Муниципальное общеобразовательное учреждение Шахунская средняя общеобразовательная школа №2
Утверждаю
директор ______ Яровикова Т.А.
Приказ от «__»_____2021г
№___ о-д.
Принято
на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 2
От «___»_____2021г.
Протокол №____
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школа сценического мастерства»
Базовый уровень
Возраст обучающихся: с 12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Киселева Татьяна Викторовна
Учитель русского языка и литературы
г.Шахунья 2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта | 3 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик | 4 |
1.1.Пояснительная записка | 4 |
1.2.Цель и задачи программы | 6 |
1.3. Содержание программы | 7 |
1.4. Планируемые результаты | 8 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | 9 |
2.1. Календарный учебный график | 9 |
2.2. Учебный план | 10 |
2.3. Условия реализации программы | 12 |
2.4. Формы аттестации | 14 |
2.5. Оценочные материалы | 15 |
2.6.Методические материалы | 16 |
2.7. Список литературы | 17 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Полное наименование программы | «Школа сценического мастерства» |
Ф.И.О. составителя программы | Киселева Т.В. |
Ф.И.О. педагога, реализующего программу | Киселева Т.В. |
Тип программы | Модифицированный |
Образовательная область | Русский язык и литература |
Направленность | Художественная |
Уровень усвоения | Базовый |
Продолжительность реализации | 1 год |
Объем программы | 34 ч |
Формы реализации | Творческие работы, конкурсы |
Особенности организации образовательной деятельности | Традиционная форма |
Возраст обучающихся | 12-16 лет |
Особенности состава обучающихся | Смешанный (девочки и мальчики) |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с:
ст. 2 п. 9, п. 22 ст. 2, п.1, ст. 58, п.1, ст.61 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждѐнной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р;
Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Направленность программы – художественная.
Направленность программы Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.
Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения (2 часа в неделю, 68 ч. в год).
Актуальность программы. Актуальность программы театра-студии определяется необходимостью успешной социализации ребѐнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально- творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Новизна программы. В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательной деятельности по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:
смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;
изменены подходы к структуре и содержанию образовательной деятельности с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
модифицировано содержание программы в контексте профессионального непрерывного образования;
усовершенствована структура образовательной деятельности за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актѐрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение;
изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей).
Отличительные особенности программы
Программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.
Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.
Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и
наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Категория обучающихся
Программа предназначена для детей с разным уровнем знаний и различной степенью подготовки. Программа рассчитана на 1 год обучения (12-16 лет)
Формы обучения
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими, музыкальными, постановочными, хореографическими и пластическими примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают школу актерское мастерство, сценическое искусство, сценическое движение, разучивают стихи и прозу классиков, современных авторов, народные песни и прибаутки, сказки народов Мира. Занятие - постановка, репетиция, на которой отрабатываются актерские навыки, активизация зрительного зала (работа со зрителем), концертные номера, театральные и пластические этюды, спектакли.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт, спектакль, театрализованное представление на открытом ландшафте или в помещении. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
1.2.Цели и задачи
Основной целью коллектива является развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
Обучение воспитанников основам театральной деятельности; Сформировать навыки актѐрского мастерства;
сформировать художественно- эстетический вкус;
Развивать творческие артистические способности детей; коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
Воспитывать социальную активность личности воспитанника. Задачи:
Обучающие: формирование системы теоретических знаний в области сценического искусства; подготовить к выступлениям на сцене и открытых контрольных занятиях.
Воспитывающие: воспитать ряд качеств, главное из которых – развитое творческое начало; воспитание адаптированной личности в условиях современного общества; воспитание активности, самостоятельности, чувства ответственности перед собой и коллективом.
Развивающие: гармонично развивать художественно-творческие особенности развивать ребенка физически, совершенствовать с развитием эмоциональной сферы (развитие артистических способностей, умение поделиться радостью, успехом). развитие основных психических процессов и качеств (тренировка памяти, внимания, наблюдательности, воображения).
Эстетические: знать и понимать традиции сценического искусства; развитие личностно- творческого отношения к различным видам театрального направления.
Вводное занятие
1.3.Содержание программы
Теория: Введение в актерское мастерство. Специфика театрального (актерского) искусства. Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре. Ознакомительная беседа о театральном искусстве.
Мастерство актѐра
Теория: Одиночные этюды по темам:
этюды на эмоции,
на выразительность жеста,
на развитие органики.
Практическая работа: Упражнения психофизического тренинга:
разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;
основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлѐнные предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
Сценическая речь
Теория: Объяснение темы: Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия.
Практическая работа: упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв»,
«Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).
- Дыхание:
а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.). б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет»,
«Комар», «Котенок»).
в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:
подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;
дыхательный тренинг.
Артикуляционная гимнастика:
упражнения для языка;
упражнения для губ;
упражнения для челюсти.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орѐл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
Постановочная работа
Теория: читка сценария. Распределение ролей.
Практическая работа: Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые станут частью концертной программы. Репетиции отчетно- показательной программы (показательное занятие, игровая программа, инсценировка стихотворений, этюдов, проведения внеклассных мероприятий, репетиции одноактной пьесы, и др.).
1.4.Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование внутренней мотивации к развитию собственного творческого потенциала;
ориентирование на профессиональное самоопределение;
совершенствование на уровне творчества в процессе самореализации личности воспитанника;
формирование социально – адаптированной, творчески активной личности;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) выступления.
Метапредметные результаты:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями еѐ реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия; участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли об искусстве;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы, справочников, видео/аудио источников.
