Управление образования Администрации города Димитровграда
Ульяновской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества
города Димитровграда Ульяновской области»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета от «___»_____________ 20____г. Протокол № ________________ | | «Утверждаю» директор МБУДО ДДТ _____________ О.В. Антипова «____»_____________20____г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детской эстрадной песни
художественной направленности
«Путешествие в страну музыки»
Возраст обучающихся: 4-6лет
Срок реализации: 1 год
| Автор-составитель: Герасимова Яна Константиновна, педагог дополнительного образования |
г.Димитровград 2017 год
Рецензенты:
1. внешняя рецензия
(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)
2. внутренняя рецензия:
(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год – 72 часа (2 раза по 1 часу в неделю; 2х36=72) 4-6 лет
Возрастной диапазон освоения программы: 4-6 лет
Программа рассмотрена
и одобрена на заседании
педагогического совета
МБУДО ДДТ
протокол № ___ от _______
Секретарь _______________
Содержание:
№ | Содержание | СТР. |
1. | Пояснительная записка | 4-7 |
2 | Цель и задачи программы | 7-8 |
3 | Содержание программы | 8 |
| 3.1 Учебный план | 8-9 |
| 3.2 Содержание учебно-тематического плана | 10-15 |
| 3.3 Календарный учебный график | 16-18 |
4 | Планируемые результаты | 19 |
5 | Условия реализации программы | 20 |
6 | Формы аттестации | 20 |
7 | Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы | 20-22 |
8 | Методические материалы | 22 -26 |
9 | Список литературы: | 27 |
| 9.1. Литература для педагога | |
. | 9.2. Литература для обучающихся и родителей | |
Пояснительная записка.
Пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходиться выговаривать слова протяжно, нараспев, что и помогает правильному, чёткому произношению отдельных звуков и слов, если педагог следит за произношением. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую, тёплую погоду, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Сейчас в нашей большой стране стали очень много уделять внимания детскому эстрадному вокалу. Появилось очень много вокальных телепроектов. Один из самых известных как «Голос», «Лучше всех» и многие другие конкурсы, которые позволяют раскрыть таланты наших детей. Наблюдая за проектами, у детей появляется большое желание заниматься творчеством, и поэтому вместе с родителями к нам приходят много детей дошкольного возраста, желающих заниматься вокалом в нашем большом дружелюбном коллективе МБУДО ДДТ вокальной студии детской эстрадной песни «Домисолька» города Димитровграда, Ульяновской области, где каждый ребенок становится звездочкой в мире вокального искусства!
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Путешествие в страну музыки». Данная программа создана как модифицированная.
Новизна программы – заключается в том, что она способствует закладыванию вокальных навыков, умений, импровизации у детей с различными возможностями здоровья и музыкальными способностями. А закладывая знания вокального мастерства, мы закладываем фундамент мышления, который формирует основы культуры.
Дополнительность данной программы расширяет и углубляет знания детей, раскрывает творческие возможности, вокальное искусство, творческий потенциал.
Актуальность программы - развивает музыкально - эстетическое
восприятие, развивает творчество, фантазию. Именно музыкальная работа призвана расширять круг художественных впечатлений и
знаний детей через исполнение произведений разных жанров и стилей, а так же эстетическое образование поможет в детях развить
творческий процесс. Занятия в детском образовательном объединении способствуют не только певческому и музыкальному развитию, но и развитию речи, памяти, укреплению дыхательной системы у детей.
Отличительные особенности программы:
В данной программе автор использует тренировочные упражнения для развития голоса, певческого дыхания и музыкального слуха по методике педагога по вокалу : Ариадна Карягина - «Возвращение к голосу», а репертуар программы подобран из серии «Пойте с нами», издательство Весть ТДА, г.Москва и «Детского альбома», автор Юрий Энтин.
Адресат программы:
Дети дошкольного возраста от 4 до 6 лет.
Психолого-педагогические особенности:
Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор(полость глотки, рта и носа) и нижний, грудной(полость трахей и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной, поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но часто звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильной постановке пения, например при форсировании звука во время пения, голос у детей приобретает неприятное, несвойственное им низкое звучание.
Диапазон от нижнего до верхнего звука очень небольшой. Наиболее легкие, естественные, ненапряжённые звуки, так называемые «примарные», обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре в пределах Фа 1-Ля 1. Нижний звук До звучит напряжённо, и надо избегать давать его детям.
