Отдел образования администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» п. Кавалерово
РАССМОТРЕНА методическим советом МОБУ ДО ЦДТ «____»_________ 2020г. Протокол № | ПРИНЯТА педагогическим советом МОБУ ДО ЦДТ «____»_________ 2020г. Протокол № | УТВЕРЖДЕНА Директор МОБУ ДО ЦДТ ______ И .А. Привалихина «____»_________ 2020г. Протокол № |
«Летние забавы»
Дополнительная краткосрочная
общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
Программа ориентирована на детей от 7 до 10 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Программа разработана педагогом
дополнительного образования
Титовой Мариной Геннадьевной
п. Кавалерово, 2022г.
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в организации свободного времени детей разного возраста в летний период, в создании пространства для развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Реализация социального заказа общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей является предоставление организованного полноценный летнего отдыха детям. Направленность программы — техническая. Язык реализации программы — государственный язык РФ — русский. Уровень освоения — стартовый. Новизна программы в создании работ, которые используются в последствии для игры или соревнований. Адресат программы: обучающиеся Кавалеровского муниципального района 7-11 лет, размер группы 10-12 человек.
Объем программы -8 часов.
Срок реализации программы- 1 месяц.
Форма обучения: очная.
Режим занятий - продолжительность занятия 2 академических часа по 40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14 .
Особенности организации образовательного процесса: состав группы постоянный, виды занятий по организационной структуре -коллективные.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы — обучение навыкам бумажного моделирования, формирование интереса к техническим видам деятельности.
Задачи:
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность;
- воспитывать умение организовывать безопасное пространство и наполнять его игровыми элементами.
Развивающие
-развивать умение менять фактуру бумаги, картона;
-развивать пространственное мышление;
-развивать умение работать самостоятельно.
Обучающие
- научить правильно работать с бумагой;
- научить выполнять объемные изделия
- научить применять в повседневной жизни готовые изделия.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов (модулей), тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие |
1. 1.2 | Охрана труда, техника безопасности. Изучение свойств бумаги. | 2 | 1 | 1 | Заполнение таблицы, игра «Что я знаю о бумаге». |
2.Технологический блок. |
2.1 2.2 2.3 | Народные традиции-моделирование игрушки «бильбоке» День России: изготовление символики страны. По сказкам А.С. Пушкина: сборка Богородской игрушки «Старик и рыбка». | 2 2 2 | 1 1 1 | 1 1 1 | Творческая работа Опрос Викторина |
Итого объем программы: | 8 | |
Содержание учебного плана
1.Введение в предмет – 2 часа
Занятие №1 Теория.
Повторение с правил техники безопасности и поведения на занятиях, правила работы с бумагой, знакомство с новыми инструментами для работы с бумагой.
Практическая работа.
Исследование свойств бумаги, заполнение таблицы, игра «Что я знаю о бумаге».
2.Технологический блок состоит из тем, раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий.
Занятие № 2
Теория.
Знакомство с историей создания игрушки, ее применение, правила изготовления.
Практика.
Моделирование игрушки «бильбоке».
Занятие №3 Теория.
День России – беседа о символике России, исполнение гимна.
Практическая работа.
Изготовление символики страны.
Занятие №4 Теория.
Викторина по сказкам А.С. Пушкина
Практическая работа.
Сборка Богородской игрушки «Старик и рыбка».
1.5. Планируемые результаты программы.
В результате обучения по данной программе дети приобретут:
метапредметные навыки:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
выбирать наиболее эффективные пути решения задачи;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ.
личностные результаты:
проявление познавательных интересов и творческой активности;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиций социализации.
предметные результаты:
навыки способов обработки бумаги;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель, эскиз, сборка, чертеж;
изучение новых материалов, инструментов и приспособлений для работы с бумагой.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения занятия (план) | Дата Проведения Занятия (факт) | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. 2. 3. 4. | | | Охрана труда, техника безопасности. Изучение свойств бумаги. Народные традиции-моделирование игрушки «бильбоке» День России: изготовление символики страны. По сказкам А.С. Пушкина: сборка Богородской игрушки «Старик и рыбка». | 2 2 2 2 | | МОБУ ДО «Центр детского творчества» п.Кавалерово | Заполнение таблицы, игра «Что я знаю о бумаге». Творческая работа Опрос Викторина |
2.2. Условия реализации программы.
Педагог - Титова Марина Геннадьевна – педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории, руководитель кружка «Бумагопластика».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы необходим хорошо освещенный кабинет, стенды с условными обозначениями, шкафы для хранения инвентаря, материалов и готовых изделий, столы для работы с покрытием защитной пленкой. Материалы: бумага различной текстуры, принтер.
Инструменты: пистолет для клея, карандаши, фломастеры, ножницы, клеенка, трафареты, шаблоны, инструменты для обработки бумаги кисти (булечки, стеки, ножи канцелярские, дотсы).
Материалы: наборы цветной бумаги; офисная цветная бумага, картон белый и цветной, бумага для оригами, клей ПВА, суперклей, клей-карандаш, клей-пистолет.
Методические и дидактические условия:
-набор моделей по основным видам курса;
- шаблоны;
-выкройки-развертки;
-тематическая литература;
-видеоматериалы.
Раздел 3. «Комплекс оценочных и методических материалов
3.1. Формы контроля/аттестации.
В начале учебного периода проводится входной контроль знаний и умений обучающихся. И в конце учебного года итоговая аттестация, позволяющая определить достижение обучающимися планируемых результатов обучения.
Формы контроля:
- опрос, чтение схем, заполнение таблиц, творческая работа.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: викторина, опрос, творческая работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: готовое изделие, демонстрация моделей.
Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении оценивается с помощью следующих методов диагностики:
- викторина;
-наблюдение;
-практическое занятие;
-просмотр работ;
-опросы в игровых формах: викторины, опросы.
Кроме того, оценивается удовлетворенность работой в творческом объединении детей и отзывах родителей на основе собеседований и анкет.
4.Комплекс оценочных и методических материалов
4.1. Методические материалы.
Особенности организации образовательного процесса – обучение проводится очно.
При проведении занятий используются методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, дискуссионный, частично поисковый.
Методы воспитания убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия - беседа, игра, практическое занятие, мастер-класс, наблюдение.
Используются педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия: – занятие построено поэтапно
1 этап - организационный: постановка темы и цели, восстановление опорных знаний;
2 этап – основной: введение в новый материал;
3 этап – практическая работа;
4 этап – рефлексия.
Дидактические материалы:
- шаблоны образцов;
-инструкционные карты;
-технологические карты по оригами;
- образцы изделий;
-технологические карты по оригами;
- дидактическое пособие «Модульный конструктор».
4.3. Список литературы
Врона А.П., Лапина Е.Г. «Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы», «Техническая эстетика», №4,1985г.9 «Галерея бумажного искусства», журнал «Мир упаковки» №3 (35), 2011г.;
Гамаюнов В.Н. «Образы виртуального мира», М., 2004г.;
Грашин A.A. «Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды», М., 2004;
Зайцева А. Н., Моисеева Е. К., изд. «Эксмо», Москва. 2013г.;
Калмыкова Н.В., Максимова И.А. «Макетирование из бумаги и картона», М., 2016г.;
Юртакова Л.В. «Квиллинг», изд. «Эксмо» 2012г.
Для детей:
1. «Бумажные цветы». Н. Н. Васина. Айрис Пресс, 2012г.
2. «Оригами» Е.А. Черенкова «Дом XXI век» 2016 г.
3. «Удивительные поделки из бумаги» А.С. Спицына «Рипол классик». Москва. 2012 г.
1