ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Родным войти в родной язык» предназначена для учащихся 10/11 классов и рассчитана на 30 часов.
Задачи курса:
Задать систему ориентиров в языковом/речевом многообразии, с тем чтобы ученик мог определять границы своей коммуникативной компетентности;
Способствовать расширению речевого опыта учащегося в разных речевых сферах;
Способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации.
Курс состоит из 5 модулей, последовательность которых может варьироваться. В структуре модуля выделяются 5 блоков: ситуативный, аналитический, информационный, практический, рефлексивно-оценочный. Освоение курса не предполагает систематического изучения всех функциональных стилей и видов речевой деятельности. Отбор коммуникативных ролей, которые «примеряет» на себя ученик в каждой конкретной сфере речи, производится по критерию практической значимости для любого образованного человека.
Специфика подхода к освоению содержания курса «Родным войти в родной язык» даёт возможность «переключения» учащихся из одной речевой сферы в другую, что позволяет учащимся сопоставлять речевые жанры, языковые средства, стратегии и тактики, способствует становлению рефлексии и тем самым вырабатывает гибкость в применении речевых стратегий.
Многие вопросы и темы, рассматриваемые в курсе, отличаются открытостью и предполагают неоднозначность решения. Постоянное обращение учащихся к собственному речевому опыту, анализ реальной речевой практики помогает учащимся самим ставить и формулировать цели освоения материала.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
МОДУЛЬ 1. «Языки, которые меня окружают»
Общее представление о разновидностях языка: диалекты, социолекты, профессиональные языки, функциональные стили. Задача учащегося: «обнаружение» разновидностей употребления языка и анализ собственного речевого опыта.
Языковое пространство (территориальные, социальные, функциональные, временные, индивидуальные разновидности употребления языка).
Языковая норма. Относительность и границы языковой нормы.
Сферы речи в современном обществе (предназначение сферы речи; состав участников и их роли; речевые жанры; разновидность языка). Учебная сфера речи.
Устная и письменная коммуникация (УК, ПК). Невербальные компоненты УК, речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи. Трудности в восприятии «озвученного» письменного текста.
Речевой портрет.
МОДУЛЬ 2. «Я слушаю»
Задача учащегося - освоить позицию активного слушателя, научиться соотносить цели слушания с выбором стратегии и тактики слушания.
Роли слушающего и говорящего в устной коммуникации в разных сферах общения. Говорящий: рассказчик, лектор, диктор, ведущий, оратор, докладчик, чтец, проповедник, сказитель, телекомментатор, учитель. Слушающий: слушатель, радиослушатель, зритель, телезритель, ученик. Коллективный слушатель: аудитория, толпа. Специфика ролей.
Коммуникативная роль слушателя. Слушать и слышать. Цели слушания. Стратегии слушания. Их зависимость от цели.
Выборочное слушание (ВС). Цель ВС. Ситуации, в которых необходимо ВС. Ситуации, в которых ВС не адекватно и приводит к разрыву в коммуникации.
Эстетическое слушание. Особенности слушания художественного текста в зависимости от цели.
Аналитическое слушание (АС). Цели АС. Ситуации, в которых необходимо АС. АС и сферы речи (научная, политическая, учебная). АС как процесс извлечения, структурирования и сопоставления информации. Способы повышения результативности слушания: уточняющие вопросы, записи, перефразирование, резюмирование.
МОДУЛЬ 3. «Я говорю»
Задача: научиться выстраивать публичное выступление в соответствии с коммуникативной целью, особенностями аудитории; обсуждать, участвовать в дискуссии.
Диалогическая и монологическая речь (ДР, МР). Повседневная сфера общения как сфера пр6еимущественно ДР. МР в научной, политической, деловой сферах. Жанры МР: научный доклад, сообщение, лекция, публичное выступление, презентация и др. Особенности МР. Монолог как развернутая реплика диалога.
Репродуктивная и продуктивная речь (РР, ПР). Примеры РР: озвучивание новостей, чтение наизусть, пересказ «близко к тексту», чтение доклада «по бумажке». Примеры ПР: участие в обсуждении, неподготовленные ответы на вопросы. РР как причина коммуникативных неудач. Владение предметом, способность к рефлексии, учет адресата и условий коммуникации, умение переформулировать как основа ПР.
