СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнительная образовательная программа "Экологический патруль" имеет естественнонаучное направление.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Степанщинская средняя общеобразовательная школа»
|
УТВЕРЖДЕНА приказом № 110/15 от 31.08.2018 г.
|
Дополнительная образовательная (естественнонаучная)
программа научного объединения «Экологический патруль»
Составитель
Конова Антонина Дмитриевна
учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2018 год
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Программа дополнительного образования «Экологический патруль» естественнонаучного направления составлена на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31 декабря 2015г. №1577);
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Степанщинская СОШ» (Приказ №97/4 от 30. 08 2016 г.);
Учебного плана МОУ «Степанщинская СОШ»;
«Методических указаний по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области», утверждённых решением коллегии МУ «Управление образования Воскресенского муниципального района Московской области», Протокол № 1 от 08.04.2016.
Концепции развития дополнительного образования детей (Утверждена
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
1.2 Актуальность и концептуальное обоснование, научно-практическая новизна и целесообразность программы
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Разработан ряд нормативно-правовых и программных документов, которые подчеркивают первостепенность экологического образования. Запущены и реализуются проекты экологического образования на разных возрастных ступенях. Но, несмотря на предпринятые меры, многими исследователями (С.Н. Глазачевым, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебным, И.Д. Зверевым, Б.Г. Иоганзеном, H.H. Моисеевым, В.И. Пановым, А.П. Сидельковским, И.Т. Суравегиной и др.) отмечается низкий уровень экологической образованности населения, включая и учащихся различных возрастов.
Система экологического воспитания, направленная на формирование у учащихся основной школы опыта реализации экологических знаний и мотивов в форме реального поведения в природной среде требует разработки новых подходов. Без разработки специальных педагогических средств, обеспечивающих трансформацию экологических знаний, умений, диспозиций ребенка в опыт реального поведения в природной среде, невозможно обеспечить целостность процесса экологического образования.
Программа «Экологический патруль» относится к естественнонаучной направленности, ориентирована на создание условий для целенаправленного формирования экологических представлений, развитие экологического сознания и чувств школьников среднего звена посредством организации эколого-нравственного взаимодействия с природой.
Данная программа была разработана на основе анализа многолетнего практического опыта работы, изучения экологической и педагогической литературы, а также на основе критического анализа и осмысления специфики образовательной деятельности педагогов, работающих в этой области (С.В. Митрахович, М.Ф. Иванова, Е.В. Кожухарь). На основе полученных аналитических результатов были определены следующие отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы «Экологический патруль»:
- в программе предложена авторская педагогическая система формирования основ естественнонаучного мировоззрения и опыта экологически сообразного поведения
обучающихся среднего школьного возраста;
- существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла, постановке эксперимента и постановке исследовательских задач;
- содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера, интернет – источниках, использовании ГИС и сетевых технологий.
Концептуальной идеей программы является идея формирования основ естественнонаучного мировоззрения ребенка, развития его ценностной системы экологического отношения к природе посредством включения его в практико-ориентированную деятельность (исследовательскую, природоохранную и др.).
Актуальность программы определяется, во-первых, заказом государства и социальным заказом на работу системы образования, направленную на формирование человеческого капитала, который будет востребован в инновационной экономике России в ближайшем будущем. Во-вторых, актуальность программы обусловлена социальным и образовательным заказом семьи, заинтересованной в раскрытии и развитии потенциальных возможностей ребенка в подростковом возрасте, а в дальнейшем в использовании накопленного опыта в личностном и профессиональном самоопределении. В-третьих, актуальность программы определяется потребностями подростков, связанными с их стремлением в удовлетворении собственных интересов и потребности в самореализации.
Новизна программы заключается в следующем:
- включение в содержание программы многообразных видов деятельности реальной эколого-биологической и природоохранной деятельности, способствующих формированию у учащихся навыка и личного опыта самостоятельной деятельности и ответственности;
- организация направлений и видов исследовательской и природоохранной деятельности, способствующих формированию гражданского и правового сознания, духовности и культуры, самостоятельности и толерантности;
- организация социально значимой практической деятельности (реализация социально значимых проектов, проведение экспедиций в территории Пермского края, популяризация в среде сверстников и студентов результатов исследовательской деятельности и природоохранной работы).
Характерными особенностями программы «Экологический патруль» являются:
- формирование у подростков готовности к саморазвитию и непрерывному образованию,
- проектирование и конструирование обогащающей образовательной и социальной среды развития учащихся;
- формирование широкого познавательного интереса и осуществление своеобразных профессиональных проб учащихся в разнообразных видах деятельности ;
- развитие мотивации к опытной, экспериментальной, исследовательской деятельности,
- определение стратегии индивидуального развития;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;
- интеграция содержания с учебными (школьными) предметами: география, ботаника, зоология, химия, информатика, литература, психология, риторика, физкультура, основы безопасности.
1.3 Цель и основные задачи программы
Цель программы: формирование у школьников основ естественнонаучного мировоззрения и опыта экологически сообразного поведения посредством опытнической и проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- сформировать знания о видовом разнообразии и единстве живой и неживой природы, закономерностях природных явлений;
- сформировать представления о природе как о системе;
- научить основам практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
- сформировать умение самостоятельно ставить исследовательские задачи, выбирать адекватные способы их решения, организовывать все стадии сбора, обработки и представления информации;
- расширить кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
- расширить понимание учащимися возможностей муниципальных и ведомственных библиотек, медийного пространства в самообразовании.
