Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино имени Героя Советского Союза Х.С. Богданова»
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Конкурс краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в рамках проекта «Умные каникулы»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая краткосрочная программа
естественнонаучной направленности
«Декоративное цветоводство»
(уровень программы - стартовый)
Адресат программы – обучающиеся 11-17 лет
Срок реализации – июнь-август 2024 г.
Автор программы
Хайрутдинова А.И.,
учитель химии и биологии
Программа реализуется
педагогами дополнительного образования
2024 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
2. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
3. Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
«Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Локальные акты ОО (Устав, Положение о проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).
Актуальность программы
Приобретение естественнонаучных знаний в рамках данной программы предполагает не только накопление теоретических знаний, но и освоение конкретных практических навыков. Совокупность этих знаний помогает самоопределению и развитию творческой личности, а, следовательно, и реализует главную цель дополнительного образования.
Знания и навыки, полученные учащимися в ходе обучения в объединении, могут быть применены ими в своей повседневной жизни и в выборе будущей профессии. Актуальность, значимость и необходимость данной программы заключается еще и в том, что в наше время среди школьников всех возрастов тема изучения растениеводства, охраны природы и общественно-полезный труд, работа на земле не является авторитетным и престижным. Восполнить этот пробел в образовании детей поможет программа « Декоративное цветоводство».
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся оформляют интерьеры и клумбы с учётом полезных свойств растений, форм и видового состава. Во время образовательного процесса воспитанники одновременно с приобретением новых компетенций, применять их непосредственно на практике.
Кроме биологического, научного и социального характера, программа имеет экологическую, здоровьесберегающую и художественно-эстетическую направленность, что отличает её от других программ по этому направлению деятельности.
Цель программы: формирование флористической культуры обучающихся в области декоративного цветоводства через выполнение работ по выращиванию и аранжировке комнатных и садовых растений.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать знания у обучающихся о видовом многообразии комнатных растений и цветочно-декоративных растений, их полезных свойствах и положительном влиянии на здоровье человека;
- формировать специальные умения и навыки применения полезных свойств растений;
- обучить навыкам практической и проектно-исследовательской деятельности;
- познакомить обучающихся с основными стилями и видами аранжировки цветов.
- сформировать представление об основах цветоведения и композиции;
Развивающие:
- развивать креативные способности детей;
- развивать личностные качества (трудолюбие, аккуратность, чувство меры, самостоятельность, настойчивость, инициативность);
- развивать коммуникативные качества детей;
- развивать художественно-эстетические способности;
- развивать практические умения и навыки по содержанию и уходу за комнатными и уличными растениями.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, к родному краю, заботливое отношение к окружающим;
- прививать художественный вкус;
- формировать сознательное отношение к вопросам охраны природы и экологическим проблемам;
- пробуждать в детях интерес к миру растений;
- воспитывать нравственные качества личности, требовательность к себе.
Планируемые результаты:
К концу курса обучения дети должны знать:
- классификацию растений, сорта культур и названия растений;
- основные правила и приемы посева семян, приготовление почвенных
смесей, условия, необходимые для прорастания семян и развития всходов;
- агротехнику выращивания цветочно-декоративных растений;
- особенности правильного ухода за комнатными растениями;
- правила и приемы пересаживания и пикировки рассады;
- виды вегетативного размножения растений;
- приемы оформления разных видов цветников;
- закономерности ландшафтного проектирования с использованием
компьютерной графики и фотографий;
- основные приемы и правила заготовки флористического материала и
изготовление флористических изделий;
- составления букетов и изготовление вазы.
Программа имеет естественнонаучную направленность, так как обобщает, закрепляет и расширяет знания обучающихся о мире растений и цветов. Также программа ориентирована на развитие творческих способностей детей, дает общее знакомство с миром флористики, оранжерейного искусства и ландшафтного дизайна. Дети получат дополнительные и практические знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений.
Программа носит и прикладной характер. Флористика дает возможность познакомиться с изготовлением букетов из цветов и листьев. Ландшафтный дизайн дает основы творческого проектирования.
Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков по уходу за растениями.
Уровень освоения программы
Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей от 11 до 17 лет, вне зависимости от пола, уровня подготовки, имеющихся знаний и умений.
Объем и сроки освоения дополнительной общеобразовательной программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 48часа.
Формы и режим занятий
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
Групповая.
