Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрена на заседании педагогического (методического) совета " " 202_ г., протокол № | УТВЕРЖДЕНА приказом от 202_ г. № УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ МО “Ногинский колледж” ________________ Ф.И.О. (печать) |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Студенческое научное общество»
(название)
базовый уровеньподвид (разноуровневая (уровень), модульная, сетевая, комплексная, конвергентная и др.)
Возраст обучающихся: 16-19 лет
Срок реализации программы: 2023-2024 г.
Автор-составитель программы:
Чумаков Сергей Александрович, преподаватель физики и астрономии высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |
2.СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ | |
3.условия реализации программы | |
4.Контроль и оценка результатов Освоения ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |
Пояснительная записка
Данная программа посвящена предметам, традиционно выделяемым в цикл естественно-научных дисциплин (физика, астрономия, математика и т. п.) и философии науки как отдельной дисциплине, раскрывающей механизмы познания мира с рациональной точки зрения.
Данная программа базируется на следующих ведущих идеях:
Формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости естественнонаучных знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Направленность программы: естественнонаучная
Актуальность программы «Студенческое научное общество» заключается в реализации требований основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года в части развития просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи.
К отличительным особенностям программы можно отнести широкий охват тем, которые рассматриваются в рамках программы — проводится краткий экскурс в историю развития ряда наук, обзор их современного состояния и практической реализации наукоёмких технологий. В программе так же затрагиваются вопросы достижений отечественной науки, перспектив её развития и организационно-правовых форм современного научного творчества.
Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 16-19 лет, в составе кружка, в котором реализуется программа, могут быть дети разных возрастов. Степень подготовки обучающихся для реализации программы: заинтересованность в освоении новых знаний, умений, навыков, успехи в обучении по естественнонаучным дисциплинам как в школе, так и в колледже.
Продолжительность обучения: 10 месяцев (сентябрь-май)
Режим занятий: один раз в неделю 2 астрономических часа всем составом объединения в очной форме.
Цель и задачи программы
Цель: создание и укрепление естественнонаучного взгляда на мир и рационального мышления.
Задачи:
Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, естественнонаучного мышления и рационального взгляда на окружающий мир;
Метапредметные – развитие мотивации к исследовательскому виду деятельности, потребности в самообразовании самостоятельности, ответственности, активности в вопросах познания.
Предметные - развитие познавательного интереса к естественным наукам, включение в познавательную деятельность.
Планируемые результаты:
Формирование умений решать практические задачи с учётом профессиональной направленности и современных научных концепций;
приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы, опираясь на актуальные научные знания ;
формирование умений искать, анализировать и обрабатывать информацию;
подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования, коммуникации, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях.
Содержание программы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 90 |
лабораторные работы | |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание факультатива
№ пп | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации |
Всего | Теория | Практика | |
Введение | 30 | | | |
| Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры. | | 2 | |
| Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. | 2 | | |
| Наука и философия. | 2 | | |
| Наука и искусство. | 2 | | |
| Роль науки в современном образовании и формировании личности. | 2 | | |
| Преднаука и наука в собственном смысле слова | 2 | | |
| Становление опытной науки в европейской культуре. | 2 | | |
| Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. | 2 | | |
