Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Интеллектуальный центр «Ситис»»
МР «Сунтарский улус (район)»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЯКУТСКИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Вид программы: модифицированная
Форма реализация программы: очная
Уровень реализации: общеразвивающая
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Автор составитель:
Аммосова Мария Сергеевна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ИЦ «Ситис»
2024-2025 уч.год
Пояснительная записка
Данная программа способствует углублению, расширению знания традиционной игровой культуры якутского народа и направлена на воспитание уважения к традициям предков. Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа Саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходилось без массовых игр состязаний в силе и ловкости.
Передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс.
В своих трудах известный этнопедагог Г.Н. Волков подчеркивает, что этнопедагогика народной игры продолжает оставаться актуальной проблемой даже после фундаментальных работ известных философов, психологов и педагогов.
В якутских национальных играх отразилась особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитанию культе природы.
Настольные игры призваны способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения объемом: для 9-11 классов 9 часов в неделю.
Формы и режим занятий: Количество обучаемых в группе 18 человек. Занятия: групповые и индивидуальные.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение осуществляется в группе. Состав группы меняющийся. Количественный состав группы – 18 человек.
Режим занятий. Занятия проводится 3 раз в неделю (понедельник-суббота). Продолжительность одного занятия – 45 минут, в день 3 академических часа.
Новизна: данная образовательная программа имеет профориентационную направленность, т. е. рассчитана на то, что в дальнейшем учащийся свяжет свою жизнь с данным видом спорта.
Цель: углубленное изучение традиционных якутских настольных игр хабылык, хаамыска, сонор.
Задачи:
содействие правильному физическому и психическому развитию;
воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;
обучение основной технике настольной игры хабылык, хаамыска, сонор.
Планируемые результаты обучения.
Должны знать:
историю возникновения древних настольных игр;
названия простых настольных игр, предусмотренных программой и правила игры в них;
нормы и правила поведения общения со сверстниками в обществе.
Должны уметь:
работать в группе, проявлять умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в совместной игре;
бережно относиться к настольным играм;
придерживаться игровых правил в разученных играх;
доводить начатую игру до конца;
принимать самостоятельные решения.
Личностные компетенции:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
уметь планировать последовательность своих действий в игре;
анализировать свои действия, которые привели к тому или иному результату.
Учебный план
на 2024-2025 учебный год
Начало учебного года: 01.10.2024 г
Окончание учебного года: 01.05.2025 г
Продолжительность учебного года: 31 неделя
Учебный год делится на полугодия: 01.10.2024-01.05.2025 г
1 полугодие: 12 учебных недель (01 октября по 29 декабря)
2 полугодие: 18 учебных недель (13 января по 01 мая)
Продолжительность учебной недели: 6-дневным
Продолжительность летних каникул: 01.012025-01.10.2025
Группы | Количество часов в неделю | Количество заездов | Количество часов в год |
Подготовка к ОГЭ | 9 | 4 | 36 |
Подготовка к ЕГЭ | 9 | 7 | 63 |
Движение первых | 9 | 2 | 18 |
Школа вожатых | 9 | 2 | 18 |
Содержание работы
Якутские национальные настольные игры «Хабылык», «Хаамыска». Введение. История развития настольных игр предков. Этимология слова «хабылык». Пропагандисты, энтузиасты и мастера настольных игр. Федерация национальных настольных игр предков Республики Саха (Якутия)
Игра «Хабылык». Правила игры. Техника подбрасывания и ловли палочек. Ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Способы ловли палочек. Подбрасывание 5 палочек и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля 5 или 3 палочек. Подбрасывание и ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Имитация подбрасывания и ловли на скорости.
Хаамыска. Тренировка подбрасывания и ловли камешек. Игра пятью камешками. Отработка способа ловли и подбора камешек со стола:
-по одному в первый раз;
-по два - во второй раз;
-вначале один, затем – остальные три или наоборот;
-подкидывание одного и во время его полёта остальные положить на стол, снова подкидывание одного и во время его полёта успеть подобрать и ловить камешек;
-подкидывание одного вверх, во время его полёта положить на стол 4 камешка, снова подкидывая камешек, подбирать в ладонь остальные по одному;
-все камешки на ладони, подбрасывание и ловля тыльной стороной ладони, снова подбрасывание и ловля всех камешек с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.
4. Обучение правилам игры «Умсаах». Техника подбрасывания и способы ловли камешек игры «Умсаах». Правила игры. Стойка игрока. Основные положения при выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола.
5. Контрольные игры. Сревнование.
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ | ФИО обучающегося | Нет никаких знаний по предмету | Частичные знания по предмету | Определенные знания по предмету |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Календарно-тематический план (9-11 кл)
№ | Тема занятия | Всего часов | Форма занятия | Тип занятия | Содержание | Плановая/фактическая дата |
Подготовка к ОГЭ (1 группа) | Подготовка к ОГЭ (2 группа) | Подготовка к ОГЭ (3 группа) | Подготовка к ЕГЭ +70 (1 группа) | Подготовка к ЕГЭ + 70 (2 группа) | Подготовка к ЕГЭ + 50 (1 группа) | Подготовка к ЕГЭ + 50 (2 группа) | Подготовка к ЕГЭ + 50 (3 группа) | Подготовка к ОГЭ ВЛ-И | Подготовка к ЕГЭ 50+ ВЛ-И | Подготовка к ЕГЭ 70+ ВЛ-И | Школа вожатых (1 гр) | Школа вожатых (2 гр) | Движение первых (1 гр) | Движение первых (2 гр) | Форма контроля |
1 | Якутские национальные настольные игры «Хабылык», «Хаамыска», | 1 | Теоретическая работа | | Введение. История развития настольных игр предков. Этимология слова «хабылык». Пропагандисты, энтузиасты и мастера настольных игр. Федерация национальных настольных игр предков Республики Саха (Якутия) | 03.10 | 30.11 | 08.02 | 05.12 | 08.03 | 08.10 | 27.01 | 13.02 | 04.04 | 09.04 | 14.04 | 02.11 | 07.11 | 22.01 | 13.03 | Беседа |
2 | Игра «Хабылык». Правила игры. Техника подбрасывания и ловли палочек. Ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. | 2 | Теория- практическая работа | Учебная игра | Способы ловли палочек. Подбрасывание 5 палочек и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля 5 или 3 палочек. Подбрасывание и ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Имитация подбрасывания и ловли на скорости. | 04.10 | 01.12 | 09.02 | 06.12 | 09.03 | 09.10 | 28.01 | 14.02 | 05.04 | 10.04 | 15.04 | 03.11 | 08.11 | 23.11 | 14.03 | Уровень показателей правила игры (индивидуальна игра) |
3 | Хаамыска | 2 | Практическая работа | Учебная игра | Тренировка подбрасывания и ловли камешек. Игра пятью камешками. Отработка способа ловли и подбора камешек со стола: -по одному в первый раз; -по два - во второй раз; -вначале один, затем – остальные три или наоборот; -подкидывание одного и во время его полёта остальные положить на стол, снова подкидывание одного и во время его полёта успеть подобрать и ловить камешек; -подкидывание одного вверх, во время его полёта положить на стол 4 камешка, снова подкидывая камешек, подбирать в ладонь остальные по одному; -все камешки на ладони, подбрасывание и ловля тыльной стороной ладони, снова подбрасывание и ловля всех камешек с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании. | 05.10 | 02.12 | 10.02 | 07.12 | 10.03 | 10.10 | 29.01 | 15.02 | 06.04 | 11.04 | 16.04 | 04.11 | 09.11 | 24.11 | 15.03 | Уровень показателей правила игры и техники подбрасывания и ловли (индивидуальная игра) |
4 | Обучение правилам игры «Умсаах». Техника подбрасывания и способы ловли камешек игры «Умсаах» Контрольные игры | 3 1 | Теория- практическая работа Соревнования | Учебная игра Игровая | Правила игры. Стойка игрока. Основные положения при выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола. Соревнования | 06.10 | 03.12 | 11.02 | 08.12 | 11.03 | 11.10 | 30.01 | 16.02 | 07.04 | 12.04 | 17.04 | 05.11 | 10.11 | 25.11 | 16.03 | Уровень показателей правила игры и техники подбрасывания и ловли (индивидуальная игра) |
Методы и формы обучения
Для повышения интереса занимающихся к занятиям традиционными якутскими настольными играми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение.
Наглядные методы: применяются в виде показа упражнения, показ мультимедийных презентаций, видеофильмов. Можно к занятиям приглашать ветеранов, мастеров настольных игр хабылык и хаамыска. Эти методы помогут создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы: предусматривают метод упражнений, игровой, пробы социального опыта, открытого занятия и соревновательный. Основным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Игровой метод даёт наибольший эффект при сочетании игры и обучения.
Для успешной реализации программы необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в хорошо освещённом, проветренном помещении.
Оборудование:
рабочее место для педагога дополнительного образования (стол, стул);
рабочие места для обучающихся (столы, стулья)
классная доска магнитно-маркерная;
места для хранения игр, расходных материалов, (шкафы, стеллажи, и т.п.)
хабылык по 30 штук - 5-6 комплектов (по количеству детей в группе)
хаамыска по 5 штук - 5-6 комплектов (по количеству детей в группе)
часы – 1 шт
Список игр, данный в программе, является примерным. Этот список можно изменять и дополнять новыми играми в зависимости от потребностей и возможностей учреждений дополнительного образования.
Критерии оценки:
Зачет:
Знание правил игры.
Планирование своих игровых действий
Управление своими эмоциями
Не зачет:
Незнание правил игры.
Неумение планировать свои игровые действия
Неумение управлять своими эмоциями
Критерии оценивания теоретических знаний:
Высокий уровень– обучающийся знает изученный материал. Может дать развернутый, логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Понимает место излагаемого материала в общей системе изучаемого предмета. Свободно оперирует терминами, может их объяснить. Может объяснить порядок действий на уровне причинноследственных связей. Понимает значение и смысл своих действий.
Средний уровень – обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытий темы требуются дополнительные вопросы. Взаимосвязь материала с другими разделами изучаемого предмета находит с помощью педагога, но комментирует самостоятельно. Знает термины, но употребляет их не достаточно. Может объяснить порядок действий, но совершает незначительнее ошибки при объяснении теоретической базы своих действий.
Низкий уровень – обучающийся фрагментарно знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. Не может самостоятельно встроить материал темы в общую систему полученных знаний, требуется значительная помощь педагога
Критерии оценивания практических навыков и умений:
Высокий уровень – обучающийся умеет самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи. Последовательность действий отработана. Порядок действия выполняется аккуратно; тщательно; в оптимальном временном режиме. Видна нацеленность на конечный результат. Результат не требует исправлений.
Средний уровень – обучающийся умеет самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи, но не учитывает всех нюансов ее выполнения. Для активизации памяти самостоятельно используются алгоритмические подсказки. Порядок действия выполняется аккуратно, видна нацеленность на конечный результат. Результат требует незначительной корректировки.
Низкий уровень – Подготовительные действия носят сумбурный характер, недостаточно эффективны или имеют ряд упущений, но в целом направлены на предстоящую деятельность. Порядок действий напоминается педагогом. Порядок действий выполняется аккуратно, но нацелено на промежуточный результат. Результат в целом получен, но требует серьезной доработки.
Критерии оценивания личностных качеств:
Высокий уровень – сформированность гражданской и этнокультурной идентичности выражается – «я знаю», «я люблю», «я ценю и уважаю», «я делаю (готов сделать)»; так же выражаются на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровнях: - сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций, - навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, личностного смысла в учении и непрерывном образовании, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств, потребности к творческому труду, установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Средний уровень – имеются представления о гражданской и этнокультурной идентичности, гуманистических и демократических ценностных ориентаций, но отличаются фрагментарностью и отсутствием эмоционально позитивного отношения к категориям «гражданин», «национальная принадлежность», «культура моего народа», «человек, личность», «уважение прав и достоинств человека»; - имеются предпосылки к адаптивному поведению, но проявляются неустойчиво и фрагментарно, ситуативно; - имеются представления, но отличаются фрагментарностью и отсутствием эмоционально позитивного отношения к категориям «учение», «образование», «самостоятельность», «ответственность», «ответственное поведение», «искусство», «жизнь», «здоровье», «здоровый образ жизни.
Низкий уровень – не сформированность представлений: - о гражданской и этнокультурной принадлежности; - о гуманистических и демократических ценностях; - навыков адаптивного поведения, личностного смысла в учении и образовании, самостоятельности и ответственности за свое поведение; - эстетической потребности, о безопасном и здоровом образе жизни.
Использованная литература:
Аммосова Т.Т. Математические знания и представление якутов. - Якутск., 1994. -52с.
Донской А.И., Сыромятников Д.В. Обугэлэр оонньуулара.- Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 2004.-40 с.
Карасева Г.И. Игра, ее сущность, классификация.- Якутск, 2009.
Кочнев В.П., Григорьев И.Ю., Коротков В.П. Возрождая традиции предков.- Якутск, Медиа-холдинг «Якутия», 2009.-320с.
Николаев С.И. Игры народов СССР. – М., 1985-102с.
Федоров А.С. Обугэлэрбит оонньуулара. – Дьокуускай кинигэ издательствота, 1992.-48с.
Федоров А.С. Саха торут оонньуулара/Народные игры и забавы предков Саха – Дьокуускай, Бичик, 2001.-96с.
Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера.– Якутск, 1996.-96с.