Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
города Лесосибирска»
Рассмотрена «Утверждаю»
Методическим советом Директор МБОУ «СОШ №2»
МБОУ «СОШ №2»
______________ С.А.Солодкова
Протокол №__ от _________
Дополнительная образовательная программа
«Эстрадно – хоровая студия».
Возраст учащихся – 10-11 лет.
Срок реализации программы-1 год.
Составитель:
Ефимова Марина Валентиновна,
учитель музыки
Лесосибирск 2017 г.
Краткое представление программы
Тип – модифицированная.
Образовательный уровень – основного общего образования.
Вид образовательной деятельности – художественный.
Уровень освоения – профессионально-ориентированный.
Форма организации деятельности – студия.
Условия вхождения в программу – принимаются все желающие.
Продолжительность реализации – 1 год.
Предпочтительный возраст обучающихся – 10-11 лет.
Продолжительность учебного часа – 45 мин.
Пояснительная записка
Программа «Эстрадно – хоровая студия» имеет уровень основного общего образования, несёт художественно-эстетическую направленность.
Данная образовательная программа была написана на основе программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Хор» Т.Н. Овчинниковой, «Певческая Школа» В.В.Емельянова; «Хоровое пение» Е.В. Жарова и другие.
Дополнительная образовательная программа «Эстрадно – хоровая студия» составлена в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251-03 для УДО от 03.04.2003г. №27.
Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844)
Данная программа не является новым словом в развитии музыкального воспитания в нашей стране, так как имеет ряд аналогов, основанных на единой методике и традициях вокального искусства. Однако, наряду с другими программами, она актуальна в данное время по причине необходимости духовного развития подрастающего поколения, ведь музыка, и в частности пение, являлась всегда составной частью художественно-эстетического воспитания и позитивным фактором в формировании духовного мира ребенка. К числу наиболее актуальных проблем относится также вопрос о сохранности детского здоровья, поэтому в обучении делается акцент на использование здоровьесберегающих технологий. На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС, формируются и развиваются метапредметные результаты. Программа направлена на развитие саморегулятивной, комуникативной компетентностей в процессе разучивания и исполнения народных и современных эстрадных песен, а также прослушивания шедевров народной, классической и современной музыки.
В связи с этим идея данной программы заключается в расширении образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: «МБОУ СОШ №2 г.Лесосибирска», МБОУ ДО ЦДО города Лесосибирска и МБУ ДО «Лесосибирская детская школа искусств №1 им.А.Е.Бочкина».
Новизна: сетевая форма организации общего образования и дополнительного образования.
Особенностью программы является то, что обучение детей пению связано с возможностью получения ими дополнительных знаний в области сценического движения, актёрского мастерства, хорового сольфеджио, работы с микрофоном.
Педагогическая целесообразность программы: расширение образовательного пространства для увеличения количества путей и источников получения информации, решение оздоровительно-коррекционных задач.
Цель реализуемой программы: создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся и их самореализации в процессе музыкально-вокальной деятельности в условиях сетевого взаимодействия.
Задачи:
1. Дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области эстрадного и народного пения.
2. Развивать голос, музыкальный слух и память, чувство ритма, сценическую пластику.
3. Сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание).
4. Расширить диапазон знаний детей в области музыкальной культуры, развивать их музыкальные представления и художественный вкус.
5. Привить навыки здорового образа жизни.
6. Организовать погружения метапредметного характера, формирующие саморегулятивную и коммуникативную компетентности (умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат).
Программа «Эстрадно – хоровая студия» предназначена для детей и подростков 10-11 лет и рассчитана на обучение детей в течение 1года. Программа рассчитана на детей, не имеющих музыкальной подготовки. В студии могут заниматься все желающие.
Занятия проводятся общим составом 2 часа в неделю продолжительность одного занятия 45 минут. Всего- 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Основной принцип обучения – коллективное вокальное творчество. Форма обучения – вокальная репетиция. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1.Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2.Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. В связи с этим, в творчестве и деятельности члена вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3.Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
4.Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.
