СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная адаптированная общеразвивающая общеобразовательная программа социально - гуманитарной направленности "Школа пешеходных наук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для изучения дошкольниками с 3 до 7 лет правил дорожной безопасности. В программе реализуется учебный план по возрастам, учебно - тематическое планирование, система мониторинга и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная адаптированная общеразвивающая общеобразовательная программа социально - гуманитарной направленности "Школа пешеходных наук"»


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14» комбинированного вида




ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом Заведующий МКДОУ «Детский сад №14»  

Протокол № от " " 20__ г. _____________________ Н.В. Бабушкина

приказ № от " " 20__г.





Дополнительная адаптированная

общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – гуманитарной направленности

«Школа пешеходных наук»



Автор- составитель: Ужгина

Елена Александровна,

старший воспитатель













г. Усть – Катав, 2021г.





п/п

Содержание программы

Стр.

1.

Пояснительная записка


3

2.

Ожидаемые результаты


5

3.

Учебно – тематическое планирование


6

4.

Содержание обучения


8

5.

Тематическое планирование


15

6.

Система мониторинга


20

7.

Программно – методическое обеспечение


21

8.

Приложения


23
























Пояснительная записка


Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

« Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.».

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают, правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программы, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим нами была разработана программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.



Актуальность.


Программа «Школа пешеходных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность.

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортных происшествий «Школа пешеходных наук» – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.


Цель программы: Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.


Задачи программы:


1. Создать систему профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму.

2.Совершенствовать образовательный процесс по развитию, воспитанию и

обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.

3. Систематизировать методы и приемы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей.

4. Обеспечить консультативную работу с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

5. Воспитывать у дошкольников чувство ответственности и культуры поведения на дорогах.


Реализация программы рассчитана на 4 года. Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы до подготовительной, с последующим усложнением программы.


Важными в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в план программы «Школа пешеходных наук » включены различные формы взаимодействия с родителями. Поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с детьми и родителями в практическом обучении должен дать положительные результаты.


Новизна программы: Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Ценность данной программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей, родителей и сотрудников ГИБДД в решении проблемы.


Практическая значимость: Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная с младшей группы.




Ожидаемые результаты


Воспитанники должны знать:

  • правила дорожной безопасности;

  • группы дорожных знаков, необходимую разметку проезжей части дорог для водителей, пешеходов и велосипедистов;

  • Значение сигналов светофоров

Воспитанники должны уметь:

  • пользоваться общественным транспортом;

  • читать информацию по дорожным знакам и разметке проезжей части;

  • оценивать дорожную ситуацию

Воспитанники должны иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

  • образцового участника дорожного движения.









Учебно- тематическое планирование


I год обучения (младшая группа 3-4 года)


п\п

темы

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

«Кто такой водитель»

1 (4 занятия)


2.

«Вот какой автомобиль»


1 (4 занятия)

3.

«Грузовой транспорт»

1 (4 занятия)


4.

«Пассажирский транспорт»

1 (4 занятия)

1 (4 занятия)

5.

«По дороге с колобком»


1 (4 занятия)

6.

«Правила Светофорика»

1 (4 занятия)

1 (4 занятия)

7.

«Красный свет- хода нет»


1 (4 занятия)

Итого: 9 часов (36 занятий в год)



II год обучения (средняя группа 4-5 лет)


п\п

темы

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

«Мы - пассажиры»

1 (3 занятия)

1 (3 занятия)

2.

«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

1 (3 занятия)

1 (3 занятия)

3.

«Каждый знает – это вот пешеходный переход»


1 (3 занятия)

4.

«Дорожные знаки»

1 (3 занятия)

1 (3 занятия)

5.

«В стране Светофория»

1 (3 занятия)

1 (3 занятия)

6.

«Транспорт нашего города»

1 (3 занятия)

1 (3 занятия)

7.

«Азбука пешехода»


1 (3 занятия)

Итого: 12 часов (36 занятий в год)












III год обучения (старшая группа 5-6 лет)


п\п

темы

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

«Я по улице иду и в беду не попаду»

1

1

2.

«Световозвращающие элементы на нашей одежде»

1

1

3.

«Для чего нужны дорожные знаки»

1

1

4.

«Переход. Его виды»

1

1

5.

