Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Героя Советского Союза Александра Михайловича Кузнецова»
| | Утверждена приказом № 470 от 30.08.2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно – научной направленности,
реализуемая с помощью средств обучения и воспитания центра «Точка Роста»
«Практическая биология»
Возраст: 13-15 лет
Срок реализации:1 год
р.п. Гидроторф
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология», составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 10 года № 1897, изм. от 29.12.14 и 31.12.15).
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937).
«Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04 2015 № 1/15).
Программа основного общего образования по биологии. 5—9 классы Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.
Программа составлена в соответствии с требованиями к уровню знаний по биологии за курс 8 класса и предполагает:
реализацию личностно-ориентированного подхода в процессе преподавания биологии,
развитие познавательного интереса к разделу «Биология человека»,
развитие практических навыков в примени методов биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма и антропометрические измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты,
находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций,
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека,
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма,
приобретение навыка решения практико-ориентированных заданий ОГЭ за курс «Биология человека»,
определение траектории обучения в старшей школе.
Программа реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет – ресурсов.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, практических навыков овладения знаниями и умениями и творческих способностей учащихся.
Целью изучения учебного курса «Практическая биология» является более глубокое и осмысленное усвоение теоретической и практической составляющей школьной программы по биологии через решение следующих задач:
• формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
• формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;
• формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;
• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории естественно - научного направления;
- сформированность понимания ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивных УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательных УУД:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находитьбиологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
развитие основ смыслового чтения при решении практико-ориентированных заданий ОГЭ: умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий,явлений, процессов, резюмировать главную идею текста, критически оценивать содержание и форму текста;
совершенствование компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) при подготовке индивидуальных проектов.
Коммуникативных УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и микропрепаратах, устанавливать и объяснять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
распознавать части скелета и основные мышцы на наглядных пособиях;
объяснять механизм свертывания и переливания крови;
выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
использовать методы биологической науки в изучении организма человека:
наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов, проведение измерений и простых экспериментов.
В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при переломах, при кровотечениях, при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
исследовать в экспериментальной практике и объяснять особенности строения и функционирования систем органов человека, уметь объяснять меры профилактики легочных заболеваний, нарушения работы органов пищеварительной системы, заболеваний мочевыделительной системы, роли витаминов, гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Восьмиклассник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
применять методы биологической науки при изучении организма человека;
проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
публично представлять результаты исследовательской деятельности;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
Восьмиклассник получит возможность научиться:
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма, составлять рацион питания людей с различными энергетическими затратами;
реализовывать установки здорового образа жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Раздел 2. Содержание программы
Введение.
План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Нижегородской области.
Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии
Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» Проект «Редкие растения Нижегородской области»
Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных Составление пищевых цепочек
Определение экологической группы животных по внешнему виду
Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Птицы на кормушке» Проект «Красная книга животных НО»
Раздел 4. Биопрактикум (13 часов)
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.
Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации по определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»
Движение растений
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений
Прорастание семян Влияние прищипки нарост корня
Модуль «Микробиология»
Выращивание культуры бактерий и простейших
Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий
Модуль «Микология»
Влияние дрожжей на укоренение черенков
Модуль «Экологический практикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
Определение запыленности воздуха в помещениях
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов | Использование оборудования ОЦ «Точка роста» | Формы аттестации (контроля) |
всего | теория | практика | |
| 8 класс (34 часа) | |
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов) | | | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. Методы научного исследования. | 1 | 1 | 0 | Цифровой микроскоп. | |
2 | Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. | 1 | 0 | 1 | Цифровой микроскоп. | |
3 | История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. | 1 | 0 | 1 | Цифровой микроскоп. | |
4 | Техника приготовления временного микропрепарата. | 1 | 0 | 1 | Цифровой микроскоп. | |
5 | Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией). | 1 | 0 | 1 | Цифровой микроскоп. | |
Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов) | | | |
1 | Фенологические наблюдения | 1 | 0 | 1 | | |
2 | Ведение дневника наблюдений | 1 | 1 | 1 | | |
3 | Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. | 2 | 1 | 1 | | |
4 | Правила работа с определителями (теза, антитеза). | 1 | 0 | 1 | | |
5 | Морфологическое описание растений по плану | 1 | 0 | 1 | | |
6 | Редкие и исчезающие растения Нижегородской области. | 2 | 1 | 1 | | |
Раздел 3. Практическая зоология (8 часов) | | | |
1 | Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов | 1 | 1 | 0 | | |
2 | Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. | 1 | 0 | 1 | | |
3 | Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» | 1 | 0 | 1 | | |
| Промежуточная аттестация (полугодие) | | | | | проект |
4 | Описание внешнего вида животных по плану. Определение экологической группы животных по внешнему виду | 1 | 0 | 1 | | |
5 | О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). | 1 | 0 | 1 | | |
6 | Пищевые цепочки. Работа по определению животных Составление пищевых цепочек | 1 | 0 | 1 | | |
7 | Жизнь животных зимой. | 1 | 0 | 1 | | |
8 | Подкормка птиц. Мини - исследование Птицы на кормушке» Проект «Красная книга животных НО» | 1 | 0 | | | |
Раздел 4. Биопрактикум (13 часов) | | |
1 | Учебно-исследовательская деятельность. | 2 | 1 | 1 | | |
2 | Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования | 1 | 1 | 0 | | |
3 | Какие существуют методы исследований. | 2 | 1 | 1 | | |
4 | Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). | 2 | 1 | 1 | | |
5 | Как оформить письменное сообщение и презентацию. | 2 | 1 | 1 | | |
6 | Освоение и отработка методик выращивания биокультур. | 2 | 1 | 1 | | |
7 | Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. | 2 | 1 | 1 | | |
| Промежуточная аттестация (год) | | | | | проект |
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:
Форма промежуточной аттестации: проект
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. (Приложение 1)
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования. (Приложение 2)
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности Оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
I. Теоретическая подготовка ребенка: 1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др |
2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | 1-3 4-7 8-10 | Собеседование |
II. Практическая подготовка ребенка: 1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 1-3 4-7 8-10 | Контрольные задания |
2.Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | 1-3 4-7 8-10 | Контрольные задания |
3.Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 1-3 4-7 8-10 | Контрольные задания |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка: 1. Учебно-интеллектуальные умения: 1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выполнении самостоятельной работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (выполнение самостоятельной работы с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося, его учебно-исследовательских работ |
2. Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (воспринимает информацию с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (в восприятии информации, идущей от педагога, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося |
Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации | минимальный уровень умений (…) • средний уровень (…) • максимальный уровень (…) | 1-3 4-7 8-10 | |
2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | минимальный уровень умений (…) • средний уровень (…) • максимальный уровень (…) | 1-3 4-7 8-10 | |
3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | минимальный уровень умений (…) • средний уровень (…) • максимальный уровень (…) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение |
3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | минимальный уровень умений (…) • средний уровень (…) • максимальный уровень (…) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, собеседование |
3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | удовл.-хорошо-отлично | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, практическая работа |
Приложение 2
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования
Параметры | Критерии | Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами) | Баллы |
Мотивация | Выраженность интереса к занятиям | Интерес практически не обнаруживается | 1 |
Интерес возникает лишь к новому материалу | 2 |
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | 3 |
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала | 4 |
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию | 5 |
Самооценка | Самооценка деятельности на занятиях | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | 1 |
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | 2 |
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий | 3 |
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия | 4 |
Нравственно-этические установки | Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении | Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения | 1 |
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения | 2 |
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет | 3 |
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает | 4 |
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает | 5 |
Познавательная сфера | Уровень развития познавательной активности, самостоятельности | Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется | 1 |
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок | 2 |
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий | 3 |
Регулятивная сфера | Произвольность деятельности | Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна | 1 |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке | 2 |
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца | 3 |
Уровень развития контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | 1 |
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | 2 |
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их | 3 |
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | 4 |
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | 5 |
Коммуникативная сфера | Способность к сотрудничеству | В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других | 1 |
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 |
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 |
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь | 4 |
Раздел 4. Организационно – педагогические условия реализации программы
Перечень обучающих и справочно-информационных цифровых ресурсов, используемых в образовательном процессе:
Коллекция видеоуроков «Инфоурок», «Интернетурок»
Материалы ЯКласса, РЭШ
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/).
wwwHYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/".HYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/"bioHYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/".1HYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/"septemberHYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/".HYPERLINK "http://www.bio.1september.ru/"ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.
wwwHYPERLINK "http://www.edios.ru/".HYPERLINK "http://www.edios.ru/"ediosHYPERLINK "http://www.edios.ru/".HYPERLINK "http://www.edios.ru/"ru – Эйдос – центр дистанционного образования
wwwHYPERLINK "http://www.km.ru/education".HYPERLINK "http://www.km.ru/education"kmHYPERLINK "http://www.km.ru/education".HYPERLINK "http://www.km.ru/education"ruHYPERLINK "http://www.km.ru/education"/HYPERLINK "http://www.km.ru/education"education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология» (разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию).