СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Баскетбол"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура. Дополнтельная образователаная прогограмма "Баскетбол" 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Баскетбол"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть – Цилемская средняя общеобразовательная школа им.М.А.Бабикова»

(МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им.М.А.Бабикова»)





Согласована

Воеводина Э.А.

« » 202\ г

Утверждена

Приказом № от « » 202г







Дополнительная образовательная программа


Баскетбол

(наименование курса)


основное общее

(уровень образования)



(срок реализации программы)





Серебренникова Екатерина Николаевна, учитель физической культуры


Ф.И.О. разработчика (разработчиков) программы

















с. Усть-Цильма

2023



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Соответствии с законом «Об образовании» любая образовательная деятельность по учебным предметам вообще и физической культуре в частности должна осуществляться на основе образовательных программ, которые либо рекомендованы соответствующими организациями (департамент образования, министерство образования), либо разработаны специалистами образовательного учреждения.

Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально - одобренных моделей поведения в школьной среде.

Секционная работа в образовательном учреждении по видам спорта является дополнительным физкультурным образованием и должна осуществляться на основе соответствующей образовательных программы.

Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол». Программа по «Спортивным играм» (баскетбол), направлена на:

  • реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная  пришкольная площадка),  регио­нальными климатическими условиями и видом учебного уч­реждения.

  • соблюдение дидактических правил «от известного к не­известному» и «от простого к сложному», ориентирующих вы­бор, и планирование учебного содержания в логике поэтапно­го его освоения, перевода учебных знаний в практические на­выки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирова­ние мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленнос­ти изучаемых явлений и процессов;

  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в хо­де активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоро­вительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных заня­тиях физическими упражнениями.

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся образовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол». Структура и содержание программы могут быть использованы для разработки программы секционной работы по другим видам спорта.

Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении. В осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Основной показатель секционной работы дополнительного образования по баскетболу – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.

Большое место  во всестороннем  физическом развитии школьников занимают спортивные упражнения, подвижные игры с мячом.

В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их   школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять  движения в зависимости от условий игры.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на работоспособность ребенка.  Упражнения с мячами различного   веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Место программы в образовательном процессе.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувства коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.

Формируемые УУД

  • В результате обучения у обучающихся основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Личностные УУД

  • У учеников будут сформированы:

- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и спортивную историю;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на участие в школьных и городских соревнованиях;

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу,

- сопереживание и помощь учителю и окружающим детям;

- самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям данного возраста;

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

Регулятивные УУД

  • Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД

  • Обучающийся научится:

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

Коммуникативные УУД

  • Обучающийся научится:

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Новизна программы состоит в своеобразном подходе к подготовке баскетболистов. Традиционно на этапе начальной подготовки у спортсменов преимущественно развиваются их физические качества и общая физическая подготовка. Содержание данной программы построено таким образом, что на этапе начальной подготовки большее предпочтение отдается специальной, технико-тактической и игровой подготовке баскетболиста, и сравнительно меньшее количество часов отдано на общую физическую подготовку. Т.е. первостепенно баскетболист формируется большей частью как игрок, а уже потом, учитывая возраст и сенситивные периоды, развиваются его физические качества.

Актуальность программы Баскетбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, матчевые встречи).

Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты, мяч.

Цель занятий – занятий баскетболом состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить арсенал двигательных умений и навыков. Достигнуть более высокого уровня двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам.


Задачи:

образовательные

- формировать знания и умения в области физической культуры и спорта.

- обучить технике и тактике двигательных действий.

воспитательные

- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.

- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.



развивающие

- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта;

- совершенствовать навыки и умения игры;

- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма;



оздоровительные

- укрепить физическое и психологическое здоровье.

- содействовать физическому развитию.

- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.

Задачи программы:

Основными задачами программы являются:

  • Укрепление здоровья;

  • Содействие правильному физическому развитию;

  • Приобретение необходимых теоретических знаний;

  • Овладение основными приемами техники и тактики игры;

  • Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;

  • Привитие ученикам организаторских навыков;

  • Повышение специальной, физической, тактической подготовки;

  • Подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;

Содержание программы

Возраст детей:

Программа по баскетболу для занятий в рамках дополнительного образования рассчитана на занимающихся 10 —18 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нор­мативов, участие в соревнованиях. Все занимающиеся в секции распределяются по возрастным категориям и физической подготовки.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 1 год - 99 часов на весь период обучения, рассчитан на 30 учебных недель.

Форма обучения: Форма занятий - очная. Очно-дистанционная, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Теоретические занятия, практические занятия, групповые занятия, соревнования.

Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояние баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, приём ведение и броски по кольцу. Тактические действия включает действия (индивидуальные, командные) игрока в нападении и защите.

Программа предусматривает следующие формы учебной деятельности учащихся:

  • Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учеников);

  • Индивидуальная (индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся);

  • Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);


Количество учебных часов в неделю

Периодичность проведения занятий 2 раз в неделю по 3 академических часа, (1 академический час-40мин.). Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объёма учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне.

Количество обучающихся в группе:

Наполняемость учебной группы – от 10 до 20 человек. Она обусловлена тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разную степень интеллектуальной и физической подготовки учеников.

Требования к уровню подготовки.

ЗНАТЬ:

  1. влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  2. способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

  3. гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;

  4. правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

  5. основы методики обучения и тренировки по баскетболу.

  6. правила игры;

  7. технику и тактику игры в баскетбол; строевые команды;

  8. методику судейства учебно - тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентаций;

УМЕТЬ:

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов :

  1. технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  2. проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  3. управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  4. контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиции;

  5. соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  6. пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

  7. Достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;

  8. Призовые места и победы на соревнованиях районного, областного и межрегионального уровней;

  9. Повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта до уровня 2 спортивного разряда;

  10. Устойчивое овладение умениями и навыками игры;

  11. Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы;

  12. Укрепление здоровья обучающихся , повышение функционального состояния всех систем организма;

  13. Умение контролировать психическое состояние.



Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.



Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.

  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;

  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Оценка результатов не должна быть традиционной. Для определения уровня овладения навыками и умениями, автор программы предлагает следующие формы: собеседование, защита реферата, тестирование и соревнования.

Форма подведения итогов: участие в соревнованиях по баскетболу на школьном и районном уровне.



Характеристика программы:

  1. тип – дополнительная образовательная программа

  2. вид – модифицированная, утвержденная директором школы

  3. направленность – спортивно – оздоровительная

  4. формы занятий – групповые.



Содержание учебного материала

Физическая культура и спорт в России — средство всестороннего развития личности. Выступления российских спортсменов за рубежом, их значение в деле укрепления мира и дружбы меж­ду народами.

Сведения о строении и функциях организма человека. Основ­ные сведения о сердечно-сосудистой системе человека и ее функ­циях. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедея­тельности организма.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на си­стему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общие гигиени­ческие требования к занимающимся волейболом с учетом его спе­цифических особенностей. Режим дня и питания с учетом заня­тий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях во­лейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.

Правила игры в баскетбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.

Места занятий, инвентарь. Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.

Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.

Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, напа­дающие удары. Значение технической подготовки для роста спор­тивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.

Практические занятия. Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; со­вершенствование навыков естественных видов движений).

Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся 5–11-х классов представлено в примерном учебном плане.


Учебный план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

разделы

теория

практика

Теоретические занятия

10 ч.

1.

Правила безопасности на занятиях.


2 ч.


2.

Основные правила игры в баскетбол.


2 ч.


3.

Что такое физкультурно-спортивная этика?


2 ч


4.

Значение физических упражнений для развития организма.


2 ч.


5.

Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности.


2 ч.


Практические занятия



89 ч.

Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. (8ч).



20ч.

1

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).



2 ч.

2

Подвижные игры.



2 ч.

3

Эстафеты.



2 ч.

4

Полоса препятствий.



2 ч.

Специальная физическая подготовка(12ч).




1

Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.



3 ч.

2

Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.



3 ч.

3

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.



2 ч.

4

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.



2 ч.

5

Упражнения для развития ловкости баскетболиста.



2 ч.

Техническая подготовка.



50ч.


Упражнения без меча. (12ч.)









1.

Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и разных направления.



1ч.

2.

Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста



2ч.

3.

Остановка прыжком после ускорения.



2ч.

4.

Остановка в один шаг после ускорения.



2ч.

5.

Остановка в два шага после ускорения.



2ч.

6.

Повороты на месте. Повороты в движении.



2ч.

7.

Имитация защитных действий против игрока нападения.



1ч.


Л Ловля и передача меча (14ч.)





1.

Двумя руками от груди, стоя на месте.



1ч.

2.

Двумя руками от груди в движении.



2ч.

3.

Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой от плеча.



2ч.

4.

Передача одной рукой снизу от пола.



1ч.

5.

Ловля мяча после полу отскока.



2ч.

6.

Ловля высоко летящего мяча.



2ч.

7.

Ловля катящегося мяча, стоя на месте.



2ч.

8.

Ловля катящегося мяча в движении.



2ч.


