СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополниельная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Театральная студия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.

Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю, 34 ч. в год).

Просмотр содержимого документа
«Дополниельная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Театральная студия"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Шахунская средняя общеобразовательная школа №2


Утверждаю


директор ______ Яровикова Т.А.

Приказ от «__»_____2021г

№___ о-д.



Принято

на педагогическом совете

МБОУ СОШ № 2

От «___»_____2021г.

Протокол №____










Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа




художественной направленности


«Школа сценического мастерства»


Базовый уровень


Возраст обучающихся: с 12 лет


Срок реализации: 1 год




Автор – составитель:

Киселева Татьяна Викторовна

Учитель русского языка и литературы






г.Шахунья 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

Информационная карта

3

Раздел 1. Комплекс основных характеристик

4

1.1.Пояснительная записка

4

1.2.Цель и задачи программы

6

1.3. Содержание программы

7

1.4. Планируемые результаты

8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

9

2.1. Календарный учебный график

9

2.2. Учебный план

10

2.3. Условия реализации программы

12

2.4. Формы аттестации

14

2.5. Оценочные материалы

15

2.6.Методические материалы

16

2.7. Список литературы

17

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА


Полное наименование программы

«Школа сценического мастерства»

Ф.И.О. составителя программы

Киселева Т.В.

Ф.И.О. педагога, реализующего программу

Киселева Т.В.

Тип программы

Модифицированный

Образовательная область

Русский язык и литература

Направленность

Художественная

Уровень усвоения

Базовый

Продолжительность реализации

1 год

Объем программы

34 ч

Формы реализации

Творческие работы, конкурсы

Особенности организации образовательной

деятельности

Традиционная форма

Возраст обучающихся

12-16 лет

Особенности состава обучающихся

Смешанный (девочки и

мальчики)

Раздел 1. Комплекс основных характеристик
    1. 1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с:

  • ст. 2 п. 9, п. 22 ст. 2, п.1, ст. 58, п.1, ст.61 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждѐнной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р;

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Направленность программы – художественная.

Направленность программы Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.

Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения (2 часа в неделю, 68 ч. в год).

Актуальность программы. Актуальность программы театра-студии определяется необходимостью успешной социализации ребѐнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально- творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Новизна программы. В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательной деятельности по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:

  • смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;

  • изменены подходы к структуре и содержанию образовательной деятельности с учетом интеграции общего и дополнительного образования;

  • модифицировано содержание программы в контексте профессионального непрерывного образования;

  • усовершенствована структура образовательной деятельности за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актѐрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение;

  • изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей).

Отличительные особенности программы
  1. Программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.

  2. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).

  3. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.

Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и

наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

Категория обучающихся

Программа предназначена для детей с разным уровнем знаний и различной степенью подготовки. Программа рассчитана на 1 год обучения (12-16 лет)


Формы обучения

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими, музыкальными, постановочными, хореографическими и пластическими примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают школу актерское мастерство, сценическое искусство, сценическое движение, разучивают стихи и прозу классиков, современных авторов, народные песни и прибаутки, сказки народов Мира. Занятие - постановка, репетиция, на которой отрабатываются актерские навыки, активизация зрительного зала (работа со зрителем), концертные номера, театральные и пластические этюды, спектакли.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт, спектакль, театрализованное представление на открытом ландшафте или в помещении. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

    1. 1.2.Цели и задачи

Основной целью коллектива является развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Обучение воспитанников основам театральной деятельности; Сформировать навыки актѐрского мастерства;

сформировать художественно- эстетический вкус;

Развивать творческие артистические способности детей; коммуникативные и организаторские способности воспитанника;

Воспитывать социальную активность личности воспитанника. Задачи:

  1. Обучающие: формирование системы теоретических знаний в области сценического искусства; подготовить к выступлениям на сцене и открытых контрольных занятиях.

  2. Воспитывающие: воспитать ряд качеств, главное из которых – развитое творческое начало; воспитание адаптированной личности в условиях современного общества; воспитание активности, самостоятельности, чувства ответственности перед собой и коллективом.

  3. Развивающие: гармонично развивать художественно-творческие особенности развивать ребенка физически, совершенствовать с развитием эмоциональной сферы (развитие артистических способностей, умение поделиться радостью, успехом). развитие основных психических процессов и качеств (тренировка памяти, внимания, наблюдательности, воображения).

  4. Эстетические: знать и понимать традиции сценического искусства; развитие личностно- творческого отношения к различным видам театрального направления.


  1. Вводное занятие

1.3.Содержание программы

Теория: Введение в актерское мастерство. Специфика театрального (актерского) искусства. Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре. Ознакомительная беседа о театральном искусстве.

  1. Мастерство актѐра

Теория: Одиночные этюды по темам:

  • этюды на эмоции,

  • на выразительность жеста,

  • на развитие органики.

Практическая работа: Упражнения психофизического тренинга:

  • разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;

  • основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.

  • упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлѐнные предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.

  1. Сценическая речь

Теория: Объяснение темы: Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия.

Практическая работа: упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв»,

«Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).

- Дыхание:

а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.). б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет»,

«Комар», «Котенок»).

в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:

  • подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;

  • дыхательный тренинг.

  • Артикуляционная гимнастика:

  • упражнения для языка;

  • упражнения для губ;

  • упражнения для челюсти.

Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орѐл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

  1. Постановочная работа

Теория: читка сценария. Распределение ролей.

Практическая работа: Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые станут частью концертной программы. Репетиции отчетно- показательной программы (показательное занятие, игровая программа, инсценировка стихотворений, этюдов, проведения внеклассных мероприятий, репетиции одноактной пьесы, и др.).

    1. 1.4.Планируемые результаты


Личностные результаты:
  • формирование внутренней мотивации к развитию собственного творческого потенциала;

  • ориентирование на профессиональное самоопределение;

  • совершенствование на уровне творчества в процессе самореализации личности воспитанника;

  • формирование социально – адаптированной, творчески активной личности;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) выступления.

Метапредметные результаты:
  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями еѐ реализации;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия; участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли об искусстве;

  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы, справочников, видео/аудио источников.

Предметные результаты:
  • владение техникой снятия мышечных и психологических комплексов «зажимов»;

  • знание истории театра и театрального искусства;

  • владение элементами внутренней техники актера;

  • самостоятельное сочинение и постановка актерских этюдов;

  • умение работать над малыми и большими театральными формами;

  • знание теоретической основы сценической речи, сценического движения;

  • владение всеми частями тела; знание этапов работы актера над ролью и сценарием;

  • знание законов сценического действия;

  • знание принципов построения литературной композиции;

  • умение находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
    1. 2.1.Календарный учебный график

      Этапы образовательной деятельности

      1 год обучения

      Продолжительность освоения Программы

      1 год

      Начало учебного года

      01.09.2021г.

      Окончание учебного года

      28.05.2022г.

      Продолжительность учебного года

      34 часа

      Текущий контроль успеваемости

      В течении всего периода освоения

      Программы

      Промежуточная аттестация обучающихся

      24.05.2022-28.05.2022

      Продолжительность учебных занятий

      40 минут

      Каникулы

      осенние: 26.10.2020-01.11.2020;

      зимние: 29.12.2020-10.01.2021;

      весенние: 23.03.2021-29.03.2021;

      летние: 29.05.2021-31.08.2021.

      Дополнительные дни отдыха, связанные с

      государственными праздниками

      04.11, 23.02, 08.03, 01.05, 09.05

    2. 2.2.Учебный план


      п/п


      Название раздела/темы

      Количество часов

      Формы аттестации/контроля

      Всего часов

      Теория (час)

      Практика (час)

      1.

      Вводное занятие

      1

      1

      -

      Текущий контроль:

      опрос

      2.

      Мастерство актѐра

      5

      3

      2

      Текущий контроль: педагогическое наблюдение

      3.

      Актерское мастерство что

      это?

      1

      1

      -


      4.

      Упражнения

      коммуникативного тренинга


      2


      1


      1

      5.

      Тематические этюды

      2

      1

      1


      6.