Публичное выступление (ПВ). Особенности ПВ в разных сферах общения. Цели ПВ: сообщить информацию; убедить, привлечь на свою сторону; заинтересовать, побудить к каким – либо действиям. Жанры ПВ: доклад, сообщение, лекция, обращение, агитационная речь, полемическое выступление, презентация и др. Концепция адресата как жанрообразующий элемент. Языковые средства, используемые в различных жанрах ПВ.
Диалог в различных сферах речи: беседа, спор, переговоры, дискуссия, полемика, дебаты и др. Сходства и различия.
МОДУЛЬ 4. «Я читаю»
Задача учащегося - научиться выбирать стратегию и тактику чтения в соответствии с коммуникативной целью, освоить роль активного читателя.
Роль читающего и пишущего в письменной коммуникации в разных сферах общения. Читающий: профессиональный (литературный критик, рецензент, обозреватель и др.) и непрофессиональный (массовый читатель, библиоман, ученик и др.) читатель. Пишущий: профессиональный (писатель, журналист, ученый, писарь и др.) и непрофессиональный.
Я – читатель. Ситуации, в которых я выступаю в роли читателя. Тексты, которые я читаю. Цели чтения. Виды чтения. Их зависимость от цели.
Поисковое чтение (ПЧ). Цель ПЧ – поиск нужной информации. ПЧ и сферы речи. Сравнение тактики выборочного слушания и ПЧ. Возможные причины коммуникативных неудач при ПЧ. Структура текста. Актуальное членение высказывания. Тема и рема.
Ознакомительное чтение (ОЧ). Цель ОЧ – получить представление о предмете речи, понять логику автора. Ситуации, в которых необходимо ОЧ. Ознакомительное просмотровое чтение – вычитывание тематической основы текста. Ознакомительное реферативное чтение – чтение со сжатием текста. Особенности текстов эстетической сферы, затрудняющие ОЧ.
Аналитическое чтение (АЧ). Цель АЧ – точное понимание информации, содержащейся в тексте, определение позиции автора и своего отношения к изложенной информации и точке зрения автора. Тактика АЧ: постановка вопросов до и после чтения, выписки, конспект, реферат. АЧ художественного текста. АЧ публицистического текста.
МОДУЛЬ 5. «Я пишу»
Задача: освоить наиболее часто встречающиеся жанры деловой и учебной сферы речи.
Я – писатель. Умею ли я писать? Что я умею писать? Что мне нужно научиться писать? (Жанры и сферная принадлежность текстов.)
Репродуктивная и авторская письменная речь. Специфика жанра школьного сочинения.
Чужое слово в авторском тексте. Авторский текст как ответ на чужие высказывания. Способы цитирования и отсылок к другим текстам.
Культура создания письменного текста: наброски, черновики, окончательный текст.
Жанры деловой сферы речи: заявление, резюме, отчет, приглашение, объявление и др.
Жанры общественно – политической сферы речи: статья, полемические заметки, обращение и др. Языковые средства воздействия на читателя. Отличие газетных штампов от штампов деловой сферы речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:
вступать в контакт, определяя целевую установку общения и учитывая особенности адресата;
ориентироваться в речевой ситуации, определяя коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения;
определять причины коммуникативных удач и неудач;
высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении;
соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов |
1. | Введение. «Сколько языков в русском языке?» | 1 |
Модуль 1 |
2. | Что такое литературный язык? | 1 |
3. | Сферы речи в современном обществе | 1 |
4. | Устная и письменная коммуникация | 1 |
5. | Речевой автопортрет | 1 |
Модуль 2 |
6. | Роли слушающего и говорящего в устной коммуникации в разных сферах общения. Общая характеристика | 1 |
7. | Специфика ролей слушающего и говорящего | 1 |
8. | Коммуникативная роль слушателя | 1 |
9. | Выборочное слушание. Эстетическое слушание | 1 |
10. | Аналитическое слушание | 1 |
Модуль 3 |
11. | Диалогическая и монологическая речь | 1 |
12. | Жанры монологической речи | 1 |
13. | Монолог как развернутая реплика диалога | 1 |
14. | Репродуктивная и продуктивная речь | 1 |
15. | Репродуктивная речь как причина коммуникативных неудач | 1 |
16. | Публичное выступление | 1 |
17. | Языковые средства, используемые в различных жанрах публичного выступления | 1 |
18. | Диалог в различных сферах речи | 1 |
Модуль 4 |
19. | Роли читающего и пишущего в письменной коммуникации в разных сферах общения | 1 |
20. | Я - читатель | 1 |
21. | Поисковое чтение | 1 |
22. | Ознакомительное чтение | 1 |
23. | Аналитическое чтение | 1 |
24. | Аналитическое чтение художественного и публицистического текстов | 1 |
Модуль 5 |
25. | Я - писатель | 1 |
26. | Репродуктивная и авторская письменная речь | 1 |
27. | Чужое слово в авторском тексте | 1 |
28. | Культура создания письменного текста | 1 |
29. | Жанры деловой и общественно-политической сфер речи | 1 |
30. | Итоговое занятие рефлексивно-оценочного характера | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
Вахек И.К. Проблемы письменного языка. – М., 2006.
Водина Н.С., Иванова А.Ю., Клюев В.С. и др. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник- практикум. - М., 1997.
Иваненко Г.С., Кабанова Т.Н., Мительская Ж.З., Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.
Кукушкина О.В. Типы речевых неудач в русском языке. - М., 1999.
Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана.- М., 2000
Любичева Е.В., Болдырева Л.И. «Родным войти в родной язык». Уч.пособие.10-11 класс. – СПб.: САГА, 2005.
Любичева Е.В., Болдырева Л.И. От текста к смыслу и от смысла к тексту. - Уч.пособие.10-11 класс. – СПб.: САГА, 2005.
Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора.- СПб., 2003.
Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 1992.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения.- М., 1989.
Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1997
Интернет ссылки:
Наиболее цитируемые службы по русскому языку в Интернете (в зоне .ru), а также основные характеристики представленных служб.
http://www.gramota.ru
Портал Грамота.Ру является одним из наиболее авторитетных источников информации. Законодательство о РЯ. Проверка грамотности on-line (9 словарей). Бесплатно. Правописание и культура речи. Журнал «Русский язык». Библиотека русской литературы. Конкурсы, олимпиады. Подборка ссылок на словари и др. ресурсы по русскому языку. Бесплатная справочная служба русского языка.
http://www.slovari.ru
Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник». Постоянно действует бесплатная справочная служба. 12 словарей, в т. ч. Достоевского, Даля и т. п. Словари, форум, ссылки, консультации. Словари:
Вселенная в алфавите
Грамматические словари, словари сочетаемости
Исторические словари Орфографические словари
Орфоэпические словари
Синонимические словари
Словари антонимов
Словари иностранных слов
Словари лингвистических терминов и энциклопедии
Словари названий жителей
Словари неологизмов
Словари омонимов
Словари паронимов
Словари сокращений
Словари эпитетов, сравнений, метафор
Словари-справочники правильностей и трудностей
Толковые словари, учебные толковые словари
Топонимические словари
Этимологические словари
Фразеологические словари
http://www.sokr.ru
Словарь сокращений. Возможность добавить свое сообщение.
http://www.megakm.ru/ojigov
Толковый словарь Ожегова
http://www.redactor.ru
Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому языку.
http://www.ruscenter.ru
Общая информация о центре и его задачах. Форум, публикации, библиотека, фотоархив, найти книгу/предложить книгу-форум, конкурсы.
http://rus.lseptember.ru
Электронная версия газеты «Русский язык»: методические статьи, опыты и пр. по теме. Планы уроков, материалы к урокам и пр. Информационные статьи.
http://www.vedu.ru/ExpDic
Толковый словарь русского языка. Точный поиск словарной статьи, поиск по части словарной статьи, полнотекстовый поиск по содержанию статьи.
http://www.gramma.ru
Лингвистические задачи. Ваши вопросы, доска объявлений. Почтовые рассылки о новостях (subscribe.ru, maillist.ru). Тесты. Тесты и задачи с гиперлинком самопроверки.
http://speakrus.narod.ru
Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания, изучения русского языка.
http://www.slova.ru
Толковый словарь русского языка В.И. Даля (полнотекстовые статьи). Биография лексикографа. Библиография.
http://www.master-ritor.ru
Центр риторики.
http://www.ruscorpora.ru
Национальный корпус русского языка.
7