Воспитывающие задачи:
- способствовать воспитанию чувства любви к природе родного края, ответственности за ее сохранение;
- формировать нравственные ориентиры человека культурного общества;
- способствовать воспитанию ценностных ориентиров: трудолюбия, воли и настойчивости в достижении целей;
- способствовать формированию стремления транслировать экологические знания и участвовать в практических делах по сохранению и защите окружающей среды;
- формировать навыки индивидуальной и коллективной работы в достижении общей цели;
- способствовать созданию коллектива, который становится развивающей обогащающей средой, где каждый – личность, а все вместе – участники творческих проектов: исследовательских, экологических, социально культурных.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию интеллекта, поисково-исследовательских, коммуникативных и творческих способностей учащихся;
- развивать интерес и желание к самостоятельному творчеству, саморазвитию и непрерывному образованию;
- развивать эстетический вкус, разнообразные виды памяти, фантазию, изобретательность, логическое мышление, воображение, мыслительную активность, широкий познавательный интерес;
- создавать условия для саморазвития и раскрытия личностного потенциала каждого учащегося;
- создавать творческую атмосферу для развития навыков и приобретения опыта в написании и публичной защите исследовательских работ, в умении вести конструктивный диалог, в умении организовать сотрудничество для достижения общих результатов;
- формировать и развивать осознанное отношение к выполнению правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- способствовать построению учащимся траектории личностного развития и профессионального самоопределения.
1.4 Педагогические принципы и ценности, положенные в основу реализации общеобразовательной программы «Экологический патруль»
Организация образовательного процесса строится на дидактических принципах и принципах экологического воспитания детей:
Принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе. Отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования школьников, их возрастных возможностей. Важно обеспечить ориентировку ребенка в окружающем мире, развить его познавательные способности, сформировать знания о живом организме, его самоценности, неповторимости.
Принцип интеграции образовательных областей предполагает проектирование содержания экологического образования школьников, способствующего широкому охвату природных и социокультурных явлений в их многообразии и взаимности с учетом регионального компонента.
Принцип научности в отборе содержания обучения. Нужно исходить из ведущих идей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое, неживое; рост и развитие и др.).
Принцип доступности. Отбор содержания знаний о природе должен производиться в соответствии с познавательными возможностями детей среднего школьного возраста.
Принцип связи теории с практикой. Этот принцип направлен на то, чтобы процесс обучения побуждал учеников использовать знания для изучения и преобразования окружающего мира Он требует подкрепления теоретического материала примерами и ситуациями из реальной жизни, изучения не только современных научных теорий, но и определение перспектив развития науки, показывая связь развития науки и практических потребностей личности.
Принцип эмоциональности подразумевает формирование у обучающихся интереса к знаниям, направлен на развитие внутренних мотивов учения на основе сотворчества и сотрудничества педагога и обучающихся. Призван воспитывать у детей чувство радости от успеха в учебе, средствами обучения формировать у учащихся чувство удивления, развивать эмоциональное (заинтересованное) отношение к процессу и способов получения знаний. Среди основных путей реализации его требований находятся: доброжелательный тон общения, уважение к личности ребенка, оптимистический настрой, использование занимательных дидактически целесообразных примеров, поддержка в веры в собственные возможности.
Единство сознания, переживания и действия отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде
Принцип прогностичности предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Этот принцип ставит задачу отображать в содержании школьного образования государственные планы природопотребления и природовосстановления как две стороны единого процесса взаимодействия человека с природной средой.
Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем. Возникновение многих экологических проблем зависит от поведения и поступков каждого человека в том месте, где он живет и трудится.
Целенаправленность общения школьников с окружающей средой. Такое общение осуществляется в ходе познавательной, трудовой игровой и других видов деятельности.
1.5. Формы и основные методы работы.
1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).
2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).
3. Частично-поисковые методы (систематизация материала при составлении гербариев).
4. Репродуктивные методы (выступления учащихся на заседаниях кружка, школьных конференциях, во время презентаций и театрализованных представлений).
Занятия состоят из теоретической части (лекции, сообщения, доклады, рефераты) и практической части. В практической части используем наблюдение, эксперимент, исследование, сравнение, описание. Учащиеся проводят лабораторные работы, изучают объекты под микроскопом, участвуют в конкурсах, конференциях, природоохранных мероприятиях, собирают гербарии, выпускают листовки и плакаты по охране природы. Большая роль отводиться экскурсиям в природу, в музеи, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия города Воскресенска и Подмосковья. Лабораторные работы с химическими реактивами проходят с учётом способностей кружковцев (ещё не все учащиеся изучают химию ) и при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания выполняются как индивидуально, так и группами. В ходе обучения учащиеся осваивают связи между естественнонаучными дисциплинами: экологией, биологией, химией, физикой, географией и другими науками.
2. Организация образовательного процесса
2.1. Срок реализации программы, возрастные особенности обучающихся и условия приема.
Предпочтительным возрастом вхождения в программу является средний школьный возраст (11-14 лет) Именно в этот возрастной период, по мнению психологов, у обучающихся сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает:
- эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувства удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам
поведения;
- деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных
нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);
- интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Этот возрастной период характеризуется особой подростковой субкультурой. Расхождение между нормами группы и миром взрослых выражает важнейшую потребность подростка в самостоятельности и личной автономии, но тем не менее для него характерна ярко выраженная потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.
Отмечается новый уровень самосознания, стремление понять себя и других, неустойчивая самооценка. Развитие познавательных интересов характеризуется переходом к абстрактному мышлению, развивается возможность строить умозаключения.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная деятельность. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.
Срок реализации программы 2 года. В объединение принимаются все желающие, независимо от базовых знаний. Основным критерием зачисления в объединение является желание ребенка.
2.2. Режим занятий и наполняемость групп
Программа рассчитана на 140 часов, 70 часов(2 часа в неделю) – I год обучения и 70 часов – 2 й год обучения.
