польская народная песня «Висла» 

Руббах А. Воробей 

Салютринская Т. Кукушка

Старокадомский М. Веселые путешественники

Стоянов В. Детский альбом: Маленький всадник, Старинные часы

Ансамбли в 4 руки

Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору)

Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып.1. Для фортепиано в 4 руки

Глинка И. Жаворонок, Ходит ветер у ворот

Калинников В. Сосны

Моцарт В. Контрданс из сонаты № 1

Прокофьев С. Болтунья 

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.2. Сост. С. Ляховицкая (по выбору)

Украинская народная песня «Ой, в саду, в садочке»


Примеры программ для контрольного урока

Вариант 1 

Старокадомский М. Веселые путешественники

Прокофьев С. Болтунья (ансамбль)


Вариант 2 

Гнесина Е. Этюд 

Майкапар А. В садике


2 год обучения

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа нетрудногомузыкального текста.

Гаммы До, Соль мажор, ля, ми минор отдельными руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями отдельными руками. Короткие арпеджио отдельными руками в две октавы.

В течение года обучающийся должен пройти:

– 2 этюда;

– 2 пьесы;

– 2 ансамбля.

В конце каждого полугодия на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.


Примерный репертуарный список

Этюды 

Беркович И. Этюд Фа мажор 

Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч.32, 1 ч. (по выбору) 

Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору)

Гурлит М. Этюд ля минор 

Лекуппэ Ф. Этюд До мажор 

Майкапар А. Этюд ля минор 

Шитте Л. Этюды соч.108. №№ 1,3,5,7 

Пьесы 

Барток Б. Избранные детские пьесы (по выбору)

Беркович И. 25 легких пьес: Сказка, Осенью в лесу 

Гайдн Й. Анданте Соль мажор 

Гедике А. Русская песня, соч.36 

Глинка М. Полька, Чувство

Гречанинов А. Соч.118. Восточный напев, соч.123 Грустная песенка

Гуммель И. Соч.42. 6 легких пьес (по выбору)

Кореневская И. Зимой, Курочка

Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино

Курочкин Д. Пьеса

Левидова Д. Пьеса 

Майкапар А. Пастушок, В садике 

Фрид Г. Грустно 

Хачатурян А. Андантино

Штейбельт Д. Адажио

Ансамбли в 4 руки

Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору)

Бетховен Л. Немецкие танцы

Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен» 

Брат и сестра. Вып.2. Сост. В. Натансон: Гайдн И. Менуэт быка, Моцарт В. Ария из оперы «Дон-Жуан»

Глинка М. Хор «Славься» 

Металлиди Ж. Дом с колокольчиком 

Мусоргский М. Гопак

Чайковский П. Под яблоней зеленой, Колыбельная в бурю

Шаинский В. Песенка крокодила Гены


Примеры программ для контрольного урока

Вариант 1 

Левидова Д. Пьеса 

Гедике А. Этюд ля минор 


Вариант 2 

Чайковский П. Колыбельная в бурю 

Шитте Л. Этюд соч.108 № 7 


3 год обучения

Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения, усложняется изучаемый музыкальный материал. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа. 

Гаммы До, Соль мажор, ля, ми минор отдельными руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями отдельными руками. Короткие арпеджио отдельными руками. Хроматическая гамма.

В течение года обучающийся должен пройти:

– 1 произведение крупной формы;

– 1-2 этюда;

– 2 пьесы;

– 1-2 ансамбля.

В конце каждого полугодия на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.


Примерный репертуарный список:

Этюды 

Бертини А. Этюд Соль мажор  

Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч.32

Гедике А. Соч.58. «Ровность и беглость» 

Зиринг В. Соч.20. Этюды

Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48 

Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8,11,12,15 

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2 

Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19 

Крупная форма 

Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1, Вариации на тирольскую тему

