СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гармония»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность: художественная Форма реализации: очная          Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 11-16 лет Трудоемкость программы: 68 часов Уровень сложности: базовый

Автор-составитель: Ковалева Мария Романовна, педагог дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гармония»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пахомовская основная общеобразовательная школа»

Азовского немецкого национального муниципального района

Омской области









СОГЛАСОВАНО

На методическом совете

Протокол № ___ от «__» _____20__г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Пахомовская ООШ»

________________ П. Ф. Губерт

«____» ______________20__ г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Гармония»


Направленность: художественная

Форма реализации: очная

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Трудоемкость программы: 68 часов

Уровень сложности: базовый








Автор-составитель: Ковалева Мария Романовна,

педагог дополнительного образования.




д. Пахомовка, 2023.

Пояснительная записка

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская


Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию художественно-эстетического образования детей и подростков.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок найдёт возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен.

Программа является модифицированной (адаптированной). Составлена, на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

ДООП «Гармония» не предусматривает знакомство с каким-то одним видом работы. Содержание программы носит базовые понятия и умения, нацелено на первоначальное знакомство и овладением простым, но эффективным приёмами работы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 1 год обучения. Занятия 2 раза в неделю по 1 (академическому) часу. Всего в году – 68 часов. Это позволяет правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Количественный состав участников студии не более 15 человек, возраст от 11 до 16 лет.

Условиями отбора детей в вокальный ансамбль являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение концертов, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Особенность программы вокального ансамбля «Гармония» заключается в следующем:

  • позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

  • она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников соразмерно личной индивидуальности;

  • включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

  • применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

  • использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

  • содержание программы вокального ансамбля «Гармония» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

  • для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена дополнительная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству по индивидуальной программе;

  • песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы;

  • программа предусматривает обучение не только эстрадному пению, но исполнению народных песен.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Новизна программы заключается в том, что она отвечает запросам и требованиям, предъявляемым ФГОС НОО – это формирование творческой, всесторонне-развитой личности, создание условий для реализации тех универсальных учебных действий, которыми должна обладать личность в настоящее время. Планируется сотворчество с коллективами Пахомовского СК и Приваленского СК, а также с воспитанниками хореографического коллектива «Аллегро», и участниками Пахомовского фелиала Азовского центра немецкой культуры.

Уровень освоения содержания программыбазовый.

Актуальность программы обусловлена тем, что в процессе изучения вокала (в том числе эстрадного), дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом, передавать внутреннее эмоциональное состояние.

Задачи укрепления здоровья учащихся, предполагают поиски эффективных форм и методов профилактической работы. К таким формам относятся занятия вокалом. Занятия вокалом – действенная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболеваний.

Целесообразность программы, в том, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей занятия в вокального ансамбля «Гармония» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель программы: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Задачи программы:

  • Формировать устойчивый интерес к пению.

  • Обучать выразительному пению.

  • Обучать певческим навыкам.

  • Развивать слух и голос детей.

  • Формировать голосовой аппарат.

  • Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

  • Сохранять и укреплять психическое, физическое здоровье детей.

  • Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

  • Создавать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.

Концептуальная основа программы вокального ансамбля «Гармония» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка,

В основу разработки программы вокального ансамбля «Гармония» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;

  • технология индивидуализации обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • компетентностного и деятельностного подхода.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии - развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

  • На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Ответ на этот вопрос можно найти и в данной программе.

  • В основу программы вокального ансамбля «Гармония» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьной студии положены в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Татьяны Владимировны Охомуш, они подготовлены с учетом богатого опыта педагога и певицы.

  • В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальную память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

  • Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова (приложение 1,2,3) также принят как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

  • Дыхание - это основа вокального искусства в программе важное место занимает дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой (приложение 4) Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся, слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Формы обучения:

  • Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

  • Практические занятия, где дети, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов, песни народов мира.

  • Занятие-постановка, репетиция, отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

  • Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей, родителей.

  • Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Методы обучения:

  • наглядно-слуховой;

  • наглядно-зрительный;

  • репродуктивный;


Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом разной манеры пения.

Принципы педагогического процесса:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.


Прогнозируемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

Появится возможность

К концу обучения по программе вокального ансамбля «Гармония» дети должны

знать/понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- типы дыхания;

- гигиену певческого голоса;

- соблюдать певческую установку;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко, ярче»

К концу обучения по программе вокального ансамбля «Гармония» дети должны уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь легким звуком, без напряжения;

- принимать активное участие в творческой жизни ансамбля;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе отрывок песни, передавая его характер и смысловую нагрузку;

- дать критическую оценку своему исполнению;

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные УУД

• Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей

социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

• Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• Наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

• Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

• Позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.


Коммуникативные УУД

• Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

•Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

• Участие в музыкальной жизни класса (школы, деревни, района).

• Умение применять знания о музыке вне учебного процесса


Регулятивные УУД

• Умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;

• Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

• Умение формулировать собственное мнение и позицию.

• Умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.


Познавательные УУД:

• Умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным критериям.

• Умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

• Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

• Формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства


Общеучебные:

•Умение структурировать знания.

•Выделение и формулирование учебной цели.

•Поиск и выделение необходимой информации.

•Анализ объектов.

•Синтез, как составление целого из частей.

•Классификация объектов.


Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных

выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.


Учебно–тематический план и содержание

дополнительной образовательной программы

Разделы, название темы

Часы

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.

11

1

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

2

2

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

2

3

Вокально-певческая установка

2

4

Строение голосового аппарата.

2

5

Правила охраны детского голоса.

3

II.

Формирование детского голоса.

8

1

Звукообразование.

2

2

Певческое дыхание, опора дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

2

3

Дикция и артикуляция. Речевые игры и упражнения.

2

5

Вокальные упражнения.

2

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

23

1

Народная песня.

4

2

Произведениями русских композиторов- классиков.

3

4

Произведения современных отечественных композиторов.

8

5

Сольное пение.

8

IV.

Игровая деятельность, театрализация песни. Элементы хореографии

6

1

Игровая деятельность, театрализация песни.

3

2

Элементы хореографии

3

V.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

4

1

Путь к успеху.

2

2

Посещение концертов, музеев и выставочных залов, просмотр видео.

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

16

1

Репетиции

8

2

Выступления, концерты.

8


Итого

68



Содержание программы

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности. (11 ч.)

1.1. Диагностика. Прослушивание детских голосов (2 ч.)

Форма занятия: беседа

Содержание деятельности: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Практическая деятельность: Прослушивание детских голосов. Корпусная певческая установка. Пение учебно- тренировочного материала.

Форма контроля: собеседование, прослушивание.


1.2. Понятие о сольном и ансамблевом пении. (2 ч.)

Форма занятия: беседа

Содержание деятельности: Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

Практическая деятельность: Пение учебно- тренировочного материала.


Форма контроля: опрос


1.3. Певческая установка. (2 ч.)

Форма занятия: беседа

Содержание деятельности: Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

Практическая деятельность: Корпусная певческая установка. Пение учебно- тренировочного материала.

Форма контроля: опрос



1.4. Строение голосового аппарата. (2 ч.)

Форма занятия: беседа,

Содержание деятельности: Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

Практическая деятельность: Пение учебно- тренировочного материала.

Форма контроля: опрос



1.5. Правила охраны детского голоса. (2 ч.)

Форма занятия: беседа, инструктаж

Содержание деятельности: Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

Практическая деятельность: Пение учебно- тренировочного материала.

Форма контроля: опрос



Тема II. Формирование детского голоса. (8 ч.)

2.1. Звукообразование. (2ч.)

Форма занятия: беседа, практическое занятие

Содержание деятельности: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

Практическая деятельность: Пение учебно-тренировочного материала.

Форма контроля: наблюдение



2.2. Певческое дыхание. (2 ч.)

Форма занятия: беседа, демонстрация, практическое занятие.

Содержание деятельности: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

Практическая деятельность: Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Корпусная певческая установка. Пение учебно-тренировочного материала.

Форма контроля: наблюдение



2.3. Дикция и артикуляция. (2 ч.)

Форма занятия: беседа, демонстрация, практическое занятие

Содержание деятельности: Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

Практическая деятельность: Речевые игры и упражнения. (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Пение учебно- тренировочного материала.

Форма контроля: наблюдение



2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. (2 ч.)

Форма занятия: беседа, демонстрация, практическое занятие

Содержание деятельности: Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Практическая деятельность: Комплекс вокальных упражнений, Корпусная певческая установка. Пение учебно-тренировочного материала.

Форма контроля: наблюдение



Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. (23 ч.)

3.1. Работа с народной песней. (4 ч.)

Форма занятия: демонстрация, беседа, практическое занятие, репетиция

Содержание деятельности: Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен.

Практическая деятельность: Упражнения на дыхание, упражнения на развитие дикции и артикуляции, Корпусная певческая установка. Пение учебно-тренировочного материала. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

Форма контроля: анализ собственного исполнения, взаимооценка исполнения произведений, наблюдение.


3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. (3 ч.)

Форма занятия: демонстрация, беседа, практическое занятие, репетиция

Содержание деятельности: Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

Практическая деятельность: Упражнения на дыхание, упражнения на развитие дикции и артикуляции, Корпусная певческая установка. Пение учебно-тренировочного материала. Исполнение песен русских композиторов сольно и вокальным ансамблем.

Форма контроля: анализ собственного исполнения, взаимооценка исполнения произведений, наблюдение.



3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. (8 ч.)

Форма занятия: демонстрация, беседа, практическое занятие, репетиция.

Содержание деятельности: Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

Практическая деятельность: упражнения на дыхание, упражнения на развитие дикции и артикуляции, Корпусная певческая установка. Пение учебно-тренировочного материала. Исполнение песен современных отечественных композиторов сольно и вокальным ансамблем.

Форма контроля: анализ собственного исполнения, взаимооценка исполнения произведений, наблюдение.



3.4. Работа с солистами. (8 ч.)

Форма занятия: практическое занятие, репетиция

Содержание деятельности: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Практическая деятельность: упражнения на дыхание, упражнения на развитие дикции и артикуляции, корпусная певческая установка, пение учебно-тренировочного материала. Исполнение песен русских композиторов сольно и вокальным ансамблем. Работа с микрофоном, на сцене репетиционного зала.

Форма контроля: наблюдение, анализ собственного исполнения, запись видео номера и его анализ.



Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни. Элементы хореографии. (6 ч.)

4.1. Игровая деятельность, театрализация песни.(3 ч.)

Форма занятия: беседа, практическое занятие

Содержание деятельности: Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Практическая деятельность: работа над постановкой концертных, конкурсных номеров, пение учебно-тренировочного материала.

Форма контроля: участие в концертной, конкурсной деятельности (в связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.)


4.2. Элементы хореографии. (3 ч.)

Форма занятия: беседа, практическое занятие.

Содержание деятельности: Разучивание движений для передачи образа песни. Упражнение на раскрепощение.

Практическая деятельность: Работа над постановкой концертных, конкурсных номеров. Пение учебно-тренировочного материала.

Форма контроля: участие в концертной, конкурсной деятельности (в связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.)


Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. (4 ч.)

5.1. Путь к успеху. Прослушивание аудио- и видеозаписей. (2 ч.)

Форма занятия: Демонстрация видео и аудио записей с последующим обсуждением, анализом.

Содержание деятельности: Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Практическая деятельность: просмотр аудио и видео материалов.

Форма контроля: анализ, наблюдение.



5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. (2 ч.)

Форма занятия: посещение концертов

Содержание деятельности: Посещение отчетных концертов образцовых вокальных ансамблей. Обсуждение своих впечатлений

Практическая деятельность: Подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Форма контроля: эссе –«Мои впечатления»


Тема VI. Концертная деятельность. (16 ч.)

6.1. Репетиции (8 ч.)

Форма занятия: практическое занятие, репетиция

Содержание деятельности: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Практическая деятельность: упражнения на дыхание, упражнения на развитие дикции и артикуляции, корпусная певческая установка, пение учебно-тренировочного материала. Исполнение песен сольно и вокальным ансамблем. Работа с микрофоном, на сцене репетиционного зала. Отработка хореографии и театрализации в номере. Сбор материалов для архива студии.

Форма контроля: наблюдение, анализ собственного исполнения, запись видео номера и его анализ.



6.2. Выступления, Концерты. (8 ч.)

Форма занятия: участие в концертной, конкурсной программе.

Содержание деятельности: Выступление солистов и группы (дуэт,трио, ансамбль). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Практическая деятельность: участие в концертной, конкурсной программе, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. сбор материалов для архива студии. Обсуждение выступления.

Форма контроля: Анализ и взаимоценка выступления.


Критерии оценки учебных результатов программы:

Работа обучающихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков. Возможности практического применения в различных ситуациях творческого использования.

Высокий уровень освоения программы

Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний умений и навыков.

Средний уровень освоения программы

Обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания умения и навыки.

Низкий уровень освоения программы

Обучающийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике приобретенные знания умения и навыки.

Формы и виды контроля:



  №

Вид контроля

Сроки выполнения

1.

Входящий контроль. Прослушивание.

сентябрь


2.

Творческий отчёт

апрель-май

3.

Участие в концертных мероприятиях школы, конкурсах муниципального уровня, фестивалях.

в течение года

4.

Итоговый контроль. Прослушивание.

май



Формы аттестации и подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы:

Концерты и выступления - репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников вокального ансамбля «Гармония» и их подготовки. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю, согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится в конце учебного года:

Выставка фотоматериала с выступлений ансамбля.

Успехи, результат.

Беседа о вокальном ансамбле «Гармония».

Отчетный концерт.

Изучение эффективности индивидуального подхода развития вокальных способностей:

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

В процессе обучения детей используются следующие виды контроля: входящий, промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение.

Выявление достигнутых результатов осуществляется через механизмы:

  • Педагогические наблюдения (прослушивание);

  • Отчетный концерт;

  • Концертные выступления, конкурсы, фестивали, смотры.


 

Основные принципы оценивания.


 В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

  • доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;

  • положительное отношение к усилиям воспитанника;

  • конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;

  • конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
     

На «отлично» оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу, имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене.

На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей.

На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.

Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Материально-техническое обеспечение:

1. Наличие специального кабинета.

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, переносная колонка, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

Список литературы


Нормативно-правовые документы:

      1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,

утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413

3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г.

№ 1726-р);

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3648-20 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. 2020 г.

№ 28);

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ: приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.



Список литературы для педагога:

1. Анисимов, В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. (Текст)/ В.П. Анисимов – Москва.: Музыка, 2018. – 102 с.

2. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса. (Текст)/ О.А. Апраксина- Москва.: МГПИ, 2019. - 231 с.

3. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой (Текст)/ Т.Е. Вендрова- Москва.: Просвещение, 2020. – 165 с.

4. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. (Текст )/ А.Л. Готсдинер - Москваа., 2019. – 253 с.

5. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития. (Текст)/ Е.А.Дубровская - Москва.: Просвещение, 2019. – 115 с.

6. Крючков, А.С. Работа со звуком.(Текст)/ А.С. Крючков – Москва,: АСТ Техникс, 2019. – 146 с.

7. Кудрявцева, Т.С. Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н. (Текст)/ Т.С.Кудрявцева- Москва. ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2021. -95 с.

8. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению. (Текст)/А.Г. Менабени – Москва. :Просвещение, 2019 – 82с.

9. Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды (Текст)/ О.К. Разумовская– Москва. :Айрис-пресс,2020г.- 176 с.

10. Юдина, А.А. Сценическая речь, движение, имидж. (Текст)/ А.А. Юдина – Санкт Петербург.: Ария, 2018. - 203 с.


Список литературы для учащихся и родителей

1. Исаева И.О. Эстрадное пение. – Москва.: Владос, 2019.

2. Макуорт Л. Самоучитель по пению. - Москва.:АСТ, 2019.

3. Светличная Л.В. , Сказка о музыке – Москва.: Творческий центр, 2020.

4. Цой В. Р. Музыка волн, музыка ветра. – Москва., ЭКСМО, 2020.

5. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – Санкт Петербург.: «Ария», 2021.


Информационные интернет–ресурсы

1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru

2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.fcior.edu.ru

5. Завуч. инфо http://www.zavuch.ru

6. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet

7. В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio

8. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru

9. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com

10. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

11. Песни о школе. http://www.lastbell.ru/pesni.html

12. В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса.  http://www.vocalvoice.narod.ru

13. http://x-minus.me/



















Приложение

  1. Артикуляционная гимнастика по системе В. В. Емельянова.

  2. Фонопедические упражнения В. Емельянова.

  3. Карточки для работы с руками при извлечении звука по системе В. Емельянова

  4. Комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой.

  5. Примерный репертуарный план


Приложение №1

Артикуляционная гимнастика по системе В. В. Емельянова.

1.Покусать кончик языка.

2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4.Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.

5.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).

7.Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8.Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

11.Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.

12.Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

13.Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.

14.Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

15.Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.

16.Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.

17.Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.

18.Взять левой рукой правый локоть, согнув кисть правой руки под прямым углом к предплечью, и на образовавшуюся «полочку» положить подбородок. Выдвинуть подбородок открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения (подбородок вперед, нос вверх).

19.Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (по очереди и одновременно).

20.Выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания.

21.Максимально открыть рот, обнажить зубы, наморщить переносицу, включить мышцы под глазами, широко открыть глаза и сделать 4 движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах.

Игры – упражнения на артикуляцию

«Обезьянки».

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

Град» (массаж лица).

Град, а, град, ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.

«Вовсе я не рад», — отвечает град.

«Просто солнца луч проколол бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу.

Ночной лес.

Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):

Кто-то выл (в-в-в),

А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),

Кто то топал (топ-топ-топ-топ),

Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),

Кто-то укал (у-у-у-у)

И кричал (Ау-ау-ау-ау),

Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать)


Приложение №2

Фонопедические упражнения В. Емельянова.

«Качели»







Приложение №3



Карточки для работы с руками при извлечении звука по системе В. Емельянова



1





2









3









4



У ? У О ? У А ? А





5

У У У О О А





Приложение №4

Комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой.

Упражнение 1. «Ладошки»

Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса».
Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3—4 секунды — пауза.

Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4 вдоха. Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.

Помните! Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот.

В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3—4 секунды, а от 5 до 10 секунд).


Упражнение 2. «Погончики»

Исходное положение: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса

кисти рук не поднимайте. 

Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3—4 секунды и снова 8 вдохов-движений. 

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. 

Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.  


Упражнение 3. «Насос»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий. шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. 
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.
Ограничения: при травмах головы и позвоночника, при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре не кланяйтесь низко. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и

коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха пассивно через рот, но не открывайте его широко.

Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

Упражнение 4. «Повороты головы»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Поверните голову вправо — сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево — «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть! 

Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот. 

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.  

Упражнение 5. «Ушки»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение напоминает «китайского болванчика»).

Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот!).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение 6. «Маятник головой»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Опустите голову вниз (посмотрите на пол) — резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) — тоже вдох. Вниз—вверх, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо в крайнем случае — тоже через нос).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника не делайте резких движений головой в упражнениях «Повороты головы», «Ушки» и «Маятник головой». Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно «шмыгайте» носом. Делайте эти упражнения сидя, а «Повороты головы» и «Ушки» можно даже лежа.











Упражнение 7. «Кошка»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола).

Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и

тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Кошка» можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).


Упражнение 8. «Обними плечи»

Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лежа.

Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца, врожденными пороками, перенесенным инфарктом в первую неделю тренировок не делать упражнение «Обними плечи». Начинать его нужно со второй недели вместе с другими упражнениями стрельниковской гимнастики. В тяжелом состоянии нужно делать подряд не по 8 вдохов-движений, а по 4 вдоха-движения или даже по 2, затем отдых 3—5 секунд и снова 2 или 4 вдоха-движения.


Упражнение 9. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя.

Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника и смещениях межпозвонковых дисков упражнение «Большой маятник» делайте, ограничивая движения: слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при наклоне назад.

Только хорошо освоив первые шесть упражнений комплекса, можно переходить к остальным. Добавляйте каждый день по одному упражнению из второй половины комплекса, пока не освоите все основные упражнения. 



Упражнение 10. «Перекаты»

Упражнение 10А

 Исходное положение: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус — тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается), одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко «шмыгая» носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед — назад, приседание — приседание, вдох — вдох.

Помните: 1) приседание и вдох делаются строго одновременно, 2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем; 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. 


Упражнение 10Б

Исходное положение: станьте правая нога впереди, левая — сзади.

Повторите упражнение с другой ноги.

Упражнение «Перекаты» можно делать только стоя.


Упражнение 11. «Шаги»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновение принять исходное положение Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой слегка приседайте и шумно «шмыгайте» носом (левое колено вверх — исходное положение, правое колено вверх — исходное положение). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.

Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кистей рук на уровне пояса. Упражнение «Передний шаг» напоминает танец рок-н-ролл. Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот.

Норма: 8 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Передний шаг» можно делать стоя, сидя и даже лежа.









Приложение №5


Примерный репертуарный план


  1. «Тонкая рябина» народная песня

  2. «Утушка луговая» народная песня

  3. «Валенки» народная песня

  4. «В роще пел соловушка» народная песня

  5. «Ой, снег-снежок» муз. Г.Пономаренко, сл. В Боков.

  6. «По тропинке снежком запорошенной» сл.О.Гришина, муз. Н.Палькина

  7. «Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов

  8. «Золушка» муз. И. Цветков сл. И. Резник

  9. «Дорога добра» муз.М. Минков, сл. Ю. Энтин

  10. «Кнопочки» - Волшебники двора, муз. В. Осошник сл. Н. Осошник

  11. «Мир Который нужен мне»- Домисолька,

  12. «Не уроните Шарик!» муз. и сл. Татьяна Залужная

  13. «Отмените войну!» муз. и сл. Т. Ветрова

  14. «Школа» Любовные Истории муз. С. Парамонов сл.В.Чупретов

  15. «День учителя» Миша Ермошин

  16. «Белая зима» Даниил Соколенко

  17. «Далеко от мамы» Барбарики

  18. «Кошка беспородная» ДХ Великан

  19. «Маленький принц» Валерия муз. М.Таривердиев сл.Н Добронравов

  20. «Маленькая страна» Н. Королева

  21. «Расскажите птицы» А.Пугачева

  22. «В горнице» муз. А. Морозов сл.Н.. Рубцов

  23. «Папа» София Берг

  24. «Мама» София Берг

  25. «Мамино сердце» Жасмин муз. К Брейтбург сл. Э Мельник

  26. «Мама моей мамы» Афродита

  27. «Солнышко в руках» муз.Д.Постовалов, сл.Д.Постовалов 

  28. «Солнечный круг» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина

  29. «Оранжевая песня» муз. К Певзнер, сл. А. Арканов, Г. Горин.

