СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

https://р38.навигатор.дети/

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Староакульшетская основная общеобразовательная школа

Рекомендована

методическим советом

МКОУ Староакульшетской ООШ

Протокол

№ от «» 2023 г

Утверждена

приказом

по МКОУ Староакульшетской ООШ

№ от «» 2023г









Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Мир логики»



Адресат: обучающиеся 7-10 лет

Срок реализации: 4 года

Уровень: базовый

Разработчик: Суслаева Оксана

Викторовна, педагог

дополнительного образования,

учитель начальных

классов, педагог-психолог.















с. Старый Акульшет

2023 год


Содержание

Лист изменений и дополнений …………………………………………..…3

Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность…………………………………………..…5

Отличительные особенности программы……………………………………………………...5

Цель программы………………………………………………………………………………… 5

Задачи программы……………………………………………………………………………….5

Адресат программы……………………………………………………………………………...6

Срок освоения, форма обучения, режим занятий………………… ……………………..….7



Основные характеристики программы

Объем программы……………………………………………………………………………… 7

Содержание программы


Планируемые результаты …………………………………………………………………… 10


Организационно-педагогические условия

Учебный план

Календарный учебный график ……………………………………………………………11-13

Оценочные материалы…………………………………………………………………………13

Методические материалы……………………………………………………………………...14

Условия реализации программы……………………………………………………………... 14


Список литературы ……………………………………………………………………...…15

Приложения ……………………………………………………………………………….16-21



























Лист изменений и дополнений


Дата внесения изменений

Внесенные изменения

На основании /

в соответствии

Утверждение изменений



Социальный заказ

Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета

(Протокол № )




































Пояснительная записка

Общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа «Мир логики» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. Указ Президента № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития России до 2030 года».

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642.

5. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196.

7. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1441.

8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 года № 882/391.

9. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816.

10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи)

12. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.

Данная программа составлена на основе программы развивающих занятий «Логика» Герасимовой Т.В., педагога – психолога, МОУ «Гимназия № 1» г. Ангарска, собственных разработках.

Программа имеет естественнонаучную направленность.


Актуальность программы в том, что школьнику для успешного обучения в школе, активизации умственных способностей и мышления необходимы следующие качества: наличие учебно-познавательной мотивации, умение оценивать уровень предложенных решений, объем предстоящей работы, планировать её, оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Для формирования этого комплекса необходимо развивать познавательные способности, вырабатывая определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать разнообразные, возможно, необычные пути к верному решению. Решение этих задач может стать фактором предупреждения школьной неуспеваемости, что соответствует принципам государственной политики в сфере дополнительного образования.

Достижение этих результатов педагогически целесообразно организовать через систему развивающих занятий с использованием возможностей дополнительного образования и применения приемов и методов, соответствующих возрасту детей (игровые технологии, приемы развивающего обучения, практические нестандартные и интересные задания)

Отличительные особенности программы:

Особенность, новизна данной программы заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, основанных на теоретических положениях, заложенных в концепцию обновления образования. Материал структурирован, начиная с изучения простых заданий по развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение и дальше к классификации, обобщению и проведению аналогий на основе различных видов отношений (часть и целое, причина-следствие, последовательность, родо – видовые отношения, другие). Подобраны другие дидактические материалы для развития познавательного интереса к изучению окружающего мира.

Цель: развитие логических универсальных учебных действий через систему комплексных развивающих занятий.

Задачи программы:

обучающие:

- познакомить учащихся с различными типами логических задач, головоломок;

- обучить различными способами решения логических задач, поиску закономерностей в решении логических цепочек, логически грамотному составлению текста;

развивающие:

- способствовать развитию познавательных психических процессов: внимание, память, восприятие; различных видов мышления, воображения и речи; пополнению активного словарного запаса;

- способствовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

воспитательные:

- воспитывать целеустремленность, упорство в достижении желаемых результатов, трудолюбие, терпение,

- способствовать формированию и развитию взаимовыручки и взаимопомощи.

Адресат программы: дети 7-10 лет.

Комплектование групп производится без предварительного отбора на добровольной основе. Количество детей в группе не более 8-10 человек.

К занятиям допускаются дети с ОВЗ (слабовидящие и слабослышащие, имеющие незначительные нарушения опорно-двигательного аппарата, с диагнозом «сахарный диабет»).

Психолого-педагогическая характеристика возрастных групп

Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания. Недостатки восприятия ребенка нередко объясняются рассеянностью, но и она сама часто зависит от особенностей детского восприятия. К недостаткам восприятия относится неточность в различении сходных предметов, вследствие чего дети могут допускать ошибки при чтении, решении задач и примеров. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Мышление у детей младшего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача обучения первой ступени — развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время.

Занятия по программе «Мир логики», будут способствовать развитию познавательных психических процессов обучающихся: внимания, памяти, восприятия, различных видов мышления, воображения и речи; К занятиям допускаются дети с ОВЗ.


Срок освоения программы: 4 года

1 класс (9 месяцев, 37 недель).

2 класс (9 месяцев,37 недель)

3 класс (9месяцев,37 недель)

4 класс (9 месяцев, 37 недель)

Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.

Форма обучения – очная, в случае необходимости, дистанционная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительность академического часа 40 минут.

Объём программы: 148 часов, в которые входит как теоретическая, так и практиче­ская часть.

Содержание программы

1 класс

Введение – 2 часа.

Теория: вводное занятие (знакомство с программой, с режимом занятий и правилами поведения во время занятий, знакомство с детьми).

Практика: тестовые задания на определение уровня развития познавательной сферы.

Классификация – 2 часа.

Практика: практические приемы классификации предметов по одному общему признаку, по двум разным основаниям (признакам), по нескольким признакам.

Сравнение – 8 часов.

Теория: учим выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления его с другими объектами и явлениями.

Практика: нахождение одинаковых фигур, нахождение парных предметов. Упражнения на поиск общих и отличительных признаков, свойств предметов. Сравнение рисунков (что изменилось?) Перенос значков в таблицу в определенном порядке. Сравнение фигур. Расстановка предметов по заданному признаку. Задачи на сравнение.

Систематизация – 6 часов.

Теория: методы систематизации информации.

Практика: систематизация предметов по размеру, систематизация картинок по времени суток, отношениям «раньше-позже», систематизация предметов по их свойствам, нахождение недостающего предмета.

Закономерности – 8 часов.

Практика: составление бус по заданной закономерности, установление закономерности событий по картинкам, установление закономерности в рядах чисел, предметов, геометрических фигур.

Восприятие – 5 часов.

Практика: лабиринты с ориентирами, угадывание животных по тени, практические приемы развитие зрительного восприятия (по цвету, по форме и т.п.), составление картинок из нескольких частей, пазлы.

Внимание – 5 часов.

Практика: тест «Корректурная проба», упражнения на переключение внимания, графические диктанты, «Путаницы», решение «Анаграмм», нахождение отличий на картинках, нахождение на рисунках спрятанных предметов, прохождение лабиринтов.

Итоговое занятие (1 час). Практика: интеллектуальная викторина «Умники и умницы»

2 класс

Введение – 2 часа.

Теория: вводное занятие (знакомство с программой, с режимом занятий и правилами поведения во время занятий, знакомство с детьми).

Практика: тестовые задания на определение уровня развития познавательной сферы.

Воображение – 3 часа.

Практика: изографы, игры на ассоциации, работа с кляксами, рисуем музыку, настроение, сюжетно-ролевые игры.

Словарный запас – 8 часов.

Практика: составление рассказа по серии картинок, речевые игры (назови лишнее слово среди предметов, признаков предметов, действий предметов), отгадывание обобщающего слова, подбор слов по аналогии, отгадывание предметов по названию его частей, работа с загадками, пословицами, поговорками.

