СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Согласно мировым рейтингам и оценкам, робототехника входит в тройку наиболее перспективных направлений техники и технологии. Можно сделать вывод, что робототехника - профессия XXI века.
Программа «Соревновательная робототехника» имеет техническую направленность и предназначена для того, чтобы сформировать у учащихся целостное представление о робототехнике и её месте в окружающем мире.
Программа рассчитана на 2 года обучения с общим объемом 360 часов. Программа реализуется на углубленном уровне и предполагает выстраивание индивидуальных траекторий дальнейшего личностного, творческого самоопределения. Носит выраженный творческо-продуктивный и поисковый характер и создаёт возможность активного практического погружения в профессиональную среду предметной сферы.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Станция юных техников г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Принята на заседании педагогического совета МБОУ ДО СЮТ г. Туапсе от 31.08.2018 г. протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ДО СЮТ г. Туапсе _____________Н.С. Логинова 31.08.2018 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Общеобразовательная ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Соревновательная робототехника»
Уровень программы: углубленный
Срок реализации программы: 2 года (360ч.)360 часов
Возрастная категория: от 11 до 14 лет
Вид программы: модифицированнаямо
|
Автор-составитель: педагог дополнительного образования Скрыпник Елена Васильевна
|
г. Туапсе, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. | 3 |
1.1. | Пояснительная записка. | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы. | 5 |
1.3. | Содержание программы. | 5 |
1.4. | Планируемые результаты. | 15 |
2. | Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации. | 15 |
2.1. | Календарный учебный график. | 16 |
2.2. | Условия реализации программы. | 29 |
2.3. | Формы аттестации. | 30 |
2.4. | Оценочные материалы. | 31 |
2.5. | Методические материалы. | 38 |
2.7. | Список литературы. | 44 |
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы.
Программа «Соревновательная робототехника» имеет техническую направленность и предназначена для того, чтобы сформировать у учащихся целостное представление о робототехнике и её месте в окружающем мире.
Актуальность.
Актуальность программы связана со стремительным развитием передовых технологий в области науки и техники, потребностью современного рынка труда в высококвалифицированных инженерно-технических кадрах. Робототехника позволяет учащимся пересмотреть своё отношение к школьным дисциплинам и применить на практике знания математики, физики, информатики, что в дальнейшем поможет им определиться с выбором профессии инженерно-технической направленности. Программа социально востребована, она отвечает желаниям родителей видеть своего ребенка технически образованным, общительным, психологически защищенным.
Согласно мировым рейтингам и оценкам, робототехника входит в тройку наиболее перспективных направлений техники и технологии. Можно сделать вывод, что робототехника - профессия XXI века.
Новизна.
Новизна программы заключается в изменении подхода к обучению, а именно внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, побуждающих учащихся решать самые разнообразные логические и конструкторские проблемы.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы заключается, прежде всего, во взаимосвязи воспитания, обучения и развития, а также в пробуждении познавательного интереса к техническому творчеству, расширении технического и математического словаря учащихся, развитии коммуникативных навыков в ходе групповой проектной деятельности, привлечении учащихся к участию в различных мероприятиях по робототехнике: олимпиадам, фестивалям, научно-практическим конференциям, конкурсам. Также реализация программы стимулирует интерес и любознательность, развивает способность к решению проблемных ситуаций, умению анализировать имеющиеся ресурсы. Программа имеет практико-ориентированную направленность и нацелена на конечный результат.
Отличительные особенности.
Программа «Спортивная робототехника» авторов-составителей Лихомоменко О.Г. и Пагильдиной М.Г. из г. Тольятти МБУ «Школа 75» отличается сроком реализации, так как рассчитана на один год обучения и составляет 68 часов. Системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные образовательные траектории для каждого. Программа имеет ознакомительный уровень и включает материал, не содержащийся в базовых школьных программах. Программа предназначена для учащихся 10-12 лет.
Программа авторов Букиревой И.В., Бускиной А.Л., Мухачёвой А. М., Обориной К.М. направлена на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни. Предназначена для учащихся 11-16 лет, срок реализации 4 года. Содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла и имеет базовый уровень.