Содержание и материал программы «Путешествие в страну музыки» соответствует стартовому уровню.
Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 72 часа:
1 год обучения – 72 академических часов в год;
Срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год – 72 часа (2 раза по 1 часу в неделю; 2х36=72)
Форма обучения очная
формы организации образовательного процесса: групповая
Методы обучения
Словесные | Наглядные | Практические |
устное изложение | Показ видеоматериалов, иллюстраций | Дыхательная гимнастика |
беседа, объяснение | показ педагогом исполнения | вокальные упражнения |
| наблюдение | тренировочные упражнения |
анализ структуры музыкального произведения | работа по образцу | Работа с репертуаром |
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный, репетиционный.
Формы проведения занятий: беседа, концерт, показ, открытое занятие, праздник, практическое занятие, репетиция.
Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, концерт, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, фестиваль.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Режим занятий
1 год обучения 2 раза в неделю по 1 академическому часу
Формы подведения итогов реализации программы: реализация творческого проекта: творческие отчеты, участие в конкурсах и фестивалях, открытые занятие, выступления на городских площадках, викторины.
2. Цель и задачи программы
Цель программы заключается в создании условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения в эстрадном направлении.
Цели и задачи
Цель: Пробудить интерес к пению эстрадного направления в организованных группах.
Задачи:
Личностные:
- формирование дисциплины и чувства ответственности на занятиях;
- формирование культуры общения и поведения в коллективе;
- формирование личности как ячейка общества
Метапредметные:
- выявление творческих способностей;
- развитие заложенных природой музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, певческого диапазона;
Предметные:
- формирование начальных вокально-певческих навыков
- ознакомление с нотной грамотной и музыкальными терминами;
- ознакомление с комплексом упражнений для развития голоса по методике А. Карягиной;
- изучение песенного репертуара текущего учебного года.
3. Содержание программы
3.1 Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика | Резерв | Контроль |
1 | Организационное занятие. | 1 | 1 | - | | | Комплексное занятие, практическое | Наблюдение, опрос, прослвушивание |
2 | Золотая горка. | 24 | 6 | 16 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое, теоретическое | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
3 | Зимние забавы | 22 | 5 | 14 | 1 | 2 | Комплексное занятие, практическое, тренинг | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
4 | Весна красна | 24 | 6 | 14 | 2 | 2 | Комплексное занятие, практическое, тренинг | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
5 | «Итоговое занятие» | 1 | + | + | - | 1 | Комплексное занятие | Тестирование, наблюдение, опрос,выступление на сцене,конкурс, фестиваль |
| Всего часов: | 72 | | | | | | |
| Итого: | 100% | | | | | | |
3.2 Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Организационное занятие
Тема: Организационное занятие
Теория:
- беседа о представлении детского объединения, который будут посещать дети.
Практика
- анкетирование и знакомство детей друг с другом;
- Знакомство с правилами ТБ и ПДД.
Раздел 2. Золотая осень
Тема: песня «Веселые нотки»
(«Летний дождь» - Е.Цыганкова, О.Рахманова, Весть ТДА, серия Пойте с нами)
Теория:
- текст песни;
- унисон;
-высота звуков;
-название нот;
Практика:
Распевание: «На лугу и во дворе», «Про машину», «Песенка про лесенку», «На зеленом лугу» («Новый музыкальный букварь», Ростов-на-дону, О. Иванова,
И. Кузнецова);
- работа над песней:
1-2. Разучивание текста;
3.Работа над мелодическим рисунком;
4.Работа над ритмическим рисунком;
5.Работа над паузами;
6. Работа над дикцией и артикуляцией;
7.Работа над вступлениями и окончаниями фраз, куплетов и припева;
8. Репетиционная работа;
- нотное письмо: ноты 1 октавы.
Тема: песня «Золотая горка»
(«Детский альбом», автор - Юрий Энтин, Д.Тухманов)
Теория:
- текст песни;
- нотный стан;
- музыкальные инструменты: струнные;
- скрипичный ключ;
Практика:
Распевание: «На лугу и во дворе», «Про машину», «Песенка про лесенку», «На зеленом лугу» («Новый музыкальный букварь», Ростов-на-дону, О. Иванова,
И. Кузнецова);
- работа над песней:
1-2. Разучивание текста;
3.Работа над мелодическим рисунком;
4.Работа над ритмическим рисунком;
5.Работа над паузами;
6. Работа над дикцией и артикуляцией;
7.Работа над вступлениями и окончаниями фраз, куплетов и припева;
8. Репетиционная работа;
Тема: Песенка друзей
(«Песенки - веселушки» -А.Савина, Весть ТДА, серия Пойте с нами)
Теория:
- текст песни
- музыкальные инструменты: духовые, клавишные, ударные.
- правила поведения на сцене;
Практика:
Распевание: «На лугу и во дворе», «Про машину», «Песенка про лесенку», «На зеленом лугу» («Новый музыкальный букварь», Ростов-на-дону, О. Иванова,
И. Кузнецова);
- работа над песней:
1-2. Разучивание текста;
3.Работа над мелодическим рисунком;
4.Работа над ритмическим рисунком;
5.Работа над паузами;
6. Работа над дикцией и артикуляцией;
7.Работа над вступлениями и окончаниями фраз, куплетов и припева;
8. Репетиционная работа;
Раздел 3. Зимние забавы
Тема: песня «Ах, какая елочка»
(«Песенки - веселушки» -А.Савина, Весть ТДА, серия Пойте с нами)
Теория:
-текст песни;
- строение голосового аппарата;
- нотное письмо: скрипичный ключ;
- правила поведения на сцене;
Практика
- Тренировочный комплекс А.Карягиной «Возвращение к голосу»: упражнение № 1-3, № 7-6, № 10-11;
- работа над песней:
1-2. Разучивание текста;
3.Работа над мелодическим рисунком;
4.Работа над ритмическим рисунком;
5.Работа над паузами;
6. Работа над дикцией и артикуляцией;
7.Работа над вступлениями и окончаниями фраз, куплетов и припева;
8. Репетиционная работа;
Тема: песня - Наше детство
(«А мне фиолетово» - Е. Иванова, Весть ТДА, серия Пойте с нами)
Теория:
-текст песни;
- темп;
- гигиена певца;
- длительности: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая;
Практика
- Тренировочный комплекс А.Карягиной «Возращение к голосу»: упражнение № 1-3, № 7-6, № 10-11;
- работа над песней 1-2. Разучивание текста;
3.Работа над мелодическим рисунком;
4.Работа над ритмическим рисунком;
5.Работа над паузами;
6. Работа над дикцией и артикуляцией;
7.Работа над вступлениями и окончаниями фраз, куплетов и припева;
8. Репетиционная работа;
Тема: песня Бабуля
(«День чудес» - П.Ермолаев, Весть ТДА, серия Пойте с нами)
Теория:
-текст песни;
- басовый ключ;
- правила поведения на сцене;
Практика
- Тренировочный комплекс А.Карягиной «Возвращение к голосу»: упражнение № 1-3, № 7-6, № 10-11;
- работа над песней 1-2. Разучивание текста;
3.Работа над мелодическим рисунком;
4.Работа над ритмическим рисунком;
5.Работа над паузами;
6. Работа над дикцией и артикуляцией;
7.Работа над вступлениями и окончаниями фраз, куплетов и припева;
8. Репетиционная работа;
Раздел 4. Весна красна
Тема: песня «Дедуля»
(«Наша встреча повторится» -Ю. Вержников, Весть ТДА, серия Пойте с нами)
Теория:
-текст песни;
- лады: мажор, минор;
- пауза;
- скороговорки:
Практика
--Тренировочный комплекс А.Карягиной «Возвращение к голосу»: упражнение № 1-4, № 6-8, № 10-11;
- работа над песней
1-2. Разучивание текста;
3.Работа над мелодическим рисунком;
4.Работа над ритмическим рисунком;
5.Работа над паузами;
6. Работа над дикцией и артикуляцией;
7.Работа над вступлениями и окончаниями фраз, куплетов и припева;
8. Репетиционная работа;
Тема: песня «Шоколад»
(«Сладкие песенки» - П.Ермолаев, Весть ТДА, серия Пойте с нами)
Теория:
-текст песни;
-вступление, куплет, припев
- динамика, тембр
- нотное письмо: длительности;
- правила поведения на сцене;
-скороговорки
Практика
-Тренировочный комплекс А.Карягиной «Возвращение к голосу»: упражнение № 1-4, № 6-8, № 10-11;
- работа над песней
1-2. Разучивание текста;
3.Работа над мелодическим рисунком;
4.Работа над ритмическим рисунком;
5.Работа над паузами;
6. Работа над дикцией и артикуляцией;
7.Работа над вступлениями и окончаниями фраз, куплетов и припева;
8. Репетиционная работа;
Тема: песня «Лето»
(«Сырная луна» - Е.Цыганкова, О.Рахманова, Весть ТДА, серия Пойте с нами)
Теория:
-текст песни;
- правила поведения на сцене;
-скороговорки: выдра из ведра; чок, чок – каблучок; били лбами.
