СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Главной целью развития отечественной системы школьного образования является формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности и поведения нового поколения людей, их нравственности. Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества, которая интегрируется с основной целью политики государства в области физической культуры – приобщение большего числа населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, оздоровление нации, формирование здорового образа жизни. Образовательная организация является первичным активным звеном, решающим поставленные государственные задачи, формирующим здоровую социальную и гражданскую позицию среди подрастающего поколения, мотивированную на успех, высокие достижения в учебе и спорте, подготовке к трудовой деятельности и защите родного отечества.
Управление образования Администрации Фатежского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»
Фатежского района Курской области
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического Совета Школы Директор МКОУ «Фатежская
от «____»._________202___ г. средняя общеобразовательная школа №1» Протокол №_____ ___________ /О.Т.Соколова/
Приказ от «___»._________ 202___ г. №_____`
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Поречный Алексей Владимирович,
педагог дополнительного
образования
г. Фатеж, 2023 г.
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы…………………………….3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………...3
1.2. Цель программы……………………………………………………………..8
1.3. Задачи программы…………………………………………………………...8
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………...9
1.5. Содержание программы……………………………………………………13
2. Комплекс организационно-педагогических условий ……………………...15
2.1. Календарный учебный график…………………………………………….15
2.2. Оценочные материалы……………………………………………………..15
2.3. Формы аттестации………………………………………………………….16
2.4. Методические материалы………………………………………………….17
2.5. Условия реализации программы…………………………………………..18
3. Рабочая программа воспитания……………………………………………..19
4. Список литературы…………………………………………………………..29
5. Приложения…………………………………………………………………..33
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- Федеральным Законом от 14.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г, № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказом Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 г. (ред. от 26.07.2022 г.) «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 4652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07 2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.1 1.2015 г. № 09- 3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Законом Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО (ред. от 14.12.2020 г. № 113-3KO) «Об образовании в Курской области»;
- Приказом Министерства образования и науки Курской области от 17.01.2023 г. № 1-54 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;
-Приказом Министерства образования и науки Курской области от 03.05.2023 г. № 1-845 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Курской области «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ» от 17.01.2023 №1-54;
- Уставом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Фатежского района Курской области от 29.12.2015 г.;
- Программой воспитания МКОУ «Фатежская СОШ №1» на 2021-2025 года от 30.08.2021 №47- 14.
Главной целью развития отечественной системы школьного образования является формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности и поведения нового поколения людей, их нравственности. Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества, которая интегрируется с основной целью политики государства в области физической культуры – приобщение большего числа населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, оздоровление нации, формирование здорового образа жизни. Образовательная организация является первичным активным звеном, решающим поставленные государственные задачи, формирующим здоровую социальную и гражданскую позицию среди подрастающего поколения, мотивированную на успех, высокие достижения в учебе и спорте, подготовке к трудовой деятельности и защите родного отечества.
Среди основных видов спорта существенное оздоровительное и прикладное значение имеют спортивные игры. Такая игра, как волейбол развивает координацию движений, выносливость, силу и ловкость. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением всех основных групп мышц повышает общую работоспособность организма и его сопротивляемость к самым различным заболеваниям.
Большую роль в решении данного вопроса может сыграть дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волейбол». Она направлена на сохранение и укрепления здоровья, расширение двигательного опыта обучающихся, развитие и закрепление интереса к самостоятельным формам занятий спортивными играми.
Направленность программы — физкультурно-спортивная.
Актуальность программы - программа составлена с учетом современных тенденций в подготовке юных волейболистов. При разработке программы использовались методики работы с детьми в спортивных секциях общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Спортивная секция по волейболу создает условия для приобретения навыков здорового образа жизни, содержательного отдыха и досуга, развития своего таланта.
По своему воздействию спортивная игра в волейбол является наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). Сутью и особенностью спортивной игры в волейбол являются мгновенная смена ситуаций, необходимость принимать решения в кратчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.
Отличительные особенности программы
Программа предусматривает формирование устойчивых знаний, умений играть в волейбол, направлена на подготовку обучающихся к участию в соревнованиях,
мотивирует на дальнейшие занятия волейболом. В процессе занятий развиваются двигательные(физические) способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и др., а также всевозможные сочетания двигательных способностей (силовая и скоростная выносливость, «взрывная сила», «координационная выносливость» и т.д.).
Одновременно волейбол оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.); на воспитание нравственных и волевых качеств, что создается, главным образом, необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры; на согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Поскольку игроку приходится самостоятельно быстро и своевременно принимать решения и осуществлять двигательные действия, волейбол содействует воспитанию волевых качеств инициативности и самостоятельности.
Уровень программы - « стартовый»
Адресат программы- программа рассчитана на детей в возрасте 10-13 лет,желающих заниматься волейболом и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к занятиям.
Наполняемость групп-минимальная наполняемость групп -10 человек. Группы могут быть сформированы как из обучающихся одного возраста, так и разных возрастных категорий.
Объём и срок освоения программы «Волейбол» -программа рассчитана на 1 год (34 часа) 34 недели по 1 часу в неделю. Срок реализации программы - 1 год (34 часа) .
Режим занятий
Общее количество часов в год - 34 часа , количество часов занятий в неделю — 1 час , продолжительность занятия - 30 минут.
Формы обучения: очная в учреждении; заочная (во время карантина занятия по программе проводятся с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого используются такие платформы: Zoom, Сферум, vk.com.) в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
Формы организации образовательного процесса - групповые. Группы формируются по возрастному принципу (10-13 лет). К занятиям допускаются обучающиеся, желающие заниматься, независимо от их одаренности, способностей, уровня физического развития и подготовленности и не имеющие медицинских противопоказаний.
