СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Фантастический мир Lego" (старшая группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Фантастический мир Lego" (старшая группа)»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Бардымский детский сад СП "Малышок» Бардымского муниципального района Пермского края



Утверждаю:

Заведующий МАДОУ

Бардымский детский сад

СП «Малышок»

Г.И.Позднеева





Дополнительная образовательная программа

«Фантастический мир LEGO»

(старшая группа)


Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 2021-2022 уч.год

Год разработки: 2021 г.



Разработала:

Воспитатель: Самигулова

Эльнара Габтрахимовна





Барда, 2021 г.

Пояснительная записка

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят различные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности.

Ребёнок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Конструкторы LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться играя и обучаться игре.

Конструкторы LEGО построены по принципу от простого к сложному, идея усложнения, смысловая нагрузка, знания, обладают такими свойствами как стремление к бесконечности.

На основе выше изложенного, остро ощущается необходимость организации работы по развитию технического творчества и первоначальных технических навыков у детей дошкольного возраста, в рамках программы дополнительного образования «Фантастический мир Lego».

Программа технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта конструктивной творческой деятельности.

Цель:

Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами Lego Duplo, Lego «Первые механизмы».

Задачи:
  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество.

  • знакомить с основными деталями, элементами, механизмами, способами их скрепления в конструкторах Lego Duplo и Lego «Первые механизмы».

  • учить детей работать по плану, по образцу, по картам-схемам и соотносить с ними результаты собственных действий. Самостоятельно определять этапы будущей постройки.

  • развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).

  • воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.

Ожидаемые результаты:

К концу курса дети могут:

  • сформировать устойчивый интерес к конструированию, моделированию и робототехнике;

  • подбирать детали необходимые для конструирования (по форме, размеру и цвету);

  • работать по предложенным инструкциям;

  • творчески подходить к решению задачи;

  • довести решение задачи до готовности модели.

Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Содержание программы.

Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора Lego Duplo и Lego «Первые механизмы». Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения LEGO, как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию и программированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.

Занятия ЛЕГО конструированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

В данной программе обобщен теоретический материал по LEGO- конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов Lego Duplo и Lego «Первые механизмы».

Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста. С учётом возрастных особенностей детей.

Состав групп: 8-10 чел.

Возрастная категория: дети 5-6 лет.

Кружок проходит 1 раз в неделю (всего 28 занятий), длительность занятия 1 академический час.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Материально-техническое обеспечение:
  • наборы конструкторов Lego Duplo, Lego «Первые механизмы», Робомышь, игровой набор «Учись, учиться»;

  • ноутбук;

  • карты, опорные схемы, инструкции.

Перспективное планирование.




Месяц

Заня

тие

Задачи

Содержание темы

Октябрь

1

Познакомить с правилами организации рабочего места, техникой безопасности.

Беседа о технике

безопасности во время конструирования.

Знакомство с

конструкторами.

2

  • Повторить названия основных деталей конструктора;

  • Познакомить с новыми деталями конструктора Lego Duplo (кирпич скошенный, кирпич закругленный, кирпич закругленный с двух сторон, кирпич закругленный обратный,

детали - украшения).

Знакомство с деталями LEGO Duplo. Просмотр презентации.

3

  • Познакомить детей с новыми деталями Lego Duplo (шестерёнки).

  • Конструирование разных каруселей, с помощью шестерёнок.

«Карусели» Знакомство с шестерёнками.

4

  • Повторить названия деталей Lego Duplo, способы их соединений, функции и

назначение.

«Детская площадка».



  • Конструирование по замыслу детей.

  • Творческие игры.


Ноябрь

1

  • Познакомить детей с новым конструктором «Первые механизмы».

  • Дать представление об основных деталях конструктора (балка, ось).

  • Развивать мышление, воображение, конструктивные

навыки.

Первое знакомство с конструктором «Первые механизмы»

2

  • Знакомить детей с новыми деталями конструктора «Первые механизмы», с названиями и соединением деталей;

  • Учить конструировать по

схеме.

«Первые механизмы». Детали конструктора.

3

  • Учить конструировать вертушку по схеме;

  • Показать детям модель вертушки, которая приводится в движение силой ветра;

  • Дать детям возможность экспериментировать вертушками, поменяв лопасти;

  • Воспитывать доброту,

отзывчивость, умение работать в

Вертушка



команде.


4

  • Познакомить детей с зубчатыми колесами (шестерни), зубчатой передачей.

  • Повторить названия деталей конструктора «Первые механизмы».

  • Учить конструировать волчок.

  • Сравнить разные зубчатые

колеса.

Зубчатые колёса.

Волчок.

Декабрь

1

  • Повторить названия деталей

«Первые механизмы»;

  • Повторить виды зубчатых колёс;

  • Учить конструировать волчок по схеме;

  • Воспитывать бережное

отношение к своим постройкам.

Зубчатые колеса.

Удочка.

2

  • Повторить названия деталей

«Первые механизмы».

  • Систематизировать и пополнить представления детей о бытовой технике, её многообразии и функциях.

  • Учить создавать модели

реальных объектов по инструкции

Вентилятор.



или карте-схеме;

  • Развивать мышление, память, творческие навыки.


3

  • Познакомить с традициями празднования Нового года в России;

  • Закрепить знание о хвойных деревьях;

  • Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO «Duplo»,

«Первые механизмы»;

  • Создать Праздничное, предновогоднее настроение.

Новогодняя ёлка!

4

  • Конструирование Новогодних поделок по замыслу, из конструкторов Lego Duplo,

«Первые механизмы»;

  • Закреплять полученные знания и навыки;

  • Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное,

творческое).

«А у нас Новый год!» Обобщенное занятие.

Январь


2

  • Познакомить детей с исполнителем «Робомышь». Действие исполнителя.

  • Развивать пространственные отношения (вправо, влево, вперед, назад);

  • Развивать внимание, память,

логическое мышление, коммуникативные навыки.

«Робомышь»

3

  • Продолжить знакомство детей с исполнителем

«Робомышь». Действие исполнителя;

  • Развивать пространственные отношения (вправо, влево, вперед, назад);

  • Выкладывать символами

команды исполнителя.

«Робомышь»

4

  • Повторить с детьми зубчатые колёса;

  • Познакомить с терминами ведущее, ведомое зубчатое колесо;

  • Учить конструировать

карусель, по образцу.

Карусель.

Февраль

1

  • Продолжать учить детей

конструировать механические

Перекидные качели



игрушки;

  • Продолжать знакомить детей с понятиями – равновесие и масса;

  • Учить отбирать необходимые детали и конструировать объект в соответствии с инструкцией;

  • Оценивать результаты своего труда, обыгрывать

конструкцию.


2

  • Познакомить детей с механическими игрушками, принципами их конструирования;

  • Продолжать учить детей создавать конструкцию по инструкции;

  • Закреплять конструкторские навыки, знания о деталях, их соединении;

  • Обыгрывание

«Хоккеист»

3

  • Продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов;

  • Учить самостоятельному конструированию модели плота;

  • Дать детям представление о

зависимости скорости плота от

Плот.



размера паруса;

  • Развивать у детей воображение, творческое

мышление.


4

  • Конструирование собственной модели;

  • Разработка одного или нескольких вариантов алгоритма.

  • Демонстрация и защита модели;

  • Сравнение моделей.

Подведение итогов.

Конструирование по замыслу.

Март

1

  • Развивать мелкую моторику рук творческие способности.

  • Учить конструировать по условиям и по схеме;

  • Воспитывать любовь и

уважение к маме, бабушке.

Корзина со цветами, для любимой мамочки.

Конструирование из конструктора Lego Duplo.

2

  • Дать детям представления об инструментах, их многообразии и функциях;

  • Знакомить с понятиями: механизм, колесо, ось;

  • Учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением;

  • Учить создавать модели

реальных объектов по инструкции

Колёса и оси.



« Наши помощники.

Инструменты. Измеритель»



или карте-схеме;

  • Развивать мышление, память.


3

  • Продолжать знакомить детей с механическими игрушками, принципами их конструирования;

  • Продолжать учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением;

  • Учить моделировать по инструкции, самостоятельно подбирая необходимые детали, способы их соединения и соотносить готовую модель с образцом;

  • Знакомить с понятием

«Новая собака Димы»

4

  • Познакомить детей с понятием «рычаги»;

  • Уметь применять

полученные знания при проектировании и сборке конструкций;

  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

  • Воспитывать доброжелательное отношение

друг другу.

Рычаги. Тачки.

Апрель

1

  • Учить детей пользоваться двухмерными чертежами для построения трёхмерных моделей.

  • Знакомить с понятиями: сила трения, наклон плоскости.

  • Продолжать учить создавать конструкцию по инструкции и чертежам;

  • Продолжать учить работать в парах или подгруппах.

Обыгрывание.

Пусковой механизм.


2

  • Знакомить детей с понятием космос;

  • Дать представления о космических кораблях, о луноходе, о работе конструкторов;

  • Учить создавать конструкцию лунохода по инструкции или по схеме, осуществляя анализ её частей и необходимых деталей, способов их скрепления;

  • Обыгрывание.

«Космодром и

космический транспорт.

Луноход»


3

  • Составление собственной модели;

  • Систематизировать знания о деталях конструктора «LEGO. Первые механизмы», соединении, креплении построек, конструктивных особенностях;

  • Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма;

  • Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей.

Подведение итогов.

Творческая работа

«Парк аттракционов»


4

  • Развивать у детей творческий потенциал;

  • Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций;

  • Учить создавать конструкции по замыслу;

  • Развивать творческое

воображение и фантазию. Выставка.

Итоговое занятие.

Конкурс

конструкторских идей


Список литературы.

  1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. - всерос.уч.-метод, центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф, центр «Маска» - 2013.

  2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

  3. Простые механизмы. Книга для учителя. Комплект заданий к набору. Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.


Интернет – ресурсы:

http://int-edu.ru http://7robots.com/ http://www.spfam.ru/contacts.html http://robocraft.ru/

http://www.robo-sport.ru/ http://www.railab.ru/ http://www.tetrixrobotics.com/ http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm http://robotics.benedettelli.com/ http://www.battlebricks.com/ http://www.nxtprograms.com/projects.html http://roboforum.ru/

http://www.robocup2010.org/index.php http://myrobot.ru/index.php http://www.aburobocon2011.com/

http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c