СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа по русскому языку и литературе “ Создание творческих работ разных жанров ”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа имеет большое значение для формирования у обучающихся готовности к " творческой деятельности", направлена на умение хорошо и правильно излагать свои мысли. Дополнительная образовательная программа призвана решить проблему отработки практических умений и навыков при создании собственных текстов.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа по русскому языку и литературе “ Создание творческих работ разных жанров ”»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г.о. Тольятти



Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 2

________________ Тихонова Н.Ф.

«____»_______________20___г.


Программа принята на основании решения

педагогического совета МОУ школы № 2

Протокол №_1_ от «_30_»_08_2015г.




Дополнительная образовательная программа

по русскому языку и литературе

Создание творческих работ разных жанров ”

Искусство художественного слова






Возраст детей: 14 -17 лет.

Срок реализации: 2 года.




Составитель:

Рязанова Елена Васильевна,

учитель высшей квалификационной категории

русского языка и литературы





Тольятти, 2015 год

Пояснительная записка



На данном этапе развития общего среднего образования одной из ключевых компетенций считают компетенцию коммуникативную, т. е. умение использовать язык в различных ситуациях общения, порождать тексты, соответствующие ситуации, сфере общения, мотивам говорящих, а также умение понимать, интерпретировать и создавать тексты разных жанров.

Текст занимает центральное место в системе образования не только в дисциплинах гуманитарного цикла, но и при передаче информации о знаниях по физике и химии, биологии и астрономии и т. д. Создавая собственные тексты, учащийся приобретает умения и навыки, которые потребуются ему не только на уроках, но и в жизни:

- владение литературной речью,

- логика,

- связность речи,

- умение аргументировать свою мысль,

- умение подать свою мысль с нужной автору стороны, умение строить высказывание в нужном стиле, в соответствии с речевой ситуацией и т.д.

Любая творческая работа – это способ самовыражения, самораскрытия, самореализации.

К завершению обучения в школе одиннадцатиклассник должен уметь:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной, деловой сферах общения;

- редактировать собственный текст;

- применять в практике речевого общения знания о нормах современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических и др.);

- использовать приобретенные знания для совершенствования коммуникативных способностей;

В программе по русскому языку отведено небольшое количество часов именно на практическую работу по развитию речи учащихся, на создание ими собственных текстов различных жанров. Поэтому данная дополнительная образовательная программа призвана решить проблему отработки практических умений и навыков учащихся при создании собственных текстов.  

Программа имеет большое значение для формирования у обучающихся готовности «к творческой деятельности», направлена на умение правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме, приобщает к работе над книгой и другими источниками знаний, помогающих выработать «самостоятельность мышления», формировать мировоззренческие идеи, умение отстаивать свои убеждения.

Цель программы: развитие навыков анализа, оценки и построения собственного текста, соответствующего стилю, речевой ситуации, литературным нормам; совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.

Задачи:

  • систематизировать и обобщить имеющиеся знания по речеведению;

  • способствовать реализации индивидуальных способностей учащихся и развитию творческого потенциала личности;

  • углубить знания школьников об особенностях разных стилей и жанров;

  • формировать умение собирать материал и выполнять работы в различных жанрах;

  • совершенствовать умение создавать тексты разных жанров.


Программа «Создание творческих работ разных жанров» построена на дополнении и углублении базового образования.

Адаптирована на основе книг:

Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки.- СПб.: Паритет, 2003.

Ладыженская Т.А. и др. Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров».- М.:Просвещение, 1977.

Направленность программы - естественнонаучная.

Программа рассчитана на детей старшего школьного возраста – 14-17 лет.

Продолжительность образовательного процесса 2 года с учебной нагрузкой 288 часов (4 часа в неделю).

Ожидаемые результаты

По завершению программы обучающиеся должны:

знать правила по речеведению;

знать особенности разных стилей и жанров;

уметь систематизировать и обобщить имеющиеся знания по речеведению;

уметь собирать материал и выполнять работы в различных жанрах;

уметь создавать тексты разных жанров;

уметь использовать свой творческий потенциал и индивидуальные способности при выполнении практической деятельности

Формы контроля овладения программой

Контроль в течение работы над темой (текущий) осуществляется в форме составления учащимися плана, подбора эпиграфов, написания сочинений разных жанров.

Итоговый контроль – выпуск газеты с произведениями учащихся, со статьями различных жанров, участие в районных и городских конкурсах сочинений.

Методическое обеспечение программы:

  • Ведущие методы работы, используемые на занятиях, - сообщающая беседа (при подаче теории), работа с источниками информации, чтение необходимой литературы, творческая работа.

  • репродукции картин, словари.


























Учебно-тематический план и содержание программы

Первый год обучения

Тема программы


Всего часов

Тема занятия

Теория

Коли

чество часов

Практика

Коли

чество часов

1. Тема и основная мысль сочинения.

6

Значение курса.

Тема и основная мысль сочинения

Тема, название, идея. Способы раскрытия основной мысли.

3

Анализ тем. Подбор эпиграфов.

3

2.Собирание и систематизация материала.

52

Тезисы и конспект, их отличие от плана.

Тезисы и конспект как разновидность сжатого изложения. План.


2

Оформление плана. Составление тезисов устного высказывания.

3



Доклад.

Доклад, подготовка к нему.


3

Доклады учащихся.

4



Цитирование.

Назначение цитат. Способы цитирования.


3

Упражнения на цитирование.

4



Сочинение на литературную тему.


План.

2

Сбор материала.

4



Литературные заготовки.



Записные книжки как форма литературных заготовок.


3

Собирание материала к сочинению на основе личных впечатлений.


3



Репортаж.

Репортаж как разновидность публицистического жанра.


3

Написание репортажа.

4



Интервью.

Интервью как разновидность газетных жанров.


3

Написание интервью.

4



Сочинение на свободную тему.




7

3.Совершенствование написанного.

25

Совершенство

вание написанного.

Работа мастеров слова над рукописью.

4

Приемы правки написанного.


6



Изобразительно-выразительные средства языка



Анализ художественного текста

5



Библиография. Аннотация.

Библиографическое описание книг в аннотации.

4

Составление списка литературы. Аннотация.

6

4. Отзыв и рецензия.

28

Отзыв как разновидность сочинения.

Особенности отзыва.

5

Отзыв на рассказ.

9



Особенности рецензии.

Отличие рецензии от отзыва.

5

Сочинение «Почему данное сочинение можно считать рецензией». Написание рецензии.

9

5. Типичные ошибки и пути их устранения.

28

Логические, грамматические стилистические ошибки.



Редактирование сочинений.

28

6. Воспитательная работа

5




Посещение воспитательных мероприятий ДУМ «Икар»,

посещение театра, библиотеки

5

Итого

144



40


104











Второй год обучения



Тема программы

Все

го часов

Тема занятия

Теория

Коли

чество часов

Практи

ка

Коли

чество часов

1.Текст. Общая характеристика.

20

Поня

тие

о тексте. Виды текстов.

Текст. Признаки текста. Виды текстов.

3

Анализ текста.

3



Поня

тие о жанре.

Жанр текста.

2

Упражне

ния на определе

ние жанра текста.

3



Единицы текста.

Абзац. Функции абзацев. Структура абзаца. Виды связи предложений в абзаце.

5

Упражнения на определение видов связи предложений в абзаце. Построение схем абзацев текста.

5

2.Описание.

24

Описание местности.

Особенности публицисти

ческого описания местности.

6

Подготовка альбома «Наш город».

6



Путевые заметки.

Особенности путевых заметок как одного из разновид

ностей публицисти

ческих (газетных) жанров.

6

Подготовка альбома (фотоальбо

ма) на тему

« По родному краю».

6


3.Очерк.

16

Портрет

ный очерк.

Особенности портретного очерка как одного из видов публицисти

ческих жанров.

6

Подготовка сборника

« Люди, которым хочется подражать».

10

4.Рассуждение.

30

Сравните

льная характеристика.

Способы построения сравнитель

ной характеристики.

5

Составление характеристики литератур

ных героев.

5



Рассужде

ние проблемного характера.

Особенности разновиднос

ти рассуждений

6

Сочинение на тему

« Каким должен быть человек 21 века».

4



Статья в газету.

Особенности статьи как одного из газетных жанров.

5

Написание статьи.

5

5.Рассказ.

36

Рассказ с необыч

ным построе

нием.

Композиционные особенности некоторых рассказов.

4

Упражнения на определение композиции рассказа.

4



Юмористический рассказ.

Смешное в юмористических рассказах.

5

Написание юмористического рассказа.

4



Фельетон.

Особенности фельетона как одного из разновидностей газетных жанров.

5

Написание фельетона.

4



Устный рассказ.

Особенности устных рассказов.

4

Конкурс на лучщий устный рассказ.

6


6.Стихосложение.

13

Представ

ление о разнице прозаичес

кой и стихотворной речи.

Понятие о ритме и рифме. Белый стих.

2

Упражнения для развития речевого слуха, чувства ритма.

2



Размер стиха.

Двухслож

ные и трёхсложные размеры стиха.

2

Упражнения на определение размера стиха.

2



Строфа как форма организа

ции стихотворной речи.

Разновидности строф.

2

Моделирование стихотвор

ных форм.

3

7.Воспитательная работа.

5




Посещение воспитатель

ных мероприятий ДУМ «Икар»,театра,библиотеки

5

Итого

144



68


76
























































Список литературы

  1. Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки.- СПб.: Паритет, 2003.

  2. Борисова В. А., Мишлимович М. Я.. Сочинения на литературную тему в старших классах. М., Просвещение, 1978

  3. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка. М., 1987.

  4. Капинос В.И. и др.Развитие речи: Теория и практика обучения.- М.:Просвещение, 1997.

  5. Ладыженская Т.А. и др. Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров».- М.:Просвещение, 1977.

  6. Ладыженская Т.А.и др. Развивайте дар слова.- М.:Просвещение, 1990.

  7. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

  8. Матина Г.О., Сивакова Ю.Н. Сочинения разных типов: технология подготовки. Санкт-Петербург, издательство «Сага», 2005.

  9. Морозова Н П.. Учимся писать сочинение. М., Просвещение, 1987

  10. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением.- М.: Высшая школа,1990.

  11. Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 1998.

  12. Д.Э.Розенталь “Практическая стилистика русского языка”, Москва “Высшая школа” 1987 г.

  13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.

  14. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

  15. Ханин М.И. Как научиться красиво и правильно говорить. – СПб., 1997г

Словари

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык,1993г.

  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989г.

  3. Акушин Н.С., Акушина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988г.

  4. Бельчиков Ю.А., Панюшина М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994г.

  5. Большой словарь иностранных слов. – М : ЮНВЕС, 1999г.

  6. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт,1998г.

  7. Букчина В.З., Калакуцкая Л.П, Слитно или раздельно? Орфографический словарь- справочник. – М : Русский язык, 1998г.

  8. Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. – СПб., РАН, 1996г.

  9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т.- М.: Русский язык,1998г.

  10. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М.: Русский язык,1994г.

  11. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок . – М. : Русский язык,1993г.

  12. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. – М.: Дрофа, 1998г.

  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой .- 21 –е изд., перераб., доп.- М.: Русский язык,1989г.

  14. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник: Для работников печати.М -: Книга,1986г.

  15. Сазонова И.К. Русский глагол и его причастные формы: Толковый грамматический словарь. – М.,1989г.

  16. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2т./ Сост. А.И. Федоров.- М.: Цитадель,1997г.