СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "Стармедиа"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа доп.образования социально-гуманитарной направленности школьный медиацентр 

Ссылка: https://р46.навигатор.дети/program/14052-mediatsentr-starmedia

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Стармедиа"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Старковская средняя общеобразовательная школа»






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ШКОЛЬНЫЙ МЕДИАЦЕНТР

«СТАРМЕДИА»


Стартовый уровень

Возраст учащихся – 11-15 лет

Объем – 34 часов

Срок реализации – 1 год


Составитель: педагог дополнительного образования

Каплина Маргарита Андреевна







2022

Пояснительная записка

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих учеников - основная задача школы.

Невозможно игнорировать тот факт, что наиболее значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области. Время, проводимое ребенком перед TV или видео, по продолжительности уже приближается или превосходит время пребывания в школе. Но при этом школьник простым нажатием кнопки может выбирать тот или иной информационный поток.

Актуальность проекта.

Получая на уроках знания в области информатики, на протяжении всех лет обучения учащиеся практически не используют эти знания применительно к учебному процессу по предметным областям, изучаемым в школе. А одной из ключевых компетенций, которой должен овладеть ученик, являются информационные технологии. Поэтому внедрение информационных технологий в школе приобретают большую актуальность в последнее время. Специфика информационно – коммуникационных технологий требует непосредственного участия детей в создании, обработке и передаче информации. Дети восприимчивы к нововведениям и обладают более высоким уровнем знаний и умений, в своей работе они более креативны. При создании медиацентра изменится роль ученика, он станет активным участником образовательного процесса, превратится в партнёра учителя.

Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание школьного медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме, создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Школьный медиацентр — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И показать публично результаты своей работы.

Цель программы:

Создание единого информационного медиапространстранства в школе, которое поможет созданию в школе центра занятости детей во внеурочное время, центра поддержки и развития одарённых детей, работе по развитию слабоуспевающих детей, социализации и удержании от правонарушений учащихся требующих особого внимания.

Задачи проекта:

  1. Создание условий для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой «Школьный медиацентр», с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;

  2. Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;

  3. Выявление, поддержка и сопровождение одарённых детей;

  4. Удержание от правонарушений, социализация учащихся, требующих особого контроля.

  5. Развитие творческих способностей;

  6. Развитие коммуникативных качеств личности.

  7. Воспитание самодисциплины,

  8. Создание единых медиаресурсов для помощи классным руководителям в проведении классных часов.

  9. Проведение циклов мероприятий с использованием культурно-просветительской, художественно-эстетической, военно-исторической и духовно-патриотическом информации.

  10. Создание условий для распространения информации о проведенных в лицее мероприятиях.

Формы организации программы: программа «Школьный медиацентр СТАРМЕДИА» нацелена на творческую самореализацию учащихся в общеобразовательной школе. В ней использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с одаренными детьми:

- творческие проекты;

- круглые столы;

- тренинги «Берем интервью»;

- регулярный выпуск новостей в школьной группе в социальной сети и видеороликов;

- конкурс анонсов, афиш;

- конкурс видеороликов;

- мастер-классы, дискуссии для юных журналистов;

- контрольные: прием видеороликов и другой медиапродукции.

Направления основной деятельности школьного медиацентра:

1. «Фотодизайн»

Цель направления – дать основные знания и навыки работы с цифровой камерой и последующей обработкой изображений в программе Photoshop.

Задачи: дать основы работы с цифровой камерой и программой Photoshop, научить пользоваться цифровой камерой, загружать изображения в компьютер и редактировать их в программе Photoshop.

2. «Создание презентаций»

Цель направления – подготовить учащихся к жизни в современных информационных условиях, создать условия для реализации творческих замыслов с использованием современных ИКТ.

Задачи: научить учащихся творчески применять в процессе реализации своего замысла средства ИКТ; освоить технику проведения детьми социальных обследований (интервью, анкетирование, опрос); привлечь школьников к созданию аудиовизуальных материалов для уроков; расширять кругозор учащихся, формировать и развивать способность критического мышления для анализа получаемой информации.

Создание презентаций реализуется по направлениям:

  1. Сбор и обработка материала: текстовой, графической, иллюстративной.

  2. Освоение навыков работы в программе PowerPoint.

  3. Освоение навыков проектной деятельности.

  4. Создание медиапродукта.

3. Школьная интернет-группа VK «МКОУ «Старковская СОШ»»

Цель направлений - сформировать и развить у человека способность ответственно и критически воспринимать содержание сообщений, которые тот получает из самых различных каналов массовой информации.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;

-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;

- выстраивать проблемный диалог при изучении нового материала;

- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;

- получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации творческого проекта и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент, фотограф, монтажер и др.).

Предметные результаты:

Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной возможности проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, создать условия для профессионального самоопределения и подготовки будущих корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров.

Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества) в любой ситуации.

Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта, умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.

В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны коммуникации, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: лидерство, творческий подход к труду, товарищество, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление реализовать себя в профессиональном плане.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный медиацентр СТАРМЕДИА» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145- ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ).

  2. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

  3. Плана реализации концепции развития дополнительного образования детей.

  4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях). Вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10» (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы). Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993.

  5. Письма МОиН РФ от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  6. Приказа МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9.10 2018 г. № 196.

  7. «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (Москва, 2015 г.).

  8. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  9.  Устава МКОУ «Старковская СОШ» Октябрьского района Курской области.