Логические задачи-23 часа

Теория: знакомство с видами логических задач.

Практика: диагностика наглядно-образного мышления у младших школьников (прогрессивные матрицы Равена) игры и упражнения на развитие мыслительных операций (объединение предметов по заданным признакам; решение логических задач на сравнение, на распределение, на логические рассуждения, на установление последовательности; решение задач на установление аналогии: отношение противоположности, отношение принадлежности; решение комбинаторных задач; логические познавательные задания с рассуждениями).

Итоговое занятие (1 час). Практика: интеллектуальная викторина «Умники и умницы»




3 класс



Введение – 1 час.

Теория: вводное занятие (знакомство с программой, с режимом занятий и правилами поведения во время занятий).

Практика: тестовые задания на определение уровня развития познавательной сферы.

Внимание-4 часа

Практика: тест Тулуз-Пьерона, упражнения на концентрацию внимания, упражнения на переключение внимания, графические диктанты, «Путаницы», решение «Анаграмм», прохождение лабиринтов.


Логические задачи-23 часа

Теория: знакомство с видами логических задач.

Практика: Логические познавательные задания с рассуждениями. Логические задачи на распределение. Логические познавательные задачи: часть – целое. Логические рассуждения. Изографы. Пространственное мышление. Перестановка спичек. Логические познавательные задачи слоговица. Логические познавательные задачи. Волшебный квадрат. Танграмм. Ребусы. Аналогия: часть - целое. Логические познавательные задачи. Аналогия: отношения противоположности. Логические познавательные задачи. Логические задачи на сравнение .Закономерности. Задачи-тесты. Закономерности в числах и фигурах. Головоломные перемещения с палочками.

Словарный запас – 7 часов.

Практика: работа над словарем речи. Фразеологизмы . Альтернативные способы действия. Аналогия: функциональные отношения. Юмор и логика.

Итоговое занятие – 2 часа. Практика: итоговая диагностика. Конкурс эрудитов.


4 класс.

Введение – 1 час.

Теория: вводное занятие (знакомство с программой, с режимом занятий и правилами поведения во время занятий).

Практика: тестовые задания на определение уровня развития познавательной сферы.

Внимание-6 часа

Практика: тест Тулуз-Пьерона, упражнения на концентрациюи переключение внимания, упражнения на переключение внимания, графические диктанты, «Путаницы», решение «Анаграмм», прохождение лабиринтов.

Словарный запас – 7 часов.

Практика: преобразование предметов и слов. Причина и следствие. Причинно-следственные цепочки. Противоположные отношения между понятиями. Фразеологизмы. Работа над словарем речи. Логические познавательные задачи: пословицы с антонимами. Язык и логика. Ошибки в построении определений.

Логические задачи-21 часа

Теория: знакомство с видами логических задач.

Практика: Решение анаграмм. Логические познавательные задачи: числограммы. Аналогия: отношения последовательности. Аналогия: отношения рядоположенности. Логические познавательные задачи: анаграмма. Логические познавательные задачи: ребусы. Логические познавательные задачи: перестановки. Отношения «род-вид» между понятиями. Упорядочивание по родовым отношениям. Виды отношений между понятиями . Определения. Умозаключения. Рассуждения. Ошибки в рассуждениях. Планирование . Комбинирование элементов знаковых систем. Сопоставление. Поиск закономерностей.. Пространственное мышление. Перестановка . Логические познавательные задачи: чайнворд . Анализ проблемной ситуации.

Итоговое занятие -2 часа. Практика: итоговая диагностика. Конкурс эрудитов.


Планируемые результаты обучения

Обучающиеся будут знать:

- различные типы логических задач, головоломок;

- различные способы решения логических задач, поиск закономерностей в решении логических цепочек, логически грамотное составление текста.

- загадки, пословицы, поговорки

Обучающиеся будут уметь:

-различными способами решать логические задачи

-анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;

-находить закономерности в логических цепочках


Личностные: быть более целеустремленными, упорными в достижении желаемых результатов, трудолюбивыми, терпеливыми.