Практика
-Тренировочный комплекс А.Карягиной «Возвращение к голосу»: упражнение № 1-4, № 6-8, № 10-11;
- работа над песней
1-2. Разучивание текста;
3.Работа над мелодическим рисунком;
4.Работа над ритмическим рисунком;
5.Работа над паузами;
6. Работа над дикцией и артикуляцией;
7.Работа над вступлениями и окончаниями фраз, куплетов и припева;
8. Репетиционная работа;
Раздел 5. Итоговое занятие
Тема: Итоговое занятие
В итоговое занятие входит проверка педагогом знаний, которые он давал в течение всего учебного года, это:
Теория:
Теоретический материал; тренировочные комплексы для развития голоса; упражнения для развития музыкального слуха; упражнения для развития чувства ритма; песни. На итоговом занятии педагог проводит итоговую диагностику, смотрит уровень детей. Подводит итог: всё ли он успел выполнить с детьми и могут ли они усвоить данный объём программы.
Практика
Идёт повтор всех выученных песен, а так же идёт итог концертных выступлений: это сольные концерты для родителей и детей, где показывается творческое мастерство детей, и, сборные концерты; городские и областные конкурсы и фестивали для вокальных ансамблей и солистов, где принимают участия другие коллективы.
3.3 Календарный учебный график
№ п/п | месяц | число | Форма занятия | Кол-во часов | | Место прове- дения | Форма контроля |
1 | | | теоретическое | 1 | Организационное занятие | Учебный класс | Наблюдение, опрос, прослвушивание |
2 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Веселые нотки – 1 и 2 куплет,припев. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
3 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Веселые нотки – 3 и 4 куплет. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
4 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Веселые нотки. Унисон – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
5 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Веселые нотки. Унисон – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
6 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Веселые нотки. Название нот – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
7 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Веселые нотки. Название нот – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
8 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Веселые нотки. Высота звуков – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
9 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Веселые нотки. Высота звуков – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
10 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Золотая горка – 1 куплет, припев. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
11 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Золотая горка – 2 и 3куплет. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
12 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Золотая горка. Нотный стан- знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
13 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Золотая горка. Нотный стан – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
14 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Золотая горка. Скрипичный ключ- знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
15 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Золотая горка. Скрипичный ключ- закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
16 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Золотая горка. Струнные инструменты – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
17 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Золотая горка. Струнные инструменты – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
18 | | | комплексное занятие | 1 | Песенка друзей- 1куплет, припев. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
19 | | | комплексное занятие | 1 | Песенка друзей- 2 и 3 куплет. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
20 | | | комплексное занятие | 1 | Песенка друзей. Духовые инструменты- знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
21 | | | комплексное занятие | 1 | Песенка друзей. Духовые инструменты – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
22 | | | комплексное занятие | 1 | Песенка друзей. Клавишные инструменты- знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
23 | | | комплексное занятие | 1 | Песенка друзей. Клавишные инструменты- закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
24 | | | комплексное занятие | 1 | Песенка друзей. Ударные инструменты – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
25 | | | комплексное занятие | 1 | Песенка друзей. Ударные инструменты – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
26 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Ах, какая елочка - 1 куплет, припев. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
27 | | | комплексное занятие | 1 | Песня - Ах, какая елочка – 2 куплет, припев. Правила поведения на сцене – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
28 | | | комплексное занятие | 1 | Песня - Ах, какая елочка я. Правила поведения на сцене – повторение. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
29 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Новый год. Строение голосового аппарата- знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
30 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Ах, какая елочка. Строение голосового аппарата-закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
31 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Ах, какая елочка. Нотное письмо – скрипичный ключ. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
32 | | | Практическое | 1 | Песня Ах, какая елочка. | Актовый зал. Сцена. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
33 | | | Практическое | 1 | Репетиционная работа. | Актовый зал. Сцена. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
34 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Наше детство – 1 куплет, припев. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
35 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Наше детство – 2 и 3 куплет. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
36 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Наше детство. Гигиена певца – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
37 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Наше детство. Гигиена певца – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