Отличительные особенности данной программы от перечисленных заключаются в том, что она реализуется на углубленном уровне, срок реализации составляет 2 года обучения, объем 360 часов, возраст учащихся от 11 до 14 лет, в программе активно используется проектный метод работы.
Адресат программы.
В детское объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 11 до 14 лет, без предварительного отбора.
Психофизиологические характеристики учащихся различных возрастных групп показывают, что каждому возрасту присущи свои специфические особенности, влияющие на приобретение учащимися знаний и умений. Группы формируются одновозрастные. При комплектовании групп учитывается степень сформированности интересов и мотивации учащихся (девочек и мальчиков) к данной предметной области.
Наполняемость групп первого и второго года обучения не менее 12 человек. Допускается дополнительный набор учащихся на второй год не занимающихся ранее в группе первого года обучения на основании результатов собеседования. Этот возраст имеет свои индивидуальные трудности и переломные моменты. С психологической точки зрения средний школьный возраст (11-14 лет) является благоприятным периодом для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Средний школьный возраст является своеобразным мостиком между беззаботным детством и юностью с ее проблемами, вроде начинающегося переходного возраста. Этот возраст принято также называть подростковым. В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере.
В этот период происходит формирование навыков логического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
До сих пор принято рассматривать подростковый возраст как возраст тяжелого кризиса, внутренних и внешних конфликтов, ломки нравственных устоев, упадка сил, индивидуализма, ухода в себя и т. д. Однако это, пожалуй, самый важный период в жизни школьника. В это время организм продолжает свое активное формирование.
Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становится общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности. Главным требованием к учащимся 11-14 лет является в первую очередь желание, подкреплённое осознанным выбором и трудолюбием.
Уровень, объем и сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения с общим объемом 360 часов. Программа реализуется на углубленном уровне и предполагает выстраивание индивидуальных траекторий дальнейшего личностного, творческого самоопределения. Носит выраженный творческо-продуктивный и поисковый характер и создаёт возможность активного практического погружения в профессиональную среду предметной сферы.
Форма обучения.
Форма обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Соревновательная робототехника» очная.
Режим занятий.
Программа рассчитана на 2 года обучения с общим объемом часов 360, в том числе:
1-й год обучения 144 часа - 2 раза в неделю по 2 учебных часа;
2-й года обучения 216 час - 2 раза в неделю по 3 учебных часа.
Особенности организации образовательного процесса.
В объединении формируются одновозрастные группы: 11-12 лет – младшая группа, 13-14 лет – старшая группа, которые являются основным и постоянным составом объединения. Группы формируются в количестве: 1-й год обучения – 10-12 человек; 2-й год обучения – 8-12 человек.
Допускается дополнительный набор учащихся на второй год не занимающихся ранее в группе первого года обучения на основании результатов собеседования.
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают беседы, практические занятия, круглый стол, проектную деятельность, конкурсы, соревнования, выставки, мастерские, самостоятельные работы.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы.
Научить учащихся грамотно выражать свои идеи, проектировать их техническое и программное решение, создавать собственные модели способные к функционированию.
Цель 1-го года обучения: Изучение основ механики и привитие интереса в области робототехники.
Образовательные (предметные) задачи 1-го года обучения:
Познакомить учащихся с основами конструирования, моделирования;
Познакомить с простейшими основами механики;
Научить последовательному изготовлению несложных моделей;
Дать знания технической безопасности.
Метапредметные задачи 1-го года обучения:
Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний;
Развивать познавательный интерес в области робототехники;
Развивать творческое и техническое мышление;
Развивать мелкую моторику.
Личностные задачи 1-го года обучения:
Формировать культуру общения на занятиях;
Формировать навыки здорового образа жизни.
Цель 2-го года обучения: Способствовать развитию самостоятельного решения технических задач в процессе конструирования моделей.
Образовательные (предметные) задачи 2-го года обучения:
Научить выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
Расширить понятийный аппарат учащихся;
Способствовать формированию технической и ИКТ грамотности.
Познакомить с основами программирования в среде LEGO® Education Programming;
Обучить базовым инженерным навыкам в области программирования, схемотехники, конструирования и других направлениях;
Научить собирать модель по электронным инструкциям.