Ведение мяча (12ч).




1

На месте.



2ч.

2

В движении шагом.



1ч.

3

В движении бегом.



1ч.

4

То же с изменением направления и скорости.



1ч.

5

То же с изменением высоты отскока.



1ч.

6

Правой и левой рукой поочередно на месте.



2ч.

7

Правой и левой рукой поочередно в движении.



2ч.

8

Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.



2ч.


Броски мяча (12ч).




1.

Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.



2ч.

2.

Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.



2ч.

3.

Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.



2ч.

4.

Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.



2ч.

5.

Вырывание мяча. Штрафные броски.



2ч.

6.

Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.



1ч.

7.

В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции.



1ч.

Тактика игры в баскетбол



19 ч.

1.

Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом.



3ч.

2.

Перехват мяча. Быстрый прорыв.



4ч.

3.

Борьба за мяч после отскока от щита.



4ч.

4.

Командные действия в защите. Командные действия в нападении.



3ч.

5.

Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.



5ч.

ИТОГО:


99 часа

10 часов

89 часов





























































Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

Теоретические занятия – (10 часов) 5 часов


Правила безопасности на занятиях.

1 ч.





Основные правила игры в баскетбол.

1 ч.





Что такое физкультурно-спортивная этика?

1 ч.





Значение физических упражнений для развития организма.

1 ч





Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности.

1 ч.




Практические занятия – 89 часов

Физическая подготовка – 20 часов


Подвижные игры

1 ч.





Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).






1ч.





Эстафеты

1 ч.





Упр.для развития скоростно-силовых качеств

1 ч





Полоса препятствий.

1 ч.





Упражнения для развития быстроты движения

1 ч





Эстафеты

1 ч.





Упр.для развития скоростно-силовых качеств

1 ч





Упр.для развития специальной выносливости.

1 ч.





Подвижные игры

1 ч.





Упр.для развития скоростно-силовых качеств

1 ч





Упр.для развития ловкости

1 ч.





Упр.для развития специальной выносливости.





Упражнения для развития быстроты движения

1 ч.





Полоса препятствий.

1 ч.





Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).






1ч.





Упр.для развития специальной выносливости.

1 ч.





Упр.для развития скоростно-силовых качеств

1 ч





Упражнения для развития быстроты движения

1 ч





Упр.для развития ловкости

1 ч.




Техническая подготовка – 50 часов


Остановка прыжком после ускорения

1 ч.





Бросок мяча с разных точек

1 ч.





Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.







Имитация действий атаки против игрока защиты

1 ч.





Броски мяча в прыжке с дальней дистанции

1 ч





Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и разных направления.







Остановка в два шага после ускорения

1 ч.





Броски одной рукой после ведения

1 ч.





Ведение мяча левой, правой рукой

1 ч.





Штрафные броски

1 ч.





Выбивание мяча

1 ч.





Броски двумя руками от груди

1 ч





Ведение мяча левой, правой рукой

1 ч.





Повороты в движении

1 ч.





Передача одной рукой от плеча

1 ч.





Передача двумя руками с отскоком от пола

1 ч.





Бросок мяча с разных точек

1 ч.





Ведение мяча левой, правой рукой

1 ч.





Имитация действий атаки против игрока защиты

1 ч





Ловля мяча после полу отскока. Ловля высоко летящего мяча.

1 ч.





Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и разных направления.

1 ч.





Остановка прыжком после ускорения

1 ч.





Повороты в движении

1 ч.





Бросок мяча с разных точек

1 ч.





Штрафные броски

1 ч.





Бросок мяча. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.

1 ч.





Остановка в два шага после ускорения

1 ч





Выбивание мяча

1 ч.





Броски мяча в прыжке с дальней дистанции

1 ч.





Бросок мяча. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.

1 ч.





Ведение мяча левой, правой рукой

1 ч.





Броски одной рукой после ведения

1 ч.





Остановка в два шага после ускорения

1 ч.





Выбивание мяча

1 ч





Броски двумя руками от груди

1 ч.





Броски мяча одной рукой после ведения

1 ч.





Передача двумя руками с отскоком от пола

1 ч.





Ведение мяча на месте

1 ч.





Имитация действий атаки против игрока защиты

1 ч.





Выбивание мяча

1 ч.





Штрафные броски

1 ч





Бросок мяча с разных точек

1 ч.





Имитация защитных действий против игрока нападения

1 ч.





Повороты в движении

1 ч.





Ведение мяча левой, правой рукой

1 ч.





Броски двумя руками от груди

1 ч.





Повороты на месте

1 ч.





Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.

1 ч.





