СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "Семьеведение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Семьеведение"»

Министерство образования и науки Смоленской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области



Принята на заседании педагогического совета

от «23» августа 2024г.

Протокол № 1

Утверждаю:

Директор МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа

___________________/КирилловаТ.И./

Приказ №191-О от «23» августа 2024г.







.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Семьеведение»





Возраст обучающихся: 16-17 лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель:

Голубева Анастасия Алексеевна,

педагог дополнительного образования





Велиж 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности «Семьеведение» (далее – программа) для 11 класса составлена на основе положений и требований:

  1. Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03. 2022 г. № 678-р).

  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

  6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

  7. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 Постановление Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

  8. Устав учреждения.

  9. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

  10. Конституция Российской Федерации;

  11. Семейный кодекс Российской Федерации.


Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Актуальность программы «Семьеведение» в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.

Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации.

Создание программы «Семьеведение» для обучающихся 11 классов продиктовано важностью целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности, которая предполагает:

  • осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни современного человека;

  • приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;

  • формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям;

  • приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.

Практическая значимость программы заключается в том, чтобы с помощью получаемых знаний осуществлять анализ жизненных ситуаций и решать проблемы, возникающие в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Новизна программы заключается в том, что его содержание предполагает:

  • освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;

  • рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;

  • развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.


Цели изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Целью ДООП является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.

Изучение ДООП направлено на формирование:

  • четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;

  • В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:

  • ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;

  • формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;

  • осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем;

  • содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями;

  • обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;

  • содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;

  • ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;

  • обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.


Место дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в год из расчета 1 час в неделю.

Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды деятельности обучающихся должны быть конкретизированы с учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с возможностью выбора педагогом различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а также с существующими условиями школьной информационно-образовательной среды.

Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся. Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные элементы программы позволяют организовать на их основе практическую и поисково-исследовательскую деятельность, результаты которой могут быть использованы при реализации обучающимися индивидуальных проектов.

Особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что в ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические, психологические, нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.

Формы проведения занятий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Семьеведение»

Данный курс включает в себя лекционные занятия с практическими уроками. На занятиях рассматривается темы в индивидуальном, дискуссионном и интерактивном виде.

СОДЕРЖАНИЕ ДООП «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»


ДООП «Семьеведение» для 11 классов представляет собой комплексное изучение семейных отношений, роли родителей и важности семьи в жизни человека и общества. В результате изучения данного курса, учащиеся будут развивать навыки и знания, необходимые для успешной роли родителей в будущем.

11 КЛАСС

Модуль 1. Как создать семью?

В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты для создания семьи. Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак. Брачный возраст. Что такое Брак. Основные нормативные акты о браке. Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Ограничения на регистрацию брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Браки российских граждан с иностранцами. Брачный договорю. Практическая работа по теме «Регистрация Брака».

Модуль 2. Молодая семья

В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты и федеральные программы которые помогают молодым семьям. Молодая семья - это ...? Программа «Молодая семья». Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие при рождении ребёнка. Единое пособие на детей. Материнский капитал. Практическая работа по теме «Молодая семья»

Модуль 3. Благоприятный климат в семье

В этом разделе рассматриваются все меры предостережения для избежание распада семьи. Пути выхода из возникшего конфликта. Разнообразие форм совместных семейных дел. Важность семейных праздников. Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Совместный отдых семьей. Практическая работа по теме «Благоприятный климат в семье».

Модуль 4. Права и обязанности родителей и детей

В этом разделе рассматриваются такие вопросы такие как права и обязанности супругов и их детей. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи. Наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Имущество, нажитое до регистрации брака. Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом. Обязанности совершеннолетних детей по отношению к своим родителям и родственникам. Опекунство и усыновление. Права и обязанности родителей в отношении родных детей Права и обязанности родителей в отношении детей, взятых под опеку. Практическая работа по теме «Права и обязанности родителей и детей».


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Рабочая программа воспитания

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

1) гражданско-патриотическое;

2) нравственное и духовное воспитание;

3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4) интеллектуальное воспитание;

5) здоровьесберегающее воспитание;

6) правовое воспитание и культура безопасности;

7) воспитание семейных ценностей;

8) формирование коммуникативной культуры;

9) экологическое воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.

Используемые формы воспитательной работы: викторина, круглый стол, игровые программы, диспуты, час общения.

Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, поисковый.

