Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Принята Утверждено
на педсовете школы Директор школы
Протокол №__ /___________/ Л.А. Шепелина
от __.__.2018г. Приказ № ___ от __.__.2018г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Секреты орфографии»
Естественнонаучной направленности
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 8 лет
Уровень освоения программы: базовый
Автор-составитель:
Петухова О. Р.
Учитель начальных классов
г.Петухово, 2018 г
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Секреты орфографии |
ФИО автора - составителя программы | Петухова Ольга Романовна |
Учреждение, где реализуется программа | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1» |
Тип программы | Общеразвивающая |
Направленность программы | Естественнонаучной направленности |
Образовательная область | Русский язык |
Вид программы | Модифицированная |
Срок обучения Объем часов | 1 год 34 часов |
Возраст учащихся | 8 лет |
Уровень освоения предметной деятельности программы | базовый |
Цель программы | Цель дополнительной образовательной программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения |
С какого года реализуется программа | 2018 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и перспективность
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Секретам орфографии” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Секреты орфографии” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Секреты орфографии” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения “Секретам орфографии ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель дополнительной образовательной программы.
Цель дополнительной образовательной программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
5. Особенности дополнительной программы «Секреты орфографии»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Описание места курса в учебном плане
Тип программы: образовательный. Программа составлена для учащихся 8лет. Количество учащихся в группе: 25 человек. Программа рассчитана на 1 год
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Тема занятий | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Язык – важнейшее средство общения | 2 | 1 | 1 |
2 | Фонетика | 3 | 1 | 2 |
3 | Лексика | 3 | 1 | 2 |
4 | Словообразование | 6 | 1 | 5 |
5 | Морфология | 5 | 1 | 4 |
6 | Орфография | 11 | 3 | 8 |
7 | Текст | 4 | 1 | 3 |
8 | Итого | 34 | 9 | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ.
1.Язык- важнейшее средство общения (3 ч.)Как возникла письменность. Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Теория(2 ч.)
Как обходились без письма? 1ч
Древние письмена.1ч
Практика (1 ч.)
Как возникла наша письменность?
2. Фонетика (3 ч.) - Гласные и согласные звуки. Ударение. Перенос слов.
Теория(1 ч.)
Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?
Практика (2 ч.)
Для всех ли фонем есть буквы?
«Ошибкоопасные» места.
3. Лексика (3 ч.) – Изучение значения слов.
Теория (1 ч.)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Практика (2 ч.)
Однозначные и многозначные слова. Фразеологические обороты.- 1 ч.
Об одном и том же по-разному. Слова-антиподы.- 1ч.
4.Словообразование (6 ч.) – Изучение строения слов и способы их образования.
Теория (1 ч.)
Из чего же состоят слова? 1ч.
Практика (5 ч.)
Весёлое окончание. Слова – «родственники» 2 ч.
Суффиксы профессий. 1ч.
Делаем из дома домище. 1ч.
Что же там в начале слова? 1ч.
5.Морфология (5 ч.) – Изучение частей речи
Теория (1ч.)
Секреты частей речи. 1ч.
Практика (3ч.)
Слова, которые называют предметы. 1ч.
Слова, которые называют признаки предметов. 1ч.
Слова, которые называют действия предметов. 1ч.
6. Орфография (11 ч.) – Формирование навыков грамотного письма. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова.
Теория (3 ч.)
Правописание безударного гласного в корне слова. (1 ч.)
В королевстве ошибок 2 ч.
Практика 8(ч.)
Правописание безударного гласного в корне слова. 1ч
Работа с деформированным текстом. 2 ч
Правописание слов с орфограммами в приставках и суффиксах. 1 ч.
Правописание орфограмм в корне слова. 2 ч.
Закрепление умения писать слова с орфограммами в корне, приставке и суффиксе. 1 ч.
Комплексная работа на правописание слов с изученными орфограммами. 1 ч.
7.Текст (4 ч.) - Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста.
Теория (1ч.)
Виды текста 1ч.
Практика (3 ч.)
Текст – описание. 1ч.
Текст – повествование. 1ч.
Текст – рассуждение. 1ч.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема | Форма проведения занятия | Методы и приемы | Техническое оснащение | Подведение итогов |
Вводное занятие Как обходились без письма? | Групповое | Демонстрационный Упражнения на развитие речи. | Мультимедийный проектор | Анкета «Я буду заниматься в кружке, потому что…» |
Древние письмена. | Групповое | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | викторина |
Как возникла наша письменность? | Индивидуальная работа. | Исследовательский | Мультимедийный проектор | Творческий рисунок |
Меня зовут фонема. | Фронтальная работа | Демонстрационный | опрос |
| демонстрационный | Мультимедийный проектор
| опрос |
Для всех ли фонем есть буквы? | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | беседа |
«Ошибкоопасные места». | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | Самостоят работа |
Лексическое значение слова. | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | беседа |
Однозначные и многозначные слова. | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Мультимедийный проектор | Самостоят работа |
Об одном и том же по-разному. | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | проект |
Из чего же состоят слова? | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Мультимедийный проектор | беседа |
Весёлое окончание | Индивидуальная работа. | Репродуктивный | Мультимедийный проектор | самоконтроль |
Суффиксы профессий | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | упражнение |
Делаем из дома домище | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Мультимедийный проектор | Самоконтроль, самоанализ |
Что же там в начале слова | Коллективная работа. | репродуктивный | Мультимедийный проектор | Презентации, викторина |
Секреты частей речи | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Мультимедийный проектор | беседа |
Слова, которые называют предметы | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | опрос |
Слова , которые называют признаки предметов | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | опрос |
Слова, которые называют действия предметов | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | опрос |
Правописание безударного гласного в корне слова | Индивидуальная работа. | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Мультимедийный проектор | Самостоятельная работа |
В королевстве ошибок | Индивидуальная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | Самостоятельная работа |
В королевстве ошибок | Индивидуальная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | Самостоятельная работа |
Правописание безударного гласного в корне слова | Индивидуальная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | самоконтроль |
Работа с деформированным текстом | Индивидуальная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | Контрольная работа |
Работа с деформированным текстом | Индивидуальная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | Контрольная работа |
Правописание слов с орфограммами в приставках и суффиксах | Индивидуальная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | Самоконтроль, взаимоконтроль |
Правописание орфограмм в корне слова | Индивидуальная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | Самостоятельная работа |
Правописание орфограмм в корне слова | Индивидуальная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | Контрольная работа |
Закрепление умения писать слова с орфограммами в корне, приставке и суффиксе | Индивидуальная работа. | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийный проектор | Самостоятельная работа |
Комплексная работа на правописание слов с изученными орфограммами | Групповая работа | репродуктивный | Мультимедийный проектор | Контрольная работа |
Виды текста | Коллективная работа. | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. | Мультимедийный проектор | беседа |
Текст -описание | Коллективная работа. | Исследовательский | Мультимедийный проектор | опрос |
Текст -повествование | Коллективная работа. | Исследовательский | Мультимедийный проектор | Опрос |
Текст-рассуждение | Коллективная работа. | Исследовательский | Мультимедийный проектор | Отчетная презентация |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. «Кредо» 2006 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
И учеба, и игра: русский язык. Ярославль Академия развития 2003г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.