Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 «Сказочка»
города Димитровграда Ульяновской области
Галеева Ризидя Иордановна,
учитель-логопед
Содержание дополнительной образовательной Программы «Риторика»
Тематическое планирование первого года обучения.
№ п/п | Тема | Количество встреч |
1. | «Общение» | 6 |
1.1. | «Острое словечко колет сердечко» (Что такое общение?) | 1 |
1.2. | «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» (Устное общение). | 1 |
1.3. | «Что написано пером – не вырубишь топором» (Письменное общение.) | 1 |
1.4. | «Вежливости открываются все двери» (Зачем быть вежливым?) | 1 |
1.5. | «Лучше друг верный, чем камень драгоценный» (Поделись игрушкою своей!) | 1 |
1.6. | «Испокон века книга растит человека» (Говорит она беззвучно…) | 1 |
2. | «Речевой этикет» | 6 |
2.1. | «Добро того учит, кто слушает» (Благодарность) | 1 |
2.2. | «Попросишь красиво - будешь очень милой» (Как обратиться с просьбой) | 1 |
2.3. | «Каков привет, таков и ответ» (Здравствуйте!) | 1 |
2.4. | «Много говорить — голова заболит» (Правила общения). | 1 |
2.5. | «Красна речь слушаньем» (Какой ты слушатель?) | 1 |
2.6. | «Слово жжет хуже огня» (Не забудь извиниться). | 1 |
3. | «Техника речи» | 6 |
3.1. | «Будь своему слову господин» (Каким тоном?) | 1 |
3.2. | «Лучше ногой запнуться, чем языком» (Твой голос) | 1 |
3.3. | «Не скупись на улыбки, каждый делает ошибки» (От улыбки стало всем светлей…) | 1 |
3.4. | «Кто языком штурмует, не многое навоюет» (Тихо или громко?) | 1 |
3.5. | «Слово за словом вперебой идет» (Не сломай язык!) | 1 |
3.6. | «Где слова редки, там они вес имеют» (Отгадай, что я сказал!) | 1 |
| Всего | 18 |
Тематическое планирование второго года обучения.
№ п/п | Тема | Количество встреч |
1. | «Общение» | 5 |
1.1. | «Хорошая беседа не хуже обеда» (Для чего люди общаются?) | 1 |
1.2. | «Друга нет – не мил белый свет» (Для дружбы нет расстояния). | 1 |
1.3. | «Книгу читаешь, как на крыльях летаешь» (Говорит она беззвучно…) | 1 |
1.4. | «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги» (Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много). | 1 |
1.5. | «Правду говорят двое: тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает» (Кто? Кому? Зачем? Как?) | 1 |
2. | «Речевой этикет» | 8 |
2.1. | «Бывает, что одно и то же слово терзает одного, целит другого» (Не забудь извиниться!) | 1 |
2.2. | «Без привета нет ответа» (Здравствуйте!) | 1 |
2.3. | «В чем проговорился, с тем и простился» (До свидания!) | 1 |
2.4. | «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди» (Благодарность) | 1 |
2.5. | «Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай» (Правила общения). | 1 |
2.6. | «Говорить, не думая, — что стрелять, не целясь» (Как обратиться с просьбой). | 1 |
2.7. | «Лошадь узнают в езде, человека — в общении» (Разговор по телефону) | 1 |
2.8. | «Жить в соседях — быть в беседах» (Приглашение) | 1 |
3. | «Техника речи» | 5 |
3.1. | «Доброе слово дом построит, а злое разрушит» (Каким тоном?). | 1 |
3.2. | «Язык болтает, а голова отвечает» (Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!) | 1 |
3.3. | «Сказанное слово — серебряное, несказанное — золотое» (Когда хорошо молчать как рыба?) | 1 |
3.4. | «За её языком не поспеешь и босиком» (Поспешишь – людей насмешишь!) | 1 |
3.5. | «Слов много, а дела мало» (Отгадай, что я сказал!) | 1 |
| Всего | 18 |
Содержание программы является пропедевтическим курсом школьного риторического образования концепция и программа которого разработаны профессором Т.А. Ладыженской.
