Отдел образования Администрации Багаевского района Ростовской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Елкинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
на заседании МС на педсовете Приказ №
МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ от « » 2024г
протокол № . протокол №
от « » 2024 г. от « » 2024 . Директор МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ.
. _________/ Мыскина Л.А/
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Земля.ru» - название программы
Адресат программы: обучающиеся 8-9 лет
Тип программы: модифицированная
Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 36
Составитель программы: Янченкова Татьяна Владимировна
педагог дополнительного образования
Багаевский район
х.Ёлкин
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Земля.ru» имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для детей начальной школы в возрасте 8-9 лет. Программа направлена на формирование и развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022);
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10v;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30.11.2016 протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации" (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № АБ-3936/06 от 29.09.2023 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей;
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.08.2023 №718 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области»;
Постановление Администрации Багаевского района от 14.08.2023 № 579 «Об организации оказания муниципальных услуг в социальной сфере при формировании муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере на территории Багаевского района»;
Постановление Администрации Багаевского района от 10.08.2023 № 567 «О некоторых мерах правового регулирования вопросов, связанных с оказанием муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами».
Приказ Отдела образования Администрации Багаевского района от 29.08.2023 № 745 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Багаевском районе в соответствии с социальным сертификатом»;
Устав МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ. Основная образовательная программа МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ. Учеьбный план МБОУ ЁЛКИНСКОЙ СОШ на 2024-2025 учебный год.
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
-развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения
- дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих. В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики, что предусмотрено ФГОС.
Программа адресована детям младшего школьного возраста. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, и мире в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Особенностью этого возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу. Однако по мере овладения умениями участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. Этому помогают такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость.
Цель кружка: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.
Задачи кружка:
освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;
изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;
формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выби- рать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать само- стоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия про- стых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указан- ных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, догова- риваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются следующие умения:
Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
Формирование представления о природе как развивающейся системе:
Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:
использовать биологические знания в быту;
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечест- ва в целом и каждого отдельного человека:
перечислять отличительные свойства живого;
различать основные группы живых организмов;
объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:
понимать смысл экологических терминов;
характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделиро- вание) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными прибора- ми и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Введение. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
Загадки под водой и под землей
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (акти- нии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый круп- ный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых. Необычные насекомые мира.
Что такое НЛО?
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | экскурсии | Практические работы |
1 | Введение. | 1 | Экскурсия на школьный участок. | |
2 | Тайны за горизонтом | 4 | | Изготовление модели Земли из цветного пластилина |
3 | Загадка смены времен года | 4 | Виртуальная экскурсия в обсерваторию | Составление режима дня |
4 | Тайны круговорота веществ в природе | 4 | Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. | |
5 | Загадки круговорота воды в природе | 3 | | Конкурс рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду |
6 | Загадки под водой и под землей | 5 | | Конкурс рисунков обитателей океанов |
7 | Загадки растений | 6 | | Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. |
8 | Планета насекомых | 6 | Экскурсия на школьный участок. Наблюдение за насекомыми. | |
9 | Что такое НЛО? | 3 | | Как я представляю НЛО. |
| Всего | 36 | | |
Место предмета в учебном плане:
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на изучение курса дополнительного образования « Земля. ру» в 2024-2025 учебном году отводится 36 часов из расчета 1ч в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2024-2025 учебный год, расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели, наличием выходных и праздничных дней в 2024-2025 учебном году для обучающихся, данная программа будет реализована в объёме 36 часов.
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
дополнительного образования «Земля. ru»
№ п/п | дата | Тема урока |
план | факт |
Введение 1 ч. |
1 | 04.09 | | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей пла неты: обзор основных тем курса. |
Тайны за горизонтом 4 ч. |
2 | 11.09 | | Географические откры тия в древности. Небосвод. |
3 | 18.09 | | Перемещение солнца на небосводе. |
4 | 25.09 | | Представление о форме Земли в древности. Земной шар. |
5 | 02.10 | | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. |
Загадка смены времен года 4 ч. |
6 | 09.10 | | Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. |
7 | 16.10 | | Загадки. Год и времена года. |
8 | 23.10 | | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. |
9 | 30.10 | | Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели. |
Тайны круговорота веществ в природе 4 ч. |
10 | 06.11 | | Круговорот веществ в природе. |
11 | 13.11 | | Живая и неживая природа. |
12 | 20.11 | | Цепи питания. |
13 | 27.11 | | Обитатели почвы. |
Загадки круговорота воды в природе 3 ч. |
14 | 04.12 | | Загадки о состояниях воды. |
15 | 11.12 | | Наблюдение в природе за водой |
16 | 18.12 | | Природа дождевого и снежного облака |
Загадки под водой и под землей 5 ч. |
17 | 25.12 | | Как изучают подводный мир. |
18 | 15.01 | | Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. |
19 | 22.01 | | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». |
20 | 29.01 | | Жизнь в темных глубинах океана. |
21 | 05.02 | | Проект. « Самый интересный водный обитатель» |
Загадки растений 6 ч. |
22 | 12.02 | | Родина комнатных растений. |
23 | 19.02 | | Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. |
24 | 26.02 | | Образование плода. |
25 | 05.03 | | Многообразие плодов. |
26 | 12.03 | | Многообразие цветковых растений. |
27 | 19.03 | | Проект . Что мы знаем от растениях |
Планета насекомых 6 ч. |
28 | 26.03 | | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. |
29 | 02.04 | | Жуки. Дровосек-титан - самый круп- ный жук. |
30 | 09.04 | | Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. |
31 | 16.04 | | Охрана насекомых. |
32 | 23.04 | | Необычные насекомые мира. |
33 | 30.04 | | Проект: «Насекомое , о котором хочу рассказатьт» |
Что такое НЛО? 3 ч. |
34 | 07.05 | | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. |
35 | 14.05 | | Что мы узнали и чему научились за год. |
36 | 21.05 | | Интерактивная игра . «Своя игра». |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического объединения
учителей естественного цикла ______________(подпись)
МБОУ Елкинской СОШ
от 29 августа 2023 года № 1 « 31 » августа 2023 года
_________________________
(подпись рук. МО)
СтупниковаВ.В.(ФИО)
24