Особенности организации образовательного процесса - форма реализации программы традиционная, работа учебных групп организована на базах общеобразовательных школ .
1.2. Цель программы
Цель программы: формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, через углубленное освоение знаний и умений спортивной игры «Волейбол».
1.3. Задачи программы
Обучающие:сформировать знания по истории развития волейбола в стране, регионе, правил игры;
сформировать знания в области физической культуры и спорта;
научить основам обеспечения безопасности во время занятий спортом и конкретно волейболом, правилам поведения во время участия в соревнованиях в качестве зрителя;
обучить правилам личной гигиены при занятиях спортом (волейболом);
обучить навыкам игры в волейбол;
обучить элементам техники и навыкам тактики игры в волейбол;
сформировать знания о тактике и стратегии игры в защите, нападении;
развить физические качества - силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость;
развить способность управлять своими эмоциями;
развить коммуникативные качества;
развить волевые качества;
развить стойкое желание и мотивацию к регулярным занятиям спортом,
в частности волейболом;
развить навыки организации активного досуга с элементами игры волейбол;
развить навыки помощника судьи, судьи – секретаря;
привить чувство коллективизма, товарищества, толерантности и взаимопомощи;
привить чувство патриотизма к своей стране через занятия спортом;
-пропагандировать здоровый образ жизни и профилактику распространения
вредных привычек;
-способствовать профилактике асоциального поведения;
1.4.Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения содержания учащиеся будут знать :
историю развития волейбола в мире; историю развития отечественного волейбола и его традиции; тенденции развития и формирования современного волейбола в регионе, стране в мире;
термины и определения, используемые в волейболе;
правила личной гигиены во время занятий физическими упражнениями и спортом, в частности волейболом;
способы и правила закаливания;
размеры площадки, название основных линий, спортивное оборудование и технические требования к нему; правила соревнований;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом, во время посещений соревнований в качестве зрителя;
правила организации и проведения подвижных игр с элементами волейбола;
методику организации и проведения соревнований по волейболу (в школе, во дворе со сверстниками, в лагере отдыха);
главные волейбольные организации в мире, стране, регионе;
волейбол в системе Олимпийских игр, лучшие клубы страны, чемпионы отечественные, достижения сборных команд (юниорских, молодежных, основных) России на мировых первенствах.
будут уметь выполнять:
различные виды перемещений, в высокой, средней и низкой волейбольной стойках;
выполнять имитационные и специальные упражнения: в нападении, защите, приеме мяча сверху и снизу двумя руками, страховке и подстраховке, при подаче мяча и др.;
выполнять базовые технические элементы и их связки;
играть в подвижные игры с элементами волейбола;
играть в волейбол по упрощённым и основным правилам;
выполнять контрольно-тестовые упражнения по ОФП и СФП, ТТП;
демонстрировать навыки организации и проведения части занятия, отдельных упражнений, комплексов упражнений – УГГ с элементами волейбола, специальной разминки, бегового комплекса упражнений, прыжкового комплекса упражнений, комбинации имитационных упражнений;
участвовать в соревнованиях по волейболу в школе, муниципалитете, городе, области и т.д.;
осуществлять контроль за состоянием собственного организма по ЧСС;
анализировать результаты показателей физического развития своего организма;
анализировать результаты достижений команды вовремя и после соревновательной деятельности;
проявлять устремленность и настойчивость в достижении поставленной цели, демонстрировать трудолюбие, проявлять толерантность к членам команды, уважение к взрослым;
демонстрировать уважительное отношение к соперникам, представителям команд, судьям и иным организаторам соревнований;
помогать в организации и подготовке мест проведения занятий;
осуществлять мелкий ремонт инвентаря и оборудования;
организовывать и проводить активный досуг с сверстниками и/или младшими школьниками, проводя подвижные игры с элементами волейбола;
вести здоровый образ жизни;
проявлять культуру поведения во время просмотра соревнований в качестве болельщика;
соблюдать правила безопасности во время занятий волейболом.
Формы подведения текущего контроля и итоговой аттестации обучающихся.
Теоретическая подготовка проверяется в ходе тренировочного занятия или соревновательной деятельности применительно изучаемого практического материала.
Управление образовательной деятельностью охватывает три стадии:
сбор информации;
анализ накопленной информации;
планирование образовательной деятельности.
На каждом периоде обучения в рамках учебного года периодически необходимо:
собирать и анализировать информацию о физическом состоянии и технико-тактическом мастерстве каждого обучающегося, психологическом состоянии, об уровне физических нагрузках и т. п.;
сопоставлять информацию о применяемых физических нагрузках с результатами, показанными обучающимися в соревновательной деятельности и тестовых мероприятиях.
В процессе такого сопоставления определяется, какая физическая нагрузка оказала наибольшее влияние на совершенствование того или иного физического качества обучающегося, достаточным ли оказался объем того или иного вида нагрузки, насколько оптимально соотношение объема и направленности разных видов нагрузки и т.п.
Оценка двигательных умений и навыков будет объективной при соблюдении следующих правил:
проверяются и оцениваются результаты усвоения материала на тренировочных занятиях;
объем проверяемых знаний, умений и навыков определяется в полном содержании учебной программы для данного периода обучения.