Программа служит дополнением к уже существующему курсу «Ты ‑ словечко, я ‑ словечко» для дошкольников З.И.Курцевой – цели, задачи и разделы программ совпадают, и, не смотря на то, что каждый раздел имеет свою специфику, свою воспитательную и образовательную ценность, тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Раздел «Общение»
Общение, его значение для человека. Общение бывает разным (письменное и устное). Речевая ситуация (Кто? Кому? Зачем? Как?). Риторика уважения к собеседнику (правила общения и слушания).
Цель:
Показать дошкольникам значимость общения в жизни каждого человека и подвести к пониманию того, что слово является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.
Задачи:
Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
Знакомство с основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
Развитие у дошкольников умения строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.
Раздел «Речевой этикет»
Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Разговор по телефону. Правила и нормы речевого этикета.
Цели:
Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами.
Формирование представлений о нормах и правилах речевого этикета, развитие умения пользоваться ими в зависимости от ситуаций общения.
Задачи:
Формирование представлений о речевых жанрах приветствия/прощания, благодарности/извинения, уместного их употребления с учетом адресата и ситуации общения.
Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.
Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения.
Раздел «Техника речи»
Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Средства речевой выразительности (речевое дыхание, дикция, интонация, голос и его свойства).
Цель:
Формирование представлений дошкольников о коммуникативных качествах речи и средствах ее выразительности – мимика, жесты, телодвижения, голос.
Задачи:
Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения).
Работа над интонацией, голосом и формированием речевого дыхания.
Развитие умений детей пользоваться разнообразными средствами речевой выразительности, соотносить вербальные и невербальные средства общения, владеть своим голосом.
Содержание программы в тематическом плане каждой возрастной группы распределяется с усложнением:
Раздел программы | Возраст детей |
от 4 до 5 лет | от 5 до 6 лет | от 6 до 7 лет |
ОБЩЕНИЕ | виды общения, невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения) | + компоненты речевой ситуации, коммуникативные цели общения | + правила общения |
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ | приветствие, прощание, благодарность, извинение | + просьба, отказ | + разговор по телефону |
ТЕХНИКА РЕЧИ | скороговорки, считалочки, чистоговорки | + пословицы, поговорки, | + скороговорочные рассказики, сочинение чистоговорок. |
Вариативность организации детской деятельности с учетом особенностей дошкольного образовательного учреждения делает бессмысленными детальные рекомендации по объему часов, выделяемых на тематическую встречу по данной программе.
Предполагается самостоятельный выбор и творческое использование педагогами программы – ее объема и форм подачи информации, дидактического материала, необходимого для социально-коммуникативного развития дошкольников, с учетом имеющегося времени, уровня развития детей и собственной подготовки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут [3].
Учебный план Программы.
Период обучения | Раздел Программы | Тема | Количество часов | Форма контроля |
Теория | Практика | Общая длительность |
сентябрь-ноябрь | ОБЩЕНИЕ | | | 12 | 12 | портфолио «По дороге к волшебной стране «Риторика» |
декабрь-февраль | ТЕХНИКА РЕЧИ | | | 12 | 12 |
март-май | РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ | | | 12 | 12 |
Методы обучения и педагогические технологии:
№ п / п | Структурный компонент тематической встречи по программе | Методические приемы, обеспечивающие продуктивную деятельность детей | Методы развивающего обучения (на основе технологий ОС «Школа 2100») |
1. | «Риторика в фольклоре» | Беседа-рассуждение с детьми о пословице по теме встречи | метод проблемного диалога |
2. | «Проблемная ситуация» | Выполнение коммуникативно-речевых заданий на основе типичных для дошкольников ситуаций общения |
3. | «Волшебная риторика» | Чтение педагогом риторической сказки и произведений художественной литературы по теме встречи | метод продуктивного чтения |
4. | «Риторические зарисовки» | Работа с иллюстрациями, книгами, рисование, лепка, обыгрывание и постановка мини-спектаклей |
5. | «Новости из дома» | Выступления детей по результатам выполнения творческих домашних заданий с родителями | метод портфолио |
6. | «Риторика в играх» | Организация коммуникативно-речевых игр – упражнений, моделирование жизненных ситуаций общения |
7. | «Детский сад в гостях у школы» | Реализация механизма преемственности со следующей для ребенка ступенью образования «начальная школа» | метод проектов |
Формы организации образовательного процесса.
Вариативность программы позволяет педагогам самостоятельно планировать работу, в зависимости от выделенных часов. Система проведения тематических встреч в рамках программы не предполагает строго регламентированных форм организации и может быть реализована двумя способами:
1) Комплексно – в виде тематических встреч с детьми во второй половине дня, когда по каждой теме организуется одна или две, в которые могут быть включены элементы различных видов деятельности дошкольников. Закрепление материала происходит в режимных моментах и самостоятельной деятельности дошкольников (на прогулке, через чтение литературы, в играх-драматизациях и пр.), а также в повседневном общении в условиях семьи.
2) Рассредоточено – как сквозной элемент любого события в ДОУ (игры, развлечения, праздника, соревнования и т.д.), то есть в структуре различных форм образовательной деятельности дошкольников.
Формы организации занятия. Тематические встречи зависят от использования в них следующих методов обучения:
1. Словесные методы обучения: беседа; анализ текста и др.
2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу и др.
3. Практические методы обучения: творческие задания; коммуникативно-речевые упражнения; риторические игры и др.
Возможны занятия по форме игра-путешествие, беседа-рассуждение, творческая мастерская.
Организация работы по Программе
Срок реализации. Программа «Риторика для дошкольников» может быть адаптирована к условиям различных дошкольных учреждений и реализована в дошкольных учреждениях любого типа, в учреждениях дополнительного образования детей дошкольного возраста и в школах, где ведется предшкольная подготовка будущих первоклассников, в течении одного или трех лет.
Особенности организации педагогического процесса. Методы организации совместной образовательной деятельности взрослого с ребенком по программе «Риторика» описаны подробно в соответствующем разделе «Методы развивающего обучения в реализации содержания программы» авторского пособия «Риторика до школы».
Кадровое обеспечение. Реализация программы «Риторика для дошкольников» не предполагает введения дополнительных специалистов для работы с детьми в группе.
Эффективность реализации программы обусловлена коммуникативной компетентностью взрослых, окружающих ребенка в детском саду и дома. Методическое обеспечение процесса совершенствования коммуникативно-речевых умений педагога представлено в учебно-методическом пособии автора «Речевая культура диалога педагога с родителями» (М: «Баласс», 2012. -192 с.).
Материально-техническое оснащение. В процессе реализации программы целесообразно использование теле и видеоаппаратуры, аудио и визуальных средств, позволяющих наглядно демонстрировать детям все стороны устной речи в ее многократном повторении (просмотр мультфильмов, запись голосов и т.п.) и динамике (видеозаписи выступлений дошкольников и т.п.).
Информационное обеспечение. Программа «Риторика» является логическим продолжением и дополнением пропедевтического курса риторики, содержание которого раскрыто в методических рекомендациях для воспитателей, учителей и родителей. Ты-словечко, я – словечко… З.И. Курцевой (М.: «Баласс», 2002. – 96 с.).
Формы подведения итогов по каждой теме или разделу. Все разделы Программы взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют друг за другом. Основными показателями социально-коммуникативного развития ребенка являются продукты детской речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и словотворчество) в динамике, то есть сравнение достижений ребенка с его же достижениями на более ранних этапах, а не в сравнении с другими детьми.
Совместимость с другими образовательными программами. Программа может быть использована совместно с другими программами различной направленности