  10.  Положения о дополнительном образовании обучающихся МКОУ «Старковская СОШ» Октябрьского района Курской области.

Направленность программысоциально-гуманитарная.

Форма обучения: очная.

Срок реализации программы: 1 год – 34 часа (1 час в неделю).

Формы аттестации/контроля: в ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля. Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование, зачётные задания и т.д.

Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме тестирования, публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых заданий.

Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.

Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.

Содержание курса ДО:

Тема № 1. Функционирование медиацентра

Понятие «медиацентр» как живой, активно работающей информационной среды содержание деятельности медиацентра: школьная газета, медиапространство; этапы создания медиацентра, планирование деятельности медиацентра, состав медиацентра, морально-этические нормы участников медиацентра.

Тема № 2. Программное обеспечение деятельности медиацентра

Знакомство и изучение программ специального назначения: MicrosoftWord; MicrosoftPowerPoint; MicrosoftPublisher; Paint; Photoshop, программ для монтажа звука и видеофайлов.

Тема № 3. Основы журналистики

Виды прессы: деловые издания (серьёзные новости, интервью с руководителем, информация о новых назначениях и т.д.); общественно-политические (новые высказывания ответственных лиц, интервью должностного лица, а также тематические обозрения, посвящённые той или иной отрасли образования и др.); «жёлтая» пресса (слухи, сенсации и пр.); специализированная пресса (содержание общих сведений, определённый набор научно-технической информации).

Имидж журналиста: культура поведения, внешность; манеры, поза, жесты, голос.

Стили и жанры журналистики: интервью, беседа, пресс-конференция и пр. Новостные сюжеты: синхрон, лайф, стенд-ап, текст, монтаж. Печать. Создание постов в социальных сетях. Съемка: фото- и видеосъёмка (современная цифровая съёмка, вывод отснятого материала на ПК).

Тема № 4. Работа с материалом

Освещение школьных событий. Создание текстов, фото, видео, музыкальное оформление. Написание статей для школьной газеты. Публикация постов в социальных сетях и на школьном сайте. Обработка материала (использование специальных программ): фотомонтаж, видеомонтаж.

Тема № 5. Дополнительный материал

Разработка дополнительного материала, не входящего в перечень обязательного (печать фотографий, буклетов, рекламных листовок; съёмка сценок, мини-сюжетов, этюдов, театрализованных постановок, концертов, рекламных роликов и пр.)

Тема № 6. Подведение итогов работы

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1

Функционирование медиацентра

1

1

-

Лекции, обсуждения, планирование

2

Программное обеспечение деятельности медиацентра

2

-

2

Практические работы по изучению различных программ с привлечение специалистов по направлениям

3

Основы журналистики

3

3

-

Лекции, тесты

4

Работа с материалом

15

-

15

Освещение школьной жизни в различных школьных СМИ и Интеренете.

5

Создание дополнительного материала

12

-

12

Освещение школьной жизни в различных агитационных материалах, социальной рекламе, роликах. Создание фото и видеосюжетов о школьной жизни, создание различных презентаций.

6

Итоговое занятие

1

1

-

Итоговое занятие с выступлением.

ИТОГО

34

5

29


Краткое описание методики работы.

Данная программа опирается на определение, данное Г.М. Андреевой, которая рассматривает социализацию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только усвоение, но и воспроизводство социального опыта; из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего содержания. Г.М. Андреева говорит о том, что целенаправленные процессы воздействия реализуются через систему воспитания и обучения; стихийные – через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и др. Внешний процесс – это совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.

Программа базируется на следующих концептуальных основах:

1. Включение в воспитательный процесс всех сфер личности: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно полезную деятельность); эмоциональной (отношение с окружающими).

2. Единство и взаимодополняемость педагогических и психологических методов.

3. Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительное в его личности.

4. Комплексный и системный подход к диагностике.

5. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является практическое занятие. Эффективность занятия во многом зависит от того, какие методы организации деятельности учащихся будут применяться. Широко используются фронтальный, групповой, поточный методы, метод индивидуальных заданий.

Фронтальный метод наиболее эффективен, так как упражнения выполняются учащимися одновременно. Он может применяться во всех частях занятия при совершенствовании и повторении пройденного материала, при обучении новому материалу.

Групповой метод применяется при отработке навыков работы с компьютерными программами, практическими заданиями. Разбивка на группы и выполнение различных заданий требуют подготовки актива учеников. Групповой метод позволяет контролировать занимающихся и вносить необходимые коррективы, направлять внимание на группу, выполняющую более сложные задания, либо на менее подготовленную группу.

Применение группового метода целесообразно при ограниченном месте занятий, когда одна или несколько групп выполняют отработку умений за компьютером, а другие группы учеников занимаются составлением сценария, текста.

Поточный метод предусматривает поочередное выполнение учащимися упражнений. Применение этого метода в сочетании с разделением на группы позволит повысить плотность занятий и их интенсивность.

Метод индивидуальных занятий заключается в том, что занимающиеся получают задания и самостоятельно выполняют их. Он может сочетаться с другими методами, дополнять их.

Помимо занятий в образовательном учреждении в ходе образовательного процесса также применяются такие формы организации деятельности учащихся как экскурсии, различные виды лекций в специализированных компьютерных центрах, встречи с интересными людьми.

Основной формой учебно-воспитательного процесса являются практические занятия.