СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Физика своими руками»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СМОЛЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ШКОЛЬНИКОВ" СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Физика своими руками»
Возрастной состав обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шанова Влада Николаевна,
педагог дополнительного образования
д. Богородицкое, 2024 г.
1. Пояснительная записка
Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Физика своими руками» имеет естественнонаучную направленность и разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р)
- Постановлением Главного государственного санитарного врача России от28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Уставом образовательной организации;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
Программа направлена на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации.
Актуальность Программы
Из психологических исследований известно, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями. В процессе обучения физике такой контакт создается при постановке учебного физического эксперимента (УФЭ). Учитывая недостаточную постановку УФЭ в школе, необходимо актуализировать выполнение учащимися дополнительных физических опытов. Это усилит их практическую и политехническую подготовку, восполнит недостаток самостоятельности при классных занятиях.
Педагогическая целесообразность Программы
Реализации естественнонаучного образования и воспитания детей и подростков на основе знаний об окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в процессе выполнения учебно-исследовательских и проектных работ. Изучение элементов физики предполагает организацию и проведение практических работ на основе самостоятельной деятельности обучающихся при обсуждении наблюдаемых и получаемых результатов. Данная программа направлена на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального и профессионального самоопределения;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья.
Отличительные особенности Программы
Обучающиеся с минимальными сведениями о понятии «задача», осознают значения задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачей. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. Особое внимание уделяется последовательности действий, анализу полученного ответа, перевод единиц в дольные и кратные. В итоге учащиеся должны уметь классифицировать предложенную задачу, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач различной сложных задач. Для решения поставленных задач используется технология личностно ориентированного обучения (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей.
Занятия кружка предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.
Адресат программы.
Программа ориентирована на обучающихся среднего школьного возраста (13-15 лет).
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «Средний школьный возраст — это возраст перехода от детства к юности. В этом возрасте происходит рост и развитие всего организма. Неравномерное физическое развитие детей оказывает влияние на их поведение: они часто жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы. Характерная черта восприятия детей среднего школьного возраста – специфическая избирательность, поэтому содержание дополнительной программы подобрано с учетом интересов и познавательных возможностей обучающихся. В этом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности.
Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Набор в группы: набор в объединение является свободным, осуществляется на добровольной основе. Ребёнок при поступлении должен в общих чертах представлять предназначение фототехники, иметь элементарные знания о её применении. Специальных знаний, умений и навыков не требуется – они формируются в процессе занятий.
Форма организации образовательного процесса: очная.
Объём и сроки освоения программы.
Программа реализуется в течение 1 года обучения, рассчитана на 72 академических часа.
Режим занятий.
Занятия в творческом объединении начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая, проводятся в соответствии с расписанием один раз в неделю. Продолжительность занятия 2 часа (40 минут с перерывом 10 минут). В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Также проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.
Цель и задачи Программы
Цель: формирование у обучающихся активного интереса к процессам, происходящим в природе, стремления к изучению принципов работы различных технических устройств.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обучающие:
-научить «физическому» осмыслению личного опыта учащихся и актуализации физических, технических и технологических знаний, важных для повседневной трудовой практики;
-изучать объекты техники и измерять ее параметры;
- расширить «круг общения» учащихся с физическими приборами с помощью простых наблюдений и опытов;
- сформировать экспериментальные навыки.
развивающие:
-развивать умения выдвигать идеи технического воплощения физических законов;
-развивать элементы технического мышления.
воспитательные:
-воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к планете Земля;
-воспитывать общественно-активную личность с гражданской позицией;
-воспитывать культуру поведения и общения в социуме.
Планируемые результаты
Предметные
- формирование умений и навыков осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- формирование навыка использовать знаки, символы, модели, схемы для решения задач и представления их результатов;
- формирование умения ориентироваться на разные способы решения исследовательских задач;
- формирование умения проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- формирование умения создавать завершенные проекты;
- развитие интереса к обучению.
Личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки; - мотивация детей к познанию, творчеству, труду;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности;
- развитие социальной активности и гражданского самосознания.
Метапредметные
- формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами;
- формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, готовность слушать собеседника и вести диалог;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Ожидается, что к концу обучения усвоят программу в полном объеме. Приобретут:
- навыки к выполнению работ исследовательского характера;
- навыки решения разных типов задач;
- навыки постановки эксперимента;
- навыки работы с дополнительными источниками информации,
-умениями пользоваться ресурсами Интернет;
- профессиональное самоопределение.
2. Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации, диагностики, контроля | ||||
Всего | теория | практика | ||||||
1 | Из чего все состоит. | 5 | 2 | 3 | Беседа, Практические занятия | Педагогическая диагностика Тест по теме «Строение вещества» | ||
2 | Тепловые фантазии. | 6 | 2 | 4 | Семинар | Защита проекта Домашнее задание на самостоятельность | ||
3 | Волны большие и маленькие. | 7 | 2 | 5 | Лекция | Тематические кроссворды Тест | ||
4 | Загадка звука | 8 | 3 | 5 | Практические занятия | Творческий проект, защита творческого проекта, изготовление и испытание веревочного телефона | ||
5 | Кошки, искры и молнии | 7 | 3 | 4 | Опыты | Защита рефератов | ||
6 | Электричество в нашем доме. | 10 | 3 | 7 | Эксперименты | Проект, защита проекта | ||
7 | Почему магнит есть магнит? | 7 | 2 | 5 | Лабораторные работы | Проект | ||
8 | Волны в эфире | 7 | 2 | 5 | | Тест | ||
9 | Свет мой, зеркальце, скажи | 7 | 3 | 4 | Практические занятия | | ||
10 | Обобщающее повторение | 6 | 2 | 4 | | Выпуск газеты физических достижений Защита докладов, награждение | ||
11 | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация | 2 | | 2 | Промежуточная аттестация | | ||
| Итого часов | 72 | 24 | 48 | | |
3. Содержание учебного плана
Раздел 1. Из чего все состоит (5 ч)
Теория:
Что такое молекула? Определение размеров и массы молекул. Из чего состоит молекула? Из чего состоят атомы? Из чего состоят элементарные частицы? Из чего состоят кварки?
Большой Взрыв. Этапы Большого Взрыва. Образование элементарных частиц, вещества.
Земля, вода, воздух и огонь. Твёрдое состояние вещества. Кристаллы. Строение кристаллов. Размеры кристаллов. Свойства кристаллов. Применение кристаллов. Аморфные тела. Жидкое состояние вещества. Поверхностное натяжение. Собственная форма жидкости. Бездонный бокал. Вода в решете. Мыльные пузыри. Жук-плавунец. Водомерки. Капилляры. Газообразное состояние вещества. Свойства газов. Инверсионный след самолёта. Суда на воздушной подушке. Плазма. Что такое плазма? Холодная плазма. Горячая плазма. Применение плазмы. Сверхплотное состояние вещества. Что такое сверхплотное состояние вещества? Как получить сверхплотное состояние вещества? Свойства сверхплотного состояния вещества.
Практика:
Выращивание кристаллов. Наблюдение свойств кристаллов исландского шпата и турмалина. Наблюдение поверхностного натяжения и капиллярных явлений. Наблюдение свечения неоновой лампы и цифровых индикаторов.
Демонстрации: компьютерная презентация «Строение вещества», видеофильмы, апплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты. Решение задач – качественных и расчётных.
Раздел 2. Тепловые фантазии (6 ч)
Теория: Температура. Измерение температуры. Температурные шкалы: Реомюра, Фаренгейта, Цельсия, Кельвина. Термометры: жидкостные, газовые, биметаллические, электрические. Температура в космосе.
Источники тепла. Виды теплопередачи. Несгораемая бумага. Бумажная кастрюля. Алюминиевая фольга для хранения пищи. Холодильник «охлаждает» комнату. Чёрные формы для пирогов. Чугунные сковородки. Как остудить кофе. Под снежным одеялом. Иглу. Перемешиваем воздух (конвекция). Огурчик в парнике (парниковый эффект). Адиабатические процессы. Хождение по огню. Одежда лётчиков и космонавтов. Одежда марсопроходцев.
Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Расширение твёрдых тел и его применение. Расширение жидкостей и его применение. Расширение газов и его применение.
Тепло работает. Шар Герона. Паровые машины (Ньюкомен, Севери, Ползунов, Уатт). Паровой автомобиль Ньютона. Самовар на колёсах. Паровоз. Пароход. Двигатели внутреннего сгорания. История автомобиля.
Практика:
Наблюдение явлений теплопередачи. Наблюдение теплового расширения твёрдых, жидких и газообразных тел. Изучение устройства паровой машины, паровой турбины и двигателя внутреннего сгорания. Изготовление моделей тепловых двигателей. Решение задач – качественных и расчётных.
Демонстрации. Компьютерная презентация «Тепловые явления», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.
Раздел 3. Волны большие и маленькие (7 часов)
Теория:
Механические колебания. Механические волны. Типы волн. Образование волн. Свойства волн. Регистрация волн. Сейсмографы. Торнадо. Смерч в бутылке минеральной воды. Барашки. Волны-гиганты. Приливы и отливы. Фокусы с колечками дыма.
Демонстрации. Компьютерная презентация «Механические волны», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.
Практика:
Моделирование поперечных и продольных механических волн. Изготовление генератора дымовых колец.
Решение задач – качественных и расчётных.
Раздел 4. Загадка звука (8 ч)
Теория
Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона.
Источники звука. Жужжание пчелы и писк комара. Чем поют птицы? Чем стрекочет кузнечик? Что такое шёпот? Журчащий ручей. Шумящие водопроводные трубы. Почему снег скрипит под ногами? Почему мел скрипит? Скрипит скрипка. Смычок. Поющий бокал. Поющие провода. Свист губами. Поющий песок. Ревущие дюны. Барабанный телеграф.
Распространение звука. Как распространяется звук? Распространение звука в твёрдых телах, жидкостях и газах. Иван-царевич и партизаны. Ухом к земле. Верёвочный телефон (сделать!). Звуки на Луне. Тишина после снегопада.
Приёмники звука. Ухо. Как мы слышим? Бетховен. Зачем человеку два уха? Микрофон.
Отражение звука. Эхо. Многократное эхо. Звуковые зеркала. Звук в театральном зале. Галерея шёпотов. Мост эха. Рупор. Мегафон. Акустика помещения. Пение в ванной комнате. Шум моря в раковине.
Звуковой резонанс. Физика музыкальных инструментов. Тембр звука. Физика и музыка. Почему разные музыкальные инструменты звучат по-разному? Тембр голоса и гелий. Голос разбивает бокалы. Загадки звучащего металла (колокола). Тайна органа.
Запись звука. Фонограф. Граммофон. Патефон. Звук в кино. Магнитофон. Компакт-диск. Собственный голос в записи.
Инфразвук и ультразвук. Что такое инфразвук. Способы его получения. Действие инфразвука на живые организмы. Ухо медузы. Почему православные и индийские храмы, католические костёлы, японские пагоды имеют большие размеры. Загадки больших инструментов – органа, царь-колокола… Инфразвук – тень цивилизации. Что такое ультразвук и способы его получения. Действия ультразвука на живые организмы. Летучие мыши. Дельфины. Стиральная машина Леонардо да Винчи. Щёлканье бича.
Демонстрации. Компьютерная презентация «Звуковые волны», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.
Практика:
Изучение устройства и принципа действия источников и приёмников звука – громкоговорителя, телефона, микрофона и т.д. Изготовление и испытание верёвочного телефона.
Решение задач – качественных и расчётных.
Раздел 5. Кошки, искры и молнии (7 ч)
Теория:
Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов. Электростатическая левитация. Электролёты. Электрические рыбы. Атмосферное электричество. Яркий свет и страшный грохот (молния и гром). Типы молний. Шаровая молния. Молниеотвод. Сколько стоит молния? Коронный разряд. Огни святого Эльма.
Демонстрации. Компьютерная презентация «Электрические явления», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.
Практика:
Наблюдение электризации тел. Наблюдение взаимодействия электрических зарядов. Занимательные опыты по электростатике. Атмосферное электричество. Грозовая туча. Молния в атмосфере. Природа молнии. Какие бывают молнии. Физика линейной молнии. Гром. Наблюдение шаровой молнии. Как выглядит шаровая молния. Как она себя ведет? Опасна ли шаровая молния. Как она возникает. Как часто она появляется. О физической природе шаровой молнии. Занимательные опыты по электричеству. Новости физики и космоса. Практическая работа по сборке электрического патрона для лампы, вилки, розетки, выключателя
Решение задач – качественных и расчётных.
Раздел 6. Электричество в нашем доме (10 ч)
Теория:
Что такое электрический ток? Источники электрического тока. Проводники электрического тока. Сопротивление проводников. Напряжение, сила тока и их измерение.
Простейшие электрические цепи.
Тепловое действие электрического тока. Электрическая лампа. Электрический утюг. Электрический паяльник. Электрический чайник.
Демонстрации: компьютерная презентация «Электрический ток», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.
Практика:
Проект-исследование «Экономия электроэнергии». Занимательные опыты с электричеством. Сборка простейших электрических цепей. Изучение устройства и практические работы по сборке электрического патрона для лампы, вилки, розетки, выключателя, предохранителя. Работа с компьютерными физическими конструкторами «Сборка».
Решение задач – качественных и расчётных.
Раздел 7. Почему магнит есть магнит? (7 ч)
Теория:
Магнитное поле. Магнитные линии. Постоянные магниты. Сколько полюсов у магнита? Может ли быть магнит с одним полюсом? с тремя полюсами? Магнитная левитация. Гроб Магомета. Электромагнитное парение. Магнитный вечный двигатель. Полярное сияние.
Электромагниты. Электрозвонок. Телефон. Электромагнитное реле.
Действие магнитного поля на ток. Электромотор. Пылесос. Стиральная машина. Холодильник. Фен.
Демонстрации: компьютерная презентация «Магнитные явления», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.
Практика:
Опыты с магнитами. Опыты с электромагнитами. Сборка и испытание электродвигателя. Производим электрическую энергию.
Решение задач – качественных и расчётных.
Раздел 8. Волны в эфире. (7 ч)
Теория:
Что такое радиоволны? Изобретение радио А.С.Поповым. Радио – это очень просто! Радиовещание. Радиоприёмник. Телевидение – это тоже просто! Телевещание. Телевизор. Спутниковая связь. Сотовая связь. Сотовый телефон.
Демонстрации. Компьютерная презентация «Радиоволны», видеофильмы, аплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.
Практика:
Изучение распространения и приёма электромагнитных волн.
Решение задач – качественных и расчётных.
Раздел 9. Свет мой, зеркальце, скажи. (7 ч)
Теория:
Что такое свет? Источники света. Прямолинейное распространение света. Светлячки. Оптическая дырочка. Ящик с дырочкой (камера-обскура). Тени и полутени. Теневые портреты. Солнечные и лунные затмения. Лучи Будды. Оптические иллюзии. Разложение белого света. Радуга. Радуга глазами внимательного наблюдателя, развитие представлений и физике возникновения радуги.
Отражение света. Проявление отражения света в природе и применение в науке, технике и в быту. Кошачьи глаза в темноте. Рассеянное и зеркальное отражение света. Плоское зеркало. Пятикратная фотография. Живые портреты. Отражатели на велосипеде (катафоты). Уголковые отражатели. Лучи смерти (Архимед). Калейдоскоп. Дворцы иллюзий и миражей. Человек-невидимка. Шапка-невидимка. Сферические зеркала. Комната смеха. Театр кривых зеркал.
Преломление света. Преломление света в твёрдых телах, жидкостях и газах. Прохождение света через стекло. «Сломанная» ложка. Лучи света в земной атмосфере. Ложные Солнца. Миражи! Фата Моргана.
Оптические приборы. Зажигательное стекло. Линзы. Изображения в линзах. Глаз – оптический прибор. Дальнозоркость и близорукость. Зрение одним глазом, двумя глазами, тремя глазами … Два конца, два кольца … (Очки). Гигиена зрения. Глаза братьев наших меньших. Светопись. Фотоаппарат. Дальновидение. Бинокли. Подзорные трубы. Телескопы: рефлекторы и рефракторы. Жидкий телескоп.
Разложение (дисперсия) света. Радуга. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Почему красный платок красного цвета? Цвета тел. Почему небо голубое? Перламутровые облака. Серебристые облака. Одежда белая, одежда чёрная…. Цветные стёклышки. Как узнают, из чего состоят звёзды? Цветомузыка на дискотеке. Симфоническая поэма «Прометей» Скрябина.
Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Из чего состоит солнечный свет? Инфракрасные лучи и их свойства. Тепловые лучи. Лучи холода. Как можно видеть в темноте? Как вы управляете телевизором? Ультрафиолетовые лучи и их свойства. Светозащитные очки. Что такое загар? Рентгеновские лучи. Таинственные Х-лучи.
Демонстрации. Компьютерная презентация «Свет в природе», видеофильмы, апплеты и анимационные ролики. Фрагменты из мультимедийных энциклопедий по физике. Занимательные опыты.
Практика:
Делаем солнечные часы. Изучение отражения света от плоских и сферических зеркал. Изготовление калейдоскопа. Изучение преломления света с помощью плоскопараллельной пластинки, призмы и линз. Практические забавы со светом. Изготовление моделей телескопов Г.Галилея и И.Ньютона. Получение радуги. Решение задач – качественных и расчётных.
Раздел 10. Обобщающее повторение (5 ч)
Теория: Работа над проектами. Защита проектов - доклады.
Практика: Изготовление проектов и плакатов.
Раздел 11. Итоговое занятие (2 ч)
Практика: Промежуточная аттестация.
4. Календарный учебный график
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения
| Форма контроля | |||||||
Раздел 1 Модуль 1. Из чего все состоит | ||||||||||||||
1.1 | | Ох, уж эти молекулы | 1 | | Беседа | | Входной тест | |||||||
1.2 | | Земля, вода, воздух и огонь. Откуда все взялось | 1 | | Демонстрация | | | |||||||
1.3 | | Выращивание кристаллов | 1 | | Практическая работа | | | |||||||
1.4 | | Наблюдение свечения неоновой лампы и цифровых индикаторов | 1 | | Практическая работа | | | |||||||
1.5 | | Наблюдение свечения неоновой лампы и цифровых индикаторов | 1 | | Практическая работа | | Кроссворд «Строение вещества» | |||||||
Раздел 2 Модуль 2. Тепловые фантазии | ||||||||||||||
2.1 | | Температура. Источники тепла. Виды теплопередачи. | 1 | | Лекция | | | |||||||
2.2 | | Тепловое расширение твердых, жидких и газообразных тел. Тепло работает. | 1 | | Беседа | | | |||||||
2.3 | | Изучение устройства паровой машины, паровой машины и двигателя внутреннего сгорания | 1 | | Практическая работа | | | |||||||
2.4 | | Изучение устройства паровой машины, паровой машины и двигателя внутреннего сгорания | 1 | | Практическая работа | | | |||||||
2.5 | | Изготовление моделей тепловых двигателей | 1 | | Практическая работа | | | |||||||
2.6 | | Решение задач | 1 | | Решение задач | | | |||||||
Раздел 3 Модуль 3 Волны большие и маленькие | ||||||||||||||
3.1 | | Механические колебания. | 1 | | Лекция | | | |||||||
3.2 | | Механические волны. | 1 | | Презентация | | | |||||||
3.3 | | Поведение волн Моделирование волн | 1 | | Диспут | | | |||||||
3.4 | | Моделирование волн | 1 | | Презентация | | | |||||||
3.5 | | Изготовление генератора дымовых колец. | 1 | | Практическая работа | | Демонстрация прибора | |||||||
3.6 | | Решение задач – качественных и расчётных. | 1 | | Решение нестандартных задач | | | |||||||
3.7 | | Решение задач – качественных и расчётных. | 1 | | Решение нестандартных задач | | | |||||||
Раздел 4 Модуль 4 Загадка звука | ||||||||||||||
4.1 | | Звуковые волны. Источники звука. Распространение звука | 1 | | Семинар | | | |||||||
4.2 | | Приемники звука. Отражение звука | 1 | | Круглый стол | | | |||||||
4.3 | | Звуковой резонанс | 1 | | Презентация | | | |||||||
4.4 | | Запись звука. | 1 | | Презентация | | | |||||||
4.5 | | Изготовление и испытание веревочного телефона | 1 | | Практическая работа | | | |||||||
4.6 | | Изучение устройства и принципа действия источников и приёмников звука – громкоговорителя, телефона, микрофона и т.д. | 1 | | Презентация | | | |||||||
4.7 | | Решение задач: качественных и расчетных | 1 | | Решение нестандартных задач | | | |||||||
4.8 | | Решение задач: качественных и расчетных | 1 | | Решение нестандартных задач | | | |||||||
Раздел 5 Модуль 5. Кошки, искры и молнии | ||||||||||||||
5.1 | | 5.Что такое электрический ток? Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов | 1 | | Презентация | | | |||||||
5.2 | | Электролёты. Электрические рыбы. Атмосферное электричество | 1 | | Беседа | | | |||||||
5.3 | | Электростатическая левитация. Яркий свет и страшный грохот (молния и гром). | 1 | | Лекция | | | |||||||
5.4 | | Типы молний. Шаровая молния. Молниеотвод. Сколько стоит молния? Коронный разряд. Огни святого Эльма. | 1 | | Лекция | | | |||||||
5.5 | | Наблюдение электризации тел. Наблюдение взаимодействия электрических зарядов. Занимательные опыты по электростатике | 1 | | Эксперимент | | | |||||||
5.6 | | Практическая работа по сборке электрического патрона для лампы. | 1 | | Практическая работа | | Демонстрация прибора | |||||||
5.7 | | Решение задач – качественных и расчётных. | 1 | | Решение задач | | | |||||||
Раздел 6 Модуль 6 Электричество в нашем доме | ||||||||||||||
6.1 | | Что такое электрический ток? Источники электрического тока. | 1 | | Круглый стол | | | |||||||
6.2 | | Сопротивление проводников. Проводники и непроводники тока | 1 | | Презентация | | | |||||||
6.3 | | Напряжение, сила тока и их измерение. | 1 | | Эксперимент | | | |||||||
6.4 | | Простейшие электрические цепи. Тепловое действие электрического тока. Электрическая лампа. Электрический утюг. Электрический паяльник. Электрический чайник. | 2 | | Практическая работа | | | |||||||
6.5 | | Проект-исследование «Экономия электроэнергии». | 1 | | Проект-исследование | | Защита проекта | |||||||
6.6 | | Занимательные опыты с электричеством. Сборка простейших электрических цепей. | 2 | | Практическая работа | | | |||||||
6.7 | | Работа с компьютерными физическими конструкторами «Сборка». | 1 | | Работа на компьютере | | | |||||||
6.8 | | Решение задач – качественных и расчётных. | 1 | | Решение задач | | | |||||||
Раздел 7 Модуль 7. Почему магнит есть магнит | ||||||||||||||
7.1 | | Магнитное поле. Магнитные линии. Постоянные магниты. Сколько полюсов у магнита? Может ли быть магнит с одним полюсом? с тремя полюсами? Магнитная левитация. Гроб Магомета | 1 | | Презентация | | | |||||||
7.2 | | Электромагнитное парение. Магнитный вечный двигатель. Полярное сияние. | 1 | | Лекция | | | |||||||
7.3 | | Электромагниты. Электрозвонок. Телефон. Электромагнитное реле. Действие магнитного поля на ток. Электромотор. | 1 | | Презентация | | | |||||||
7.4 | | . Пылесос. Стиральная машина. Холодильник. Фен. | 1 | | Презентация | | | |||||||
7.5 | | Опыты с магнитами. Опыты с электромагнитами. Сборка и испытание электродвигателя. | 2 | | Практическая работа | | | |||||||
7.6 | | Решение задач – качественных и расчётных. Производим электрическую энергию | 1 | | Решение задач | | Тест по энергобезопасности | |||||||
Раздел 8 модуль 8. Волны в эфире | ||||||||||||||
8.1 | | Что такое радиоволны? Изобретение радио А.С.Поповым. Радио – это очень просто! Радиовещание. Радиоприёмник. | 1 | | Круглый стол | | | |||||||
8.2 | | Телевидение – это тоже просто! Телевещание. Телевизор. | 1 | | Презентация | | | |||||||
8.3 | | Спутниковая связь. Сотовая связь. Сотовый телефон. | 1 | | Презентация | | | |||||||
8.4 | | Изучение распространения и приёма электромагнитных волн. | 1 | | Аукцион знаний | | | |||||||
8.5 | | Изучение распространения и приёма электромагнитных волн. | 1 | | Аукцион знаний | | | |||||||
8.6 | | Решение задач – качественных и расчётных. | 1 | | Решение задач | | | |||||||
8.7 | | Решение задач – качественных и расчётных. | 1 | | Решение задач | | | |||||||
Раздел 9 Модуль 9. Свет мой, зеркальце, скажи. | ||||||||||||||
9.1 | | Что такое свет? Источники света. Радуга | 1 | | Лекция | | | |||||||
9.2 | | Прямолинейное распространение света. Светлячки. Оптическая дырочка. Ящик с дырочкой (камера-обскура). | 1 | | Презентация | | | |||||||
9.3 | | Солнечные и лунные затмения. Лучи Будды. Оптические иллюзии. Разложение белого света | 1 | | Демонстрация | | | |||||||
9.4 | | Радуга глазами внимательного наблюдателя, развитие представлений и физике возникновения радуги. | 1 | | Практическая работа | | | |||||||
9.5 | | Делаем солнечные часы. Изучение отражения света от плоских и сферических зеркал. | 1 | | Практическая работа | | | |||||||
9.6 | | Изготовление калейдоскопа Изготовление моделей телескопов Г.Галилея и И.Ньютона. Получение радуги. Решение задач – качественных и расчётных. | 1 | | Практическая работа | | | |||||||
9.7 | | Изучение преломления света с помощью плоскопараллельной пластинки, призмы и линз. Практические забавы со светом. | 1 | | Практическая работа | | | |||||||
Раздел 10 Модуль10. Обобщающее повторение | ||||||||||||||
10.1 | | Работа над проектами | 1 | | Защита проекта | | | |||||||
10.2 | | Работа над проектами | 1 | | Аукцион знаний | | | |||||||
10.3 | | Работа над проектами | 1 | | Аукцион знаний | | | |||||||
10.4 | | Защита проектов. Доклады | 1 | | Защита проектов | | Доклад | |||||||
10.5 | | Защита проектов. Доклады | 1 | | Защита проектов | | Доклад | |||||||
10.6 | | Изготовление газеты | 1 | | Выпуск газеты физических достижений, награждение | | | |||||||
Раздел 11 Модуль11. Итоговое занятие | ||||||||||||||
11.1 | | Итоговое занятие | 2 | | Промежуточная аттестация | | Проверочная работа |
5. Методическое обеспечение
Вводный контроль проводится перед началом обучения в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений. Он предназначен для проверки имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков по фотоделу.
Текущий контроль после изучения основных тем по программе на протяжении всего периода обучения: контроль теоретических знаний осуществляется с помощью педагогического наблюдения, письменных и электронных тестов, опросников, игровых, творческих заданий таких как:
- варианты письменных тестов;
- кроссворды для проверки знаний;
Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения работ при организации мини-выставок, итоговой выставки, анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки.
.
Промежуточная аттестация. Итоговый контроль - проводится в конце срока обучения по Программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения Программы.
Форма проведения: промежуточная аттестация в форме проверочной работы.
Оценочные материалы для промежуточной аттестации в форме проверочной работы
Проверочная работа состоит из 3х вариантов, в каждом из которых представлено 3 вопроса, проверяющих знания обучающихся по изученным темам.
Критерии оценивания:
высокий уровень – правильный ответ на все 3 вопроса проверочной работы;
достаточный уровень – правильный ответ на 2 вопроса проверочной работы;
допустимый уровень – правильный ответ на 1 вопрос проверочной работы;
критический уровень – ни на один вопрос проверочной работы не полученный верный ответ.
Вариант 1
1. Механическое движение. Виды движения. Скорость.
2. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.
3. Давление твердых тел. Закон Паскаля.
Вариант 2
1. Механическое движение. Виды движения. Скорость.
2. Гидростатическое давление.
3. Плавание тел. Сила Архимеда.
Вариант 3
1. Изменение агрегатных состояний вещества.
2. Плавание тел. Сила Архимеда.
3. Масса тела. Плотность тела.
Организационно-педагогические условия реализации программы
В основу Программы заложен системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Для обучения по Программе обучающиеся должны иметь первоначальные навыки работы на компьютере.
Список использованной литературы
Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики)
Руководство к лабораторным занятиям по физике. Под ред. Л.Л. Гольдина, изд. 2-е, переработанное. Главная редакция физико-математической литературы изд-ва «Наука», 1973. – 688 с.
С. В. Лозовенко, Т. А. Трушина. Методическое пособие. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка роста».
Физика, 7 класс/ Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Физика, 8 класс/ Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Физика, 9 класс/ Перышкин И.М., Гутник Е.М., Иванов А.И., Петрова М.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Шутов В.П., Сухов В.Г., Подлесный Д.В. Эксперимент в физике. Физический практикум. – М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2005. – 184 с.
Воспитание
ПРОГРАММА
воспитательной работы в творческом объединении
«Физика своими руками»
Развитие российского образования связано с утверждением принципов гуманизации и гуманитаризации, что проявляется в повороте к личности, содействии ее развитию и позитивной социализации. Целевая установка при этом – создание условий для наиболее полной самореализации индивидуальных способностей, возможностей, потребностей, развития приоритетных характеристик, обеспечивающих успешное социальное самоопределение. Содержательно процесс обеспечения готовности к позитивной социализации представляет собой формирование разностороннего социального опыта.
Одной из задач учреждения дополнительного образования, наряду с творческим развитием детей, их самореализацией, является создание условий для их социализации. Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок. Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Актуальность программыС 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)
Адресат программыНастоящая программа воспитания разработана для детей от 13 до 15 лет, обучающихся в объединении по интересам естественнонаучной направленности
Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой.
Цель программы: формирование и развитие у учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи программы:Активизировать интересы учащихся в направлении интеллектуального, нравственного, физического и духовного развития.
Создавать благоприятную обстановку для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности учащихся.
Формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни.
Прививать учащимся чувства долга и ответственности, любви к Родине, воспитывать бережное отношение к природе и окружающим живым существам.
Формировать у учащихся потребность в саморазвитии и личностном совершенствовании.
Приобщение учащихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению.
Развивать у учащихся культуру межличностных отношений.
Предупреждать возникновение вредных привычек, совершение правонарушений.
Формировать важные социальные навыки, позволяющие успешно адаптироваться в современном обществе.
Формирование у учащихся представления о базовых национальных ценностях российского общества.
Формирование у учащихся ответственности за свое здоровье, направленности на развитие навыков здорового образа жизни и безопасного жизнеобеспечения.
Формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Формирование и развитие положительных общечеловеческих и гражданских качеств личности.
Воспитательная работа в объединении по интересам естественнонаучной направленности «Физика своими руками» осуществляется по шести направлениям, позволяющим охватить и развить важные аспекты личности учащихся.
Направления воспитательной работы:Гражданско-патриотическая направленность.
Культурологическая направленность.
Экологическая направленность.
Здоровьесберегающая направленность.
Духовно-нравственная направленность.
Работа с родителями.
Гражданско–патриотическое воспитание основывается на воспитании учащихся в духе любви к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина и патриота России способной на социально оправданные поступки в интересах российского общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку ощущения национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и современным реалиям.
Цель: формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.
Задачи патриотического воспитания:формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей;
сохранение и развитие чувства гордости и любви за свою страну, город, семью, их истории, культуре, традициям;
воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
изучение истории своей семьи, города, культуры народов мира, своей страны;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуры;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Культурологическое воспитание осуществляется с целью приобщения учащихся к культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран, общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания благоприятных условий для развития творческой природы учащихся, выработки уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных интересов к различным культурным областям.
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к данной деятельности.
Задачи культурологического воспитания:создание условий для равного проявления учащимися объединения по интересам своих индивидуальных способностей;
использование активных и нестандартных форм в работе с детьми, отвечающих их интересам и возможностям;
развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Экологическое воспитание направлено на развитие у учащихся экологической культуры как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.
Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи экологического воспитания:расширение знаний по экологии, географии, истории;
расширение знаний об окружающем мире;
развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
воспитание патриотизма посредством занятий по краеведению.
Здоровьесберегающее воспитание направленно на совершенствование и развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека, формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном, здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам.
Цель: способствовать воспитанию понимания у учащихся важности здоровья, обучение детей правилам безопасного поведения на улице и дорогах, использование педагогических технологий и методических приемов
для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
Задачи здоровьесберегающего воспитания:формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе;
познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.
Духовно-нравственное воспитание направленно на формирование гармоничной личности, развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством сообщения духовно-нравственных, морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития:
нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика - терпения, милосердия;
нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
нравственного поведения - проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания:формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания;
формирование у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
Работа с родителями направлена на создание условий для формирования системы детско-родительских отношений на основе приоритетных направлений воспитательной работы в объединении по интересам, повышение родительской ответственности за обучение и воспитание детей.
Цель: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе объединения по интересам, формирование единомышленников из числа родителей.
Задачи:довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним;
создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми;
привлекать родителей к активному участию в мероприятиях, родительских собраниях.
Календарный план воспитательной работы
творческого объединения «Физика своими руками»
на 2024-2025 учебный год
№ п/п | Направление воспитательной деятельности | Мероприятие (форма, название) | Сроки |
1 | Работа с родителями | Родительское собрание | сентябрь, май |
2 | Гражданско-патриотическое направление | Помощь в организации мероприятий патриотической направленности | май |
3 | Здоровьесберегающее направление | Физический эксперимент на природе | октябрь |
4 | Экологическое направление | Изучение экологической обстановки в пределах школьной территории | октябрь |
5 | Культурологическое направление | Проект «Физика и культура» | апрель |
6 | Духовно-нравственное направление | Помощь в проведении мероприятий, посвященных нравственному развитию | ноябрь |
7 | Здоровьесберегающее направление | Викторина «Техника безопасности – основа эксперимента» | декабрь |
8 | Экологическое направление | Экологические проекты «Физика- на помощь природе» | апрель |