| Научное знание как сложная развивающаяся система. | 2 | | |
| Многообразие типов научного знания. | 2 | | |
| Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. | 2 | | |
| Структуры теоретического знания. | 2 | | |
| Научная картина мира. | 2 | | |
| Исторические формы научной картины мира. | 2 | | |
| Функции научной картины мира | 2 | | |
Естественные науки | 8 | 8 | | |
| Естественные науки и культура. | | 2 | | |
| Естествознание и социальная жизнь общества. | 2 | | |
| Физика как фундамент естествознания. | 2 | | |
| Специфика методов физического познания | 2 | | |
Астрономия и космология | 18 | 18 | | |
| Основания научного метода в астрономии и космологии. | 2 | | |
| Эволюционная проблема в астрономии и космологии. | 2 | | |
| Основания и концептуальная структура современных космологических теорий | 2 | | |
| Понятия пространства и времени, эволюции и стационарности, конечного и бесконечного, причинности и спонтанности в космологических теориях | 2 | | |
| Философские аспекты проблемы жизни и разума во Вселенной. | 2 | | |
| Антропный принцип (слабый, сильный, участия, финалистский) и принцип целесообразности в космологии. | 2 | | |
| Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации. | 2 | | |
| Астрономия и перспективы космического будущего человечества. | 2 | | |
| Астрономия и перспективы космического будущего человечества. | 2 | | |
География | 2 | 2 | | |
| Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура | | 1 | | |
| Проблема пространства и времени в географии | 1 | | |
Исследовательская деятельность | 6 | 6 | | |
| Этапы организации исследовательской деятельности | | 1 | | |
| Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы | 1 | | |
| Постановка целей и задач исследования. Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. | 1 | | |
| Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Структура доклада. Вступление и заключение Главная часть доклада. | 1 | | |
| Методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Искусство отвечать на вопросы при защите исследовательской работы. | 1 | | |
| Конференции.Особенности написания тезисов доклада. Типы докладов. Особенности подготовки устного доклада. | 1 | | |
Космонавтика: история и современность | 20 | | | |
| Зарождение мысли о полетах в космос. Ф.Цандер, Ю.Кондратюк и другие. ГИРД и ее работы. Запуск первой советской ракеты на жидком топливе | | 2 | | |
| История непилотируемой космонавтики с 1957 по 1961 год.Ракета Р-7. Спутник-1 | 2 | | |
| Развитие космической техники на рубеже 50-60 годов. Первые полёты к Луне Предпосылки к созданию проектов по пилотируемой космонавтике. | 2 | | |
| Освоение ближнего и дальнего космоса. Полёт Юрия Гагарина. Парные полеты. Первая женщина-космонавт В.В.Терешкова. Первые многоместные. Выход в открытый космос | 2 | | |
| КА «Союз» Орбитальные космические комплексы. Семейство «Салютов». «Мир-1» и «Мир-2». | 2 | | |
| «Shuttle» и «Буран» | 2 | | |
| УР-500 – «Протон».Как автоматы исследуют ближний и дальний космос. Полеты на Луну, Венеру и Марс. | 2 | | |
| Исследования планет космическими аппаратами в XX веке. | 2 | | |
| Исследования планет космическими аппаратами в XXI веке | 2 | | |
| Основные положения теории современного космического полёта | 2 | | |
Отечественная наука: персоналии и организации | 4 | 4 | | |
| Известные учёные России: Д.Менделеев, С.Королёв, И.Курчатов, В.Легасов, А.Сахаров | | 2 | | |
| Объединения учёных: государственные и общественные академии наук | 2 | | |
Календарный план воспитательной работы.
№ п/п | Название мероприятия, события | Форма проведения | Сроки проведения |
| Встреча с известными учёными и популяризаторами науки | Лекция | Сентябрь |
| Экскурсия в научно-технические музеи Москвы и Подмосковья | Экскурсия | Октябрь |
| Встреча с известными учёными и популяризаторами науки | Лекция | Ноябрь |
| Экскурсия в Астрокосмический Комплекс | Экскурсия | Декабрь |
| Экскурсия в центр «Авиация и космонавтика» | Экскурсия | Январь |
| Встреча с известными учёными и популяризаторами науки | Лекция | Февраль |
| Экскурсия в музей космонавтики | Экскурсия | Март |
| Встреча с известными учёными и популяризаторами науки | Лекция | Апрель |
| Экскурсия в Астрокосмический Комплекс | Экскурсия | Май |
| Экскурсия в научно-технические музеи Москвы и Подмосковья | Экскурсия | Июнь |
5