Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Богучарский районный Центр детского творчества»
П ринята на заседании педагогического совета МКУ ДО «Богучарский РЦДТ» Протокол № « _____» _________ 20__ г. | «Утверждаю» Директор МКУ ДО «Богучарский РЦДТ» _______Решетникова Т.И Приказ № ____«__» _____ 20__г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Креатив»
Возраст детей: 9-15 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: базовый.
Автор составитель:
Фукс Ирина Владимировна
Педагог дополнительного образования
МКУ ДО «Богучарский РЦДТ»
г. Богучар, 2024 г.
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — род художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции.
В академической литературе со второй половины XIX века утверждалась различная классификация и типология разновидностей декоративно-прикладного искусства по функциональной структуре (утилитарные вещи, изделия многоцелевого назначения, декоративные предметы), по способу производства (изделия массового производства, серийные вещи, уникальные предметы), по объёмно-пространственной структуре (плоскостные изделия, объёмные формы, объёмно-пространственные композиции), по функции (мебель, посуда, одежда, игрушки), по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка). Такая классификация обусловлена важной ролью материала, конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с бытом человека.
Приобщение подрастающего поколения к различным видам декоративно-прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей.
Занятия декоративно-прикладным творчеством дают неиссякаемые возможности для разностороннего развития личности. Обучение видению прекрасного в жизни, творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу и обогащает духовный мир подрастающего поколения.
Декоративно-прикладное творчество – важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Дополнительное образование детей – необходимое звено воспитания многогранной личности, ее образования, ее ранней профессиональной ориентации.
Актуальность программы «Креатив» заключается в том, что за счет развития креативного мышления обучающиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в повседневной жизни для украшения одежды, жилища, быта и т.д. Подростки могут выразить себя в творчестве, сориентироваться в получении различных творческих профессий: дизайнер, оформитель, педагог дополнительного образования.
Новизна программы: программа нацелена на расширение базового систематизированного образования по декоративно-прикладному искусству с перспективой последующей специализации в отдельных видах декоративно-прикдадного творчества и изобразительного искусства, а также способствует профессиональной ориентации подростков.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»; 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 3. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р); 5. План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии 3 развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденраспоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); 6. Правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. N 1678); 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. №467»; 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11. Распоряжение Правительства Воронежской области от 23 июня 2020 № 784-р «Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Воронежской области на 2020- 2025 годы». 12. Приказ Министерства просвещения от 17 марта 2020 г.№ 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». 13. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 14. Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Программа «Креатив» создана на основе модельной дополнительной общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное творчество», рекомендованной ВИРО и соответствует Уставу и программе развития МКУ ДО «Богучарский РЦДТ».
Направленность программы – художественная.
Цель программы: развитие творческого потенциала учащихся, познавательного интереса обучающегося посредством освоения различных техник декоративно – прикладного творчества и применения полученных знаний в повседневной жизни.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обучающие:
- овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками и опытом деятельности по технологии обработки используемого материала и применение полученных знаний в повседневной жизни;
- расширение уже имеющихся знаний в области рукоделия;
- научить создавать образцы и композиции аксессуаров одежды и интерьера на базе полученных знаний .
развивающие:
- развитие художественного и эстетического вкуса, аккуратности, самостоятельности и творческого отношения к труду;
- развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания, глазомера и интеллектуальных способностей;
- развитие коммуникативных качеств, обеспечивающих совместную деятельность в группе.
воспитательные:
- воспитание культурной личности, обладающей качествами, необходимыми для уверенного поведения в современном обществе: трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь, усидчивость и др. ;
- приобщение обучающихся к истории и культуре своего края, России и народов стран мира;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью и соблюдению норм техники безопасности.
Содержание программы дает широкое представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность обучающегося, направленную на преображение окружающего мира.
Программа может быть использована для кружковой работы в общеобразовательных школах, домах культуры, центрах детского творчества. На протяжении всего курса обучения обучающиеся учатся работать с разными материалами (бумага, ткань, нити, кожа), овладевают способами их обработки и различными понятиями (симметрия, композиция, контрастность), узнают особенности цвета, формы, узора, орнамента и т.д.
Программа может корректироваться в зависимости от умений и пожеланий обучающихся. На занятиях педагог осуществляет индивидуальный подход к каждому, поэтому может корректировать и изменять в процессе работы уровень сложности выполнения творческих заданий.
Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно - ориентированного обучения следующих педагогических принципах:
- доступности и последовательности в обучении – построение учебного процесса «от простого к сложному»;
- природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- наглядности – использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения;
- связь теории с практикой – сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений;
- актуальности – приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей;
- межпредметности – связь программы с другими науками или областями деятельности (музыка, изо, МХК).
- культуросообразности – основывается на ценности региональной и национальной культур;
- прагматичности – практической полезности полученных знаний в повседневной жизни учащихся.
Формы и методы реализации программы
Занятия по программе декоративно-прикладного творчества «Креатив» проводятся в групповой форме с использованием личностно-ориентированного подхода (с учетом возрастных, психических, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся).
Методика проведения занятий предусматривает сочетание теории и практики в течение одного занятия.
Выбор методов обучения определяется уровнем знаний и практических навыков, имеющихся у обучающихся на занятиях в детском объединении.
Возраст детей
По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте от 10 до 15 лет. В группы принимаются все желающие, независимо от уровня первоначальных знаний и умений. Численность учащихся в группе от 12 до 15 человек.
Сроки реализации
Программа «Креатив» рассчитана на один учебный год с сентября по май.
Программой предусмотрен следующий режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с переменой 10 минут с сентября до конца мая. Программа рассчитана на 144 учебных часа.
По программе практикуются следующие формы работы:
- индивидуальная,
- групповая,
- коллективная.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи.
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой, с одного искусства на другое;
- формировать умение накапливать знания и развивать представления о декоративно-прикладном творчестве;
- воспитание нравственных и эстетических чувств; интерес к родной природе, к многонациональной культуре нашей страны.
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
- создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- историю возникновения и развития бумаги, бумагопластики, оригами, квиллинга;
- виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. -технологию создания панно.
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. -цветовое и композиционное решение;
- технологию создания народной куклы; историю русского народного костюма; классификацию кукол; их роль и место в русских обрядах и традициях;
- сувенир, виды и назначение сувениров;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
Регулятивные результаты
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка предполагается использовать следующие способы диагностики:
- педагогическое наблюдение,
- анализ творческих работ,
- анализ участия обучающихся в ярмарках, выставках, вернисажах, презентациях, изучение активности детей на занятиях.
Формы итогового контроля
Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:
1. вводный контроль (сентябрь);
2. текущий контроль (в течение всего учебного года);
3. промежуточный контроль (декабрь);
4. итоговый контроль (май).
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний.
Основными формами итогового контроля являются выставки и творческие проекты. Завершающие учебный год творческие работы на свободную тему позволяют не только выявить вид декоративно-прикладной деятельности, художественный материал, к которому тяготеет ребёнок, но и подвести годовой итог работы по программе. Теоретический материал проверяется с помощью итогового теста.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
-словесные (рассказ-объяснение, беседа, лекция);
-наглядные (демонстрация педагогов приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии)
-практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами)
-на занятиях используют игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развития воображения;
-частично-поисковый метод (выполнение заданий, требующих самостоятельной активности);
- исследовательский метод (самостоятельная творческая работа учащихся);
- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). Средства и условия необходимые для реализации программы: классная комната с мебелью, соответствующей возрасту учащихся, учебно-методическая литература, наглядные пособия и фотографии по изучаемой теме, природный материал (зёрна кофе, срезы веток и деревьев, камни галька, семена растений), инструменты, бумага, картон, бисер, проволока, ткань, пряжа, нитки, иглы, клей ПВА, клей «Титан» («Момент», «Вулкан»), акриловый лак, мебельный прозрачный лак, кисти, гуашь, акриловые краски, рамки различных размеров, утюг, клеевый пистолет, пирографы (выжигатели), доски разделочные без рисунка, фломастеры.
В ходе изучения программы «Креатив» применяются следующие формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, презентация, практическое занятие, экскурсия, защита проектов.
