СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Земля.ru»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Земля.ru»»


Отдел образования Администрации Багаевского района Ростовской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Елкинская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»

на заседании МС на педсовете Приказ №

МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ от « » 2024г

протокол № . протокол №

от « » 2024 г. от « » 2024 . Директор МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ.

. _________/ Мыскина Л.А/






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

«Земля.ru» - название программы


Адресат программы: обучающиеся 8-9 лет

Тип программы: модифицированная

Уровень программы: базовый

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 36

Составитель программы: Янченкова Татьяна Владимировна

педагог дополнительного образования












Багаевский район

х.Ёлкин

2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Земля.ru» имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для детей начальной школы в возрасте 8-9 лет. Программа направлена на формирование и развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022);

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10v;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30.11.2016 протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017);

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации" (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № АБ-3936/06 от 29.09.2023 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей;

Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.08.2023 №718 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области»;

Постановление Администрации Багаевского района от 14.08.2023 № 579 «Об организации оказания муниципальных услуг в социальной сфере при формировании муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере на территории Багаевского района»;

Постановление Администрации Багаевского района от 10.08.2023 № 567 «О некоторых мерах правового регулирования вопросов, связанных с оказанием муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами».

Приказ Отдела образования Администрации Багаевского района от 29.08.2023 № 745 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Багаевском районе в соответствии с социальным сертификатом»;

Устав МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ. Основная образовательная программа МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ. Учеьбный план МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ на 2024-2025 учебный год.


РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ценностные ориентиры учебного курса.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

- формирование представлений о природе как универсальной ценности;

- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

-развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения

- дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих. В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики, что предусмотрено ФГОС.

Программа адресована детям младшего школьного возраста. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, и мире в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Особенностью этого возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу. Однако по мере овладения умениями участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. Этому помогают такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость.

Цель кружка: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.

Задачи кружка:

  • освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;

  • изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;

  • формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;

  • развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды

Личностными результатами являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выби- рать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать само- стоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия про- стых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указан- ных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, догова- риваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами являются следующие умения:

  1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

  1. Формирование представления о природе как развивающейся системе:

  • рассматривать биологические процессы в развитии;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

  1. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:

  • использовать биологические знания в быту;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

  1. Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечест- ва в целом и каждого отдельного человека:

  • объяснять мир с точки зрения экологии;

  • перечислять отличительные свойства живого;

  • различать основные группы живых организмов;

  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;

  1. Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:

  • понимать смысл экологических терминов;

  • характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделиро- вание) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными прибора- ми и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  1. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:

  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;

  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

  • различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.



РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета

Введение. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

Тайны за горизонтом

Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

Загадка смены времен года

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

Тайны круговорота веществ в природе

Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.

Загадки круговорота воды в природе

Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака

Загадки под водой и под землей

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (акти- нии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.

Загадки растений

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.

Планета насекомых

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый круп- ный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых. Необычные насекомые мира.

Что такое НЛО?

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год.

















Тематическое планирование.


п/п

Название раздела

Кол-во часов

экскурсии

Практические работы

1

Введение.

1

Экскурсия на школьный участок.


2

Тайны за горизонтом

4


Изготовление модели Земли из цветного пластилина

3

Загадка смены времен года

4

Виртуальная экскурсия в обсерваторию

Составление режима дня

4

Тайны круговорота веществ в природе

4

Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы.


5

Загадки круговорота воды в природе

3


Конкурс рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду

6

Загадки под водой и под землей

5


Конкурс рисунков обитателей океанов

7

Загадки растений


6


Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.

8

Планета насекомых


6

Экскурсия на школьный участок. Наблюдение за насекомыми.


9

Что такое НЛО?


3


Как я представляю НЛО.


Всего

36




Место предмета в учебном плане:

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на изучение курса дополнительного образования « Земля. ру» в 2024-2025 учебном году отводится 36 часов из расчета 1ч в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2024-2025 учебный год, расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели, наличием выходных и праздничных дней в 2024-2025 учебном году для обучающихся, данная программа будет реализована в объёме 36 часов.




РАЗДЕЛ 3.

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

дополнительного образования «Земля. ru»


п/п

дата


Тема урока

план

факт

Введение 1 ч.

1

04.09


Раскрытые и нераскрытые загадки нашей пла неты: обзор основных тем курса.

Тайны за горизонтом 4 ч.

2

11.09


Географические откры тия в древности. Небосвод.

3

18.09


Перемещение солнца на небосводе.

4

25.09


Представление о форме Земли в древности. Земной шар.

5

02.10


Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

Загадка смены времен года 4 ч.

6

09.10


Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом.

7

16.10


Загадки. Год и времена года.

8

23.10


Сутки, определение частей суток по разной деятельности.

9

30.10


Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.

10

06.11


Круговорот веществ в природе.

11

13.11


Живая и неживая природа.

12

20.11


Цепи питания.

13

27.11


Обитатели почвы.

Загадки круговорота воды в природе 3 ч.

14

04.12


Загадки о состояниях воды.

15

11.12


Наблюдение в природе за водой

16

18.12


Природа дождевого и снежного облака

Загадки под водой и под землей 5 ч.

17

25.12


Как изучают подводный мир.

18

15.01


Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара.

19

22.01


Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

20

29.01


Жизнь в темных глубинах океана.

21

05.02


Проект. « Самый интересный водный обитатель»

Загадки растений 6 ч.

22

12.02


Родина комнатных растений.

23

19.02


Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге.

24

26.02


Образование плода.

25

05.03


Многообразие плодов.

26

12.03


Многообразие цветковых растений.

27

19.03


Проект . Что мы знаем от растениях

Планета насекомых 6 ч.

28

26.03


Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

29

02.04


Жуки. Дровосек-титан - самый круп- ный жук.

30

09.04


Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка.

31

16.04


Охрана насекомых.

32

23.04


Необычные насекомые мира.

33

30.04


Проект: «Насекомое , о котором хочу рассказатьт»

Что такое НЛО? 3 ч.

34

07.05


Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

35

14.05


Что мы узнали и чему научились за год.

36

21.05


Интерактивная игра . «Своя игра».























































































СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по ВР

методического объединения

учителей естественного цикла ______________(подпись)

МБОУ Елкинской СОШ

от 29 августа 2023 года № 1 « 31 » августа 2023 года

_________________________

(подпись рук. МО)

СтупниковаВ.В.(ФИО)


24