СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «ШСК ГРОЗА»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «ШСК ГРОЗА», разработана для учащихся 12-14 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «ШСК ГРОЗА»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г.Черногорск








РАССМОТРЕНО

педагогическим советом протокол 28.08.2023 №1



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора от 28.08.2023 №50






Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности

«ШСК ГРОЗА»




Срок реализации: 1 год

Направленность: модифицированная

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Автор – составитель:

Петросов Павел Георгиевич















г.Черногорск, 2023


Содержание



Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цель и задачи программы.



1.3. Содержание программы.

1.4. Ожидаемые результаты.

Раздел № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график.

2.2. Условия реализации программы.

2.3. Методическое обеспечение.

2.4. Формы аттестации.

2.5. Оценочные материалы.

2.6. Список литературы.






























Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»


1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный клуб» физкультурно-спортивной направленности стартового уровня. Составлена с учетом требований следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон от 29декабря2012г.N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  • ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот27.07.2022N629

  • «ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 678-р от 31.03.2022;

  • Постановление Главного государственного санитарного врачаРФ от28.09.2020N

28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Устав образовательной организации;

  • Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе образовательной организации.


Актуальность программы состоит в том, она направлена на привлечение обучающихся и родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом; на формирование у обучающихся здорового образа жизни.


Педагогическая целесообразность позволяет нам решить проблему занятости учащихся и их родителей в свое свободное время, направляя его на активный отдых это спортивные мероприятия, праздники с родителями, турниры, соревнования по игровым видам спорта.


Новизна программы в новом подходе реализации, которая помогает реализовывать все спортивно-массовые мероприятия, а также подготовку и сдачу норм ФВСК «ГТО». Ежегодно составляется план мероприятий, где учитываются интересы и пожелания учащихся и родителей.


Отличительная особенность программы в том, что способствует формированию общей культуры, а также познавательной, физической, социальной творческой активности личности обеспечивающих формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции. В результате реализации программы сами обучающиеся, педагоги, родители становятся полноценными субъектами организации спортивно-оздоровительной работы в гимназии. Они включаются в спортивную деятельность в роли консультантов, помощников, организаторов внеурочных мероприятий, и самое главное родители тесно взаимодействуют со своими детьми, что способствует налаживанию между ними доверительных отношений и положительно влияет на результативность освоения данной программы и процесса обучения в целом.


Адресат программы являются учащиеся 12-14лет.

Набор учащихся в клуб свободный, принимаются все желающие на бесплатной основе, годные по состоянию здоровья. Каждый год создается актив клуба, которые являются организаторами соревнований, турниров, праздников и выполняют функции судей на соревнованиях. Группа формируется из не менее 20 учащихся.


Объем программы 144 часа в год, срок освоения программы 1 год.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 ак. часа.

Форма занятий очная, основные формы работы теоретические, практические занятия, групповые занятия, соревнования, спортивные праздники.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.


Уровень программы – стартовый.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: приобщение учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности для формирования ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные

- формировать знания и умения в области ЗОЖ

- обучать правилам организации соревнований, турниров спортивных праздников.

Развивающие

- формировать навыков судейства;

- обеспечить развитие физических качеств, расширять функциональные возможности организма для сдачи норм ВФСК «ГТО»;

- расширять навыки и умения в физкультурно-спортивной деятельности;

Воспитательные

- способствовать воспитанию нравственных и волевых качеств личности учащихся.

- мотивировать всех школьников к систематическим занятия физической культурой и спортом;


Методы контроля и управления образовательным процессом: входящий мониторинг, текущий контроль, промежуточная аттестация, подведение итогов реализации Программы.

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация обучающихся. Входящий мониторинг проводится на первом занятии. Текущий контроль проводится в процессе освоения программы. Промежуточная аттестация проводится с целью выявления образовательного уровня развития детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы, проводится в январе месяце.


Виды контроля

Формы контроля

Входящий мониторинг, проводится в начале года (на первом занятии)

сентябрь

Опрос (диагностическая карта).

Текущий контроль, проводится в течение года

Беседа, опрос, наблюдение, практическое задание, игра

Промежуточная аттестация, проводится в середине года

январь

Мини показы с целью проверки практических умений и навыков

Подведение итогов реализации программы проводится в конце учебного года

май

Показ










1.3. Содержание программы.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Первый год обучения

1

Теоретическая подготовка.


6

6

-

беседа-диалог

1.1

Места занятий, оборудование и инвентарь. Техника безопасности при проведении соревнований. Правила организации и судейства.

2

Спортивные праздники

30


30


3

Соревнования

60


60


4

Выполнение норм ВФСК «ГТО»

48

2

46

тестирование

Всего

144

8

136



Содержание

1.Теоретическая подготовка.

1.1.Места занятий, оборудование и инвентарь. Техника безопасности.

Теория: Правила поведения в зале, техника безопасности во время соревнований, выбор инвентаря формы одежды. Правила организации соревнований, судейство, ведение протокола.

2. Спортивные праздники

Практика: туристический слет «Юный турист», «Зимние забавы». «Зарница», «Папа, мама я спортивная семья!», «Веселые старты», «Сдаем вместе ГТО», «Папа с сыном, великая сила!», «А ну –ка, парни!», «Идет солдат по городу», «Олимпийские состязания», «Фестиваль ГТО».

3. Соревнования.

Практика: Турниры по стритболу (мальчики, девочки) среди учащихся 5,6,7,8,9 классов. Турниры по баскетболу (мальчики, девочки) среди учащихся 5,6,7,8,9 классов. Турниры по волейболу (мальчики, девочки) среди учащихся 5,6,7,8,9 классов. Турнир по футболу (мальчики) среди учащихся 5,6,7,8,9 классов. Турниры по шашкам 5,6,7,8,9 5,6,7,8,9 классов. Турниры по шахматам среди учащихся 5,6,7,8,9 классов. Турниры по пионерболу среди 3,4 классов. Турниры по настольному теннису среди учащихся 5,6,7,8,9 классов. Участие в олимпиадах 5-9 классы.

4. Выполнение норм ВФСК «ГТО»

Теория: Правила выполнения норм ГТО, виды испытаний, ступени, количество нормативов на знак.

Практика: Бег 30м, 60м, 100м, бег 1, 1,5 2 км, челн. Бег 3х10, прыжок с места, метание, пресс, наклон, подтягивание, отжимание, кросс по пересеченной местности 2,3 км.


1.4. Ожидаемые результаты.

Обучающиеся:

знают

 - технику безопасности на соревнованиях по подвижным и спортивным играм;

 - простейшие правила подвижных и спортивных игр;

 - правила личной гигиены;

 - профилактику травматизма;

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдых.

Умеют

- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения для успешной сдачи норм ГТО;

- применять технические элементы подвижных и спортивных игр, использовать их в условиях соревновательной деятельности организации собственного досуга;

- самостоятельно организовать и провести подвижную, спортивную игру по всем правилам;

- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой;

- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.

Владеют

- техникой и тактикой подвижных и спортивных игр;

- навыками судейства подвижных и спортивных игр;

 Способы определения их результативности наблюдение, мониторинг общефизических, показателей по нормативам ГТО, успешность игровой деятельности итоги соревнований, турниров, праздников.


Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график

Годы обучения

Дата начала обучения

Дата

окончания

обучения

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

2024–2025


01.09.24 г.

31.05.25г.

36

72

144

2 раза по 2 часа в неделю


2.2 Условия реализации программы


Для реализации данной программы необходимы:

п/п

Наименование

Количество (шт.)

1

Гантель 1,5 кг.

2

2

Канат для лазания

1

3

Гимнастический мат

12

4

Обруч гимнастический

5

5

Скамья гимнастическая

3

6

Скакалка гимнастическая

30

7

Волейбольная сетка

1

8

Мяч волейбольный

20

9

Мяч футбольный

20

10

Мяч баскетбольный

27

11

Баскетбольный щит

2

12

Шведская стенка

1

13

Передвижная перекладина

1

14

Конусы

9

15

Бадминтон

1 пара

16

Валанчик

7

17

Шахматы

1

18

Кольца малые

2

19

Кубики для челночного бега

10

20

Настольная игра

1

21

Манишки

10

22

Мешки для конкурсов

4

23

Номера грудные

30

24

Кегли

9

25

Гранаты для метания 500г.

3

26

Гранаты для метания 700г

2

27

Теннисный мяч

8

28

Мяч для метания (150г.)

3

29

Эстафетная палочка

2

30

Бита для лапты

2

31

Насос

1

32

Кубики для отжимания

30

33

Фишки

20

34

Перчатки вратарские

4

35

Мяч набивной (Медицибол)

10

36

Фишки

20



Кадровое обеспечение: программу реализуют педагогические кадры, имеющие необходимую квалификацию для решения задач, определенных дополнительной общеразвивающей программой, способные к творческой профессиональной деятельности и к непрерывному профессиональному развитию.


Информационное обеспечение

Учебники: А.П. Матвеев «Физическая культура» 5 класс. Москва «Просвещение» 2012г

А.П. Матвеев «Физическая культура» 6-7 класс. Москва «Просвещение» 2019г

А.П. Матвеев «Физическая культура» 8-9 класс. Москва «Просвещение» 2019г

В.И. Лях «Физическая культура» 10-11 кл Москва Просвещение 2020г

В. Панов «Первая книга шахматиста» Москва «ФиС» 2019г

В.Н. Федоров «Развивающие игры на шахматной доске» Кемерово КРИПиПРО 2018г

2.3 Методическое обеспечение.


Дидактические материалы:

Положения о соревнованиях, праздниках, турнирах.

Правила игры: баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол.

Электронные ресурсы:

Сайт

ВФСК «ГТО»

https://www.gto.ru/norms

Министерство физической культуры и спорта

https://www.dmps-kuzbass.ru/

«Кузбасс спортивный» - официальный спортивный портал Кузбасса.

http://www.sport-kuzbass.ru/magazine/

Российская электронная школа «Физическая культура»

https://resh.edu.ru/

Шахматы онлайн

https://chess-samara.ru/


Педагогические технологии:

-Личностно-ориентированные технологии;

-Технология проблемного обучения;

-Здоровьесберегающие технологии;

-ТехнологииКТД (коллективно-трудовых дел);

-Технология разноуровневого обучения;

-Игровые технологии.


Алгоритм учебного занятия:

  1. Подготовительный этап:

–организационный момент;

  • Подготовка обучающихся к работе на занятии;

  • Выявление пробелов и их коррекция;

  1. Основной этап:

    • Подготовка к новому содержанию;

    • обеспечениемотивацииипринятиедетьмицелиучебно–познавательнойдеятельности;

    • формулировка темы, цели учебного занятия;

    • усвоение новых знаний и способов действий;

    • применение пробных практических заданий.

  2. Практическая работа.

  3. Итоговый этап:

–подведение итога занятия, что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать;

  • Мобилизация детей на самооценку;

  • рефлексия.



2.4 Формы аттестации

Контроль за деятельностью учащихся осуществляется через проверку знаний, умений и навыков, связанных с тем или иным видом деятельности, который они осваивают в соответствии с учебным планом.

На каждом занятии педагог осуществляет учёт посещаемости занятий учащимися, который ведется в журнале учебной группы. Кроме того, на каждом занятии осуществляется визуальный контроль — педагог контролирует деятельность занимающихся, соблюдение ими установок на занятии и техники безопасности. В конце каждого занятия также осуществляется контроль приобретенных знаний и сформированных навыков.

Выявление уровня освоения материалов включает разные виды контроля в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы:

    • начальный или входной контроль проводится с целью определения уровня развития учащихся;

    • текущий контроль — с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела);

    • промежуточный контроль — с целью определения результатов обучения (проводится по окончании каждого полугодия);

    • итоговый контроль — с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их способностей (на конец срока реализации программы).


Форма аттестации:

1. Сдача норм ВФСК «ГТО» 1-5 ступень (получение знака)

2. Участие в творческих конкурсах разного уровня для пропаганды спортивных игры;

3. Матчевые встречи и товарищеские игры с командами аналогичного возраста.


Система оценки результатов освоения обучения дополнительной общеразвивающей программы являются уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост.

Текущий контроль проводится в течение учебного года в различных формах в спортивных праздниках, конкурсах, соревнованиях разного уровня судейство на соревнованиях.

Итоговая аттестация проводится в конце года. Форма проведения итоговой аттестации - сдача контрольных нормативов ГТО.



2.5 Оценочные материалы


По спортивным играм оценочным результатом является – призовые места в различных соревнованиях разного уровня.


Нормативы испытаний (тестов)

Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)


ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ

(возрастная группа от 12 до 13 лет включительно)



п/п


Наименование испытания

(теста)

Нормативы

Физические качества, прик- ладные навыки и умения

Мальчики

Девочки







Обязательные испытания (тесты)



1.

Бег на 30 м (с)

5,8

5,4

5,0

6,1

5,7

5,2


Скоростные возможности


Бег на 60 м (с)


11,1


10,2


9,4


11,5


10,7


9,9




2.

Бег на 1500 м

(мин, с)

8:30

7:55

6:40

9:10

8:15

7:03


Выносливость

Бег на лыжах на

2 км (мин, с)


14:30


13:35


12:15


15:20


14:20


13:10

Кросс на 3 км (бег по пересеченной местности) (мин, с)


18:55


17:05


15:45


21:30


19:40


17:15






3.

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)


3


5


8


-


-


-


Сила

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

90 см (количество раз)


10


16


24


8


12


18

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)


12


18


29


6


9


15



4.

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см)



+3



+5



+9



+4



+6



+13


Гибкость













Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» (ГТО)


ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ

(возрастная группа от 12 до 13 лет включительно)



п/п


Наименование испытания

(теста)

Нормативы

Физические качества, прик- ладные навыки и умения

Мальчики

Девочки







Испытания (тесты) по выбору


5.


Челночный бег

3x10 м (с)


9,2


8,5


7,7


9,6


8,9


8,0


Координа- ционные способности



6.

Прыжок в длину с места

толчком двумя ногами (см)

147

162

183

132

147

167


Скоростно- силовые

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин)


31


37


47


27


31


41








7.

Метание мяча весом

150 г (м)

23

27

34

15

19

23


Прикладные навыки

Плавание на 50 м (мин, с)

1:33

1:18

0:58

1:38

1:23

1:03

Стрельба из положения сидя с опорой локтей о стол и с упора для винтовки, дистанция 10 м из пневматической винтовки с

открытым прицелом (очки)



9



15



20



9



15



20

или из пневматической винтовки с диоптрическим прицелом либо «электронного

оружия» (очки)


10


20


25


10


20


25

Туристский поход с проверкой туристских навыков протяженностью не менее 5 км

(количество навыков)


3


5


7


3


5


7

Количество физических качеств, способностей, прикладных навыков, оценка которых необходима для

получения знака отличия Комплекса


5


5


6


5


5


6


Количество испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса


5


5


6


5


5


6




Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» (ГТО)


ПЯТАЯ СТУПЕНЬ

(возрастная группа от 14 до 15 лет включительно)



п/п


Наименование испытания

(теста)

Нормативы

Физические качества, прик- ладные навыки и умения

Юноши

Девушки







Обязательные испытания (тесты)



1.


Бег на 30 м (с)


5,4


5,0


4,6


5,7


5,3


4,9


Скоростные возможности


Бег на 60 м (с)


9,7


9,1


8,1


10,8


10,2


9,5




2.

Бег на 2000 м (мин, с)

10:10

9:27

8:00

12:40

11:27

9:55


Выносливость

Бег на лыжах на 3 км

(мин, с)


19:15


17:15


16:05


22:55


20:25


19:05

Кросс на 3 км (бег по пересеченной местности) (мин, с)


16:55


15:45


14:10


19:55


18:05


16:40






3.

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)


5


9


13


-


-


-


Сила

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (количество раз)


12


18


25


9


13


19

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)


19


25


37


7


11


16


4.

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см)


+4


+6


+11


+5


+8


+15


Гибкость

Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» (ГТО)

ПЯТАЯ СТУПЕНЬ

(возрастная группа от 14 до 15 лет включительно)


п/п


Наименование испытания

(теста)

Нормативы

Физические качества, прик- ладные навыки и умения

Юноши

Девушки







Испытания (тесты) по выбору


5.


Челночный бег

3x10 м (с)


8,2


7,7


7,1


9,1


8,7


7,9

Координа- ционные способности



6.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

167

193

218

148

162

183

Скоростно- силовые возможности

Поднимание туловища из положения лежа на спине

(количество раз за 1 мин)


34


40


50


31


35


44









7.

Метание мяча весом 150 г (м)

30

35

41

19

21

27


Прикладные навыки

Плавание на 50 м (мин, с)

1:27

1:13

0:54

1:32

1:18

1:01

Стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей

о стол или стойку, дистанция 10 м (очки):

из пневматической винтовки

с открытым прицелом



15



20



25



15



20



25

или из пневматической винтовки с диоптрическим прицелом либо

«электронного оружия»


18


25


30


18


25


30

Самозащита без оружия

(очки)

15-20

21-25

26-30

15-20

21-25

26-30

Туристский поход

с проверкой туристских навыков протяженностью не менее 10 км (количество

навыков)


3


5


7


3


5


7

Количество физических качеств, способностей, прикладных навыков, оценка которых необходима для получения знака

отличия Комплекса


5


5


6


5


5


6


Количество испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса


5


5


6


5


5


6

2.6. Список литературы.


Литература, используемая педагогом


1.Безруких М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Москва: Просвещение, 2016. 128 c.

2. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Москва: Феникс2015. 179 c.

3. Дьяконов И.Ф. Основы здорового образа жизни для всех. СПб: Спецлит, 2018. 126 c.



Литература, рекомендуемая для детей и родителей


1. Кудеров М. Книга зожника. Физкультура, питание и здравый смысл. Москва: Манн, 2019. 224 с.
2. Пронищева К.В. Формирование здорового образа жизни у подростков. Москва: Олимпус, 2020. 88 с.

3.Панов В «Первая книга шахматиста» Москва: ФиС 2018. 362 с.

4. Романов Н. Бегайте быстрее, дольше и без травм. Москва: Миф, 2017. 100 с.

5. Федоров В. Н. «Развивающие игры на шахматной доске» Кемерово: КРИПиПРО 2018. 90 с.