Фронтальная.
Индивидуально-групповая.
Режим занятий детей в организациях дополнительного образования
№ п/п | Направленность объединения | Число занятий в неделю | Число и продолжительность занятий |
1. | естественнонаучная | 2 | 2 часа |
Особенности организации образовательного процесса:
Количественный состав объединения составляет – 15 человек. В объединении формируется разновозрастная группа. Структура программы предусматривает комплексное обучение по основным направлениям программы.
2. Содержание программы.
2.1. Учебный план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
I | Вводное занятие. Ознакомление с планом работы, с литературой, с задачами творческого объединения. Правила техники безопасности и поведения на занятиях. Экскурсия на учебно-опытный участок. Ознакомление с цветочно- декоративными растениями. | 2 | 1 | 1 | Тестирование, практическое задание, устный опрос |
II | Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения. | 2 | | | Самостоятельная работа |
1 | Понятие о цветочно-декоративных растениях (группировка, разнообразие, биологические особенности, способы выращивания). | 1 | 1 | | Тестирование |
2 | Понятие о почве, ее свойствах, плодородии, виды почв. Значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений. | 1 | 1 | | Устный опрос, наблюдение |
III | Ландшафтный дизайн. | 4 | | | |
1 | История садово-паркового искусства. Законы и приемы построения ландшафтной композиции. | 1 | 1 | | Устный опрос |
2 | Дизайн приусадебного участка, цветника. Проектирование с учетом закономерностей и приемов дизайна. | 1 | | 1 | Практическое задание |
3 | Распределение клумб, рабаток, бордюров, альпийских горок на участке. Подготовка почвы под высадку. | 2 | | 2 | Практическое задание |
IV | Высадка рассады в грунт. | 4 | | | |
1 | Подготовка рассады и высадка ее в грунт. | 4 | | 4 | Практическое задание |
V | Особенности ухода за растениями в летний период. | 4 | | | |
1 | Составление таблиц по уходу за цветочно-декоративными растениями в летний период. Уход за растениями. | 4 | | 4 | Составление таблиц |
VI | Уход за комнатными растениями | 14 | | | |
1 | Комнатные растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений. | 2 | 2 | | устный опрос, наблюдение |
2 | Правила размещения цветов в интерьере, выбор типов цветочниц и их материал; подбор растений по видовому составу и размерам. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
3 | Питание растений. Пересадка комнатных растений. | 4 | | 4 | Практическое задание |
4 | Уход за растениями (рыхление, опрыскивание, полив). Техника безопасности при выполнении практических работ | 2 | | 2 | Практическое задание |
5 | Опыты и наблюдения. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях: - На участке - В помещении | 4 | | 4 | Практическое задание |
VII | Питание цветочно-декоративных культур из почвы и их подкормка. | 12 | | | |
1 | Питание растений. Вещества необходимые для правильного развития (сроки, правила и количество подкормок) | 2 | 2 | | Тестирование |
2 | Питание грунтовых растений, сезонность и периоды покоя. Составление календаря подкормки растений | 2 | 1 | 1 | Составление календаря |
3 | Распознавание минеральных удобрений. Работа с образцами удобрений. | 2 | | 2 | Практическое задание |
4 | Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями | 4 | | 4 | Практическое задание |
5 | Уход за растениями (рыхление, опрыскивание, полив). | 2 | | 2 | Практическое задание |
VIII | Правила составления букета. | 4 | | | |
| Аранжировка (ваза, бонсаи, икэбана, зимний букет). | 1 | 1 | | Творческая работа в группах |
| Заготовка материала для составлений букетов. Подбор вазы, изготовление вазы. | 1 | | 1 |
| Составление букета в вазе. (приемы, способы, виды). | 2 | | 2 |
| Итоговое занятие | 2 | 2 | | Выставка, тестирование |
Итого: | 48 | 13 | 35 | |
2.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.)
Ознакомление с планом работы. С литературой. С задачами курса кружка.
Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила
безопасного поведения на занятиях кружка.
Экскурсия на участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями, используемыми в озеленении.
Раздел 2. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения (2 ч).
Теория: Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; их биологические особенности; способы выращивания.
Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.
Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.
Раздел 3. Ландшафтный дизайн (4 ч.)
