СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа "Волонтеры" является дополнительной общеразвивающей программой социально-гумманитарной направленности, которая ориентирована на освоение учащимися разных видов волонтерства.
Уровень освоения прогаммы базовый, поскольку весь учебный материал направлен на освоение учащимися специализированных занятий в ыбранном виде деятельности(добровольчество).
Администрация города Искитим Новосибирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №4 город Искитим Новосибирской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гумманитарной направленности
«Волонтеры»
Уровень прогараммы: базовый
Возраст обучающихся:10-17 лет
Срок реализации программы:3 года
Автор-составитель:
Киселева Екатерина Леонидовна
Педагог организатор
Город Искитим 2025
Оглавление
1.1.1. Направленность, нормативно-правовое обеспечение 2
1.1.2. Актуальность программы 2
1.1.3. Адресат программы и особенности набора учащихся 2
1.1.4. Объем и сроки освоения программы 2
1.1.5. Формы обучения и виды занятий 3
1.1.6. Нормативно-правовое обеспечение программы 3
1.1.7.Уровень освоения программы 4
1.1.8. Режим работы 4
1.3. Содержание программы 5
1.3.1. Учебный план 5
1.3.2. Содержание учебного плана 7
1.3.3. Планируемые результаты освоения программы 10
2. Комплекс организационно-педагогических условий 12
2.1. Календарный учебный график 12
2.2. Условия реализации программы 12
2.5. Методико-дидактический комплекс 15
2.6. Рабочая программа воспитания………………………………………………...19
2.7. Календарный план 26
3. Список литературы 29
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Волонтеры»
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность, нормативно-правовое обеспечение
Программа «Волонтеры» является дополнительной общеразвивающей программой социально-гуманитарной направленности, которая ориентирована на освоение учащимися разных видов волонтерства.
Уровень освоения программы базовый, поскольку весь учебный материал программы направлен на освоение учащимися специализированных знаний в выбранном виде деятельности (добровольчество).
1.1.2. Актуальность программы
Актуальность дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Волонтеры» обусловлена потребностью современного общества в социально активной личности, которая умеет самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанная на общечеловеческих ценностях, гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, способной оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе.
В период глобализации и массовой информатизации жизненного пространства ребенок постоянно делает выбор, противостоит жизненным соблазнам, пытается сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретенном опыте.
1.1.3. Адресат программы и особенности набора учащихся
Набор учащихся в объединение проводится на добровольной основе по заявлению родителей. В объединение принимаются все желающие, независимо от базовых знаний. Основным критерием зачисления в объединение является желание ребенка.
Количество обучающихся в группе обучения - 15 человек.
Предпочтительный возраст вхождения в программу 10-17 лет.
Возможно формирование разновозрастных групп. В таком случае на мероприятиях, акциях, экскурсиях и общих собраниях группа присутствует в полном составе, а для остальных занятий при необходимости делится на группы по возрастам (10-14, 1-17 и от 18 лет).
Так как одной из задач реализации программы является укрепление семейных ценностей, на занятиях допускается присутствие младших членов семьи обучающихся (братьев и сестер, не достигших 14 лет), а на практических занятиях – присутствие родителей.
1.1.4. Объем и сроки освоения программы
Общий объём программы за весь период реализации – 132 часа. Срок обучения с 10.09 по 25.05 текущего года.
Каждая учебная группа занимаются 2 раза в неделю по 2 часа, итого 4 часа на учебную группу.
1.1.5. Формы обучения и виды занятий
Форма обучения в объединении – очная.
Единицей учебного времени в объединении является учебное занятие. Исходя из целей, задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, образовательная деятельность реализуется в различных формах:
пресс-конференция;
занятие-творчество;
дискуссии;
занятие-практика;
занятие-игра;
занятие-квест; занятие-тимбилдинг; мастер-класс и другие.
Особенности организации ОП: Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре.
Одним из способов организации обучения может быть и использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися. Такой способ возможен также при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей или детей, по каким-либо причинам временно не имеющим возможности посещать образовательную организацию.
1.1.6. Нормативно-правовое обеспечение программы
Общеразвивающая программа разработана в соответствии с основными нормативными и правовыми документами в области образования РФ и Новосибирской области:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации № 304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании» по вопросам воспитания обучающихся».
Указ Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2036 года».
Приказ министерства просвещения от 27.07.2022 №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП»
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 г., протокол № 3).
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года
№ 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021№ 65 н «Об утверждении профессионального стандарта педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года, № 996-р.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.07.2016 г. №09- 1790 «Рекомендации по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности».
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Искитима Новосибирской области.
Локальные акты учреждения.
1.1.7.Уровень освоения программы
Уровень освоения программы -ознакомительный.
1.1.8. Режим работы
Занятия проводятся:
год обучения – 4 раза в неделю по 1 академических часа (академический час равняется 40 минутам).
год обучения – 4 раза в неделю по 1 академических часа (академический час равняется 40 минутам).
1.2. Цели и задачи
Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении.
Задачи:
Личностные:
- формирование активной гражданской позиции;
- положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
-научиться проводить рефлексию;
- научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
-научиться говорить о своих эмоциях и проблемах;
- научиться давать себе позитивную самооценку;
- научиться отстаивать свое мнение;
Метапредметные:
- развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
- развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;
- воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
- формирование и укрепление семейных ценностей;
- формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
-формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;
Предметные:
-умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
-умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
- умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу;
- знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;
- обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ п/п | Название разделов и тема | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
| Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж
| 4 | 2 | 2 | Опрос, наблюдение (степень заинтересованности, мотивация и т.д.), тестирование, диагностика | |
| Возникновение и развитие добровольческого движения | 8 | 4 | 4 | Опрос, наблюдение, анкетирование, выступления обучающихся, диагностическая игра | |
| «Я – волонтер» | 12 | 6 | 6 | Опрос, наблюдение, выступления обучающихся, заявление на выдачу волонтерской книжки | |
| Культура общения | 8 | 4 | 4 | Тренинги, викторина. Творческая работа: эссе «Кто такой доброволец». | |
| Психологическая подготовка волонтеров | 16 | 8 | 8 | Опрос, наблюдение, выступление обучающихся, тренинги. Создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков | |
| Лидерство в волонтерском объединении | 8 | 4 | 4 | Беседа, наблюдение, тестирование, игра. Творческая работа - эссе «Я – Лидер!» | |
| Игровые технологии в работе волонтера | 8 | 4 | 4 | Творческое задание: проект игровой программы праздника | |
| Информационные технологии в работе волонтера | 16 | 6 | 10 | Творческое задание: листовка, брошюра, социальный ролик, социальный плакат. Написание новостей. | |
| Основы проведения социальных дел | 12 | 4 | 8 | Проект, социальная акция, уличная акция. Защита проекта | |
| Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | 8 | 4 | 4 | Подготовка акции, классного часа по пропаганде ЗОЖ | |
| Событийное волонтерство | 12 | 4 | 8 | Самостоятельная работа: подготовка мероприятия по проведению События | |
| Эко-волонтеры | 4 | 2 | 2 | Творческая работа: эссе «Земля – наш общий дом!» «Трудовой десант» | |
| Семейное добровольчество. Социальное волонтерство | 4 | 2 | 2 | Опрос, наблюдение. Эссе «Моя семья – мое богатство!» | |
| Волонтеры Победы | 12 | 4 | 8 | Письмо «Спасибо деду за Победу!», участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, посвященных Дню Победы | |
| Впереди лето | 12 | 4 | 8 | Итоговые ролики, портфолио обучающихся. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Выступления обучающихся Итоговая программа подведения итогов учебного года | |
Всего | 144 | 62 | 82 | |
1.3.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие. Инструктажи. (4 часа)
Теоретическая часть(2):Понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства. Качества необходимые волонтёру. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть (2): Знакомство в группе. Узнаём друг друга». Диагностика «Приоритет жизненных ценностей» (анкета). Игры: «Расскажи мне о себе», «Кто мой друг». Заповеди волонтеров. Подведение итогов
Возникновение и развитие волонтерского движения (8)
Теоретическая часть (4):Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности для каждого. Добровольчество в современной России. Цели и задачи, планирование. Социальный возраст людей пожилого возраста и отношение к ним в обществе.
Практическая часть (4): Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год. Изготовление цветов и открыток своими руками для пожилых людей. Организация и проведение «Дня пожилого человека». Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога
Я – волонтер (12)
Теоретическая часть(6):качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид, ораторское искусство, коммуникации.
Практическая часть(6): тренинги на развитие личностных качеств, тренинги по ораторскому искусству, искусство публично выступления. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Культура общения (12)
Теоретическая часть (4): Современный человек – грамотный человек. Что значит «Культура общения». Современный мир и книга. Ораторское искусство.
Практическая часть (8): Викторина «Грамотей». Конкурс эссе «Кто такой доброволец». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
Психологическая подготовка волонтеров (16)
Теоретическая часть (8): Особенности работы с людьми разного возраста. Психологические особенности. Детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст. Отношение к разным возрастным группам в обществе. Что такое ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.
Практическая часть (8):Просмотр и обсуждение видеороликов. Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ролевая игра «Свои и чужие».
Лидерство в волонтерском объединении (8)
Теоретическая часть (4): Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.
Практическая часть (4): Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Эссе «Кто такой Лидер». Подготовка к участию в конкурсе «Доброволец года». Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Игровые технологии в работе волонтера (8)
Теоретическая часть(4):Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему.
Практическая часть (4): Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Разработка и проведение игровых программ. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Информационные технологии в работе волонтера (16)
Теоретическая часть (6): Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Взаимодействие с объектами внешней среды. Объекты внешней среды: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика.
Практическая часть (10): Показ видеороликов. Написание новостных заметок. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Практикум: написание делового письма. Практикум: работа над созданием видеоролика
Основы проведения социальных дел (12)
Теоретическая часть (4): Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста. Основные проблемы в жизни пожилого человека «Свои – чужие». Понятия «социальная акция», «социальный проект». Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.
Практическая часть (8): Разработка и проведение социальных акций. Разработка социального проекта. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Разработка и реализация социальных проектов. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Основы социального проектирования. Мастерство защиты проекта. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (8)
Теоретическая часть (4): Вредные привычки, что это такое. Психологические особенности работы с людьми, имеющими зависимость.
Практическая часть (4): тренинги на сопротивление групповому давлению. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Событийное волонтерство (12)
Теоретическая часть(4): Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с коллективами, работающими в данном направлениями.
Практическая часть(8): Помощь в проведении мероприятий учреждения и поселка. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Эко-волонтеры (4)
Теоретическая часть (2): Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями города.
Практическая часть (2):Помощь эко волонтерам, участие в экологических акциях и проектах, написание исследовательских работ на тему экологии. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Семейное добровольчество. Социальное волонтерство (4)
Теоретическая часть(2): Понятие «Семейное добровольчество», особенности данного вида добровольчества. Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Мы вместе делаем добро. Знакомство с движением, особенности направления, встреча с представителями направления, специфика общения с пожилыми людьми, специфика общения с детьми.
Практическая часть (2): Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и их презентация; проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальных проектов, проведение акций для детей. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Волонтеры Победы (12)
Теоретическая часть(4):Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми, история ВОВ.
Практическая часть (8): Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Экскурсия в музейную комнату. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Впереди лето (12)
Теоретическая часть(4): Подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правила безопасности в летний период.
Практическая часть (8): Тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Итоговая программа подведения итогов учебного года.
1.3.3. Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- формирование активной гражданской позиции;
- положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
- научиться проводить рефлексию;
- подготовить принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
-усвоить говорить о своих эмоциях и проблемах;
- научиться давать себе позитивную самооценку;
- научиться отстаивать свое мнение;
-обучить ставить перед собой цель и достигать ее.
Метапредметные:
- развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
- развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;
-воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
- становление потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
- формирование и укрепление семейных ценностей;
- выстраивание уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
- формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;
- образование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
- процесс освоения и поддержка основных идей волонтёрского движения;
- развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии;
- рационализация коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
Предметные:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
- умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу;
- знакомство с историей и существующей практикой реализации социальнозначимых проектов субъектами волонтерской деятельности;
-обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.).
Результаты в перспективе:
- развитие инфраструктуры поддержки и развития молодёжных добровольческих инициатив обеспечит выход на новый качественный и количественный уровень вовлеченности молодёжи в социально значимую добровольческую деятельность, снизит уровень вовлеченности молодёжи в криминогенную среду;
-обеспечение устойчивости и долгосрочности работы формируемых механизмов поддержки и развития молодёжного добровольчества;
- расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности, предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы молодым людям, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к информации о проблемах общества, создание необходимых условий для более эффективного участия граждан и организаций в решении социально значимых проблем);
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Календарно- учебный график составляется для каждой группы обучающихся на каждый учебный год.
