Комитет образования администрации муниципального образования
«Выборгский район Ленинградской области»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Г.Приморск
Принята: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании приказом МБОУДО «Центр» г.Приморск
педагогического совета Дата_____________№___________
протокол от____№
печать организации
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«История создания Конституции РФ»
Срок реализации образовательной программы 1 год
Разработчик образовательной программы
Поснякова Оксана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
г.Приморск
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеразвивающая программа «история создания Конституции РФ» социально-педагогической направленности разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
При разработке дополнительной общеразвивающей программы «История создания Конституции» социально-педагогической направленности были использованы материалы городской целевой программы развития образования «История создания Конституции Российской Федерации» автора Коробицыной А.Е. «История создания Конституции Российской Федерации».
Цель дополнительной общеразвивающей программы «История создания Конституции» социально-педагогической направленности (руководствуясь частью 1 статьи 75 273-ФЗ):
Обеспечение эффективной реализации целей программы в сфере школьного правового образования.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы «История создания Конституции» социально-педагогической направленности (руководствуясь пунктом 3 Приказа №1008, пункта 1-3 статьи 2 273-ФЗ):
Обучающие
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в правовой и политической сферах;
- формирование функциональной грамотности в области политики и права, позволяющей анализировать проблемы и происходящие перемены в политической сфере;
- умение вырабатывать аргументированные суждения, оценивать возможные последствия принимаемых решений;
Развивающие
- развитие навыков проведения исследований политических явлений в политике-правовой сфере: анализ, синтез, обобщение информации в сфере политики и права;
Воспитательные
- формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на политической арене;
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «История создания Конституции» социально-педагогической направленности обоснована, т.к. на сегодня нашему обществу необходимо готовить образованного в сфере политики и права кадрового резерва для действующих видов государственного аппарата, и формирования социальной базы для роста численности новых политических структур, повышения инновационной составляющей в структуре государственного аппарата страны. Требуется реализация комплекса мер по отбору и социальному продвижению учащихся, имеющих способности к политической деятельности и анализу политических процессов.
Образовательная программа «История создания Конституции» - это инновация в школьном образовании. А как известно, внедрение чего-то нового – это всегда долгий, сложный, но, тем не менее, очень интересный процесс. Начинать трудно, но с каждым шагом учащиеся будут приобретать всё новые и новые знания об окружающем их мира права и политики.
Возраст обучающихся
На основании нормативного локального акта «История создания Конституции РФ» социально-педагогической направленности рассчитана на детей старшего школьного возраста, 14-17 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «История создания Конституции РФ» социально-педагогической направленности 1 год
2. Учебно-тематический план
№ | Раздел/тема | Количество часов |
| | Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел 1. История избирательного права от вече до Государственной Думы. | 2 | 1 | 1 |
2. | Раздел 2. Понятие политической системы РФ. | 2 | 1 | 1 |
3. | Раздел 3. Понятие избирательной системы. | 2 | 1 | 1 |
4. | Раздел 4. Избирательной право. | 2 | 1 | 1 |
5. | Раздел 5. Законодательная власть в РФ. | 2 | 1 | 1 |
6. | Раздел 6. Исполнительная власть в РФ. | 2 | 1 | 1 |
7. | Раздел 7. Судебная власть в РФ. | 2 | 1 | 1 |
8. | Итоговая дискуссия | 1 | 0 | 1 |
9. | Раздел 8. Местные органы власти в РФ. | 2 | 1 | 1 |
10. | Раздел 9.Выборы в органы власти субъектов РФ. | 1 | 1 | 0 |
11. | Раздел 10. Юридическая ответственность за нарушение избирательного права. | 2 | 2 | 0 |
12. | Раздел 11. Я – гражданин Российской Федерации. | 1 | 1 | 0 |
13 | Итоговое занятие. | 1 | 0 | 1 |
| Всего | 22 часа | 12 | 10 |
Содержание программы
История избирательного права от вече до Государственной Думы.
Теория: история появление на Руси первого свода законов «Русская правда», «Судебников», Манифеста от 17 октября 1907 года
Практика: познакомиться с содержанием источников
2. Понятие политической системы РФ.
Теория: структура высших органов власти, политической системы
Практика: уметь составлять схему, приводить примеры функционирования каждого элемента структуры политической системы государства
3.Понятие избирательной системы. Теория: структура избирательной системы страны, этапы проведения предвыборной кампании и выборов.
Практика: составить бюллетень предвыборной кампании депутата одной из политических партий
Избирательной право.
Теория: познакомиться с основными аспектами избирательного права, прав граждан по реализации прав прямой и представительной демократии
Практика: ознакомиться со статьями кодекса Избирательного права
Законодательная власть в РФ.
Теория: изучить функции законодательной ветви власти в нашей стране, систему выборов Президента и государственной Думы, Совета Федерации
Практика: познакомиться со статьями Конституции РФ главы 5
Исполнительная власть в РФ.
Теория: изучить функции исполнительной ветви власти в нашей стране, систему формирования кабинета министров и назначения председателя Правительства страны
Практика: познакомиться со статьями Конституции РФ главы 6
Судебная власть в РФ.
Теория: изучить функции судебной ветви власти в нашей стране, систему назначения Генерального прокурора страны и судей
Практика: познакомиться со статьями Конституции РФ главы 7
Итоговая дискуссия
Практика: обсудить принципы избирательного права в нашей стране, степень их демократичности
Местные органы власти в РФ.
Теория: изучить функции судебной ветви власти в нашей стране, систему назначения Генерального прокурора страны и судей
Практика: познакомиться со статьями Конституции РФ главы 8
Выборы в органы власти субъектов РФ.
Теория: процедура, сроки проведения выборов в местные органы власти субъектов страны
Юридическая ответственность за нарушение избирательного права.
Теория: виды юридической ответственности за нарушение принципов избирательного права в нашей стране
Я – гражданин Российской Федерации.
Теория: понятия «гражданин», «гражданственность», «гражданство», права и обязанности гражданина Российской Федерации
Итоговое занятие.
Практика: обсудить проблемы осуществления гражданами России своих избирательных прав
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел/Тема | Форма занятий | Методы | Дидактический материал, ТСО | Формы подведения итогов |
1. | История избирательного права от вече до Государственной Думы. | Традиционное | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Методич. Литература | Опрос |
2. | Понятие политической системы РФ. | Традиционное | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Презентация | опрос |
3. | Понятие избирательной системы. | Диспут | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | презентация | беседа |
4. | Избирательной право. | Традиционное | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Методич. Литература | Беседа |
5. | Законодательная власть в РФ. | Традиционное | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Методич. Литература | Опрос |
6. | Исполнительная власть в РФ. | Традиционное | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Методич. Литература | Опрос |
7. | Судебная власть в РФ. | Диспут | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Презентация | Исследовательское задание |
8. | Итоговая дискуссия. | диспут | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Методич. Литература | дебаты |
9. | Местные органы власти в РФ. | Традиционное | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Методич. Литература | опрос |
10 | Выборы в органы власти субъектов РФ. | Традиционное | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Методич. Литература | беседа |
11 | Юридическая ответственность за нарушение избирательного права. | Традиционное | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Методич. Литература | беседа |
12 | Я – гражданин Российской Федерации. | Традиционное | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Методич. Литература | опрос |
13 | Итоговое занятие | Диспут | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Презентация | Диспут |
3. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Формы обучения
На основании пункта части 2 статьи 17-273-ФЗ обучение осуществляется в очной форме
Формы организации образовательной деятельности обучающихся
На основании пункта 9 Приказа №1008 занятия в объединении проводится группой.
Формы аудиторных занятий образовательной деятельности обучающихся
Учебное занятие, дискуссии, исследовательская работа
Наполняемость объединения, продолжительность одного занятия
На основании Приложения №3 СанПин 2.4.4.3172-14 (от 04 июля 2014 г. №41) количественный состав обучающихся составляет 16 человек, продолжительность одного занятия для обучающихся 14-17 лет – 45 минут.
Продолжительность перерыва между занятиями не менее 10 минут.
Объём нагрузки в неделю
На основании пункта8.5 требований пункта 8.6. и Приложения №3 СанПин 2.4.4.3172-14 продолжительность учебной недели – 7 дней, учебного процесса – 5 дней, занятий – 1 час в неделю
Средства обучения
Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления)
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) | Количество |
Парты | 16 |
Стулья | 32 |
Жалюзи | 3 |
Доска меловая | 1 |
Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения | Количество |
Интерактивная доска | 1 |
Мультимедиа проектор | 1 |
Ноутбук | 1 |
Перечень учебно-методических материалов
Наименование учебно-методических материалов | Количество |
Раздаточный материал в форме справочников | 25 |
4.Планируемые результаты освоения образовательной программы
Время проведения контроля | Какие ЗУН контролирует | Формы проведения контроля |
Ноябрь | Знать: термины Уметь: применять в практических задания | Опрос и проведение теста |
Февраль | Знать: термины и понятия Уметь: применять самостоятельно при решение познавательных задач | Тестирование |
Май | Знать: понятия и термины Уметь: применять их в своей исследовательской работе (проекте) | Подготовка к участию в диспуте |
Реализация общеразвивающей программы «История создания Конституции РФ» способствует: формированию у обучающихся основные базовые знания по праву и политологии. Содержание образовательной программы направлено на развитие правового образа мышления, способности к личному самоопределению и самореализации, воспитанию ответственности за правовые и политические решения; уважение к труду; формированию опыта конструктивного политического правосознания и поведения, освоения знаний по праву и политике для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в политической и юридической сферах.
Реализация общеразвивающей программы обеспечивается учебно-методической документацией (справочным материалом, аудио и видео материалами). Результатом освоения дополнительной общеразвивающей программы «История создания Конституции РФ» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков: в области правовой и политической грамотности, знаний политической системы, применений знаний в практической жизни и при решении познавательных, творческих задач.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34 недели – реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
5. Система оценки результатов освоения образовательной программы
На основании пункта 10части 3 статьи 28 и части 1 статьи 58 273-ФЗ система оценки результатов освоения образовательной программы состоит из текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся. Итоговой аттестации.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:
- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- оценить обоснованность изложения ответа.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации – это: устные опросы, тестирование, выполнение исследовательских работ.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году устанавливается не более 4-х тестов. Критерии оценивания контрольных тестов, проектных работ разработаны и с ними ознакомились обучающиеся.
6. Список используемой литературы
1.П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.шевченко Обществознание, новый полный справочник, Просвещение, М., 2017
Конституция российской Федерации, Официальный текст с учётом актуальных поправок, Айрис Пресс, М., 2017
А.Е.Коробицына, «История создания Конституции Российской Федерации, Дрофа, М., 2013
А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина, Право, Дрофа, М., 2018
Ресурс Интернет
www/School-collection/ru-Единый информационный образовательный портал