Предметные результаты:
владение техникой снятия мышечных и психологических комплексов «зажимов»;
знание истории театра и театрального искусства;
владение элементами внутренней техники актера;
самостоятельное сочинение и постановка актерских этюдов;
умение работать над малыми и большими театральными формами;
знание теоретической основы сценической речи, сценического движения;
владение всеми частями тела; знание этапов работы актера над ролью и сценарием;
знание законов сценического действия;
знание принципов построения литературной композиции;
умение находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Этапы образовательной деятельности | 1 год обучения |
Продолжительность освоения Программы | 1 год |
Начало учебного года | 01.09.2021г. |
Окончание учебного года | 28.05.2022г. |
Продолжительность учебного года | 34 часа |
Текущий контроль успеваемости | В течении всего периода освоения Программы |
Промежуточная аттестация обучающихся | 24.05.2022-28.05.2022 |
Продолжительность учебных занятий | 40 минут |
Каникулы | осенние: 26.10.2020-01.11.2020; зимние: 29.12.2020-10.01.2021; весенние: 23.03.2021-29.03.2021; летние: 29.05.2021-31.08.2021. |
Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками | 04.11, 23.02, 08.03, 01.05, 09.05 |
2.2.Учебный план № п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Текущий контроль: опрос |
2. | Мастерство актѐра | 5 | 3 | 2 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение |
3. | Актерское мастерство что это? | 1 | 1 | - |
4. | Упражнения коммуникативного тренинга | 2 | 1 | 1 |
5. | Тематические этюды | 2 | 1 | 1 |
6. | Сценическая речь | 12 | 6 | 6 |
7. | Правила управления голосом | 2 | 1 | 1 |
8. | Дикция и ее роль в спектакле | 2 | 1 | 1 |
9. | Мимика и жесты | 2 | 1 | 1 |
10. | Мимика и пантомима | 2 | 1 | 1 |
11. | Упражнение на снятие мышечных и психических зажимов | 2 | 1 | 1 |
12. | Тренировка мышц дыхательного аппарата | 2 | 1 | 1 |
13. | Постановочная работа | 16 | 2 | 14 |
14. | Подготовка миниатюр | 2 | - | 2 | Промежуточная аттестация: Постановка спектакля «О той весне!» |
15. | Темпоритм действия | 4 | 2 | 2 |
16. | Сценическая композиция | 2 | - | 2 |
17. | Актерский тренинг на правильное дыхание | 2 | - | 2 |
18. | Литературно- музыкальная композиция | 2 | - | 2 |
19. | Прогоны репетиции эпизодов спектакля | 1 | - | 1 |
20. | Работа над музыкой. Подбор костюмов | 1 | - | 1 | |
21. | Генеральная репетиция | 1 | - | 1 |
22. | Премьера спектакля | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 34 | 12 | 22 |
2.3.Условия реализации программы
«Методическое сопровождение программы»
Методические материалы:
пособия (см. Список литературы),
справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
дидактический материал (сценарный отдел).
Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
Условия реализации программы:
Классная комната (кабинет литературы) - техническое оснащение (компьютер, проектор, экран);
Спортивный зал, кабинет музыки (импровизированная сцена); Видеоматериалы, аудиоматериалы.
План и методика ведения воспитательной работы в объединении:
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
2.4.Формы аттестации
Формы аттестации/контроля:
собеседование, беседа;
игровые задания для определения уровня практических умений и теоретических знаний;
отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
презентация, творческий отчет.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки. Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в городских конкурсах.
«Дидактические материалы»:
тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);
материалы диагностических и обучающих игр;
видеопрезентации, электронные презентации.
Промежуточная аттестация по программе: постановка спектакля.
2.5.Оценочный материал
Диагностика знаний и умений, обучающихся детей по образовательной программе
№ п/п | Ф.И. | Сценическая речь | Пантомима | Постановка этюда |
З | У | З | У | З | У |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
9 | | | | | | | |
10 | | | | | | | |
11 | | | | | | | |
12 | | | | | | | |
13 | | | | | | | |
14 | | | | | | | |
15 | | | | | | | |
Оценочный уровень: 1 – 10 балов.
Диагностика развития обучающихся детей по образовательной программе
№ п/п | Ф.И. | Интерес | Воображение | Речь | Мимика и жесты |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
13 | | | | | |
14 | | | | | |
15 | | | | | |
Оценочный уровень: В-высокий;
С-средний;
Н-ниже среднего;
2.6.Методические материалы
«Детско - юношеский театр мюзикла». Е.А. Гальцова. г.Волгоград, 2009г.
Классное руководство и воспитание школьников 16 - 30 сентября. Спецвыпуск «Школьный спектакль», 2008г. А.Б.Никитина.
«Открывая занавес урока». А.Б. Вэскер. 2004г.
«Театр - студия в современной школе». С.Ю. Кидин. Изд-во "Учитель», г. Волгоград, 2009г.
«Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. Москва «Вако». И.А. Агапова, М.А.Давыдова. 2006г.
2.7.Список литературы
Список литературы для педагога:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г. 4.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г. 5.Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.
Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
Список литературы для детей и родителей:
1. Барышева Т. А. Как воспитать в ребенке творческую личность? – М., – изд. «Феникс», 2004;
2. Берестов В.Д. Любимые стихи.- М.: Аст - Пресс, 1997;
3. Ершов П. М. Технология актёрского искусства. 2 – е изд. М., 1992;
Интернет – ресурсы:
1. Берестов В.Д. Змей - хвастунишка.- http://bookz.ru/authors/valentinberestov/beresv06/1-beresv06.html
2