Содержание
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка………………………………………….….….2
1.2 Актуальность………………………………………………………...…2
1.3 Педагогическая целесообразность………………………………..…..4
1.4 Цели и задачи программы……………………………………………..4
1.5 Содержание образовательной и продуктивной деятельности………4
2. Планируемые результаты………………………………………………..6
3. Формы подведения итогов реализации программы…………………...7
4. Учебно-тематический план……………………………………………...7
5. Материально-техническое обеспечение………………………………..8
6. Приложение………………………………………………………………8
7.Картотека игр и упражнений…………………………………………..10
8.Список литературы……………………………………………………...11
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная программа «Песочная фантазия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), рассмотрена на педагогическом совете, утверждена директором дома детского творчества.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы обучение рисованию песком на световом столе детей дошкольного и младшего школьного возраста «Песочная фантазия» О.Ю. Крылова.
Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13
(требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-5 лет, реализуется она через кружковую работу и выставки.
Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 20 минут для детей 4 -5 лет.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Новизной и отличительной особенностью программы «Песочная фантазия» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционный метод и способ развития творчества детей: рисование песком. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
1.2Актуальность.
Преобразования, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Внедрение ФГОС определяют новые пути и подходы к Образовательной деятельности в условиях образовательной организации.
Принципиальным моментом является:
1)поддержка разнообразия детства;
2)сохранение уникальности и самоценности детства;
3)личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей;
4)уважение личности ребѐнка;
5)использование приоритетных форм и методов, специфичных для детей 4-5 лет: игровая, познавательная, исследовательская деятельность.
На первый план выступает личностно-развивающая модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо развивать.
Эмоциональным средством развития личности, как отмечают психологи (Сакович Н.А., Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д,, Епанчинцева О.Ю. ), является песок. Именно использование песка, нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребѐнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует и в то же время учится работать и добиваться цели.
Технология рисованием песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
1.3.Педагогическая целесообразность.
Данная программа построена с учѐтом ФГОС ДО и базируется на принципах дошкольного образования:
1. Сохранение разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
3. Уважение личности ребѐнка.
4.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребѐнка, при котором сам ребѐнок становится активным в выборе содержания своего образования.
5.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
6. Интеграции образовательных областей.
1.4 Цели и задачи программы.
Цель- создание условий для вовлечения дошкольников и младших школьников в мир песочной фантазии, овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.
1.5 Содержание образовательной и продуктивной деятельности
Образовательная деятельность по обучению рисования песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла: -1 -й начальный – знакомство с песком; -2-й сюжетное рисование, развитие творческого воображения; -3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке. Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию на световом планшете.
Вводная часть предусматривает использование музыки-Релакс для создания эмоционально-творческой атмосферы на занятии, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение игровых упражнений для создание песочных образов (творческое развитие), закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и художественно-эстетического восприятия окружающей действительности ребѐнком. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке различные способы рисования: точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков с помощью декоративных камней, ракушек, пуговки. В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно.
Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. Обязательным является проведение физкультминутки (15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ. Программа ориентирована на принцип интеграции образовательных областей и предполагает:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное» направлено на развитие и взаимодействие ребѐнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к творчеству.
Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения между людьми.
Образовательная область «Физическое развитие» - развитие координации движений, мелкой моторики рук и фалангов пальцев. Активизация волевой сферы. Формирование правильной осанки.
2. Планируемые результаты обучения:
*развитие зрительного и слухового восприятия;
*развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя оттенки света и тени;
*обучение созданию статичных песочных картин с учѐтом ритма, симметрии;
*развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета; *развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком; *развитие творческого воображения и творческих способностей;
* овладение навыками конструктивного общения.
Ожидаемый результат:
*развитие плавности, изящества и точности движений;
*умение работать кистью и пальцами обеих рук;
*скоординированность действий руки и глаза;
*овладение техническими умениями: регуляция силы и амплитуда движений, скорость; *ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; *овладение техникой построения различных объѐмных построек из песка, гармоничное сочетание линий, цвета и тени;
* гармонизация психоэмоционального состояния детей.
Преимущества использования метода песочного рисования Sand-art (О.Н.Никитина): 1. Простота.
Заниматься рисованием на песке можно без специального обучения.
2.Красота, оригинальность.
Вызывает интерес у детей и взрослых. Развивает любознательность, творческую активность.
3.Пластичность.
С помощью песка легко менять детали изображения на одной и той же рабочей поверхности бесконечное множество раз.
4. Оздоровление.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, снятию эмоционального напряжения, расслаблению, приобретению навыков релаксации, гармонизации внутреннего состояния и фонового настроения.
3. Формы подведения итогов реализации программы
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
4. Учебно-тематическое планирование
Тематическое планирование занятий по обучению рисованию
песком для дошкольников ( 4-5 лет)
Тематика занятий | Количество (в неделю) | Время |
Волшебство искусства Sand Art | 1 | 20 мин |
Осенний вальс | 1 | 20 мин |
Вот так чудо! Рисуем волшебные картинки. | 1 | 20 мин |
Зимние узоры, зимний лес. | 1 | 20 мин |
Звуки природы. | 1 | 20 мин |
Морское чудо. | 1 | 20 мин |
Тайны космоса. | 1 | 20 мин |
Путешествие в мир эмоций. | 1 | 20 мин |
Мой любимый герой. | 1 | 20 мин |
Итоговое занятие «Мир песочной фантазии» | 1 | 20 мин |
5. Материально-техническое обеспечение.