«Знай и выполняй правила дорожного движения»

1

1

6.

«Разработка безопасного маршрута: дом- детский сад»

1

1

7.

Викторина «В стране дорожных правил»


1

Итого: 9 часов (36 занятий в год)



IV год обучения (подготовительная группа 6-7 лет)


п\п

темы

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

«Улицы нашего города»

1

2.

«Улица не место для игр»

1

3.

« Нужны ли дорожные знаки»

1

1

4.

«Световозвращающие элементы на нашей одежде»

1

1

5.

«Знай и выполняй правила дорожного движения»

1

1

6.

«Разработка безопасного маршрута: школа- дом»

1

Итого: 9 часов (36 занятий в год)






Содержание обучения


Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Поэтому каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим принципам и направлениям:

ПРИНЦИПЫ



а

к

т

и

в

н

о

с

т

и



д

о

т

у

п

н

о

с

т

и

с

о

з

н

а

т

е

л

ь

н

о

с

т

и



с

и

с

т

е

м

н

о

с

т

и

ц

е

л

е

н

а

п

р

а

в

л

е

н

н

о

с

т

и

о

п

т

и

м

а

л

ь

н

о

с

т

и



н

а

у

ч

н

о

с

т

и
















ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ





ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ

-обеспечение знаний о транспортной среде города;

- предупреждение попадания детей в «дорожные ловушки»;

- решение образовательных задач средствами систематических мероприятий



ОРГАНИЗАЦИОННОЕ

- организация развивающей предметно – пространственной среды;

- определение уровней сформированности умений и навыков знаний ПДД методом диагностики;

- изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик;

- пропаганда знаний ПДД













Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя образовательную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации. Поэтому в детском саду был разработан комплекс мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Перед поступлением в школу дошкольники должны овладеть определенными знаниями, представлениями и пониманием значения некоторых терминов по тематике дорожной безопасности. Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы: - кого называют пешеходом, водителем, пассажиром; - что такое транспорт, его виды;

- что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;

- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;

- какие бывают пешеходные переходы;

- какие могут быть опасности на улицах.

Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике. Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель.

В зависимости от возрастных особенностей детей проводятся дидактические занятия по следующим тематикам:


1. Дорога в дошкольное учреждение.


2. Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.


3. Предвидение опасности на улицах.


4. Виды транспортных средств.


5. Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона).


6. Нахождение на улице с взрослыми.


7. Правила перехода проезжей части дороги.


8. Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров.


9. Виды и сигналы светофоров.


10. Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный «зебра»).


11. Дорожные знаки для пешеходов.


12. Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.


Младшая группа (3-4 года)


Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого должны использоваться целевые прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями: улица, дорога, тротуар, светофор,

значение его сигналов. На прогулках воспитатель детям показывает тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Узнают, кто такие: водитель, пешеход, пассажир. Для закрепления новых понятий, слов, представлений, полученных на прогулках, рассматриваются с детьми иллюстрации в книгах, на плакатах, объясняется опасность красного сигнала светофора и значение желтого и зеленого сигналов. Дети знакомятся с грузовыми и легковыми автомобилями, различать трамвай, автобус, троллейбус. Для развития правильной ориентации детей их обучают местонахождению предметов, прививается умение ориентироваться на территории детского сада. На занятиях в детском саду дети изучают новые слова по дорожной тематике, рассматриваются отдельные детали транспортных средств. Детям прививается привычка - находясь на улице, держать взрослого за руку.





Средняя группа (4-5 лет)


В средней группе дети обучаются умению ориентироваться на местности, на территории и вокруг детского сада, находясь с воспитателями. Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. На прогулках детям показываются места, где можно ходить пешеходам, где можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояния до предметов, составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации, обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и т.д. Таким образом, к пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут

быть опасными. На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении. Формируется чувство опасности в дорожной среде.


Старшая группа (5-6 лет).


С детьми 5-6 лет закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого. Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями

пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны. Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий.


Подготовительная группа (6-7 лет)


С детьми 6-7 лет продолжаются занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации; дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и

пассажира. Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду. Показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.


Разработанная Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

В работе с детьми используются различные методы и технологии:

методы и технологии


интерактивный метод обучения

метод наблюдения и беседы






технология игрового обучения

моделирование дорожных ситуаций







Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, не формальность, творческий поиск позволяют ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.