Метапредметные: умение организовать рабочее место, продумать последовательность предстоящей деятельности.

Учебный план.

1класс

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Форма контроля

Вводное занятие.

2

1

1

тестирование

Классификация.

2


2

наблюдение

Сравнение.

8

1

7

тестирование

Систематизация.

6

1

5

тестирование

Закономерности.

8


8

тестирование

Восприятие.

5


5

тестирование

Внимание.

5


5

тестирование

Итоговое занятие.

1


1



Учебный план.

2класс

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Форма контроля

Вводное занятие.

2

1

1

тестирование

Воображение.

3


3

тестирование

Словарный запас.

8


8

тестирование

Логические задачи.

23

1

22

тестирование

Итоговое занятие.

1


1




Учебный план.

3 класс

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Форма контроля

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

тестирование

Внимание.

4


4

тестирование

Логические задачи.

23

1

22

тестирование

Словарный запас.

7


7

тестирование

Итоговое занятие.

2


2

тестирование


Учебный план.

4 класс

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Форма контроля

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

тестирование

Внимание.

6


6

тестирование

Словарный запас.

7


7

тестирование

Логические задачи.

21

1

20

тестирование

Итоговое занятие.

2


2

тестирование







Календарный учебный график

2023-2024 уч. год

Раздел/ месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май


Количество часов по месяцам: всего, (теория-практика)

Вводное занятие

2(1-1)









Раздел 1

2(0-2)









Раздел 2


5 (1-4)

3(0-4)







Раздел 3



1(1-0)

4(0-4)

1(0-1)





Раздел 4





2(0-2)

4(0-4)

2(0-2)



Раздел 5







2(0-2)

3(0-3)


Раздел 6








2(0-2)

3(0-3)

Итоговое занятие.









1(0-1)

Всего

4

5

4

4

3

4

4

5

4


Календарный учебный график

2024-2025 уч. год

Раздел/ месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май


Количество часов по месяцам: всего, (теория-практика)

Вводное занятие

2(1-1)









Раздел 1

2(0-2)

1(0-1)








Раздел 2


4(0-4)

4(0-4)







Раздел 3




5(0-5)

3(0-3)

4(0-4)

4(0-4)

5(0-5)

2(0-2)

Итоговое занятие.









1(0-1)

Всего

4

5

4

5

3

4

4

5

3




Календарный учебный график

2025-2026 уч. год

Раздел/ месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май


Количество часов по месяцам: всего, (теория-практика)

Вводное занятие

1 (0,5-0,5)









Раздел 1

4(0-4)









Раздел 2


4(1-3)

4(0-4)

5(0-5)

3(0-3)

4(0-4)

3(0-3)



Раздел 3







2(0-2)

4(0-4)

1(0-1)

Итоговое занятие.









2(0-2)

Всего

5

4

4

5

3

4

5

4

3




Календарный учебный график

2026-2027 уч. год



Раздел/ месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май


Количество часов по месяцам: всего, (теория-практика)

Вводное занятие

1(0,5-0,5)









Раздел 1

4 (0-4)

2(0-2)








Раздел 2


2(0-2)

4(0-4)

1(0-1)






Раздел 3




4(1-3)

3(0-3)

4(0-4)

5(0-5)

4(0-4)

1(0-1)

Итоговое занятие.









2(0-2)

Всего

5

4

4

5

3

4

5

4

3



Оценочные материалы

Входящая диагностика проводится в начале обучения (Методика «Прогрессивные матрицы Равена»)

Текущий контроль осуществляется по каждой теме учебного плана. Инструментарий контроля – субтесты:

- умение обобщать (субтест «Исключи лишнее» в тесте Э.Ф.Замбацявичене «Уровень словесно – логического мышления»)

- умение классифицировать (субтест «Назови общим словом или словосочетанием»)

- умение проводить аналогии (субтест «Подбери подходящее по смыслу слово»)

- умение сравнивать (Методика «Сравни два объекта »)

100 - 80 баллов – высокий уровень умственного развития;

79 – 60 баллов – средний уровень;

59 – 40 баллов – недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39 – 20 баллов – низкий уровень развития;

меньше 20 баллов – очень низкий уровень.