38 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Наше детство. Темп – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
39 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Наше детство. Темп -закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
40 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Наше детство. Длительности – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
41 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Наше детство. Длительности – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
42 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Бабушка - 1и 2 куплет. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
43 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Бабушка - 3 и 4 куплет. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
44 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Бабушка. Басовый ключ – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
45 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Бабушка. Басовый ключ – закреплеие. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
46 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Бабушка. Правила поведения на сцене – повторение. | Актовый зал. Сцена. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
47 | | | Практическое | 1 | Репетиционная работа. | Актовый зал. Сцена. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
48 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Дедуля - 1 куплет, припев. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
49 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Дедуля - 2 и 3 куплет. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
50 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Дедуля. Лады: мажор,минор – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
51 | | | комплексное занятие | 1 | Песня. Дедуля. Лады: мажор,минор – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
52 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Дедуля. Пауза- знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
53 | | | комплексное занятие | 1 | Песня Дедуля. Пауза – закрепление. | Актовый зал. Сцена. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
54 | | | Практическое | 1 | Репетиционная работа. | Актовый зал. Сцена. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
55 | | | комплексное занятие | 1 | Песня шоколад – 1 куплет, припев. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
56 | | | комплексное занятие | 1 | Песня шоколад- 2и 3 куплет. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
57 | | | комплексное занятие | 1 | Песня шоколад. Вступление, куплет, припев – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
58 | | | комплексное занятие | 1 | Песня шоколад. Вступление, куплет, припев –закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
59 | | | комплексное занятие | 1 | Песня шоколад. Динамика, тембр – знакомство. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
60 | | | комплексное занятие | 1 | Песня шоколад. Динамика, тембр – закрепление. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
61 | | | комплексное занятие | 1 | Песня шоколад. Правила поведения на сцене- повторение. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
62 | | | комплексное занятие | 1 | Песня шоколад. Репетиционная работа. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
63 | | | комплексное занятие | 1 | Песня лето – 1 и 2 куплет. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
64 | | | комплексное занятие | 1 | Песня лето. Скороговорка: били лбами. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
65 | | | комплексное занятие | 1 | Песня лето Скороговорка: били лбами- повторение. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
66 | | | комплексное занятие | 1 | Песня лето Скороговорка: выдра из ведра. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
67 | | | комплексное занятие | 1 | Песня лето. Скороговорка: выдра из ведра-повторение. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
68 | | | комплексное занятие | 1 | Песня лето. Скороговорка: мышка сушек насушила. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
69 | | | комплексное занятие | 1 | Песня лето. Скороговорка: чок чок каблучок. | Учебный класс | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
70 | | | Практическое | 1 | Репетиционная работа. | Актовый зал. Сцена. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
71 | | | Практическое | 1 | Творческий отчет. | Актовый зал. Сцена. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
72 | | | теоретическое | 1 | Итоговое занятие. | Учебный класс. Актовый зал. Сцена. | Тестирование, наблюдение, опрос,выступление на сцене,конкурс, фестиваль |
4. Планируемые результаты.
Личностные:
- формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
- осознание себя как члена общества на региональном уровне;
- приобретение навыков трудолюбия и чувства ответственности, формировании чувства коллективизма.
Метапредметные:
- бережно относится к своему голосу. Правильно выполнять дыхательные упражнения. Следить за дыханием во время пения, брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- эмоционально откликаться о произведении, и выражать свои эмоции в рисунках и движениях. Уметь применять словарь эмоциональных состояний в своих откликах. Выявлять жанровое начало;
- различать части музыкального произведения (вступление, куплет, припев, заключение) Вступать и заканчивать песню самостоятельно;
- чисто интонировать мелодию, овладеть выразительным исполнением. Уметь ускорять, замедлять усиливать и ослаблять звучание, петь отдельные отрезки мелодии с аккомпанементом.
Предметные:
- Что голос – наше богатство и к нему надо относиться бережно. Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью. Что для правильного пения надо правильно брать дыхание;
- Музыка выражает и передаёт чувства человека, картины природы, движение с помощью средств музыкальной выразительности и развития музыки;
- Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки;
- тренировочный комплекс упражнений «Возвращение к голосу» А.Карягиной и песенный репертуар;
5. Условия реализации программы для детей дошкольного возраста
Материально – техническое обеспечение:
1. Оборудованный кабинет. (Музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, 3.-4 микрофона, наушники, звукоусилительная аппаратура, колонки, МД дека, наличие возможности записи фонограмм, наличие возможности изготовления концертных костюмов).