экскурсии

наблюдения

занятия



развлечения, досуги, игры

диагностика

РАБОТА С ДЕТЬМИ





проектная деятельность

знакомство с художественной литературой

продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование






Для воспитателей дошкольных групп разработан учебный план и перспективно- тематическое планирование работы с детьми по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма на учебный год.


Работа с педагогами по направлению

«Обучение детей правилам дорожного движения».


Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Однако, такие факторы как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного

планирования, ограниченность и традиционность используемых форм, снижают уровень педагогического мастерства педагогов, не дают им возможность проявить себя. В связи с этим, в работе с педагогами по направлению обучения детей правилам дорожного движения были использованы следующие формы организации: анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары- практикумы, открытые просмотры занятий, контроль, проектная деятельность.

Перед воспитателями были поставлены следующие задачи по обучению детей правилам дорожного движения:

 Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.

 Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.

 Выработать систему воспитательно-образовательной работы

 Оптимизировать работу с родителями с помощью разнообразных приемов и методов детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.

Разработан перспективный план работы с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.


Совместная работа с родителями по направлению «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»


Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели ДОУ ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода» где размещаются памятки по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте, а также папки-передвижки, ширмы и т.п.

Воспитатели детского сада регулярно проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Проводятся также анкетирование, консультации. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбирая проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.

В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками правил дорожного движения. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером. Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.

Работа с родителями строится по следующим направлениям:

- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);

- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил поведения на улицах и дорогах, в транспорте.



Тематическое планирование


I год обучения (младшая группа 3-4 года)


тема

задачи

содержание

1.

Кто такой водитель?

Знакомство с профессией – водитель.

Активизация в речи детей слов: водитель, пассажир.

Воспитывать интерес к профессии- водитель.

Фонограмма с шумом улицы, с сигналами машин.

Подвести к названию профессии – водитель.

Чтение стихотворения Б. Зходера «Шофёр».

Рассматривание картины с изображением водителя. Сюжетно – ролевая игра «Заправка».

Рассматривание машин на парковке.

2.

Вот какой автомобиль

Знакомство с транспортом.

Активизация в речи детей слов: кузов, кабина, грузовая, легковая.

Продолжать воспитывать интерес к профессии – водитель.

Рассматривание картинок с изображением грузовой и легковой машины.

Дидактическая игра «Профессии».

Рисование «Моя любимая машина».

3.

Грузовой транспорт

Знакомство с видами грузового транспорта.

Активизация в речи детей слов: грузовик, мусоровоз, молоковоз, водовоз.

Воспитывать бережное отношение к игрушечным машинам.

Игра- сюрприз «Получение посылки» (с грузовиком). Рассматривание и проговаривание частей грузовика.

Аппликация «Грузовик»


4.

Пассажирский транспорт

Знакомство с видами пассажирского транспорта.

Активизация словарного запаса детей: автобус, трамвай, троллейбус, такси, поезд.

Закрепить правила поведения в общественном транспорте.

Рассматривание иллюстраций пассажирского транспорта.

д/и «Транспорт»

Ср/и «Мы пассажиры».

5.

По дороге с колобком

Познакомить детей с сигналами светофора.

Активизировать словарный запас детей: светофор, тротуар, пешеход.

Воспитывать правильное поведение на дороге.

Д/и «Собери светофор»

П/и «Машины и светофор»

Аппликация «Весёлый светофор»

6.

Правила Светофорика

Закрепить правила перехода дороги на сигналы светофора.

Продолжать прививать детям правильное поведение на дороге.

Д/и «Нас встречает светофор»

П/и «Будь внимателен»

Настольная игра «Найди различия»

7.

Красный свет- хода нет

Закрепить знания детей о сигналах светофора.

Вызвать эмоциональный отклик на сказку.

Воспитывать умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Постановка музыкального номера под песню «Бибика»



II год обучения (средняя группа 4-5 лет)


тема

задачи

содержание

1.

Мы - пассажиры

Закрепить с детьми понятие – пассажир.

Активизировать словарный запас: водитель, кондуктор.

Приучать быть внимательным при посадке в транспорт.