Параметры | Группа №1 | Группа 2 |
Количество человек в группе | 12 | 15 |
Начало учебного года | 10 сентября текущего года | 10 сентября текущего года |
Окончание учебного года | 25 мая текущего года | 25 мая текущего года |
Организационный период | С 01.09 по 09.09 текущего года | С 01.09 по 09.09 текущего года |
Каникулы | С 30.10 по 06.11, с 29.12 по 10.01, с 24.03. по 01.04 текущего года | С 30.10 по 06.11, с 29.12 по 10.01, с 24.03.по 01.04 текущего года |
Сроки проведения мониторинга на конец учебного года | С 17.05 по 25.05 текущего года | С 17.05 по 25.05 текущего года |
Продолжительность учебного года | 33 недели | 33 недели |
2.2. Условия реализации программы
1.кабинеты, актовый зал для проведения занятий, соответствующие санитарным нормам.
2.Канцелярия: бумага, бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.
3.Символика и атрибутика: футболки, бейджи.
4.Дидактические материалы: сценарии и методические разработки мероприятий; волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебно- наглядные пособия.
5.Средства обучения: ноутбук; магнитная доска; учебные столы и стулья.
Кадровое обеспечение
Успешная реализация дополнительной общеобразовательной программы обеспечивается педагогом-организатором, имеющего высшее образование. Киселева Екатерина Леонидовна
Образование: В 2016 году закончила Черепановский педагогический техникум "Воспитатель детей дошкольного возраста".
В 2022 окончила Новосибирский государственный педагогический университет, факультет "Художественное образование".
Повышения квалификации:
С 12.05.2014 г. по 24.05.2012 г., НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯпо программе «Содержание коррекционной составляющей образовательного процесса в Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего и комбинирующего вида в условиях введения Федеральный государственный образовательныйстандарт », 72 часа.
С 23.04.2018 г. по 16.06.2018 г., НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯпо теме «Развитие профессиональной компетентности начинающих педагогов-воспитателей в условиях наставнической деятельности педагогического коллектива», 108 часов.
С 04.04.2022 по 15.04.2022 г., НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ по теме «Реализация требований обновленных
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в работе учителя», 36 часов.
Достижения педагога:
В 2018 году награждена благодарственным письмом участника областного смотра-фестиваля детских социальных проектов "Маленькими шагами в большие дела".
В 2019 году награждена благодарственным письмом участника городского мероприятия "Рукам работа – сердцу радость".
материалы к занятиям (статьи, аудио-, видеоматериалы);
- социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к людям, людям с ограниченными возможностями здоровья.
- ролики о добровольчестве;
- видеофильмы «Перерыв на войну».
2.3. Формы аттестации
Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений:
внешняя оценка (мероприятия различного уровня - конкурсы, смотры);
внутренняя оценка (личностные: портфолио; метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные: анализ результатов тренингов, тестирование).
2.4. Оценочные материалы
Входной контроль – проверка общих знаний, навыков и умений обучающегося, необходимых для успешного обучения по программе. Проводится на первом занятии по программе. Применяются общие вопросы, задания, демонстрирующие стартовые возможности каждого обучающегося.
Текущий контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений обучающихся, полученных при обучении по программе. Текущий контроль предназначен для проверки уровня достижения обучающегося отдельных целей и выполнения части задач программы. Контрольное
мероприятие проводится в течение одного-двух занятий детского объединения. Проводится по завершению изучения отдельных тем, разделов программы.
Промежуточная аттестация – проверка всех знаний, навыков и умений обучающегося, полученных при обучении по программе, по итогам первого и второго годов обучения. Программа «Волонтеры» рассчитана на 3 года обучения. Промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения обучающимся, всех целей и выполнения всех задач программы в текущем учебном году.
Итоговая аттестация – проверка всех знаний, навыков и умений обучающихся, полученных при обучении по программе. Итоговая аттестация предназначена для определения уровня и оценки качества усвоения обучающимися содержания программы (по окончании обучения по программе, в частности, в конце третьего года обучения).
Пакет диагностических методик:
Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.
Методики:
Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности);
Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; -позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности;
«КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) Метод экспертных оценок. Деятельно - поведенческий. Наличие у подростков коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности;
реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях);
тестирование обучающихся «Я - волонтер!»;
контрольные упражнения «Я - волонтер!»;
диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
тест «Лидеры бывают разные»;
тест – опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)
опросник «Определение направленности личности»;
анкетирование: - «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения в России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер.
Фонд оценочных средств программы:
средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов (опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, и др.);
средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности (глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, коллаж, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.);
средства оценивания, предполагающие анализ деятельности (мониторинг, конкурс, организационно - деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.);
средства оценивания интегративного характера (резюме, портфолио, паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.).
Для проведения аттестации можно использовать:
Подобрать нормативно-правовые документы по вопросам добровольческой деятельности;
Сформировать теоретический минимум по теме «Опыт волонтерского движения в разных странах»;
Выполнить презентацию по теме «Опыт работы волонтерских организаций»;
Проанализировать компетенции, необходимые волонтеру;
Описать принципы волонтерской деятельности;
Описать технологии создания эффективно работающей команды волонтеров;
Рассмотреть технологии набора волонтеров;
Составить вопросы для интервью с волонтером;
Разработать тренинговое занятие для обучения волонтеров;
Создать проект смены в детском оздоровительном лагере для обучения волонтеров;
Представить методы оценки работы волонтера;
Описать технологии обучения волонтеров;
Написать эссе на тему «Я – волонтер»;
Составить глоссарий: «волонтер», «доброволец», «добровольчество», «волонтерская деятельность», «социально-значимая деятельность», «проект», «тимуровцы» и др.;
Составить буклет «Памятка молодого волонтера»;
Разработать памятку «Как стать волонтером»;
Разработать волонтерский проект и представить его на конкурс социально-
значимых проектов;
Исследовать уровень осведомленности молодежи о добровольческой деятельности;
Составить проект конференции «Развитие добровольчества в Российской Федерации. От настоящего к будущему»;
Заполнить рабочую тетрадь по дисциплине;
Выполнить творческую работу «Идеальный волонтер»;
Составить матрицу актуальных добровольческих проблем в виде таблицы
(презентации, коллажа и др.);
Выполнить презентацию по теме «Волонтер – это…»;
Составить концептуальную карту по теме «Системное развитие добровольчества в России»;
Составить текст выступления на «круглом столе», конференции по проблемам добровольческой деятельности;
2.5. Методико-дидактический комплекс
№ | Тема | Формы | Методы технологии | Дидактический материал и ТСО | Формы подведения итогов по каждому разделу, теме |
| Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж. | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы | Методы коллективной и индивидуальной работы, игры анкетирование | Мультимедиа, ПК, анкеты, инструкция | Опрос, наблюдение (степень заинтересованности, мотивация и т.д.), тестирование, диагностика |
| Возникновение и развитие добровольческого движения | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, игры | Ролевые игры, игровые упражнения | Мультимедиа, ПК, ролики о добровольчестве | Опрос, наблюдение, выступления обучающихся |
| «Я – волонтер» | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, игры, КТД | Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование, тестирование | Мультимедиа, ПК, ролики о добровольчестве. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова) | Опрос, наблюдение, выступления обучающихся, заявление на выдачу волонтерской книжки |
| Культура общения | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, КТД | Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование, викторина | Мультимедиа, ПК, ролики о коммуникациях, вербальном и невербальном общении | Тренинги, викторина, Эссе «Кто такой доброволец». |
| Психологическая подготовка волонтеров | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, КТД | Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование, тестирование | Мультимедиа, ПК, работа с психологом | Опрос, наблюдение, выступление обучающихся, тренинги |
| Лидерство в волонтерском объединении | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы | Анкетирование, тестирование, опрос | Мультимедиа, ПК, ролики о известных лидерах | Эссе «Я – Лидер!» |
| Игровые технологии в работе волонтера | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы | Анкетирование, тренинг | Мультимедиа, ПК, ролики о вредных привычках | Проект игровой программы праздника |
| Информационные технологии в работе волонтера | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, КТД | Методы коллективной и индивидуальной работы, | Мультимедиа, ПК, ролики по теме социальная реклама, плакат | Листовка, брошюра, социальный ролик, социальный плакат. Написание новостей. |
| Основы проведения социальных дел | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, КТД | Методы коллективной и индивидуальной работы, тренинг, игры, опрос, | Мультимедиа, ПК, ролики о социальных проектах | Проект, социальная акция, уличная акция |
| Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы | Анкетирование, тренинг | Мультимедиа, ПК, ролики о вредных привычках, о ЗОЖ | Подготовка акции, классного часа по пропаганде ЗОЖ |
| Событийное волонтерство | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы | Методы коллективной и индивидуальной работы, игры тестирование | Мультимедиа, ПК, ролики событийном волонтерстве, презентация «Событийное волонтерство» | Подготовка мероприятия по проведению События |
| Эко-волонтеры | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы | Методы коллективной и индивидуальной работы, игры | Мультимедиа, ПК, ролики об экологическом волонтерстве | Эссе «Земля – наш общий дом!» «Трудовой десант» |
| Семейное добровольчество. Социальное волонтерство | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы | Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование | Мультимедиа, ПК, ролики о социальном волонтерстве, «Семейные ценности» | Опрос, наблюдение. Эссе «Моя семья – мое богатство!» |
| Волонтеры Победы | Мини – лекции, игры, тренинги, беседы | Методы коллективной и индивидуальной работы. Экскурсия в музейную комнату, | Мультимедиа, ПК, ролики о ВОВ, «Георгиевские ленты» | Письмо «Спасибо деду за Победу!», участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, посвященных Дню Победы |
| Впереди лето | Планирование, инструктаж, подведение итогов, встреча | Методы коллективной и индивидуальной работы. Тестирование | Мультимедиа, ПК, ролики о поведении на воде, в лесу | Итоговые ролики, портфолио обучающихся. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Выступления обучающихся Итоговая программа подведения итогов учебного года |
Алгоритм учебного занятия
Организационный.
Задача: подготовка детей к занятию.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на активную деятельность и активизация внимания.
Актуализации знаний и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
Организация учебно-познавательной деятельности.
Задача: формирование целостного представления знаний. Распространенными способами работы являются беседа и игра.
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
2.6. Рабочая программа воспитания
Характеристика объединения
Творческое объединение социально-гуманитарной направленности «Мы вместе». Учащиеся проходят обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Волонтеры» в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школы № 4 города Искитима Новосибирской области.
В объединении 30 человек.
Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении.
Задачи:
воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре и традициям;
сохранять и развивать чувство гордости за свою страну, город, семью;
воспитывать у детей доброе отношение к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
воспитывать добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
В рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Волонтеры» воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое;
Духовно-нравственное;
Интеллектуально-познавательное;
Социокультурное;
Здоровьесберегающее;
Культурно-творческое.
Направления воспитательной работы
Направления воспитательной работы | Воспитательные задачи | Результат проведения работ |
Гражданско- патриотическое | Развитие общегражданских ценностных ориентаций и правовой культуры через включение в общественно гражданскую деятельность; развитие чувства неравнодушия к судьбе Отечества, к его прошлому, настоящему и будущему, мотивации обучающихся к реализации и защите интересов Родины | Осознано выражающий национальную идентичность и активную гражданскую позицию, социальную активность и умение нести ответственность за принятые решения; развитие чувства патриотизма как гаранта преданности государственным интересам |
Духовно-нравственное | Развитие ценностно смысловой сферы и духовной культуры, нравственных чувств и крепкого нравственного стержня | Проявляющий приверженность традиционным духовно- нравственным ценностям, культуре народов России Понимающий ценности, ориентированный на социальное поведение, основанного на понятиях «добро», «помощь другим» и иное |
Интеллектуально- познавательное | Развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления | Выражающий познавательные интересы в разных видах и жанрах журналистики с учетом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, |
|
| взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). | ||
Социокультурное | Осознанное участие в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей | Совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков учащихся в обществе, основанных на нормах нравственности, этической культуры. Проявление социальной активности, эмоционально- волевой общественной целеустремленности | ||
Здоровьесберегающее | Формирование культуры ведения здорового и безопасного образа жизни, развитие способности к сохранению и укреплению здоровья | Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. | ||
Культурно-творческое | Формирование эстетической культуры и эстетических ценностей учащихся посредством расширения кругозора и культурно- | Сознающий роль творческой активности личности обучающихся в культурно- творческой деятельности | ||
| образовательного детей | уровня | образовательной организации и вне её |
Методы воспитательного воздействия
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются следующие методы воспитания:
метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
метод одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей),
индивидуальных и возрастных особенностей детей, стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);
метод переключения в деятельности;
методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
методы формирования сознания личности;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения;
методы мотивации деятельности и поведения;
методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Виды, формы, содержания деятельности
Основные виды деятельности воспитательной работы в объединении «Мы вместе» представлены следующими модулями:
Воспитательные мероприятия в объединении
Организация воспитательной работы в объединении предполагает сочетание разноплановой деятельности, различных направлений воспитания и развития детей. Цель: создание условий для активного отдыха, реализации творческого потенциала, оздоровления, совершенствования культуры поведения детей и подростков. Воспитательные мероприятия в школе
Ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами (фестивали, тематические недели, месячник по военно-патриотическому воспитанию, праздники и другими). Мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными, муниципальными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы:
мероприятия в рамках календаря знаменательных дат.
Работа с родителями
Одно из важных направлений работы школьного объединения является взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии личности ребенка. Основной целью данного модуля является создание условий для оказания педагогической поддержки семье в воспитании детей, создание благоприятных психологических условий для совместной деятельности детей и родителей: укрепление и развитие системы взаимодействия образовательного учреждения с родителями на основе сотрудничества.
Работа с родителями включает в себя комплекс мероприятий – различные формы консультирования - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане, информирование их на актуальные школьные темы.
Взаимодействие через родительские группы в мессенджерах являются наиболее надёжной платформой в работе школьного медиацентра. Именно на «вк месенджер» через учеников и классных руководителей выкладывается самая срочная информация, требующая оперативной обратной связи.
Создание фото- и видеопродуктов для родительских собраний, групп в мессенджерах. Создание печатной медиапродукции для родителей.
Социальная деятельность
Создание воспитательного пространства возможностей для приобретения учащимися опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности, личного самоопределения, которая направлена на социальную активность детей и подростков. Участие во Всероссийских акциях, проектах, посвящённых значимым событиям в России, мире: «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Час Земли», «Сад памяти» и др.). Более подробно содержательная часть представлена в Календарном плане.
Под формами организации воспитательной работы понимаются различные варианты конкретного воспитательного процесса:
тематические беседы;
встречи с журналистами, ветеранами войны и труда;
конкурсы;
спортивные праздники;
трудовая деятельность;
художественная деятельность;
коллективные дела творческого объединения;
школьные события;
акции;
мастер-классы; квесты:
игры;
экскурсии и другие.
Планируемые результаты воспитательной работы представлены в таблице «Направления воспитательной работы и соответствующие им задачи и планируемые результаты» (см. выше).
Анализ результатов воспитания
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде анонимных данных.
2.7. Календарный план
№ пп | Направления воспитательной работы | Название мероприятия (события) и форма его проведения | Краткое содержание | Сроки проведения | |
| Воспитательные мероприятия в объединении | ||||
1 | Социокультурное | Огонёк «Давайте знакомиться» | Игры, весёлые конкурсы | Сентябрь | |
2 | «Посвящение в юные журналисты» | Праздничное мероприятие | Октябрь | ||
3 | Оформление стенда МедиаЛаборатории | Подготовка материалов (все учащиеся объединения) | Октябрь | ||
4 | Духовнонравственное | Беседа «Герои России – искитимцы!» | О подвиге героев | Апрель | |
5 | Фотовыставка «Мой любимый город» | Фотовыставка в объединении | Май | ||
6 | Беседа «О поступках плохих и хороших» | Обсуждение в группе | Январь | ||
7 | Гражданско- патриотическое воспитание | Беседа «День народного единства» | Воспитание любви к Родине, уважение к народным героям. Закрепить знания о флаге. Гимне и гербе. | Ноябрь | |
8 | Участие в мероприятиях, посвященных Дню Защитника Отечества | Городские и школьные мероприятия | Февраль | ||
9 | Культурно- творческое | Тематический вечер «Рождественские посиделки» | Знакомство с обычаями и традициями встречи Рождества и Нового года среди народов России | Январь |
10 | Интеллектуально- познавательное | Муниципальный литературный конкурс | Участие в творческом конкурсе | Декабрь |
11 | Областной конкурс детско- юношеской журналистики | Подготовка и участие | Март | |
12 | Здоровьесберегаю щее | Спортивные соревнования «Если хочешь быть здоров» | Спортивные соревнования с родителями | Май |
13 | «Здоровым быть модно!» | Дискуссия | Апрель | |
| Воспитательные мероприятия в школе | |||
14 | Духовно-нравственное | Праздник «День учителя» | Поздравление учителей (освещение мероприятия) | Октябрь |
15 | Здоровье-сберегающ ее | Объектовая тренировка эвакуации при угрозе террористического акта | Участие объединения в общей тренировке по школе | Октябрь |
16 | Духовно-нравственное | День пожилого человека | Участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилого человека (освещение мероприятия) | Ноябрь |
17 | Праздник День матери | Участие в мероприятии, посвященное празднику Дню матери (освещение мероприятия) | Ноябрь | |
18 | Поздравление ветеранов с Новым годом и Рождеством | Изготовление поздравительных открыток в печатном варианте | Ноябрь | |
19 | Культурно -творческое | Новогоднее мероприятие «Забавы у елки» | Участие в Новогоднем мероприятии, «Забавы у ёлки» (освещение мероприятия) | Декабрь |
20 | Социо-культурное | Акция «Каждой птичке – по кормушке» | Изготовление кормушек для птиц | Декабрь |
21 | Культурнотворческое | Концерт, посвященный Международному женскому дню 8 Марта | Просмотр концерта и подготовка материала для печатной газеты | Март | ||
Работа с родителями | ||||||
22 | Социокультурное | Родительское собрание | Организация начала учебного года | Сентябрь | ||
23 | Культурнотворческое | Участие родителей и детей в праздничном мероприятии
| Праздничное мероприятие | Октябрь | ||
24 | Духовнонравственное | Родительское собрание «Мудрость родительской любви» | Беседа, мультимедийная презентация | Декабрь | ||
25 | Здоровьесберегающ ее | Родительское собрание «Быть здоровым – здорово!» | Марафон здоровья | Май | ||
Социальная деятельность | ||||||
26 | Социокультурное | Экологические акции: «Разделяй и сохраняй», «Школы и сады за раздельный сбор мусора» | Сбор макулатуры, отработанных элементов питания, электронный мусор | В течение года | ||
27 | Экскурсия в музей
| Знакомство с экспозицией | Февраль | |||
28 | Неделя добра | Литературные герои добрые и злые. Сказка о добром….(творческое задание) Добрые дела учащихся | Март | |||
29 | Всероссийские акции, проекты, «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Час Земли», «Сад памяти» и др.; | Участие в акциях | В течение года |
3. Список литературы
Для педагога:
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / воспитание школьников – 2008 - № 3
Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
Дьячкова Т.В. Волонтерское движение подростков как противостояние асоциальным группировкам / Т.В. Дьячкова, Н.В. Зарниченко // Народное образование. – 2017 - №1/2. С. 157-162. – Библиогр. в сносках
Загладина, Х. Т. Продвижение культуры волонтерства в современной российской школе: проблемы и перспективы / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2015 – № 10 – С. 10-14. Взаимосвязь между социальной активностью граждан и волонтерством. Продвижение культуры добровольчества как приоритетной задачи государственной образовательной политики. Особое значение волонтерства в качестве одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении в вузы России
Загладина Х. Т. С чего начинается Родина, или Воспитание добровольчеством в российских школах / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2016 – № 3 – С. 3-8. – Библиогр.: с. 8 (4 назв.). Обоснование наличия тесной взаимосвязи между развитием добровольчества (волонтерства) в российской школе и формированием гражданского патриотизма и социальной активности детей и подростков.
Ишбулатова, Р. Волонтерство - движение души / Р. Ишбулатова // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2015 – № 1 (79). – С. 23-24. Рассматривается одна из основных черт гражданского общества – волонтерство, его история и современная волонтерская деятельность.
Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
Кретова У.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015 – №1 – С. 58- 67 – Библиогр.: с. 66-67 (16 назв.). Рассматриваются теоретические аспекты волонтерской деятельности и выявляются психологические особенности личности волонтеров. Кузькина, Е. Волонтерство как социокультурная практика
Кузькина Е. // Учитель. – 2016 – № 3 – С. 52-53. – Библиогр.: с. 53 (2 назв.). Привлечение школьников к волонтерской работе.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру / С. Н. Майорова-Щеглова // Социальная педагогика. – 2015 – № 4 – С. 33-37. Трудовой подход и экономическая эффективность волонтерского труда.
Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру: родители о благотворительной деятельности школьников / С. Н. Майорова-Щеглова // Народное образование. – 2014 – № 9 – С. 220- 224: 2 табл. – Библиогр. в сносках.
Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996
Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7
Для учащихся:
Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с.
Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.-Казань :Центр инновационных технологий, 2003-608с.
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-СПб: Лениздат, 1992.-400 с.
Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб. Питер, 2006 – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).
20