      Сценическая речь


      12


      6


      6

      7.

      Правила управления

      голосом

      2

      1

      1

      8.

      Дикция и ее роль в

      спектакле

      2

      1

      1

      9.

      Мимика и жесты

      2

      1

      1


      10.


      Мимика и пантомима


      2


      1


      1


      11.

      Упражнение на снятие мышечных и

      психических зажимов


      2


      1


      1


      12.

      Тренировка мышц дыхательного аппарата


      2


      1


      1


      13.


      Постановочная работа


      16


      2


      14

      14.

      Подготовка миниатюр

      2

      -

      2

      Промежуточная аттестация: Постановка спектакля

      «О той весне!»

      15.

      Темпоритм действия

      4

      2

      2

      16.

      Сценическая композиция

      2

      -

      2

      17.

      Актерский тренинг на правильное дыхание

      2

      -

      2

      18.

      Литературно-

      музыкальная композиция

      2

      -

      2

      19.

      Прогоны репетиции эпизодов спектакля

      1

      -

      1

      20.

      Работа над музыкой.

      Подбор костюмов

      1

      -

      1


      21.

      Генеральная репетиция

      1

      -

      1

      22.

      Премьера спектакля

      1

      -

      1

      ИТОГО:

      34

      12

      22

    3. 2.3.Условия реализации программы

«Методическое сопровождение программы»

Методические материалы:
    • пособия (см. Список литературы),

    • справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),

    • дидактический материал (сценарный отдел).

Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:

Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.

На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.

Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Условия реализации программы:

Классная комната (кабинет литературы) - техническое оснащение (компьютер, проектор, экран);

Спортивный зал, кабинет музыки (импровизированная сцена); Видеоматериалы, аудиоматериалы.

План и методика ведения воспитательной работы в объединении:

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

    1. 2.4.Формы аттестации
Формы аттестации/контроля:
  • собеседование, беседа;

  • игровые задания для определения уровня практических умений и теоретических знаний;

  • отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;

  • презентация, творческий отчет.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки. Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в городских конкурсах.

«Дидактические материалы»:

  • тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);

  • материалы диагностических и обучающих игр;

  • видеопрезентации, электронные презентации.

Промежуточная аттестация по программе: постановка спектакля.

    1. 2.5.Оценочный материал

Диагностика знаний и умений, обучающихся детей по образовательной программе

п/п

Ф.И.

Сценическая речь

Пантомима

Постановка этюда

З

У

З

У

З

У

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12








13








14








15








Оценочный уровень: 1 – 10 балов.

Диагностика развития обучающихся детей по образовательной программе

п/п

Ф.И.

Интерес

Воображение

Речь

Мимика и

жесты

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10






11






12






13






14






15






Оценочный уровень: В-высокий;

С-средний;

Н-ниже среднего;

    1. 2.6.Методические материалы


  1. «Детско - юношеский театр мюзикла». Е.А. Гальцова. г.Волгоград, 2009г.

  2. Классное руководство и воспитание школьников 16 - 30 сентября. Спецвыпуск «Школьный спектакль», 2008г. А.Б.Никитина.

  3. «Открывая занавес урока». А.Б. Вэскер. 2004г.

  4. «Театр - студия в современной школе». С.Ю. Кидин. Изд-во "Учитель», г. Волгоград, 2009г.

  5. «Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. Москва «Вако». И.А. Агапова, М.А.Давыдова. 2006г.

    1. 2.7.Список литературы
Список литературы для педагога:
  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.

  2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.

  3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г. 4.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г. 5.Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.

  1. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.

  2. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г.

  3. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.

  4. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.

  5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.


Список литературы для детей и родителей:

1. Барышева Т. А. Как воспитать в ребенке творческую личность? – М., – изд. «Феникс», 2004;

2. Берестов В.Д. Любимые стихи.- М.: Аст - Пресс, 1997;

3. Ершов П. М. Технология актёрского искусства. 2 – е изд. М., 1992;


Интернет – ресурсы:

1. Берестов В.Д. Змей - хвастунишка.- http://bookz.ru/authors/valentinberestov/beresv06/1-beresv06.html


2