Диабелли А. Сонатина 

Клементи М. Соч.36. Сонатины №№ 3,4, 5

Медынь Я. Сонатина До мажор

Пьесы

Александров А. 6 пьес: Когда я был маленьким 

Александров А. Новогодняя полька 

Бах Ф. Э. Анданте Ре мажор

Бетховен Л. Аллеманда, Элегия

Волков В. 30 пьес для фортепиано: По волнам, Вечер, Песня 

Гайдн И. Анданте 

Гедике А. Русская песня 

Гедике А. Соч.36: №№ 21,23,31 

Гладковский В. Десятая сюита: Маленькая танцовщица

Гречанинов А. На лужайке, Вальс 

Григ Э. Вальс ми минор, Песня сторожа, Танец эльфов 

Дварионас Б. Прелюдия 

Ладухин А. Соч.10, № 5. Пьеса

Лонгшамп-Друшкевичова К. Полька 

Люлли Ж. Гавот соль минор

Ляпунов С. Аллегретто

Майкапар А. Избранные пьесы: Утром, Гавот, Песенка 

Мелартин Э. Соч.23. Пастораль

Моцарт В. 14 пьес: № 8 

Ребиков В. Музыкальная табакерка

Свиридов Г. Ласковая просьба 

Сигмейстер Э. Блюз 

Тюрк Д. Песенка 

Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Песня жаворонка, Камаринская, Вальс, Полька 

Шуман Р. Соч. 68: Марш, Смелый наездник 

Ансамбли в 4 руки

Асафьев Б. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан»

Балакирев М. 13 избранных русских народных песен (по выбору)

Бетховен Л. Афинские развалины 

Варламов А. Красный сарафан

Векерлен Ж.Б. Пастораль 

Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

Глиэр Р. Соч.41. Песня

Лядов А. Соч.58. Протяжная колыбельная

Металлиди Ж. Полька

Моцарт В. Ария Папагено 

Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан» 

Прокофьев С. Соч.78. «Вставайте, люди русские», Гавот из балета «Золушка»

Римский-Корсаков Н. Хор из оперы «Царская невеста»

Рубинштейн А. Горные вершины

Шуберт Ф. Немецкий танец 


Примеры программ для контрольного урока

Вариант 1 

Ладухин А. Соч.10, № 5. Пьеса

Гедике А. Соч.58. «Ровность и беглость» 


Вариант 2 

Гуммель И. Вариации на тирольскую тему

Моцарт В. 14 пьес: № 8 


4 год обучения

Начиная с 4 года обучения, необходимо приступить к закреплению навыка освоения педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения, усложняется изучаемый музыкальный материал. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа. 

Гаммы Ре, Ля мажор, ля, ми минор (2 вида) отдельными руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями отдельными руками. Короткие арпеджио отдельными руками в две октавы. Хроматическая гамма.

В течение года обучающийся должен пройти:

– 1 полифоническую пьесу (пьесу с элементами полифонии) или произведение крупной формы;

– 1-2 этюда;

– 1-2 пьесы;

– 1-2 ансамбля.

В конце каждого полугодия на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.


Примерный репертуарный список 


Полифонические произведения

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: До мажор, ре минор, Фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия 

Гедике А. Фугетты. Соч.36: До мажор, Соль мажор 

Гендель Г. Ария, Куранта 

Глинка М. Четыре двухголосные фуги: Фуга ля минор3 Лак Т. Соч.75.

Этюды для левой руки (по выбору)

Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48 

Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8,11,12,15 

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2 

Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19 

Крупная форма 

Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1, Вариации на тирольскую тему

Диабелли А. Сонатина 

Клементи М. Соч.36. Сонатины №№ 3,4, 5

Кулау Ф. Сонатина До мажор 

Медынь Я. Сонатина До мажор

Пьесы 

Александров А. 6 пьес: Когда я был маленьким 

Александров А. Новогодняя полька 

Бах Ф. Э. Анданте Ре мажор

Бетховен Л. Аллеманда, Элегия

Волков В. 30 пьес для фортепиано: По волнам, Вечер, Песня 

Гайдн И. Анданте 

Гедике А. Русская песня 

Гедике А. Соч.36: №№ 21,23,31 

Гладковский В. Десятая сюита: Маленькая танцовщица

Гречанинов А. На лужайке, Вальс 

Григ Э. Вальс ми минор, Песня сторожа, Танец эльфов 

Ляпунов С. Аллегретто

Майкапар А. Избранные пьесы: Утром, Гавот, Песенка 

Мелартин Э. Соч.23. Пастораль

Моцарт В. 14 пьес: № 8 

Ребиков В. Музыкальная табакерка

Свиридов Г. Ласковая просьба 

Сигмейстер Э. Блюз 

Тюрк Д. Песенка 

Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Песня жаворонка, Камаринская, Вальс, Полька 

Шуман Р. Соч. 68: Марш, Смелый наездник 

Ансамбли в 4 руки

Асафьев Б. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан»

Балакирев М. 13 избранных русских народных песен (по выбору)

Бетховен Л. Афинские развалины 

Варламов А. Красный сарафан

Векерлен Ж.Б. Пастораль 

Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

Глиэр Р. Соч.41. Песня

Лядов А. Соч.58. Протяжная колыбельная

Металлиди Ж. Полька


Примеры программ для контрольного урока


Вариант 1 

Лемуан А. Этюды соч.37 № 28

Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»


Вариант 2 

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: До мажор

Свиридов Г. Ласковая просьба


5 год обучения

Начиная с 5 года обучения, необходимо закреплять умения и навыки, полученные за весь период обучения, включая в репертуар пьесы, с усложненным музыкальным материалом. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа и исполнением в ансамбле. 

Гаммы Ми мажор, ми минор (2 вида) отдельными руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями, короткие арпеджио отдельными руками. Хроматическая гамма.

В течение года обучающийся должен пройти:

– 1 полифоническую пьесу (пьесу с элементами полифонии);

– 1 произведение крупной формы;

– 1-2 этюда;

– 1-2 пьесы;

– 1-2 аккомпанемента.

В конце каждого полугодия на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.


Примерный репертуарный список 


Полифонические произведения

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: До мажор, ре минор, Фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия 

Гедике А. Фугетты. Соч.36: До мажор, Соль мажор 

Соч.75.

Этюды для левой руки (по выбору)

Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48 

Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8,11,12,15 

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2 

Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19 

Крупная форма 

Бах Ф. Э. Соната Соль мажор

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2

Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1, Вариации на тирольскую тему

Диабелли А. Сонатина 

Клементи М. Соч.36. Сонатины №№ 3,4, 5

Кулау Ф. Сонатина До мажор 

Медынь Я. Сонатина До мажор

Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.

Чимароза Д. Соната соль минор, Соната Ми-бемоль мажор

Пьесы 

Александров А. 6 пьес: Когда я был маленьким 

Александров А. Новогодняя полька 

Бах Ф. Э. Анданте Ре мажор

Бетховен Л. Аллеманда, Элегия

Волков В. 30 пьес для фортепиано: По волнам, Вечер, Песня 

Гайдн И. Анданте 

Гедике А. Русская песня 

Гедике А. Соч.36: №№ 21,23,31 

Гладковский В. Десятая сюита: Маленькая танцовщица

Гречанинов А. На лужайке, Вальс 

Григ Э. Вальс ми минор, Песня сторожа, Танец эльфов 

Ляпунов С. Аллегретто

Майкапар А. Избранные пьесы: Утром, Гавот, Песенка 

Мелартин Э. Соч.23. Пастораль

Моцарт В. 14 пьес: № 8 

Ребиков В. Музыкальная табакерка

Свиридов Г. Ласковая просьба 

Сигмейстер Э. Блюз 

Тюрк Д. Песенка 

Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Песня жаворонка, Камаринская, Вальс, Полька 

Шуман Р. Соч. 68: Марш, Смелый наездник 

Ансамбли в 4 руки

Асафьев Б. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан»

Балакирев М. 13 избранных русских народных песен (по выбору)

Бетховен Л. Афинские развалины 

Варламов А. Красный сарафан

Векерлен Ж.Б. Пастораль 

Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

Глиэр Р. Соч.41. Песня

Лядов А. Соч.58. Протяжная колыбельная

Металлиди Ж. Полька


Примеры программ для контрольного урока


Вариант 1

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: Фа мажор

Металлиди Ж. Полька


Вариант 2

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

Гладковский В. Десятая сюита: Маленькая танцовщица


6 год обучения

Начиная с 6 года обучения необходимо закреплять полученные навыки и умения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа и исполнения в ансамбле.

Гаммы Ми мажор, ми минор (2 вида) двумя руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями, короткие арпеджио отдельными руками. Хроматическая гамма.

В течение года обучающийся должен пройти:

– 1 полифоническую пьесу (пьесу полифонического склада);

– 1 произведение крупной формы;

– 1-2 этюда;

– 1-2 пьесы;

– 1-2 аккомпанемента

В конце каждого полугодия на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.


Примерный репертуарный список


Полифонические произведения

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: До мажор, ре минор, Фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия 

Бем Г. Менуэт 

Гедике А. Фугетты. Соч.36: До мажор, Соль мажор 

Гендель Г. Ария, Куранта Соч.75.

Этюды для левой руки (по выбору)

Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48 

Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8,11,12,15 

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2 

Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19 

Крупная форма 

Бах Ф. Э. Соната Соль мажор

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2

Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1, Вариации на тирольскую тему

Диабелли А. Сонатина 

Клементи М. Соч.36. Сонатины №№ 3,4, 5

Кулау Ф. Сонатина До мажор 

Медынь Я. Сонатина До мажор

Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.

Чимароза Д. Соната соль минор, Соната Ми-бемоль мажор

Пьесы 

Александров А. 6 пьес: Когда я был маленьким 

Александров А. Новогодняя полька 

Бах Ф. Э. Анданте Ре мажор

Бетховен Л. Аллеманда, Элегия

Волков В. 30 пьес для фортепиано: По волнам, Вечер, Песня 

Гайдн И. Анданте 

Гедике А. Русская песня 

Гедике А. Соч.36: №№ 21,23,31 

Гладковский В. Десятая сюита: Маленькая танцовщица

Гречанинов А. На лужайке, Вальс 

Григ Э. Вальс ми минор, Песня сторожа, Танец эльфов 

Ляпунов С. Аллегретто

Майкапар А. Избранные пьесы: Утром, Гавот, Песенка 

Мелартин Э. Соч.23. Пастораль

Моцарт В. 14 пьес: № 8 

Ребиков В. Музыкальная табакерка

Свиридов Г. Ласковая просьба 

Сигмейстер Э. Блюз 

Тюрк Д. Песенка 

Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Песня жаворонка, Камаринская, Вальс, Полька 

Шуман Р. Соч. 68: Марш, Смелый наездник 


Примеры программ для контрольного урока


Вариант 1

Бем Г. Менуэт 

Гайдн И. Анданте 


Вариант 2 

Бах Ф. Э. Соната Соль мажор

Сигмейстер Э. Блюз 


7 год обучения

Начиная с 7 года обучения необходимо закреплять полученные навыки и умения, используя произведения большего объема и сложности. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа и исполнения в ансамбле.

Гаммы: закрепление пройденного материала.

В течение года обучающийся должен пройти:

– 1 полифоническую пьесу;

– 1 произведение крупной формы;

– 1-2 этюда;

– 1-2 пьесы;

– 1-2 аккомпанемента.

В течение года обучающийся должен подготовить выпускную программу:

– произведение крупной формы;

– пьеса;

– аккомпанемент


Примерный репертуарный список:


Полифонические произведения

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: До мажор, ре минор, Фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия 

Бем Г. Менуэт 

Гедике А. Фугетты. Соч.36: До мажор, Соль мажор

Гендель Г. Ария, Куранта Соч.75. Этюды для левой руки (по выбору)

Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48 

Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8,11,12,15 

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2 

Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19

Крупная форма 

Бах Ф. Э. Соната Соль мажор

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2

Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1, Вариации на тирольскую тему

Диабелли А. Сонатина 

Клементи М. Соч.36. Сонатины №№ 3,4, 5

Кулау Ф. Сонатина До мажор 

Медынь Я. Сонатина До мажор

Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.