Планируемый результат: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) гражданское воспитание:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;

  • понимание роли семьи как социального института в жизни человека;

  • обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;

  • готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе, школьном коллективе;

  • понимание роли семьи как социального института в жизни человека; 2) патриотическое воспитание:

  • осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;

3) духовно-нравственное воспитание:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;

  • способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию крепкой, гармоничной семьи; 4) эстетическое воспитание:

  • восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

  • соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде;

6) трудовое воспитание:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

7) ценности научного познания:

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России;

8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;

  • умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.

Календарный план воспитательной работы



п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

в рамках занятий

Сентябрь

Игры на знакомство и командообразование

Нравственное воспитание

в рамках занятий

Сентябрь-октябрь

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание

в рамках занятий

Октябрь-ноябрь

Просмотр фильма «Подарок» на платформе Киноуроки в школах России

Нравственное воспитание, гражданское воспитание

в рамках занятий

Декабрь

Час общения «Путь в жизнь начинается с семьи»

Духовно-нравственное воспитание

в рамках занятий

Декабрь

Час общения «Семья в жизни человека»

Нравственное воспитание

в рамках занятий

Январь

Урок-презентация «Тепло семейного очага»

Нравственное воспитание

в рамках занятий

Февраль

КВН «8 марта – мамин день»

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; нравственное воспитание

в рамках занятий

Март

Беседа «Понятие о женственности и мужественности»

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры

в рамках занятий

Апрель

Неделя «В кругу семьи»

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры

в рамках занятий

Апрель

Конкурс рисунков «Наша дружная семья»

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; формирование коммуникативной культуры;


в рамках занятий

Май

Круглый стол «роль семьи в жизни человека»

Духовно-нравственное воспитание

в рамках занятий

Май



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;

  • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

Базовые исследовательские действия:

  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции

в соответствии с целями и условиями общения;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

  • знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций

и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений

(индивидуальное, принятие решений в группе);

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);

  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся

обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

  • регулировать способ выражения эмоций.

Совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной

задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • уметь обобщать мнения нескольких людей;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;

  • осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России;

  • формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины;

  • умение характеризовать особенности семейных отношений с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);

  • умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее родословной;

  • умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;

  • умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;

  • умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со старшими членами семьи;

  • умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;

  • умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

  • овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

  • умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

  • умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного бюджета.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебно-тематический план


п/п

Название раздела/темы

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Как создать семью?

10

7

3


1.1

Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак

1

1



1.2

Брачный возраст

1

1



1.3

Что такое Брак

1

1


синквейн

1.4

Основные нормативные акты о браке

1


1

практическая работа

1.5

Порядок регистрации брака в Российской Федерации

1

1



1.6

Ограничения на регистрацию брака

1

1


практикум

1.7

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1

1



1.8

Браки российских граждан с иностранцами

1

1



1.9

Брачный договор

1


1

Практическая работа

1.10

Практическая работа по теме "Регистрация Брака"

1


1

Практическая работа

2

Молодая семья

6

4

2


2.1

Молодая семья — это ...?

1

1


реферат

2.2

Программа «Молодая семья»

1


1

Практическая работа

2.3

Пособие по беременности и родам

1

1



2.4

Единовременное пособие при рождении ребёнка

1

1



2.5

Единое пособие на детей. Материнский капитал

1

1


практикум

2.6

Практическая работа по теме "Молодая семья"

1


1

Практическая работа

3

Благоприятный климат в семье

6

4

2


3.1

Пути выхода из возникшего конфликта

1

1


синквейн

3.2

Разнообразие форм совместных семейных дел

1


1

Практическая работа

3.3

Важность семейных праздников

1

1



3.4

Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни

1

1


реферат

3.5

Совместный отдых семьей

1

1



3.6

Практическая работа по теме "Благоприятный климат в семье"

1


1

Практическая работа

4

Права и обязанности родителей и детей

12

7

5


4.1

Личные права и обязанности супругов

1

1


синквейн

4.2

Имущественные права и обязанности супругов

1

1



4.3

Совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи

1


1

таблица

4.4

Семейные ценности и традиции

1


1

Практическая работа

4.5

Семейные роли и равенство

1

1



4.6

Семейные роли и равенство

1


1

Практическая работа

4.7

Семья и технологии

1

1



4.8

Семья и здоровье

1

1



4.9

Семья и здоровье

1


1

Практическая работа

4.10

Семья и финансы

1

1


Игра «Финансовая грамотность»

4.11

Практическая работа по теме "Введение семейного бюджета"

1


1

Практическая работа

4.12

Семья и межличностные отношения

1

1



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


12




ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Семьеведение» учащиеся будут оцениваться и контролироваться с целью проверки усвоения материала и развития необходимых навыков. Для этого будут использоваться различные формы контроля и оценки результатов.

