МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СКРИПКА»
ПРОГРАММА по учебному предмету
ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ. Фортепиано.
Разработчик: преподаватель фортепиано,
концертмейстер Бухарова З.Э.
Локосово 2017
Структура программы учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ |
| | |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Содержание учебного предмета | 5 |
III. | Требования к уровню подготовки обучающихся | 13 |
IV. | Формы и методы контроля, система оценок | 13 |
V. | Методическое обеспечение учебного процесса | 15 |
VI. | Список рекомендуемой нотной и методической литературы | 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета по выбору «Фортепиано» разработана преподавателем фортепиано Бухаровой З.Э. на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Данная программа направлена на формирование художественного вкуса, музыкальной культуры, развитие музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, слуха (интонационного, гармонического, тембрового), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.
Возраст детей, приступающих к освоению программы - 6,6 лет.
Срок обучения 4 года.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету по выбору «Фортепиано» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.
Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета по выбору «Фортепиано» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» на реализацию учебного предмета по выбору «Фортепиано».
Таблица 1
Виды учебной нагрузки | Срок обучения /класс |
4 года обучения (1-4классы) |
Количество часов на аудиторные занятия | 34 | 34 | 34 | 34 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 136 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 | 1 | 1 |
Форма проведения аудиторных занятий - индивидуальная, продолжительность урока в 1классе - 35 минут; во 2-4 классах - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета по выбору «Фортепиано»
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
Задачи:
– развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
– владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
– формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;
– развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, эмоциональности;
– овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
– обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле; владение средствами музыкальной выразительности: штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией и т.д.;
– приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
Обоснование структуры программы учебного предмета по выбору «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Программа содержит следующие разделы:
– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки обучающихся;
– формы и методы контроля, система оценок;
– методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
При работе с обучающимися преподаватель использует следующие методы:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядно-слуховой (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
– эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
– практический (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений);
– прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
– индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета по выбору «Фортепиано»
Для реализации данной программы в Образовательной организации имеются следующие условия: кабинет для индивидуальных занятий, оснащённый музыкальным инструментом (фортепиано), а также обеспечен доступ к нотному и методическому материалу.
Помещение для занятий соответствует противопожарным и санитарным нормам.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета по выбору «Фортепиано».
Срок обучения 4 года
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету по выбору «Фортепиано» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения материала.
Требования по годам обучения
Аудиторная нагрузка по учебному предмету по выбору «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед преподавателем.
Годовые требования по классам на срок обучения 4 года
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся.
1 год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.
Гаммы До мажор, ля минор отдельными руками в одну октаву. Тонические трезвучия с обращениями отдельно каждой рукой.
В течение года обучающийся должен пройти 5-6 разнохарактерных произведений.
Примерный репертуарный список
Пьесы полифонического склада
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах (по выбору).
Беркович И. Украинская песня.
Корелли А. Сарабанда ре минор.
Кригер И. Менуэт.
Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор.
Перселл Г. Ария.
Свиридов Г. Альбом пьес для детей. «Колыбельная песенка».
Скарлатти Д. Ария.
Этюды
Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору)
Лекуппэ Ф. Соч.17. Азбука 25 легких этюдов: №№3,6,7,9,18,21,23.
Лемуан А. соч. 37 (по выбору).
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих соч.65 (по выбору).
Шитте Л. Этюды соч. 160 (по выбору).
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А. Николаева: этюды.
Пьесы
Гедике А. Танец.
Глинка М. Полька.
Гречанинов А. Соч.98: «В разлуке», «Мазурка».
Жилинский А. Танец, «Дятел и кукушка».
Кабалевский Маленькая полька.
Куперен Ф. «Кукушка».
Майкапар А. Соч.28: «Бирюльки: В садике, Пастушок, Мотылек».
Польская народная песня «Висла».
Руббах А. «Воробей».
Салютринская Т. «Кукушка».
Старокадомский М. «Веселые путешественники».
Стоянов В. Детский альбом: «Маленький всадник», «Старинные часы».
Чайковский П. Старинная французская песня.
Ансамбли
Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору).
Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып.1. Для фортепиано в 4 руки.
Глинка И. «Жаворонок», «Ходит ветер у ворот».
Калинников В. «Сосны».
Моцарт В. Контрданс из сонаты № 1.
Прокофьев С. «Болтунья».
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.2. Сост. С. Ляховицкая (по выбору).
Украинская народная песня «Ой, в саду, в садочке».
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица».
Шуберт Ф. Немецкий танец.
Примеры программ для контрольного урока
Вариант 1
Польская народная песня «Висла».
Прокофьев С. «Болтунья» (ансамбль).
Вариант 2
Корелли А. Сарабанда ре минор.
Гнесина Е. Этюд.
2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Формирование навыков чтения с листа.
Гаммы Соль мажор, ми минор отдельными руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями отдельно каждой рукой. Короткие арпеджио отдельными руками в две октавы.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 2 этюда;
– 2-3 пьес;
– 1-2 ансамбля.
Примерный репертуарный список
Этюды
Беркович И. Этюд Фа мажор.
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч.32, 1 ч. (по выбору).
Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору).
Гурлит М. Этюд ля минор.
Лекуппэ Ф. Этюд До мажор.
Майкапар А. Этюд ля минор.
Черни-Гермер Этюды №№1-15 (1 тетр.).
Шитте Л. Этюды соч.108. №№ 1,3,5,7.
Пьесы
Барток Б. Избранные детские пьесы (по выбору).
Беркович И. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу».
Гайдн Й. Анданте Соль мажор.
Гедике А. Русская песня, соч.36.
Глинка М. Полька, «Чувство».
Гречанинов А. Соч.118. Восточный напев, соч.123 «Грустная песенка».
Григ Э. Вальс ля минор.
Гуммель И. Соч.42. 6 легких пьес (по выбору).
Кореневская И. «Зимой», «Курочка».
Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино.
Курочкин Д. Пьеса.
Левидова Д. Пьеса.
Майкапар А. «Пастушок», «В садике».
Фрид Г. «Грустно».
Хачатурян А. «Андантино».
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: «Марш оловянных солдатиков»,
«Новая кукла», «Мазурка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка».
Шостакович Д. Марш
Штейбельт Д. Адажио
Ансамбли в 4 руки
Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору).
Бетховен Л. «Немецкие танцы».
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен».
Брат и сестра. Вып.2. Сост. В. Натансон: Гайдн И. Менуэт быка.
Моцарт В. Ария из оперы «Дон-Жуан».
Глинка М. Хор «Славься».
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком».
Мусоргский М. «Гопак».
Чайковский П. «Под яблоней зеленой», «Колыбельная в бурю».
Шаинский В. «Песенка крокодила Гены».
Шуберт Ф. «Экосезы», «Три вальса».
Примеры программ для контрольного урока
Вариант 1
Кригер И. «Менуэт».
Гедике А. Этюд ля минор.
Вариант 2
Чайковский П. «Марш оловянных солдатиков».
Шитте Л. Этюд соч.108 № 7.
3 год обучения
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения, усложняется изучаемый музыкальный материал. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.
Гаммы Фа мажор, соль минор (2 вида) отдельными руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями отдельными руками. Короткие арпеджио отдельными руками в две октавы. Хроматическая гамма.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 2-3 этюда;
– 3-4 пьесы;
– 1-2 ансамбля.
Примерный репертуарный список
Этюды
Бертини А. Этюд Соль мажор.
Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч.32.
Гедике А. Соч.58. «Ровность и беглость».
Зиринг В. Соч.20. Этюды.
Лак Т. Соч.75. Этюды для левой руки (по выбору).
Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48.
Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8,11,12,15.
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2.
Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19.
Крупная форма
Бах Ф. Э. Соната Соль мажор.
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2.
Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1, «Вариации на тирольскую тему».
Диабелли А. Сонатина.
Клементи М. Соч.36. Сонатины №№ 3,4, 5.
Кулау Ф. Сонатина До мажор.
Медынь Я. Сонатина До мажор.
Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Чимароза Д. Соната соль минор, Соната Ми-бемоль мажор.
Пьесы
Александров А. 6 пьес: «Когда я был маленьким».
Александров А. «Новогодняя полька».
Бах Ф. Э. Анданте Ре мажор.
Бетховен Л. «Аллеманда», «Элегия».
Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер», «Песня».
Гайдн И. Анданте.
Гедике А. Русская песня.
Гедике А. Соч.36: №№ 21,23,31.
Гладковский В. Десятая сюита: «Маленькая танцовщица».
Гречанинов А. «На лужайке», «Вальс».
Григ Э. Вальс ми минор, «Песня сторожа», «Танец эльфов».
Дварионас Б. Прелюдия.
Ладухин А. Соч.10, № 5. Пьеса.
Лонгшамп-Друшкевичова К. Полька.
Люлли Ж. Гавот соль минор.
Ляпунов С. Аллегретто.
Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», «Гавот», «Песенка».
Мелартин Э. Соч.23. «Пастораль».
Моцарт В. 14 пьес: № 8.
Ребиков В. «Музыкальная табакерка».
Свиридов Г. «Ласковая просьба».
Сигмейстер Э. Блюз.
Тюрк Д. «Песенка».
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: «Песня жаворонка», «Камаринская», «Вальс», «Полька».
Шуман Р. Соч. 68: Марш, «Смелый наездник».