Закрепить правила поведения в транспорте.

Ср/и «Автобус»

Д\и «Как обходить транспорт»

Аппликация «Автобус»

2.

Всем ребятам надо знать, как по улице шагать

Продолжать закреплять с детьми правила поведения на улице.

Постройка города из лего- конструктора и строительного материала (кубики).

Чтение С. Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер»

Рисование «Мой город»

3.

Каждый знает – это вот пешеходный переход

Закрепить с детьми основные элементы дороги.

Расширять представления детей о значении пешеходного перехода.

Закрепить знания детей о понятии «островок безопасности».

Чтение Я. Пишумов «Самый лучший переход»

Д/и «Дорожные знаки»

Рисование «Пешеходный переход»

4.

Дорожные знаки

Продолжить знакомство с дорожными знаками «Дети», «Пешеходный переход», «Остановка».

Закреплять представления о значении дорожных знаков.

Подвижная игра на учебно – тренировочном перекрёстке «Найди знак»

Целевая прогулка «Наша улица»

5.

В стране Светофория

Расширять знания детей о светофоре.

Закрепить знания детей о значении сигналов светофора.

П/и «Красный, жёлтый, зелёный»

Просмотр и обсуждение мультфильма «Азбука безопасности» (из сериала «Смешарики»)

6.

Транспорт нашего города

Закрепить знания детей о транспорте родного города.

Расширять представления детей о трамвайном производстве нашего города.

Беседа об Усть – Катавском трамвае.

Рассматривание фотоальбома с изображением трамвая.

Конкурс макетов «Транспорт нашего города».

7.

Азбука пешехода

Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах.

Закрепить знания о сигналах светофора.

Вызвать эмоциональный отклик.

Д/и «Дорожная азбука»

Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями.

Продолжение просмотра и обсуждение мультфильма «Азбука безопасности» (из сериала «Смешарики»)



III год обучения (старшая группа 5-6 лет)



тема

задачи

содержание

1.

Я по улице иду и в беду не попаду

Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице, её частями.

Рисование «Берегись автомобиля».

Д/и «Собери картинку»

Обигрывание ситуаций «Пешеходный переход», «Я – водитель».

2.

Световозвращающие элементы на вашей одежде

Познакомить детей со световозращающими элементами, их значением.

Прививать детям внимание и чувство ответственности.

Рассматривание различных видов световозвращающих элементов (значки, брелки, наклейки, ленты).

Изготовление световозвращающих элементов.

3.

Для чего нужны дорожные знаки?

Закрепить с детьми виды дорожных знаков, их назначение.

Прививать детям правильное поведение на дороге.

Экскурсия по улицам города.

Рисование «Придумай свой дорожный знак».

4.

Переход. Его виды.

Закрепить с детьми виды перехода (подземный, наземный, надземный).

Учить детей правильному переходу улицы.

Просмотр презентации «Переходы».

Раскрашивание картинок «Перекрёсток».

5.

Знай и выполняй правила дорожного движения.

Закрепить с детьми знания правил уличного движения.

Продолжать прививать детям чувство ответственности и правильной жизненной позиции гражданина.

Рассматривание иллюстрации «Перекрёсток» и беседа по ней.

Продолжение просмотра и обсуждение мультфильма «Азбука безопасности» (из сериала «Смешарики»)

6.

Разработка безопасного маршрута: дом – детский сад.

Познакомить детей с названиями близлежащих улиц с детским садом.

Учить детей свободно ориентироваться.

Рассмотреть спутниковую фотографию нашего города, определить место положения нашего детского сада.

Составление плана- схемы маршрута.

7.

Викторина «В стране дорожных правил»

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Провести викторину по теме совместно с родителями.



IV год обучения (подготовительная группа 6-7 лет)


тема

задачи

содержание

1.

Улицы нашего города

Познакомить детей с названиями улиц родного города.

Активизировать словарный запас.

Прививать детям любовь и патриотические чувства к родному городу.

Рассматривание фотоальбома «Мой родной город Усть – Катав».

Экскурсия по улицам города.

Рисование «Мой любимый город»

2.

Улица - не место для игр

Продолжать закреплять знания детей о правилах поведения на улице.

Воспитывать чувство ответственности.