Ниже представлены основные формы контроля и оценки, которые могут быть использованы в процессе обучения:

1. Устный опрос: Учащимся могут задаваться вопросы на уроках, чтобы проверить их знания и понимание изучаемого материала. Опрос может быть индивидуальным или групповым.

2. Письменные работы: в ходе обучения учащимся могут предлагаться задания на написание эссе, рефератов, ответов на вопросы и других письменных работ. Это позволяет проверить их способность анализировать и выражать свои мысли.

3. Практические работы: закрепляют изученный раздел материала и дает возможность сделать анализ усвоение учеником пройдённого раздела.

4. Проектная деятельность: Учащиеся могут выполнять проекты, связанные с изучаемым материалом. Проекты позволяют развивать творческое мышление, исследовательские навыки и умение работать в команде. Оценка проектов может осуществляться по критериям, заранее обговоренным с учащимися.

5. Работа с источниками: Учащимся могут предлагаться задания на анализ и интерпретацию различных источников, таких как научные статьи, книги, фильмы и интернет-ресурсы. Это поможет развить навыки критического мышления и оценки информации.

6. Обсуждение и дебаты: Учащиеся могут принимать участие в обсуждении и дебатах по актуальным темам, связанным с семьеведением. Это поможет развить навыки аргументации, умение выступать публично и слушать других.

7. Портфолио: Учащиеся могут создавать портфолио, в котором будут собираться их работы, проекты, рефлексии и самооценка. Портфолио позволяет учащимся отслеживать свой прогресс и демонстрировать свои достижения.

Все формы контроля и оценки результатов имеют свои преимущества и могут использоваться в разных ситуациях. Они позволяют учащимся продемонстрировать свои знания, навыки и понимание изучаемого материала. Важно, чтобы оценка была объективной, справедливой и позволяла учащимся развиваться и совершенствоваться.


Методическое обеспечение программы

Материально-техническое оснащение занятий

Занятия проходят в кабинете истории, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации.

Кадровое обеспечение: учитель истории и обществознания, стаж работы – 7 лет.

Методические материалы

Реализация программы построена на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системно-деятельностный, и в соответствии со следующими принципами:

  • выбор оптимальных методов, форм, средств;

  • наглядность;

  • последовательность;

  • доступность;

  • научность;

  • учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей

  • принцип гуманистической направленности,

  • принцип системности,

  • принцип вариативности,

  • принцип креативности,

  • принцип успешности и социальной значимости.

В процессе обучения и воспитания используются следующие педагогические подходы:

  • деятельностный;

  • практико-ориентированный;

  • метапредметный.

В педагогической практике используются:

  • технология проектной деятельности;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология сотрудничества.

Основные педагогические методы используемые в практике:

  • метод создание ситуации успеха;

  • метод стимулирования;

  • метод создания проблемных ситуаций.

Формы проведения занятий:

  • беседы, рассказы педагога с использованием демонстрации материала с использованием ИКТ;

  • просмотры мультимедиа и видеоматериалов;

  • творческие проекты.



Методические материалы

Литература

  1. Семьеведение (Основы семейной жизни): Книга для учащихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений / А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова; под ред. А.А. Реана. – М.: Издво «Арткитчен», 2021. – 244 с.

  2. Карцева, Л.В. Семейный круг: Учебно-методическое пособие для педагогов средней общеобразовательной школы по курсу «Семьеведение». – Казань: РИЦ «Школа», 2023. – 220 с.

Электронные ресурсы.

  1. РЭШ – Российская электронная школа.

  2. http://www.7ya.ru Семь Я. Сайт для будущих и настоящих родителей.

  3. http://www.solnyshko.ee Детский развлекательно-познавательный портал “Солнышко”

  4. http://www.sciteclibrary.ru/family/ Семейное воспитание

  5. http://www.fw.ru/index.html Интернет-система "Мир семьи"












Приложение 1

Описание методов по оценке
результатов внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности


Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности (ФГ) необходимо в процессе их проведения получать обратную связь как по отдельным этапам программы и в целом по проведению программы.

Предполагается проведение двух занятий, назовем их рефлексивными, в середине и конце годовой программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности ФГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях.

Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика «Сытый или голодный?». Основная цель этой методики получить обратную связь от каждого обучающегося.

Педагог предлагает тем обучающимся, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя «голодным», неуверенно себя чувствует при решении жизненных задач – по другую.

После разделения группы следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему обучающийся так думает. Рекомендуется начинать с «сытых».

Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной грамотности).

В ходе рефлексии обучающиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию. Обучающиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности на будущих занятиях, и предлагают варианты решений поставленных проблем.

Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница самооценки». Основная цель данной методики - самооценка уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим и обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных обучающихся и группы в целом.

Обучающиеся разбиваются на 6 групп (по количеству составляющих ФГ). Обучающиеся должны сами образовать группы, а назначение компонента необходимо делать случайным образом (например, используя принцип лотереи, когда ученик тянет бумажку с названием компонента функциональной (финансовой) грамотности из шляпы/непрозрачного пакета).

Каждой из шести команд дается описание уровней сформированности составляющей финансовой грамотности. Команда должна ответить на вопросы: 1) На каком уровне, по их мнению, находится класс по выпавшей им составляющей ФГ? 2) Что нужно делать, чтобы перейти на следующий уровень? Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ можно использовать примеры заданий разного уровня ФГ по всем шести составляющим (http://skiv.instrao.ru/).

На работу групп дается 10–15 минут. За это время ведущий занятия рисует на доске пятиступенчатую лестницу, помечая каждую ступень цифрой от 1 до 5 (по числу уровней ФГ). После окончания групповой работы кто-то из группы выходит и приклеивает стикер (ставит магнит) на ту или иную ступень лестницы, нарисованной на доске. Учащиеся из каждой группы объясняют, почему они пришли именно к такому выводу, дают свои предложения по переходу на следующую ступень и обсуждают с классом пути перехода на следующую ступень (на выступление каждой группы отводится 5 минут).

В ходе проведения данной методики обучающиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию, осуществляют сотрудничество со сверстниками, учитывают разные мнения.





Приложение 2

Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности за 202_ -202_ учебный год

  • Программа: «Функциональная грамотность: семейный бюджет» (финансовая грамотность)



  • Группа: _______________________ Год обучения:____________________________



Показатель

Форма отчетности

1. Определение уровня освоения программы (вводный, промежуточный итоговый контроль)

Форма 1

2. Сбор статистических данных

Форма 2

3. Уровень воспитанности и социализации детей

Форма 3

4. Развитие качеств личности воспитанников

Форма 4

5. Изучение детского коллектива

Форма 5



Форма1

Мониторинг уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности детьми (модификация методики Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.)

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

% / кол-во чел

Методы диагностики

Ввод. кон

Промеж.

Итогов.

1. Теоретическая подготовка детей:

1.1. Теоретические знания (по основным модулям учебного плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

- минимальный уровень (овладели менее чем 1/2 объема знаний




Беседа,

Конкурсы, Тестирование,

Анкетирование,

Наблюдение, Итоговая работа

- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более




- максимальный уровень (освоили практически весь объем знаний по программе)




12. Владение специальной терминологией

Осмысленность,

правильность использования

- минимальный уровень (избегают употреблять специальные

термины,




Беседа, Тестирование, Опрос, Анкетирование,

Наблюдение

- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой;




- максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)





2. Практическая подготовка детей:

2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным модулям)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

минимальный уровень (овладели менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);




Наблюдение,

Конкурсы, Итоговые работы


- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2 ,





- максимальный уровень (овладели практически всеми умениями и навыками по программе





2.2. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

- начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания




Наблюдение, Итоговые и текущие работы


- репродуктивный (выполняют задания на основе образца





- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества





3.Общеучебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно-интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

- минимальный

(испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога




Наблюдение

Анкетирование


- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей)





- максимальный (работают самостоятельно)





3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в использовании

Уровни по аналогии с п.

3.1.1.

- минимальный




Наблюдение, Опрос, Итоговая работа


- средний





- максимальный





3.1. З. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (рефераты, самостоятельны е учебные исследования, проекты и т.д.