Чимароза Д. Соната соль минор, Соната Ми-бемоль мажор

Пьесы 

Александров А. 6 пьес: Когда я был маленьким 

Александров А. Новогодняя полька 

Бах Ф. Э. Анданте Ре мажор

Бетховен Л. Аллеманда, Элегия

Волков В. 30 пьес для фортепиано: По волнам, Вечер, Песня 

Гайдн И. Анданте 

Гедике А. Русская песня 

Гедике А. Соч.36: №№ 21,23,31 

Гладковский В. Десятая сюита: Маленькая танцовщица

Гречанинов А. На лужайке, Вальс 

Григ Э. Вальс ми минор, Песня сторожа, Танец эльфов 

Ляпунов С. Аллегретто

Майкапар А. Избранные пьесы: Утром, Гавот, Песенка 

Мелартин Э. Соч.23. Пастораль

Моцарт В. 14 пьес: № 8 

Ребиков В. Музыкальная табакерка

Свиридов Г. Ласковая просьба 

Сигмейстер Э. Блюз 

Тюрк Д. Песенка 

Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Песня жаворонка, Камаринская, Вальс, Полька 

Шуман Р. Соч. 68: Марш, Смелый наездник 


Примеры программ для контрольного урока


Вариант 1

Кулау Ф. Сонатина До мажор

Асафьев Б. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан»

Ф. Шуберт. Серенада.


Вариант 2

Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1

Глиэр Р. Соч.41. Песня

Французская нар. песня «Пастушка»


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

– знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

– владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

– знание основной музыкальной терминологии;

–умение технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;

–навыки самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

–умение использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

–навыки публичных выступлений на классных часах, концертах и т.п.;

– навыки чтения с листа легкого музыкального текста.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК


1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы предмет «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой обучающегося осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения, темпы продвижения обучающегося в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.

Одной из форм текущего контроля является контрольный урок без присутствия комиссии. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий (в конце каждой четверти).

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия, также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок с присутствием комиссии, на котором учитываются результаты текущего контроля.

Успешное выступление обучающихся на классных часах, родительских собраниях, концертах и других творческих мероприятиях возможно учитывать, как промежуточную аттестацию.

Итоговая аттестация проводится в форме зачета в конце курса обучения

(в 4 классе).

Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития обучающегося. Промежуточная аттестация определяет степень успешности развития на данном этапе обучения. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник обучающегося.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.


2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. 

Критерии оценки качества исполнения:

Таблица 2

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения


Данная система оценки качества исполнения является основной.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков. В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

– техническая подготовленность обучающегося на данном этапе обучения; 

– художественная трактовка произведения;

– стабильность исполнения; 

– выразительность исполнения. 


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Методические рекомендации преподавателям

В работе с обучающимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу преподавателя и обучающегося над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению самостоятельной работы с целью достижения обучающимися наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности обучающегося.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности. 

Работа с обучающимися включает:

  • решение технических задач - координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации; 

  • работа над приемами звукоизвлечения;

  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой; 

  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;

  • разъяснение обучающемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с обучающимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных обучающегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого обучающегося в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся отделения народных инструментов

В работе преподавателю необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора обучающегося и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству.

Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности обучающегося.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у обучающегося музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося. Занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль преподавателя в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Следует разъяснить обучающемуся, как распределить время работы над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведений, посоветовать способы работы над ними.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы обучающегося должна проводиться педагогом регулярно. 


VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Список рекомендуемой нотной литературы

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов. Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003 

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие / М., Российское музыкальное издательство, 1996 

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.Браудо / СПб, Композитор, 1997 

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах / М., Музыка, 2012

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) / М., Музыка, 1998

Беренс Г. Этюды / М., Музыка, 2008 

Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка, 1992 

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но / М., Музыка, 2011 

Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов / М., Музыка, 1991 

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1. Учебно-метод. пособие. Сост. С. Барсукова / Ростов-на-Дону, Феникс, 2007

Ветлугина Н. Музыкальный букварь / М., Музыка, 1987 

Гайдн И. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю. Камальков / М., Музыка, 1993  

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Н. Ширинская / М., Музыка, 2006

Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 / М., Музыка, 1998 

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2 / М., Музыка, 2011 

Джаз для детей. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.6. Учебно-метод. Пособие. Сост. С. Барсукова / Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек. Учеб. Пособие / СПб, Союз художников, 2008

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 / М., Музыка, 2003 

Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. / М., Музыка, 2010 

Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66 / М., Музыка, 1999

Лещинская И. Малыш за роялем / М., Кифара, 1994 

Металлиди Ж. Дом с колокольчиком / СПб, Композитор, 1994 

«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки / СПб, Композитор, 1999

Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл / М., Кифара, 2006 

Милич Б. Фортепиано 4 кл / М., Кифара, 2001 

Музицирование для детей и взрослых, вып.2. Учебное пособие. Сост. Ю. Барахтин / Н., Окарина, 2008 

Музыка для детей. Фортепианные пьесы. Вып.2, издание 4. Сост. К. Сорокина / М., Современный композитор, 1986

Музыкальная азбука для самых маленьких. Учебно-метод. пособие. Сост. Н. Горошко / Ростов-на-Дону, Феникс, 2007

Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но. Учебно-метод. пособие. Сост. О. Гавриш, С. Барсукова / Ростов-на-Дону, Феникс, 2008 

Музыкальный альбом для фортепиано. Вып.1. Сост. А. Руббах / М., Музыка, 1972 

Музыкальный альбом для ф-но. Вып.2. Сост. А. Руббах, В. Малинникова / М., Советский композитор, 1973 

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но. Сост. К. Сорокин / М., Музыка, 1976

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл / М., Музыка, 1974 

Путешествие в мир музыки. Уч. Пособие. Сост. О. Бахлацкая / М., Советский композитор, 1990 

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка. Ред. Ю. Холопова / М., Музыка, 1996 

Свиридов Г. Альбом пьес для детей / М., Советский композитор, 1973 

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради3,6,9,11 / М., Музыка, 1993 

Таривердиев М. Настроения. 24 простые пьесы для фортепиано. / М., Классика XXI век, 2002

Фортепианная игра. 1,2 кл. ДМШ. Учеб. Пособие. Сост. В. Натансон, Л. Рощина / М., Музыка, 1988 

Фортепианные циклы для ДМШ / СПБ, Композитор, 1997 

Хрестоматия для ф-но. 1 кл. ДМШ. Учебник. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин / М., Музыка, 1989 

Хрестоматия для ф-но. 2 кл. ДМШ. Учебник. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин / М., Музыка, 1989 

Хрестоматия для ф-но. 3 кл. ДМШ. Учебник. Сост. Н. Любомудров, К. Сорокин, А. Туманян, редактор С. Диденко / М., Музыка, 1983 

Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ / СПб, Северный олень, 1994 

Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006 

Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1,2 тетр. / М., Советский композитор, 1973 

Шитте А. 25 маленьких этюдов. Соч.108. 25 легких этюдов. Соч.160 / М., Музыка, 1998

Школа игры на ф-но. Учебник. Сост. А. Николаев, В. Натансон / М., Музыка, 2011 

Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011 

Юному музыканту-пианисту. 5 кл. Хрестоматия для уч-ся ДМШ. Учебно-метод. Пособие. Сост. Г. Цыганова, И. Королькова. Изд.3-е / Ростов-на-Дону, Феникс, 2008


2. Список рекомендуемой методической литературы

Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд / М., Музыка, 1978 

Баренбойм Л. Путь к музицированию. 2-е изд / Л., Советский композитор, 1979 

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве / М., Музыка, 1966 

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / М., Музыка, 1961

Корто А. О фортепианном искусстве / М., Музыка, 1965

Маккинон Л. Игра наизусть / Л., Советский композитор, 1967 

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора / М., Музыка, 1963 

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд / М., Музыка, 1987 

Петрушин В. Музыкальная психология / М., Музыка, 1997 

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом / М., Музыка, 1997 

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано / М., Музыка, 1974

Шуман Р. О музыке и о музыкантах / М., Музыка, 1973 

Шуман Р. Жизненные правила для музыканта / М., Музыка, 1959 



24