2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.
3. Записи фонограмм детских песен, классических произведений на аудиокассетах и компакт-дисках.
6.Формы аттестации
-проектная деятельность;
- конкурсы, фестивали творчества различного уровня;
- отчетные концерты;
- открытые уроки.
7. Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности :
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях концертах, фестивалях, конкурсов различного уровня.
- программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. документальные формы:
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
диагностика личностного роста и продвижения | самооценка воспитанника |
анкетирование | ведение творческого дневника обучающегося, портфолио |
педагогические отзывы | оформление листов индивидуального образовательного маршрута |
| оформление фотоотчетов |
Диагностические тесты:
1. Тест на опознание (вопрос – ответ):
Пиано - это громко? (нет)
Есть ли в нотной грамоте басовый ключ? (да)
Минор - это весёлый лад? (нет)
Правильно ли я перечисляю название нот? До, ре, ми, фа, соль, ля, си. (да)
Анданте (andante)- это отрывисто? (нет)
Можно ли выглядывать из-за кулис, когда начался концерт? (нет)
Шестнадцатая – это штрих? (нет)
Тест на различие:
Четверть - это:
а) темп
б) тихо
в) длительность
2.Унисон, это:
а) одновременное звучание звуков одной и той же высоты
б) пауза
в) слитно, плавно
Восьмая, это:
а) нота
б) длительность
в) лад
3. скрипка, это:
а) актёр
б) струнный инструмент;
в) духовой инструмент;
Тест на классификацию:
Перечислить строение голосового аппарата;
Что входит в «Гигиену певца»?
Какие группы музыкальных инструментов вы знаете?
Перечислить виды певческих голосов.
Алгоритмический тест:
Нужно ответить, что самое главное должен знать «Школьники»
а) характер песни;
б) с какого нюанса начинается и заканчивается песня;
в) какой темп песни;
г) о чём содержание песни.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования:
Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:
показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
1. Информационная и справочная литература.
2. Методическая литература.
3. Наглядные пособия - плакаты, портреты с изображением композиторов, наличие магнитной доски с нотным станом.
Виды дидактических материалов
схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, музыкальные рисунки);
картинный и картинно-динамический (иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);
звуковой (аудиозаписи);
смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты).
Методическое обеспечение программы
Раздел | Формы | Приемы и методы | Дидакти- | Техническое | Формы |
или | занятия | организации | ческий | оснащение | подведения |
тема | | образовательной | материал | занятия | итогов |
программы | | деятельности | | | |
| | (в рамках занятия) | | | |
1.«Организационное занятие» | Теоретическое | Словесный Наглядный | -ДООП «Путешествие в страну музыки»; - план воспитательной работы на текущий учебный год; - наглядно дидактическое пособие «Путешествие в страну музыки»; - вокальный словарь; - словарь музыкальных терминов; -Песни из альбомов выпуска плюсовых и минусовых фонограмм из серии «Пойте с нами, Весть ТДА г. Москва», альбом «Детский альбом» Юрий Энтин; - творческие достижения учащихся (портфолио) | - музыкальный класс; - магнитная доска; - диски или флешносители с плюсовыми и минусовыми записями; - аудио- и видеоаппаратура; - наглядные и дидактические пособия; - рабочая программа; | Наблюдение, опрос, прослушивание |
2.Золотая горка | комплексное занятие практическое занятие теоретическое занятие | Словесный Наглядный Практический | - Песни из альбома «Что такое ноты», музыка и слова Натальи и Ирины Нужиных (выпуск плюсовых и минусовых фонограмм из серии «Пойте с нами, Весть ТДА г. Москва»); -Песни из альбома «Песенки веселушки», автор- Александр Ермолов; альбом « Дворец детства» и «Золотая горка» (выпуск плюсовых и минусовых фонограмм из серии «Пойте с нами, Весть ТДА г. Москва»); - наглядно дидактическое пособие «Музыкальная капель»; - вокальный словарь; - словарь музыкальных терминов; -Тренировочный комплекс А.Карягиной. -ДООП «Путешествие в страну музыки»; - «Новый музыкальный букварь», О. Иванова, И. Кузнецова. | - просторное, хорошо освещенное помещение для занятий; - аудиоаппаратура с входом для микрофона, микрофоны; - музыкальный инструмент (фортепиано или синтезатор); - нотная доска; - диски или флешносители с плюсовыми и минусовыми записями; - аудио- и видеоаппаратура для записей, просмотра и анализа выступлений; - наглядные пособия; - стенд для отражения событий, происходящих в коллективе. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
