Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Сосенка»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического Заведующий МДОУ
совета № ___ «Детский сад комбинированного от«____»_________202___г. вида «Сосенка»
____________Н.Н. Старновская
Приказ № ___ от __________202 __г.
Дополнительная образовательная практика
«Мягкая педагогика»
(с детьми группы компенсирующей направленности)
Срок реализации программы: один год
2024 – 2025 учебный год
Составили:
Педагог-психолог Коновалова О.В.
Учитель-дефектолог Денисенко О.П.
г. Железногорск-Илимский
2025 г.
Пояснительная записка
Практика работы с детьми с особенностями в развитии показывает, что только ранее вмешательство и грамотно выстроенная работа с такими детьми позволяет добиться наилучшего результата в адаптации к социуму и развитии личности, в развитии познавательной сферы данной категории детей.
Грамотная организация образовательного процесса дополнительного образования в дошкольном учреждении с детьми с особенностями развития, с привлечением службы сопровождения специалистами детского сада, позволяет решать коррекционные задачи: по развитию познавательного интереса, укрепления психического здоровья, социализации дошкольников, а также создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование положительной установки на детский сад. И в этом нам помогает авторская методика Елены Дмитриевны Файзуллаевой «Мягкая педагогика». Развивающие игры «Мягкой педагогики» – это сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля. Ею разработаны такие пособия как: «Вязанная графика», «Шифоновая радуга», «Палочки – игралочки», «Меховой театр» и другие. Главным достоинством этих пособий является их интегративное содержание, их можно использовать как: - спокойные сенсорные сказки из «Шифоновой радуги», - тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, активизирующие творческий и умственный потенциал ребенка «Палочки – игралочки», «Вязанная графика» - средства для релаксации «Мнушки» - дидактический материал на занятиях и в свободной деятельности, - для индивидуальной и групповой работы с детьми. Они безопасны, приятны на ощупь, их можно использовать каждый день.
Знакомство с пособиями проходит во время дополнительной образовательной практики «Мягкая педагогика». Отличительная особенность дополнительной образовательной практики (далее - ДОП) сенсорной направленности «Мягкая педагогика» учитывает специфику работы с детьми с задержкой психического развития и особенности развития данной категории детей и направлена на приобретение практических умений и навыков в сенсомоторном развитии, а также на развитие и коррекцию проблем в развитии детей через создание особой творческой и образовательной среды.
«Мягкая педагогика» - это, прежде всего, открытый стиль педагогической коммуникации. Для которого характерны направленность на доброжелательный контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним. Педагог, использующий открытый стиль педагогической коммуникации, ориентирован на получение обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы взаимодействия. При взаимодействии с воспитанниками он стимулирует их умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группе создаются оптимальные условия для формирования позитивных, дружеских детских взаимоотношений, доверительного и теплого эмоционального климата. «Мягкая педагогика» обеспечивает дружественное и деловое взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности».
Цель: Формирование у детей с задержкой психического развития социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Задачи:
1. Социализирующие (адаптация к условиям среды, приобщение к нормам и ценностям общества и др.);
2. Воспитывающие (воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций);
3. Развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
4. Дидактические (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, расширение кругозора, познавательная деятельность и др.).
Сроки реализации. Программа кружка предназначена для детей 4- 8 лет с задержкой психического развития и рассчитана на 1 год обучения. Программа предполагает занятия во вторую половину дня. Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 10-15 минут.
Методы обучения.
Словесный (рассказ- объяснение, беседа).
Наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий).
Практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
- активизируется словарь детей, развивается их речевая активность;
- научатся бережно относиться к мягким предметам, игрушкам и модулям;
- развивается умение играть дружно, не ссориться, делиться игрушками, а также общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым.
- пополнить представление детей об игрушках – «мягкие игрушки»; - интерес и желание играть с мягкими пособиями и игрушками, включать их в сюжет игры.
Для родителей:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение компетентности родителей при выборе мягких пособия и игрушек;
- пополнение развивающей сред группы самодельными мягкими пособиями и игрушками.
Реализация итогов программы. Итоговое мероприятие – мониторинг и анализ результатов Выставка самодельных мягких пособий (игрушек) своими руками. Ежемесячный фотоотчет.
Календарно - тематическое планирование
ДОП «Мягкая педагогика»
|
месяц | № | Тема | Задания | Пособие |
сентябрь | 1 | Диагностика | «Маленькие ножки» | «Пальчиковый фитнес» (широкие дорожки) |
2 | «Детский сад» | «Лепилки». Карусель из ленточек | «Мнушки» «Шифоновая радуга» |
3 | «Игрушки» | «Палочки» «Неваляшка» | «Палочки – игралочки» «Вязаная графика» |
4 | «Осень» | «Прощание с дождём» «Листопад» | «Вязаная графика» «Шифоновая радуга» |
октябрь | 5 | «Овощи» | «Овощи» «Дорожки в огороде» | «Мнушки» «Вязаная графика» |
6 | «Фрукты» | «Апельсин» «Арбуз» | «Мнушки» «Палочки – игралочки» |
7 | «Ягоды» | «Ягоды» | «Вязаная графика» |
8 | «Грибы» | «За грибами» «Гриб» | «Пальчиковый фитнес» «Шифоновая радуга» |
ноябрь | 9 | «Я и моё тело» | «Внимательные ручки» «Послушные ножки» «Вот какие мы большие» | «Мнушки» «Мнушки» «Палочки – игралочки» |
10 | «Дикие животные» | «Дикие животные» «Пройдём по дорожке» «Попрыгунчик» | «Пальчиковый фитнес» «Пальчиковый фитнес» «Шифоновая радуга» |
11 | «Домашние животные» | «Расскажу про кошку» «Козлёнок» | «Меховой театр» «Пальчиковый фитнес» |
12 | «Дикие и домашние животные» | «Палочки» «Полянка настроения» | «Палочки- игралочки» «Шифоновая радуга» |
декабрь | 13 | «Зима» | «Зима» «Снег кружится» | «Шифоновая радуга» «Шифоновая радуга» |
14 | «Зимующие птицы» | «Топотушки» «Зимующие птицы» «Весёлые платочки» | Пальчиковый фитнес» |
15 | «Мнушки» «Шифоновая радуга» |
16 | «Новый год» | «Наряжаем ёлку» Игра «Найди пару» «Приближается Новый год» | «Шифоновая радуга» «Меховой театр» «Вязаная графика» |
январь | 17 | «Зимние забавы» | «Снежок» «Зимние каникулы» | «Мнушки» «Вязаная графика» |
18 | «Животные и птицы Севера» | «Кто на Севере живёт» «Укроемся от ветра» | «Вязаная графика» «Шифоновая радуга» |
19 | «Животные и птицы Жарких стран» | «Слон» «Ослик» | «Вязаная графика» «Палочки – игралочки» |
февраль | 20 | «Одежда» | «Стирка» «Обновки» | «Шифоновая радуга» «Палочки – игралочки» |
21 | «Обувь» | «Найди пару» «Ботинок» | «Пальчиковый фитнес» «Вязаная графика» |
22 | «День Защитника Отечества» | «Настоящие солдаты» «Парад 23 февраля» | «Палочки – игралочки» |
23 | «Пальчиковый фитнес» |
март | 24 | «Весна. 8 Марта» | «Весёлые платочки» «Подарок для мамочки» | «Шифоновая радуга» «Вязаная графика» |
25 | «Семья» | «Кто приехал?» «Я и моя семья» | «Мнушки» «Вязаная графика» |
26 | «Продукты питания» | «Пирожки» «Компот» | «Мнушки» «Палочки – игралочки» |
27 | «Посуда» | «Посуда» «Мамины помощники» | «Палочки – игралочки» «Мнушки» |
28 | «Мебель» | «Нарисуем сказку» (Армянская сказка «Где ночует солнце?») «Мебель» | «Шифоновая «радуга» «Вязаная графика» |
апрель | 29 | «Профессии» | «Назови дальше» «Строители» | «Палочки – игралочки» «Вязаная графика» |
30 | «День Космонавтики» | «Планеты» «Луна» | «Мнушки» «Палочки – игралочки» |
31 | «Наш город» | «Прогулка по городу» «Наш город» | «Пальчиковый фитнес» «Шифоновая радуга» |
32 | «Транспорт в городе» | «Машины» «Называем транспорт» | «Пальчиковый фитнес» «Палочки – игралочки» |
май | 33 | «Перелётные птицы» | Л.Квитко «Ручеёк» «Ласточка» | «Палочки –игралочки» «Палочки –игралочки» |
34 | «Насекомые» | «Солнышко» «Божьи коровки» | «Вязаная графика» «Пальчиковый фитнес» |
35 | «Весенние работы в саду» | Дагестанская песенка «Маленькие ножки» «Полянка настроения» | «Пальчиковый фитнес» «Шифоновая радуга |
36 | Диагностика | | |