Наполняемость учебных групп:
- I год обучения – 12 человек;
- II год обучения – 10 человек;
Теоретические часы объединения рассчитаны на проведение их в кабинете химии и биологии.
Место проведения | понедельник | четверг |
Кабинет химии и биологии | 15.15-16.00 | 16.15-17.00 |
Общие сведения
Название объединения «Экологический патруль» |
Учащиеся 5-9 классов |
Количество членов объединения | 10-14 человек |
Возраст | 11-14 лет |
Количество часов | 140 часов |
Место занятий | Кабинет химии и биологии |
3. Планируемые результаты изучения
общеобразовательной программы «Экологический патруль»
В процессе освоения программы планируется достижение обучающимися результатов личностного, предметного и метапредметного характера:
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, ор-ганизации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- овладение понятийным аппаратом, теоретическими знаниями, заложенными в содержание программы;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов происходит согласно уровню их сформированности (низкий, базовый, повышенный, творческий) и отражаются в Карте оценки образовательных результатов:
- минимальный уровень – часть показателей не выражены или выражены слабо;
- базовый уровень – обучающиеся овладели всеми показателями освоения
планируемых результатов;
- повышенный уровень – все планируемые результаты достигнуты, по отдельным показателям отмечается выраженный прогресс, потребность в развитии;
- творческий уровень – по большинству показателей отмечается выраженный прогресс, потребность в развитии.
Содержание программы
(всего 140 часов, 70 часов в год, 2 часа в неделю)
Первый год обучения (70 часов).
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Содержание и общий план занятий. Основная деятельность объединения. Правила поведения учащихся в кабинете химии и биологии. Техника безопасности при проведении лабораторных работ и химического эксперимента.
РАЗДЕЛ 1. “Основные вопросы экологии” (12 часов).
Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Методы экологических исследований. Структура современной экологии. Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития. Экологическая обстановка в Москве и Московской области. Влияние энергетики и промышленности на экологию Подмосковья. Воздействие различных видов транспорта на экологию Подмосковья. Проблема твёрдых и бытовых отходов в Подмосковье.
Виртуальная экскурсия в Дарвиновский музей “Экология Московской области”.
РАЗДЕЛ 2. “Природа родного края” (73 часа).
Тема 1. “Общие представления о природных ресурсах Воскресенского района
(1 час).
Особенности географического положения Воскресенска, природные условия и природные ресурсы.
Тема 2. “Водные ресурсы Воскресенского района” (19 часов).
Вода - самое удивительное и необходимое вещество на Земле. Вода: её свойства и значение. Водные ресурсы Московского региона. Охрана водных ресурсов. Питьевая вода. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Нормы физических показателей воды. Зависимость вкуса воды от её химического состава. Очистка воды. Очистные сооружения.
Лабораторные работы (8 часов).
1. Исследование физических и органолептических показателей воды из пруда (прозрачность, температура, запах, цвет воды). Нормы физических показателей воды.
2. Определение рН воды взятой пробы с помощью универсального бумажного индикатора и с помощью прибора рН-метра.
3. Определение минерального состава природных вод (сухого остатка в воде).
4. Исследование химических показателей водопроводной воды школы (наличие в воде ионов железа, меди, хлоридов, сульфатов).
5. Живой мир в капле воды. Исследование с помощью микроскопа микроорганизмов, находящихся в воде, взятой из близлежащего пруда. Выявление индикаторов состояния водоёма.
6. Жёсткость воды. Способы определения и устранения жёсткости воды.
7. Способы очистки воды от загрязнений. Очистка воды от твёрдых веществ фильтрованием.
8. Нейтрализация кислотных остатков содой. Очистка воды от ионов меди (2+) железными опилками. Очистка окрашенных стоков активированным углем.
Деловая игра “Моделируем экологическую ситуацию” (1 час).
Описание возможной чрезвычайной экологической ситуации и прогноз её развития на основе информации о загрязнении пруда и прилегающих к нему территорий.
Экскурсии (2 часа).
1. Экскурсия к водоёму (пруду, расположенному рядом со школой). План описания водоёма. Условия необходимые для жизнедеятельности обитателей водоёма. Взятие проб воды из пруда для исследования в школьной лаборатории.
2. Экскурсия (зимняя). Исследование территории, близко прилегающей к школе, на использование солей против обледенения.
Презентация проекта экологического объединения (3 часа)
“Мы за чистый город!”
Тема 3. “Воздушные ресурсы Воскресенского района” (15 часов).
Воздух: его состав и значение. Основные источники загрязнения воздуха в Воскресенске и Московской области. Влияние климата и погоды на состояние атмосферы в Московской области. Охрана воздушных ресурсов. Методика изучения загрязнённости воздуха по состоянию снежного покрова на улицах д.Степанщино.
Практикум (1 час).
Взятие проб снега из разных мест (с территории школьного двора, с территории, прилегающей к школе, с территории, расположенной вдоль автомагистралей города).
Лабораторные работы (5 часов).
9. Определение физических свойств талого снега (прозрачность талой воды, интенсивности запаха, цветности).
10. Определение взвешенных частиц в талой воде.
11. Определение кислотности талого снега универсальным индикатором. Обнаружение органических веществ в талой воде.
12. Определение катионов (ионов железа Fe(3+), ионов свинца Pb(2+), ионов меди Cu(2+)) в талой воде.
13. Определение анионов (сульфатов, хлоридов и др.) в талой воде.
Презентация проекта экологического кружка (3 часа).
“Состояние воздуха над территорией родного микрорайона”.
Театрализованное представление на экологическую тему (1 час).
Сказка “КАРЛСОН НА КРЫШЕ ШКОЛЫ”.
Тема 4. “Почвы Воскресенского района и Московской области” (11 часов).
Экология почв – как раздел почвоведения. Понятие “экология почв”. Работы В.В.Докучаева, В.И.Вернадского, В.Р.Волобуева, И.А.Соколова. Взаимоотношения почвы с окружающей средой. Факторы почвообразования: растения, животные, микроорганизмы, климат, водный режим, рельеф, время. Состав почв. Лёгкие и тяжёлые почвы. Структурность почвы. Кислотность почвы. Типы почв. Особенности почв Воскресенска и Московской области. Городские почвы. Эрозия почвы, её виды и борьба с ней. Деградация земель – острейшая экологическая проблема в России. Самоочищение почвы. Охрана и использование почв и земельных ресурсов. Почва и здоровье человека. Патогенные бактерии почвы, вызывающие инфекционные заболевания (сибирская язва, газовая гангрена, столбняк, ботулизм и др.). Гельминты.
Практикум (1 час).
Оценка засолённости почв по состоянию липы.
Лабораторные работы (3 часа).
14. Взятие почвенных образцов и их обработка (подготовка).
15. Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности. Приготовление почвенных вытяжек и их анализ (определение кислотности почвы).
16. Химический анализ почвы. Качественное определение химических элементов в почве (карбонатов, сульфатов, ионов железа (2+, 3+) и ионов алюминия).
Экскурсия (1 час).
Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана (виртуальная экскурсия)
Тема 5. “Флора и фауна Воскресенского района” (10 часов).
Растительный мир Воскресенска и Московской области. Растения Московской области, занесённые в Красную книгу. Животный мир Воскресенска и Московской области. Животные Московской области, занесённые в Красную книгу.
Практикум (2 часа).
1. Исследование видового многообразия растений, произрастающих на территории школьного двора.
2. Методика составления гербариев.
Экскурсии (4 часа).
1. Ботанический сад МГУ им. М.В.Ломоносова (Аптекарский огород).
2. Музей Землеведения МГУ им. М.В.Ломоносова.
3. Биологический музей им. К.А.Тимирязева.
4. Сезонные явления в природе родного края.
Второй год обучения (70 часов).
Тема 6. “Особо охраняемые природные территории Воскресенска и Московской области” (17 часов).
Статус ООПТ (Особо охраняемые природные территории). Значение ООПТ в сохранении мирового многообразия биологических видов растений и животных. Государственные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Приокско-Террасный биосферный заповедник. Центральный зубровый питомник Российской Федерации. Национальный парк “Лосиный остров” - первый национальный парк в России. Природно-исторический парк “Битцевский лес”. Природный заказник “Воробьёвы горы”. “Серебряный бор” - памятник природы регионального значения.
Заказники регионального значения в Воскресенском муниципальном районе: «Воскресенские карьеры» и «Сосновые леса на песчаных дюнах». Орнитологический заказник «Москворецкий пойменный». Памятники природы: «Хлопковская колония серых цапель» и «Москворецкая дубрава».
Экскурсии (7 часов).
1. Музей – заповедник “Коломенский Кремль»
2. Музей-усадьба Лажечникова г. Воскресенск.
3. Краеведческий музей г. Воскресенск
Практикум (2 часа).
Практический мониторинг состояния окружающей среды пришкольной территории по имеющимся индикаторным видам.
Конференция (2 часа).
“Уникальные природные достопримечательности Московской области”.
РАЗДЕЛ 2. “Экология и человек” (51 час).
Тема 1. “Экология и здоровье человека” (25 часов).
Что такое здоровье? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Заболевания, связанные с экологической обстановкой сложившейся в Воскресенске и Московской области. Воспитание культуры здоровья. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека. Гиподинамия – серьёзная опасность 21 века. Заболевания, связанные с гиподинамией. Иммунитет и экология. Простудные заболевания и их предупреждение. Учитесь быть здоровыми! Закаливание организма и его роль в укреплении здоровья. Лекарственные растения. Растения лечат и калечат. Как сделать так, чтобы растения стали твоими друзьями. Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни шума. Нормативы. Методы борьбы с шумом и вибрациями. Стресс. Что это такое? Как его избежать и как с ним бороться? Знай свои гены! Болезни наследственные и врождённые. Болезни поведения. Болезни, передающиеся половым путём (сифилис, гонорея и др.). СПИД. Погода и здоровье человека. Биологические ритмы. Режим дня. Работоспособность. Сон.
Практикум (13 часов).
1. Исследование состояния здоровья учащихся школы на основе анализа медицинских карт.
2. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места школьников и классной комнаты. Работа с люксметром. Измерение освещённости в кабинетах школы у окна, у классной доски и на рабочих местах учащихся в условиях естественного и искусственного освещения.
3. Исследование электромагнитного излучения в школе. Определение переменного магнитного поля в школе с помощью магнитометра. Влияние его на здоровье школьников.
4. Выявление среди школьников нарушений осанки и развития плоскостопия.
5. Правила сбора и хранения лекарственных растений.
6. Комнатные растения в нашей жизни. Уход за комнатными растениями.
7. Лекарства в жизни человека: проблема соотношения пользы и вреда. Правила хранения лекарств и обращения с ними.
8. Оценка шума в классе во время урока, на перемене, на территории школьного двора, на территории, прилежащей к автомагистралям.
9. Первая помощь при кровотечениях.
10. Первая помощь при ушибах, растяжениях, переломах.
11. Первая помощь при ожогах (термических и химических), обморожениях. Солнечные и тепловые удары.
12 Первая помощь при поражении электрическим током, утоплении, удушении. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
13. Первая помощь при укусах ядовитых змей, насекомых, бешенных и бродячих собак и других животных, а также при нападении клещей.
Тема 2. “ Экология питания” (15 часов).
Гигиена питания. Режим питания. Значение пищи для человека. Нормы питания. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Ожирение и анорексия. Продукты питания. Влияние удобрений, гербицидов, пестицидов, биологических кормовых добавок на качество сельскохозяйственной продукции. Нитраты. Пищевые отравления и первая помощь при отравлениях продуктами питания. Витамины в жизни человека. Авитаминозы: гиповитаминозы и гипервитаминозы. Вегетарианство: все за и против. Генномодифицированные продукты: в чём их опасность? Особенности питания в подростковом возрасте.
Лабораторные работы (2 часа).
1. Что мы едим? Анализ картофеля фри, купленного в “Макдональдсе”.
2. Анализ соков, напитков и минеральной воды, купленной в магазине.
Практикум (4 часа).
1. Расчёт норм питания.
2. Антропометрия. Измерение роста ростомером в положении сидя и стоя. Измерение массы тела на школьных весах. Идеальный вес. Определение индекса массы тела.
3. Определение содержания нитратов в продуктах питания с помощью визуально-колориметрических тестов.
4. Пищевые красители, пищевые добавки. Пищевые аллергии. Исследование этикеток продуктов питания на наличие пищевых добавок Е.
Экскурсия (2 часа).
Экскурсия на одно из сельскохозяйственных предприятий Воскресенска, поставляющих продукты питания для жителей Подмосковья.
Тема 3. “Экология души” (11 часов).
Экология души. Основные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности. Этика и мораль. Единство тела, души и духа. Наши мысли и поступки. Внутренний мир человека. Охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
Диспут (1 час).
“Как жить в гармонии с собой?”
Посещение театра и кино (3 часа).
Посещение Третьяковской галереи (виртуальная экскурсия) (2 часа).
Посещение Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (виртуальная экскурсия) (2 часа).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа).
Семинар (1 час).
“Моя роль в решении экологических проблем и охране окружающей среды”.
Практикум (1 час).
Выпуск листовок, плакатов, посвящённых охране природы и направленных на воспитание экологической культуры среди населения и на пропаганду экологических знаний.
Литература
1. Вернадский В.И. Биосфера-М: Наука,1967.
2. Вернадский В.И. Живое вещество планеты-М: Наука,1988.
3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М: КРУК, 1994
4. Атлас. Окружающая среда и здоровье населения России. М., 1995.
5. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. М., 1992.
6. Гирусов Э.В., Широкова Н.Ю. Экология и культура. М.,1989.
7. Суравегина И.Т. Человек в паутине экологических связей: из цикла “Здоровье человека как экологическая проблема”. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.32-36.
8. Родзевич Н.Н. Экологическая глобализация. География в школе: теоретический научно-методический журнал.-2005. -№4 с.8-15.
9. Самсонов А.Л. Здоровье как стык медицины и экологии. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.3-7.
10. Горшков Д.В. Экологические характеристики продукции. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2005. -№7 с.25-27.
11. Большаков В.Б. Будущее экологии – разработки системы сохранения и управления жизнью на Земле. Наука и жизнь.-2005. -№12, с.28-29.
12. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города 9-11 класс, школьный практикум. М., ВЛАДОС, 2001.
13. СанПин 2.16.1032-01 “Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений”
СанПин 4630-88. “Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения”.
14. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.
15. ГОСТ 27593-88(2005).Почвы. Термины и определения. УДК 001.4:502.3631.602:ОО4.
16. ГН2.2.5.1313-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. М: Российский регистр опасных химических и биологических веществ Минздрава России 2003 (Гигиенические нормативы).
17. Экологический мониторинг в школе под ред. Коробейниковой Л.А, Вологда: Русь, 1998, 212 с.
18. Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М.,1982.
19. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я., М., “Агар”, 2000.
20. Александрова М.А. Очистка воды от загрязнителей. Библиотечка “Первого сентября”, серия “ Химия”. - №4/2005.
21. Дружинин С.В. Исследование воды и водоёмов в условиях школы. Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. -№20.
22. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. М.: ГЕОС, 2005.
23. Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. М.: МГУ. 1961 г. 46.
24. Классификация почв России. М. Почвенный институт. В.В.Докучаева. 1997, с.236.
25. Красная книга города Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Экологический фонд развития городской среды “Экогород”. 2011, с.928.
26.Полякова Г.А., Гутников В.А. Парки Москвы. Экология и флористическая характеристика. М.: ГЕОС, 2000, с.430.
27.Авиакайнен И.В. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, 2004, с.248.
28.Савиткин Н.И. Химия и экология. Департамент образования и науки Калужской области. Калужский областной институт усовершенствования учителей, Калуга, 1998.
29.Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. Форум Профессиональное образование. 2008, с.64.
30.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии: пособие для учителей.- М.: Устойчивый мир, 2000, с.272. (Библиотека журнала “Экология и жизнь”).
31.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. и др. Экология Москвы и устойчивое развитие. Издательство: МИОО. Московские учебники и картолитография. 2008, с.352.
32.Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство: АСТ, 2004, с. 416.
33.Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2010. – 190 с.
34.Конторщиков В.В., Гвоздева О.А. Природа Москвы и Подмосковья от А до Я. – М.: Издательство Государственного Дарвиновского музея, 2007. – 96 с.
Интернет-ресурсы
1. Природа России: библиотека. htt: //www.priroda.ru /lib
2. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.htt:// ecoportal.ru
3. Проектная Экология. htt://www.ecokom.net.
4. Глобальный Просветительский Портал. Экомир. htt://m.ecoworld.ru
5. Эко-Информ. Агенство экологической информации “ИНЭКО”. hht://www.ecoinform.ru
6. Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm
7. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru
8. Природа и животные на Rin.ru. htt://zoo.rin.ru
9. Экология России. Энциклопедия растений. hht://www.eco.-net.ru
10. Общество и экология. htt://www.unig.spb.ru /eco
11. “ЭкоРусь”. htt://rgp.agava.ru
12. BioDat. htt://www.biodat.ru
Календарно-тематическое планирование курса «Экологический патруль»
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Экскурсии | ||
1. | Введение (2часа).
|
|
|
|
| 1. Вводное занятие. Содержание и общий план занятий. Основная деятельность объединения. | 1 |
|
|
| 2. Правила поведения учащихся в кабинете биологии и химии. Техника безопасности при проведении лабораторных работ и химического эксперимента.
Раздел 1. «Основные вопросы экологии» (12 часов).
|
|
1 |
|
2. | Тема 1. «Экология и общие вопросы охраны природы» (12часов).
|
|
|
|
| 1.Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии.
2.Методы экологических исследований. Структура современной экологии.
3.Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации.
4.Экологические кризисы, катастрофы, бедствия.
| 1
1
1
1 |
|
|
| 5.Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке.
| 1 |
|
|
| 6.Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды.
| 1 |
|
|
| 7.Экологическая мозаика. Серия интерактивных игр и внеклассных мероприятий.
| 1 |
|
|
| 8.Экологическая обстановка в Воскресенском муниципальном районе и Московской области.
9.Влияние энергетики и промышленности на экологию Воскресенского района и Подмосковья.
10.Воздействие различных видов транспорта на экологию Воскресенска и Подмосковья.
11.Проблема твёрдых и бытовых отходов в Подмосковье.
| 1
1
1
1 |
|
|
| 12.Экскурсия в Дарвиновский музей « Экология Московской области».
|
|
|
1 |
| Раздел 2. «Природа родного края» (73часа).
|
|
|
|
3. | Тема 1. « Общие представления о природных ресурсах Воскресенского муниципального района» (1 час).
|
|
|
|
| 1.Особенности географического положения Воскресенска, природные условия и природные ресурсы.
| 1 |
|
|
4. | Тема 2. «Водные ресурсы Воскресенского района» (19часов).
|
|
|
|
| 1.Вода – самое удивительное и необходимое вещество на Земле. Вода: её свойства и значение.
2.Водные ресурсы Воскресенского района.
3.Охрана водных ресурсов.
4.Водоснабжение города.
5.Питьевая вода. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Очистка воды. Очистные сооружения.
| 1
1
1
1
1 |
|
|
| 6.Экскурсия к водоёму (пруду, расположенному рядом со школой). План описания водоёма. Условия необходимые для жизнедеятельности обитателей водоёма. Взятие проб воды из пруда для исследования в школьной лаборатории.
7.Лабораторная работа № 1. « Исследование физических и органолептических показателей воды из пруда (прозрачность воды, температура, запах, цвет)». Нормы физических показателей воды.
8. Лабораторная работа № 2. « Определение pH воды взятой пробы с помощью универсального бумажного индикатора и с помощью прибора pH-метра».
9. Лабораторная работа № 3. « Определение минерального состава природных вод (сухого остатка в воде)».
10. Лабораторная работа № 4. « Исследование химических показателей водопроводной воды школы (наличие в воде ионов железа, меди, хлоридов, сульфатов)». Зависимость вкуса воды от её химического состава.
11. Лабораторная работа № 5. « Живой мир в капле воды». Исследования с помощью микроскопа микроорганизмов, находящихся в воде, взятой из близлежащего пруда. Выявление индикаторов состояния водоёма.
|
|
1
1
1
1
1 | 1 |
| 12. Лабораторная работа № 6. « Жёсткость воды. Способы определения и устранения жёсткости воды».
|
| 1 |
|
| 13. Лабораторная работа № 7. « Способы очистки воды от загрязнений. Очистка воды от твёрдых веществ фильтрованием».
14. Лабораторная работа №8. «Нейтрализация кислотных остатков содой. Очистка воды от ионов меди(2+) железными опилками. Очистка окрашенных стоков активированным углем».
15. Экскурсия (зимняя) «Исследование территории, близко прилегающей к пруду, на использование солей против обледенения».
16.Деловая ролевая игра «Моделируем экологическую ситуацию». «Описание возможной чрезвычайной экологической ситуации и прогноз её развития на основе информации о загрязнении пруда и прилегающих к нему территорий»
17.Подготовка к презентации проекта.
|
| 1
1
1
2 |
1
|
| 18. Презентация проекта экологического кружка « Мы за чистый город!»
|
| 1 |
|
5. | Тема 3. «Воздушные ресурсы Воскресенского района» (15часов).
|
|
|
|
| 1.Воздух: его состав и значение.
2.Основные источники загрязнения воздуха в Воскресенске и Московской области.
3.Влияние климата и погоды на состояние атмосферы Воскресенского района.
4. Охрана воздушных ресурсов.
| 1
1
1
1 |
|
|
| 5.Методика изучения загрязнённости воздуха по состоянию снежного покрова на улицах д. Степанщино.
| 1 |
|
|
| 6.Практикум «Взятие проб снега из разных мест (с территории школьного двора, с территории, прилегающей к школе, с территории, расположенной вдоль автомагистралей города)».
|
|
1 |
|
| 7. Лабораторная работа № 9 « Определение физических свойств талого снега (прозрачности талой воды, интенсивности запаха, цветности).
|
| 1 |
|
| 8. Лабораторная работа № 10 « Определение взвешенных частиц в талой воде».
|
| 1 |
|
| 9. Лабораторная работа № 11 « Определение кислотности талого снега универсальным индикатором. Обнаружение органических веществ в талой воде».
|
| 1 |
|
| 10. Лабораторная работа № 12 « Определение катионов ( ионов железа Fe(3+), ионов свинца Pb(2+), ионов меди Cu(2+) в талой воде».
|
| 1 |
|
| 11. Лабораторная работа № 13 « Определение анионов (сульфатов, хлоридов) в талой воде».
12. Подготовка к презентации проекта.
13.Презентация проекта « Состояние воздуха над территорией родного микрорайона».
|
| 1
2
1
|
|
6. | 14.Театрализованное представление. Сказка «Карлсон на крыше школы».
Тема 4. «Почвы Воскресенска и Московской области» (11 часов).
1.Экология почв – как раздел почвоведения. Понятие «экология почв». Работы В.В.Докучаева, В.И. Вернадского, В.Р.Волобуева, И.А.Соколова. Взаимоотношения почвы с окружающей средой.
2.Факторы почвообразования : растения, животные, микроорганизмы, климат, водный режим, рельеф, время.
3.Состав почвы. Лёгкие и тяжёлые почвы. Структурность почвы. Кислотность почвы. Типы почв.
4.Особенности почв Воскресенского района . Городские почвы.
5.Эрозия почвы, её виды и борьба с ней. Деградация земель - острейшая экологическая проблема в России. Самоочищение почвы. Охрана и использование почв и земельных ресурсов.
6.Практикум «Оценка засолённости почв по состоянию липы».
7.Почва и здоровье человека. Патогенные бактерии почвы, вызывающие инфекционные заболевания (сибирская язва, газовая гангрена, столбняк, ботулизм и др.) Гельминты.
8. Лабораторная работа №14 «Взятие почвенных образцов и их обработка (подготовка)».
9. Лабораторная работа №15 « Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности. Приготовление почвенных вытяжек и их анализ (определение кислотности почвы)».
10.Лабораторная работа №16 «Химический анализ почвы. Качественное определение химических элементов в почве (карбонатов, сульфатов, ионов железа(2+,3+) и ионов алюминия)».
11.Виртуальная экскурсия в Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.
|
1
1
1
1
1
1 | 1
1
1
1
1
|
1 |
|
|
|
|
|
7. | Тема 5. «Флора и фауна Воскресенского муниципального района» (10часов).
|
|
|
|
| 1.Растительный мир родного края.
2.Экскурсия в Ботанический сад МГУ им. М.В.Ломоносова Виртуальная экскурсия.
| 1 |
|
1 |
| 3.Экскурсия в музей Землеведения МГУ им. М.В.Ломоносова.
|
|
|
1 |
| 4.Растения Московской области, занесённые в Красную книгу.
5.Животный мир Воскресенского района и Московской области.
| 1
1 |
|
|
| 6..Животные Московской области, занесённые в Красную книгу. 7.Экскурсия в Биологический музей им. К.А.Тимирязева. Виртуальная экскурсия.
| 1 |
|
1 |
| 8.Практикум «Исследование видового многообразия растений, произрастающих на территории школьного двора».
9. Экскурсия « Сезонные явления в природе родного края».
|
|
1 |
1 |
| 10.Практикум «Методика составления гербариев».
|
| 1 |
|
8. | Тема 6. «Особо охраняемые природные территории Воскресенского района и Московской области» (17 часов).
|
|
|
|
| 1.Статус ООПТ (Особо охраняемые природные территории). Значение ООПТ в сохранении мирового многообразия биологических видов растений и животных. Государственные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
|
1 |
|
|
| 2.Приокско-Террасный биосферный заповедник. Центральный зубровый питомник Российской Федерации.
|
1 |
|
|
| 3.Экскурсия Музей – заповедник “Коломенский Кремль» |
|
| 3 |
| 4.Национальный парк «Лосиный остров» - первый национальный парк в России. |
1 |
|
|
| 5.Изучение экологического паспорта Воскресенского района.
|
1 |
|
|
| 6.Заказники регионального значения : «Сосновый лес на песчаных дюнах», «Воскресенские карьеры». |
|
| 3 |
| 7.Орнитологический заказник «Москворецкий пойменный».
|
|
| 3 |
| 8.Памятники природы. Хлопковская колония серых цапель..
| 1 |
|
|
| 9.«Серебряный бор» - памятник природы регионального значения.
| 1 |
|
|
| 10.Конфернция « Уникальные природные достопримечательности Воскресенского района и Московской области».
Раздел 3. «Экология и человек» (51 час).
|
|
2 |
|
9. | Тема 1. «Экология и здоровье человека» (25часов).
|
|
|
|
| 1.Что такое здоровье? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Заболевания, связанные с экологической обстановкой сложившейся в Воскресенске и Московской области.
| 1 |
|
|
| 2.Воспитание культуры здоровья. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека.
| 1 |
|
|
| 3.Гиподинамия – серьёзная опасность 21 века. Заболевания, связанные с гиподинамией.
| 1 |
|
|
| 4.Практикум « Исследование состояния здоровья учащихся школы на основе анализа медицинских карт».
|
| 1 |
|
| 5. Практикум « Санитарно – гигиеническая оценка рабочего места школьников и классной комнаты». Работа с люксметром. Измерение освещённости в кабинетах школы у окна, у классной доски и на рабочих местах учащихся в условиях естественного и искусственного освещения.