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Аналогия с п. 3.1.1 - минимальный




Наблюдение, Беседа, Инд. работа, Итоговая работа


- средний





- максимальный






3.2. Учебно-коммуникативные умения:

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдение, Опрос



-средний







-максимальный






3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи подготовленной информации

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдение



-средний







-максимальный






3.2.3. Умение участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдение



-средний






-максимальный






3.3. Учебно-организационные умения и навыки,

3.3.1. Умение организовать свое рабочее

(учебное место)

Самостоятельно готовят и убирают рабочее место

Аналогия с п. 3,1.1.

- минимальный




Наблюдение



- средний






- максимальный






3.3.2. Умение планировать и организовывать работу, распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдение



-средний






-максимальный






3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственнос ть в работе

удовлетворительно




Наблюдение, Итоговые работы



- хорошо






- отлично






4. Итоговый показатель

Итоговое освоение программы

- минимальный уровень (освоили программу менее чем на 1/2 объема)




Наблюдение,

Тестирование





- средний уровень

(объем освоение более




Итоговые работы



- максимальный уровень (освоили практически весь объем)








Форма 2

Сбор статистических данных творческого объединения сохранность контингента

Учебный период

Кол-во обучающихся на начало учебного периода

Кол-во в середине учебного периода

Кол-во обучающихся на конец учебного периода

Сохранность контингента








Причины выбытия детей: _______________________________________________________________________________________________________.



Половой состав обучающихся детского объединения

Учебный период

Мальчики (кол-во/%)

Девочки (кол-во/%)







Форма З

Уровень воспитанности и социализации детей

Параметр

Результат на начало обучения

Результат на конец обучения

Уровень воспитанности

(Тест «Уровень воспитанности» (Н.П.Капустина и

М.И.Шилова)

Долг и ответственность Бережливость

Дисциплинированность

Ответственное отношение к учебе

Отношение к общественному труду

Коллективизм, чувство товарищества

Доброта и отзывчивость

Честность и справедливость

Простота и скромность

Культурный уровень



Уровень социализации

Методика для изменения социализованности

личности учащегося (М. И. Рожков)

Социальная адаптированность

Автономность

Социальная активность

Приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности нравственности









Форма 4

Мониторинг развития качеств личности воспитанников в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности

(модификация методики Буйловой Л.Н., Клёновой НВ.)

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

  1. Организационно-волевые качества:

1. Терпение

2.Воля

3. Самоконтроль

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Способность активно

побуждать себя к

практическим действиям

Умение контролировать свои поступки

(приводить к должному

свои действия)

- терпения хватает меньше, чем на ½ занятия;

- терпения хватает больше, чем на ½ занятия;

- терпения хватает на все занятие;

— волевые усилия ребенка побуждаются извне;

— иногда — самим ребенком;

— всегда — самим ребенком

— ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;

— периодически контролирует себя сам;

— постоянно контролирует себя сам

1

5

10

1

5

10

1

5

10



Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

II. Ориентационные качества:

1. Самооценка

2. Интерес к занятиям в детском объединении

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

— завышенная;

— заниженная;

— нормальная

— интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

— интерес периодически поддерживается самим ребенком;

— интерес постоянно

поддерживается ребенком самостоятельно

1

5

10

1

5

10



Анкетирование

Тестирование



Форма 5

Изучение детского коллектива творческого объединения

Показатели (оцениваемые параметры)

Уровень проявления

% / кол-во чел.

Методы диагностики

Начал. диаг.

Конеч. диаг.

1. Психологическая атмосфера

неблагоприятная



Наблюдение, беседа, тест «Характеристика психологической атмосферы группы»

Фидле

средняя



благоприятная



2. Интерес к совместной деятельности

низкая



Наблюдение, беседа, совместные мероприятия, задания

средняя



высокая



3. Уровень конфликтности

высокий



Наблюдение, совместная работа, Анкета «Уровень воспитанности»

средний



низкий



4. Мотивы выбора творческого объединения

познавательные



Наблюдение, беседа, анкета «Обоснование своего выбора»

социальные



перспективные



случайные (или по необходимости



5. Удовлетворенность обучением

низкая



Наблюдение, анкета «Удовлетворенность занятиями в кружке»

средняя



высокая







Работа по мониторингу по формам 1 и 4 требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. Для этого существует Индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка.

Заполнение карты осуществляет педагог - в начале и в конце учебного периода. При необходимости это можно делать чаще по окончанию каждого модуля обучения.

Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями.

Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах, выявленных с помощью индивидуальной карточки.

К оценке перечисленных в карточке качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями, которые существуют о нем у окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.