3.Зимние забавы | комплексное занятие практическое занятие теоретическое занятие | Словесный Наглядный Практический | - песни из альбома «Я звезда», Екатерина Иванова «А мне фиолетово», (выпуск плюсовых и минусовых фонограмм из серии «Пойте с нами», Весть ТДА г. Москва). - наглядно дидактическое пособие «Музыкальная капель»; - вокальный словарь; - словарь музыкальных терминов; -Тренировочный комплекс А.Карягиной. -ДООП «Путешествие в страну музыки»; | - просторное, хорошо освещенное помещение для занятий; - аудиоаппаратура с входом для микрофона, микрофоны; - музыкальный инструмент (фортепиано или синтезатор); - нотная доска; - диски или флешносители с плюсовыми и минусовыми записями; - аудио- и видеоаппаратура для записей, просмотра и анализа выступлений; - наглядные пособия; - стенд для отражения событий, происходящих в коллективе. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
4.Весна красна | комплексное занятие практическое занятие теоретическое занятие | Словесный Наглядный Практический | - наглядно дидактическое пособие «Музыкальная капель»; - вокальный словарь; - словарь музыкальных терминов; -Тренировочный комплекс А.Карягиной; -Песни из альбомов: Елена Цыганкова, Оксана Рахманова - «Сырная луна», «Я звезда»; Павел Ермолов-«Сладкие песенки» (выпуск плюсовых и минусовых фонограмм из серии «Пойте с нами, Весть ТДА г. Москва»). | - просторное, хорошо освещенное помещение для занятий; - аудиоаппаратура с входом для микрофона, микрофоны; - музыкальный инструмент (фортепиано или синтезатор); - нотная доска; - диски или флешносители с плюсовыми и минусовыми записями; - аудио- и видеоаппаратура для записей, просмотра и анализа выступлений; - наглядные пособия; - стенд для отражения событий, происходящих в коллективе. | Опрос, наблюдение, анализ воспроизведения, прослушивание |
5.«Итоговое занятие» | Комплекс- ное занятие | Словесный Наглядный Практический | - наглядно дидактическое пособие ДООП «Музыкальная капель»; - вокальный словарь; - словарь музыкальных терминов; -Тренировочный комплекс А.Карягиной; -Песни из альбомов выпуска плюсовых и минусовых фонограмм из серии «Пойте с нами, Весть ТДА г. Москва». | - аудиоаппаратура с входом для микрофона, микрофоны; - музыкальный инструмент (фортепиано или синтезатор); - нотная доска; - диски или флешносители с плюсовыми и минусовыми записями; - аудио- и видеоаппаратура для записей, просмотра и анализа выступлений; - наглядные пособия; - стенд для отражения событий, происходящих в коллективе. | Тестирование, наблюдение, опрос,выступление |
Литература:
9.1 Список литературы для педагога:
1.6 Апраскина О.А.- «Музыкальное воспитание детей», Москва, 2006г.;
1.7 Дмитриева Л. – «Основы вокальной методики», Москва, 2007г.;
1.8 Стулова Г.П.- «Теория и практика работы с детским хором»,2007г.;
1.9 Багадуров В.А.- «Вокальное воспитание детей», 2008г.;
2. Беркшан Т.Л. – «Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению», 2009г.;
2.1 Апраскина О.А.-«Методика развития детского голоса», 2009г.;
2.2 Пекерская Е.М.- «Вокальный букварь», 2009г.
2.3 М.А. Михайлова «Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка» Ярославль Академия развития 2008г.
2.4 Образовательная программа «Домисолька», Моршанск
2008 г..
9.2 Литература для детей и родителей:
1.1 «Детский альбом», Ю. Энтин, Д. Тухманов, Москва 2002 г.
1.3 «Музыка», под руководством Д. Б. Кабалевского, Москва,2005 г.;
1.4 «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио», Т.А. Зебряк, Москва 2009г.;
1.5 «Новый музыкальный букварь», Ростов-на-дону, О. Иванова,
И. Кузнецова, 2009 г..
7