Методическое обеспечение программы «Креатив»: дидактический и лекционный материал, презентации по темам занятий, разработки занятий, шаблоны и образцы изделий.
Квалификация педагогического персонала, позволяющая обеспечить достижение поставленных педагогических задач: учитель или педагог дополнительного образования, имеющий достаточные знания в области декоративно-прикладного искусства.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Вводное занятие | 1 | 0 | 1 |
2. | Работа с природным материалом | 1 | 10 | 11 |
3. | Работа с бумагой и картоном | 1 | 19 | 20 |
4. | Работа с тканью и фетром | 1 | 17 | 18 |
5. | Работа с солёным тестом | 1 | 13 | 14 |
6. | Работа с пряжей. Вязание спицами и крючком | 1 | 13 | 14 |
7. | Работа с папье-маше | 1 | 9 | 10 |
8. | Работа с натуральной и искусственной кожей | 1 | 9 | 10 |
9. | Вышивка | 1 | 11 | 12 |
10. | Работа с фоамираном | 1 | 11 | 12 |
11. | Работа с бисером | 1 | 11 | 12 |
12. | Изготовление работ, участвующих в районных, региональных и всероссийских конкурсах. | 0 | 8 | 8 |
13. | Подготовка итоговой выставки в ЦДТ | 1 | 1 | 2 |
ИТОГ: | 144 часа |
Содержание образовательной программы
1.Вводное занятие (1 час) Комплектование групп. Теоретическая часть: Знакомство с работой объединения. Обсуждение целей и задач объединения. ИТБ на занятиях, переменах и на пути следования к месту занятий, на прогулках и экскурсиях. Расширение сведений о декоративно-прикладном творчестве. Применение в повседневной жизни изделий, изготавливаемых на занятиях объединения.
2.Работа с природным материалом (11 часов) Теоретическая часть: Общие сведения о природном материале. Заготовка и хранение природного материала. Классификация природного материала в декоративном творчестве. Беседа о красоте и пользе окружающей среды. Стихи и музыка о природе. Ветки деревьев и корни в декоративном творчестве. Практическая часть: Настенные и настольные украшения. Пирография. Поделки из кофейных зёрен (топиарии и бонсаи). Поделки и настенные украшения из веток деревьев и семян растений. Аппликации и поделки из яичной скорлупы (кракле). Срезы веток и стволов деревьев и поделки из них. Техника безопасности при работе в данном модуле.
3. Работа с бумагой и картоном (20 часов) Теоретическая часть: Вводная беседа. Расширение сведений о бумаге и ее видах. Способ изготовления бумаги, сырье для бумажной промышленности. Роль бумаги в повседневной жизни человека. ИТБ. Роль бумаги в декоративном творчестве. Практическая часть: Квиллинг. Европейский и корейский квиллинг. Виды бумажных роллов. Украшение изделий элементами квиллинга. Работы из бумажных модулей. Объемные изделия. Вытынанки композиционные. Пейп-арт - декоративная техника оформления предметов интерьера и создания стильных аксессуаров. В основе бумажная скрутка, которая обрабатывается акриловыми красками и позолотой, что делает изделия оригинальными и неповторимыми. Айрис фолдинг или радужное складывание цветной бумаги в определенном порядке. На практике изготавливаются оригинальные открытки, шкатулки, альбомы, блокноты. Обрывная или обрезная аппликации. Аппликация в технике пуантилизма. Техника безопасности на занятиях.
4.Работа с тканью и фетром (18 часов) Теоретическая часть: История возникновения тканевых материалов и фетра. Классификация видов ткани. Особенности обработки ткани и фетра. Как появились нитки? Иголки и булавки? Практическая часть: Топиарии из ткани. Пошив мягких объемных игрушек. Увеличение или уменьшение выкройки игрушки. Работа с фетром. Пошив развивающих игрушек для малышей. Аппликации из ткани (кинусайга). Художественные заплатки. Пэчворк – лоскутное шитье. Буфы. Техника безопасности на занятиях.
5. Работа с солёным тестом (14 часов) Теоретическая часть: Технологии получения солёного теста. Рецепты замеса цветного теста. Правила работы с солёным тестом. Сушка изделий. Окраска изделия. Роспись изделий. Покрытие лаком. Декорирование. Практическая часть: Изготовление настенных панно «Сова – мудрая голова», «Птица счастья». Флора. Лепка элементов по выбору учащихся. Техника безопасности на занятиях.
