Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева (МБОУ Мирновская СШ)
Согласовано Заместитель директора по воспитательной работе Шарапова О.Р. от 29.08.2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Мирновской СШ _____________Т.Н.Барашкова Приказ № 156 от 29.08.2023г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
««Школа лидера»»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: стартовый
Разработчик программы:
Педагог дополнительного образования
Кузнецова Елена Валерьевна
п.Мирный, 2023 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи программы 5
1.3. Планируемые результаты освоения программы 5
1.4. Учебно-тематический план 5
1.5. Содержание учебно-тематического плана 6
2. Комплекс организационно-педагогических условий 8
2.1. Календарный учебный график 8
2.2. Формы аттестации/контроля 10
2.3. Оценочные материалы 10
2.4. Методическое обеспечение программы 10
2.5. Условия реализации программы 10
2.6. Воспитательный компонент 11
3. Список литературы 12
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Школа лидера»разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации МБОУ Мирновская СШ;
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ Мирновская СШ;
Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБОУ Мирновская СШ;
Направленность (профиль): социально-гуманитарная
Актуальность программы:
Актуальность данной программы в том, что программа обучения «Школа лидера» поможет воспитанникам определиться в выборе будущей профессии.
Отличительные особенности программы:
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Содержательная основа программы построена таким образом, что ведется упор на игровые, информационные и проектные технологии.
Использование методов в организации учебно-воспитательного процесса, методов стимулирования и контроля приводит к расширению и углублению уже имеющихся знаний и умений детей
Новизна программы:
Образовательный процесс выстраивается таким образом, чтобы подростки приобретали социальный опыт в решении задач современного развития детско-юношеского общественного движения во взаимодействии с окружающими людьми, сверстниками и взрослыми. Это способствует одновременной активизации некоторых противоположных свойств личности: критического и креативного мышления, практичности и альтруистичности позиции, социальной активности и реализации собственной творческой индивидуальности. В ходе учебного процесса целенаправленно создаются условия для переноса знаний и умений, полученных в ходе занятий, непосредственно во взаимодействие с членами детских объединений, а опыт, обретённый в событиях и акциях детско – юношеского общественного движения, в организации деятельности органов самоуправления, команд и коллективов, становится предметом рассмотрения на занятиях. При этом подростки обретают новый опыт общественной жизни совместно с родителями и педагогами, которые помогают подростку перешагнуть за рамки своих комплексов, разочарований и неуверенности.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 12-15 лет.
В этом возрасте воспитанники всерьез задумываются о выборе будущей профессии.
Уровень освоения программы: стартовый
Наполняемость группы: 15 человек
Объем программы: 68часа
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа
Форма реализации: Занятия будут реализованы как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий, продолжительностью не более 45 минут аудиторного занятия.
Форма(ы) обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Содержательная основа программы построена таким образом, что ведется упор на игровые, информационные и проектные технологии.
Использование методов в организации учебно-воспитательного процесса, методов стимулирования и контроля приводит к расширению и углублению уже имеющихся знаний и умений детей
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие лидерских качеств у школьников в различных направлениях жизни и деятельности, осознание ими своей социальной роли в обществе
Задачи программы:
Образовательные:
Повысить уровень правовой грамотности
-Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
-Повышать уровень общей культуры обучающихся.
-Научить выполнять общественное поручение
Развивающие:
-Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.
-Развить творческие и коммуникативные способности.
-Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей
Воспитательные:
-Воспитать у ребят чувства патриотизма и активной жизненной позиции.
-Воспитать личностные качества ребёнка (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.)
-Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные образовательные результаты:
Учащиеся смогут:
• ориентироваться в представлениях о роли и характере лидерства в сообществе сверстников, в законных основаниях проявления и поддержки детско-юношеских инициатив, социальных проектов;
• проявлять навыки самоорганизации, умение действовать ответственно при организации акций, конкурсов и массовых событий;
• применять нормы и правила командной, коллективной деятельности, общения в детском общественном объединении
Метапредметные результаты:
Учащиеся обретут готовность:
• проявлять активную гражданскую позицию, уважение к правам и свободам человека, заботу о ближних и окружающих людях;
• развивать инициативу, самостоятельность и самодеятельность в социальной практике;
• получать нужную информацию и строить деловой обмен в социальных сетях.
Личностные результаты:
Учащиеся будут осознанно подходить к:
• самооценке и взаимной оценке коммуникативных, организаторских умений, результативности практической работы;
• проявлению социальной активности и творчества в решении социально и личностно важных задач;
• к использованию своего жизненного времени, ценностей человеческих отношений в заботе об окружающих людях
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |
Всего | Теория | Практика | |
| 1 модуль. Вводное занятие. 1.ТБ и правила поведения в объединении. 2. «Давайте познакомимся!» игра-тренинг. | 2 | 1 | 1 | Беседа Анкетирование | |
| 2 модуль. «Азбука организации» 2.1. Кто такой лидер? Кто такой организатор? 2.2. Как вести за собой? Организаторские знания и умения. | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
| 3 модуль. Самопознание. 3.1. Представление о себе, как о лидере. 3.2. Самооценка лидерских качеств. 3.3. Тренинг «Знакомство», «Осознаю себя». 3.4. Тренинг «Открываю других», «Отвечаю за свои поступки». | 4 | 2 | 2 | Беседа Тест | |
| 4 модуль. «Ключи к человеку». 4.1. Зачем нужно «подбирать ключик» к человеку? 4.2. Понятие темперамент. Тестирование «Какой темперамент у тебя?» 4.3. «Что в имени тебе моем?» Игра «Расскажи мне обо мне!» | 3 | 2 | 1 | Беседа Тест | |
| 5 модуль. «Портрет коллектива» 5.1. Что такое коллектив? 5.2. Взаимоотношения в коллективе. 5.3. Лидеры и авторитеты. Группировки в классе. 5.4. «Игра – дело серьезное!» 5.5. «КТД». Игры на сотрудничество, коммуникацию. | 5 | 3 | 2 | Беседа Тест | |
| 6 модуль. Общение. 6.1. «Общение и его роль в жизни человека». 6.2. «Межличностные отношения». 6.3. «Средства общения». 6.4. «Искусство спора». Искусство дискуссии. 6.5. Практикум-дискуссия. 6.6. «Сотрудничество» – практикум «Игротека». 6.7. Тренинги «Инопланетяне», «Мой герб», «Гонка за лидером», «Остров». 6.8. Тест «Криптограмма или Пляшущие человечки». | 9 | 3 | 6 | Беседа Тест | |
| 7 модуль. Развитие лидерских качеств. 7.1. «Я – лидер!». Характеристика лидерских качеств. 7.2. «Я – лидер!». Выявление лидерских качеств. 7.3. Развитие лидерских качеств. 7.4. Тренинг «4 принципа ответственности». 7.5. Тесты на выявление лидерских качеств, «Уверены ли вы в себе», «Какой я лидер?» 7.6. Практическое игровое занятие «Чемодан лидера». Тренинг «Пустыня». 7.7. Практическое занятие «Прошу слова!», «Зеркало». 7.8. Практическое занятие «Работа в группе». занятие по красноречию. | 8 | 2 | 6 | Беседа Тест | |
| 8 модуль. Основы ораторского искусства. 8.1. Роды и виды ораторского искусства. 8. 2. Письменная речь и речь устная: два вида деятельности оратора. 8.3. Техника речи как способ создания имиджа говорящего. 8.4. Возможности импровизации в классической риторике. 8.5. Практическое занятие по красноречию. 8.6. Практическое | 6 | 2 | 4 | Беседа Тест | |
| 9 модуль. Уроки актерского мастерства. 12 ч. 9.1. Понятие актерское мастерство. 9.2. Понятие мимика, жест. 9.3. Тренинг по актерскому мастерству «Сотвори себя сам». 9.4. Игра для развития пластики «Пантомима», «Мюзикл». 9.5. Показываем миниатюры. 9.6. Просмотр художественного фильма. | 6 | 1 | 5 | Беседа Тест | |
| 10 модуль. «Я и мои права». 10.1. Позиция человека в социальном пространстве. 10.2. Формирование правовой культуры. 10.3. Воспитание активной гражданской позиции. 10.4. Изучение «Конвенции о правах ребенка». 10.5. Тренинг «Я в XXI веке». 10.6. Вовлечение в изучение своих прав через игру. 10.7. Игра «Крестики-нолики», «Акула», «Слепой, глухой, немой». 10.8. Тренинг «Я имею право», «Ответственность», «Познай себя». | 8 | 2 | 6 | Беседа Тест | |
| 11 модуль. Тренинги личностного роста. 11.1. Тренинг «Игровое взаимодействие». 11.2. Тренинг «Искусство убеждать». 11.3. Тренинг «Искусство быть собой». 11.4. Тренинг «Искусство привлекать к себе людей». | 3 | – | 3 | Беседа Тест | |
| 12 модуль. Проектно-творческая мастерская. 12.1. Подготовка к работе над проектом. Сбор и обработка информации. 12.2. Подготовка к работе над проектом. Сбор и обработка информации. 12.3. Участие в социальном проекте (помощь в организации). 12.4. Участие в социальном проекте (помощь в организации). | 4 | – | 4 | Беседа Тест | |
| 13 модуль. Выставки, конкурсы, мероприятия. 13.1. – 13.11. Участие в мероприятиях Центра, выставках, конкурсах. Встречи с интересными людьми | 11 | – | 11 | Беседа Тест | |
| 14 модуль. Итоговое занятие. 14.1.Итоговое занятие | 1 | – | 1 | Беседа Тест | |
| Итого: | 68 | 19 | 49 | | |
Содержание учебно-тематического плана
1 модуль Вводное занятие.
Всего часов:2
1 теории - 1 час, практики - 1 час.
Теория: Знакомство с участниками.
Техника безопасности и правила поведения школьных лидеров.
Практика:
«Давайте познакомимся!» игра-тренинг.
Анкета Лидера.
Знакомство с «Активом родителей»
2 модуль «Азбука организации»
Всего часов: 2
теории - 1 час
практики -1 час
Кто такой лидер.
Кто такой организатор.
Как вести за собой.
Организаторские знания и умения.
Практика:
Игры, упражнения, тренинги.
Тест «Организатор-исполнитель».
Исследование «Выбор объекта, явления. Проблемный вопрос. Описание активности».
Семейная гостиная.
3 модуль «Самопознание».
Всего часов: 4ч
теории - 2 часа, практики – 2 часов.
Теория:
Представление о себе как о лидере.
Как себя оценить как личность.
Практика:
Самооценка лидерских качеств - портфолио.
Самообследование: тесты, анкеты, опросники.
Тренинги «Знакомство», «Осознаю себя».
Тренинг «Открываю других», «Отвечаю за свои поступки». Неформальные встречи «Семейный альбом», «Семейный досуг».
4 модуль «Ключи к человеку»
Всего часов: 3 теории - 2 часа, практики - 1 час.
Теория:
Зачем нужно «подбирать ключик» к человеку?
Понятие темперамент.
Практика:
Тестирование «Какой темперамент у тебя?»,
«Что в имени тебе моем?».
Тренинг-игра «Расскажи мне обо мне!».
Лабораторный эксперимент «Взаимопонимание». Имитационно-деятельностные игры «Друзья», «Одна команда». Творческая мастерская «Семейное творчество».
Опросник для семейных ответов «Моя семья: отношения, ценности, увлечения».
5 модуль «Портрет коллектива»
Всего часов: 5 теории - 3 часа, практики - 2 часа.
Теория:
Что такое коллектив? Формы
Взаимоотношения в коллективе. Способы взаимодействия
Лидеры и авторитеты. Выявление, подчинение, согласование
Группировки в классе.
Практика:
Дискуссия «Игра - дело серьезное!».
Изобретательство «Игра по правилам».
Коллективно-творческое дело - КТД.
Общий сбор лидеров «Выборы актива».
Игры на сотрудничество, коммуникацию.
Игротренинг «Коллективно, не принудительно!».
Школа молодого и будущего избирателя.
Творческая мастерская «Ищем творческие идеи».
Творческая мастерская «Семейное творчество».
Смарт-моб «По-семейному!».
6 модуль «Общение»
Всего часов: 9 ч теории - 3 часа, практики - 6 часов.
Теория:
Общение и его роль в жизни человека.
Межличностные отношения.
Средства общения.
Искусство спора.
Искусство дискуссии.
Практика:
Практикум-дискуссия «Актуальность».
Сотрудничество - практикум «Игротека».
Тренинги «Инопланетяне», «Мой герб», «Гонка за лидером», «Остров».
Лидер-тест «Криптограмма или Пляшущие человечки».
Исследование «Обсуждение полученных результатов».
Школа молодого и будущего избирателя.
Творческая мастерская «Семейное творчество».
Неформальная встреча «Кино-диалог поколений».
7 модуль «Развитие лидерских качеств»
Всего часов: 8 теории - 2 часа, практики - 6 часов.
Теория:
Характеристика лидерских качеств «Я - лидер!».
Выявление лидерских качеств.
Развитие лидерских качеств.
Практика:
Тренинг «4 принципа ответственности».
Тесты на выявление лидерских качеств, «Уверены ли вы в себе». Тест-игра «Какой я лидер».
Практическое игровое занятие «Чемодан лидера».
Тренинг «Пустыня».
Практическое занятие «Прошу слова!», «Зеркало».
Практическое занятие «Работа в группе».
Школа молодого и будущего избирателя.
Опросник для сверстников «Отношение к выборам».
Семейные обсуждения «В нашей семье живёт лидер».
Опросник для взрослых «Отношение к выборам».
Творческая мастерская «Семейное творчество».
8 модуль «Основы ораторского искусства»
Всего часов 6: теории - 2 часа, практики - 4 часов.
Теория:
Роды и виды ораторского искусства.
Письменная речь и речь устная: два вида деятельности оратора. Техника речи как способ создания имиджа говорящего. Возможности импровизации в классической риторике.
Практика:
Тренинги «Сценической речи».
Практические занятия с упражнениями по красноречию. Речевые и дыхательные тренинги.
Школа молодого и будущего избирателя.
Дискуссия, диспут, дебаты.
Лидерский диспут по заданной теме.
Творческая мастерская «Конкурс семейного творчества».
9 модуль «Уроки актёрского мастерства»
Всего часов: 6 теории - 1 час, практики – 5 часов.
Теория:
Понятие «актерское мастерство».
Понятия «мимика» и «жест».
Особенности публичных выступлений.
Практика:
Тренинг по актерскому мастерству «Сотвори себя сам».
Театральная игра для развития пластики «Пантомима», «Мюзикл». Мини-постановки, миниатюры.
Просмотр учебного фильма «Театральный этикет».
Театральная миниатюра по заданной теме.
Школа молодого и будущего избирателя.
Фотосессия «Творческий эксперимент».
Творческая мастерская «Семейное творчество».
Творческая мастерская «Ищем творческие идеи».
10 модуль «Я и мои права»
Всего часов: 8 теории - 2 часа, практики - 8 часов.
Теория:
Позиция человека в социальном пространстве.
Формирование правовой культуры.
Воспитание активной гражданской позиции через знакомства с существующими практиками в обществе.
Избирательная система РФ.
Практика:
Изучение «Конвенции о правах ребенка».
Тренинги «Я в XXI веке», «Мои права и обязанности»
Вовлечение в изучение своих прав через игру.
Игра «Крестики-нолики», «Акула», «Слепой, глухой, немой».
Тренинг «Я имею право», «Ответственность», «Познай себя».
Школа молодого и будущего избирателя.
Интернет-викторина «Избирательное право».
Семейный практикум «Права и обязанности детей в нашей семье».
11 модуль «Тренинги личностного роста»
Всего часов: 3, практики - часа.
Теория:
Особенности взросления детей - подростков.
Личностные характеристики.
Практика:
Тренинг «Игровое взаимодействие».
Тренинг «Искусство убеждать».
Тренинг «Искусство быть собой».
Тренинг «Искусство привлекать к себе людей».
Тест «Личностный портрет».
Школа молодого и будущего избирателя.
Творческая мастерская «Семейное творчество».
Творческая мастерская «Ищем творческие идеи».
Модуль 12 «Проектно-творческая мастерская»
Всего часов: 4, практики - 4 часа.
Теория:
Знакомство с проектно-творческой деятельностью: этапы, формы, содержание. Подготовка к работе над индивидуальным проектом. Сбор и обработка информации.
Подготовка к работе над групповым проектом. Сбор и обработка информации.
Практика:
Разработка сценариев КТД, индивидуальных и групповых проектов, их реализация.
Участие в социокультурных проектах района, города.
Проведение Детских выборов.
Организация собственных проектов.
Презентация индивидуального проекта.
Презентация группового проекта.
Участие в социальном проекте (помощь в организации).
Участие в волонтёрском проекте (помощь в организации).
Творческая мастерская «Ищем творческие идеи».
Модуль 13 «Встречи, конкурсы, мероприятия, События»
Всего часов: 11, практики - 11 часов.
Теория:
Специальные события - это мероприятия, проводимые в целях формирования позитивного имиджа организации, коллектива и для привлечения внимания общественности к самой организации, к её деятельности, к идеям и интересам.
Практика:
Организация и участие в Событиях, мероприятиях Центра, района, города.
Участие в выставках, конкурсах, форумах, арт-площадках, слётах, лидерских платформах.
Детские выборы: итоги.
Встречи с интересными и знаменитыми людьми района, города. Конкурс семейного творчества.
14 модуль «Итоговая встреча»
Всего часов: 1, практики - 1 час.
Теория:
Итоги учебного года.
Перспективы развития лидерского движения.
Практика:
Круглый стол с обсуждением перспектив и подведением итогов.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Место проведения: МБОУ Мирновская СШ
Время проведения занятий: среда.14.00-16.00
Год обучения: 2023-2024 уч.год
Количество учебных недель:34
Количество учебных дней:17
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – 1.09.2023г.-31.12.2023г.
2 полугодие –08.01.2024г.-31.05.2024г.
№ пп | месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | Цифровые образовательные ресурсы | примечание |
| сентябрь | 08.09 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 1 модуль. Вводное занятие. 1.ТБ и правила поведения в объединении. | МБОУ Мирновская СШ | Беседа | Сферум | |
| сентябрь | 08.09 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 2. «Давайте познакомимся!» игра-тренинг. | МБОУ Мирновская СШ | игра | Сферум | |
| сентябрь | 15.09 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 2 модуль. «Азбука организации 2.1. Кто такой лидер? Кто такой организатор? | МБОУ Мирновская СШ | опрос | Сферум | |
| сентябрь | 15.09 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 2.2. Как вести за собой? Организаторские знания и умения. | МБОУ Мирновская СШ | правила | Сферум | |
| сентябрь | 22.09 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 3 модуль. Самопознание. 3.1. Представление о себе, как о лидере. | МБОУ Мирновская СШ | тест | Сферум | |
| сентябрь | 22.09 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 3.2. Самооценка лидерских качеств. | МБОУ Мирновская СШ | тест | Сферум | |
| сентябрь | 29.09 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 3.3. Тренинг «Знакомство» «Осознаю себя». | МБОУ Мирновская СШ | Беседа, тест | Сферум | |
| сентябрь | 29.09 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 3.4. Тренинг «Открываю других», «Отвечаю за свои поступки». | МБОУ Мирновская СШ | Беседа, тест | Сферум | |
| октябрь | 06.10 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 4 модуль. «Ключи к человеку». 4.1. Зачем нужно «подбирать ключик» к человеку? | МБОУ Мирновская СШ | презентация | Сферум | |
| октябрь | 06.10 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 4.2. Понятие темперамент. Тестирование «Какой темперамент у тебя?» | МБОУ Мирновская СШ | Беседа, тест | Сферум | |
| октябрь | 13.10 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 4.3. «Что в имени тебе моем?» Игра «Расскажи мне обо мне!» | МБОУ Мирновская СШ | Игра, презентация | Сферум | |
| октябрь | 20.10 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 5 модуль. «Портрет коллектива» 5.1. Что такое коллектив? | МБОУ Мирновская СШ | Коллективная работа | Сферум | |
| октябрь | 20.10 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 5.2. Взаимоотношения в коллективе. | МБОУ Мирновская СШ | тренинг | Сферум | |
| октябрь | 27.10 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 5.3. Лидеры и авторитеты. Группировки в классе. | МБОУ Мирновская СШ | опрос | Сферум | |
| октябрь | 27.10 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 5.4. «Игра – дело серьезное!» | МБОУ Мирновская СШ | Защита проекта | Сферум | |
| ноябрь | 03.11 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 5.5. «КТД». Игры на сотрудничество, коммуникацию. | МБОУ Мирновская СШ | Игра | Сферум | |
| ноябрь | 03.11 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 6 модуль. Общение. 6.1. «Общение и его роль в жизни человека». | МБОУ Мирновская СШ | Сообщение | Сферум | |
| ноябрь | 10.11 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 6.2. «Межличностные отношения». | МБОУ Мирновская СШ | тренинг | Сферум | |
| ноябрь | 10.11 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 6.3. «Средства общения». | МБОУ Мирновская СШ | опрос | Сферум | |
| ноябрь | 17.11 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 6.4. «Искусство спора». Искусство дискуссии. | МБОУ Мирновская СШ | презентация | Сферум | |
| ноябрь | 17.11 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 6.5. Практикум-дискуссия. | МБОУ Мирновская СШ | опрос | Сферум | |
| ноябрь | 24.11 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 6.6. «Сотрудничество» – практикум «Игротека». | МБОУ Мирновская СШ | игра | Сферум | |
| декабрь | 01.12 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 6.7. Тренинги «Инопланетяне», «Мой герб», «Гонка за лидером», «Остров». | МБОУ Мирновская СШ | Творческая работа | Сферум | |
| декабрь | 01.12 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | Тренинги «Инопланетяне», «Мой герб», «Гонка | МБОУ Мирновская СШ | наблюдение | Сферум | |
| декабрь | 08.12 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 6.8. Тест «Криптограмма или Пляшущие человечки». | МБОУ Мирновская СШ | Беседа, тест | Сферум | |
| декабрь | 08.12 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 7 модуль. Развитие лидерских качеств. 7.1. «Я – лидер!». Характеристика лидерских качеств. | МБОУ Мирновская СШ | презентация | Сферум | |
| декабрь | 15.12 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 7.2. «Я – лидер!». Выявление лидерских качеств. | МБОУ Мирновская СШ | тест | Сферум | |
| декабрь | 15.12 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 7.3. Развитие лидерских качеств. | МБОУ Мирновская СШ | взаимопроверка | Сферум | |
| декабрь | 22.12 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 7.4. Тренинг «4 принципа ответственности». | МБОУ Мирновская СШ | реферат | Сферум | |
| декабрь | 22.12 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 7.5. Тесты на выявление лидерских качеств, «Уверены ли вы в себе», «Какой я лидер?» | МБОУ Мирновская СШ | диагностика | Сферум | |
| декабрь | 29.12 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 7.6. Практическое игровое занятие «Чемодан лидера». Тренинг «Пустыня». | МБОУ Мирновская СШ | Практическое задание | Сферум | |
| декабрь | 29.12 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 7.7. Практическое занятие «Прошу слова!», «Зеркало». | МБОУ Мирновская СШ | выступление | Сферум | |
| январь | 12.01 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 7.8. Практическое занятие «Работа в группе». | МБОУ Мирновская СШ | Групповая работа | Сферум | |
| январь | 12.01 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 8 модуль. Основы ораторского искусства. 8.1. Роды и виды ораторского искусства. | МБОУ Мирновская СШ | беседа | Сферум | |
| январь | 19.01 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 8. 2. Письменная речь и речь устная: два вида деятельности оратора. | МБОУ Мирновская СШ | опрос | Сферум | |
| январь | 19.01 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 8.3. Техника речи как способ создания имиджа говорящего. | МБОУ Мирновская СШ | презентация | Сферум | |
| январь | 26.01 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 8.4. Возможности импровизации в классической риторике. | МБОУ Мирновская СШ | Защита проекта | Сферум | |
| январь | 26.01 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 8.5. Практическое занятие по красноречию. | МБОУ Мирновская СШ | выступление | Сферум | |
| февраль | 02.02 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 8.6. Практическое занятие по красноречию. | МБОУ Мирновская СШ | зачет | Сферум | |
| февраль | 02.02 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 9 модуль. Уроки актерского мастерства. 9.1. Понятие актерское мастерство. | МБОУ Мирновская СШ | Беседа, тест | Сферум | |
| февраль | 09.02 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 9.2. Понятие мимика, жест. | МБОУ Мирновская СШ | беседа | Сферум | |
| февраль | 09.02 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 9.3. Тренинг по актерскому мастерству «Сотвори себя сам». | МБОУ Мирновская СШ | тренинг | Сферум | |
| февраль | 16.02 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 9.4. Игра для развития пластики «Пантомима», «Мюзикл». | МБОУ Мирновская СШ | игра | Сферум | |
| февраль | 16.02 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 9.5. Показываем миниатюры. | МБОУ Мирновская СШ | выступление | Сферум | |
| февраль | 23.02 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 9.6. Просмотр художественного фильма. | МБОУ Мирновская СШ | обсуждение | Сферум | |
| март | 01.03 | 14.00 | Лекция ,практика | 1 | 10 модуль. «Я и мои права». 10.1. Позиция человека в социальном пространстве. | МБОУ Мирновская СШ | опрос | Сферум | |
| март | 01.03 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 10.2. Формирование правовой культуры. | МБОУ Мирновская СШ | Беседа | Сферум | |
| март | 08.03 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 10.3. Воспитание активной гражданской позиции. | МБОУ Мирновская СШ | наблюдение | Сферум | |
| март | 08.03 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 10.4. Изучение «Конвенции о правах ребенка». | МБОУ Мирновская СШ | презентация | Сферум | |
| март | 15.03 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 10.5. Тренинг «Я в XXI веке». | МБОУ Мирновская СШ | тренинг | Сферум | |
| март | 15.03 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 10.6. Вовлечение в изучение своих прав через игру. | МБОУ Мирновская СШ | игра | Сферум | |
| март | 22.03 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 10.7. Игра «Крестики-нолики», «Акула», «Слепой, глухой, немой». | МБОУ Мирновская СШ | игры | Сферум | |
| март | 22.03 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 10.8. Тренинг «Я имею право», «Ответственность», «Познай себя». | МБОУ Мирновская СШ | Тренинг, наблюдение | Сферум | |
| март | 29.03 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 11 модуль. Тренинги личностного роста. 11.2. Тренинг «Искусство убеждать». | МБОУ Мирновская СШ | Практическое задание | Сферум | |
| март | 29.03 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 11.3. Тренинг «Искусство быть собой». | МБОУ Мирновская СШ | Беседа, тест | Сферум | |
| апрель | 05.04 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 11.4. Тренинг «Искусство привлекать к себе людей». | МБОУ Мирновская СШ | Беседа, тест | Сферум | |
| апрель | 05.04 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 12 модуль. Проектно-творческая мастерская. 12.1. Подготовка к работе над проектом. Сбор и обработка информации. | МБОУ Мирновская СШ | презентация | Сферум | |
| апрель | 12.04 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 12.2. Подготовка к работе над проектом. Сбор и обработка информации. | МБОУ Мирновская СШ | Консультация, собеседование | Сферум | |
| апрель | 12.04 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 12.3. Участие в социальном проекте (помощь в организации). | МБОУ Мирновская СШ | Выполнение задания | Сферум | |
| апрель | 19.04 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 12.4. Участие в социальном проекте (помощь в организации). | МБОУ Мирновская СШ | Защита проектак | Сферум | |
| Апрель май | 19.04-24.05 | 15.00 | Лекция, практика | 11 | 13 модуль. Выставки, конкурсы, мероприятия 13.1. – 13.11. Участие в мероприятиях Центра, выставках, конкурсах. Встречи с интересными людьми. | МБОУ Мирновская СШ | Беседа, мастер-класс, зачет, защита проекта, презентация, собеседование, опрос | Сферум | |
| май | 31.05 | 14.00 | Лекция, практика | 1 | 14 модуль. 14.1.Итоговое занятие | МБОУ Мирновская СШ | Беседа, тест | Сферум | |
Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:
тестирование, творческая работа,
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:
опросы, анкетирование,
Особенности организации аттестации/контроля:
• Тестирования,
• Наблюдения в процессе практической деятельности,
• Анализа проведенных мероприятий,
• Творческие отчеты о проделанной работе за год и их презентаций,
• Награждение благодарственными письмами самых активных членов.
• Оценивание знаний, умений, навыков осуществляется по трем уровням: высокий, средний, ниже среднего.
• Способом проверки достижения прогнозируемых результатов является творческий зачёт.
Оценочные материалы
Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде тестов, тренингов, игр, анкет. В течение года в программу включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания, на развитие творческих способностей личности. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения. Результативность выполнения учащимися образовательной программы оформляется в таблицы.
Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
При составлении учебно-тематического плана педагог должен исходить из своей педагогической квалификации, необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного материала, цикличность, последовательное усложнение материала.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используется групповая и индивидуальная работа.
Методики и технологии:
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Технологии обучения:
В ходе реализации данной программы используются педагогические технологии:
1. Технология развивающего обучения;
2. Личностно-ориентированная технология;
3. Технология проблемного обучения;
4. Игровые технологии;
5. Технология коллективной творческой деятельности (КТД).
Краткое описание работы с методическими материалами:
Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, лекции, которые способствуют эффективному усвоению знаний. При проведении занятий большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает поисково - исследовательскую, проектную работу учащихся по решению поставленной проблемы, выполнение практических работ по изучаемой теме, оформление материалов работы, подготовку мероприятий. При этом активно используются информационно - коммуникативные технологии. При проведении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения, проектно - исследовательские и игровые технологии, интерактивные методики, проводится рефлексия.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 человек и отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.
Материально-техническое обеспечение программы:
Информационное обеспечение программы:
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет
Компьютер
Проектор
Записи аудио, видео
Дистанционные образовательные технологии
Реализация программы возможно с применением дистанционных технологий в ходе педагогического процесса, при котором целенаправленное опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных информационных технологий. Основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с педагогом.
Основными задачами являются:
интенсификация самостоятельной работы учащихся;
предоставление возможности освоения образовательной программы в ситуации невозможности очного обучения (карантинные мероприятия);
повышение качества обучения за счет средств современных информационных и коммуникационных технологий, предоставления доступа к различным информационным ресурсам
Платформы для проведения видеоконференций:
Средства для организации учебных коммуникаций:
Коммуникационные сервисы социальной сети «ВКонтакте»
Мессенджеры (Там-там)
Облачные сервисы Яндекс, Mail
Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования.
Для обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, Skype - общение, E-mail, облачные сервисы и т.д.).
Кадровое обеспечение программы:
Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы
развитие лидерских качеств у школьников в различных направлениях жизни и деятельности, осознание ими своей социальной роли в обществе.
Задачи воспитательной работы
Воспитать у ребят чувства патриотизма и активной жизненной позиции.
-Воспитать личностные качества ребёнка (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.)
-Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, здоровьесберегающее воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание, культурологическое и эстетическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности учащихся, экологическое воспитание, профориентационное воспитание
Формы воспитательной работы
беседа, дискуссия, трудовой десант, фестиваль, конференция, акция, агитбригада, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, спортивная игра,
Методы воспитательной работы
рассказ, беседа, диспут, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности,
Планируемые результаты воспитательной работы
Учащиеся будут осознанно подходить к:
• самооценке и взаимной оценке коммуникативных, организаторских умений, результативности практической работы;
• проявлению социальной активности и творчества в решении социально и личностно важных задач;
• к использованию своего жизненного времени, ценностей человеческих отношений в заботе об окружающих людях.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия | Задачи | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?» | формирования нового уровня социальной компетентности | Дистанционная | Октябрь |
2 | Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников | формирования нового уровня социальной компетентности | Дистанционная | декабрь |
3 | Практическое занятие «Конструируем КТД». | формирования нового уровня социальной компетентности | ОЧНАЯ | март |
Список литературы
для педагога:
1. Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 1996.
2. Заика З.В., Сукова Е.Н., Пащенко С.В. Программа деятельности школьного клуба старшеклассников «Лидерство» г. Шебекино Средняя общеобразовательная школа № 2. – 2004.
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
4. Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М., 2002.
6. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.
7. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2005.
8. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2000.
9. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2001.
10. Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001.
для обучающихся:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.– Лениздат, 1992 г.
2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. - М.: «Просвещение», 1998 г.
3. Данилова В.Л. Как стать собой. Пособие для самообразования. – М.: «Интерпракс», 1994г.
4. Леви В. Искусство быть собой.– М., 1991 г.
5. Леви В. Искусство быть другим.– М., 1980 г.
6. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.– М., 1993 г.
7. Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол.– М., 1993 г
для родителей (законных представителей):
1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. –М.: Генезис,2003.
2. Шелби Б. Тесты для детей. – М.,1999г.
3. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб,2008.
4. Карнеги Д. Как выступать публично. – Минск,1997.
5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Минск,1997.
Информация для карточки в Навигаторе
Полное название: Дополнительная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Школа лидера»
Публичное название: «Школа лидера»
Краткое описание:
Программа направлена на освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.