Ансамбли в 4 руки
Асафьев Б. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан».
Балакирев М. 13 избранных русских народных песен (по выбору).
Бетховен Л. «Афинские развалины».
Варламов А. «Красный сарафан».
Векерлен Ж.Б. «Пастораль».
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин».
Глиэр Р. Соч.41. Песня.
Лядов А. Соч.58. Протяжная колыбельная.
Металлиди Ж. «Полька».
Моцарт В. Ария Папагено.
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан».
Прокофьев С. Соч.78. «Вставайте, люди русские», Гавот из балета
«Золушка».
Римский-Корсаков Н. Хор из оперы «Царская невеста».
Рубинштейн А. «Горные вершины».
Примеры программ для контрольного урока
Вариант 1
Черни-Гермер. 1 тетрадь. Этюд № 21.
Перселл Г. «Сарабанда».
Вариант 2
Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Лешгорн А. Этюд соч.65 № 11.
4 год обучения
Начиная с 4 года обучения, необходимо приступить к закреплению навыка освоения педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения, усложняется изучаемый музыкальный материал. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.
Гаммы Си-бемоль мажор, ре минор (2 вида) двумя руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями двумя руками. Короткие арпеджио двумя руками в две октавы. Хроматическая гамма.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 1 произведение крупной формы;
– 2-3 этюда;
– 2-3 пьесы;
– 1-2 ансамбля.
Примерный репертуарный список
Этюды для левой руки (по выбору)
Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48.
Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8,11,12,15.
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2.
Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19.
Крупная форма
Бах Ф. Э. Соната Соль мажор.
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2.
Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1, Вариации на тирольскую тему.
Диабелли А. Сонатина.
Клементи М. Соч.36. Сонатины №№ 3,4, 5.
Кулау Ф. Сонатина До мажор.
Медынь Я. Сонатина До мажор.
Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Чимароза Д. Соната соль минор, Соната Ми-бемоль мажор.
Пьесы
Александров А. 6 пьес: «Когда я был маленьким».
Александров А. «Новогодняя полька».
Бетховен Л. «Аллеманда», «Элегия».
Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер», «Песня».
Гайдн И. «Анданте».
Гедике А. Русская песня.
Гедике А. Соч.36: №№ 21,23,31.
Гладковский В. Десятая сюита: «Маленькая танцовщица».
Гречанинов А. «На лужайке», «Вальс».
Григ Э. Вальс ми минор, «Песня сторожа», «Танец эльфов».
Ляпунов С. Аллегретто.
Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», «Гавот», «Песенка».
Мелартин Э. Соч.23. Пастораль.
Моцарт В. 14 пьес: №8.
Ребиков В. «Музыкальная табакерка».
Свиридов Г. «Ласковая просьба».
Сигмейстер Э. Блюз.
Тюрк Д. Песенка.
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: «Песня жаворонка», «Камаринская», «Вальс», «Полька».
Шуман Р. Соч. 68: Марш, «Смелый наездник».
Ансамбли в 4 руки
Асафьев Б. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан».
Балакирев М. 13 избранных русских народных песен (по выбору).
Бетховен Л. «Афинские развалины».
Варламов А. «Красный сарафан».
Векерлен Ж.Б. «Пастораль».
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин».
Глиэр Р. Соч.41. Песня.
Лядов А. Соч.58. «Протяжная колыбельная».
Металлиди Ж. Полька.
Примеры программ для контрольного урока или зачёта
Вариант 1
Клементи М. Соч.36. Сонатина №3.
Асафьев Б. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан».
Вариант 2
Свиридов Г. Ласковая просьба.
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы предмета по выбору «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:
знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
знание необходимой музыкальной терминологии;
навыки самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
умение использовать теоретические знания при игре на фортепиано.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы предмет по выбору «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой обучающегося осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения, темпы продвижения обучающегося в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.
Одной из форм текущего контроля является контрольный урок без присутствия комиссии. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий (в конце каждой четверти).
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия, также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, на котором учитываются результаты текущего контроля.
В конце обучения проводится итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета.
Текущая, промежуточная или итоговая аттестация могут проводиться в виде публичных выступлений на классных часах, концертах и других творческих мероприятиях.
Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития обучающегося. Промежуточная аттестация определяет степень успешности развития на данном этапе обучения. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник обучающегося.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
Таблица 2
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) |
3 («удовлетворительно») | Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:
– стабильность исполнения;
– выразительность исполнения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
В работе с обучающимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу преподавателя и обучающегося над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению самостоятельной работы с целью достижения обучающимися наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности обучающегося.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с обучающимися включает:
– решение технических задач - координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
– работа над приемами звукоизвлечения;
– тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
– формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
– разъяснение обучающемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с обучающимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных обучающегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого обучающегося в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета по выбору «Фортепиано. В работе преподавателю необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора обучающегося и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности обучающегося.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у обучающегося музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося. Занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль преподавателя в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Следует разъяснить обучающемуся, как распределить время работы над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведений, посоветовать способы работы над ними.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы обучающегося должна проводиться педагогом регулярно.