6. Работа с пряжей. Вязание спицами и крючком (14 часов) Теоретическая часть: Знакомство с материалами и инструментами. История изготовления вязаной одежды. Применение вязания в декоративном творчестве. Практическая часть: Украшения и вязанные крючком и спицами игрушки. Вязание элементарных предметов одежды и быта. Техника безопасности на занятиях.
7.Работа с папье-маше (10 часов) Теоретическая часть: История возникновения и применение папье-маше. Практическая часть: Изготовление интерьерного настенного украшения «Маски». Изготовление настольного украшения «Мухомор». Техника безопасности на занятиях.
8. Работа с натуральной и искусственной кожей (10 часов) Теоретическая часть: История обработки натуральных кож. Изделия из кожи и их применение в быту. Практическая часть: Украшения из кожи. Настенные панно из мешковины и кожи. Украшения вязаных изделий кожаными элементами. Техника безопасности на занятиях.
9.Вышивка (12 часов) Теоретическая часть: Вышивка крестиком и гладью. Практическая часть: Вышивка лентами «Ветка сирени». Оформление работ в рамки. Расчёт стоимости работы. Одежда и предметы быта с элементами вышивки. Материалы и инструменты при вышивке. Техника безопасности на занятиях.
10.Фоамиран и изделия из него ( 12 часов) Теоретическая часть: Что такое фоамиран? Как он появился и где используется. Производство фоамирана. Свойства фоамирана. Практическая часть: Цветы из фоамирана. Заколки для волос и ободки, украшенные фоамираном. Фоторамки, украшенные фоамирановыми цветами. Техника безопасности на занятиях.
11.Работа с бисером (12 часов) Теоретическая часть: История бисера. Виды бисера. Способ окраски бисера: прозрачный, матовый, с перламутровым блеском, с окрашенным изнутри отверстием. Стеклярус. Практическая работа: Изготовление работ из бисера и проволоки. Ткачество из бисера. Узоры и орнаменты. Изготовление объемных поделок из бисера. Вышивка бисером. Техника безопасности на занятиях.
12. Изготовление работ, участвующих в районных, региональных и всероссийских конкурсах (8 часов) Практическая часть: В программе отводятся часы на изготовление изделий, участвующих в районных, региональных и всероссийских конкурсах. Эти часы используются в течение учебного года по мере поступления приказов и положений конкурсов «Неопалимая Купина», «Старая, старая сказка», «Рождественское чудо» и т.д. К участию в конкурсах допускаются лучшие работы учащихся объединения.
13.Подготовка к итоговой выставке в ЦДТ (2 часа) Теоретическая часть: В ходе подготовки к выставке дети осваивают правила устройства выставок и на практике применяют полученные знания. Дети учатся выступать в роли экскурсоводов.
Литература для педагога
Быстрицкая А.“Бумажная филигрань”- «Просвещение», М. 1982.
Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”.
Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 1991.
Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.
Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.
Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001.
Декупаж. Красивый декор своими руками. –Минск: Харвест, 2010 - 256с.
Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007.
Зайцева А.А. Мягкие игрушки. Мастер классы для начинающих ЭКСМО М.: 2014.
Каминская Е.А. Мягкие игрушки своими руками. ЭКСМО М.: 2014.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
Скребцова Т.О. Объемные картины их кожи – Ростов-на-Дону: 2007 г.
Стольная Е. Цветы и деревья из бисера.- М.: Мартин, 2005г.
Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен 2008г.
Уильямс М. Шелковая лента – М.: Эксмо 2007 г.
Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.
Хапилина И.А. Художественная вышивка.- М.: Профиздат, 2004г.
Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.
Литература для учащихся
Быстрицкая А.“Бумажная филигрань”- «Просвещение», М. 1982.
Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.
Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.
Зайцева А.А. Мягкие игрушки. Мастер классы для начинающих ЭКСМО М.: 2014.
Скребцова Т.О. Объемные картины их кожи – Ростов-на-Дону: 2007 г.
Стольная Е. Цветы и деревья из бисера.- М.: Мартин, 2005г.
Хапилина И.А. Художественная вышивка.- М.: Профиздат, 2004г.
Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен 2008г.
Интернет-ресурсы:
1.https://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/1415-applikaciya-v-obryvnoy-tehnike-pashalnaya-korzina-master-klass-s-foto.html
2.https://podelki-shop.ru/master-klassy-i-stati/ajris-folding/koshka-v-texnike-ajris-folding
3.http://radugamaster.ru/index.php/ukrasheniya-svoimi-rukami/ukrasheniya-dlya-doma/248-mozajka-iz-yaichnoj-skorlupy-master-klass.
4.http://bicer.ru/bicer_fauna.htm.
5.https://www.lady-i.ru/dzhutovaya-filigran
6.https://kitchenremont.ru/dekor/topiarii/topiarii-svoimi-rukami
7.https://mirpozitiva.ru/articles/1928-topiarij-svoimi-rukami-poshagovoe-foto.html
8.https://topiarii-mk.ru/topiary-collection/
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы к программе «Креатив»
Теоретические знания учащихся по программе проверяются с помощью итогового теста в последнюю неделю учебного года.
Тест
1.К природным метериалам растительного происхождения относятся:
А)песок, камни, ветки деревьев, корни;
Б)корни деревьев, ветки, засушенные листья, кора, семена;
В)семена, корни, яичная скорлупа, кора.
2.Пирография – это техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как …
А) выжигание по дереву;
Б)выжигание глины;
В)выжигание по ткани.
3.Кракелюр (фр. craquelure) – это …
А)трещина красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии (например, на старинных автомобилях);
Б)трещины на гончарных изделиях после обжига в печи;
В)трещины на кожаных изделиях после обработки краской.
4.Квиллинг – это…
А)техника изготовления изделий из мятой бумаги;
Б) «бумагокручение»: изготовление изделий из длинных тонких полос бумаги путём сворачивания роллов разных видов;
В)техника изготовления изделий из металлической проволоки.
5. В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Как называется эта техника?
А) торцевание;
Б)декупаж;
В)пирография;
Г)пейп-арт.
6.Декоративная техника оформления предметов интерьера и создание аксесуаров из бумажных салфеток – это…
А)декупаж;
Б)торцевание;
В)пэчворк;
Г)пейп-арт.
7.Радужным складыванием цветной бумаги называют…
А)пейп-арт;
Б)торцевание;
В)айрис фолдинг;
Г)кракле.
8.Кинусайга – это…
А)пошив изделий из фетра;
Б)техника работы с солёным тестом;
В)бесшовные аппликации из ткани;
Г)флористическое панно.
9.Рецепт солёного теста «Классический» - это…
А)300гр.соли, 300 гр.муки и 200 гр.холодной воды.
Б)300 гр.соли, 300 гр.воды и 200 гр.муки.
В)300гр.воды, 300гр.соли, 300гр.муки, 300гр. красителя.
10.Основные петли при вязании спицами называются…
А)обратная и лицевая;
Б)лицевая и изнаночная;
В)изнаночная и накидная.
11.Папье-маше переводится на русский язык как…
А)жеваная бумага;
Б)размокшая бумага;
В)сырая бумага;
Г)сухая бумага.
12.Для какой вышивки даннная схема?
А)вышивка бисером;
Б)вышивка крестиком;
В)вышивка лентами.
13.Материал для декоративного творчества, которому легко придать форму в разогретом виде. Его называют вспененной резиной.
А)полимерная глина;
Б)пластилин;
В)фоамиран;
Г)мулине.
14.Материал для изготовления вышивок, браслетов-фенечек.
А)бисер;
Б)пластилин;
В)мулине;
Г)кракелюр.
15. Древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
А)торцевание;
Б)оригами;
В)квиллинг.
16. Гильоширование – это…
А)выжигание ажурного узора по фанере;
Б)выжигание вручную по рисовой бумаге;
В) выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата.
17.Съедобной считается ….(какая?) бумага.
А)рисовая;
Б)туалетная;
В)писчая;
Г)газетная.
18.Нитки для вышивания называются…
А)пряжа;
Б)мулине;
В)фоамиран.