Итоговый контроль предусматривает учет не только общего уровня развития мышления, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результаты. В конце учебного года проводится повторная диагностика уровня развития логического мышления (итоговый контроль), для того, чтоб сделать сравнительный анализ и рекомендовать родителям полезную досуговую занятость, которая будет способствовать развитию логического мышления ребенка, либо рекомендовать повторное освоение учебной программы.

Методические материалы

Формы обучения и виды занятий

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ способа действия, наблюдение, демонстрация наглядных пособий);

- практический (дидактическая игра);

Освоение программы осуществляется на основе деятельностного подхода, когда главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Задача педагога – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

Занятия проводятся в учебном кабинете, оборудованном ростовой мебелью, доской.

Оборудование и материалы:

Рабочие тетради, раздаточный материал с заданиями

Расходные материалы и инструменты:

- ручки, карандаши, фломастеры;

Расходные материалы приобретаются обучающимися самостоятельно.

Кадровое обеспечение

Занятия по программе проводит педагог дополнительного образования.

Кадровое обеспечение

Программа предусматривает вариант сетевого взаимодействия. Занятия по программе может проводить педагог дополнительного образования и/или педагог-психолог, учитель начальных классов.













Список литературы для педагога

Агафонова И.Н. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач и упражнени, -С-П: МиМ-Экспрес, 1996.

Анашина Н.Ю. Энциклопедия интересных игр.- Ярославль: Академия развития, 2006.

Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников.- М: Аркти , 2000.

Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей.- М: ИМПЭТО, 1995.

Зак А.З. Развитие умственных способностей младших дошкольников.- М.: Просвещение», 1996.

Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-9 лет.- М.: Новая школа, 1996.

Изучение развития учащихся учителем, НИИ Общей педагогики.- М.:1992.

Светлова И.Е.Большая книга заданий и упражнений по развитию логики

Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников», М., «Просвещение», 1988

Тихомирова Л.Ф. «Развитие творческих способностей», Ярославль, «Академия развития», 1996

Холодова О. «Юным умникам и умницам. Курс по развитию познавательных способностей «, М., РОСТ книга, 2006


Список литературы для родителей

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших дошкольников.- М.: Просвещение, 1988

Тихомирова Л.Ф. Развитие творческих способностей.- Ярославль :Академия развития,2000

Список литературы для обучающихся (не предусмотрен)


















Приложение №1

Стандартизованная  методика  для  определения  уровня  умственного  развития  младших  дошкольников  Э.Ф. Замбацявичене.

Методика  исследования  сконструирована  на  основе  некоторых  методик  теста  структуры  интеллекта  по  Р.Амтхауэру.

Область  применения:  определение  уровня  интеллектуального  развития, разработка  общих  и  индивидуальных  рекомендаций  по  коррекции  умственного  развития  учащихся.

 Описание  методики.  Для  младших  дошкольников  было  разработано  4  

субтеста, включающих  в  себя  40  вербальных  заданий, подобранных  с  учётом  программного  материала  начальных  классов.

  В  состав  первого  субтеста  входят  задания, требующие  от  испытуемых  дифференцировать  существенные  признаки  предметов  или  явлений  от  несущественных, второстепенных. По  результатам  выполнения  некоторых  задач  субтеста  можно  судить  о  запасе  знаний  испытуемого.

 Второй  субтест  состоит  из  заданий, представляющих  собой  словесный  вариант  исключения  «пятого  лишнего». Данные, полученные  при  исследовании  этой  методикой, позволяют  судить  о  владении  операциями  обобщения  и  отвлечения, о  способности  испытуемого  выделять  существенные  признаки  предметов  или  явлений.

