МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Г. ГЕОРГИЕВСК
Дополнительная образовательная программа
туристско-краеведческой направленности
«Второафонский Бештаугорский монастырь»
Автор: Вартанов Константин Владимирович,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова г. Георгиевска,
магистр социально-экономического образования,
руководитель историко-биографического
музея «Память» педагог дополнительного
образования Центра туризма, экологии
и краеведения г. Георгиевска.
Георгиевск, 2018 год
Пояснительная записка
Важнейшей стратегической задачей современного образования является всестороннее развитие подрастающего поколения. Одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности учащихся выступает туристско-краеведческая деятельность. В ней интегрируются все основные стороны воспитания: идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор воспитанников. С помощью туристско-краеведческой деятельности происходит более эффективное воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. Специфичность краеведения заключается в непосредственном погружении учащегося в окружающую его жизнь.
Краеведение представляет собой историческую, археологическую, культурную, природоведческую, экологическую деятельность; при этом, оно всегда включает мировоззренческий аспект.
Важной составляющей процесса формирования современной личности является духовно-нравственное воспитание. Изучение учащимися культурных, духовных, нравственных основ своего народа превращает их в полноценных граждан своего Отечества и патриотов малой родины.
Построение гражданского общества начинается с человека. С его общественной позиции, реальных дел на благо родного края, с ответственности за судьбу страны. Гражданское воспитание – одна из насущных проблем нашего общества, а его важнейшей формой является краеведение, выступающее важнейшим средством воспитания, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны, воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.
Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы. В ходе реализации программы у учащихся формируется богатое представление о культуре и истории Северного Кавказа, а это позволяет сформировать ещё больший интерес к истории Отечества.
Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» – путешествия в окружающую среду с элементами её познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.
Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, повышение мотивации к творческому развитию и профессиональному самоопределению личности.
Задачи:
- Повышение уровня гражданского и патриотического воспитания, эстетического и культурного образования учащихся средствами краеведения;
- углубление знаний учащихся о природно-культурном наследии и истории Северного Кавказа;
- ознакомление учащихся с методами организации познавательно - исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия Северного Кавказа;
-обогащение эмоционально - ценностной сферы учащихся за счёт непосредственного взаимодействия с объектами истории, природного и культурного наследия Северного Кавказа;
-формирование у учащихся нравственного отношения к истории, природному и культурному наследию Северного Кавказа;
-включение учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению, восстановлению и охране объектов истории, природного и культурного наследия Северного Кавказа.
Срок реализации программы 12 ч.
Возрастная категория участников: средний и старший школьный возраст.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Воспитанники должны знать | Воспитанники должны уметь |
общее представление об истории Северного Кавказа, его природно-культурном наследии; методы познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия Северного Кавказа; представителей флоры и фауны Северного Кавказа; виды, занесенные в Красную книгу Ставропольского края. правила поведения вне населенных пунктов; | свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах по Кавказу, связывать эти факты с историей России в целом; видеть неразрывную связь истории родного края с историей Отечества; передвигаться по дорогам и тропам в составе группы, преодолевая естественные несложные препятствия; |
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Количество часов |
1 | Введение. Вера в жизни человека. Святые места Кавказа | 2 |
2 | История христианства на Кавказе от древности до наших дней. | 2 |
3 | Природа – Божий храм, Бережное отношение к природе – любовь к Богу-Творцу | 2 |
4 | История Второафонского Бештаугорского монастыря на Кавказе | 2 |
5 | Экскурсия во Второафонский Бештаугорский монастырь | 4 |
Содержание курса
1.Введение (2 ч)
Вера в жизни человека. Святые места Кавказа
2. История христианства на Кавказе от древности до наших дней (2 ч)
Христианизация Кавказа в начале нашей эры. Святые апостолы, проповедовавшие на Кавказе. Христианские народы Кавказа. Отношения христиан Кавказа с Россией.
3. Природа – Божий храм, Бережное отношение к природе – любовь к Богу-Творцу (2 ч)
Природа, Божье творение. Бережное отношение человека к природе, сохранение многообразия растительного и животного мира.
4. История Второафонского Бештаугоского монастыря (2 часа)
Основание монастыря в начале XX века. Монастырь до 1920-х годов. Уничтожение монастыря советской властью. Возрождение монастыря в начале XXI века.
5. Экскурсия во Второафонский Бештаугорский монастырь (4 часа)
Монашество как особое служение человека Богу. Жизнь монастыря и монахов.
Список рекомендуемой литературы.
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Константинова Ю.В. Словарь юного туриста. М.: ФЦДЮТиК, 2008.
Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2001
Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Юные туристы-краеведы. Программы для системы дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.