Выявление уровня освоения учащимся, упражнений по общефизической, специальной физической и технической подготовкам является мониторинг. Инструментарием мониторинга являются контрольно- тестовые упражнения, разработанные с учетом возрастной категории учащихся по общей, специальной физической подготовке и технико- тактической.
1.5.Содержание программы
Учебный план
Таблица1
№ | Название раздела | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля | ||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | 1 | - | Беседа,опрос |
2. | Основы волейбола | 6 | 3 | 3 | Беседа,опрос |
3. | Основы физической подготовки | 7 | 3 | 4 | Собеседование, сдача нормативов ОФП |
4. | Специальная физическая подготовка | 8 | 2 | 6 | Соревнования, индивидуальные и групповые действия |
5. | Технические элементы в игровом процессе | 7 | 4 | 3 | Свободная игра, соревнования, индивидуальные и групповые действия |
6. | Тактика в волейболе | 5 | 2 | 3 | Свободная игра, игра на счет,соревнования, индивидуальные и групповые действия |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
|
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. Техника безопасности (2ч.)
Теория. Практика. Цели и задачи обучения. Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий.
2.Основы волейбола (6 ч.)
Теория. История развития и возникновения волейбола в мире и России, достижения российских спортсменов. Правила и сущность игры.
Практика. Просмотр турнирных таблиц различных чемпионатов, видеозаписей игр, беседы с рассказом о том или ином турнире, игре и т.д., более подробное объяснение и анализ игровых ситуаций.
3.Основы физической подготовки (7ч.)
Теория. Правила выполнения упражнений и действий, подача команд и указаний в процессе выполнения, инструктаж в подготовке к упражнениям и психологический настрой детей, наглядное исполнение упражнений тренером, либо более старшими и опытными учениками.
Практика. Повторение всех упражнений детьми с использованием необходимого инвентаря, проведение различного типа эстафет с элементами данных упражнений, возможность усовершенствования того или иного упражнения под конкретного ребенка. Выполнение беговых упражнений, упражнений на перекладине (одновременно и в группах).
4.Специальная физическая подготовка (8 ч.)
Теория. Значимость специальных упражнений, их нацеленность. Наглядное исполнение упражнений тренером, либо более старшими и опытными обучающимися.
Практика. Повторение всех упражнений детьми с использованием необходимого специального инвентаря, проведение различных эстафет с элементами данных упражнений. Выполнение одновременно: прыжковые упражнения на месте, в движении, различные упражнений с мячами (прыжки с мячом, броски мяча, падения с мячом и за ним); выполнение по группам: упражнения по перемещению и передвижению на поле, прыжкам у сетки, владение мячом, упражнения с мячом и прыжки по очереди.
5.Технические элементы в игровом процессе (7 ч.)
Теория. Технические элементы и упражнения (техника передачи, подача мяча с разных положений, техника перемещения и стойки и др.). Устное объяснение правильности выполнения элементов и упражнений. Личный пример исполнения волейбольных приемов и упражнений, просмотр иллюстраций и видеоматериала.
Практика. Выполнение упражнений, внедрение технических элементов в игровой процесс.
6.Тактика в волейболе (5 ч.)
Теория. Тактика игры и построение словесных схем игры. Позиции игрока в команде, его личные действия, действия в совокупности с партнерами, оценка его планов и их усовершенствование
Практика. Проигрывание различных ситуаций на поле, тактика игры в защите и в нападении.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный график
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Таблица2
№ п/п | Группа
| Год обучения , номер группы | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Нерабочие праздничные дни | Сроки проведения промежуточной аттестации |
1 | 1
| 2023г.-2024г. | 01.09.2023г. | 25.05.2024г. | 34 | 34 | 34 | 1 час | 04.11.2023г.; 01.01.2024г.-07.01.2024г.; 23.02.2024г.-25.02.2024г.; 08.03.2024г.; 01.05.2024г.-05.05.2024г.; 09.05.2024г.-12.05.2024г.
| 01.09.2023г.-25.05.2024г. |
2.2. Оценочные материалы
В течение учебного года в объединении с целью проверки качества знаний, умений и навыков, эффективности обучения проводятся три вида контроля:
Таблица3
Вид контроля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной | В начале обучения
| Определение уровня развития детей, их творческих способностей и физических возможностей | Собеседование, сдача нормативов ОФП викторины; конкурсы; ролевые игры; выполнение заданий соревновательного характера |
Промежуточный | По окончании изучения темы или раздела программы | Определение степени усвоения учащимися учебного материала | Беседа, конкурс, соревнование, практическая работа, зачет, опрос |
Итоговый | В конце курса обучения | Определение изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей и физических возможностей, определение результатов обучения | Беседа,опрос, сдача нормативов ОФП, конкурс, соревнование, контрольное занятие, самоанализ |
Уровень теоретической подготовки определяется через зачетные теоретические занятия по разделам программы в форме беседы и заданий.
Уровень практической подготовки определяется с помощью контрольно- практических заданий, сдачи спортивных нормативов, во время зачетных учебных занятий, работы учащихся в качестве помощников руководителей, участия в соревнованиях различного уровня, творческих конкурсах, во время зачета.
Уровень социально-психологической, морально-волевой подготовки и воспитанности отслеживается через беседу и наблюдения педагога.
Наиболее качественные показатели дает оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ); и другие многодневные мероприятия.
2.3.Формы выявления и оценки образовательных результатов
Опрос, собеседование, практическая работа, викторина, практический показ, зачет.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал тестирования, анкетирования, фото, отзывы детей и родителей, аналитическая справка, аудиозапись, видеозапись, методическая разработка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, соревнование, отчет итоговый.
2.4. Методическое обеспечение Программы
Основными принципами, на которых строится программа, являются:
наглядность; практичность, потому что теоретические знания подкрепляются выполнением практических заданий; последовательность, программа в своем содержании позволяет вести обучение от простого к сложному; соответствие возрастным возможностям учащихся; доступность, которая определяется оптимальным количеством изучаемых понятий, терминов.
Для реализации интересов и способностей детей, более полного развития их природных задатков, на занятиях применяются элементы современных педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии, развивающего обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся, игровой деятельности, технологии сотрудничества.
Таблица4
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-технические оснащение, дидактико-методический материал | Формы учебного занятия | Формы контроля/аттестации |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности | Фото и видео материалы, мультимедийный комплект | Лекция, беседа, практическое занятие | Входной контроль |
2. | Основы волейбола | Фото и видео материалы, мультимедийный комплект. Спортивный инвентарь | Практическое занятие, игра | Соревнования, индивидуальные и групповые действия |
3. | Основы физической подготовки | Фото и видео материалы, мультимедийный комплект. Спортивный инвентарь | Практическое занятие, игра | Свободная игра, соревнования, индивидуальные и групповые действия |
4. | Специальная физическая подготовка | Спортивный инвентарь
| Практическое занятие, игра | Свободная игра, игра на счет, соревнования, индивидуальные и групповые действия |
5. | Технические элементы в игровом процессе | Фото и видео материалы, мультимедийный комплект. Спортивный инвентарь | Практическое занятие, игра | Свободная игра, соревнования, индивидуальные и групповые действия |
6. | Тактика в волейболе | Спортивный инвентарь
| Практическое занятие, игра | Свободная игра, соревнования, индивидуальные и групповые действия |
2.5. Условия реализации Программы
Условиями реализации программы являются: наличие спортивного зала для организации занятий, технических средств, обеспечение наполняемости группы в соответствии с программой.
Для обеспечения процесса обучения по данной программе необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
Средства, необходимые для реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Сведение о помещении : спортивный зал, спортивная площадка .
Сведение о наличии подсобных помещений : кладовая , раздевалка.
Оборудование спортивного зала: мультимедийный экран , ноутбук.
сетка волейбольная 1 шт.;
стойки волейбольные 2 шт.;
волейбольные мячи;
набивные мячи;
перекладины для подтягивания в висе;
скакалки;
секундомер;
гимнастические скамейки;
гимнастические маты.
Методическое обеспечение:специальная литература;
наглядный материал.
Специальная одежда:
спортивная форма, шорты, футболка .
Кадровое обеспечение
Учебные занятия проводят педагоги дополнительного образования, имеющие педагогическое образование и опыт работы с учащимися.
Информационное обеспечение
Иллюстрированная литература по направлению.
Подборки иллюстраций, открыток, рисунков по темам программы.
Видеоматериалы по спортивным играм.
Перечень интернет-источников: аудио,видео
http://zdd.1september.ru/- газета «Здоровье детей».
https://infourok.ru
http://sportrules.boom.ru/ - правила различных спортивных игр.
Цель: поэтапное создание в школе условий для развития свободной, талантливой, физически здоровой личности ребенка, обогащенной знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Данная цель является ориентиром на обеспечение позитивной динамики развития личности учащегося. Она ориентирует педагога на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка и его социализации в обществе. В связи с этим важно сочетание работы педагога и усилий самого ребенка по саморазвитию. Это сотрудничество и партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Достижению поставленной цели воспитания учащихся будет способствовать решение основных задач.
Задачи:
-удовлетворить индивидуальные потребности учащихся в физическом развитии, также в занятиях физической культурой и спортом;
- сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
-обеспечить духовно-нравственное,
гражданско-патриотическое,военно-патриотическое, трудовое воспитание учащихся;
- создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся, в также лиц, проявляющих выдающиеся способности;
- социализировать и адаптировать учащихся в жизни общества; - сформировать общую культуру учащихся;
- поддержать деятельность детских инициатив,` направленных на социально значимый результат;
- укрепить коллективные ценности;
- организовать работу с семьями учащихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное принятие решений по проблемам личностного развития учащихся.
Целевые приоритеты воспитания зависят от возрастных особенностей учащихся. В воспитании детей целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения учащимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей : с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе учащегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения учащегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений учащихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу-время, потехе-час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности,иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;
уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Основные направления
Использование принципа воспитывающего обучения облегчает решение сложных воспитательных задач. Реализация этого принципа проводится по следующим направлениям:
-создание благоприятной обстановки, положительно влияющей на воспитательный процесс (место проведения занятий, спортинвентарь, одежда, личные качества и поведение тренера и т.п.);
-сочетание воспитательного воздействия в процессе занятия с планом воспитательных мероприятий, проводимых в группе и с занимающимися своей школы.
Эффект воспитательного воздействия снижается из-за отсутствия единых педагогических требований, единой системы планирования воспитательной работы, контроля за воспитательной работой, из-за отсутствия индивидуальных характеристик юных спортсменов и систематического учета воспитательного эффекта.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от тщательного выбора методов, средств и форм . Воспитательная работа всегда носит конкретный характер.
Форма воспитательной работы - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.
Индивидуальная форма: беседа, диалог, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем.
Групповые формы работы: создание творческих групп.
Коллективные формы: коллективные творческие дела, конкурсы, спортивные мероприятия.
При выборе форм воспитания необходимо учитывать их развивающий потенциал, принципы организации воспитательной среды в спорте, конкретные воспитательные задачи, интересы и потребности воспитанников, методические особенности, оригинальность, возможности педагога и родителей.
Формирование спортивной культуры на основе этих форм и методов предоставит возможности для приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровье формирующих ценностей спортивной культуры. Спорт всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации.
Планируемые результаты
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Результаты и эффективность воспитания определяются готовностью ребенка к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ему ставить и решать задачи, не имеющие на основе усвоенных и воспроизведенных ребенком культурных ценностей и социального опыта. Воспитываясь в творчестве, ребенок убеждается в том, что только творческий труд становится любимым.
В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания по окончании данного этапа у ребёнка должно произойти:
-формирование познавательного потенциала личности учащегося (освоение образовательной программы, развитие мышления, познавательная активность);
-формирование нравственного потенциала личности учащегося (нравственная направленность личности, отношение ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду);
-формирование коммуникативного потенциала личности учащегося (коммуникабельность, коммуникативная культура, знание правил этикета);
-формирование физического потенциала личности (состояние здоровья,развитость физических качеств).
Основной составляющей воспитательной работы является участие детей во всех по возможности общешкольных мероприятиях и соревнованиях согласно годовому плану работы школы. Это будет способствовать:
-повышению уровня общительности каждого в отдельности;
-развитию личных качеств учащихся, направленных на благо коллектива;
-формированию чувства коллективизма и гуманизма учащегося.
Способы проверки ожидаемых результатов
Основными направлениями анализа воспитательного процесса являются: результаты воспитания, социализации и саморазвития учащихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития учащихся группы. Осуществляется анализ педагогом совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методических объединения или педагогическом совете.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития учащихся является педагогическое наблюдение. Внимание сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития учащихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Работа с коллективом учащихся
Тема развития личности в современных условиях актуальна для дополнительного образования детей. Развитие личности является приоритетным направлением работы. Целью является создание условий для самореализации личности, достижении успехов в том или ином виде спорта.
Формирование личности учащихся группы происходит в процессе активной деятельности в учебном, воспитательном, развивающем процессе через взаимодействие друг с другом, командой и социумом. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя. Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, воли.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет юному спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Ценностный потенциал спорта позволяет решать ряд воспитательных задач. Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.
Личностное развитие детей – одна из основных задач. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. Воспитательной работе уделяется огромное внимание, так как наши учащиеся – это будущее нашей страны.
Специфика воспитательной работы в школе состоит в том, что педагог может проводить ее во время учебных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
Воспитательная работа на занятиях: развитие качеств личности, таких как целеустремленность, дисциплинированность, волевая саморегуляция, трудолюбие, настойчивость, правдивость, честность, самокритичность, требовательность к себе, общительность, отзывчивость, дружелюбие, чувство собственного достоинства; развитие коммуникативных качеств: эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение выстраивать конструктивные отношения; оптимизация межличностных отношений; сплочение команды; развитие приемов и способов самопознания:
самонаблюдения (фиксация самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться);
-самоанализа (определение ошибок, выявление причины, постановка корректирующей цели).
На протяжении всего периода спортивной подготовки педагог формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Основные воспитательные мероприятия: просмотр соревнований и их обсуждение; регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся; проведение тематических праздников; встречи с выпускниками школы, а так же с ведущими спортсменами области; тематические беседы. Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Здесь необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы. Перед соревнованиями необходимо настраивать не только на достижение победы, но и на проявление морально-волевых качеств.
Работа с родителями
Задачи работы с родителями:
формирование условий для сотрудничества педагога и родителей на всех этапах воспитательного процесса: целеполагания, отбора содержания, форм, средств воспитания, их реализации, анализа и оценки результатов;
-повышение воспитательной функции семьи через консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания воспитанника;
создание системы психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям;
активизация роли родителей в образовательном процессе.
Формы работы с родителями:
индивидуальные консультации, беседы, посещение семей;
-диагностическая деятельность;
родительские собрания;
-совместные творческие дела и праздники.
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений. Взаимодействие позволяет педагогу полнее раскрыть способности детей, шире использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные усилия на целевой интегрированной основе. Взаимодействие с семьей, детскими и юношескими общественными организациями – одно из направлений работы по созданию единого воспитательного пространства с целью воспитания активной, творческой личности. Одна из задач деятельности – это установление партнерских отношений с родителями ради успешности конкретного ребенка.
Кроме традиционных мероприятий – лекций, бесед, консультаций, посещения учебных занятий предполагается проведение совместных мероприятий: праздников, встреч, экскурсий, походов, а также мероприятий, направленных на наиболее полное выяснение и удовлетворение запросов родителей и детей на повышение уровня педагогической культуры.
Основным направлением работы с семьей являются: психолого- педагогическое просвещение родителей, включение родителей в различные виды деятельности, осуществляемые в спортивной школе.
Регулярное проведение родительских собраний. Примерная тематика родительских собраний:
-организационное родительское собрание (знакомство со школой, её традициями, местом занятий; требования и правила посещения школы, требования к учебному процессу);
-здоровый образ жизни – гигиена спортивной деятельности: диета и питание, профилактика заболеваний, режим дня спортсмена, сон и отдых:
-адаптация к спортивному режиму жизни. Роль семьи в воспитании здорового ребенка:
о способностях к избранному виду спорта;
профилактика травм опорно-двигательного аппарата;
итоговое родительское собрание.
Регулярное проведение индивидуальных бесед с родителями, оказание консультативной помощи (по вопросам воспитания, учебному процессу).Регулярное приглашение родителей на просмотр соревнований, занятий.
Работа с родителями внутри группы переносится на уровень создания единого воспитательного пространства. Это проявляется в установлении как опосредованных, так и непосредственных контактов. Именно родители могут сыграть активную роль, как в создании общественной поддержки, финансовой поддержки образовательно-воспитательной деятельности. А самое главное то, что именно родители заинтересованы в качественном образовании детей, готовы принимать активное участие в деле обучения и воспитания.
Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
Таблица5
№ п/п | Название мероприятия,события | Форма проведения | Срок и место проведения | Ответственный |
1 | «Дни открытых дверей» - работа по привлечению детей | Презентация, мастер-класс | Сентябрь | Педагог |
2 | Проведение мероприятия в рамках«Спорт против наркотиков!» | Беседа,просмотр видеофильма | октябрь | Педагог |
3 | «День волейбола» | Спортивный праздник | ноябрь | Педагог |
4 | Размещение на сайте спортивной информации о школе и достижениях занимающихся | Коллективное обсуждение | В течение года | Педагог |
5 | «В здоровом теле – здоровый дух!» | Профилактическая беседа | Январь | Педагог |
6 | Индивидуальная работа с родителями | Беседы | В течение года | Педагог |
7 | Спортивные мероприятия посвящённые «Дню защитника Отечества!» | Спортивный праздник | Февраль | Педагог |
8 | «Мы разные, но мы вместе» | Беседа о взаимоотношениях в команде | март | Педагог |
Список литературы для преподавателя
Бриль М.С.и Современная практика психологической подготовки спортсмена // Теория и практика физической культуры, 1979. - №12. - С. 5-7.
Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002.
Волейбол / Под редакцией А.Б. Беляева, М.В. Савина. - М.: Физкультура, образование и наука, 2000. - 368 с.
Бриль М.С.и Современная практика психологической подготовки спортсмена // Теория и практика физической культуры, 1979. - №12. - С. 5-7.
Горбунов Г.Д. Основные задачи практической психологии в современном спорте // Психология и современный спорт, 1982. - №2. - С. 120- 128.
Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 375 с.
Динейка К.В. 10 уроков психологической тренировки. - М.: ФиС, 1987. - 62 с.
Железняк Ю.Д. и др. Волейбол. Программа: Учебное издание / Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. - М.: Советский спорт, 2003. - 112 с.
Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие – Нижневартовск, 2001.
Банников A.M., Костюков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2012.
Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 2002 (ГНП), 2004 (УТТ), 2006 (ГСС).
Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2010.
Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 2012.
Система подготовки спортивного резерва. - М., 2019.
Слупский Л.Н. «Волейбол: игра связующего». М.: «ФК и С», 2014 г.
Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 2005.
Фурманов А.Г. «Начальное обучение волейболистов». Минск,Изд«Беларусь», 2016 г.
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. «Волейбол». Азбука спорта. М.: «ФК и С», 2013 г.
Эйнгорн А.Н. «500 упражнений для волейболиста». М.: «ФК и С», 1999 г.
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. - М.: Физическая культура и спорт, 1979. - 231 с.
Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу:Учеб.пособие для начинающих. – М.: Физкультура и спорт, 1965.
Эйнгорн А. Н.500 упражнений для волейболистов.Москва.«Физкультура и спорт» 2007.
Волейбол. Спортивная энциклопедия. Эксмо. 2014.
Гамова. Е. Волейбол продолжается. Эксмо. 2017.
Губа В.П., Булыкина Л.В., Пустошило П.В., Волейбол. Основы подготовки, тренировки, судейство. Спорт . 2019.
Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 2019.
Макаров К.К. Техника современного волейбола. ИФКСиТ СТУ 2013.
Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России-15-е издание. В.С. Родиченко и др.-М, ФиС 2015.144 с.
Тертычная В., Тертычный А. Волейбол для12-13 летних Новосибирский государственный технический университет. 2018.
Теория и практика. Волейбол. Учебник. Изд.Спорт. 2019
Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.: Физкультура и спорт. 1982.
Фомин Е.В., Булыкин Л.В. Волейбол в школе. Спорт. 2015.
Фомин Е.В.,Булыкина,Л.В.Силаева,Л.В.Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов. Спорт.2018.
http://www.volley.ru/documents/466/p1/2503/
http://www.volley.ru/documents/466/p1/2435/
http://www.volley.ru/pages/25/
http://www.volley.ru/pages/497/
http://www.volley.ru/documents/497/p1/688/
http://www.volley.ru/documents/497/p1/1077/
https://volleyflyball.ru
https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-voleybol- 526681.html
http://www.volley.ru/
https://tvou-voleyball.ru/category/obuchenie/
https://volleybolist.ru/multimedia/videolessons.html
5.Приложения
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год
Таблица 6
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Количество часов | Форма/тип занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 07.09.
| 07.09.
| Техника безопасности при занятиях волейболом. ОФП | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
2 | 14.09. | 14.09. | Нижняя передача мяча | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
3 | 21.09. | 21.09. | Совершенствование верхней передачи мяча | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
4 | 28.09.
| 28.09.
| Верхняя подача мяча | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
5 | 05.10. | 05.10. | Совершенствование атакующего удара | 1 | Теория | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
6 | 12.10. | 12.10. | Учебно-тренировочная игра | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
7 | 19.10. | 19.10. | Круговая тренировка | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
8 | 26.10. | 26.10. | Совершенствование командных действий в защите | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
9 | 09.11. | 09.11. | Совершенствование командных действий в нападении | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
10 | 16.11. | 16.11. | Совершенствование нападающего удара с 2,3,4 зоны | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
11 | 23.11. | 23.11. | Учебно-тренировочная игра | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
12 | 30.11 | 30.11 | Обучение технике приема подач | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
13 | 07.12. | 07.12. | Обучение технике приема мяча с падением | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
14 | 14.12. | 14.12. | Обучение технике блокирования | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
15 | 21.12. | 21.12. | Обучение и совершенствование индивидуальных действий в нападении | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
16 | 28.12.
| 28.12.
| Учебно-тренировочная игра | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
17 | 11.01 | 11.01 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий в защите | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
18 | 18.01. | 18.01. | Обучение обманным ударам | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
19 | 25.01. | 25.01. | Обучение приему мяча от сетки | 1 | Теория, практика | Спортивный зал,спортивная площадка | Текущий контроль |
20 | 01.02. | 01.02. | Правила игры. Методика судейства | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
21 | 08.02. | 08.02. | Учебно-тренировочная игра | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
22 | 15.02. | 10.02. | Учебно-тренировочная игра | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
23 | 22.02. | 15.02. | Учебно-тренировочная игра с применением гандикапов | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
24 | 29.02. | 22.02. | Обучение индивидуальным тактическим действиям | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
25 | 07.03. | 29.02. | Групповые тактические взаимодействия | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
26 | 14.03. | 14.03. | Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
27 | 21.03. | 14.03. | Развитие координации | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
28 | 11.04. | 21.03. | Обучение приему мяча от сетки | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
29 | 18.04. | 28.03. | Учебно-тренировочная игра | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
30 | 25.04. | 30.03. | Учебно-тренировочная игра | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
31 | 02.05. | 11.04. | Перемещение игроков по площадке | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
32 | 09.05. | 18.04. | Изучение защиты в линию | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
33 | 16.05. | 25.04 | Изучение защиты углом вперед | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
34 | 23.05. | 25.04. | Изучение защиты углом назад | 1 | Теория, практика | Спортивный зал | Текущий контроль |
Итого | 34 |
|
|
|
Приложение 2
Подвижные игры
«Салки по месяцам». Дети строятся в шеренгу. В 12–15 м от них обозначается линия. Выбирается водящий. Он говорит: «Все, кто родился в январе, – вперед!» Ребята, день рождения которых падает на этот месяц, бегут к противоположной линии, а водящий пытается их осалить. Из тех, кто осален, выбирается новый водящий. Он вызывает детей, родившихся в феврале, и т.д. Победителями становятся игроки, не осаленные водящим.
«Азбука». Две команды образуют шеренги на противоположных сторонах площадки, каждая за своей линией. Педагог называет одну букву алфавита. Это служит началом игры. Все ребята одновременно, не толкаясь, перебегают на противоположную сторону площадки и выстраивают названную букву (основанием к центру площадки), после чего принимают положение упора присев. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз задается другая буква.
«Делай наоборот». Обучающиеся строятся в шеренгу, либо колонну. Педагог показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, педагог выполняет наклон вперед, а обучающиеся должны выполнить наклон назад и т. д. Побеждает тот, кто ни разу не перепутает направление движения.
«Вызов номеров». Обучающиеся делятся на две равные по числу команды и выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. В каждой команде игроки рассчитываются по порядку. На расстоянии 10–12 м
против каждой команды ставится поворотная стойка. Педагог произвольно называет различные номера. Игроки, номер которых назвали, добегают до стойки, огибают ее и возвращаются на свое место. Тот, кто сделает это первым, выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая больше очков.
Правило 1: если оба игрока прибежали одновременно, то очко не присуждается никому.
Правило 2: если игрок не добежал до конечного пункта, то очко засчитывается его сопернику из другой команды.
«Эстафета цветов (зверей, птиц)». Подготовка и инвентарь те же, что в предыдущей игре. Игроки, стоящие в каждой команде первыми, вторыми и т. д., принимают название цветка (зверя, птицы). Педагог называет любой цветок (зверя, птицу). Обучающиеся игры, носящие данное название, бегут к стойке, огибают ее и возвращаются обратно. Тот, кто прибежит первым, выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая больше очков.
«Пустое место». Играющие становятся в круг на расстоянии полушага друг от друга, руки за спиной. За кругом – водящий. Он бежит за спинами участников игры, дотрагивается до кого-либо, после чего бежит по кругу в другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на пустое место. Водящим становится тот, кто не успел занять свободное место.
«Удочка». Обучающиеся становятся в круг, а водящий с веревкой в руках – в центр круга. Водящий вращает веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами игроков. Ребята внимательно наблюдают за движением мешочка и подпрыгивают в тот момент, когда мешочек оказывается около их ног. Задевший мешочек или веревку ногами становится водящим, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто за установленное время ни разу не зацепил веревку с мешочком.
«Охотники и утки». Обучающиеся распределяются на две команды –
«охотников» и «уток». «Охотники» образуют круг, перед их носками проводится линия. «Утки» располагаются произвольно внутри круга. У одного из «охотников» в руках мяч. По сигналу педагога «охотники», перебрасывая мяч в разных направлениях, стараются осалить («подстрелить») им «уток», которые свободно передвигаются внутри круга. «Утки» увертываются от мяча. «Охотник», «подстреливший утку», меняется с ней ролями, и игра продолжается. Выигрывают те, кто дольше пробыл в роли «уток».
Игру можно проводить и на время: 3 мин. «стреляют» одни «охотники», затем 3 мин. – другие. Отмечается, кто больше «настрелял уток» за это время.
«Дни недели». Один конец шнура, резинки привязывается к дереву, либо стойке на высоте 40 см, другой конец держит педагог. Он называет первый день недели: понедельник. Обучающиеся один за другим с разбега перепрыгивают через шнур. С каждым днем недели высота шнура увеличивается на 5 см. Выигрывают обучающиеся, за 7 прыжков меньшее число раз задевшие шнур.
«Кто дальше прыгнет». Обучающиеся строятся в две колонны перед прыжковой ямой. Сбоку от ямы делаются отметки, соответствующие 5, 10, 15 очкам. Игроки из первой команды выполняют каждый по одному прыжку и подсчитывают сумму набранных очков. После этого аналогичное задание выполняет вторая команда. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.
«Подвижная цель». Обучающиеся строятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками проводится окружность. Один из играющих получает мяч. Выбирается водящий, который идет в середину круга. Игроки, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего, а водящий – увернуться от мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, меняется с ним местами. Игра продолжается 5–7 мин., после чего отмечаются наиболее ловкие водящие, сумевшие продержаться в кругу дольше других, и самые меткие игроки.
Правила:1. Засчитывается попадание в ноги и в любую часть туловища. Попадание в голову не засчитывается. 2. Попадание мяча, отскочившего от земли, не засчитывается. 3. При броске мяча в водящего нельзя заступать за линию круга.
«Вращение обручей». Обучающиеся располагаются по кругу, в руках у каждого обруч. По сигналу педагога они начинают вращать обручи. Побеждает тот, чей обруч вращается дольше. Игра повторяется 2–3 раза, после чего определяются победители. Если обручей на всех не хватает, обучающиеся выполняют задание по очереди.
«На новое место». Обучающиеся строятся в 2–4 колонны перед линией старта. В 15–20 м от нее проводится еще линия. По сигналу педагога первые и вторые номера в каждой колонне, взявшись за руки, бегут за линию. Первые номера остаются на новом месте, а вторые возвращаются, берутся за руки с игроками, стоящими третьими, и опять бегут до линии. Вторые номера остаются, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т. д. Побеждает команда, все игроки которой раньше окажутся за второй линией.
Игровые задания с элементами спортивных игр:
волейбол: «Точный пас», «Вверх-вниз», «Навстречу через сетку»; футбол: «Мяч в сетку», «Порази в цель», «Послушный мяч».
Х | Х | Х |
| Х | Х |
Х | Х |
|
|
|
|
А) |
|
| Б) |
|
|
Х | Х | Х |
| Х | Х |
Вариант А). Из зоны 1 ускорение в зону 2 лицом вперед; из зоны 2 перемещение спиной вперед к лицевой линии зоны 6, коснуться двумя руками линии; из зоны 6 в зону 3 ускорение вперед в зону 3; из зоны 3 -перемещение спиной вперед в зону 5, коснуться двумя руками лицевой линии; из зоны 5 ускорение лицом вперед в зону 4.Далее семенящим бегом в зону 1противоположной стороны площадки.
Вариант Б). Из зоны 1 перемещение левым боком приставными шагами в зону 5, коснуться боковой линии двумя руками; из зоны 5 перемещение правым боком приставными шагами в точку пересечения 3-х метровой и боковой линий, коснуться точки пересечения руками; перемещение вдоль 3-х метровой линии левым боком приставными шагами в точку пересечения 3-х метровой и боковой линий, коснуться руками точки пересечения; перемещения правым боком приставными шагами в зону 2, из зоны 2 в зону 4 перемещения левым боком приставными шагами. Далее на семенящим бегом на исходную точку площадка А, зона 1.
Перемещения могут быть выполняться в высокой, средней и низкой стойке, с имитацией приема мяча снизу, передачи мяча сверху, с остановками прыжками, поворотами на 3600, с падением на правое, левое бедро, с перекатом через правое левое плечо.
Вариант А) на середину отрезков между 5 и 4; 6 и 3, 1 и 2 зонами укладываются обручи. В каждом обруче по 3 волейбольных мяча (кегли, кубики, воланы, малые мячи для тенниса). Лицом к друг другу становятся игроки. По команде педагога, обучающиеся бегут к обручу, берут один предмет и возвращаются на место и так далее. Кто последний возьмет предмет тот выиграл. Затем следующая шестерка. Повторять не более 2-3 раз.
Вариант Б). в зонах 1, 2, 4, 5 становятся игроки; в зону 6 на одинаковое расстояние от всех игроков в зоне 6 лежит обруч. В обучь устанавливаются предметы 13 штук (мячи волейбольные, теннисные, кегли, кубики). По команде педагога, игроки бегут к обручу берут один предмет и несут в свой угол (зону) и так далее, пока не возьмут последний. Кто взял последний тот победил. Затем происходит смена игроков.
Вариант А) с каждой стороны может находиться от 3 до 5 человек. По команде педагога выполняются задания (броски мяча, передачи мяча сверху, передачи снизу) через сетку. Вариант А. игроки после передачи становятся в
конец своей колонны; вариант А1, после передачи, игрок перебегает в конец колонны противоположной стороны. Можно играть на счет, команда, потерявшая мяч, получает очко. Расстояние между колоннами зависит от уровня подготовки обучающихся.
Вариант Б) упражнение тоже самое, что и вариант А, только после передачи, игрок перебегает на противоположную сторону в конец колонны и далее по кругу.
Вариант Б1. Перемещения игроков после передачи происходит на своей стороне площадке.