  Третий  субтест – задания  на  умозаключение  по  аналогии. Для  их  выполнения  испытуемому  необходимо  уметь  установить  логические  связи  и  отношения  между  понятиями.

  Четвёртый  субтест  направлен  на  выявление  умения  обобщать  (испытуемый  должен  назвать  понятие, объединяющее  два  слова, входящих  в  каждое  задание  субтеста).

Коррелирует  при  использовании  батареи  тестов:  1.2,  1.3, 1.20.

Инструкция.

1 субтест.

Инструкция  для  испытуемого: «Какое  слово  из  всех, что  я  назову, подходит  больше  всего?»

2  субтест.

Инструкция  испытуемому: «Одно  слово  из  пяти  лишнее, оно  не  подходит  ко  всем  остальным. Послушай  внимательно, какое  слово  лишнее  и  почему?»

3  субтест.

Инструкция  испытуемому: «К  слову  «птица»  подходит  слово  «гнездо».  Скажи,какое  слово  подходит  к  слову  «собака»  так  же,как  к  слову  «птица»  подходит  слово  «гнездо». Почему? Теперь  надо  подобрать  пару  к  другим  словам. Какое  слово  подходит  к  слову  «роза»  так  же,как  к  слову  «огурец»  подходит  слово  «овощ». Выбери  из  тех, что  я  тебе  назову. Итак, огурец – овощ, а  роза - …»

4  субтест.

Инструкция  испытуемому: «Каким  общим  словом  можно  назвать…?»


Задание  к  субтесту  I

                        Задание

Оценка  выполнения  в  баллах                        

1.    У  сапога  есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

1,9

2.    В  тёплых  краях  обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

2,8

3.    В  году…24 мес.,3  мес., 12  мес., 4  мес., 7  мес.

2,7

4.    Месяц  зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

2,3

5.    В  России  не  живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец.

2,6

6.    Отец  старше  своего  сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда.

2,2

7.    Время  суток…год, месяц, неделя, день, понедельник.

2,8

8.    Вода  всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная.

3,4

9.    У  дерева  всегда  есть…листья, цветы, плоды, корень, тень.

2.8

10. Пассажирский  транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

2.6





Задание  к  субтесту  II

                                                       Задание

Оценка  выполнения  в  баллах

1.    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2,6

2.    Река, озеро, море, мост, болото.

2,3

3.    Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

2,7

4.    Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород.

2.6

5.    Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита.

2,4

6.    Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

2,5

7.    Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.

2,5

8.    Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

2,3

9.    Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

3,0

10.  Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

2,7


Задание  к  субтесту  III

                                                             Задание

Оценка  выполнения  в  баллах

1

Огурец

Роза

2,0

овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

2,4

морковь

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

2,2

ученик

Очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок

Птица

2,6

ваза

Клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка

Сапог

2,4

рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щётка

6

Тёмный

Мокрый

2,1

светлый

Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный

7

Часы

Термометр

2,5

время

Стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

2,2

мотор

Река, маяк, парус, волна

9

Стол

Пол

2,2

скатерть

Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди

10

Стул

Игла

2,1

деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная


Задание  к  субтесту  IV

                                                          Задание

Оценка  выполнения  в  баллах

1.     Метла, лопата - …(инструменты)

2,6

2.     Лето, зима - …(времена  года)

2.1

3.     Окунь, карась - …(рыбы)

3.0

4.     Огурец, помидор - …(овощи)

2.2

5.     Сирень, ракита - …(кустарники)

2.6

6.     Шкаф, диван - …(мебель)

3.0

7.     Июнь, июль - …(месяцы)

2.4

8.     День, ночь - …(время  суток)

2.8

9.     Слон, муравей - …(животные)

2.2

10.   Дерево, цветок - …(растения)

2.2


Обработка  и  интерпретация  данных.

  Каждому  заданию  присваивается  определённая  оценка  в  баллах, отражающая  степень  его  сложности. Общий  результат  по  каждому  субтесту  определяется  путём  суммирования  баллов  по  всем  10  заданиям.

   В  первых  трёх  субтестах  правильные  ответы  выделены  курсивом, а  в  4  субтесте  даны  в  скобках.

   Оценка  в  баллах  по  каждому  заданию  получается  путём  суммирования  всех  правильных  ответов  по  данному  субтесту. Максимальное  количество  баллов, которое  может  получить  школьник  за  выполнение  I-II  субтестов, - по  26  баллов, III – 23  балла, IV – 25  баллов. Таким  образом, общая

максимальная  оценка  по  всем  4  субтестам  составляет  100 баллов.

   Интерпретация  полученных  школьником  результатов  проводится  следующим  образом:

100 - 80  баллов – высокий  уровень  умственного  развития;

79 – 60  баллов – средний  уровень;

59 – 40  баллов – недостаточный  (ниже  среднего)  уровень  развития;

39 – 20  баллов – низкий  уровень  развития;

меньше  20  баллов – очень  низкий  уровень.

  При  обсуждении  результатов  следует  учитывать  не  только  общий  уровень  развития, но  и  роль  каждой  составляющей  в  общем  результате. Важно  оценить, насколько  гармонично  или  асинхронно  развиты

 диагностируемые  интеллектуальные  умения, а  также  какой  из  

параметров, значительно  улучшает  или  ухудшает  результаты.


Фамилия  Имя  Отчество____________________________________

дата __________класс_______школа_________

Задание  1                                                                                                                                          

1.    У  сапога  есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2.    В  тёплых  краях  обитает…медведь, олень, волк, верблюдпингвин.

3.    В  году…24 мес.,3  мес., 12  мес., 4  мес., 7  мес.

4.    Месяц  зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5.    В  России  не  живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец.

6.    Отец  старше  своего  сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7.    Время  суток…год, месяц, неделя, день, понедельник.

8.    Вода  всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная.

9.    У  дерева  всегда  есть…листья, цветы, плоды, корень, тень.

10. Пассажирский  транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

       

 Задание  2

1.    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2.    Река, озеро, море, мост, болото.

3.    Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4.    Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород.

5.    Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита.

6.    Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

7.    Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.

8.    Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9.    Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10.  Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.


Задание 3

1

Огурец

Роза

овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

морковь

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

ученик

Очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок

Птица

ваза

Клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка

Сапог

рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щётка

6

Тёмный

Мокрый

светлый

Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный

7

Часы

Термометр

время

Стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

мотор

Река, маяк, парус, волна

9

Стол

Пол

скатерть

Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди

10

Стул

Игла

деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная




Приложение №2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Дети и свободное время. Как сделать досуг ребят содержательным, полезным, интересным? Мне хотелось бы узнать ваше мнение по этим проблемам. Буду рада, если вы, отвечая на вопросы данной анкеты, поделитесь со мной своими соображениями по поводу организации досуга ваших детей.

1. Чем любит заниматься сын (дочь) в свободное время? __________________________________________________________________

2. Кто стал инициатором прихода ребенка в кружок?__________________

3. Как вы считаете, оказывают ли какое-либо влияние на ребенка занятия в кружке? Если да, то в чем оно проявляется?_______________

4. Чем, по вашему мнению, являются занятия данного детского объединения (подчеркните варианты ответов, с которыми вы согласны):

* формой досуга,

* средством развития способностей,

* источником получения знаний из интересной области,

* способом общения ребят,

* средством воспитания личных качеств,

* пустым времяпровождением?

* свой ответ_____________________________

5. Какие новые качества, особенности вы обнаружили у ребенка за время посещения занятий в данном объединении?

6. Удовлетворены ли вы результатами работы данного объединения? Почему?___________________________________________________________

Благодарю вас за ответы!