6. Практикум « Исследование электромагнитного излучения в школе. Определение переменного магнитного поля в школе с помощью магнитометра. Влияние его на здоровье школьников».
|
| 1
1 |
|
| 7. Практикум « Методика выявление среди школьников нарушений осанки и развития плоскостопия».
|
| 1 |
|
| 8. Иммунитет и экология. Простудные заболевания и их предупреждение. Учитесь быть здоровыми! Закаливание организма и его роль в укреплении здоровья.
| 1 |
|
|
| 9. Лекарственные растения. Растения лечат и калечат. Как сделать так, чтобы растения стали твоими друзьями.
10.Практикум «Правила сбора и хранения лекарственных растений».
11.Практикум «Комнатные растения в нашей жизни. Уход за комнатными растениями».
| 1
|
1
1 |
|
| 12.Практикум « Лекарства в жизни человека: проблема соотношения пользы и вреда. Правила хранения лекарств и обращения с ними».
|
| 1 |
|
| 13.Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни шума. Нормативы. Методы борьбы с шумом и вибрациями.
14.Практикум « Оценка шума в классе во время урока, на перемене, на территории школьного двора, на территории прилежащей к автомагистрали».
|
1 |
1 |
|
| 15.Практикум « Первая помощь при кровотечениях».
16.Практикум « Первая помощь при ушибах, растяжениях и переломах».
17.Практикум « Первая помощь при ожогах (термических и химических), обморожениях. Солнечные и тепловые удары».
18.Практикум « Первая помощь при поражении электрическим током, утоплении и удушении. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца».
19.Практикум « Первая помощь при укусах ядовитых змей, насекомых, бешенных и бродячих собак, а также при нападении клещей».
20.Стресс. Что это такое? Как его избежать и как с ним бороться?
21.Знай свои гены! Болезни наследственные и врождённые.
22. Болезни поведения. Болезни, передающиеся половым путём: сифилис, гонорея и др.
23.СПИД.
24. Погода и здоровье человека.
25.Биологические ритмы. Режим дня. Работоспособность. Сон.
|
1
1
1
1
1
1 | 1
1
1
1
1 |
|
10. | Тема 2. « Экология питания» (15 часов).
|
|
|
|
| 1.Гигиена питания. Режим и правила питания. Значение пищи для человека.
2. Нормы питания. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Ожирение и анорексия.
3. Практикум «Расчёт норм питания».
4. Практикум «Антропометрия. Измерение роста ростомером в положении сидя и стоя. Измерение массы тела на школьных весах. Идеальный вес. Определение индекса массы тела». | 1
1
|
1
1
|
|
| 5.Продукты питания. Влияние удобрений, гербицидов, пестицидов, биологических кормовых добавок на качество сельскохозяйственной продукции. Нитраты. Пищевые отравления и первая помощь при отравлениях продуктами питания.
6.Практикум «Контроль содержания нитратов в продуктах питания с помощью визуально-колориметрических тестов».
7.Практикум «Пищевые красители, пищевые биологические добавки. Пищевые аллергии. Исследование этикеток продуктов питания на наличие пищевых добавок Е».
8.Витамины в жизни человека. Авитаминозы: гиповитаминозы и гипервитаминозы.
9.Вегетарианство: все за и против.
| 1
1
1 |
1
1 |
|
| 10.Лабораторная работа № 17 « Что мы едим? Анализ картофеля фри, купленного в «МАКДОНАЛЬДСЕ».
|
| 1 |
|
| 11.Лабораторная работа № 18 « Анализ соков, напитков и минеральной воды, купленной в магазине».
|
| 1 |
|
11. | 12.Генномодифицированные продукты: в чём их опасность?
13. Экскурсия на одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, поставляющих продукты питания для жителей Москвы и Московской области.
14.Особенности питания в подростковом возрасте.
Тема 3. «Экология души» (11часов)
1.Экология души. Основные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности. Этика и мораль.
2. Единство тела, души и духа. Наши мысли и поступки.
3.Внутренний мир человека. Охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
4.Диспут «Как жить в гармонии с собой?»
5.Посещение театра и кино.
6.Посещение Третьяковской галереи (Виртуальная экскурсия)
7.Посещение Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Виртуальная экскурсия)
| 1
1
1
1
1 |
1
|
2
3
2
2 |
12. | Заключение (2часа).
|
|
|
|
| 1.Семинар « Моя роль в решении экологических проблем и охране окружающей среды».
2.Выпуск листовок и плакатов, посвящённых охране природы и направленных на воспитание экологической культуры среди населения и на пропаганду экологических знаний.
|
|
1
1 |
|
| ИТОГО: 140 часов | 61 | 53 | 26 |
|
| час | часа | часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ______________/Еремеева Е.А./
«_____»_____________2018 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО классных руководителей,
рекомендуется к утверждению
Протокол № ___ от «_____» ___________2018 г.
Руководитель ШМО _____________/Конова А.Д./
Режим занятий и наполняемость групп
Общие сведения
Название объединения «Экологический патруль» |
Учащиеся 5-9 классов |
Количество членов объединения | 12 |
Возраст | 11-14 лет |
Количество часов | 140 часов |
Место занятий | Кабинет химии и биологии |
Наполняемость учебных групп:
- I год обучения – 12 человек;
- II год обучения – 10 человек;
Теоретические часы объединения рассчитаны на проведение их в кабинете химии и биологии.
Место проведения | понедельник | четверг |
Кабинет химии и биологии | 15.15-16.00 | 15.15-16.00 |
Список учащихся объединения «Экологический патруль»
Аристов Дмитрий
Баранов Егор
Баранов Матвей
Коннова Ирина
Кисляков Илья
Кривушкина Ксения
Новичкова Альбина
Новичкова Олеся
Новичков Руслан
Самсонова Алина
Самсонова Полина
Шиндяпкин Артем