МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педсовета Директор МБУ ДО ЦДТ
МБУ ДО ЦДТ Т.А.Куделина_________
Протокол № Приказ №
От "___ "_____2020 г. От "__"_________2020г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«СОЛО»
Направленность: художественная
Уровень программы: углубленный
Возраст обучающихся: 10 -15 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель педагог дополнительного образования: В. С. Стырова
г. Зверево
Ростовской области.
2020 г.
Паспорт
дополнительной общеобразовательной программы
Название ИОП | Модульная индивидуальная программа «СОЛО» |
Сведения об авторе- составителе | ФИО: Стырова Виктория Станиславовна |
Место работы: МБУ ДО ЦДТ |
Адрес образовательной организации: Город Зверево ул. Школьная 7 |
Домашний адрес автора: Город Зверево ул. Казакова 24 кв.19 |
Телефон служебный: 88635544151 |
Телефон мобильный: 89034854351 |
Должность: педагог дополнительного образования |
Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат | нет |
Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней) | Разработана в соответствии с: - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон); - Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; - Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»; - Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г.). - Устав и локальные акты ЦДТ |
Материально-техническая база | В помещении для занятий имеются материально-технические средства обучения: Справочно-информационная литература; Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты; Компьютер (ноутбук); Усиливающая аппаратура; |
Год разработки, редактирования | 2020 год |
Структура программы | Титульный лист, пояснительная записка, учебный план, календарно-тематический план 1 года (углубленный), содержание 1 года (углубленный), Оценочные материалы, методические материалы, список литературы. |
Направленность | художественная |
Уровень программы: | углубленный |
Направление | Вокально- театральное |
Возраст учащихся | 10 – 15 лет |
Срок реализации | 1 год |
Новизна | Программа разработана для удовлетворения социального заказа общества и родителей в развитии творческих способностей детей в театрально- вокальном искусстве. Программа позволит, развивать способности детей с особыми образовательными потребностями, осуществляя личностно-ориентированный подход. Обучающиеся смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество. |
Актуальность | Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у них желания активно участвовать в творческой деятельности, определяет необходимость успешной социализации обучающегося в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни. |
Цель и задачи программы | Цель индивидуальной образовательной программы: создание условий для самовыражения и самореализации одаренного ребенка через вокально-театральную деятельность. Задачи способствовать развитию: – практических навыков театрально-вокальной деятельности; – текстовой и музыкальной памяти; – навыков и умений в области актерского мастерства, музыкальной грамоты, вокально-хорового исполнительства. – актерских способностей, умений взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью; – практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей подростка; – интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства; – творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка; – эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения; Способствовать воспитанию: –эстетического вкуса, исполнительской культуры в вокально-театральном направлении; – духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры. |
Ожидаемые результаты | По окончании обучения учащийся должен ЗНАТЬ: - этапы работы над музыкальным спектаклем; - законы сценического действия; - принципы построения литературно-музыкальной композиции; - правила поведения зрителя, этикет зрителя; УМЕТЬ: - самостоятельно работать над сценическим образом и ролью; - строить диалог с партнером на заданную тему; -играть на сцене, выражая свои чувства и отношение к своему герою. - проявлять инициативу, творчество. - петь чисто и слаженно в унисон; - петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; - использовать элементы ритмики и движения под музыку; - принимать активное участие в творческой жизни вокально-театрального коллектива. - создавать пластические импровизации под музыку разного характера; - произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно; - владеть приемами выразительного чтения и четкой дикции; - выразительно прочитать диалог, правильно, четко с нужными интонациями. - самостоятельно готовить сцену, бутафорию, реквизит, костюмы к репетиции; - определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам; - различать и узнавать произведения различных литературных жанров; - реализовать полученные навыки в конкретной творческой работе. - двигаясь по сценической площадке, равномерно заполнить её. - самостоятельно анализировать свою работу и работу коллектива. |
Формы | Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. |
Режим занятий | Учебные занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю. |
Формы подведения итогов реализации | - предварительный - диагностика способностей учащихся; - текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися театральными умениями и развитием театрального мастерства; - итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в различных мероприятий разного уровня. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи, подчёркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования, как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Реализация программы «Соло» позволяет создать личностно-значимый для каждого ребёнка индивидуальный и коллективный результат в виде мюзикла, постановки, спектакля. Данная программа актуальна и востребована, так как театрально-вокальное объединение является эффективным средством активизации творческого потенциала ребенка, развивает его культуру, формирует нравственно-эстетические чувства, закрепляет нравственные нормы поведения в обществе, формирует духовность.
Программа предполагает гибкое построение образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей, развитие эмоциональной сферы личности ребенка. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья учащихся.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров. Он предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и ребёнка;
- достижение заданных результатов на разных уровнях.
Все проводимые занятия основаны на сотрудничестве, работают в комплексе и способствуют решению намеченных образовательных, развивающих и воспитательных целей и задач.
Данная образовательная программа предназначена для работы педагога дополнительного образования с обучающими вокально-театрального объединения «Соло» Беккер Д., Беккер Н., Разуваевой А., Разуваевой К. и Бородиной Д. Эти обучающиеся разбиты на микрогруппы по уровню способностей.
Обучающие достигли высокого результата в области театрального творчества, в фестивалях и конкурсах международного, всероссийского и областного уровня. А именно:
Диплом Гран-при Международного конкурса исполнительского мастерства «Вдохновение» 2019 г
Диплом за 1-е место в 3-ем Международном конкурсе чтецов «Велик и могуч ты, русский язык…» 2019 г
Диплом 1-й степени Всероссийского конкурса посвящённый 75-летию снятия блокады города Ленинграда «И жизнью смерть была побеждена...» 2019 г.
Диплом Гран-при и лауреата 1-й степени Всероссийского конкурса «Самородки России» г Новочеркасск 2019г
Диплом лауреата 1-й степени и 3 степени Всероссийского конкурса «Самородки России» г.Гуково 2019 г
Диплом 1-й степени областного конкурса литературно-музыкальных композиций «Голос памяти» 2019 г
Диплом 1-й степени и 2 степени Всероссийского конкурса «Есть такая профессия – Родину защищать!» 2020г.
Диплом 1-й степени Всероссийского конкурса «В окно повеяло весной» 2020 г.
Диплом 1-й степени и 2 степени Всероссийского конкурса «Мы гордимся Великой Победой!» 2020 г.
Индивидуальные занятия необходимы для:
- подготовки к поступлению в культпросвет училище;
- более качественного, детального разбора произведений;
- повышения профессионального уровня творческого коллектива;
Индивидуальная работа с воспитанниками имеет ряд особенностей и требует от педагога терпения, осторожности и кропотливого труда.
Индивидуальное обучение включает работу над отрывками из современных пьес или инсценировкой литературного произведения.
Индивидуальная программа включает в себя работу над отрывками из русской классики. Эта работа имеет свои особенности. Иные социальные взаимоотношения, иные эстетические и этические взгляды общества, мироощущение персонажей порождает особую манеру поведения. Начинающий актер сталкивается с костюмами иной эпохи, стилевым поведением, аксессуарами, отличными от привычного окружения современной действительности. Громадную роль в понимании эпохи играет изучение иконографического материала, а также письма и воспоминания современников.
Принципы выбора отрывков, а также этапы работы над ними, совпадают с принципами работы над современным отрывком.
При выборе отрывка педагог должен руководствоваться следующими соображениями:
- содержание отдельно взятого отрывка, его сюжет и действия должны быть понятны без просмотра всей пьесы;
- драматургический материал должен быть интересен учащемуся для работы и соответствовать его творческим возможностям
Работа над отрывком включает в себя несколько этапов:
- событийный анализ отрывка.
- самостоятельная работа над образом.
- репетиции отрывков.
Учебный план (Углубленный уровень).
№ п/п | Разделы | Год обучения | Количество часов |
1 год обучения |
1 полугодие (в т.ч – аттесттация) | 2 полугодие (в т.ч – аттестация) |
1 | Организационное занятие. ТБ. | 6 | - | 6 |
2 | Сценическая речь | 24(1) | - | 24(1) |
3 | Актерское мастерство | 24 (1) | | 24 (1) |
4 | «Основы вокального мастерства» | 48 (1) | | 48 (1) |
5 | Литературно -музыкальные композиция | - | 60 (1) | 60 (1) |
6 | Работа над музыкальным спектаклем | - | 54 (1) | 54 (1) |
| | | | |
| 102 (3) | 114 (2) | 216 (5) |
216 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИОП «СОЛО»
В неделю – 6 часов, из них 4 часов на индивидуальные (2 часа по 45 минут на каждую микрогруппу) + 2 часа по 45 минут общих групповых занятий.
№ п/п | Тема занятий | Всего | Беккер Н., Беккер Д | Разуваева А., Разуваева К., Бородина Д | Формы Аттестации /контроля |
Индивидуальные занятия | Групповые занятия | Индивидуальные занятия | Групповые занятия |
Дата | Кол-во часов | Дата | Кол-во часов | Дата | Кол-во часов | Дата | Кол-во часов |
1 | Организационное занятие | 4 | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | Творческие показы, праздники, конкурсы, беседы |
2 | Сценическая речь | 16 | | | | | | | | |
2.1 | Дыхание. | 4 | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч |
2.2 | Артикуляция | 4 | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч |
2.3 | Дикция | 4 | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч |
2.4 | Скороговорки | 4 | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч |
3 | Актерское мастерство | 16 | | | | | | | | |
3.1 | Театральные игры | 8 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч |
3.2 | Этюды | 8 | | 2 ч 2 ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч |
4 | «Основы вокального мастерства» | 32 | | | | | | | | |
4.1 | Волшебной музыки страна | 8 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч |
4.2 | С песенкой по лесенке | 8 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | |
4.3 | Певческая установка и позиция. | 8 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | |
4.4 | Основы нотной грамоты. | 4 | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | |
4.5 | Основы ритма | 4 | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | |
5. | Литературно - музыкальные композиция | 42 | | | | | | | | | |
5.1. | Разработка сценария. | 6 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | |
5.2 | Миниатюры в композиции | 6 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | |
5.3 | Сценические акценты. | 6 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | |
5.4 | Постановка композиции на сцене. | 12 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | |
5.5 | Музыкальные подводки, финальные песни. | 6 | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | |
5.6 | Практика работы с микрофонами. Сценическое оборудование. | 6 | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | |
6. | Работа над музыкальным спектаклем | 34 | | | | | | | | | |
6.1 | Построения спектакля | 6 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | |
6.2 | Эмоции актёра в спектакле | 6 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | |
6.3 | Текст-основа спектакля. | 6 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | |
6.4 | Репетиция с деталями декораций. | 12 | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | | 2 ч 2ч | |
6.5 | Проигрывание спектакля целиком. Показ спектакля зрителям. | 4 | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | | 2 ч | |
| Всего | 216 | | | |
Содержание программы «СОЛО»
1.Организационное занятие
Теория: Беседа о задачах на учебный год. Правила ТБ. Правила дорожного движения
Перспектива творческого роста.
Практика. анонс «Как я провел лето».
2. Сценическая речь
Теория: Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).
Важность работы над звуком. Требования к организации распевки. Порядок распевки.
Дыхание.
Практика. Учебно-тренировочные упражнения 3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Звук и механизм его извлечения.
Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой (стр.78-80);
Артикуляция
Практика. Учебно-тренировочные упражнения Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Дикция
Практика. Учебно-тренировочные упражнения Тренажер самоконтроля развития дикции; Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой (с.81-83). Отработка полученных навыков.
Скороговорки
Практика. Погода размокропогодилась;
Нашего пономаря да не пер епоном аривать стать;
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Фрол прям, Пров крив.
Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопье-вича;
Говорили про попа, про Прокопья-попа, про Про-копьевича.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
«Сорок сорок в короткий срок съели сырок»;
«Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.).
Отработка полученных навыков.
3. Актерское мастерство
Театральные игры
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практика. тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Этюды
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практика. Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
4. Основы вокального мастерства
Волшебной музыки страна
Теория: Требования и нагрузка на голос.
Практика: Дыхание. 3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляционная гимнастика методика и алгоритмы В.Емельянова
С песенкой по лесенке
Теория:: Гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Практика: Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени.
Упражнение 1. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.
Упражнение 2. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.
Упражнение 3. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).
Упражнение 4. Вибрация внутри тела.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук.
Певческая установка и позиция.
Теория : Изучение специальных терминов «интонация», «высота», «диапазон» голоса, «унисон», «кантилена» и т. д. Знакомство с понятием «распевка». Применение распевки вокалистом.
Практика: Распевание начинаются с одной ноты на разных слогах в восходящем движении. Звук и механизм его извлечения. Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.
Основы нотной грамоты.
Теория: Основы нотной грамоты, понятие лада (мажор, минор), Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот. Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Практика: развитие гармонического слуха (консонанс от диссонанса). Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам. Тональность: мажорная и минорная.