  30. «Песенка мамонтенка» муз.В.Шаинский, сл.Д.Непомнящая, 

  31. «Крылатые качели» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина из к/ф "Приключения Электроника"

  32. «Незнайка на Луне» муз. и сл. Константин Шотаевич Меладзе

  33. «Эти сны» вальс- Анна Кошмал муз. А. Удовенко; сл. Д. Козлов

  34. «Девочка Россия» муз. и сл.: Эльмира Путилова

  35. «Лесной олень» муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Энтин

  36. «Люси» муз. и сл. О.Газманов

  37. «С чего начинается Родина» муз. В.Баснер, сл.М.Матусовский

  38. «Земля родная» муз. А.Петрухин, сл. В.Бескоровайная

  39. «Ах, Россия» муз. и сл. Черенцова Виктория

  40. «Родина» муз. и сл. Черенцова Виктория

  41. «Не бойся!» муз. и сл. Черенцова Виктория

  42. «Край родной» муз.А Иевлев сл. Е.Олейник

  43. «Трава у дома» муз.В.Мигуля сл. А.Поперечный

  44. «Нет милей Руси» муз. и сл. О.Кочарян

  45. «Россия как Аленушка» - Детствоград

  46. «Журавли» муз. Я Френкель, сл. Р.Гамзатов.

  47. «Идет солдат по городу» муз. В.Шаинский. сл. М.Танич

  48. «На безымянной высоте» муз. В Баснер сл. М.Матусовский.

  49. «Снег седины» муз. Г. Пономаренко сл. В. Боков

  50. «Дом родной» А Гоман муз.К.Брейтбург, сл.С.Сашин.

  51. «А закаты алые»- Герои муз. В. Осошник Сл. Н. Осошник

  52. «Это просто война»- Зара муз. и сл. Г.Крапивский

  53. «Сад памяти»- Даша Русакова  муз. Б. Васильев сл. Т. Атрохова,

  54. «Русский парень» муз. и сл. А. Гоман

  55. «Первым делом самолеты» муз. В. Соловьев-Седой сл. А. Фатьянов

  56. «Родина мать» Г. Лепс муз.М. Фадеев сл. А Розенбаум, Н. Касимцева

  57. «Тучи в голубом» К.Орбакайте муз.А. Журбин сл. П. Синявский

  58. «Облака» Натали муз. Н.Рудина сл. Д.Чижов

  59. «Черный кот» гр.Браво сл. М. Танич

  60. «Песня о медведях» муз. А.Зацепин, сл. Л.Дербенёв

  61. «Остров невезения» муз. А.Зацепина, сл. Л.Дербенёва

  62. «Звенит январская вьюга» муз. А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв

  63. «Кабы не было зимы» муз. Е. Крылатов сл.  Ю. Энтин

  64. «Ангел и я» - Вика Старикова муз и сл. Ю. Кузнецова

  65. «Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

  66. «Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

  67. «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой

  68. «Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

  69. «Звёзды молчат» муз. и сл. Д. Никольский

  70. «Планета детства» муз. и сл. В. Цветков

  71. «Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева

  72. «Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский, сл. М. Максимов

  73. «Куда уходит детство?» муз. А. Зацепин, сл. Л. Дербенёв

  74. «Ромашки» муз. и сл. З. Рамазанова

  75. «Зимний сон» муз. и сл. А. Шевченко

  76. «Школьный бал» муз. С. Дьячков, П. Леонидов

  77. «Добрый жук» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварц

  78. «Бу-ра-ти-но!» муз. А. Рыбников, сл. Ю Энтин

  79. «Жил да был брадобрей» муз. М. Дунаевский, сл. Н. Олев

  80. «Облака» муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов

  81. «Мама» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной

  82. «Мамины глаза» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

  83. «Русские солдаты» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной

  84. «Отечества солдат» муз. Л. Семёнова, О. Безымянной

  85. «Джинсовый мальчишка» Муз. С. Сорокин, сл. О. Шамис

  86. «Капитошка» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник