СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда создана программа «Моя профессия – мое будущее»
Аннотация
В статье представлен опыт работы с учащимися профориентационного направления для учащихся (программа «Мой выбор»), 8-10 кл (14-16 лет) (программа «Моя профессия, мое будущее»), и через реализацию общеразвивающей программы дополнительного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» МО г. Ноябрьск. В программе представлена система работы педагога , благодаря которой учащиеся могут определить в дальнейшем выбор профессии.
Подгурская Л.А., зам. директора МБОУ СОШ №7 г. Ноябрьск,
Евтюхина Е.Н., педагог – психолог, педагог ДО, МБОУ СОШ №7 г. Ноябрьск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МОЯ ПРОФЕССИЯ - МОЕ БУДУЩЕЕ»
Пояснительная записка
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда создана программа «Моя профессия – мое будущее»
Программа Профориентация – модифицированная и разработана на основе следующих программ:
1.Программа учебного курса Смирнова Е.Е. «На пути к выбору профессии», Рогова Е.И. «Выбор профессии» и Шмит В.Р. «Беседы по профориентации для старшеклассников».
2.Программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся «Проблема выбора», разработанной Е. Казаровой и опубликованной в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.
3.Я и профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов. || Школьный психолог, №14, 1999.
Программа нацелена на развитие подростков, формирование навыков профессиональной диагностики и профессионального выбора, развитие социальной и межкультурной компетенции.
Новизна программы состоит в том, что в жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определить в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
Актуальность программы заключается в том, что в программе «Моя профессия – мое будущее» много времени отводится на активные формы работы: психологические игры, элементы психологического тренинга, ролевые игры, что позволяет учащимся получать «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению, конструктивного ведения диалога.
Педагогической целесообразностью данного курса является проблемно ориентировочный подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий и отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиции, мнений, интересов и потребностей людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Цели программы: помочь учащимся найти свой собственный образ «Я»; сформировать знания, умения и навыки необходимые при выборе дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.
Задачи курса:
-повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границы самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
-проведение психологической диагностики по выявлению склонностей, способностей и особенностей участников;
-активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения;
-способствовать формированию положительного отношения к самому себе, осознанию своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
-обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Программа содержит учебно-тематический план 1 уровня обучения, включая теоретические части:
Учебно-тематический план 1 года обучения.
Программа рассчитана:
162 часа в год.
1 год обучения – занятие 2 раза по 4,5 часа в неделю, итого - 162 часа в год.
Итого: 162 часа.
Занимаются учащиеся 6-7 классы.
Комплектация групп: 12-15 человек.
Занятия должны проводиться в учебных классах, на свежем воздухе.
Методы работы:
*Лекционный метод передачи знаний;
*Психологические методы исследования качеств личности;
*Методы социально - психологического тренинга, включающего методы дискуссии, анализа конкретных ситуаций, игрового моделирования. В программе «моя профессия – мое будущее» много времен и отводится на активные формы работы: психологические игры, элементы психологического тренинга, ролевые игры, что позволяет учащимся получать «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению, конструктивного ведения диалога.
Формы работы:
-групповая
-индивидуальная
Средства работы:
Технические: (компьютер, диапроектор, СД диски)
Методические: (наглядность, схемы и т.д.)
Межпредметные связи.
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Интегративный
характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.
Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
Основные требования к умениям и знаниям учащихся:
Учащиеся должны иметь представление:
-о правилах выбора будущей профессии;
-о профессионально важных качествах;
-о положении современного рынка труда;
-о требованиях, особенностях и специфике наиболее популярных профессий.
Обладать:
Адекватным уровнем притязаний при выборе будущей профессии;
Навыками самопрезентации своих профессионально важных качеств;
Осознавать:
-ведущий мотив выбора профессии;
-жизненные ценности и смыслы профессиональной деятельности;
Диагностика
За период обучения воспитанники получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой два раза в год в свободной таблице: по результатам обучения и личного развития.
Содержание программы
Часть I. Мир профессий.
1.Мир профессий, или какую дверь открыть.
1.2. Введение. Выбор профессионального пути -начало жизненного успеха.
Профессиональная ориентация. Выбор профессии, как взаимодействие двух сторон: человека и специальности.
Цель: познакомить учащихся с задачами курса, раскрыть значение понятия «Профориентация».
1.3. Как я ориентируюсь в мире новых профессий?
Что такое профессия? Что такое специальность? Категории и характеристики профессии. Профессиограмма.
Цель: Познакомить учащихся с видами профессий и характеристиками. Научить создавать профессиограмму своей будущей профессии.
1.4. История профориентации.
Из истории профориентации. Профориентация за рубежом. Профориентация в России.
Цель: Раскрыть значение знаний по истории профессии и профориентации.
2.Профессии в нашей жизни
Цель: активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения.
Занятие:
1. Вступительное слово о значимости выбора профессии в жизни человека, о профессиях, о возможных ошибках в выборе профессии.
2. Матрица выбора профессии
Учащиеся объединяются в подгруппы. Каждая подгруппа получает бланк «Матрица выбора профессии». Задание — заполнить его, записав соответствующие профессии в ячейки. На основе работы команд составляется общая матрица.
Вид деятельности | Сфера деятельности | ||||
Человек | Информация | Техника | Искусство | Животные | Растения |
Управление |
|
|
|
|
|
Обучение |
|
|
|
|
|
Оздоровление |
|
|
|
|
|
Создание |
|
|
|
|
|
Изучение |
|
|
|
|
|
Защита |
|
|
|
|
|
Контроль, оценка |
|
|
|
|
|
Вывод о недостаточности знаний о мире профессий.
3. Схема выбора профессии
Ведущий.
Что нужно для правильного выбора профессии (знание профессий, знание своих интересов, способностей и качеств, знание рынка труда). Все это можно изобразить в виде схемы, где:
Х — хочу; М — могу; Н — надо.
В месте их пересечения и располагается правильный выбор профессии.
4. Задание: напишите, что характерно для ваших «хочу», «могу», «надо»; кем бы вы хотели стать, каковы ваши способности, качества..
Вывод о недостаточности знаний, умений для выбора профессии.
3. Классификация профессий
Виды классификаций профессии, по уровню квалификации. Типы профессий по предмету труду.
Цель: Познакомить учащихся с разными типами профессий и их квалификацией.
4.Формула профессий.
Составляющие формулы профессий, по различным параметрам: предмету труда, характеру труда, условиям труда и др.
Цель: Закрепление на практике тему « классификация профессий» через составление формулы профессий.
Выполнение упражнения «Сантики - фантики» (эмоциональный разогрев). Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Классификация профессий: по предмету труда (типы) , по целям труда (классы), по орудиям труда (отделы), по условиям труда (группы). Игра «Молекулы». Закрепление теоретического материала (работа по карточкам)- составление формул профессий.
Выбор и моделирование.
Вводное слово ведущего. Формирование установки на необходимость профессионального самоопределения. Моделирование своего будущего в заданной ситуации (упражнение «Выбор»). Обсуждение.
5.Мои профессиональные интересы и склонности
Цель: содействие в определении профессиональных интересов и склонностей.
1. Актуализация знаний
Ведущий. На прошлом занятии мы обсуждали составляющие правильного выбора профессии. Давайте вспомним, каковы они («хочу», «могу», «надо»). Сегодня мы более подробно остановимся на первой составляющей — «хочу».
2. Знакомство с понятиями«профессиональные интересы» и «профессиональные склонности».
3. Определение профессиональных интересов и склонностей
Учащиеся выполняют методику Л.Н. Кабардовой «Опросник профессиональных склонностей» и подсчитывают полученные результаты.
Опросник профессиональных склонностей
Инструкция. Для того чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов — «а», «б» или «в» — и отметьте его в бланке.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене;
в) заниматься расчетами, вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области науки;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение.
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение;
11. Мне интереснее беседовать
а) о человеческих взаимоотношениях;
б)о новой научной гипотезе;
в) о технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание
а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться
а) о защите интересов и прав граждан;
б) о достижениях в области науки и техники;
в) о материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи
а) овыдающихся ученых и их открытиях;
б) об интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. В свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение
а) о научном открытии;
б) о художественной выставке;
в) об экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10–12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.
7–9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.
4–6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.
0–3 балла — профессиональная склонность не выражена.
Бланк
1 | а |
|
| Б |
| в |
2 |
| а |
| б | в |
|
3 | а | б |
| в |
|
|
4 |
|
| а |
| б | в |
5 | а | б | в |
|
|
|
6 | а | б |
|
|
| в |
7 |
| а | б | в |
|
|
8 | а |
|
|
| б | в |
9 |
| а |
| б | в |
|
10 |
|
|
| а | б | в |
11 | а | б | в |
|
|
|
12 |
|
| а | б | в |
|
13 | а |
|
|
| б | в |
14 |
| а |
| б | в |
|
15 | а |
| б |
| в |
|
16 | а |
| б |
|
| в |
17 |
|
|
| а | б | в |
18 | а | б | в |
|
|
|
19 |
|
| а |
| б | в |
20 | а |
| б |
|
| в |
21 |
| а | б | в |
|
|
22 |
| а | б | в |
|
|
23 |
| а |
| б |
| в |
24 | а |
|
|
| б | в |
Сумма баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Шесть столбцов — это шесть видов деятельности.
I — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с людьми, понимать их настроение, намерения, помнить их особенности.
II — склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной, исследовательской деятельностью. Ученые отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума.
III — склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов, зданий, конструкций; обработка и использование 13различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
IV — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной,
литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий часто отличают оригинальность и независимость.
V — склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии, предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, характеру.
VI — склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Интерпретация результатов опросника.
Часть II. Основы выбора профессии.
2.1.Секреты выбора профессии
Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. Хочу, могу, надо. Ответственность за правильный выбор.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основами выбора профессии.
2.2.Типичные ошибки при выборе профессии.
Типичные ошибки выбора: незнание мира профессий, незнание самого себя, незнание правил выбора профессии.
ЦЕЛЬ: Дать учащимся представление о типичных ошибках при выборе профессии.
2.3. Деловая игра: «Перспектива успеха»
Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и расширение информации о мире профессий.
ЦЕЛЬ: Активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
2.4.Приемы расположения к себе. Самопрезентация.
Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация: фактор превосходства, самоподача привлекательности и демонстрация отношения.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с приемами расположения к себе собеседника; изучить функции и конструкции комплиментов; развить навыки эффективной самопрезентации.
Часть III.Мои таланты – мое богатство.
3.1.Хорошо ли я себя знаю?
Как можно лучше узнать себя, Слепая и скрытая область видения себя, роль психодиагностики в изучении своих качеств личности, что нужно учитывать для правильного выбора профессии.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с особенностями самоисследования и роли этих знаний в выборе профессии.
3.2.Какой я?(9 часов)
«Похожие и непохожие»
Цель: активизация самопознания.
Ведущий приглашает в круг одного участника на основе сходства с собой (желательно по каким-либо внутренним качествам). Этот участник таким же образом приглашает другого. Так в круг выходят все. Затем последний участник называет того, с кем они чем-то непохожи, и предлагает ему сесть. Тот приглашает сесть другого непохожего на него участника. Так все садятся на свои места.
«Неужели это я?»
Цель: стимулирование самопознания.
По кругу передается пакет с различными небольшими предметами. Каждый участник выбирает любой понравившийся ему предмет. Около двух минут рассматривает его. Затем участники образуют пары. В паре каждый рассказывает о себе от лица выбранного предмета. Затем меняются предметами и рассказывают о себе от лица предмета партнера.
«Уровень притязаний»
Цель: активизация самопознания.
Каждый участник готовит 4 таблицы 10 х 3 см с ячейками 1 см2. УП – уровень притязаний,
УД – уровень достижений.
Инструкция. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать в первой таблице за 10 секунд. Это число укажите рядом с табл. 1 (УП 1 = ...).
Теперь по сигналу начинайте рисовать «плюсики» (10 секунд). Подсчитайте их количество и запишите рядом с табл. 1 (УД 1 = ...).
Учитывая ваш опыт рисования «плюсиков», подумайте, сколько вы сможете нарисовать их во второй таблице, укажите это число (УП 2 = ...). По итогам выполнения запишите результат
(УД 2 = ...).
Процедура повторяется для 3-й и 4-й таблиц. Длительность выполнения третьего задания — 8 секунд (для искусственного создания ситуации неудачи).
Уровень притязаний вычисляется по формуле:
Результаты 3,1 и выше — очень высокий уровень притязаний (человек берется за непосильное);
от 1 до 3 — высокий УП (постоянно стремится к улучшению результатов);
от –1,4 до 0,99 — умеренный УП (решает поставленные задачи, но не стремится улучшить результат);
–1,5 и ниже — низкий УП (ставит слишком легкие цели).
Обсуждение: к чему может привести высокий/низкий уровень притязаний, завышенная/заниженная самооценка.
«Я самый лучший или я ничего не стою?»
Цель: содействие формированию адекватной самооценки.
Участники разделяются на подгруппы. Задача — обсудить и представить сценку из жизни подростка с заниженной/завышенной самооценкой.
«Я умею...»
Цель: содействие формированию адекватной самооценки, активизация саморазвития.
Участники по очереди говорят о себе: «Я умею хорошо делать...» — и показывают жестами названное действие. «Это может пригодиться мне... в такой-то работе». Другие участники повторяют выполненное движение.
«Я хочу научиться»
Цель: активизация саморазвития.
Участники по очереди говорят о себе: «Я хочу научиться делать...» и показывают жестами названное действие. «Это нужно мне, для того чтобы...» Другие участники повторяют выполненное движение.
«Мнения»
Цель: содействие формированию адекватной самооценки.
Один участник выходит за дверь. Другие высказывают свое мнение о его качествах, способностях. Затем участника приглашают в комнату и сообщают ему названные характеристики. Он должен отгадать, кто высказал о нем то или иное мнение. Если он отгадал, то этот участник сам выходит из комнаты.
«Профессионально важные качества»
Цель: активизация размышлений о соответствии качеств требованиям профессии.
Участники делятся на команды. Выбирается предмет профессиональной деятельности (одинаковый для всех команд): человек, информация, техника, искусство, животные и растения, продукты, изделия, природные ресурсы. Задача — за 3 минуты команды должны записать как можно больше качеств, характеристик человека, работающего с выбранным предметом труда. Затем определяется команда, написавшая наиболее точные характеристики.
«Отгадай предмет труда»
Цель: активизация размышлений о соответствии личностных качеств требованиям профессии.
Участники делятся на две команды. Одна загадывает любой предмет труда и называет характеристики, качества человека, необходимые для работы с этим предметом. Задача другой — с помощью как можно меньшего количества подсказок отгадать, о каком предмете труда идет речь. Затем команды меняются ролями.
Методика «Тип мышления»
Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет — минус.
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0–2 — низкий, 3–5 — средний, 6–8 — высокий).
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления. Такое мышление называют синтетическим.
Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
Бланк
П-Д | А-С | С-Л | Н-О | К |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
3.3.Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности.
Характеристики нервных процессов: подвижность, уравновешенность, скорость реакции. Темперамент: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, свойства каждого темперамента, и влияние темперамента на будущую профессию. Диагностика темперамента.
ЦЕЛЬ: Рассмотреть виды и особенности каждого типа темперамента, провести диагностику темперамента и сделать подбор профессии по типу темперамента.
3.4.Профессионально важные качества (ПВК)
Самооценка ПВК
Цель: содействие развитию умения выделять ПВК профессий.
1. Вступительное слово о второй составляющей правильного выбора профессии — «могу».
2. Знакомство с понятием «ПВК». ПВК для разных типов профессий.
3. Определение уровня самооценки
Учащиеся на тетрадном листке в клетку рисуют 20 шкал: вертикальные отрезки длиной 10 см. Точкой обозначается центр каждого отрезка. На концах отрезка располагаются полярные максимальные проявления качества, а в центре находится минимальная «нулевая» выраженность качества.
организованность
неорганизованность
доброжелательность
недоброжелательность
усердие
лень
аккуратность
неряшливость
честность
лживость
обязательность
необязательность
ответственность
безответственность
внимательность
невнимательность
инициативность
пассивность
дисциплинированность
недисциплинированность
настойчивость
ненастойчивость
решительность
нерешительность
добросовестность
недобросовестность
пунктуальность
неточность
находчивость
ненаходчивость
критичность
некритичность
целеустремленность
разбросанность
надежность
ненадежность
самостоятельность
несамостоятельность
уверенность в себе
неуверенность в себе
Учащиеся на каждом конце отрезка пишут наименование качества в соответствии с данным списком:
Инструкция. Представьте, что на первом отрезке расположены все люди Земли, причем вверху находятся самые организованные, а внизу — самые неорганизованные. Вам необходимо найти свое место среди всех этих людей, отметив его крестиком на отрезке. Так нужно сделать на всех отрезках.
Далее подсчитывается количественное выражение сделанных оценок. Центр отрезка — «0», верхняя граница отрезка — «+10», нижняя граница — «–10».
Производится подсчет среднего значения всех оценок для каждого. Адекватной можно считать среднюю оценку для мальчиков от +1 до +3 баллов и для девочек от 0 до +2 баллов.
4. Подведение итогов.
3.5. Я и профессии.
«Кинофильмы»
Цель: актуализация знания о мире профессий.
Один участник называет имя любого другого (бросает ему игрушку) и называет известный кинофильм. Тот должен перечислить профессии, представителями которых являются герои фильма.
Можно провести это упражнение по-другому. Ведущий называет любую профессию. Участники должны по кругу называть фильмы, герои которых являются представителями этих профессий. В том случае, если участник затрудняется назвать фильм, он может задать другую профессию.
«Эти ужасные профессии»
Цель: содействие в построении адекватного образа профессии.
Выбирается «герой» игры. Два участника принимают на себя роли родителей героя, один — роль классного руководителя, остальные — роли друзей или учителей.
Ведущий. Я, представлю вам нашего героя, немного расскажу о нем. Ничем примечательным он не выделяется, никаких особенных достижений в его жизни нет. Самая яркая черта, которую можно отметить, — это то, что он очень избалован. Ему хочется всего самого лучшего, и во всем он находит недостатки. Вот недавний пример: просил родителей подарить ему на день рождения сотовый телефон. Они купили ему самую дорогую модель, с фотоаппаратом, с видеокамерой. Так ему не понравилось: говорит, размер кнопок не тот! И так во всем. Да, сейчас он в девятом классе. Пришла пора выбирать профессию...
Участники из своих ролей советуют герою, какую профессию ему выбрать, описывают ее достоинства. Герой во всех предлагаемых вариантах видит недостатки.
Обсуждение: позитивные и негативные стороны профессий.
Методика «Эрудит»
I. Даны три слова (или словосочетания). Первое и второе связаны по смыслу. Из четырех вариантов выберите тот, который связан по смыслу с третьим словом (или словосочетанием) так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву. Пример: летчик — самолет = машинист– ? Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, машинист — поездом. Правильный ответ: «б».
1. Рабовладельцы — капиталисты = рабы — ...
а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наемные рабочие; г) пленные.
2. Богатство — бедность = крепостная зависимость — ...
а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность.
3. Первобытный строй — рабовладельческий строй = рабовладельческий строй — ...
а) социалистический строй; б) капиталистический строй; в) демократическое правление;
г) феодальный строй.
4. Роза — цветок = врач — ...
а) занятие; б) должность; в) специальность; г) профессия.
5. Война — смерть = частная собственность — ...
а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы.
6. Стихотворение — поэзия = рассказ — ...
а) проза; б) писатель; в) повесть; г) предложение.
7. Старт — финиш = пролог — ...
а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) эпилог.
8. Роман — глава = стихотворение — ...
а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм.
9. Числительное — количество = глагол — ...
а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи.
10. Глагол — спрягать = существительное — ...
а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять.
11. Колумб — путешественник = землетрясение — ...
а) природное явление; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы.
12. Север — юг = осадки — ...
а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха.
13. Папоротник — спора = сосна — ...
а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель.
14. Растение — стебель = клетка — ...
а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент.
15. Понижение атмосферного давления — осадки = антициклон — ...
а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность.
16. Фигура — треугольник = состояние вещества — ...
а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода.
17. Прямоугольник — плоскость = куб — ...
а) сторона; б) ребро; в) высота; г) объем.
18. Диаметр — радиус = окружность — ...
а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг.
19. Холодно — горячо = движение — ...
а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие.
20. Слагаемые — сумма = множители — ...
а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.
II. Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Пример: а) корова;
б) лошадь; в) собака; г) волк. Три слова обозначают домашних животных, четвертое — дикое. Правильный ответ: «г».
21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.
22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) техника.
23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.
24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.
25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.
26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.
27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.
28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.
29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.
30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказание.
31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.
32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.
33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.
34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.
35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.
36. а) парабола; б) гипербола; в) ломаная; г) прямая.
37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.
38. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем.
39. а) скорость; б) колебание; в) вес; г) плотность.
40. а) круг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треугольник.
III. Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки. Пример: сосна — ель. Варианты ответов:
а) растения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Правильный ответ — «г», потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.
41. Феодализм — капитализм: а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство;
г) общественный строй.
42. Радио — телевидение: а) способы передачи информации; б) средства массовой информации;
в) достижения науки; г) формы воздействия на людей.
43. Наука — искусство: а) виды творчества; б) интеллект; в) культура; г) области человеческой деятельности.
44. Школа — институт: а) образование; б) здания; в) учебные заведения; г) способы получения знаний.
45. Монархия — демократия: а) государственный строй; б) формы правления; в) правительство;
г) устройство общества.
46. Сказка — былина: а) литературный жанр; б) выдумка; в) устное народное творчество; г) литературное произведение.
47. Пролог — кульминация: а) литературный прием; б) элементы литературного произведения;
в) художественные средства; г) способы изложения.
48. Глагол — прилагательное: а) главные члены предложения; б) части речи; в) второстепенные члены предложения; г) лингвистические термины.
49. Классицизм — романтизм: а) стиль; б) жанры; в) художественный стиль; г) направления в искусстве.
50. Определение — обстоятельство: а) члены предложения; б) части речи; в) виды предложений;
г) уточняющие слова.
51. Азия — Африка: а) страны; б) континенты; в) материки; г) части света.
52. Сердце — артерия: а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система кровообращения;
г) органы тела.
53. Облачность — осадки: а) природные явления; б) дождь; в) погода; г) атмосферные явления.
54. Жиры — белки: а) биологические вещества; б) микроэлементы; в) органические вещества;
г) химический состав тела.
55. Канал — плотина: а) гидроэлектростанции; б) водные сооружения; в) водоемы; г) водные преграды.
56. Сумма — произведение: а) математические термины; б) вычисления; в) результаты математических действий; г) результаты вычислений.
57. Газ — жидкость: а) молекулы; б) состояние; в) химическое вещество; г) агрегатное состояние вещества.
58. Дифракция — интерференция: а) волновые явления; б) характеристики световой волны;
в) природные явления; г) физические термины.
59. Ампер — вольт: а) электричество; б) физические термины; в) единицы измерения электрического тока; г) ученые-физики.
60. Синус — косинус: а) квадратичные функции; б) тригонометрические функции; в) четные функции; г) нечетные функции.
IV. Числа в каждом ряду расположены по определенному правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.
61. | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 |
62. | 9 | 1 | 7 | 1 | 5 | 1 |
63. | 2 | 3 | 5 | 6 | 8 | 9 |
64. | 10 | 12 | 9 | 11 | 8 | 10 |
65. | 1 | 3 | 6 | 8 | 16 | 18 |
66. | 3 | 4 | 6 | 9 | 13 | 18 |
67. | 15 | 13 | 16 | 12 | 17 | 11 |
68. | 1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 |
69. | 1 | 2 | 5 | 10 | 17 | 26 |
70. | 1 | 4 | 9 | 16 | 25 | 36 |
71. | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 |
72. | 1 | 2 | 6 | 15 | 31 | 56 |
73. | 31 | 24 | 18 | 13 | 9 | 6 |
74. | 255 | 127 | 63 | 31 | 15 | 7 |
75. | 3 | 4 | 8 | 17 | 33 | 58 |
76. | 47 | 39 | 32 | 26 | 21 | 17 |
77. | 174 | 171 | 57 | 54 | 18 | 15 |
78. | 54 | 19 | 18 | 14 | 6 | 9 |
79. | 301 | 294 | 49 | 44 | 11 | 8 |
80. | 23 | 46 | 48 | 96 | 98 | 196 |
Бланк ответов
1 | 21 | 41 | 61 |
2 | 22 | 42 | 62 |
3 | 23 | 43 | 63 |
4 | 24 | 44 | 64 |
5 | 25 | 45 | 65 |
Общественные науки | |||
6 | 26 | 46 | 66 |
7 | 27 | 47 | 67 |
8 | 28 | 48 | 68 |
9 | 29 | 49 | 69 |
10 | 30 | 50 | 70 |
Гуманитарные науки | |||
11 | 31 | 51 | 71 |
12 | 32 | 52 | 72 |
13 | 33 | 53 | 73 |
14 | 34 | 54 | 74 |
15 | 35 | 55 | 75 |
Естественные науки | |||
16 | 36 | 56 | 76 |
17 | 37 | 57 | 77 |
18 | 38 | 58 | 78 |
19 | 39 | 59 | 79 |
20 | 40 | 60 | 80 |
Физика-математика | |||
А | К | О | З |
Правильные ответы
1в | 21а | 41г | 61-24 |
2б | 22д | 42б | 62-3 |
3г | 23д | 43г | 63-11 |
4г | 24б | 44в | 64-7 |
5в | 25г | 45а | 65-36 |
Общественные науки | |||
6а | 26а | 46в | 66-24 |
7г | 27а | 47б | 67-18 |
8в | 28в | 48б | 68-64 |
9б | 29б | 49г | 69-37 |
10г | 30г | 50а | 70-49 |
Гуманитарные науки | |||
11а | 31б | 51г | 71-2 |
12г | 32а | 52а | 72-92 |
13б | 33в | 53г | 73-4 |
14в | 34в | 54в | 74-3 |
15а | 35г | 55б | 75-94 |
Естественные науки | |||
16а | 36в | 56в | 76-14 |
17г | 37г | 57г | 77-5 |
18а | 38б | 58а | 78-2 |
19б | 39б | 59в | 79-4 |
20в | 40а | 60б | 80-198 |
Физика-математика | |||
А | К | О | З |
Обработка результатов. Обработку проводит сам психолог. Она заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики строки 1–5 бланка занимают вопросы общественных наук, следующие пять строк (6–10) — вопросы гуманитарных наук, 11—15 — вопросы естественных наук, 16—20 — физика и математика. Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) записываются в пустой клетке после названия цикла.
Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 — «Аналогии», 2 — «Классификация», 3 — «Обобщение», 4 — «Закономерности» — соответственно буквы «А», «К», «О», «З» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:
1) наиболее успешные — 10% от общего числа испытуемых;
2) близкие к успешным — 20% от общего числа испытуемых;
3) средние по успешности — 40% от общего числа;
4) малоуспешные — 20 % от общего числа;
5) наименее успешные — 10 % от общего числа испытуемых.
3.6. Я учусь принимать решения
«Найди решение»
Цель: содействие развитию умения принимать решения о профессиональном выборе.
Упражнение проводится методом «мозгового штурма». Участники делятся на подгруппы, каждой из которых предлагается ситуация профессионального самоопределения.
Пример ситуации: Таня учится в 9-м классе. Она пока не знает, кем хочет стать. Учится Таня средне и не хочет продолжать обучение в
10–11-м классах (хотя по некоторым предметам у нее хорошие оценки: по биологии и литературе). Танина мама настаивает, чтобы Таня закончила 11 классов и поступила в медицинский институт. Но девушку это не очень привлекает, так как в медицинском институте надо много учить, и она боится, что не справится. Подруги уговаривают Таню пойти после 9-го класса в колледж учиться на бухгалтера, и Таня, скорее всего, согласится, так как для нее главное в жизни — это общение и без подруг ей трудно. Как поступить Тане?
По окончании мозгового штурма представитель каждой группы озвучивает принятое решение, в ходе обсуждения оценивается его адекватность.
«Аплодисменты»
Цель: стимулирование активной позиции в профессиональном самоопределении.
Один из участников выходит из комнаты. Остальные загадывают любое действие. Задача участника — отгадать, что ему надо сделать, по реакции участников: если выполняемые действия приближают к цели, участники громко аплодируют, если нет — аплодируют тихо.
Обсуждение: что помогло выполнить задание? (Собственная активность, пробные действия.) Вывод: активность способствует достижению цели, в том числе и цели профессионального самоопределения.
«Я сейчас /Я через 10 лет»
Цель: соотнесение образов «Я» и профессии.
Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии.
«Символ группы»
Цель: завершение работы в группе в положительном эмоциональном настрое.
Участники образуют команды. Задача каждой — нарисовать символ и девиз групповой работы, дать ему название. Затем команды объединяются с целью составить общий символ и девиз групповой работы. Этот девиз записывается на ватман, на который приклеиваются листы с пожеланиями, мнениями участников по поводу завершившихся занятий.
3.7.Эмоционально-волевые качества личности
Роль эмоционально-волевой сферы личности в профессиональной деятельности, эмоциональные состояния, воля, желание, волевые усилия.
ЦЕЛЬ: Показать роль эмоционально-волевой сферы в выборе профессии, в допрофессиональной и профессиональной подготовке.
3.8.Темперамент и выбор профессии.
Вводное слово ведущего. Классификация способностей. Знакомство с понятием темперамент. Выполнение опросника Айзенка. Обработка данных. Слово ведущего «О типах темперамента и профессиях». Обсуждение результатов.
3.9.Как достичь успеха в профессии.
Упражнение «Паутина». Упражнение «Деловые качества» (групповая работа, связанная с биографией знаменитых деловых людей). Упражнение «Веер». Рефлексия.
Часть IV.Начало профессиональной жизни.
4.1.Проблемы общения в трудовом коллективе.
Трудовой коллектив и проблемы вхождения в него, аффилиация, ее составляющие: стремление к принятию и страх отвержения. Диагностика степени и вида аффилиации.
ЦЕЛЬ: Рассмотреть некоторые из проблем, возникающие при вхождении в трудовой коллектив.
4.2.Способы реагирования в конфликте
Психологическая атмосфера в трудовом коллективе. Конфликт, его виды способы реагирования в конфликте: избегание, сотрудничество, компромисс, соперничество, игнорирование.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с особенностями формирования психологической атмосферы в коллективе.
4.3.Изменения личности в профессии.
Формирование жизненной позиции в профессиональной деятельности, профессиональные особенности личности: профессиональное самосознание, самооценка в проф.деятельности, ответственность, мобильность, обучаемость.
ЦЕЛЬ: Повысить уровень культуры учащихся в сфере знаний о профессиональных особенностях личности.
4.4. Активизирующая методика Пряжникова Н.С. «Будь готов!»
Проводится активизирующая методика Пряжникова Н.С. «Будь готов!», обработка результатов, обратная связь.
В результате повышается уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.
4.5. Профориентационная игра «Спящий город»
Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу.
В результате повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.
4.6. Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию?»
Каждый из участников отвечает на вопросы анкеты, затем обрабатываются результаты, Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнута сформированность личного профессионального плана. Участники озвучивают, какие вопросы вызвали у них затруднения.
В результате психолог получает обратную связь об эффективности проделанной работы в течение года и остаётся несколько занятий для коррекции.
4.7. Мотивы выбора профессии.
Проводится методика «Определение основных мотивов выбора профессии» Павлютенкова Е.М., обработка результатов, обсуждается наличие связи между ценностями и мотивацией. Обратная связь.
В результате происходит осознание учащимися своих ведущих мотивов при выборе профессии.
4.8.Стратегия планирования карьеры.
Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» - соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии.
Выполняется арт - терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность учащегося), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями.
В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха.
4.9.Трудоустройство.
Беседа о правилах составления резюме. Упражнение «Устраиваемся на работу» - из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование. Группа наблюдает, затем комментирует. Беседа об искусстве самопрезентации, а именно: языке телодвижений, совершенствовании вербальных возможностей, взаимодействии с людьми, деловой этике. Проводится упражнение формирующее навык владения позой, мимикой жестами. Учащиеся делятся впечатлениями. Группы получают задание написать речь для человека, пришедшего на собеседование или оставившего о себе данные на сайте по трудоустройству, зачитывают, что получилось, обсуждают. Тренируются в овладении навыками убеждения, внушения, выработке симпатии у собеседника.
В результате участники приобретают навыки самопрезентации.
5.Обратная связь.
5.1. Личный профессиональный план
Знакомство с ЛПП, его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умения прогнозировать правильности выбора будущей профессии.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с личным профессиональным планом и научить строить его для каждой, выбранной профессии.
5.2.Профессиональное самоопределение.
Что такое профессиональная пригодность? Профессионально-важные качества: специфические, неспецифические, их роль для разных типов профессий. Диагностика профессионально-важных качеств, тест « КОС».
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с видами профессионально-важных качеств и их значением в каждом типе профессий.
5.3.Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.
Групповые нормы. Конформизм. Факторы, влияющие на уровень конформности (значимость, авторитетность, возраст и пол человека, негативизм).
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с понятием «групповые нормы»; феноменом группового давления; с причинами высокого уровня конформности.
Часть VI.Современный рынок труда.
6.1.Психологические особенности публичного выступления. Неречевые компоненты публичного выступления; начало; язык выступающего; контроль эмоций.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления; развить навыки публичного выступления.
6.2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Системы управления на современном рынке труда, резюме и требования к его построению и составлению, правила поведения на собеседовании.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с приемами, позволяющими более успешно адаптироваться на современном рынке труда.
6.3.Роль Городского Центра занятости в профориентационной и консультационной работе с обучающимися.
Встречи с людьми интересных профессий. Контрольный тест. Цель: Умение ориентироваться в разнообразии профессий.
Часть VII.Профориентация.
7.1.Профессиональное самоопределение.
Профориентационные игры: «Кто есть кто?» «Подарок», «День из жизни», «Теремок», «Федорино горе».
ЦЕЛЬ: Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии.
7.2.Проектирование профессионального жизненного пути.
Выбор профессии; классификация профессий, формула твоей профессии, типология личности Голланда. Возможные затруднения при выборе профессии; профессионально-важные качества; процесс принятия решений.
ЦЕЛЬ: Дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии.
7.3.Поддержка друзей. Резюме.
Вводное слово ведущего. Упражнение «Лучшее качество соседа слева». Упражнение «Поддержка». Знакомство с понятием резюме. Как составить резюме. Составление резюме учащимися (заполнение предложенного бланка).
7.4.Обратная связь.
Список литературы
Л.Н.Пономаренко, Р.В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. М., Генезис,2004г.
Е.И. Рогов. Выбор профессии. Становление профессионала. М., Владос,2003г.
Е.Е.Смирнова. На пути к выбору профессии, С-П. « КАРО» 2003г.
В.Р. Шмидт. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М.,ТЦ «Сфера», 2005
Е.И. Фадеева. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,ЦГЛ,2004.
М.Ю.Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М., 2005г
Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3.— М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999.
Филимонова О. Модификация карты интересов.//Школьный психолог, №2 ,2007.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2001.
Вершинин С.И. Основы профессиональной консультации в Центре социально-трудовой адаптации молодежи. — М.: МЦТЗМ «Перспектива», 1997.
Газета «Школьный психолог» №2, 2007.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.—Воронеж, 2002.
Тематическое планирование
1 год обучения
4,5 часа в неделю. Количество часов в год:162 часа.
№ п/п | Тема части, раздела
| Кол-во часов.
| из них: теория/ практика |
|
| 162 ч |
|
1 | Часть I. Мир профессий. 1. Мир профессий, или какую дверь открыть. 1.1. Введение. Выбор профессионального пути – начало жизненного пути. 1.2.Как я ориентируюсь в мире новых профессий. 1.3.История профориентации. 2.Профессии в нашей жизни. 3.Классификация профессий. 4.Формула профессий. 5. Мои профессиональные интересы и склонности. | 30ч
| 18/12 |
2 | Часть II. Основы выбора профессии. 2.1. Секреты выбора профессии. 2.2. Типичные ошибки при выборе профессии. 2.3. Деловая игра: «Перспектива успеха». 2.4. Приемы расположения себе.Самопрезентация. | 15ч | 8.5/6.5 |
3 | Часть III. Мои таланты – мое богатство. 3.1. Хорошо ли я себя знаю? 3.2. Какой я? 3.3. Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. 3.4. Профессионально важные качества. 3.5. Я и профессии. 3.6. Я учусь принимать решения. 3.7. Эмоционально-волевые качества. 3.8. Темперамент и выбор профессии. 3.9. Как достичь успеха в профессии. | 59ч | 24/35 |
4 | Часть IV. Начало профессиональной жизни. 4.1.Проблемы общения в трудовом коллективе. 4.2. Способы реагирования в конфликте. 4.3. Изменение личности в профессии. 4.4. Активизирующая методика Пряжникова Н.С. «Будь готов!» 4.5. Профориентационная игра «Спящий город» 4.6. Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию?» 4.7. Мотивы выбора профессии. 4.8. Стратегии планирование карьеры. 4.9. Трудоустройство. 5.0. Обратная связь. 5.1. Личный профессиональный план. 5.2. Специфические профессиональные качества. 5.3.Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. | 34ч | 26/8 |
5 | Часть V.Современный рынок труда. 6.1. Психологические особенности публичного выступления. 6.2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 6.3. Роль Городского Центра занятости в профориетационной и консультационной работе с обучающими. | 9ч | 6/3
|
6 | Часть VI.Профориентация. 7.1.Профессиональное самоопределение. 7.2. Проектирование профессионального жизненного пути. 7.3. Поддержка друзей. Резюме. 7.4. Обратная связь. | 15ч | 7/8 |
| Итого: | 162 ч | 162/162 |