Практика: развитие гармонического слуха (консонанс от диссонанса).
Основы ритма
Теория: Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая. Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли. Понятие ритмической импровизации
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Музыкальный размер
;
Практика: похлопывание различных коротких ритмических формул вслед за педагогом, индивидуально. Похлопывание и пропевание имен, скороговорок, любых интонаций вслед за педагогом.
5. Литературно -музыкальные композиции
Теория. Особенности построения литературно -музыкальной композиции.
Правила и последовательность составления, разбора и исполнения.
Сохранение сюжетной линии и её отсутствие. Смысловая нагрузка.
Логические и мелодические переходы. Комбинирование прозы и стиха.
Комбинирование произведений различных стилей и авторов. Музыкальное
сопровождение и пластическое решение. Лента видений. Единство и перспектива мысли.
Практика. Чтение и разбор литературно-музыкальных композиций с определением сюжета и идеи.
Разбор текстов. Чтение вслух с листа. Составление и работа литературно-музыкальных миникомпозиций. Инсценирование и Мизансценирование по группам.
6. Работа над музыкальным спектаклем
Построения спектакля
Теория: Особенности композиционного построения спектакля: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практика. Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Эмоции актёра в спектакле
Теория. Существование актёра в контексте смежной сюжетной линии. Явные и скрытые действующие лица. Присутствие автора как действующего героя. Столкновения
интересов автора и актёра. Взаимодействие с автором.
Практика. Сопоставление произведений разных авторов. Анализ и обсуждение характеров и мотивации поведения персонажей. Определение предлагаемых обстоятельств, эпизодов. Составление списка героев, распределение ролей. Отбор речевой и пластической выразительности для персонажей. Расстановка мизансцен. Разучивание текстов ролей, репетиции. Технические и механические прогоны.
Текст-основа спектакля.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практика: «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Репетиция с деталями декораций.
Практика: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Проигрывание спектакля целиком Показ спектакля зрителям.
Практика: Прогонные репетиция картин, актов, всей пьесы. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы, уточнение ритма и темпа главных событий в их последовательном развитии Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля -оформления, костюмов, света и т.д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе. Показ зрителям спектакля.
Оценочные материалы
Важное место в реализации программы отводится контролю и оцениванию. Контроль важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, но и в целях достижения успеха, так как контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.
Формы контроля
- предварительный - диагностика способностей учащихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения учащимися театральных умениями и развитием мастерства;
- итоговый контроль результатов выступления учащихся в различные мероприятия разного уровня.
Контроль освоения программы, осуществляется в следующих формах: спектакль, миниатюра, театрализованное представление, показ самостоятельных этюдов.
Формы подведения реализации программы итоговый анализ результатов выступления учащихся различных мероприятий разного уровня.
Так как программа является развивающей, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля над результатами ЗУН. Успехи, достигнутые «актёрами», демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются учащимся и педагогом.
Главным критерием в оценке деятельности ребёнка в детском объединении является его творческое раскрытие и проявление в процессе подготовки и исполнения спектакля или других мероприятий.
Предполагаемое участие в мероприятиях
№ | Время проведения | Тематика мероприятия |
| Сентябрь | Реализация мероприятий ЦДТ |
| Октябрь | День учителя , мероприятий ЦДТ |
| Ноябрь | День матери, мероприятий ЦДТ |
| Декабрь | Новый год, мероприятий ЦДТ |
| Январь, февраль | Патриотической мероприятие, мероприятий ЦДТ |
| Март | 8 марта, мероприятий ЦДТ |
| Апрель - май | Итоговая творческая работа, мероприятий ЦДТ |
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.
Для оценивания выступлений подходят следующие критерии оценки:
«3» (высокий уровень)- Артистичен, раскованно ведёт себя на сцене, движения ясные и выразительные, использует импровизацию, мимику, выразительная и эмоциональная речь, хорошая дикция речи, активно проявляет себя в репетиционно - постановочной работе, проявляет инициативу и самостоятельность, умеет анализировать, образно мыслить.
«2» (средний уровень) – Проявляет артистичность, чувствуется скованность в движениях , мимике, мало импровизации, в речи не выражает эмоции и выразительность, не отработана дикция речи, не проявляет себя в репетиционно - постановочной работе.
«1» (низкий уровень) – Не проявляет артистичность, очень скованно ведёт себя на сцене, нет эмоциональных выражений в движениях и мимике, плохая техника и дикция речи, не проявляет себя в репетиционно - постановочной работе, не умеет анализировать, образно мыслить.
№ п/п | Список обучающихся | «Сценическая речь» | Актерское мастерство | «Основы вокального мастерства» | Литературно -музыкальные композиция | Работа над музыкальным спектаклем | Общий балл |
теория | практика | теория | практика | теория | практика | теория | практика | теория | практика |
1 | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | |
Методические материалы
Методическое обеспечение программы
Программа «Соло» строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеоролики,
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принцип индивидуального подхода — для каждого педагога не нов и первостепенен. Но в творчестве от него нельзя отступать ни на шаг, ни на одно мгновение. Мне приходится «подгонять материал» под возможности каждого обучающегося в нашем коллективе.
Реализация перечисленных выше принципов основана на применении и сочетании различных педагогических технологий:
Технология целостного процесса обучения и воспитания.
- изучение интересов и потребностей обучающихся, их личностных качеств;
- постановка конкретных целей и задач;
- определение ожидаемых результатов;
- подбор и разработка эффективных методик обучения и воспитания;
- организация деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;
- педагогический мониторинг;
- самоконтроль, самооценка, анализ результатов;
- выдвижение новых целей и задач, корректировка образовательной программы.
Технология обучения творчеству.
- выявление творческих способностей обучающегося;
- развитие креативности студийца через использование различных игровых технологий, тренинговых упражнений, выполнение творческих заданий, авторских работ и др.;
- использование ИКТ и предоставление обучающимся возможности знакомиться с аудио- и видео- материалами по театральному направлению;
- самоконтроль, рефлексия, самоанализ творческой деятельности студийца;
- использование системы поощрения и стимулирования.
Технология учебного диалога
Диалог усиливает творческое начало обучения.
- развитие у ребят самостоятельности и инициативы, умения думать, размышлять, формировать и отстаивать свою точку зрения;
- создание личностно-значимой развивающей ситуации через обращение к личностному потенциалу учащихся – опыту собственных размышлений и чувств, переоценка прежних взглядов и формирование новых ценностей.
Технология игровой деятельности.
- включение обучающихся в выполнение общедоступных заданий, развивающих психофизические процессы, индивидуальность;
- вовлечение студийцев в сложные ситуативные игры, игры – импровизации, помогающие проникать во внутренний мир другого человека, находить новые средства самовыражения;
- развитие обучающихся ассоциативно – образного мышления через игровую деятельность;
- формирование нравственной и эстетической позиции у студийцев при знакомстве с законами сцены, особенностями театрального творчества.
Технология коллективной творческой деятельности КТД.
планирование КТД;
формирование совета дела, инициативной группы;
подготовка КТД (обозначение круга обязанностей, распределение обязанностей);
осуществление контроля и самоконтроля за ходом подготовки к КТД;
сотрудничество с учащимися при подготовке КТД;
проведение КТД;
анализ проведенного КТД;
поощрение участников и организаторов КТД.
Технология проектной деятельности.
развитие у учащихся организаторских навыков
развитие навыков коллективной деятельности
формирование умения планировать и реализовывать цель имеющимися средствами.
Используемые педагогические технологии адаптированы к конкретным условиям театрально-вокального объединения «Триумф». Они носят гуманистический характер и способствуют овладению учащимися не только специальными ЗУН вокального и театрального мастерства, но и развивают личностные качества учащихся: ответственность, толерантность, активную жизненную позицию, смелость в принятии решений и др.
Методы и формы реализации программы
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенности перед зрителями и слушателями. Всё это дает учащимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Успехи реализации программы возможны:
если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;
если учитываются возрастные и личностные особенности учащихся, мотивация их деятельности;
если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;
если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.
Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в ЦДТ рамках школьных, городских, областных мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
Тематика репертуара (по согласованию с учащимися):
Школьная;
«Золотой век»;
«Серебряный век»;
Донской фольклор;
Патриотическая направленность;
Рассказы русских и зарубежных писателей;
Уроки этики;
Сказки народов мира;
Мифы, легенды;
Героический эпос славян, былины;
Из копилки детектива;
Театрализация, в том числе экспромт.
Модель солиста вокального объединения «Соло»
Проявление навыков вокальной деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ритмы;
Умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
Импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
Исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
Услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
Умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Диагностические материалы
Методика «Закончи предложение»1
Цель: выявить отношение к нравственным нормам, уровень развития коммуникативных качеств, способность к эмпатии (сопереживанию).
