СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа «Риторика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы является пропедевтическим курсом школьного риторического образования  концепция и программа  которого разработаны профессором Т.А. Ладыженской.

Программа служит дополнением к уже существующему курсу «Ты ‑ словечко, я ‑ словечко» для дошкольников  З.И.Курцевой – цели, задачи и разделы программ совпадают, и, не смотря на то, что каждый раздел имеет свою  специфику, свою воспитательную и образовательную ценность, тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Риторика»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36 «Сказочка»

города Димитровграда Ульяновской области


Галеева Ризидя Иордановна,

учитель-логопед


Содержание дополнительной образовательной Программы «Риторика»


Тематическое планирование первого года обучения.

№ п/п

Тема

Количество встреч


1.


«Общение»



6

1.1.

«Острое словечко колет сердечко»

(Что такое общение?)

1

1.2.

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» (Устное общение).

1

1.3.

«Что написано пером – не вырубишь топором» (Письменное общение.)

1

1.4.

«Вежливости открываются все двери»

(Зачем быть вежливым?)

1

1.5.

«Лучше друг верный, чем камень драгоценный»

(Поделись игрушкою своей!)

1

1.6.

«Испокон века книга растит человека» (Говорит она беззвучно…)

1


2.


«Речевой этикет»



6

2.1.

«Добро того учит, кто слушает»

(Благодарность)

1

2.2.

«Попросишь красиво - будешь очень милой»

(Как обратиться с просьбой)

1

2.3.

«Каков привет, таков и ответ»

(Здравствуйте!)

1

2.4.

«Много говорить — голова заболит» (Правила общения).

1

2.5.

«Красна речь слушаньем»

(Какой ты слушатель?)

1

2.6.

«Слово жжет хуже огня»

(Не забудь извиниться).

1


3.


«Техника речи»



6

3.1.

«Будь своему слову господин»

(Каким тоном?)

1

3.2.

«Лучше ногой запнуться, чем языком»

(Твой голос)

1

3.3.

«Не скупись на улыбки, каждый делает ошибки» (От улыбки стало всем светлей…)

1

3.4.

«Кто языком штурмует, не многое навоюет» (Тихо или громко?)

1

3.5.

«Слово за словом вперебой идет»

(Не сломай язык!)

1

3.6.

«Где слова редки, там они вес имеют»

(Отгадай, что я сказал!)

1

Всего

18

Тематическое планирование второго года обучения.

№ п/п

Тема

Количество встреч


1.


«Общение»



5

1.1.

«Хорошая беседа не хуже обеда»

(Для чего люди общаются?)

1

1.2.

«Друга нет – не мил белый свет»

(Для дружбы нет расстояния).

1

1.3.

«Книгу читаешь, как на крыльях летаешь» (Говорит она беззвучно…)

1

1.4.

«Нет друга, так ищи, а нашел, так береги» (Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много).

1

1.5.

«Правду говорят двое: тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает»

(Кто? Кому? Зачем? Как?)

1


2.


«Речевой этикет»



8

2.1.

«Бывает, что одно и то же слово терзает одного, целит другого»

(Не забудь извиниться!)

1

2.2.

«Без привета нет ответа»

(Здравствуйте!)

1

2.3.

«В чем проговорился, с тем и простился»

(До свидания!)

1

2.4.

«Своего спасибо не жалей, а чужого не жди» (Благодарность)

1

2.5.

«Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай» (Правила общения).

1

2.6.

«Говорить, не думая, — что стрелять, не целясь» (Как обратиться с просьбой).

1

2.7.

«Лошадь узнают в езде, человека — в общении» (Разговор по телефону)

1

2.8.

«Жить в соседях — быть в беседах»

(Приглашение)

1


3.


«Техника речи»



5

3.1.

«Доброе слово дом построит, а злое разрушит» (Каким тоном?).

1

3.2.

«Язык болтает, а голова отвечает»

(Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!)

1

3.3.

«Сказанное слово — серебряное, несказанное — золотое»

(Когда хорошо молчать как рыба?)

1

3.4.

«За её языком не поспеешь и босиком»

(Поспешишь – людей насмешишь!)

1

3.5.

«Слов много, а дела мало»

(Отгадай, что я сказал!)

1

Всего

18


Содержание программы является пропедевтическим курсом школьного риторического образования концепция и программа которого разработаны профессором Т.А. Ладыженской.

Программа служит дополнением к уже существующему курсу «Ты ‑ словечко, я ‑ словечко» для дошкольников З.И.Курцевой – цели, задачи и разделы программ совпадают, и, не смотря на то, что каждый раздел имеет свою специфику, свою воспитательную и образовательную ценность, тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Раздел «Общение»

Общение, его значение для человека. Общение бывает разным (письменное и устное). Речевая ситуация (Кто? Кому? Зачем? Как?). Риторика уважения к собеседнику (правила общения и слушания).

Цель:

Показать дошкольникам значимость общения в жизни каждого человека и подвести к пониманию того, что слово является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.

Задачи:

Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.

Знакомство с основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.

Развитие у дошкольников умения строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.


Раздел «Речевой этикет»

Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Разговор по телефону. Правила и нормы речевого этикета.

Цели:

Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами.

Формирование представлений о нормах и правилах речевого этикета, развитие умения пользоваться ими в зависимости от ситуаций общения.

Задачи:

Формирование представлений о речевых жанрах приветствия/прощания, благодарности/извинения, уместного их употребления с учетом адресата и ситуации общения.

Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.

Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения.


Раздел «Техника речи»

Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Средства речевой выразительности (речевое дыхание, дикция, интонация, голос и его свойства).

Цель:

Формирование представлений дошкольников о коммуникативных качествах речи и средствах ее выразительности – мимика, жесты, телодвижения, голос.

Задачи:

Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения).

Работа над интонацией, голосом и формированием речевого дыхания.

Развитие умений детей пользоваться разнообразными средствами речевой выразительности, соотносить вербальные и невербальные средства общения, владеть своим голосом.

Содержание программы в тематическом плане каждой возрастной группы распределяется с усложнением:


Раздел программы

Возраст детей

от 4 до 5 лет

от 5 до 6 лет

от 6 до 7 лет

ОБЩЕНИЕ

виды общения,

невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения)





+

компоненты речевой ситуации,

коммуникативные цели общения









+

правила общения

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

приветствие,

прощание, благодарность,

извинение




+

просьба,

отказ






+

разговор по телефону

ТЕХНИКА РЕЧИ

скороговорки,

считалочки, чистоговорки



+

пословицы, поговорки,





+

скороговорочные рассказики,

сочинение чистоговорок.


Вариативность организации детской деятельности с учетом особенностей дошкольного образовательного учреждения делает бессмысленными детальные рекомендации по объему часов, выделяемых на тематическую встречу по данной программе.

Предполагается самостоятельный выбор и творческое использование педагогами программы – ее объема и форм подачи информации, дидактического материала, необходимого для социально-коммуникативного развития дошкольников, с учетом имеющегося времени, уровня развития детей и собственной подготовки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут [3]. 


Учебный план Программы.

Период обучения

Раздел Программы

Тема

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Общая длительность

сентябрь-ноябрь

ОБЩЕНИЕ



12

12

портфолио

«По дороге к волшебной стране «Риторика»

декабрь-февраль

ТЕХНИКА РЕЧИ



12

12

март-май

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ



12

12


Методы обучения и педагогические технологии:

п

/

п

Структурный компонент тематической встречи по программе

Методические приемы, обеспечивающие продуктивную деятельность детей

Методы развивающего обучения

(на основе технологий ОС «Школа 2100»)

1.

«Риторика в фольклоре»

Беседа-рассуждение с детьми о пословице по теме встречи


метод проблемного диалога


2.

«Проблемная ситуация»

Выполнение коммуникативно-речевых заданий на основе типичных для дошкольников ситуаций общения

3.

«Волшебная риторика»

Чтение педагогом риторической сказки и произведений художественной литературы по теме встречи

метод продуктивного чтения

4.

«Риторические зарисовки»

Работа с иллюстрациями, книгами, рисование, лепка, обыгрывание и постановка мини-спектаклей

5.

«Новости из дома»

Выступления детей по результатам выполнения творческих домашних заданий с родителями




метод портфолио

6.

«Риторика в играх»

Организация коммуникативно-речевых игр – упражнений, моделирование жизненных ситуаций общения

7.

«Детский сад в гостях у школы»

Реализация механизма преемственности со следующей для ребенка ступенью образования «начальная школа»


метод

проектов

Формы организации образовательного процесса.

Вариативность программы позволяет педагогам самостоятельно планировать работу, в зависимости от выделенных часов. Система проведения тематических встреч в рамках программы не предполагает строго регламентированных форм организации и может быть реализована двумя способами:

1) Комплексно – в виде тематических встреч с детьми во второй половине дня, когда по каждой теме организуется одна или две, в которые могут быть включены элементы различных видов деятельности дошкольников. Закрепление материала происходит в режимных моментах и самостоятельной деятельности дошкольников (на прогулке, через чтение литературы, в играх-драматизациях и пр.), а также в повседневном общении в условиях семьи.

2) Рассредоточено – как сквозной элемент любого события в ДОУ (игры, развлечения, праздника, соревнования и т.д.), то есть в структуре различных форм образовательной деятельности дошкольников.


Формы организации занятия. Тематические встречи зависят от использования в них следующих методов обучения:

1. Словесные методы обучения: беседа; анализ текста и др.

2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу и др.

3. Практические методы обучения: творческие задания; коммуникативно-речевые упражнения; риторические игры и др.

Возможны занятия по форме игра-путешествие, беседа-рассуждение, творческая мастерская.


Организация работы по Программе

Срок реализации. Программа «Риторика для дошкольников» может быть адаптирована к условиям различных дошкольных учреждений и реализована в дошкольных учреждениях любого типа, в учреждениях дополнительного образования детей дошкольного возраста и в школах, где ведется предшкольная подготовка будущих первоклассников, в течении одного или трех лет.

Особенности организации педагогического процесса. Методы организации совместной образовательной деятельности взрослого с ребенком по программе «Риторика» описаны подробно в соответствующем разделе «Методы развивающего обучения в реализации содержания программы» авторского пособия «Риторика до школы».

Кадровое обеспечение. Реализация программы «Риторика для дошкольников» не предполагает введения дополнительных специалистов для работы с детьми в группе.

Эффективность реализации программы обусловлена коммуникативной компетентностью взрослых, окружающих ребенка в детском саду и дома. Методическое обеспечение процесса совершенствования коммуникативно-речевых умений педагога представлено в учебно-методическом пособии автора «Речевая культура диалога педагога с родителями» (М: «Баласс», 2012. -192 с.).

Материально-техническое оснащение. В процессе реализации программы целесообразно использование теле и видеоаппаратуры, аудио и визуальных средств, позволяющих наглядно демонстрировать детям все стороны устной речи в ее многократном повторении (просмотр мультфильмов, запись голосов и т.п.) и динамике (видеозаписи выступлений дошкольников и т.п.).

Информационное обеспечение. Программа «Риторика» является логическим продолжением и дополнением пропедевтического курса риторики, содержание которого раскрыто в методических рекомендациях для воспитателей, учителей и родителей. Ты-словечко, я – словечко… З.И. Курцевой (М.: «Баласс», 2002. – 96 с.).

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу. Все разделы Программы взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют друг за другом. Основными показателями социально-коммуникативного развития ребенка являются продукты детской речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и словотворчество) в динамике, то есть сравнение достижений ребенка с его же достижениями на более ранних этапах, а не в сравнении с другими детьми.

Совместимость с другими образовательными программами. Программа может быть использована совместно с другими программами различной направленности