Помещение для занятий: групповая комната.
Уголок художественного творчества в группе;
Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал
Инструменты и приспособления: песочный стол с подсветкой, песок.
6. Приложение.
Календарно-тематическое планирование занятий
Тема занятия | Задачи | Содержание занятия | Форма работы |
1. Волшебство искусства Sand Art | Создать условия для знакомства детей со способом рисования песком, показ песочной анимации. Показать технику закидывания. Овладение способами рисования одним пальцем, ознакомить с основными приѐмами рисования песком (точки, линии, круги). Создание условий для рисования контуров различных изображений. | *ИКТпрезентация *Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук *Работа за световыми столами | Самостоятельная художественная деятельность на песке (световой стол) |
2. «Осенний вальс» | Показ техники "засыпания ", "наброс песка". Создание песочных образов(плодовые деревья и кустарники (рябина, калина, облепиха) | *Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук *Работа за световыми столами | Индивидуально-групповая |
3. «Вот так, чудо! Рисуем волшебные картинки» | Показ способа рисования несколькими пальцами симметрично (домик, узор, снежинки, елочка) | *Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук *Работа за световыми столами | Индивидуально-групповая |
4. «Зимние узоры», «Зимний лес» | Показ способа рисования кулачком (облака,сугробы, снеговик), несколькими пальцами одновременно (снег идет, снежинки), показать способы рисования на песке дополнительными инструментами (рисуем стекой елочные украшения). Показать способы рисования (вырезание, расчищение), рисование несколькими пальцами одновременно (сосновая и пихтовая веточка), показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками (морозные узоры) | *Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук *Работа за световыми столами | Индивидуально-групповая |
5. «Звуки природы»- «Букет для мамы» | Показ способа изменения образа путем добавления деталей (бутоны цветов, дорисовываем лепестки; превращаем ромашки в астры, астры в розы), использования дополнительных инструментов (орнамент вазы) | *Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук *Работа за световыми столами | Индивидуально-групповая |
6. «Морское чудо" | Показ способа рисования -"насыпания песка из кулачка", продолжать знакомство с приемами использования дополнительных инструментов (рисуем фон с помощью массажного мячика) | *Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук *Работа за световыми столами | Индивидуально-групповая |
7. «Тайны космоса» | Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками, используя дополнительные инструменты. Техника процарапывания. | *Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук *Работа за световыми столами | Индивидуально-групповая |
8. Путешествие в мир эмоций ( радость, грусть, страх, злость) | Совершенствовать технику "отпечатка", " насыпания" Использование данной техники для создания образов. | *Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук *Работа за световыми столами | Индивидуально-групповая |
9. «Мой любимый город» | Показа техники "вытирания" для создания образов. | *Упражнения для развития мелкой моторики рук *Работа за световыми столами | Индивидуально-групповая |
10. Итоговое занятие «Мир песочной фантазии» | Показ детьми овладения техниками рисования на песке. Итоговая творческая работа | *Сюжетное рисование по выбору ребѐнка. | Индивидуально-групповая |
7.Картотека игр и упражнений.
Упражнения для развития мелкой моторики
"Гроза"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом: Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает, Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")
В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Их польем мы спозаранку,(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
Я и все мои друзья!
"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон,
- Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук)
- Ля-ля-ля,
- Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь,
- Наклоняет головку. (опуститьладошки вниз)
Бом-бом-бом,
- Растрепал всю прическу. (провестиладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь,
- Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)
Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики с использованием песка ( по методики О.Н.Никитиной)
Упражнение 1. « Нити»
Дети набирают песок в кулачки, поднимают руки над столом и, раскачивая вправо и влево, слегка расслабляют кулачок, постепенно засыпают стол песком. Поглядите, поглядите, Потянулись с неба нити. Что за тоненькая нить Хочет землю с небом сшить? Не ответишь, подождѐм, Отгадаешь под дождѐм! Высыпав весь песок из кулачка, дети расслабляют и встряхивают кисти рук.
Упражнение 2 «Круг»
Упражнение 3 « Волна»
Упражнение 4 « Расчѐски»
Упражнение 5 «Пианист»
Упражнение 6 « Спиральки»
Упражнение 7 «Пузырьки»
Упражнения на развитие эмпатии
Упражнение 8 « Рисуем погоду»
Упражнения на развитие воображения, фантазии, внимания и наблюдательности
Упражнение 9 « Следы»
Упражнение 10 « Угадай кто это?»
Упражнения 11 «Вырезание»
Упражнение 12 « Игра»
8. Список литературы
1. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О.А. Белоусова.Журнал«Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;
2. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитиюдошкольников Текст/Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005г.- 156с.;
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;
4. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002- 198с.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Практикум по креативной
терапии. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.: Речь, 2003- 156с.;
6. ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – Текст /ЗейцМариеллаМ.:ИНТ,2010-112с.;
7. Сажина, С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические
рекомендации.- Текст С. Д.Сажина М.: ТЦ Сфера, 2007-67с.;
8. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:
подготовительная группа: программа, конспекты: пособие для педагогов
дошкольных учреждений.-Текст /.Г.С. ШвайкоМ. гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2003-117с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru