СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зелёная тропинка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-гуманитарной направленности  «Зелёная тропинка»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зелёная тропинка»»

36























































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Таблица 1

Содержание

п/п

Наименование раздела

Страницы

1

Раздел 1 Комплекс основных характеристик Программы

3

2

Пояснительная записка

3

3

Цели и задачи

5

4

Планируемые результаты

6

5

Содержание программы

7

6

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий

9

7

Календарный учебный график

9

8

Оценочные материалы

9

9

Формы аттестации

11

10

Методические материалы

11

11

Условия реализации программы (материально- техническое, информационное, кадровое обеспечение)

13

12

Рабочая программа воспитания

14

13

Список литературы

18

14

Приложение 1 - Рабочая программа (календарно- тематическое планирование)

20

15

Приложение 2 - Диагностические материалы

23















Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы

1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями вступает в силу с 01.08.2020);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 01.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);

  • Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 (ред. от 02.02.2021) "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 (ред. от 26.07.2022) "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (вместе с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ") (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 № 59764);

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 "О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет", ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО Открытое образование»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

  • Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 № 66403);

  • Приказ Министерства просвещения и Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Письмо Министерства Просвещения России от 01.08.2019 № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ» (с приложением – Эффективные модели реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), в том числе с использованием дистанционных технологий для использования в работе);

  • Приказ комитета образования и науки Курской области от 12.02.2021 г. № 1-114 (в ред. приказов комитета образования и науки Курской области от 11.05.2021 г. №1-685, от 28.09.2021 г № 1-1092 и от 03.3.2022 г. №1-243) «Об организации и проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»;

  • Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Курской области»;

  • Приказ комитета образования и науки Курской области от 30.08.2021 г. № 1-970 (в ред. приказа комитета образования и науки Курской области от 01.04.2022 № 1-443) «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей в Курской области»;

  • Приказ Министерства образования и науки Курской области от 17.01.2023г. № 1-54 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;

  • Устав МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа»;

  • Положение о промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» (приказ от 25.06.2021г. № 03-02-82).

  • Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» (приказ от 04.04.2023г. № 03-02-40/1).

Направленность программы – социально-гуманитарная

Актуальность. В связи со сложной экологической обстановкой на Землеприоритетным становится экологическое образование и экологическое воспитание подрастающего поколения, поэтому данная программа актуальна. Работа по начальному экологическому образованию особенно важна в дошкольном и младшем школьном возрасте. Возможность своевременно заложить ростки ответственности за свои поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. В данном возрасте закладывается доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться к ней могут только понимающие её и экологически грамотные люди. Актуальность программы состоит в том, чтобы довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.

В наши дни в дошкольных учреждениях детей интенсивно обучают математике, русскому и иностранному языкам. В то же время бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент необходимо делать на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект.

Новизна программы состоит в том, что важная роль в изучении природоведческого материала отводится непосредственному взаимодействию детей с природой (экскурсии в природу, практические занятия, экологические акции, экспериментирование, наблюдение за жизнью растений и животных в образовательных зонах станции юных натуралистов). Все занятия носят интегрированный характер и обязательно подкрепляются практической экологией. Для каждой темы предлагаются варианты различных видов деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, игра, чтение, изобразительная, музыкальная деятельность. Задачи общие, но пути решения разные.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что знания, полученные детьми после прохождения тем программы, могут использоваться в последующем освоении школьных предметов, в их повседневной жизни. Так, знания о жизнедеятельности растений и животных, о связях их с окружающей средой и сезонных изменениях в природе послужат основой для изучения школьного курса «окружающий мир»;знания по практической экологии способствуют развитию навыков творческой, исследовательской работы; общение с окружающей природой, растениями и животными учебного хозяйства в процессе усвоения программы будут способствовать развитию у детей чувства добра и гуманности ко всему живому. Занятия по данной дополнительной программе стимулируют познавательную деятельность детей, развивают их коммуникативные умения, творческие способности.

Отличительные особенности программы. В основу подготовки детей к обучению положена познавательно исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для ребёнка данного возраста занимательной, игровой форме. Данная деятельность дополняется продуктивной (конструктивной) деятельностью: рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой, моделированием и т. д. При этом основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности – умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. А также развитию творческих способностей детей. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности - умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям.

Уровень программыстартовый.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зелёная тропинка» предназначена для обучающихся в возрасте от 6 до 7 лет. Обучающимися программы могут быть дети, проживающие на территории Курского района Курской области.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения (2024-2025 учебный год), Количество учебных часов на год обучения – 108 часов.

Объем программы – 108 часов.

Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность академического часа – 30 минут.

Формы обучения – очная, с возможностью использования электронных образовательных ресурсов и принципов сетевого взаимодействия.

Формы проведения занятий. Групповая, в группах одного возраста с постоянным составом обучающихся

Особенности организации образовательного процесса – традиционная (реализуется в рамках Учреждения), предусматривает возможность использования дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.


    1. 2. Цели и задачи

Цель: формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи:

Личностные:

  • Развивать личностную мотивацию к обучению и коммуникацию;

  • Формировать Я-концепцию и самооценку при подготовке к обучению в школе;

  • Формировать положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные:

  • Научить ребёнка проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Научить выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

  • Формировать в ребёнке уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства. Развивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;

  • Развивать творческие способности, уметь выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

  • Развивать воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

  • Развивать творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Научить фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимать устную речь и может выражать свои мысли и желания;

  • Развивать любознательность, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем?). Научить самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Формировать начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном мире, в котором он живёт. Научить принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Предметные:

  • Научить распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;

  • Формировать представление о домашних животных;

  • Развивать знания о перелётных и зимующих птицах;

  • Формировать знания о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе; о лесных ягодах и грибах; об овощах и фруктах; о деревьях, кустарниках и цветах;

  • Научить перечислять в правильной последовательности времена года;

  • Формировать представление о сезонных изменениях в природе;

  • Научить определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

  • Формировать представление о строении солнечной системы (созвездия, Солнце, Луна).


    1. 3. Планируемые результаты

Личностные:

  • сформированы личностная мотивация к обучению и коммуникация;

  • сформирована Я-концепция и навыки самооценки при подготовке к обучению в школе;

  • сформировано положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные:

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

  • развиты творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

  • творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном мире, в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Предметные:

  • распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;

  • иметь представление о домашних животных;

  • о перелётных и зимующих птицах;

  • о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;

  • о лесных ягодах и грибах;

  • об овощах и фруктах;

  • о деревьях, кустарниках и цветах;

  • перечислять в правильной последовательности времена года;

  • иметь представление о сезонных изменениях в природе;

  • определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

  • иметь представление о строении солнечной системы (созвездия, Солнце, Луна).

  1. Содержание программы

    1. Учебный план

Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов (модулей), тем, практики, иных видов образовательной деятельности и форм аттестации обучающихся.


Таблица 2

    1. Учебный план

№№ п\п

Наименование раздела

Часы

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

1

Звёзды, Солнце и Луна

7

1

6

Игра, практическая работа

2

Чудесный мир

растений и грибов

35

11

24

Игра, практическая работа

3

3

Наши друзья животные

29

9

20

Игра, практическая работа

4

Круглый год

18

5

13

Игра, практическая работа

5

Окружающий мир и наша безопасность

19

5

14

Игра, практическая работа

Всего часов:

108

31

77



    1. Содержание учебного плана

Тема 1. Звёзды, Солнце и Луна

Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».

Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.

Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.

Тема 2. Чудесный мир растений и грибов

Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.

Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.

Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

Тема 3. Наши друзья животные

Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.

Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).

Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб.

Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).

Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.

Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при встречах и общении с животными.

Тема 4. Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).

Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.

Тема 5. Окружающий мир и наша безопасность

Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.

Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.


Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий


1. Календарный учебный график

Календарный учебный график является составной частью образовательной программы, содержащей комплекс основных характеристик образования и определяющей количество учебных недель и учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов, праздничные и нерабочие дни.


Таблица 3

Календарный учебный график

п/п

Группа


Год обучения


Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов


Режим занятия


Нерабочие праздничные дни

Срок проведения промежуточной аттестации




1.




1



2024-

2025




02.09.2024




26.05.2025




36




108




108




Очно

1-8 января,

23 февраля,

8 марта,

1 мая, 9

мая, 12 июня,

4 ноября,

31 декабря



11.12.2024-20.12.2024



12.05.2025-22.05.2025



2. Оценочные материалы

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Контроль и оценка уровня образовательных результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Зелёная тропинка» осуществляется педагогом в процессе проведения занятий.

Основными видами контрольно-оценочных средств являются педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся, ситуационные задачи, беседа.

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.

Определение результативности реализации образовательной программы проводится при анализе результатов входящей и итоговой диагностики.

С целью оптимизации образовательного процесса педагогом используется диагностика индивидуального развития ребенка по Н.В.Верещагиной.

Данная диагностика позволяет оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освое­ния каждым ребенком содержания образовательной программы.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Применяются карты индивидуального развития, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года, для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения программы.

Этап 2. После прохождения диагностики дети подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета промежуточных результатов освоения программы.

Наличие математической обработки результатов педагогической диагно­стики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре­зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педа­гогический процесс в группе.


Таблица 4

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

№ п\п

Ф.И.О. ребенка

Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат

Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в т. ч. на транспорте,

в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

Имеет представление о космосе, планете Земля, умеет наблюдать за Солнцем и Луной как небесными объектами, знает о их значении в жизнедеятельности всего живого на планете (смена времен года, смена дня и ночи

Договаривается и принимает роль в игре со сверст­никами, соблю­дает ролевое по­ведение, прояв­ляет инициативу в игре, обогащает сюжет


Называет некоторые жанры «детской литературы» имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст

Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся. земноводных, насекомых

Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) п рисунку и словесной инструкции, правильно пользуется ножницами

Знает о принципах здоро­вого образа жизни (двига­тельная активность, зака­ливание, здоровое пита­ние, правильная осанка) и старается их соблюдать

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1




















2




















Выводы (сетябрь):_______________________________________________________________

Выводы (май):__________________________________________________________________

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Критерии оценивания уровня достижения образовательных результатов: низкий уровень – до 2,2 баллов; средний уровень – 2,3 до 3,7 баллов; высокий уровень – от 3,8 баллов.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.



3. Формы аттестации

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программа проводятся:

- входной контроль – оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в объединение;

- текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем разделов программы и личностных качеств обучающихся, осуществляется на занятиях в течение всего учебного года;

- промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения, изучении темы (наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, беседы с родителями);

- итоговый контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися Программы по завершению учебного года.

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Зеленая тропинка» – открытое занятие для родителей.

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.


4. Методические материалы

В процессе реализации для достижения целей Программы используются следующие методы и технологии.

Современные педагогические технологии (информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология группового обучения, технология индивидуального обучения, и т.д.);

- методы обучения

Метод использования слова – универсальный метод обучения, с его помощью решаются различные задания.

Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в обучении:

- рассказ,

- беседа,

- объяснение,

- обсуждение,

- словесное сопровождение движений под музыку.

Метод наглядного восприятия – способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы. К этим методам можно отнести:

- демонстрация плакатов, рисунков, видеозаписей.

Практический метод – основан на активной деятельности самих обучающихся.

Метод дидактических игр, метод моделирования.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на обучающихся.

Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание учиться. В обучении большого успеха можно добиться, сочетая различные методы в зависимости от возраста, подготовленности.

При проведении занятий используются различные методы обучения:

• практические,

• наглядные,

• словесные,

• игровые.

При выборе методов учитывается ряд факторов:

• цели, задачи;

• содержание материала на данном этапе;

• возрастные и индивидуальные особенности детей;

• личное отношение педагога к тем или иным методам;

• конкретные условия, в которых протекает образовательный процесс;

• наличие необходимых дидактических средств и др.

Практический метод

Особенности практического метода:

- выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

- широкое использование дидактического материала;

Наглядный метод

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

- демонстрационный и раздаточный;

- сюжетный и бессюжетный;

- объемный и плоскостной;

- специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

- фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного материала:

- новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

- по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно- плоскостной и бессюжетной наглядности;

- одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;

- новый наглядный материал лучше показать детям заранее...

Требования к самодельному наглядному материалу:

- гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала);

- эстетичность;

- реальность;

- разнообразие;

- однородность;

- прочность;

- логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);

- достаточное количество.

Словесный метод

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге педагог— ребенок.

Требования к речи воспитателя:

- эмоциональная;

- грамотная;

- доступная;

- четкая;

- достаточно громкая;

- приветливая;

- тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе.

Игровой метод

Игровые методы используются в виде поиска, соревнования. Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря развивающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой смысл), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённое познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом ФЭМП у детей. Игра может быть отнесена к группе практических методов.

- особенности организации и формы образовательного процесса (индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, с использованием дистанционных образовательных технологий);

- формы учебного занятия:

• по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированное занятие;

• по особенностям коммуникативного воздействия: акция, аукцион, вернисаж, встреча с интересными людьми, вебинар, видеоконференция, выставка, виртуальная экскурсия, виртуальная консультация, галерея, гостиная, деловая игра, диспут, защита проектов, конкурс, конференция, круглый стол, мастер-класс, поход, презентация, спектакль, турнир, тренинг и др.;

- алгоритм учебного занятия – 1.Организационный момент: мотивация на учебную деятельность, овладение приемами умственных действий (разминка, повторение, игры)

2. Основная часть: практикум по основной теме, общеразвивающие упражнения

3.Итог занятия: рефлексия (дидактические, подвижные игры)

- дидактические материалы – раздаточные материалы, рабочие тетради, демонстрационные карточки, упражнения, рисунки, фотоматериалы, учебные пособия, журналы, тематические подборки материалов, текстов песен и др.


  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

  • ноутбук, колонки;

  • аудиокассеты, диски, мини-диски;

  • проектор;

  • экран.

  • карточки,

  • счётныё материал,

  • палочки счётные,

  • схемы, таблицы.

Информационное обеспечение (исправить)

  • Социальная сеть “В КОНТАКТЕ” – https://vk.com

  • Российская электронная школа – https://resh.edu.ru/

  • Интерактивная платформа «Учи.ру» – https://lp.uchi.ru/

  • Яндекс учебник – https://education.yandex.ru/home/

  • Цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс» – https://www.yaklass.ru/

  • Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» - https://myschool.edu.ru/
    Кадровое обеспечение программы.

Занятия ведет педагог дополнительного образования, удовлетворяющий требованиям Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н (зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2018 г.), владеющий знаниями и навыками в сфере (области) адаптации детей дошкольного возраста к обучению к школе.



  1. Рабочая программа воспитания

    1. Цель и задачи воспитания

Цель: воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

  2. вовлекать детей в группы дополнительного образования;

  3. организовывать профориентационную работу со дошкольниками, формировать положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, поддерживать высокие социальные мотивы трудовой деятельности, используя опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  4. организовать работу с семьями дошкольников, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

  5. организовать работу по пропаганде здорового образа жизни и профилактике правонарушений, безнадзорности и других негативных общественных явлений;

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения.


Формы и содержание деятельности

Практическая реализация поставленных целей и задач воспитания осуществляется в рамках следующих основных сфер совместной деятельности школьников и педагогов. Каждая из них представлена в соответствующем модуле.

Модуль «Основные школьные дела»

Основные школьные дела – это главные традиционные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему.

Для этого используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

  • социальные проекты-акции «Чистый двор» и «Цветочная клумба» (экологическая, трудовая направленность), «Ветеран живет рядом» и «Вахта памяти» (патриотическая направленность), операция «Милосердие» (благотворительная направленность) – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование окружающего социума.

  • концертная программа «Любовью материнской мир прекрасен», проводимая для жителей села и организуемая совместно с семьями обучающихся, сотрудниками сельской библиотеки и Дома культуры.

  • благотворительная ярмарка – выставка-продажа кулинарных изделий, в которой принимают участие все семьи обучающихся, на вырученные средства приобретаются канцтовары, подарки детям из малообеспеченных семей, детям-инвалидам, ежегодно на последней неделе сентября.

  • литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный», посвященная празднованию Дня Победы – способствует формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет. Проводится для

жителей села и организуется совместно с семьями обучающихся, сотрудниками сельской библиотеки и Дома культуры.

Модуль «Дополнительное образование»

Воспитание на занятиях дополнительного образования преимущественно осуществляется через:

    • вовлечение дошкольников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

    • формирование в группах дополнительного образования детско- взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

    • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

    • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

    • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Дополнительное образование реализуется по направлению:

социально-гуманитарное.

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями (законными представителями) дошкольников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Важную роль играет участие семей в участии и организации ключевых дел. Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • дни открытых дверей для представителей родительской общественности, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о деятельности объединения;

  • родительский лекторий, на котором родители получают ценные рекомендации и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

  • детско-родительские сетевые сообщества, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности;

  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Модуль «Профилактическая работа»

Профилактика правонарушений, безнадзорности, профилактика суицидальных явлений, как система психологических, социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также привитие им навыков безопасного и законопослушного поведения.

К формам работы, направленным на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, относятся:

  • пропаганда ЗОЖ через участие в мероприятиях;

  • правовое просвещение школьников (День правовой помощи детям, акция «Правовое просвещение»);

  • конкурсы рисунков, газет, плакатов, диспуты, тренинги, интерактивные уроки, дни детского телефона доверия.

Планируемые результаты

У дошкольника повысятся:

внутренняя позиция на уровне положительного отношения к себе и окружающим;

мотивационная основа воспитательной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ориентация на понимание причин успеха деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений педагогов, товарищей, родителей и других людей;

способность к самооценке на основе критериев успешности собственной деятельности;

установка на здоровый образ жизни.

Дошкольник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленных задач с использованием литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

бережно относиться к культурному наследию, к ценностям мировой культуры и искусству;

любить и уважать национальную культуру; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Календарный план воспитательной работы

Таблица 5

Основные школьные дела

№ п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Срок и место проведения

Ответственный

1

Праздник урожая и благотворительная ярмарка «Урожай 2024»

Ярмарка

Сентябрь (последняя неделя), школа

Педагог дополнительного образования

2

Общешкольный концерт «Славим тебя, учитель!»

Концерт

4 октября, школа

Педагог дополнительного образования

3

Операция «Милосердие»

Беседа

Октябрь, кабинет

Педагог дополнительного образования

4

Праздничный концерт

«Любовью материнской мир прекрасен»

Концерт

Ноябрь (последняя неделя), школа

Педагог дополнительного образования

5

Новогодний калейдоскоп

Игры, викторины

Декабрь, школа

Педагог дополнительного образования

6

Рождественские встречи

Беседа

Январь, кабинет

Педагог дополнительного образования

7

Военно-патриотический

месячник «Слава армии родной»

демонстрация видеороликов

Февраль, школа, кабинет

Педагог дополнительного образования

8

«Весенняя капель» к

Международному женскому дню

Чтение стихотворений

Март, школа

Педагог дополнительного образования

9

Вахта памяти

Беседа

Апрель, кабинет

Педагог дополнительного образования

10

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы «Во славу Великой Победы»

Разучивание песен и стихотворений

Май, школа

Педагог дополнительного образования


Таблица 6

Модуль Работа с родителями

№ п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Срок и место проведения

Ответственный

1

Выпуск буклета «Как помочь ребенку полюбить

математику»

Подготовка буклета

Сентябрь-октябрь, кабинет

Педагог дополнительного образования

2

Консультация для родителей на тему: «Информационная безопасность детей в использовании Интернет-

ресурсов»

Консультация

Ноябрь, кабинет

Педагог дополнительного образования

3

Информационная папка «Как защитить ребенка от нежелательного контента в

Интернете»

Сбор информации

Декабрь, кабинет

Педагог дополнительного образования

4

Анкетирование «Насколько социализирован ваш ребенок»

Анкетирование

Январь, кабинет

Педагог дополнительного образования

5

Викторина для детей и родителей «Моя великая страна Россия»

Викторина

Февраль, кабинет

Педагог дополнительного образования

6

Совместное участие детей и родителей в мероприятиях к 8 марта, Дню семьи

Концерт

Март, май, школа

Педагог дополнительного образования


Таблица 7

Модуль Профилактическая работа

№ п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Срок и место проведения

Ответственный

1

Неделя здоровья

Беседа

Октябрь, кабинет, школа

Педагог дополнительного образования

2

Беседы «Слагаемые здоровья

Беседа

Ноябрь, кабинет

Педагог дополнительного образования

3

Викторина «Зимние

забавы и ваша безопасность»

Викторина

Декабрь, кабинет

Педагог дополнительного образования

4

«Спорт – наш друг!»

прогулки и игры на свежем воздухе

Игры

Январь-февраль, школа

Педагог дополнительного образования

5

Игра-КВН «Школа безопасности»

Игра

Март, кабинет

Педагог дополнительного образования

6

Беседы «Безопасность дома, на улице, в лесу и у реки»

Беседа

Апрель-май, кабинет

Педагог дополнительного образования

  1. Список литературы

Литература для педагога:

  1. Федосова, Н. А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе» /Н.А. Федосова. - Москва: Просвещение, 2014

  2. Плешаков, А.А. Зеленая тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе / А.А. Плешаков. - Москва: Просвещение, 2016

  3. Федосова, Н.А. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. – Москва: Просвещение, 2015

  4. Плешаков, А.А. От земли до неба. Атлас определитель / А.А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2014

  5. Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. Для педагогов и родителей / Артемова Л.В - . Москва: Просвещение, 2020

  6. Акимушкин, И.С. Причуды природы /И. Акимушкин. Т.1,2, -Москва: Просвещение, 2019

  7. Александров, Б.А. В стране зелёной / Б.А. Александров. - Москва : Просвещение, 2018

  8. Бианки, В. Лесная газета /В. Бианки. - Москва: Правда, 2019.

  9. Вахрушева, А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Метод. рекомендации для педагогов, и родителей / А.А. Вахрушева. - Москва: Просвещение, 2020.

  10. Верзилин, Н.М. Путешествие с домашними растениями /Н.М.Верзилин.-Москва: Детгиз, 2019.

  11. Дыбина, О.В. Игры-путешествия в прошлое предметов /Н.М. Верзилин. –Москва, 2020

  12. Гамерман А.Ф. Лекарственные растения / А.Ф. Гамерман, Г.Л. Кадаев. – Москва: Высшая школа, 2019.

  13. Гребенников В.С. Тайны насекомых. Мой удивительный мир / В.С. Гребенников.– Новосибирск: Западно - Сибирское кн. изд-во,2018

  14. Дмитриев Ю.Т, Если посмотреть вокруг. / Ю. Дмитриев. - М.: Детская литература, 2020.

  15. Дроздов Н.Н. Ключи к тайнам природы / Н.Н. Дроздов.- Москва: Знание,2020.

  16. Зорина Т.Г. Дошкольникам о лесе /Т.Г. Зорина. – Москва: Знание, 2019.

  17. Зотов В.В. Лесная мозаика /В.В. Зотов. – Москва: Просвещение, 2019

  18. Новак Ф.А. Иллюстрированная энциклопедия растений / Ф.А. Новак. Москва: Просвещение, 2019.

  19. Катаева Л.И, Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру / Л.И. Катаева. - Москва: Просвещение, 2019.

  20. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 5-7 лет: Учеб. мет., пособие для дошкольного воспитания / Т.В. Потапова. - Москва,2020

  21. Соколов Л.В. Почему перелётные птицы возвращаются домой / Л.В. Соколов. – Москва: Наука, 2019.

Литература для обучающихся:

  1. Плешаков, А.А. От земли до неба. Атлас определитель / А.А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2014

  2. Бианки, В. Лесная газета /В. Бианки. - Москва: Правда, 2019.

Литература для родителей:

  1. Дыбина, О.В. Игры-путешествия в прошлое предметов /Н.М. Верзилин. –Москва:2020

  2. Дмитриев Ю.Т, Если посмотреть вокруг. / Ю. Дмитриев. - М.: Детская литература, 2020.

  3. Новак Ф.А. Иллюстрированная энциклопедия растений / Ф.А. Новак. Москва: Просвещение, 2019.





















Приложение 1

Таблица 8

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема занятия

Количество часов

Форма/тип занятия

Место проведения

Форма контроля

1



Солнце и Луна.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

2



Радуга. Народные приметы.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

3



Обобщение изученного материала по разделу «Звёзды, Солнце и Луна»

1


Практика


Кабинет

Текущий контроль

4



Как узнать растения?

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

5



Травянистые растения.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

6



Кустарники.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

7



Деревья.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

8



Декоративные растения.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

9



Овощи и фрукты.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

10



Съедобные и ядовитые растения.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

11



Лекарственные растения.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

12



Мхи и папоротники.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

13



Грибы.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

14



Растения в твоей «мастерской».

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

15



Обобщение изученного материала по разделу «Чудесный мир растений и грибов»

2


Практика


Кабинет

Текущий контроль

16



Как узнать животных?

4

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

17



В живом уголке.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

18



Домашние животные.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

19



Породы собак.

3


Практика


Кабинет

Текущий контроль

20



В мире насекомых.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

21



В мире рыб.

3


Практика


Кабинет

Текущий контроль

22



В мире птиц.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

23



В мире зверей.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

24



Какие ещё бывают животные?

2

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

25



Обобщение изученного материала по разделу «Наши друзья»

2


Практика


Кабинет

Текущий контроль

26



Времена года. Осень.

4

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

27



Времена года. Зима.

4

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

28



Времена года. Весна.

4

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

29



Времена года. Лето.

4

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

30



Обобщение изученного материала по разделу «Круглый год»

2


Практика


Кабинет

Текущий контроль

31



Правила безопасности дорожного движения.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

32



Пожарная безопасность.

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

33



Вода бывает опасной!

3

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

34



Велосипед - мой друг!

2


Практика


Кабинет

Текущий контроль

35



Безопасные каникулы!

4


Практика


Кабинет

Текущий контроль

36



Что я узнал за год?

2

Теория

Практика


Кабинет

Текущий контроль

37



Экскурсии в лес, на луг

2


Практика


Кабинет

Текущий контроль




Всего часов:

108




































Приложение 2 Диагностические материалы

Входная диагностика

Входная диагностика проводится с детьми, поступающими на первый год обучения. Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся. Педагог проводит диагностику для того, чтобы убедиться, какдети усвоили материал и насколько эффективны были методы и приемы, используемые в обучении. Педагог контролирует и оказывает своевременную помощь детям. Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики.

Входная диагностика на начальном этапе дает возможность педагогу подобрать оптимальный объем учебного материала, определить точки роста обучающихся.

Диагностика экологических знаний дошкольников

Цель методики: Определить критерии сформированности знаний:

- о растительном мире;

- о мире животных;

- о неживой природе;

- о временах года;

- отношение к миру природы.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание №1. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей мира животных.

Оборудование: Дидактическая игра для детей младшей группы «Угадай, где мы живем».

Проведение:  Предлагаю поиграть ребенку в игру «Угадай, где мы живем». Перед ребенком две картинки: одна с изображением деревенского дома, вторая – с изображением леса и картинки с изображением разных домашних и диких животных. Ребенку нужно «поселить» каждое животное в среду его обитания.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Различает и называет при рассмотрении картинок домашних и диких животных. Выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Имеет представление о диких и домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, живут в лесу, сами добывают пищу). Узнает основные признаки типичных представителей разных групп животных (у птиц – крылья, хвост, клюв, тело покрыто перьями; у животных – лапы, хвост, уши, тело покрыто шерстью; у рыб – туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуей).

Средний уровень.

Ребенок допускает незначительные ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика.

Называет не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускает неточности.

Уровень ниже среднего.

Часто допускает ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, затрудняется в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика.

Задание №2. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Карта с изображением травы, деревьев, цветов. Карточки-модели с изображением частей дерева, частей растений.

Проведение: Воспитатель просит показать на карте деревья, траву, цветы. Спрашивает названия деревьев, изображенных на картине (ель, береза). Спрашивает, чем ель отличается от березы, что у них общего.

Далее воспитатель предлагает карточки-модели с изображением частей дерева и просит собрать дерево, называя при этом его части. Аналогично собирается растение.

Затем воспитатель подводит ребенка к уголку природы и просит назвать части комнатного растения, затем задает вопросы по уходу за комнатными растениями.

Высокий уровень.

Ребенок различает траву, деревья, цветы. Называет их отличительные признаки (трава низкая, деревья – высокие, цветы разной окраски, имеют запах). Различает березу и ель. Называет их отличительные признаки ( у березы – листья, ствол белый с черными пятнами; у ели – листьев нет, есть иголки). Называет соответствующим словом. Понимает необходимость ухода за комнатными растениями, рассказывает, как нужно ухаживать. Узнает некоторые овощи и фрукты, называет соответствующим словом.

Средний уровень.

Допускает незначительные ошибки в называниях отличительных признаков деревьев, травы, цветов.

Различает березу и ель, затрудняется в назывании отличительных признаков березы и ели, называет их с помощью наводящих вопросов. Затрудняется в выделении частей дерева, растения (выделяет не все части, либо не может назвать какую-то часть соответствующим словом). В различении и назывании овощей и фруктов допускает незначительные ошибки. О способах ухода за комнатными растениями рассказывает с помощью взрослого.

Ниже среднего.

Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, трава, цветы. Различает березу и ель, не может назвать отличительные признаки. Не выделяет части дерева, части растения, не может назвать соответствующим словом. Не может рассказать, как нужно ухаживать за комнатными растениями. В различении овощей и фруктов также допускает ошибки.

Задание №3. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: в центре песка и воды: тазик с песком, тазик с водой, поднос с камнями, лейка с водой, совочек, прозрачная баночка из пластика.

Проведение: После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, воспитатель предлагает ответить на вопросы о свойствах песка и воды, камня

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребенок без труда определяет объекты неживой природы. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы: (вода: течет, бывает холодная, горячая, теплая, ею умываются, купаются, пьют, вода прозрачная; песок: бывает сухой, мокрый. Сухой сыплется, из него нельзя строить, он рассыпается, мокрый – липкий, из него можно строить; камни бывают разной формы, цвета, размера, твердые, прочные.)

Ребенок имеет представление о возможности получить нужные свойства по желанию. Рассказывает, для чего нужны вода, песок, камни, что можно с ними делать.

Средний уровень.

Ребенок определяет объекты неживой природы. Называет основные отличительные признаки объектов неживой природы. Аргументирует свои ответы с помощью наводящих вопросов взрослого. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Уровень ниже среднего.

Ребенок определяет объекты неживой природы. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов. Не аргументирует свои ответы. Затрудняется ответить на вопрос, как люди используют объекты неживой природы.

Задание № 4. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания времен года.

Оборудование: Дидактическая игра «Времена года».

Проведение: Ребенку предлагаются картинки с изображением времен года и предлагают подобрать к ним соответствующие картинки (картинки, подходящие по содержанию к каждому времени года, на которых изображены явления живой природы, деятельность людей в определенное время года). Воспитатель по ходу выполнения задает вопросы по каждому времени года.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребенок знает времена года, правильно называет их. Знает характерные признаки каждого времени года. Замечает и называет состояние погоды, явления природы (тепло, холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер), их взаимосвязь (солнце – светло, тепло; нет солнца – пасмурно, и т.д.

Средний уровень.

Ребенок правильно называет времена года. В назывании явлений природы допускает незначительные ошибки. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

Уровень ниже среднего.

Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется в определении явлений природы, состояния погоды. Не знает характерных признаков разных времен года.

Диагностики результатов освоения дополнительной образовательной программы

Диагностические задания (Суркова С.А.):

I.Позволяющие выявить уровень сформированности экологической культуры у дошкольников, направленные на следующее:

1. Выявление эмоционального отношения к природе.

«Немая загадка» — представление этюдов-загадок («Что за животное?», «Какое растение?» и т. д.) командами с последующими ответами детей.

2. Выявление нравственного отношения к природе.

«Смелые пожарные», «Отдых у реки», «Друг из леса» — анализ рассказа и представление своего варианта решений проблемных ситуаций, рисование знаков-памяток поведения в природе.

3. Выявление экологических знаний.

«Кто где живет?» — необходимо дать характеристику среды или природной зоны (лес, степь, почва, море) и определить, какие организмы могут в ней обитать.

«Многообразие и значение растений». Детям раздаются рисованные карточки с изображением растений из различных групп со всеми органами. В процессе игры дети вычеркивают органы, отсутствующие на самом деле у данного растения, а также оценивают выполнение задания товарищем.

II. С помощью которых выявляется объем экологических знаний, широта кругозора.

1.Подвижные дидактические игры: «Развитие животного», «Пищевая цепочка» были направлены на выявление знаний о стадиях развития животных, о биоценозе, биогенном круговороте веществ в природе. В ходе игр дети должны выстраивать логические комбинации пищевых отношений, давать характеристики животных, опираясь на основные особенности класса, проявлять умения действовать сообща.

2.«Лесные этажи» — устное задание на определение ярусности растений.

3.«Порядок на фито огороде» — задание на нахождение лекарственных растений с последующим рассказом об их пользе.

4.«Природа подсказывает, что...» — объяснение примет, с помощью которых можно предсказывать погоду. В данном случае объяснение той или иной народной приметы требовало от ребенка умения сопоставлять определенные факторы в природе, рассуждать, делать умозаключения.

5.«Где ошибка» — чтение педагогом фенологических рассказов — загадок о сезонах, где преднамеренно включены 8—12 ошибок. Задача детей — найти эти ошибки.

III. Направленные на выявление степени осознания ребенком взаимозависимости действий человека в природе и ее состояния.

1.«Опиши знак» — устное задание на придумывание ситуации, иллюстрирующей знак.

2.«Помоги планете Земля» — поиск правильного решения экологической проблемы родного края.

3.«Что же сделано не так» — объяснение неправильных действий человека в экосистеме.

IV. С помощью этих заданий выявляются практические навыки экологической деятельности ребенка:

1.«Цветы — это прекрасно» — посадка цветов на клумбе;

2.«Во саду ли, в огороде» — посадка и уход за огородом.

V. Носящие характер свободного детского творчества, направленные на отражение личного опыта деятельности в природе.

1.«Музыкальная угадай-ка» — угадывание произведений на природную тему отечественных и зарубежных композиторов. Детям предлагаются отрывки из музыкальных произведений К. Сен-Санса «Карнавал животных», П. И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» и они должны отгадать название музыкального произведения, объяснить состояние природы и описать повадки того или иного животного. Данное задание развивало у ребенка умение проводить аналогии между природными явлениями, объектами и их отражением в произведениях музыки.

2.«Как я помогал природе» — сочинение в рисунках-картинках.

VI. Направленные на выявление глубины знаний о том или ином живом природном объекте.

1.«Консультация юного огородника» — рассказ о растении, о среде его обитания и приспособленности к ней, о способах посадки и ухода.

2.«Братья наши меньшие» — рассказ-загадка о животном.