СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности "Второафонский Бештаугорский монастырь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей стратегической задачей современного образования является всестороннее развитие подрастающего поколения. Одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности учащихся выступает туристско-краеведческая деятельность. В ней интегрируются все основные стороны воспитания: идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор воспитанников. С помощью туристско-краеведческой деятельности происходит более эффективное воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности "Второафонский Бештаугорский монастырь"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

Г. ГЕОРГИЕВСК











Дополнительная образовательная программа

туристско-краеведческой направленности


«Второафонский Бештаугорский монастырь»









Автор: Вартанов Константин Владимирович,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова г. Георгиевска,

магистр социально-экономического образования,

руководитель историко-биографического

музея «Память» педагог дополнительного

образования Центра туризма, экологии

и краеведения г. Георгиевска.










Георгиевск, 2018 год


Пояснительная записка


Важнейшей стратегической задачей современного образования является всестороннее развитие подрастающего поколения. Одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности учащихся выступает туристско-краеведческая деятельность. В ней интегрируются все основные стороны воспитания: идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор воспитанников. С помощью туристско-краеведческой деятельности происходит более эффективное воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. Специфичность краеведения заключается в непосредственном погружении учащегося в окружающую его жизнь.

Краеведение представляет собой историческую, археологическую, культурную, природоведческую, экологическую деятельность; при этом, оно всегда включает мировоззренческий аспект.

Важной составляющей процесса формирования современной личности является духовно-нравственное воспитание. Изучение учащимися культурных, духовных, нравственных основ своего народа превращает их в полноценных граждан своего Отечества и патриотов малой родины.

Построение гражданского общества начинается с человека. С его общественной позиции, реальных дел на благо родного края, с ответственности за судьбу страны. Гражданское воспитание – одна из насущных проблем нашего общества, а его важнейшей формой является краеведение, выступающее важнейшим средством воспитания, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны, воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.

Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы. В ходе реализации программы у учащихся формируется богатое представление о культуре и истории Северного Кавказа, а это позволяет сформировать ещё больший интерес к истории Отечества.

Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» – путешествия в окружающую среду с элементами её познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.

Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, повышение мотивации к творческому развитию и профессиональному самоопределению личности.

Задачи:

- Повышение уровня гражданского и патриотического воспитания, эстетического и культурного образования учащихся средствами краеведения;

- углубление знаний учащихся о природно-культурном наследии и истории Северного Кавказа;

- ознакомление учащихся с методами организации познавательно - исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия Северного Кавказа;

-обогащение эмоционально - ценностной сферы учащихся за счёт непосредственного взаимодействия с объектами истории, природного и культурного наследия Северного Кавказа;

-формирование у учащихся нравственного отношения к истории, природному и культурному наследию Северного Кавказа;

-включение учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению, восстановлению и охране объектов истории, природного и культурного наследия Северного Кавказа.

Срок реализации программы 12 ч.

Возрастная категория участников: средний и старший школьный возраст.


Прогнозируемые результаты реализации программы:


Воспитанники должны знать

Воспитанники должны уметь

  • общее представление об истории Северного Кавказа, его природно-культурном наследии;

  • методы познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия Северного Кавказа;

  • представителей флоры и фауны Северного Кавказа; виды, занесенные в Красную книгу Ставропольского края.

  • правила поведения вне населенных пунктов;

  • свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах по Кавказу, связывать эти факты с историей России в целом;

  • видеть неразрывную связь истории родного края с историей Отечества;

  • передвигаться по дорогам и тропам в составе группы, преодолевая естественные несложные препятствия;

  • определять представителей флоры региона.



Тематическое планирование


Наименование тем

Количество часов

1

Введение. Вера в жизни человека. Святые места Кавказа

2

2

История христианства на Кавказе от древности до наших дней.

2

3

Природа – Божий храм, Бережное отношение к природе – любовь к Богу-Творцу

2

4

История Второафонского Бештаугорского монастыря на Кавказе

2

5

Экскурсия во Второафонский Бештаугорский монастырь

4


Содержание курса

1.Введение (2 ч)

Вера в жизни человека. Святые места Кавказа

2. История христианства на Кавказе от древности до наших дней (2 ч)

Христианизация Кавказа в начале нашей эры. Святые апостолы, проповедовавшие на Кавказе. Христианские народы Кавказа. Отношения христиан Кавказа с Россией.

3. Природа – Божий храм, Бережное отношение к природе – любовь к Богу-Творцу (2 ч)

Природа, Божье творение. Бережное отношение человека к природе, сохранение многообразия растительного и животного мира.

4. История Второафонского Бештаугоского монастыря (2 часа)

Основание монастыря в начале XX века. Монастырь до 1920-х годов. Уничтожение монастыря советской властью. Возрождение монастыря в начале XXI века.

5. Экскурсия во Второафонский Бештаугорский монастырь (4 часа)

Монашество как особое служение человека Богу. Жизнь монастыря и монахов.



Список рекомендуемой литературы.

Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М.: ФЦДЮТиК, 2006.

Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.

Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Константинова Ю.В. Словарь юного туриста. М.: ФЦДЮТиК, 2008.

Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2001

Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Юные туристы-краеведы. Программы для системы дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.