СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОП "Родным войти в родной язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа создана для работы с мотивированными учащимися в рамках платных образовательных услуг. Прошла экспертизу в городском методическом центре. Апробирована в 2013-2014 учебном году. Ежегодно по этой программе занимаются от 9 до 15 выпускников нашей школы.

Просмотр содержимого документа
«ДОП "Родным войти в родной язык"»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная образовательная программа «Родным войти в родной язык» предназначена для учащихся 10/11 классов и рассчитана на 30 часов.

Задачи курса:

  • Задать систему ориентиров в языковом/речевом многообразии, с тем чтобы ученик мог определять границы своей коммуникативной компетентности;

  • Способствовать расширению речевого опыта учащегося в разных речевых сферах;

  • Способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации.

Курс состоит из 5 модулей, последовательность которых может варьироваться. В структуре модуля выделяются 5 блоков: ситуативный, аналитический, информационный, практический, рефлексивно-оценочный. Освоение курса не предполагает систематического изучения всех функциональных стилей и видов речевой деятельности. Отбор коммуникативных ролей, которые «примеряет» на себя ученик в каждой конкретной сфере речи, производится по критерию практической значимости для любого образованного человека.

Специфика подхода к освоению содержания курса «Родным войти в родной язык» даёт возможность «переключения» учащихся из одной речевой сферы в другую, что позволяет учащимся сопоставлять речевые жанры, языковые средства, стратегии и тактики, способствует становлению рефлексии и тем самым вырабатывает гибкость в применении речевых стратегий.

Многие вопросы и темы, рассматриваемые в курсе, отличаются открытостью и предполагают неоднозначность решения. Постоянное обращение учащихся к собственному речевому опыту, анализ реальной речевой практики помогает учащимся самим ставить и формулировать цели освоения материала.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


МОДУЛЬ 1. «Языки, которые меня окружают»

Общее представление о разновидностях языка: диалекты, социолекты, профессиональные языки, функциональные стили. Задача учащегося: «обнаружение» разновидностей употребления языка и анализ собственного речевого опыта.


Языковое пространство (территориальные, социальные, функциональные, временные, индивидуальные разновидности употребления языка).

Языковая норма. Относительность и границы языковой нормы.

Сферы речи в современном обществе (предназначение сферы речи; состав участников и их роли; речевые жанры; разновидность языка). Учебная сфера речи.

Устная и письменная коммуникация (УК, ПК). Невербальные компоненты УК, речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи. Трудности в восприятии «озвученного» письменного текста.

Речевой портрет.


МОДУЛЬ 2. «Я слушаю»

Задача учащегося - освоить позицию активного слушателя, научиться соотносить цели слушания с выбором стратегии и тактики слушания.

Роли слушающего и говорящего в устной коммуникации в разных сферах общения. Говорящий: рассказчик, лектор, диктор, ведущий, оратор, докладчик, чтец, проповедник, сказитель, телекомментатор, учитель. Слушающий: слушатель, радиослушатель, зритель, телезритель, ученик. Коллективный слушатель: аудитория, толпа. Специфика ролей.

Коммуникативная роль слушателя. Слушать и слышать. Цели слушания. Стратегии слушания. Их зависимость от цели.

Выборочное слушание (ВС). Цель ВС. Ситуации, в которых необходимо ВС. Ситуации, в которых ВС не адекватно и приводит к разрыву в коммуникации.

Эстетическое слушание. Особенности слушания художественного текста в зависимости от цели.

Аналитическое слушание (АС). Цели АС. Ситуации, в которых необходимо АС. АС и сферы речи (научная, политическая, учебная). АС как процесс извлечения, структурирования и сопоставления информации. Способы повышения результативности слушания: уточняющие вопросы, записи, перефразирование, резюмирование.


МОДУЛЬ 3. «Я говорю»

Задача: научиться выстраивать публичное выступление в соответствии с коммуникативной целью, особенностями аудитории; обсуждать, участвовать в дискуссии.

Диалогическая и монологическая речь (ДР, МР). Повседневная сфера общения как сфера пр6еимущественно ДР. МР в научной, политической, деловой сферах. Жанры МР: научный доклад, сообщение, лекция, публичное выступление, презентация и др. Особенности МР. Монолог как развернутая реплика диалога.

Репродуктивная и продуктивная речь (РР, ПР). Примеры РР: озвучивание новостей, чтение наизусть, пересказ «близко к тексту», чтение доклада «по бумажке». Примеры ПР: участие в обсуждении, неподготовленные ответы на вопросы. РР как причина коммуникативных неудач. Владение предметом, способность к рефлексии, учет адресата и условий коммуникации, умение переформулировать как основа ПР.

Публичное выступление (ПВ). Особенности ПВ в разных сферах общения. Цели ПВ: сообщить информацию; убедить, привлечь на свою сторону; заинтересовать, побудить к каким – либо действиям. Жанры ПВ: доклад, сообщение, лекция, обращение, агитационная речь, полемическое выступление, презентация и др. Концепция адресата как жанрообразующий элемент. Языковые средства, используемые в различных жанрах ПВ.

Диалог в различных сферах речи: беседа, спор, переговоры, дискуссия, полемика, дебаты и др. Сходства и различия.


МОДУЛЬ 4. «Я читаю»

Задача учащегося - научиться выбирать стратегию и тактику чтения в соответствии с коммуникативной целью, освоить роль активного читателя.

Роль читающего и пишущего в письменной коммуникации в разных сферах общения. Читающий: профессиональный (литературный критик, рецензент, обозреватель и др.) и непрофессиональный (массовый читатель, библиоман, ученик и др.) читатель. Пишущий: профессиональный (писатель, журналист, ученый, писарь и др.) и непрофессиональный.

Я – читатель. Ситуации, в которых я выступаю в роли читателя. Тексты, которые я читаю. Цели чтения. Виды чтения. Их зависимость от цели.

Поисковое чтение (ПЧ). Цель ПЧ – поиск нужной информации. ПЧ и сферы речи. Сравнение тактики выборочного слушания и ПЧ. Возможные причины коммуникативных неудач при ПЧ. Структура текста. Актуальное членение высказывания. Тема и рема.

Ознакомительное чтение (ОЧ). Цель ОЧ – получить представление о предмете речи, понять логику автора. Ситуации, в которых необходимо ОЧ. Ознакомительное просмотровое чтение – вычитывание тематической основы текста. Ознакомительное реферативное чтение – чтение со сжатием текста. Особенности текстов эстетической сферы, затрудняющие ОЧ.

Аналитическое чтение (АЧ). Цель АЧ – точное понимание информации, содержащейся в тексте, определение позиции автора и своего отношения к изложенной информации и точке зрения автора. Тактика АЧ: постановка вопросов до и после чтения, выписки, конспект, реферат. АЧ художественного текста. АЧ публицистического текста.


МОДУЛЬ 5. «Я пишу»

Задача: освоить наиболее часто встречающиеся жанры деловой и учебной сферы речи.

Я – писатель. Умею ли я писать? Что я умею писать? Что мне нужно научиться писать? (Жанры и сферная принадлежность текстов.)

Репродуктивная и авторская письменная речь. Специфика жанра школьного сочинения.


Чужое слово в авторском тексте. Авторский текст как ответ на чужие высказывания. Способы цитирования и отсылок к другим текстам.

Культура создания письменного текста: наброски, черновики, окончательный текст.

Жанры деловой сферы речи: заявление, резюме, отчет, приглашение, объявление и др.

Жанры общественно – политической сферы речи: статья, полемические заметки, обращение и др. Языковые средства воздействия на читателя. Отличие газетных штампов от штампов деловой сферы речи.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:

  • вступать в контакт, определяя целевую установку общения и учитывая особенности адресата;

  • ориентироваться в речевой ситуации, определяя коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения;

  • определять причины коммуникативных удач и неудач;

  • высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении;

соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тематика занятий

Кол-во

часов

1.

Введение. «Сколько языков в русском языке?»

1

Модуль 1

2.

Что такое литературный язык?

1

3.

Сферы речи в современном обществе

1

4.

Устная и письменная коммуникация

1

5.

Речевой автопортрет

1

Модуль 2

6.

Роли слушающего и говорящего в устной коммуникации в разных сферах общения. Общая характеристика

1

7.

Специфика ролей слушающего и говорящего

1

8.

Коммуникативная роль слушателя

1

9.

Выборочное слушание. Эстетическое слушание

1

10.

Аналитическое слушание

1

Модуль 3

11.

Диалогическая и монологическая речь

1

12.

Жанры монологической речи

1

13.

Монолог как развернутая реплика диалога

1

14.

Репродуктивная и продуктивная речь

1

15.

Репродуктивная речь как причина коммуникативных неудач

1

16.

Публичное выступление

1

17.

Языковые средства, используемые в различных жанрах публичного выступления

1

18.

Диалог в различных сферах речи

1

Модуль 4

19.

Роли читающего и пишущего в письменной коммуникации в разных сферах общения

1

20.

Я - читатель

1

21.

Поисковое чтение

1

22.

Ознакомительное чтение

1

23.

Аналитическое чтение

1

24.

Аналитическое чтение художественного и публицистического текстов

1

Модуль 5

25.

Я - писатель

1

26.

Репродуктивная и авторская письменная речь

1

27.

Чужое слово в авторском тексте

1

28.

Культура создания письменного текста

1

29.

Жанры деловой и общественно-политической сфер речи

1

30.

Итоговое занятие рефлексивно-оценочного характера

1


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001.

  2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

  3. Вахек И.К. Проблемы письменного языка. – М., 2006.

  4. Водина Н.С., Иванова А.Ю., Клюев В.С. и др. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник- практикум. - М., 1997.

  5. Иваненко Г.С., Кабанова Т.Н., Мительская Ж.З., Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.

  6. Кукушкина О.В. Типы речевых неудач в русском языке. - М., 1999.

  7. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана.- М., 2000

  8. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. «Родным войти в родной язык». Уч.пособие.10-11 класс. – СПб.: САГА, 2005.

  9. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. От текста к смыслу и от смысла к тексту. - Уч.пособие.10-11 класс. – СПб.: САГА, 2005.

  10. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора.- СПб., 2003.

  11. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 1992.

  12. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения.- М., 1989.

  13. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1997

Интернет ссылки:

Наиболее цитируемые службы по русскому языку в Интернете (в зоне .ru), а также основные характеристики представленных служб.

http://www.gramota.ru
Портал Грамота.Ру является одним из наиболее авторитетных источников информации. Законодательство о РЯ. Проверка грамотности on-line (9 словарей). Бесплатно. Правописание и культура речи. Журнал «Русский язык». Библиотека русской литературы. Конкурсы, олимпиады. Подборка ссылок на словари и др. ресурсы по русскому языку. Бесплатная справочная служба русского языка.

http://www.slovari.ru
Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник». Постоянно действует бесплатная справочная служба. 12 словарей, в т. ч. Достоевского, Даля и т. п. Словари, форум, ссылки, консультации. Словари:
Вселенная в алфавите
Грамматические словари, словари сочетаемости
Исторические словари Орфографические словари
Орфоэпические словари
Синонимические словари
Словари антонимов
Словари иностранных слов
Словари лингвистических терминов и энциклопедии
Словари названий жителей
Словари неологизмов
Словари омонимов
Словари паронимов
Словари сокращений
Словари эпитетов, сравнений, метафор
Словари-справочники правильностей и трудностей
Толковые словари, учебные толковые словари
Топонимические словари
Этимологические словари
Фразеологические словари

http://www.sokr.ru
Словарь сокращений. Возможность добавить свое сообщение.

http://www.megakm.ru/ojigov
Толковый словарь Ожегова

http://www.redactor.ru
Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому языку.

http://www.ruscenter.ru
Общая информация о центре и его задачах. Форум, публикации, библиотека, фотоархив, найти книгу/предложить книгу-форум, конкурсы.

http://rus.lseptember.ru
Электронная версия газеты «Русский язык»: методические статьи, опыты и пр. по теме. Планы уроков, материалы к урокам и пр. Информационные статьи.

http://www.vedu.ru/ExpDic
Толковый словарь русского языка. Точный поиск словарной статьи, поиск по части словарной статьи, полнотекстовый поиск по содержанию статьи.

http://www.gramma.ru
Лингвистические задачи. Ваши вопросы, доска объявлений. Почтовые рассылки о новостях (subscribe.ru, maillist.ru). Тесты. Тесты и задачи с гиперлинком самопроверки.

http://speakrus.narod.ru
Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания, изучения русского языка.

http://www.slova.ru
Толковый словарь русского языка В.И. Даля (полнотекстовые статьи). Биография лексикографа. Библиография.

http://www.master-ritor.ru

Центр риторики.

http://www.ruscorpora.ru

Национальный корпус русского языка.



7