Д/и «Азбука дорожного движения»

Обыгрывание ситуаций на учебно – тренировочном перекрёстке.

Разыгрывание сценки Е. А. Виноградовой «Сказка о том, как колобок чуть не пропал, когда в город попал»

3.

Нужны ли дорожные знаки?

Закрепить с детьми названия групп дорожных знаков, их предназначение

Учить различать знаки и применять свои знания на практике.

Работа с демонстрационным материалом «Школа пешехода»

Словесная игра «Угадай какой знак»

Моделирование ситуаций «Ловушки» на дорогах».

4.

Световозвращающие элементы на нашей одежде

Закрепить знания детей о световозращающих элементах, их значении.

Прививать детям внимание и чувство ответственности.

Рассматривание различных видов световозвращающих элементов (значки, брелки, наклейки, ленты).

Рассматривание схемы светоотражения.

5.

Знай и выполняй правила дорожного движения

Продолжать закреплять знания детей о правилах поведения на улице.

Воспитывать чувство ответственности.

Составление кроссворда по теме.

Новогодняя игра- сказка «Как Баба – яга светофор украла»

6.

Разработка безопасного маршрута: школа - дом

Рассматривание зданий по пути следования до школы, какие дорожные знаки встречаются на пути, как правильно переходить дорогу.

Прививать детям внимание, наблюдательность.

Экскурсия в школу.

Составление плана схемы маршрута (для каждого ребёнка совместно с родителями).









Система мониторинга


Изучение Правил дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы ДОУ. Только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма. Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.

Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД. Проверка знаний по усвоению воспитанниками ПДД проходит с помощью мониторинга.

Мониторинг проводится два раза в год:

1 – вводная диагностика (сентябрь)

2 - итоговая диагностика (май).


п\п

Критерии оценивания

Ф.И. ребёнка











1.

Что такое дорога?











2.

Виды транспорта











3.

Виды перехода











4.

Правила перехода дороги











5.

Дорожные знаки











6.

Правила поведения на дороге











7.

Владение основными понятиями и терминами












Итог:


Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:

высокий – 3 балла;

средний – 2 балла;

низкий – 1 балл.



Программно – методическое обеспечение


1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева Безопасность на улицах и дорогах.

Методическое пособие для работы с детьми старшего

дошкольного возраста.- М.: АСТ- ЛТД, 1997г.

2. Р.П. Бабина Занимательная дорожная азбука. Методическое

пособие.- М.: АСТ- ЛТД, 1997г.

3. Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова правила дорожного

движения для детей 3-7 лет.- Волгоград: Учитель, 2013г.

4. Е.А. Виноградова, Г.П. Попова, Л.Д. Скобенко Игротека

юного пешехода. Занимательные занятия для детей 4-5 лет.-

Волгоград: Учитель, 2013г.

5. Т.Г.Кобзева Правила дорожного движения. Система обучения

дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2011г.

6. Образовательная программа. Формирование у детей

дошкольного возраста основ безопасного поведения на

дороге. Методическое пособие для педагогов ДОУ.-

Челябинск: ЧГПУ, 2007г.

7. Организация работы по предупреждению детского дорожно-

транспортного травматизма в образовательных учреждениях.

Методические рекомендации.- Челябинск: ГИБДД ГУВД

Челябинской области, 2004г.

8. А.А. Романова Правила дорожного движения для детей

дошкольного возраста.- М.: ТЦ «Сфера», 2005г.

9. А.Л. Рыбин Дорожная азбука велосипедиста.- М.:

Просвещение, 1992г.

10. Т.Ф. Саулина Три сигнала светофора. Дидактические игры,

сценарии вечеров досуга.- М.: Просвещение, 1989г.

11. О.А. Скоролупова Правила и безопасность дорожного

движения. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста-

М.: Скрипторий, 2005г.

12. Е.Я. Хабибуллина Дорожная азбука в детском саду.- С.-Пб.:

Детство – Пресс, 2016г.

13. С.А. Шинкарчук правила безопасности дома и на улице.-

С.- Пб.: Литера, 2010г.

14. Наглядно – демонстрационный материал «Соблюдай Правила

дорожного движения» - Киров: Радуга, 2010г.

15. Настенный календарь с заданиями «Весёлое путешествие» -

Управление ГИБДД Челябинской области.

16. Периодическое издание «Добрая дорога детства»


Электронные книги

1. Рабочая программа общего и дополнительного образования

детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа

юного пешехода». Методическое пособие для работников

дошкольных учреждений, педагогов общих образовательных

учреждений и систем дополнительного образования на основе

серии книг «Путешествие на зелёный свет».- М., 2013г.

2. Программно-методический комплект обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для дошкольных образовательных организаций.- М., 2014г.
































Приложение 1.


Вопросы для проверки знаний ПДД
(младшая, средняя, старшая группа)


п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое дорога?

Дорог а - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы

2

Что такое тротуар?

Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном.

3

Как нужно ходить по тротуару?

Идя по тротуару нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина.

4

Кого называют пешеходом?

Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

5

Почему нельзя ходить по проезжей части?

По проезжей части нельзя ходить потому, что там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вине может произойти авария или погибнуть люди.

6

Где можно переходить улицу?

Улицу можно переходить в специальных местах - пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет, нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и только тогда переходить улицу.

7

Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения машин и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам, когда переходить улицу пешеходам.

8

Какие бывают светофоры?

Светофоры бывают 2 видов: для машин и для пешеходов.

9

Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного света - приготовьтесь - скоро можно будет продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.

10

Какие сигналы подает светофор для пешеходов?

Светофор для пешеходов подает два сигнала: красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека на светофоре движется.

11

Кто управляет машиной?

Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и Правила дорожного движения. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками, пешеходами.


Вопросы для проверки знаний ПДД
(подготовительная группа)


п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое улица?

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями, школами и детскими садами.

2

Что такое дорога?

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.

3

Что такое проезжая часть?

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Она бывает с односторонним (когда машины движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движением (когда машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

4

Что такое тротуар?

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

5

Что такое пешеходный переход?

Пешеходный переход - участник проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.

6

Что такое перекресток?

Перекресток - место пересечения двух дорог, регулируемое светофором.

7

Что такое остановка?

Остановка - место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров.

8

Что такое железнодорожный переезд?

Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями.

9

Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

10

Какие бывают пешеходные переходы?

Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные, надземные.


Вопросы для проверки знаний по правилам поведения на дорогах и вблизи проезжей части (старшая и подготовительная группа)


п/п

Вопрос

Ответ

1

Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку?

Можно играть на детской площадке, во дворе.

2

Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе?

Нужно быть очень внимательным, потому, что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.

3

Почему нельзя играть на проезжей части?

Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребенок создает аварийную ситуацию, которая может закончиться ДТП, травмой или смертью.

4

Почему нельзя играть около проезжей части?

Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.

5

Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?

Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу , погнавшись за ним, можно попасть под машину.

6

Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?

Ездить на велосипеде по проезжей части разрешается детям после 14 лет Маленькие дети должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь, нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.

7

Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?

Можно не рассчитать скорость движения санок , не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.

8

Почему нельзя кататься с горки около проезжей част и, даже если машин нет?

Спускаясь с горки трудно затормозить и остановить санки, а машина может появиться в любую минуту. Водитель не рассчитывает, что на дороге появится препятствие, может не заметить и сбить санки, что приведет к серьезным травмам или гибели ребенка.

9

Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах?

Проезжая часть не предназначена для езды на роликах, ребенка может сбить машина. Кататься на роликах даже около проезжей части очень опасно, может задеть машина. Кататься можно во дворе и в специально отведенных местах.

10

Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
Почему оно безопасное?

Во дворе, в специально отведенном месте.
Оно находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.


Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте


п/п

Вопрос

Ответ

1

Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

2

Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?

Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.

3

Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

Около автобусной остановки очень интенсивное движение, и пассажир может попасть под машину.

4

Как пассажир должен вести себя в транспорте?

Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.

5

Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
 Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить в урну.
В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.

6

Что еще нельзя делать в автобусе?

В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их остановку.






















Приложение 2.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я и мой ребенок на улицах города».

Уважаемые родители! Мы просим ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет узнать, насколько ваши дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.

1. Знает ли ребенок свой домашний адрес?

  • Знает полностью: название улицы, номер дома и квартиры

  • Допускает ошибки

  • Не знает

2. Как Вы добираетесь с ребенком из детского сада?

  • пешком

  • на общественном транспорте

  • на личном транспорте

  • бывает по-разному

3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком?

  • Переходите дорогу всегда по пешеходной дорожке, смотрите на сигнал светофора

  • Могу перейти по пешеходной дорожке на красный свет, если нет машин

  • Перехожу дорогу там, где удобно

4. Различает ли Ваш ребенок сигналы транспортного и пешеходного светофоров?

  • Различает

  • путает

  • не знает, что существует транспортный и пешеходный светофоры

5. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения, и может рассказать, что они означают?

  • Да

  • Нет

  • Затрудняюсь ответить

6. Когда Вы в последний раз показывали ребенку знаки дорожного движения и рассказывали, что они означают?

  • Постоянно, когда приходится пользоваться транспортом, переходить дорогу

  • Достаточно давно

  • Не помню

7. Знает ли Ваш ребенок виды городского транспорта (подчеркните названия)?

  • автобус

  • такси

  • личный транспорт

  • грузовой транспорт

  • машины специального назначения (скорая помощь и др.)

8. Правильно ли ведет себя Ваш ребенок в общественном транспорте?

  • Да

  • Как правило, да

  • Зачастую ведет себя неправильно: толкает пассажиров, требует место, говорит громко, высовывается из окна

9. Считаете ли Вы, что даете ребенку необходимые знания в полном объеме?

  • Да

  • Не уверен, знания недостаточные, даются от случая к случаю

  • Нет, не хватает времени давать ребенку знания на эту тему

10. Достаточно ли знаний о правилах дорожного движения получает Ваш ребенок в детском учреждении

  • Да, достаточно

  • Нет, недостаточно

  • Затрудняюсь ответить


                         СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!






























Приложение 3.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Взрослые и дети на улицах города»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного воспитания  в вопросах безопасности дорожного движения. Поставьте знак «+»в Вашем ответе.

1. Много ли знаков дорожного движения знает Ваш ребенок?

  • Много

  • Некоторые из них

  • Не знает вообще

2. Хорошо ли знает Ваш ребенок дорогу домой и в детский сад?

  • Хорошо

  • Не очень хорошо

  • Плохо

3. Вы идете с ребенком по улице. При этом:

  • Всегда соблюдаете правила безопасного поведения

  • Иногда нарушаете правила безопасного поведения

  • Ходите так, как вам кажется удобным

4. Умеет ли ребенок правильно переходить улицу?

  • Ребенок знает и соблюдает правила перехода улицы

  • Ребенок не всегда правильно переходит улицу

  • Не умеет

5. Знает ли ребенок сигналы светофора?

  • Ребенок знает сигналы светофора

  • Ребенок иногда  путает сигналы светофора

  • Ребенок не знает сигналов светофора

6. Обращаете ли вы внимание ребенка на неправильное поведение других людей на улице?

  • Делаю это постоянно

  • Делаю это иногда

  • Не обращаю

7. Как ребенок ведет себя в городском транспорте и на остановках?

  • Ребенок ведет себя правильно  и спокойно

  • Ребенок ведет себя неспокойно на остановке: бегает, и суетиться, в салоне транспорта иногда ведет себя  неправильно

  • Ребенка опасно брать в поездку

8. Часто ли Вы уделяете время на ознакомление ребенка с правилами безопасного поведения?

  • Да, я часто объясняю ребенку правила безопасного поведения

  • Я иногда уделяю внимание этому вопросу

  • Очень редко

                         

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение 4.


План работы с родителями



1. Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки? »;

2. Конкурс рисунков «Берегись автомобиля». Создание альбома.

Конкурс рисунков «Наши друзья – дорожные знаки»

3. Занятие-викторина «Школа пешехода»;

4. Оформление книжной выставки для родителей по правилам дорожного

движения;

5. Консультация «Ребенок и дорога»;

Консультация «Автокресло»;

Консультация «Световозвращающие элементы на вашей одежде»

Консультация «Что почитать детям о ПДД»

6. Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле»;

7. Привлечь родителей к пополнению групп материалами по ПДД; 8.Оформление стенда «По дороге в детский сад»;

9.Конкурс книжек – самоделок «Азбука безопасности»;

10. Конкурс макетов «Транспорт нашего города».