Ход работы: воспитанникам предлагается в быстром темпе (чтобы добиться привычного ответа) закончить предложение или небольшой рассказ
Варианты:
Если я знаю, что поступил неправильно, то….
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Обработка полученных данных: анализ.
Методика выявления уровня самооценки учащихся (автор Р.В. Овчарова)2
Анкетирование учащихся по выявлению уровня самооценки:
2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.
Вопросы анкеты:
Мне нравится создавать фантастические проекты.
Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
Мне нравится находить причины своих неудач.
Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
Убедительно могу доказать свою правоту.
Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
У меня часто рождаются интересные идеи.
Мне интереснее работать творчески, чем по другому.
Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат:
- 24-32 балла – высокий уровень;
- 12-24 – средний;
- 0-12 – низкий.
Игровая методика «Воображаемая социограмма»
Цель: исследование взаимоотношений членов группы, определение статуса детей, каждый участник получает представление о своей роли в группе.
Социограмма – это наглядный способ представить межличностные отношения в группе, симпатии – антипатии, связи и группировки.
Ход упражнения: Детям сообщается, что они будут разыгрывать короткую сценку на выбранную тему, например, тему подготовки к экстремальному путешествию. Им надо самим все организовать: выбрать режиссера, другие должности, придумать сценарий, подготовить сцену. Один из участников обычно сразу же вызывается быть режиссером (это и есть потенциальный лидер). Он размещает участников группы в пространстве, назначает каждому роль, которая соответствует его представлениям об этом участнике. Далее детьми придумывается короткий сценарий и тут же разыгрывается. Когда вся сценка разыграна, режиссер обсуждает свои впечатления с группой, и каждый рассказывает:
- как он чувствовал себя в этой роли, которую ему пришлось играть;
- как он при этом воспринимал всех остальных.
Темы сценок могут быть разными. В процессе игры педагог может выделить учащихся: с лидерскими качествами; с организаторскими способностями; детей активных, инициативных, артистичных, дружелюбных, альтруистичных, а также детей застенчивых, необщительных, отвергаемых.
Упражнение «Колокол»3.
Цель: развитие способности к доверию и поддержке.
Участники образуют круг, стараясь встать как можно ближе друг к другу
Один из участников выходит в центр круга.
Ему следует максимально расслабиться, а остальные участники должны,
вытянув руки перед собой, покачивать его из стороны в сторону, поддерживая и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.
Вопросы для обсуждения:
Удалось ли действительно расслабиться, довериться группе?
Если нет, что мешало?
Диагностика «Определение уровня сформированности специальных способностей»
Цель: определить уровень сформированности специальных способностей учащихся детского театрального коллектива.
На каждом этапе обучения учащиеся должны овладеть определенными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного овладения избранным видом деятельности. В процессе овладения специальными знаниями, умениями и навыками у учащихся развиваются и специальные способности (коммуникативные, исполнительские, вокальные организаторские).
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условием успешного осуществления определенной деятельности и которые определяют отличия в овладении необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками.
Каждая способность определяется согласно принятым единым критериям к оцениванию деятельности учащихся вокального направления, с учетом требований образовательных программ деятельности детских и подростковых вокальных коллективов, возрастных особенностей учащихся.
В данной диагностике определены показатели (индикаторы) – внешне проявляющиеся признаки, по которым оцениваются анализируемые способности.
Каждая анализируемая способность оценивается по 3-х балльной системе:
1 балл – слабо выражена (низкий уровень сформированности)
2 балла – хорошо выражена (средний уровень сформированности)
3 балла – явно выражена (высокий уровень сформированности)
Подсчитывается общее количество баллов, и определяются уровни сформированности специальных способностей каждого учащегося:
Высокий уровень – от 15 до 21 балла
Средний уровень – от 8 до 14 баллов
Низкий уровень – 7 баллов
Список литературы.
Литература для педагога
Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. - Л.-М.: Искусство, 2002.
Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007
Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - М.: Просвещение, 2006.
Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007
Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
Дополнительная литература для учителя
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
2.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
Литература для детей
Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004. 3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.:
Просвещение, 2003.
Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
1 Фридман Л.М. – с.54-55.
2 Бюллетень программно – методических материалов для УДОД. - №5. – 2005. – с.14.
3 Вожатый века. - №2. – 2007. – с.14-16