СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Свирель»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка не является авторской. Программа разработана на основе программ:

  • Образовательная программа дополнительного образования Ансамбль «Свирель». Продукт экспериментальной деятельности ЦО № 1482 (ГОУ СОШ № 1732 с углублённым изучением музыки) СВАО г. Москвы. Автор-составитель: Малинина Н.В., М.,2007 г.;
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Свирель поёт». Автор: М. И. Хлад, г. Москва, 2014 г.;
  • Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для дуэта флейт «Melos» . Автор-составитель: Григорьева С.Ю., г. Копейск, 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Свирель»»

Управление образования администрации Златоустовского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным

изучением иностранного языка»





Рассмотрено

на заседании кафедры

Протокол № 1 от 30 августа




УТВЕРЖДЕНО:

приказом Директора

МАОУ СОШ № 10

№ 1 от 30 августа 2024г.


УТВЕРЖДЕНО:

приказом Место для ввода текста.

Место для ввода текста.________________Место для ввода текста.

№ Место для ввода текста. От



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Свирель»



Возраст обучающихся: 8-11 лет

Срок реализации: 3 года

Год разработки программы: 2024 г.





Автор-составитель:

Внукова Е.Е.

учитель музыки и ОДНКНР

высшей категории













г. Златоуст 2024 г.





Содержание


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2 Цель и задачи программы 9

1.3. Содержание программы 9

1.3.1. Учебный план 1 год обучения 9

1.3.2 Учебный план 2 и 3 год обучения 11,12

1.4. Планируемые результаты 16,17


Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 17

2.1. Календарный учебный график 17

2.2. Условия реализации программы 18

2.3. Формы аттестации 20

2.4. Оценочные материалы 21

2.5. Методические материалы 24

2.6. Воспитательный компонент…………………………………………………………………..25

2.7. Список литературы 30







































Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
    1. Пояснительная записка

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;

Уставом и локальными нормативными актами МАОУ СОШ № 10


Данная программа дополнительного образования относится к программам художественной направленности и призвана решить проблему возрождения у детей интереса к русской национальной культуре, приобщения детей к исполнительской и творческой деятельности.

Уровень освоения содержания образования базовый. На занятиях дети осваивают игру на свирели по принципу – от простого к сложному, начиная с исполнения несложных народных песен и заканчивая произведениями мировой музыкальной классики.

Знакомство воспитанников с ансамблевым репертуаром происходит в основном на базе русского народного фольклора и фольклора разных стран, а так же переложений камерных, симфонических, фортепианных, хоровых музыкальных произведений различных жанров отечественных и зарубежных композиторов. Основу репертуара составляют народные, академические произведения и современные эстрадные переложения. Особое внимание в содержании программы уделяется пробуждению интереса и любви к отечественной (русской) музыкальной культуре в контексте общекультурного развития ребенка.

Работа ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать своё исполнение музыкальных произведений на приемлемом художественном уровне.

Актуальность программы

Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития обучающихся, влияет на процесс воспитания и обучения через знакомство с классической и народной музыкой, исполнением музыкальных произведений на свирели сольно и в ансамбле, расширяет границы творческого познания и общения. Обусловлена её практической значимостью: занимаясь в ансамбле и оркестре, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, городские конкурсы, праздники). Программа базируется на оздоровительном компоненте: развитию мелкой моторики и координации слуха с применением дыхательной гимнастики, разработанной Э. Смеловой. Сочетание комфортного физического и психического развития даёт возможность лучше адаптироваться в окружающем мире. Концертные выступления позволяют приобрести навыки общения с большой аудиторией, что также способствует улучшению адаптации детей в коллективе. Программа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка в музыкальном направлении, не претендуя на дальнейшую профессиональную направленность. Это даёт расширение представлений о взаимодействии различных видов деятельности в перспективе.

Следует особо подчеркнуть приоритет воспитывающего фактора, особенно в условиях начальной школы, когда формируется не только основа предметных знаний, но, что самое главное, умение применять их в жизненной практике. Именно с помощью фольклорных и традиционных способов их воплощения можно и должно проводить серьёзную организационно-воспитательную работу с каждым учеником в обстановке коллективного обучения. Воспитание при обучении игре на свирели охватывает все стороны человеческой личности: мировоззрение, кругозор, эстетическое восприятие, а также формируется художественный вкус.

Программа разработана на основе программ:

  • Образовательная программа дополнительного образования Ансамбль «Свирель». Продукт экспериментальной деятельности ЦО № 1482 (ГОУ СОШ № 1732 с углублённым изучением музыки) СВАО г. Москвы. Автор-составитель: Малинина Н.В., М.,2007 г.;

  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Свирель поёт». Автор: М. И. Хлад, г. Москва, 2014 г.;

  • Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для дуэта флейт «Melos» . Автор-составитель: Григорьева С.Ю., г. Копейск, 2023 г.



Отличительные особенности программы

заключаются, прежде всего, в цифровой методике обучения игре на детской свирели, что позволяет ребенку начать музицировать на детской свирели с первого занятия и дает ему возможность достичь значительных результатов за короткий срок. Дети, постепенно приобретая исполнительский опыт, легче переходят к изучению нотной грамоты и к системе нотной записи (через звуки к нотному знаку, а не наоборот). Программа направлена, в том числе на то, чтобы через собственную исполнительскую деятельность научить ребенка ориентироваться в мире музыкального искусства, подготовить культурного слушателя, который в дальнейшем сможет понимать язык музыкальных произведений, основываясь на личном творческом опыте. Другим отличием данной программы является не только обучение игре на свирели, но и более глубокое изучение устного народного творчества в виде исполнений потешек, прибауток, которые являются составной частью каждого выступления учащихся. Всё это прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.

В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом особенностей:

  1. Индивидуальный подход к обучающимся, достижение взаимопонимания и заинтересованности творческим процессом игры на инструменте, реализация возможности проявить себя как сольно, так и в ансамбле свирелей.

  2. Подчас участие в ансамбле учителя музыки в качестве концертмейстера, который выполняет различные художественные задачи, дополняет звучность ансамбля, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией, создает ритмическую и гармоническую поддержку, выполняет дирижерские функции.

  3. Гибкость, как в формировании репертуара и в сроках его реализации;

  4. Раскрепощение инициативы ребенка.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 8-11 лет. Программа разделена на три этапа: 1-й год обучения – начальный этап – освоение инструмента детьми, еще не знающими нот, получения навыков игры в ансамбле, знакомство с нотной грамотой; 2-й год обучения – переходный этап – закрепление полученных навыков на начальном этапе освоения инструмента, расширение возможностей игры в ансамбле и оркестре; 3-й год обучения – совершенствование исполнительских навыков, игра в ансамбле и в оркестре, расширение музыкального репертуара, изучение основ музыкальной грамоты.

Предварительный отбор в детский коллектив не проводится, принимаются все желающие. Основная форма обучения – групповая. В группе первого года обучения занимается не более 15 детей, в группе второго года – не более 12. В группе третьего года обучения до 15 детей.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 12-15 человек.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

Возрастные особенности обучающихся

Возрастные особенности детей 7-10 лет.


Младшие школьники (7-10 лет) отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий музыкальным творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы, наглядно-слуховой и эмоциональный. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не перебивая его. К возрастным особенностям внимания относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха. (Физкультминутки). Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника.

Возрастные особенности детей 11-16 лет.

Средний школьный возраст – переходный от детства к юности и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания и быстрая переключаемость, которая не дает возможности сосредоточиваться долго на одном и том же деле. Значимой особенностью мышление подростка является его критичность. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю. Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Творческие занятия и досуговые мероприятия дают возможность ребятам высказать свое мнение и суждение. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Через внешние срывы и восхождения они могут обрести чувство личности. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.


Желание ребёнка получать от музыки радость и удовольствие вполне естественно, но не каждый может и готов достигать этого ценой длительной работы, ведь процесс обучения игре на инструменте предполагает повышенную эмоциональную нагрузку на нервную систему воспитанника. Работа в классе, репетиции, выступления требуют от обучающихся больших усилий, которые компенсируются радостью игры, самовыражением за инструментом, а также поддержкой, доверием и похвалой со стороны педагога. Чуткое и внимательное отношение к младшему школьнику и младшему подростку поможет добиваться поставленных задач, вселит уверенность в свои силы, поможет ему расти творчески.


Объем программы: Программа «Свирель» рассчитана на 3 года обучения (102 часа)

Форма обучения: очная

Методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов игры);

  • метод показа (исполнение пьес педагогом);

  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение с одним из участников ансамбля с последующим комментарием);

  • репродуктивный (повторение обучающимися музыкального материала);

  • метод проблемного изложения (постановка и решение проблемы разными вариантами);

  • исследовательский (обучающиеся сами участвуют в поисках решения поставленной задачи);

  • метод «забегания вперед» (позволяет настроить обучающихся на постижение новых знаний);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы основаны на традиционных методиках исполнительства на духовых инструментах и являются наиболее продуктивными.Занятия включают в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всѐ это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий являются сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы и т.д.). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а так же для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения, слуховые диктанты.

Тип занятий:

  • занятие сообщения и усвоения новых знаний ( теоретические занятия);

  • занятие повторения и обобщения;

  • занятие закрепления знаний и выработки умений и навыков (репетиции на сцене);

  • занятие применения знаний умений и навыков (выступление на сцене).


Формы проведения занятий

Программа предполагает использование различных форм занятий:

  • занятие-игра

  • занятие-путешествие

  • занятие-концерт

  • занятие-репетиция и др.

Наряду с групповой (основной), ансамблевой формой занятий используются приемы индивидуальной работы. Предполагаются разные типы заданий для учащихся: самостоятельный разбор мелодий,ритмическое озвучивание, сольфеджирование, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий), игровые упражнения. И т.д


Срок освоения программы: 3 года.

Режим занятий.

По программе планируется 1 занятие в неделю, по 1 академическому часу. Такой режим обусловлен несколькими факторами, а именно – дети получают на занятии достаточно материала, чтобы усвоить его дома самостоятельно, для чего нужны 3-4 дня. Работа поставлена так, чтобы у обучающихся вырабатывалось желание развиваться и работать самостоятельно.



    1. Цель и задачи программы

Цель программы – развитие духовно-нравственных, художественно-эстетических ценностей личности ребѐнка на основе собственного опыта, посредством приобщения к игре на свирели, формирование условий для развития творческих способностей обучающихся на основе собственного практического музицирования.

Задачи программы

Образовательные (предметные):

  1. изучать историю музыкального инструмента «свирель» и других народных духовых инструментов, их роль в музыкальной культуре народов мира; знакомить с историей появления «детской свирели»;

  2. обучать навыкам игры на детской свирели; основам нотной грамоты;

  3. формировать комплекс исполнительских навыков ансамблевого музицирования (обучать приемам исполнительского дыхания, звукоизвлечения и звуковедения, правильной постановке корпуса, рук, головы, положению губ), музыкальности, артистизма.

Личностные:

  1. расширять музыкальный кругозор и формировать эстетические потребности посредством концертной деятельности и посещения театров и концертных залов;

  2. развивать необходимые черты характера: уверенности в своих силах, умение преодолевать скованность, повышенную эмоциональность;

  3. развивать самостоятельность, общительность, ответственность, самоконтроль.

Метапредметные:

  1. расширять музыкальную эрудицию и кругозор обучающихся;

  2. обучать навыкам планирования самостоятельной работы, умению объективно оценивать свой труд;

  3. прививать опыт творческой деятельности и публичных выступлений в рамках сольного и ансамблевого музицирования.



1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

В том числе:




Теория

Практика


1

Вводное занятие

«Введение в образовательную программу»

Организация ансамбля

2

1

1

Начальная диагностика, анкетирование

2

Дыхательная гимнастика

6

1

5

Педагогическое

наблюдение

3

Техника игры на свирели

18

2

16


3.1

Постановка левой руки. Работа над постановкой каждого пальца с соответствующим извлечением

звука

6

-

6

Педагогическое наблюдение, исполнение

произведения

3.2

Постановка правой руки, (аналогично левой)

6

-

6

Педагогическое наблюдение,

исполнение произведения

3.3

Игра двумя руками. Основные

приѐмы

6

1

5

Исполнение

произведения

4

Штрихи

3

0

3


4.1

Штрих «легато», навыки звукоизвлечения. Работа над формированием связного

протяжного звука

1

-

1

Исполнение произведения

4.2

Штрих «стаккато», навыки звуковлечения. Работа над

формированием отрывистого звука

1

-

1

Исполнение произведения

4.3

Смешанное звуковедение. Игра двумя руками в объѐме 1 октавы.


1

-

1

Исполнение произведения

5

Основы музыкальной грамоты

3

3

-

Наблюдение

Опрос

6

Итоговое занятие Концертная деятельность

2

-

2

Итоговая диагностика. Отчѐтный концерт

коллектива

Итого:

34

7

27



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

В том числе:

1.3.2. Учебный план

2 год обучения







Теория

Практика


1

Вводное занятие

«Введение в образовательную программу»

Организация ансамбля

2

1

1

Начальная диагностика, анкетирование

2

Дыхательная гимнастика

6

1

5

Педагогическое

наблюдение

3

Техника игры на свирели

18

2

16


3.1

Работа с левой рукой. Работа с соответствующим извлечением

звука

3

-

3

Педагогическое наблюдение, исполнение

произведения

3.2

Работа с правой рукой, (аналогично левой)

3

-

3

Педагогическое наблюдение,

исполнение произведения

3.3

Игра двумя руками. Работа над основными приёмами


12

2

10

Исполнение

произведения

4

Штрихи

3

0

3


4.1

Штрих «легато», навыки звукоизвлечения. Работа над формированием связного

протяжного звука

1

-

1

Исполнение произведения

4.2

Штрих «стаккато», навыки звуковлечения. Работа над

формированием отрывистого звука

1

-

1

Исполнение произведения

4.3

Смешанное звуковедение. Игра двумя руками в объѐме 1 октавы.

Освоение печатного материала

1

-

1

Исполнение произведения

5

Основы музыкальной грамоты

3

3

-

Наблюдение

Опрос

6

Итоговое занятие Концертная деятельность

2

-

2

Итоговая диагностика. Отчѐтный концерт

коллектива

Итого:

34

7

27





1.3.3. Учебный план

3 год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Из них

Из них

Формы аттестации/контроля

Всего

теория

практика

Вводное занятие.

Организация ансамбля (оркестра), разделение на группы, прослушивание детей

3

0,5

2,5

Начальная диагностика, анкетирование

Дыхательная гимнастика. Упражнения

1

0

1

Педагогическое наблюдение

Техника игры на свирели

5

1

4


Игра двумя руками. Основные приёмы.

5

1

4

Исполнение произведения

Штрихи

20

4

16


Смешанное звуковедение во всех регистрах инструмента.

5

1

4

Исполнение произведения

Занятия по группам. Совершенствование игры на свирели

5

1

4

Исполнение произведения

Открытие второго регистра звуков. Выстраивание нот второго регистра

5

1

4

Исполнение произведения

Исполнение произведений повышенной сложности

5

1

4

Исполнение произведения

Основы музыкальной грамоты

2

1

1

Наблюдение, опрос

Концертная деятельность

2

1

1

Отчётный концерт коллектива

Итоговое занятие

1

0

1

Итоговая диагностика

ВСЕГО:

34

7,5

26,5



Описание каждой темы/раздела в соответствии с учебным планом



Тема 1: Вводное занятие. «Введение в образовательную программу». Организация ансамбля.

Теория:

1 год обучения

Цели и задачи коллектива. Проводится инструктаж по технике безопасности. Проверка музыкальных способностей. Беседа о программе обучения, режиме занятий, о роли свирели в развитии ребѐнка, гигиенические требования.

2 и 3 год обучения: Знакомство с программой на учебный год. Организация ансамбля. Роль и значение ансамбля или оркестра.

Практика:

1 год обучения:

Начальная диагностика (музыкальный слух, память, ритм)

2 и 3 год обучения: Исполнение музыкальных произведений из репертуара первого (второго) года обучения. Игры на определение высоты и длительности звуков, особенности движения мелодии (вверх, вниз, постепенное, скачкообразное).





Тема 2: Дыхательная гимнастика

Теория:

1 год обучения:

В игре на духовых инструментах очень важна тренировка дыхания. Целый раздел учебно-тематического плана посвящѐн дыхательной гимнастике по А.Н. Стрельниковой.

2 и 3 год обучения: Повторение отличий физиологического и исполнительского дыхания. Развитие навыка сохранения дыхания на продолжительных фразах. Ровное распределение дыхания по фразам. Развитие певческого дыхания.

Практика:

1 год обучения:

Выполняются упражнения для тренировки вдоха, которые важны для задержки дыхания. Они создают воздушный резерв в основаниях лѐгких и не допускают в гортань избытка воздуха. Дуть в инструмент сразу становится легче. Диафрагма и брюшной пресс также активно работают во время игры на духовых инструментах. Абсолютно свободными должны быть плечи. Выполняется упражнение «насос» - 9 раз по 32 вдоха.

2 и 3 год обучения: Упражнения на развитие навыка сохранения дыхания на продолжительных фразах. Дыхательная гимнастика для тренировки разных способов дыхания: а) вдох носом, задержка, выдох прерывистым дыханием, б) вдох носом, задержка, ровный, длинный выдох и др.



Тема 3: Техника игры на свирели

Теория:

1 год обучения:Дыхание, точнее - выдох, то равномерный, то постепенно усиливаемый, то постепенно ослабляемый. Постановка рук при игре, движение пальцев. Работа мускулов лица и согласуемые с дыханием, извлекаемые по высоте звуки.

2 и 3 год обучения: Принципы игры в ансамбле (оркестре) Понятия: многоголосие, канон.



Практика:

1 год обучения:Выполняются упражнения, развивающие мелкую моторику. Педагог занимается постановкой рук на свирели – сначала левой, потом правой. Играем на одном (новом) звуке. Усложняем материал: игра на двух, трех, четырѐх, пяти и шести отверстиях, работа над чистотой звука. Учим плотно закрывать пальчиками отверстия.

2 и 3 год обучения: Упражнения: «Вспоминаем», «Закрепляем». Контроль над постановкой пальцев правой и левой руки. Закрепление навыков игры правой и левой рукой. Отработка навыка многоголосного музицирования. Игра каноном. Разучивание инструментальных ансамблевых произведений с использованием инструментов оркестровой системы Карла Орфа.





Тема 4: Штрихи Теория: понятие штриха

1 год обучения

Практика: Формированию связного протяжного звука. Выполняются также дыхательные упражнения, способствующие связному звукоизвлечению. Обучающиеся играют простые попевки народно-песенного склада штрихом «легато». На следующих занятиях идѐт освоение штриха «стаккато». Учимся правильно дышать и извлекать отрывистые звуки, играем народные попевки плясового характера штрихом «стаккато».

2 и 3 год обучения

Теория:

Понятие смешанного звукоизвлечения в разных регистрах инструмента. Особенности игры в унисон, двухголосно, каноном. Умение сочетать аппликатуру пальцев, правильное дыхание и ритмический рисунок мелодии.

Практика:

Упражнение для освоения игры на свирели в технике смешанного звукоизвлечения (в диапазоне октавы). Отработка и заучивание двухголосых партий. Отработка навыка исполнения повторяющегося ритмического рисунка в начале и конце фраз. Закрепление особенностей звукообразования, применение на практике умения владеть дыханием и звукоизвлечением. Упражнения на умение контролировать дыхание и переходить от прерывистого дыхания («стаккато») на ведение мелодии на одном дыхании («легато»).





Тема 5: Основы музыкальной грамоты

1 год обучения

Теория: Изучается нотная грамота, длительности нот, их написание, даются понятия метра и ритма, лада (мажор, минор). Понятие: одноголосие, ансамблевая игра. Изучение ритмических основ: длинные звуки -та, короткие-ти, ти, очень длинные-та-а, паузы, реприза.

2 и 3 год обучения:

Основы музыкальной грамоты с элементами теории музыки: общие сведения о ритме и длительности нот, а также о способах их записи (нота с точкой, пунктирный ритм, залигованные ноты, триоли, фермата и др.). Чтение с листа нотной записи мелодии, умение переводить ноты в цифры.

Практическая часть:

Упражнения на закрепление знания основных музыкальных терминов на практике, разучивание новых произведений. Умение переводить ноты первой октавы в цифровые записи для уже изученных мелодий. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой октавы на нотных линейках, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4,), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).





Тема 6: Концертная деятельность.

1 год обучения

Практика: Последние занятия включают концертную деятельность, участие внутри центра и вне центра мероприятиях. Итоговая диагностика.



Правила поведения на сцене и в концертном зале. Этика музыканта-исполнителя: объективное отношение к себе; доброжелательное, позитивное – к партнёрам-музыкантам, к дирижеру, к зрителям.

2 и 3 год обучения

Практическая часть. Участие в течение учебного года в выступлениях различного уровня, благотворительные концерты в детских садах, интернатах, стационарах и домах престарелых. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Составление концертной программы. Репетиционная форма проведения занятий. Отработка навыков поведения на сцене. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных произведений, постановка сказок, фольклорных композиций. Разучивание песен к праздникам (Новый год, Международный день 8 марта, День Защитника Отечества и другие).



8. Итоговое занятие.

Подведение итогов года. Демонстрация успехов и награждение воспитанников коллектива за успешное окончание образовательного курса.



1.4. Планируемые результаты

Предметные:

  • знают теоретический материал, музыкальную терминологию;

  • умеют самостоятельно грамотно разбирать цифровой текст;

  • анализируют элементы музыкального языка, форму, метроритмические особенности произведения;

  • подбирают по слуху небольшие мелодии;

  • выразительно, артистично и технично исполняют сольные и ансамблевые произведения, в соответствии со стилевыми особенностями;

  • сформированы навыки концертных выступлений.

Метапредметные

  • умеют самостоятельность трактовать музыкальное произведение;

  • сформирован комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на развитие эстетических взглядов, художественного вкуса,

  • знают музыкальные произведения композиторов различных стилей, жанров и форм.

Личностные:

  • развита потребность в самостоятельном расширении кругозора путем

подбора мелодий по слуху, самостоятельного изучения новых музыкальных произведений;

  • сформированы навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, умение обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств;

  • сформированы эстетических норм поведения в пространствах культуры;

  • умеют ценить красоту музыки, природы, человека.



Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

2024 – 2025 учебный год

Начало учебных занятий

1 сентября 2024 года

Окончание учебных занятий

25 мая 2025 года

Продолжительность учебного года

34 недели

Количество часов в год:

102 часа в год:

1 год обучения 34 часа в год

2 год обучения 34 часа в год

3 год обучения 34 часа в год


Продолжительность и

периодичность занятий:


Свирель (групповые занятия) каждую неделю


Свирель ансамбль (смешанные репетиции ) 2 раза в год

Оркестр (смешанные репетиции) 2 раза в год

Сроки проведения текущего контроля промежуточной и итоговой аттестации (при решении образовательной организации о

проведении итоговой аттестации) в образовательной организации

Текущий контроль в течение всего года Промежуточная (декабрь)

Итоговая:

Май (по завершении срока реализации программы)

Выходные дни

Праздничные дни в соответствии с календарем, воскресенье

Объем программы

102 часа

Срок освоения программы

3 года



2.2. Условия реализации программы


При реализации программы учитываются педагогические, материально-технические, кадровые условия.

Педагогические принципы работы:

  • принцип ориентации на личностные интересы, потребности и способности ребенка – создание условий реализации интересов каждого обучающегося;

  • принцип комплексного воздействия: развитие, эмоциональной и практической сфер деятельности обучающихся;

  • принцип активности и самодеятельности: предоставление обучающимся возможности самостоятельно проявлять свои способности и развивать их;

  • принцип гуманизации: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию и уважение, доступность образования в соответствии с интересами, возможностями и потребностями обучающегося;

  • принцип креативности: творческий подход педагога к своей деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся.

Ансамбль

Задачи ансамблевого исполнения:

развитие гармонического слуха, ритма, памяти, музыкального воображения.

формирование навыков синхронного исполнения: темпа, метроритма, уровня динамики, единого понимания работы со звуком, штрихов...

развитие навыка восприятия не только своей партии, но и партии своего партнера.

В работе с ансамблем необходимо решить следующие очень важные проблемы:

обеспечить психологическую совместимость ребят в ансамбле (очень важно, чтобы воспитанники дружелюбно относились друг к другу);

учитывать возрастные и физиологические особенности воспитанников (гарантировать примерную равномерность физического развития и комплекции детей; для обучающихся младшего возраста играть в дуэте проще, чем в больших составах).

Группы оркестра.

Оркестр могут составлять разные народные инструменты, но главные - свирели. В нѐм может быть два состава: кандидатский и концертный.

В кандидатский состав входят все дети, играющие на свирели. Кто не овладел полностью свирелью, играют в оркестре на шумовых инструментах.

Концертную группу составляют дети, хорошо владеющие приѐмами игры на свирели, прошедшие все учебные тетради, владеющие нотной записью (цифровой или на нотоносце), владеющие приѐмами разного дыхания, понимающие жесты дирижѐра, ответственно относящиеся к домашним репетициям.

Концертную группу можно и должно разделить на 3-4 партии. Одна партия должна составлять не менее 3-4 человек, чтобы держать необходимую силу звука, цепное дыхание, а так же на случай болезни кого- либо (дети маленькие).

Первая оркестровая партия.

Диапазон звучания: от «си» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы

В цифровой записи это выглядит так: l-f5. З. На нотоносце - их верхняя нотная строчка.

Учащимся, составляющим эту партию, требуется хорошее крепкое дыхание, они должны уметь правильно менять и расходовать его, чтобы не ослабевало звучание голоса; крепкие пальцы.

Они сидят слева от дирижѐра.

Вторая оркестровая партия.

Диапазон игры: 6-0, от «ре» 1-й октавы до «до» 2-й октавы на свирели.

На нотоносце - их средняя нотная строчка.

Они сидят в центре оркестра. Со всех стон их окружают другие голоса и инструменты.

В эту партии отбираются дети с хорошим слухом, крепкими пальцами, хорошо и быстро ориентирующиеся в нотной записи, аккордах.

Третья оркестровая партия.

Эта партия составляет основу гармонии.

Диапазон звучания: от «ре» 1-й октавы до «си» 1-й октавы на свирели.

Нотная строчка самая нижняя..

Они сидят справа от дирижѐра.

В этой партии могут играть дети с широкими ладошками, с умеренно развитым дыханием. Важно, чтобы эти дети хорошо зажимали «пенѐчки», могли долго держать ноту.

Игра в оркестре приносит детям радость общения, душевный восторг от полного звучания оркестра (дома свирель звучит одиноко).

На занятиях оркестра ребѐнок совершенствуется в игре на свирели, т. к. учитель отрабатывает трудные места определѐнными способами полным составом. Совершенствуется техника дыхания, включается и вокальное исполнение.

На занятиях продолжает совершенствоваться образовательный процесс. Дети получают дополнительные сведения о музыке и музыкантах, расширяется их кругозор. Эти знание потом применяют на уроках.

Важно ещѐ раз подчеркнуть, что игра в ансамбле, оркестре - это очень важная часть общевоспитательного процесса: она способствует развитию музыкального мышления обучающихся, расширению их художественного кругозора, совершенствованию эстетического вкуса, воспитывает детей в духе товарищества и прививает интерес к коллективному творчеству.





Материально-техническое обеспечение

Наименование основное оборудования

количество

1.

Фортепиано

1

2.

Парты

15

3.

Стулья

30

4.

Проигрыватель CD

1

5.

АРМ для учителя

1

6.

Доступ к сети Интернет

В наличии

7.

Нотная литература по предметам свирель для учителя (сборник)

Распечатки для обучающихся

1 шт. 115шт.

8.

Методические издания

5 шт.

9.

Свирель Э.Смеловой

У каждого обучающегося личный

инструмент







2.3. Формы аттестации



В соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ №10 для обучающихся по программе предусмотрены следующие формы аттестации:



Организация текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся



Вид

контроля

Дата

Форма

контроля

Способы

фиксации

Цель

Текущий контроль

Регулярно на занятиях

Прослушивание, анализ самостоятельной

работы

-

Оценка качества работы на данном этапе, постановка

новых задач.

Промежуточ ная аттестация

Декабрь

Участие в конкурсах, выступления на мероприятиях внутри

учреждения, выступления на концертах для

родителей

Фотоматериалы, дипломы,

грамоты

Оценка качества усвоения

обучающимися содержания образовательной программы в период обучения до промежуточной

аттестации

Итоговая аттестация

Май (по завершению всего курса)

Участие в конкурсах, в концертной деятельности учреждения, в отчетном концерте, итоговый концерт

для родителей.

Грамоты, дипломы, фотоматериалы

Оценка

обучающимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего курса программы.


2.4. Оценочные материалы

В систему промежуточной и итоговой аттестации обучающихся включена проверка теоретических знаний (основные понятия и термины) и практических умений.

Оценивание производится в соответствии с критериями по бинарной системе ЗАЧЕТ-НЕЗАЧЕТ и фиксируется в протоколе, при этом учитывается уровень освоения ДООП:



% выполнения работы

уровень

оценка

100%

высокий

зачёт

50-70%

средний

зачёт

менее 50%

достаточный

зачёт

менее 20%

недостаточный

незачёт


Для оценивания образовательных результатов обучающихся (теория) используются тестовые задания, которые демонстрируют динамику развития учащихся, и комплекс практических заданий.

Промежуточная и итоговая аттестация организуется в форме творческого выступления (отчётного концерта), городского конкурса.

Диагностика проводится в начале и в конце обучения по направлениям:

  • Уровень освоения ДООП

  • Личностное развитие учащихся

  • Реализация творческого потенциала учащихся

Для оценивания образовательных результатов, учащихся используются опросы, анкеты, тестовые задания, практические задания, которые демонстрируют динамику развития учащихся.

Например, Практическое задание

Уровень и оценка результатов

Критерии

Уровень и оценка результатов

Достаточный (Д)

Средний (С)

Высокий (В)

Сформированность

знаний

Недостаточное знание теории вопроса, правил поведения на занятиях.

Минимум терминологичес кого словаря.

Достаточное знание слов, обозначающи х понятия,

Сформированность умений

Неумение взаимодействовать в группе.

Минимальные навыки овладения знаниями, понятиями Выполнение упражнений по

подражанию.

Достаточное владение содержанием, навыками выступления перед аудиторией.



Критерии оценивания обучающегося умения играть на свирели

По итогам выполнения программы выставляется оценка по уровням:

Оценка

Критерии оценивания выступления

высокий

технически качественное и осмысленное исполнение,

отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

средний

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими

недочетами

достаточный

исполнение с большим количеством недочётов, а именно: вступление не вовремя, путаница с «пенёчками» и т.д.

Зачет/незачет

(без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки на данном

этапе обучения

2.5. Методические материалы



Современный педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования строится как с применением методов общей педагогики, таких как:

объяснительно-иллюстративный

  • репродуктивный

  • частичнопоисковый

  • исследовательский

так и с применением специфических музыкальных методов, таких как:

  • метод эмоциональной драматургии,

  • метод размышления о музыке.

При этом используемые методы и образовательные технологии должны соответствовать определенным требованиям:

  • адекватность природе музыкального искусства;

  • психолого-педагогическая целесообразность;

  • соответствие возрасту и интересам обучающихся;

  • диагностическая оснащенность.

Среди современных трактовок педагогических технологий, применительно к практике реализуемой программы, можно выделить:

  • информационно-коммуникативная технология (обеспечивает высокую степень наглядности, повышает эффективность и результативность обучения, создает активные условия для воспитания личности обучающегося);

  • технология организации самостоятельной работы (способствует формированию личностных качеств, а при использовании Интернет- ресурсов повышает эрудицию и музыкальный кругозор, развивает умение анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы)

  • проектно-исследовательская технология формирует

самостоятельность, инициативность, креативность);

  • здоровьесберегающая технология (формирует необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, помогает использовать полученные знания в повседневной жизни)

  • личностно-ориентированная технология (способствует раскрытию творческого потенциала обучающихся, исходя из личностного потенциала)

  • развивающие технологии (активно-деятельностные технологии, направленные на всестороннее развитие всех качеств обучающегося).

В основу правильной постановки игры на музыкальном инструменте должно быть положено знание анатомии и физиологии органов, участвующих в процессе игры. (С.В. Розанов «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах». http://tubastas.ru/book-181).



2.6. Воспитательный компонент

Реализация раздела воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеобразовательной программой.

Воспитание в дополнительном образовании детей рассматривается как целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру, как стимулирование процессов, детерминирующих качественные изменения в личности.

Общая цель воспитания — воспитание развитой и социально ответственной личности, создание условий и возможностей для самореализации и развития талантов через реализацию воспитательного потенциала дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для каждого ребенка. Воспитывающая деятельность в кружках дополнительного образования имеет две важные составляющие: индивидуальную работу с каждым ребенком и формирование детского коллектива.

Цель воспитания в сфере дополнительного образования детей — ценностно-смысловое развитие ребенка.

Воспитательная модель дополнительного образования базируется на том, что воспитание в дополнительном образовании рассматривается, прежде всего, как организация педагогических условий и возможностей для осознания ребенком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.

Воспитательный раздел в программе учитывает приоритетные направления воспитания — личностный рост детей: возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально-значимые задачи; освоение детьми социальных навыков и ролей (нравственного человека, гражданина, и др); развитие культуры социального поведения растущего человека с учетом быстрой информатизации общества, роста динамики социально-экономических изменений; последовательное формирование коммуникативных дружественных детям сред.

В основе процесса воспитания детей по дополнительной образовательной программе лежат конституционные и национальные ценности современного российского общества. Основные обобщенные ценности: осмысление, созидание, коллективизм, которые должны найти свое отражение в основных направлениях воспитывающей деятельности.



Цели и задачи воспитательного раздела Программы



Цель: развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства



Задачи:

  • развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности; доброты; совести; ответственности, чувства долга;

  • развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности; дисциплинированности; инициативности; принципиальности, самоотверженности, организованности;

  • воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;

  • приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;

  • формирование нравственного отношения к человеку, труду;

воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.

В содержании программы можно выделить следующие ключевые моменты:

  1. Творческое развитие. Обучаясь игре на свирели, дети приобретают опыт индивидуального исполнительства, а занимаясь в ансамбле, участвуют в коллективной творческой работе и приобщаются к концертной деятельности. Исполнение детьми русских народных песен дает им возможность познакомиться с фольклором своего народа, историей родного края, глубоко прочувствовать значение слова Родина, ощутить себя гражданином своей страны. Знакомство с историей инструмента и его ролью в мировой музыкальной культуре углубляет знания воспитанников о мировой культуре, воспитывает в них толерантность. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений русской и мировой классики расширяет кругозор детей, развивает их музыкальный и художественно-эстетический вкус, способствует воспитанию всесторонне развитой гармоничной личности.

  2. Социализация детей. В процессе занятий в детском коллективе возникает дружеский микроклимат: дети, испытывая общее позитивное эмоциональное состояние, в то же время становятся требовательнее к себе и другим. Концертные выступления позволяют приобрести навыки общения с большой аудиторией, что наряду с ростом самооценки и самоуважения, способствует улучшению самочувствия детей в коллективе. Детский коллектив становится более сплоченным и творчески активным. Гармоничное сочетание комфортного физического и психического развития даёт возможность детям младшего школьного возраста лучше ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться в обществе.

  3. Здоровьесберегающая составляющая. Применение специальной дыхательной гимнастики в сочетании с определенным ритмом дыхания во время исполнения музыкальных произведений способствует укреплению иммунитета детей и дает положительные результаты в профилактике легочных заболеваний. Развитие мелкой моторики при воспроизведении звуков на свирели стимулирует получение позитивных результатов в коррекции дисграфии и логопедических проблем, а также способствует развитию речевого аппарата детей. Звучание свирели оказывает благотворное влияние на нервную систему, создает позитивную эмоциональную среду в детском коллективе, а также способствует положительной динамике поведения гиперактивных детей.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что игра на свирели индивидуально и в оркестре оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Игра на свирели, как разновидность художественного творчества, позитивно влияет на различные психические процессы; сочетание дыхательной гимнастики и музыкального творчества благотворно сказывается на развитии личности ребенка. Музыкальная подготовка является эффективным средством повышения интеллектуального уровня, нравственного и эстетического воспитания, создает благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала детей.




Планируемые результаты освоения воспитательного раздела Программы:

  • Приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе;

  • Формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности;

  • Готовность обучающихся к саморазвитию;

  • Ценностные установки и социально-значимые качества личности;

  • Активное участие коллектива и его отдельных представителей в социально-значимой деятельности и др.



Личностные результаты образования детей:



  • проявляет эмоционально-положительное отношение к занятиям музыкальной деятельностью; чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к народной музыке;

  • сформирована эстетическая потребность в посещении концертных залов, муз. театров, создании домашней фонотеки с шедеврами музыкального искусства;

  • способен исполнять простейшие мелодии на детском музыкальном инструменте (свирель);

  • ориентируется в средствах выразительности музыки;

  • способен сотрудничать в коллективно-музыкальном творчестве, в том числе и в совместной взросло-детской деятельности;

  • способен эмоционально «проживать» действие, выражать свои эмоции;

  • проявляет себя в музыкально-исполнительской деятельности, на праздниках;

  • способен проявлять культуру общения и речевой этикет.


Основными формами воспитания могут быть: беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, защита проектов, деловая игра, экскурсия, тренинги, туристские прогулки, походы и другие формы взаимодействия обучающихся.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

Условия воспитания:

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениямидетей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение,педагогический анализ результатованкетирования, тестирования, опросы.



Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения (таблица).



Воспитательная работа и массовые мероприятия

п/п

Наименование мероприятия по программе воспитания

Дата проведения

Форма проведения мероприятия


Практический результат

и информационный продукт,

иллюстрирующий успешное

достижение цели события

1

День матери

ноябрь

концерт

Благодарность родителей

2

День 8 марта

март

концерт

Благодарность родителей, учителей

3

Городской смотр-фестиваль «Путь к звёздам»

март

выступление

Диплом

4

Отчётный концерт

май

выступление

Благодарность родителей, учителей

5

Посещение массовых мероприятий, района, города

в течение года

Посещение выставок, концертов, общезначимых мероприятий

желание продолжать трудиться в коллективе для общего саморазвития и приносить радость и пользу другим людям



2.7. Список литературы


Список литературы для педагогов

  1. Галянт, Ирина. Музыкальное развитие детей 2–8 лет : [0+] / И. Галянт. – [Б. м.] : Просвещение, 2021. – 105 с

  2. Командышко, Е.Ф., Хлад, Ю.И. Творческое развитие младших школьников как предмет исследования [Электронный ресурс] / Е.Ф. Командышко, Ю.И. Хлад // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2018. - № 4. URL: http://www.art-education.ru/sites /default/files/journal_pdf/komandyshko_hlad_169-174.pdf (дата обращения: 20.05.2019).

  3. Конч А.И. Из опыта работы. «Играем на Свирели, рисуем и поем». Сборник для учителей общеобразовательных школ и музыкальных работников дошкольных учреждений.

  4. М.Л. Космовская Методология работы с рукописями. Из опыта подготовки к публикации материалов из архивных фондов Н.Ф.Финдензейна .// Художественная культура № 3, 2023.

  5. Павлова, Алла Николаевна. Воспитание творчеством. Беседы с родителями о музыке, поэзии, чтении и многом другом /А. Н. Павлова ; худож. И. В. Павлов. – [Б. м.], 2020. – 190 с

  6. Пирязева, Е.Н. Особенности творческого развития школьников на основе художественного мультимедиа [Электронный ресурс] / Е.Н. Пирязева // Педагогика искусства. - 2018. - №2. - С. 103-110. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/j ournal_pdf/piryazeva_103 -110.pdf (дата обращения: 19.02.2019).

  7. Программы дополнительного художественно-эстетического образования детей. – М. Просвещение. 2022.

  8. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы.– М. Просвещение. 2022.

  9. Финдензейн Н.Ф. Дневники 1920-1924/Вст.статья,расшифровка рукописи,исследование, комм. подготовка к публ. М.Л.Космовской.СПб .: Дмитрий Буланин, 2021,480 стр.

  10. Хлад, Ю.И. Региональные музыкальные фестивали для детей как фактор реализации экскурсионного метода познания [Текст] / Ю.И. Хлад // Образовательные стратегии социокультурного пространства региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ред.-сост. Командышко Е.Ф. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019. - С. 254 - 258.

  11. Цыпин, Г.М. Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства: монография [Текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Изд-во «Юрайт», 2019. - 203 с.




Список литературы для обучающихся

  1. Алдонина, Римма. Музыка, её звуки и инструменты / Р. Алдонина ; худож. Ольга Громова. – Москва : Настя и Никита, 2019. – 28 с.

  2. Барзотти, Илария. Музыка: от классики до хип-хопа : [0+] / И. Барзотти ; пер. Александра Докукина. – Москва : АСТ, 2021. – 50 с.

  3. Дашевская, Нина Сергеевна. Вивальди. Времена года : музыкальная история : [6+] / Нина Дашевская ; [рис. Александры Семеновой]. – Санкт-Петербург : Детское время, 2022. – 64 с.

  4. Детям о музыке : рекоменд. библиогр. список / Муницип. учреждение культуры город. окр. «Город Архангельск» «Централиз. библ. система», Центр. гор. б-ка им. М. В. Ломоносова ; [сост. С. В. Михеева ; ред. Н. В. Оберемко]. – Архангельск, 2023. – 30 с. : ил.

  5. Кандаурова, Ляля. Как слушать музыку : [0+] / Л. Кандаурова. – [Б. м.] : Альпина Диджитал, 2020. – 180 с.

  6. Маслякова, Наталья Александровна. Приключения в музыкальной стране: [0+] / Н. А. Маслякова. – [Б. м.], 2020. – 19 с.

  7. Парин, Алексей Васильевич. Опера – чудо света : [для чтения взрослыми детям : 6+] / Алексей Парин. – Москва : Арт Волхонка, печ. 2019. – 93, [1] с. – (О музыке просто)

  8. Портер, Элинор. Просто Давид: для среднего школьного возраста : [12+] / Элинор Портер ; пер. с англ. Ирины Нечаевой ; худож.: Анна Власова, Елена Крапива. – Москва : ЭНАСКНИГА, 2022. – 205, [2] с.

  9. Секанинова, Штепанка. Истории музыкальных инструментов : [12+] / Ш. Секанинова, Я. Сенкль ; пер. А. Курышева. – [Б. м.] : Феникс, 2020. – 70 с.

  10. Сергиевская, Елена. Музыка: секреты и секретики : [для чтения взрослыми детям : 6+] / Елена Сергиевская ; [иллюстрации: О. В. Золотухина]. – Москва : Арт Волхонка, 2018. – [61] с. – (О музыке просто)

  11. Сокольская, Анна. Книга о музыке : [12+] / А. Сокольская, Л. Ганкин, Ю. Бедерова, М. Семеляк. – Москва : АСТ : Corpus, 2022. – 1150 с.

  12. Трифонова, Елена. Классическая музыка : [12+] / Е. Трифонова. – Москва : Эксмо, 2022. – 131 с













Список интернет-ресурсов


svirelin.ru/noti-of-songs.html

orumudruzey.ru/?showtopic=526498

medvedevu-let.ru/ноты-для-свирели-

bipdetyam-o-muzyke_prov.pdf (arhlib.ru)

















































ПРИЛОЖЕНИЕ

Исторические сведения о народных духовых инструментах.

Детский музыкальный инструмент СВИРЕЛЬ имеет своих предшественников в любой культуре мира, у любой народности. Названия у разных народов разные: по-украински – сопилка, по-молдавски – флуераш, по- грузински – саламури, у кубинцев – кена…

А суть одна: это была камышовая или тросниковая трубка с отверстиями для пальцев, закрывая и открывая которые, изменяли воздушный столб, а с ним и высоту звука.

Много подобных свистулек из бамбука и в Азии. А недавно аналог такого духового инструмента из кости был обнаружен в раскопках 35000- летней давности на юге Германии.

Свирель – это русский народный инструмент флейтового типа. Флейты же, как известно, относятся к разряду простейших музыкальных инструментов и одними из первых появились у каждого народа. Ученые находили очень древние изображения музыкантов-флейтистов, об этом говорят фрески и рельефы Древнего Египта. Свирель – это название, которое существовало испокон веков у русского, украинского и белорусского народов, обозначая инструмент типа флейты по звукообразованию. Первое упоминание о свирели в русской литературе относится к XII веку. В России возрождение интереса к этому инструменту наблюдается с конца XIX – начала XX веков.













У музыкального звука четыре основных свойства: высота, длительность громкость, тембр. Высота и длительность музыкальных звуков записываются на пяти линейках нотными знаками. На первоначальном этапе обучения игре на детской свирели высота звука обозначатся цифрами, а длительность – графически: I I – бе-гать, I – шаг, – два шага.