Теория: Что такое ландшафтный дизайн и понятие о нем. История садово-паркового искусства. Цели, задачи, объекты ландшафтного дизайна. Симметрия и асимметрия в ландшафтной композиции. Понятие о пропорциональности и масштабности. Фигуры и линии, применяемые в ландшафтном дизайне.
Дизайн приусадебного участка. Проектирование с учетом закономерностей и приемов ландшафтного дизайна. Устройство цветников. Разновидности: рабатки, клумбы, бордюры, альпийские горки.
Практическая работа: Составление индивидуальных работ по проектированию домашних приусадебных участков или садово-огородных участков с учетом закономерностей и приемов дизайна. Составление эскизов разных видов цветников. Применение избранных эскизов в оформлении цветников на участке. Распределение клумб, рабаток, грядок между ребятами; подготовка почвы.
Раздел 4. Высадка рассады в грунт (4 ч)
Теория: Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.
Практические работы: подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт, лучших сроков и способов высадки рассады в грунт.
Раздел 5. Особенности ухода за растениями в летний период (4 ч.)
Составление таблиц по уходу на летний период. Соблюдение норм полива, подкормки соответственно погодным условиям. Соблюдение полива.
Раздел 6. Уход за комнатными растениями. (14 ч.)
Теория: Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений: корень, листья, стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена).
Питание растений. Пересадка комнатных растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Особенности вегетативного размножения черенками, луковицами, отводками, листьями, делением корня. Рыхление. Опрыскивание. Техника безопасности при выполнении практических работ.
Опыты и наблюдения. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях: на участке (в открытом грунте), в помещении (в закрытом грунте).
Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Пересадка комнатных растений. Размножение черенками, листьями, корнями, луковицами. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.
Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.
Раздел 7. Питание цветочно-декоративных культур из почвы и их подкормка (12 ч.)
Теория: Питание растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития растений.
Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок. Работа со справочной литературой по подкормке растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.
Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями.
Раздел 8. Правила составления букета (4 ч.)
Теория: Приемы и способы составления букета в вазе. Подбор вазы. Закономерности соблюдения размеров и соотношения букета и вазы. Соблюдение цветовых контрастов. Заготовка материала для составления букета. Изготовление вазы. Основные правила цветочных композиций, их составления.
Практическая работа: заготовка флористического материала для составления букетов, изготовление вазы, составление букетов.
Итоговое занятие (2 ч.)
Подведение итогов прохождения программы. Выявление итогового уровня знаний и умений Закрепление эмоционально-положительного отношения к декоративной деятельности, детскому объединению
2.3.«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля | Примечание |
Модуль 1 |
1. | | | 2 | Вводное занятие. Ознакомление с планом работы, с литературой, с задачами творческого объединения. Правила техники безопасности и поведения на занятиях. | Вводное занятие | анкетирование тестирование | |
Экскурсия на учебно-опытный участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями. | Практическое занятие | наблюдение | |
| Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения – 2ч. |
2 | | | 2 | Понятие о цветочно-декоративных растениях (группировка, разнообразие, биологические особенности, способы выращивания). | Комбинированное | Тестирование | |
Понятие о почве, ее свойствах, плодородии, виды почв. Значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений. | Устный опрос, наблюдение | |
Ландшафтный дизайн – 4ч. |
3 | | | 2 | История садово-паркового искусства. Законы и приемы построения ландшафтной композиции. | Комбинированное | Устный опрос | |
Дизайн приусадебного участка, цветника. Проектирование с учетом закономерностей и приемов дизайна. | Практическое занятие | Практическое задание | |
4 | | | 2 | Распределение клумб, рабаток, бордюров, альпийских горок на участке. Подготовка почвы под высадку. | Практическое занятие | Практическое задание | |
|
Высадка рассады в грунт – 4ч |
5 | | | 2 | Подготовка рассады и высадка ее в грунт (пришкольный участок) | Практическое занятие | Практическое задание | |
6 | | | 2 |
Особенности ухода за растениями в летний период – 4ч |
7 | | | 2 | Составление таблиц по уходу за цветочно-декоративными растениями в летний период. Уход за растениями. | Практическое занятие | Составление таблиц наблюдение | |
8 | | | 2 |
Уход за комнатными растениями – 14ч |
9 | | | 2 | Комнатные растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений. | Комбинированное | устный опрос, наблюдение | |
10 | | | 2 | Правила размещения цветов в интерьере, выбор типов цветочниц и их материал; подбор растений по видовому составу и размерам. | Комбинированное | Устный опрос | |
Практическое занятие | Практическое задание |
11 | | | 2 | Питание растений. Пересадка комнатных растений. | Практическое занятие | Практическое задание | |
12 | | | 2 |
13 | | | 2 | Уход за растениями (рыхление, опрыскивание, полив). Техника безопасности при выполнении практических работ | Практическое занятие | Практическое задание | |
|
14 | | | 2 | Опыты и наблюдения. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях: - На участке - В помещении | Практическое занятие | Практическое задание | |
15 | | | 2 |
Питание цветочно-декоративных культур из почвы и их подкормка- 12ч |
16 | | | 2 | Питание растений. Вещества необходимые для правильного развития (сроки, правила и количество подкормок) | Комбинированное | Тестирование | |
17 | | | 2 | Питание грунтовых растений, сезонность и периоды покоя. Составление календаря подкормки растений | Комбинированное | Составление календаря | |
Практическое занятие |
18 | | | 2 | Распознавание минеральных удобрений. Работа с образцами удобрений. | Практическое занятие | Практическое задание | |
19 | | | 2 | Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями | Практическое занятие | Практическое задание | |
20 | | | 2 |
21 | | | 2 | Уход за растениями (рыхление, опрыскивание, полив). | Практическое занятие | Практическое задание | |
Правила составления букета – 4ч |
22 | | | 2 | Аранжировка (ваза, бонсаи, икэбана, зимний букет). | Комбинированное | Творческая работа в группах | |
Заготовка материала для составлений букетов. Подбор вазы, изготовление вазы. | Практическое занятие | |
23 | | | 2 | Составление букета в вазе. (приемы, способы, виды). | Практическое занятие | |
24 | | | 2 | Итоговое занятие | Комбинированное | Выставка, тестирование | |
2.4. Условия реализации программы
Формы аттестации
Отслеживание результатов обучения и контроль будет производиться в виде практических работ, выполнений наглядных пособий, самостоятельных ведений дневников наблюдений и таблиц агротехнических мероприятий, тестирования, выполнений прикладных видов работ по флористике и ландшафтному дизайну.
Оценочные материалы.
Для определения достижений планируемых результатов ведется мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, в котором оцениваются организационно-волевые качества, ориентированные качества, поведенческие качества.
Критерии оценивания краткосрочного исследования
Баллы | Критерии |
Высокий уровень(8-10 баллов) | воспитанник выполняет все предложенные задания самостоятельно |
Средний уровень (достаточный) (5-7 баллов) | воспитанник выполняет самостоятельно или с частичной помощью педагога все предложенные задания |
Низкий уровень(1-4 балла) | воспитанник не может выполнить все предложенные задания, только с помощью педагога выполняет некоторые предложенные задания |
ИТОГО | Курс освоен: 5-10 баллов Курс не освоен: менее 5 баллов |
1. Самостоятельная работа по составлению краткой характеристики однолетнего цветочно-декоративного растения на выбор учащегося с использованием справочной литературы по разделу «Биологические особенности однолетних ЦДР» по следующим критериям:
- сроки посева семян,
- сроки высадки рассады в открытый грунт,
- сроки цветения,
- оптимальная температура произрастания,
- использование цветочной культуры,
- сроки созревания семян,
- распространенные сорта,
- требовательность к почве, к влаге,
- требовательность к освещению, подкормкам.
2. Самостоятельная практическая работа «Выращивание рассады цветочных культур» - рассаживание сеянцев с умением выполнять следующие виды работ:
- отбор и сортировка полноценных сеянцев,
- пикировка,
- углубление корня до уровня корневой шейки,
- полив рассаженных растений
4. Опрос «Вегетативное размножение цветочно-декоративных культур»:
4.1 Какие биостимуляторы природного происхождения мы знаем?
4.2 Что значит «вегетативное размножение»?
4.3 Какие растения можно размножить черенками?
4.4 Какие условия надо создать для укоренения черенков?
4.5 Какие способы вегетативного размножения мы знаем?
5.Самостоятельная работа по заполнению таблицы «План работ по уходу за цветочными культурами в летний период» с соблюдением следующих позиций:
- сроки высадки рассады в открытый грунт;
- сроки полива;
- нормы полива;
- обработка против болезней;
- обработка против вредителей;
- сроки созревания семян и сбор
В конце учебного года предусматривается подготовка проектов по ландшафтному дизайну и защита проектов как заключительный этап работ по программе «Декоративное цветоводство». Оцениваться работы будут по четырех бальной системе
Критерии | Уровень |
Низкий | Средний | Выше среднего | Высокий |
Умение собирать информацию о планируемом участке | Не умеет собрать общую информ. | Умеет с помощью педагога | С трудом выполняет | Выполняет уверенно и самостоятельно |
Умение выбрать стиль планируемого участка | Не умеет выбрать стиль | Выполняет под руководством педагога | Проявляет самостоятельность при выполнении | Правильно и Самостоятельно владеет подбором стиля |
Умение выполнять фотоработы для анализа планируемого участка | Не умеет выбрать выгодный ракурс для фотообъекта | Выполняет с помощью педагога | Неуверенно выполняет задание | Умеет самостоятелно и уверенно |
Умение выполнить анализ плана с помощью фотографий | Не умеет или частично выполняет | под руководством педагога | Проявляет самостоятельность при работе | Правильно и самостоятельно работает |
Умение выполнить эскиз планируемого участка | Не умеет или частично | Умеет с помощью педагога | Самостоятельно выполняет, но плохо соблюдает масштабы в эскизах | Самостоятельно и уверенно |
Умение по эскизам выполнить план с элементами чертежа | Не владеет элементами чертежи | Выполняет с помощью педагога | План участка читается, но не соблюдены правила чертежа | Полноценный план участка с соблюдением правил чертежа |
Умение защитить готовый план участка с использованием мультимедийной презентации | Не умеет выступать перед аудиторией | Недостаточно работает со слайдами при защите | Справляется неуверенно | Справляется уверенно |
Условия реализации программы
Обучение по программе «Декоративное цветоводство» требует специально оборудованное помещение или кабинет. Занятия по практической части необходимо проводить на пришкольном участке. Для выполнения практических заданий необходимо наличие комплекта садово-огородных инструментов и инвентаря.
Оборудование и материалы для занятий:
Набор садово-огородных инструментов и инвентаря, коллекции минеральных
удобрений, уличный и комнатный термометр, ручной опрыскиватель,
рассадные кассеты, цветочные кашпо и горшки, увеличительное стекло или
лупа, натяжной и разметочный инвентарь, разновидности букетных ваз,
канцелярские принадлежности, заготовленный растительный материал для флористики, комплект искусственных материалов для флористики.
Технические средства:
Компьютер, проектор.
Методические материалы:
Лекционный материал по каждому разделу программы: специальная и научная литература, журналы по ландшафтному дизайну и флористике, справочники по цветоводству, методическая литература.
Дидактический материал:
Игры - сканворды, кроссворды, ребусы (по разделам «Комнатное цветоводство», «Грунтовое цветоводство», «Основы ландшафтного дизайна»);
Коллекции «Удобрения», «Виды почв», «Шпон древесных пород», «Семена» и т.д. Растения комнатные и растения открытого грунта (цветники и древесно-кустарниковые растения). Гербарий растений. Фото материалы.
Медиатека – презентации по темам основных разделов программы.
Кадровое обеспечение.
Реализация программы осуществляется педагогом школы, учащимися 5-8, 10 классов
Список литературы для педагога
1. Ильина Е.Я., Стерличева Е.И. Комнатные растения и их использование в интерьере. – Свердловск, 1991.
2. Корниенко Г., Добруцкий И. Искусство цветов. – ВТПО «Роксолана», 1992.
3. Петров В.В. Сад непрерывного цветения. – Лениздат, 1989.
4. Рак Я. Энциклопедия комнатных растений. - Москва, «Ниола — 21 век», 2004.
5. Суханова Н. П. Букеты из вашего сада. - Серия «Сад флориста», Москва, Олма-Пресс, 2003.
6. Тимошин И. Цветы в вашем доме (практические советы по комнатному цветоводству) — Санкт-Петербург, «Паритет», 2003.
7. Утенко И.С. Цветы в букетах и композициях. – Лениздат, 1988.
8. Воронцов,В.В. Цветы в саду/В.В.Воронцов. – Москва: ЗАО «Фитон+», 2007.-320с.
9. Ганичкина, О.А. Сад и огород без вредителей, сорняков и болезней/О.А.Ганичкина, А.Ганичкин. – Москва: Эксмо, 2010.-224с.
10. Ганичкина, О.А. Моим цветоводам/О.Ганичкина, А.Ганичкин. – Москва: Эксмо, 2010.-256с.
11. Маракаев,О. Первый букет. Увлекательная энциклопедия о цветах/Маракаев О.А. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 224с.
12. Комнатные растения. – Москва: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 128с.
Список литературы для обучающихся и родителей.
1. Володина Н.Э., Малышева Н.В. К цветку цветок. – СПб., Лениздат, 1993.
2. Воронцов В.В. Комнатные растения (новое руководство по уходу). – М., ЗАО «Фитон +», серия «Живой мир вокруг нас», 1999.
3. Головкин Б.Н. Рассказы о растениях-переселенцах. – М., «Просвещение»,1984.
4. Гортинский Г.Б. Целебные растения в комнате. - Москва, «Высшая школа», 1993.
5. Данилова Е. А. Я собираю гербарий. - Москва, «ОЛМА Медиа Групп», 2007.
6. Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль, 1996.
7. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М., 1989.
8. Кияткин А.К. Искусство составления букета. – Ташкент, 1982.
9. Клевенская Т.М. Неприхотливые комнатные растения. – М., «Олма-пересс», 2002.
10. Лаврентьев В. Берегите зелёного друга! - Москва, «Советская Россия», 1994.
11. Мазова Е. Тайны комнтаных растений. - Москва, «Рост», 1998.
12. Маракаев О. Первый букет. (Всё о составлении цветочных композиций. Увлекательная энциклопедия о цветах). – Ярославль, «Академия развития», 1999.
13. Пещеров А.В. Удобрения и биодобавки для комнатных растений. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.
14. Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. - Ленинград, «Наука», 1983.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.florets.ru/tsvety-i-klassika/tsvety-v-literature.html - цветы в литературе
2. http://herbalogya.ru/library.php - травник, лекарственные растения, мифы и легенды о растениях
3. http://www.liveinternet.ru/users/3344739/post112644230 - цветы из бумаги
4. http://hmhome.ru/2010/10/17/bumazhnye-cvety-dlya-otkrytok/ - цветы для открыток
5. http://www.florio-fashion.com/articles/cvety-v-iskusstve/ - цветы в искусстве
6. http://florastudio.ru/gallery - цветы в искусстве
7. http://moyadiyeta.ru/node/244 - цветы в искусстве
8. http://klub-drug.ru/podelki/bumazhnye-cvety-svoimi-rukami-foto-cvety-iz-bumagi-shemy.html - мастер классы по флористике
9. http://www.gardenia.ru/pages/icveti_001.htmэ - мастер классы по флористике
10. http://ourworldgame.ru/tag/cvety-svoimi-rukami-iz-bumagi/ - мастер классы по флористике
11. http://vyshivka-shema.ru/ukrasheniya-svoimi-rukami-tsveti.html - цветы из различных материалов
12. http://www.sdelayflowers.ru/ - цветы из различных материалов
13. http://maman-lima.com/2011/06/blog-post_19. - цветы из ткани своими руками
14. http://www.liveinternet.ru/users/3884314/rubric/1547137/ - цветы из ткани
15. http://handworld.ru/master-klassy/master-klass-cvety-iz-tkani-svoimi-rukami.html - цветы из ткани
16. http://vseocvetah.ru/igrushki-iz-cvetov-prazdnichnyj-pitomec/ - игрушки из живых цветов
17. http://blog.florist.ru/http://blog.florist.ru/category/master-klassi-po-floristike/ - мастер классы по флористике
18. Однолетние растения: особенности и выращивание - https://orhide.ru/?p=12611
19. Агротехника однолетних растений –
https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/agrotehnika-odnoletnih-rastenij.html
20. Основы ландшафтного дизайна -
https://m-strana.ru/articles/osnovy-landshaftnogo-dizayna/
21. Уход за комнатными растениями –
https://rastenia.info/sovety/uhod-za-komnatnymi-tsvetmi.html
22. Подкормка цветов: чем подкормить декоративные культуры –
https://good-tips.pro/index.php/flowers/fertilizing-flowers-in-the-garden
23. Флористика для начинающих –
https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/floristika-dlya-nachinayushchikh-/