СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Нетрадицонные техники рисования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Нетрадицонные техники рисования"»





Министерство образования и науки Республики Коми


Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ -

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА







«Нетрадиционные техники рисования»





Направленность: социально-гуманитарная

Возраст детей: 7-17 лет

Степени авторства: модифицированная

Уровень сложности: базовый

Срок реализации – 14 дней



Автор - составитель:

Габова Алина Леонидовна









Сыктывкар, 2024 год


I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавай себя» разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс]. - Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых // КонсультантПлюс, 2023. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/?ysclid=lobof2evnz714020673

  • Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 09 ноября 2018 - docs.cntd.ru

  • Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/?ysclid=lp564nk5xn527956592

Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа «Нетрадиционные техники рисования» имеет социально-гуманитарную направленность.

Характеристика программы

По степени авторства: модифицированная

По уровню сложности содержания: базовый уровень

По форме содержания и организации образовательного процесса: традиционная

Актуальность программы:

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

           Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. В этом нам как раз могут помочь нетрадиционные техники рисования.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи, что очень важно для детей логопедической группы. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.


Новизна:

Новизна программы заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работа в этом направлении позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. 

Адресат:

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет.

Объём программы: 6 часов (3 часа в неделю по 40 минут)

Учебная нагрузка, продолжительность и режим занятий, численный состав объединения определяется в соответствии с возрастными особенностями детей, требованиями санитарных норм и правил. Продолжительность одного занятия исчисляется академическими часами в соответствии с требованиями (40 минут).

Срок освоения программы: 14 дней

Форма: очная

Режим занятий: расписание составляется в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность одного занятия – 40 минут. Всего часов в неделю 3: занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут. Занятия проходят в ДОЛ «Орлёнок».

Формы организации образовательного процесса и виды занятий:

Формы – индивидуальная;

Виды занятий: творческие задания.







1.2. Цель и задачи программы


Цель программы: развитие личности, мотивации творческих способностей детей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями.

  2. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

  3. Развитие эстетических качеств.

  4. Развитие воображения;

  5. Формирование нестандартного мышления; - развитие координации и мелкой моторики;

  6. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

  7. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

  8. Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);

  9. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.











1.3. Содержание программы

Учебный план


Название

раздела, темы

Количество минут


Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Рисование ватными палочками


Ниткография

40

10

30

Практическая деятельность

2.

Рисование

целлофановыми

пакетами


Рисование скомканной

бумагой

40

10

30

Практическая деятельность

3.

Граттаж


Набрызг

40

10

30

Практическая деятельность

4.

Монотипия


Воскография

40

10

30

Практическая деятельность

5.

Рисование пальчиками


Рисование ладошками

40

10

30

Практическая деятельность

6.

Рисунок со всеми изученными техниками нетрадиционного рисования

40

2

38

Практическая деятельность
















Содержание учебного плана

-Рисование ватными палочками

Теория: рисование ватными палочками

Способ получения изображения: карандашом нанести на бумагу рисунок, каждую новую краску брать новой палочкой, заполнить точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок заполнить точками.

Главное в рисовании — это не результат, а процесс, ребята с увлечением раскрашивают, рисуют, не имея под рукой кисточки, они радуются полученному результату, а положительные эмоциональные состояния очень важны для любого вида деятельности, так как составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.


-Ниткография

Теория: ниткография

Практика:

Вариант №1. Дети выкладывают на листе бархатной бумаги рисунок по памяти. Ворсистая нитка хорошо ложится, но при необходимости также хорошо поправляется.

Вариант №2. Дети выкладывают на половинке листа бумаги, прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист, резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов


2.

-Оттиск скомканной бумагой

Теория: оттиск скомканной бумагой

Практика: Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Правило – не используется вода.


-Рисование целлофановым пакетом

Теория: Рисование целлофановым пакетом

Практика:

  1. Пакет слегка надувается и завязывается на тугой узел, чтобы набранный воздух не выходил.

  2. Уголок пакета окунается в краску (лучше всего подходят гуашь или масляные краски), а затем прижимается к бумаге.

  3. Размер отпечатка варьируется силой нажатия.

В подобной технике чаще всего рисуют цветы, состоящие из множества лепестков (розы, пионы и т.д.). Интересными получаются изображения кучевых облаков или морских волн.

3.

-Граттаж

Теория: граттаж

Практика: способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью.


-Набрызг

Теория: набрызг

Практика: Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

4.

-Монотипия

Теория: Монотопия

Практика: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

- Воскография

Теория: воскография

Практика: Смешанная техника живописи акварелью и воском. Она не требует особых умений и в то же время создаёт очень яркий эффект, благодаря чему получила большое распространение в детском творчестве. Суть техники заключается в нанесении воском линий, поверх которых кладётся акварель. Участки с воском не закрашиваются, за счёт чего создаётся эффект «свечения» рисунка.

5.

-Рисование пальчиками

Теория: рисование пальчиками

Практика: Способ получения изображения: ребёнок опускает пальцы в мисочку с краской, наносит точки, линии на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. После работы пальцы вытираются салфеткой. Можно использовать разные способы (кончики-подушечки пальцев, боковую сторону фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя.


-Рисование ладошками

Теория: рисование ладошками

Практика: Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку (полностью) в миску с краской или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой рукой. Руки вытираются салфетками.

Таким образом, можно нарисовать красивых бабочек, осьминогов, рыбок, деревья и цветочки, солнышко и многое другое.

6. Все техники нетрадиционного рисования (общий рисунок)



































Ожидаемые результаты:


В результате реализации программы у детей развивается мелкая моторика, происходит становление начальных форм использования нетрадиционных техник рисования.

Реализация программы «Познавай себя» предполагает овладение детьми определенным уровнем знаний и умений.

В результате по окончанию обучения дети должны знать:

- материалы, которыми можно рисовать (цветные карандаши, кисти, краски, фломастеры...), и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка...;

- цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).

В результате по окончанию обучения дети должны уметь:

- правильно работать карандашом, фломастером, кистью;

- владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой;

- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;

- изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;

- владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);

- создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;

- творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.








  • II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. В 2024 учебном году реализуется образовательная программа 14 дней обучения.

2.2. Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение:

- Бумага

- Гуашь

- Кисточки

-Стаканчики

- Ватные палочки

- Салфетки

- Листы для граттажа

- Целлофановые пакеты

Информационно обеспечение:

- нормативно-правовые документы;

- справочная учебно-методическая литература и периодические издания;

2.3. Формы контроля/аттестации

Уровень достижений результатов, предусмотренных программой, определяется в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего промежуточной аттестации учащихся. Основными формами текущего контроля являются: практическая работа.

2.5. Методическое обеспечение

Основным видом деятельности на занятиях является практическая работа.

Методы и приёмы обучения:

-практические занятия: творческие работы

-наглядные: использование раздаточного материала;

Формы обучения:

- практическая деятельность

Вся деятельность программы нацелена на поддержание у детей оптимизма и развитие их творческих способностей.







































III. Список используемой литературы

    1. Для педагогов:

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

  2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с

  3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.

    1. Интернет-источники:

  1. программа по нетрадиционной технике рисования | Рабочая программа (подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

  2. Рабочая программа Нетрадиционные техники рисования (multiurok.ru)

    1. Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс]. – статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых // КонсультантПлюс, 2023. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/?ysclid=lobof2evnz714020673

2. Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/?ysclid=lp564nk5xn527956592





































Приложение 1 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе


Календарный учебный график на 6 занятий


Дата проведения занятия (по плану)

Дата проведения занятия (по факту)

Раздел

Кол-во часов на модуль

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Т

П

18.06


1

1

Рисование ватными палочками


Ниткография

1

Рисование ватными палочками

Теория: рисование ватными палочками

Способ получения изображения: карандашом нанести на бумагу рисунок, каждую новую краску брать новой палочкой, заполнить точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок заполнить точками.

Главное в рисовании — это не результат, а процесс, ребята с увлечением раскрашивают, рисуют, не имея под рукой кисточки, они радуются полученному результату, а положительные эмоциональные состояния очень важны для любого вида деятельности, так как составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.


-Ниткография

Теория: ниткография

Практика:

Вариант №1. Дети выкладывают на листе бархатной бумаги рисунок по памяти. Ворсистая нитка хорошо ложится, но при необходимости также хорошо поправляется.

Вариант №2. Дети выкладывают на половинке листа бумаги, прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист, резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов


0,5

0,5

20.06


2

1


Оттиск


Рисование целлофановым пакетом

1


-Оттиск скомканной бумагой

Теория: оттиск скомканной бумагой

Практика: Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Правило – не используется вода.


-Рисование целлофановым пакетом

Теория: Рисование целлофановым пакетом

Практика:

1.Пакет слегка надувается и завязывается на тугой узел, чтобы набранный воздух не выходил.

2.Уголок пакета окунается в краску (лучше всего подходят гуашь или масляные краски), а затем прижимается к бумаге.

3.Размер отпечатка варьируется силой нажатия.

В подобной технике чаще всего рисуют цветы, состоящие из множества лепестков (розы, пионы и т.д.). Интересными получаются изображения кучевых облаков или морских волн.


0,5

0,5

22.06


3

1

Граттаж


Набрызг

1

-Граттаж

Теория: граттаж

Практика: способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью.


-Набрызг

Теория: набрызг

Практика: Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.






0,5

0,5

24.06


4

1

Монотипия


Воскография

1

-Монотипия

Теория: Монотопия

Практика: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.


- Воскография

Теория: воскография

Практика: Смешанная техника живописи акварелью и воском. Она не требует особых умений и в то же время создаёт очень яркий эффект, благодаря чему получила большое распространение в детском творчестве. Суть техники заключается в нанесении воском линий, поверх которых кладётся акварель. Участки с воском не закрашиваются, за счёт чего создаётся эффект «свечения» рисунка.

0,5

0,5

26.06


5

1

Рисование пальчиками


Рисование ладошками

1

-Рисование пальчиками

Теория: рисование пальчиками

Практика: Способ получения изображения: ребёнок опускает пальцы в мисочку с краской, наносит точки, линии на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. После работы пальцы вытираются салфеткой. Можно использовать разные способы (кончики-подушечки пальцев, боковую сторону фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя.


-Рисование ладошками

Теория: рисование ладошками

Практика: Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку (полностью) в миску с краской или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой рукой. Руки вытираются салфетками.

Таким образом, можно нарисовать красивых бабочек, осьминогов, рыбок, деревья и цветочки, солнышко и многое другое.

6. Все техники нетрадиционного рисования (общий рисунок)


0,5

0,5

27.06


6

1

Все техники

1

6. Все техники нетрадиционного рисования (общий рисунок)





0,5

0,5