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой нотной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1классов. Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие / М.,Российское музыкальное издательство, 1996.
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.Браудо / СПб, Композитор, 1997.
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах / М., Музыка, 2012.
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) / М., Музыка, 1998.
Беренс Г. Этюды / М., Музыка, 2008.
Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка, 1992.
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но / М., Музыка, 2011.
Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.Вып.1. Сост. Ю. Курганов / М., Музыка, 1991.
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1. Учебно-метод. пособие. Сост. С. Барсукова / Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь / М., Музыка, 1987.
Гайдн И. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю. Камальков / М., Музыка, 1993.
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Н. Ширинская / М., Музыка, 2006.
Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 / М., Музыка, 1998.
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2 / М., Музыка, 2011.
Джаз для детей. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.6. Учебно-метод. Пособие. Сост. С. Барсукова / Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек. Учеб. Пособие / СПб, Союз художников, 2008.
Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 / М., Музыка, 2003.
Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. / М., Музыка, 2010.
Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66 / М., Музыка, 1999.
Лещинская И. Малыш за роялем / М., Кифара, 1994.
Металлиди Ж. Дом с колокольчиком / СПб, Композитор, 1994.
«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки / СПб, Композитор, 1999.
Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл / М., Кифара, 2006.
Милич Б. Фортепиано 4 кл / М., Кифара, 2001.
Музицирование для детей и взрослых, вып.2. Учебное пособие. Сост.Ю. Барахтин / Н., Окарина, 2008.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы. Вып.2, издание 4. Сост. К. Сорокина / М., Современный композитор, 1986.
Музыкальная азбука для самых маленьких. Учебно-метод. пособие. Сост. Н. Горошко / Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но. Учебно-метод. пособие. Сост. О. Гавриш, С. Барсукова / Ростов-на-Дону,Феникс, 2008.
Музыкальный альбом для фортепиано. Вып.1. Сост. А. Руббах / М., Музыка, 1972.
Музыкальный альбом для ф-но. Вып.2. Сост. А. Руббах, В. Малинникова / М., Советский композитор, 1973.
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но. Сост. К. Сорокин / М., Музыка, 1976.
Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл / М., Музыка, 1974.
Путешествие в мир музыки. Уч. Пособие. Сост. О. Бахлацкая / М., Советский композитор, 1990.
Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка. Ред. Ю.Холопова / М., Музыка, 1996.
Свиридов Г. Альбом пьес для детей / М., Советский композитор, 1973.
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради3,6,9,11 / М., Музыка, 1993.
Таривердиев М. Настроения. 24 простые пьесы для фортепиано. / М., Классика XXI век, 2002.
Фортепианная игра. 1,2 кл. ДМШ. Учеб. Пособие. Сост. В. Натансон, Л. Рощина / М., Музыка, 1988.
Фортепианные циклы для ДМШ / СПБ, Композитор, 1997.
Хрестоматия для ф-но. 1 кл. ДМШ. Учебник. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин / М., Музыка, 1989.
Хрестоматия для ф-но. 2 кл. ДМШ. Учебник. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин / М., Музыка, 1989.
Хрестоматия для ф-но. 3 кл. ДМШ. Учебник. Сост. Н. Любомудров, К. Сорокин, А. Туманян, редактор С. Диденко / М., Музыка, 1983.
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ / СПб, Северный олень, 1994.
Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006.
Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1,2 тетр. / М., Советский композитор, 1973.
Шитте А. 25 маленьких этюдов. Соч.108. 25 легких этюдов. Соч.160 / М., Музыка, 1998.
Школа игры на ф-но. Учебник. Сост. А. Николаев, В. Натансон / М., Музыка, 2011.
Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011.
Юному музыканту-пианисту. 5 кл. Хрестоматия для уч-ся ДМШ. Учебно-метод. Пособие. Сост. Г. Цыганова, И. Королькова. Изд.3-е / Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд / М., Музыка, 1978.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. 2-е изд / Л., Советский композитор, 1979.
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / М., Музыка, 1961.
Корто А. О фортепианном искусстве / М., Музыка, 1965.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд / М., Музыка, 1987.
Петрушин В. Музыкальная психология / М., Музыка, 1997.
Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом / М., Музыка, 1997.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано / М., Музыка, 1974.
Шуман Р. О музыке и о музыкантах / М., Музыка, 1973.
Шуман Р. Жизненные правила для музыканта / М., Музыка, 1959.
28