За годы обучения в вокальной студии дети знакомятся с лучшими образцами российского и зарубежного эстрадного вокального творчества, а также учатся понимать и исполнять эти произведения. Занятия в ансамбле строятся на ярком художественном материале, с поощрением самостоятельности и инициативы, с установкой, что правильно и красиво петь в ансамбле могут научиться абсолютно все. Ансамбль – самостоятельный коллектив, активно выступающий в концертах и это основной показатель работы студии в целом.
Ожидаемые результаты и их проверка.
Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, проводимых при участии студии. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися по программе, так и воспитательные результаты: уровень индивидуальной творческой и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения программы, социальная адаптация учащихся.
Чтобы определить желаемый результат, нужно знать с какими знаниями и качественными характеристиками поступили дети в объединение (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Контроль позволяет определить эффективность обучения и воспитания по программе, обсудить результаты, внести коррективы в образовательный процесс. Инструментами мониторинга образовательного процесса и успешности развития саморегулятивной и коммуникативной компетентностей в программе являются:
личностный: наблюдения педагога, прослушивание;
внешний: творческие отчёты, открытые занятия, участие в конкурсах, фестивалях, выступления на концертах.
Контрольные занятия, а также другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые студийцем успехи и имеющиеся недостатки.
Критериями оценки качества исполнения являются:
точное знание слов песни;
точное знание партии;
эмоциональность исполнения;
соответствие художественному образу песни.
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
высокий уровень мотивации учащихся к вокальному исполнительству;
творческая самореализация учащихся, участие вокального коллектива и солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
Предметными результатами занятий по данной программе являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры и искусства.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- саморегулятивная, коммуникативная, культурно – познавательная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Встреча с музыкой, творческая атмосфера в объединении, участие во всевозможных конкурсах, учит ребят быть социально – активными личностями, развивает универсальные компетентности. Своим искусством они приносят радость людям, видят мир ярким и цветным.
УЧЕБНО-ТАМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел (тема) | Общее кол-во часов в год | В том числе |
теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа над вокально-хоровыми навыками, постановка голоса. Работа с учебно-тренировочным материалом. Работа над музыкальными произведениями | 38 | 4 | 34 |
3 | Хоровое сольфеджио | 16 | 6 | 10 |
4 | Сценическое оформление программы | 5 | - | 5 |
5 | Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки | 4 | 4 | |
6 | Концертная деятельность | 5 | | 5 |
7 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Итого: | 70 | 15 | 55 |
Содержание
1.Вводное занятие. Организационные вопросы. Правила безопасности во время проведения занятий. Установка на положительную мотивацию, на интересные вокальные занятия. Первоначальный мониторинг, входная диагностика музыкальных данных поступающих, ознакомление с правилами гигиены и охраны голоса. (1 час).
2.Работа над вокально-хоровыми навыками. Теория. Знакомство с дирижерскими жестами (внимание, вступление, окончание). Правила пения, певческой посадки, звукообразование, положения корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения (1 час).
Практика. Воспитание умения следить за дирижерскими жестами. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (Ми1-Си1), овладение навыком мягкой атаки. Выравнивание хорового звучания от звуков Соль1-Ля1 вверх и вниз, выработка чистого унисона. Обучение пению с сопровождением а-капелла, умению слушать себя и соседей при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся, чистоты интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнение динамических оттенков. Работа над артикуляцией и артикуляционным аппаратом (рот, губы, зубы, язык, челюсти, небо), вокализация и округление гласных.
Работа с учебно-тренировочным материалом. Практика. Показ упражнений; разучивание и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебного материала. Элементарные импровизации на четверостишия (пение на одном звуке в ритме стихотворения; пение на двух звуках - Д-Т, III-Т; пение в поступенном движении вниз и вверх – Д-Т и т.д., пение звукорядов, и интервалов). Пение попевок в разных тональностях. Упражнения на освоение музыкально-выразительных средств: мелодии, ритма, темпа, лада, динамики, гармонии. Упражнения на дыхание, на выравнивание гласных в сочетании с различными согласными. Применение различных занимательных упражнений (скороговорок, игр и т.д.).
Работа над музыкальными произведениями. Теория (1 час). Рассказ о песне как об одном из видов музыкального искусства. Беседа о содержании, знакомство с текстом. Рассказ о композиторе с указанием других его произведений для детей, краткое сообщение об авторе слов. Раскрытие художественного образа песни.
Практика. Показ-исполнение песни. Работа над текстом, мелодией, ритмом, по слуху, с сопровождением. Отдельная работа над сложными в интонационном и ритмическом плане фрагментами произведения.
3. Хоровое сольфеджио. Теория (6 часов). Понятие терминов «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль». Основные правила сольного пения и пения в ансамбле (1 час).
Практика(10 часов). Ознакомление с основными элементами эстрадного пения (звукообразование, дикция), соотношение художественного замысла песни со сценическим движением. Воспитание слухового контроля. Элементы унисонного и двухголосого пения в ансамбле. Работа с микрофонами, аккомпанементом, фонограммами. Работа над музыкальными произведениями (14 часов).
4. Сценическое оформление программы. Практика. Элементарные музыкально-ритмические движения, упражнения, выработка правильной красивой осанки, умение легко двигаться, подскоки, шаги, хлопки, щелчки, освоение сценического рисунка. Формирование элементарных актерских навыков (мимика, жесты). Работа над произведениями на сцене. Работа с микрофонами, фонограммами. (5 часов)
5. Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. Ознакомление с творчеством композиторов, работающих в сфере детской музыки, с творчеством детских коллективов. Слушание музыки по теме с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, просмотр видеозаписей. (4 часа).
6. Концертная деятельность. Практика. Постепенное включение некоторых произведений в программы массовых концертов. Участие в школьных мероприятиях, праздниках. Анализ выступлений. (5 часов)
7. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. Концертное выступление для родителей, подведение итогов работы. Поощрение наиболее активных участников. (1 час)
Примерные требования к обучающимся
Петь легким, светлым, небольшим по силе звучания голосом. Петь в диапазоне до
1-до
2. Соблюдать певческую установку, навык правильного дыхания. Петь чисто и слаженно в унисон в данной тональности с сопровождением и без него. Правильно формировать гласные, напевно произносить согласные.
Понимать элементарные дирижерские жесты (внимание, начало пения, окончания). Выразительно, артистично исполнять одноголосные произведения репертуара и с элементами 2-голосия.
Уметь бережно относиться к своему голосу.
Этапы педагогического контроля
Вид контроля (срок) | Цели и задачи | Содержание | Формы | Критерии |
входящий (сентябрь) | определение уровня музыкальных способностей, качество голосовых данных поступающих | диагностика вокальных данных, заполнение индивидуальных карт развития | беседа игра творческие задания | в соответствии с возрастными голосовыми данными |
текущий (январь) | определение уровня адаптации участников для хоровой деятельности, их заинтересованность, проверка первоначальных навыков | «адаптационный срез» (комплекс проверочных заданий), составление динамики общей эмоционально-познавательной активности обучающихся | музыкально-дидактическая игра | заинтересованность обучающихся в образовательном процессе, желание заниматься данным видом исполнительства |
итоговый (май) | определение уровня развития вокальных данных | комплекс вокально-хоровых упражнений, исполнение репертуарных песен | контрольные задания концертное выступление | эмоционально-выразительное исполнение репертуарных произведений, хорошее качество звука |
Примерный репертуар .
«Ах вы, сени» (р.н.п.) обр. Г. Попатенко. (а капелла)
Ю. Чичков. Утро школьное, здравствуй!
Д. Тухманов. Родина моя.
итал. нар. песня. «Четыре таракана и сверчок».
А. Ермолов. Осенний джаз.
В. Зубков «Бабушка и внучек»
А. Ермолов. Праздник. Новый день
О. Полякова. Журавли (соло)
К. Певзнер. Оранжевая песенка (соло)
Э. Ханок. Моя Армия.
В. Варламов. Весёлая мышка (соло)
амер. н.п. «Бубенцы», и др.
«Как у наших у ворот» (р.н.п.), обр. А. Луканина. (а капелла)
Г. Струве. Весёлая песенка.
«А мы просо сеяли» (р.н.п.) (а капелла)
Б. Савельев. «Большой хоровод». «Разноцветная игра».
А. Морозов. «Мурлыка».
Е. Поплянова. «Шла весёлая собака» (канон)
А. Варламов «Цветные горошинки». «Когда это бывает»
Ю. Верижников. «Пусть смеются дети».
Е. Зарицкая. «Белоснежка».
Е. Хортман. «К нам приходит Новый год».
О. Юдахина «Гномик»
Методическое обеспечение программы
Принципы:
Основой ансамблевого пения является постановка голосового аппарата и развитие музыкальных способностей и навыков. Основным методическим принципом вокально-хорового воспитания будет принцип комплексного развития частей певческого аппарата и его функций в тесной взаимосвязи между собой. Таким образом, рассматривая певческий процесс как комплексный, в настоящей программе выделяется ряд аспектов, без учета которых невозможно правильное воспитание и развитие певческого голоса детей, овладение ими вокально-техническими навыками на хоровых занятиях и занятиях сольного пения. В комплекс входят:
- певческая дикция;
Процесс занятия в ансамбле включает в себя:
Формы проведения занятий: разучивание, репетиция, творческая работа, творческая встреча, конкурс, концерт.
Методы и приёмы:
Словесные (беседа, анализ музыкального произведения, устное изложение материала).
Наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов.
Исследовательские (участие детей в коллективном поиске средств художественной выразительности, самостоятельная творческая деятельность).
Кроме того, специфика ансамблевого пения требует привлечения разных видов работы: индивидуальной работы, работы по группам, работы по голосам и работы целого коллектива (проведение общих репетиций, благотворно влияющих в свою очередь на сплочение коллектива).
Материальное оснащение и дидактический материал
Материальное обеспечение.
1.Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор).
2.Фонограммы.
3.Технические средства: музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD, компьютер, проектор.
4.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература.
5.Нотный материал.
6.Словари, справочники иллюстрированные.
Список используемой литературы для педагога:
Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения: научно-методическая разработка. – М., 1999.
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств (актерский тренинг). – М., 1996.
Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – Музгиз., 1963.
Дейша-Слоницкая М. Пение в ощущениях. – М., 2006.
Дмитриев В. Методика обучения вокалу. – М., 1953.
Емельянов В. Развитие голоса координация и тренинг. - С-П., 2000.
Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективам. - М., 2000.
Сайфулина Ф.М. Программа по предмету «Сценическое мастерство» на отделении «Эстрадное пение». – Тобольск, 2006.
Сет Риггс Как стать звездой. – М., 1998.
Словарь вокалиста. – М., 1975.
Хачапурия Г. Вокальное обучение детей. - Л., 1985.
Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. - СПб., 2000.
Хоровая музыка. История, аранжировка, обработка хоровых произведений. // Литературно-музыкальный альманах. - № 4-5. – 2000.
Список литературы для учащихся.
1.Финксльштейн Э. «Музыка от А до Я». Л; «Советский композитор»,1991г.
2.Кошина И. «Музыкальный букварь». М; «Академа» 2002г.
3.Вайкль Б. «О пении и прочем умении». «Аграф»,2002г.
4.Популярный музыкальный энциклопедический словарь» сост. Шаповалова О.А. Изд. «Феникс»,2001г.
5. Салтыкова М.А. «Роль исполнителя в создании песни». Санкт-Петербург. «Музыка»
1992 г.
6. Лазарева А.Г.«Секрет популярности» Ставрополь. «Сервис-школа», 2002г.
7. Вешнев А.С. «Авторская песня, ее роль в жизни страны». М. « Мир», 1991г.