Выбивание мяча

1 ч





Остановка в два шага после ускорения

1 ч.




Тактика игры в баскетбол (19ч)

.

Защитные действия при опеки игрока без мяча, игрока с мячом





Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями





Борьба за мяч после отскока от щита





Перехват мяча. Быстрый прорыв





Защитные действия при опеки игрока без мяча, игрока с мячом





Командные действия в защите и в нападении





Борьба за мяч после отскока от щита





Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями





Командные действия в защите и в нападении





Защитные действия при опеки игрока без мяча, игрока с мячом





Перехват мяча. Быстрый прорыв





Борьба за мяч после отскока от щита





Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями





Борьба за мяч после отскока от щита.





Командные действия в защите и в нападении





Перехват мяча. Быстрый прорыв





Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями





Борьба за мяч после отскока от щита





Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями




Теоретические занятия – (10 часов) 5 часов



Правила безопасности на занятиях.

1 ч.





Основные правила игры в баскетбол.

1 ч.





Что такое физкультурно-спортивная этика?

1 ч.





Значение физических упражнений для развития организма.

1 ч





Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности.

1 ч.




Итого 99 часов.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности:В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:  личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);  предметные результаты — освоенные учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» является формирование следующих умений:  определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); 3  в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Баскетбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД.  Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.  Проговаривать последовательность действий.  Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.  Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.  Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД.  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.  Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД.  Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:  осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;  социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Способы двигательной (физкультурной) деятельности • использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать помощь в 4 организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств. Физическое совершенствование • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); • выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности; • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая: - постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей; - планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты 4 взаимодействий с партнерами; - переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста; - увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки; - увеличение объема тренировочных нагрузок; - повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.

Задачи этапа начальной подготовки

1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей.

2. Формирование стойкого интереса к занятиям.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление

здоровья, закаливание организма.

4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для

успешного овладения навыками игры.

5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами

мини-баскетбола.

Общие задачи учебно-тренировочного этапа

1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости,

скоростно-силовых способностей).

2. Совершенствование специальной физической подготовленности

3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков

4.Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.

5.Индивидуализация подготовки.

6. Начальная специализация. Определение игрового амплуа.

7. Овладение основами тактики командных действий.

8.Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.

Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на

два по некоторой общности задач.



1. Направленность программы: физкультурно-спортивная.

2. Техническое оснащение занятий:

  • набивные мячи

  • баскетбольные мячи

  • гимнастические скамейки

  • секундомер

  • скакалки

3. Формы проведения занятий:

  • беседа

  • групповое выполнение заданий

  • самостоятельная работа

  • спортивные соревнования

  • физкультурные праздники

4. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • репродуктивные

  • наглядные

  • иллюстративные

  • игровые

  • соревновательный

5. Новизна и актуальность:

  • творческое развитие обучающихся

  • формирование физической культуры личности

  • сохранение региональных традиций

  • воспитание здорового образа жизни

6. Формы подведения итогов:

  • городские и районные соревнования по баскетболу

7. Формы проверки:

  • тематический и визуальный контроль

8. Ожидаемые результаты:

  • стать призёрами в соревнованиях по баскетболу не ниже городского уровня.

Требования к оснащенности учебного процесса

Оборудование спортивное:

  • комплект для занятий по общей физической подготовке;

  • тренажеры и устройства для воспитания и развития физических качеств;

  • комплект оборудования для занятий спортивными и подвижными играми.

Вспомогательное оборудование:

  • вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря и оборудования.

Наглядные и методические пособия:

  • модели;

  • пособия печатные;

  • диафильмы;

  • кинофрагменты;

  • видеозаписи;

  • кинофильмы.






Материально-техническое обеспечение.

1.Щиты с кольцами.

2.Стойки для обводки.

3. Мячи набивные различной массы.

4.Мячи баскетбольные.

5. Скакалки, скамейки.

6. Шведская стенка.

7. Спортивная форма.





ЛИТЕРАТУРА

Учебные методические пособия:

- Научная, специальная, методическая литература.

Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения, 2006г.

Костинов Л.В. Издательство физическая культура и спорт, 2002г.

Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 1997.

3. Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. - М: ФиС, 2001.

4. Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 1 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2002.

5. Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2004.

6. Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 2004.

7. Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под редакцией Ю.Д. Железняка. - М., 1984.



Литература для учащихся: 1. Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с. 2. Ограничусь баскетболом. Т.С.Пинчук.-М. Физкультура и спорт, 1991.-224 с. 3. Гомельский А.Я. Центровые. М.:Физкультура и спорт. 1988.207 с.