Метапредметные задачи 2-го года обучения:
Развивать образное, логическое и конструкторское мышление;
Развивать пространственное воображение;
Формировать умения четко излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, анализировать ошибки и находить пути решения поставленных задач.
Личностные задачи 2-го года обучения:
Развивать коммуникативные и общекультурные навыки;
Способствовать формированию дружеских отношений в коллективе.
1.3. Содержание программы
Учебный план
| Наименование темы | Количество часов | Форма контроля | |||
всего | теория | практика |
| |||
1-ый год обучения | ||||||
1. Ознакомительный раздел. | 36 | 8 | 28 |
| ||
1.1 | Техника безопасности и правила поведения. Введение в робототехнику. | 2 | 2 | - | Тест | |
1.2 | Знакомство с оборудованием конструктора LEGO Mindstorms | 4 | 2 | 2 | Тест | |
1.3 | Среда программирования LEGO | 6 | 2 | 4 | Наблюдение | |
1.4 | Знакомство с соревновательной робототехникой | 12 | 2 | 10 | Наблюдение | |
1.5 | Сборка моделей. Разработка программ. | 10 | - | 10 | Наблюдение | |
1.6 | Итоговое занятие. Конструирование собственной модели | 2 | - | 2 | Защита модели. | |
2. Базовый раздел. | 108 | 20 | 88 |
| ||
2.1 | Введение в курс | 2 | 2 | - | Тест | |
2.2 | Основы робототехники | 8 | 8 | - | Собеседование | |
2.3 | Алгоритмы движения робота по траектории | 20 | 2 | 18 | Наблюдение | |
2.4 | Использование ультразвукового датчика для обнаружения объектов | 8 | - | 8 | Наблюдение | |
2.5 | Обнаружение чёрной линии | 6 | - | 6 | Наблюдение | |
2.6 | Палитра «Мои блоки» | 4 | - | 4 | Наблюдение | |
2.7 | Алгоритмы движения робота вдоль чёрной линии, | 16 | 4 | 12 | Опрос, Наблюдение | |
2.8 | Соревновательная робототехника | 42 | 4 | 40 | Опрос, Наблюдение | |
2.9 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Защита проекта | |
Всего: | 144 | 28 | 116 |
| ||
2-ой год обучения | ||||||
| 3. Углубленный раздел. | 216 | 36 | 180 |
| |
3.1 | Введение в курс | 4 | 4 | - |
| |
3.2 | Выполнение соревновательных заданий | 30 | 6 | 24 | Наблюдение | |
3.3 | Выполнение заданий игры роботов FLL. | 48 | 12 | 36 | Наблюдение, Защита проекта | |
3.4 | Управление роботами | 52 | 6 | 46 | Наблюдение | |
3.5 | Проектная работа | 32 | 2 | 30 | Защита проекта | |
3.6 | Всемирная робототехническая олимпиада WRO | 48 | 4 | 44 | Наблюдение, Защита проекта | |
3.7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Карточки контроля | |
| ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ: | 360 | 64 | 296 |
|
Содержание программы 1-го года обучения
1. Ознакомительный раздел.
Введение в робототехнику.
Теория: Техника безопасности и правила поведения.
1.2. Знакомство с оборудованием конструктора LEGO Mindstorms
Теория: Конструкторы компании ЛЕГО. Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 Практическая работа: Конструирование робота «Пятиминутка». Робот «Линейный ползун».
1.3. Среда программирования LEGO.
Теория: Знакомство со средой программирования.
Практическая работа: Программирование и регулировка параметров программы. Собираем и программируем «Трехколесный бот» с двумя моторами. Датчик касания. Собираем и программируем "Бот-внедорожник". Создаём и тестируем "Гусеничный робот". Управление с телефона.
1.4. Знакомство с соревновательной робототехникой.
Теория: Знакомство с условиями соревнований "Сумо".
Практическая работа: Собираем по инструкции робота-сумоиста. Сборка робота-сумоиста на время. Соревнования. Анализ конструкции победителей. Знакомство с соревнованиями Робофест. Поэтапное конструирование робота для траектории. Конструирование окончательной модели робота для траектории. Разработка проектов для FLL по группам. Тестирование проектов для FLL по группам.
1.5. Сборка моделей. Разработка программ.
Практическая работа: Конструирование и исследование модели робота Авто-Бота на выбор. Конструирование и тестирование Мультибота. Модернизация и наблюдение. Самостоятельное конструирование собственной конструкции 4-х колесного робота. Сборка робота «Безобидный богомол». Собираем робота высокой сложности: АЛЬФАРЕКСА (ALFAREX). Программирование и Демонстрация модели.
1.6. Итоговое занятие.
Практическая работа: Конструирование собственной модели
2. Базовый радел.
Введение в курс.
Теория: Введение в курс. Инструктаж по ОТ, ТБ и ППБ в компьютерном классе и учреждении.
Основы робототехники
Теория: Базовые основы программирования роботов. Датчики. Управление операторами. Операции с данными.
Алгоритмы движения робота по траектории.
Теория: Алгоритмы движения по траектории. Разработка программы алгоритма движения по траектории.
Практическая работа: Движение по прямой. Движение на заданное расстояние. Прямолинейное движение робота. Алгоритмы поворота робота. Разворот робота на заданный угол относительно центра масс. Отработка разворота робота на заданный угол. Движение по спирали. Отработка движения по спирали
Использование ультразвукового датчика для обнаружения объектов.
Практическая работа: Использование ультразвукового датчика для обнаружения объектов. Движение до препятствия. Поиск стены. Движение вдоль стен.
Обнаружение чёрной линии.
Практическая работа: Обнаружение чёрной линии. Обнаружение чёрной линии с использованием переменных. Подсчёт чёрных линий.
Палитра «Мои блоки».
Практическая работа: Алгоритм создания собственного блока. Использование собственного блока с выходными параметрами.
Алгоритмы движения робота вдоль чёрной линии.
Теория: Алгоритмы движения робота вдоль чёрной линии. Пропорционально-дифференциальный регулятор.
Практическая работа: Релейный регулятор. Пропорциональный регулятор. Программирование с пропорционально-дифференциальным регулятором. Кубический регулятор. Регуляторы на двух датчиках цвета. Программирование регуляторов на двух датчиках цвета.
Соревновательная робототехника.
Теория: Обзор робототехнических соревнований. Просмотр видеоматериалов. Постановка задачи «Биатлон»
Практическая работа: Модификация 2 задачи «Биатлон». Модификация 3 задачи «Биатлон». Соревнования «Траектория». Соревнования «Кегельринг». Классический «Кегельринг». Соревнования «Кегельринг-Квадро». Творческая работа. Соревнования Робофест HelloRobot правила, виды испытаний, типовые алгоритмы, модели. Соревнования Робофест FLL. Регламент сезона 2017/2018. Проект. Стратегии игры. Проект. Базовые ценности. Основы механики. Конструирование робота для проекта. Тестирование робота для проекта. Построение математической модели решения робототехнической задачи. Программирование математической модели решения робототехнической задачи. Корректировка работы робототехнической модели при помощи программы. Тестирование программы на робототехнической конструкции. Подготовка презентации к робототехническому проекту.
2.9.Итоговое занятие.
Практическое занятие: Круглый стол.
Содержание программы 2-ого года обучения
3. Углубленный раздел.
Введение в курс.
Теория: Современные тенденции робототехники. Зарубежные и отечественные разработки. Презентация программы.
Выполнение соревновательных заданий.
Теория: Ознакомление с документами соревнований и выполнение требований соревновательных заданий.
Практическая работа: Задание «Чертежник» (РобоФест); Задание «Шорт-трек» (РобоФест); Задание «Сортировщик» (РобоФест); Задание «Траектория: Квест» (РобоФест); Задание «Траектория: Карта» (ВРО); Задание «Завод по переработке мусора» (ВРО); Задание «Склад» (JuniorSkills).
Выполнение заданий игры роботов FLL.
Теория: Регламент соревнований FLL. Основы механики. Технические характеристики. Эффективность выбора конструкции модели под поставленную задачу (жесткость, подвижность) Максимальная грузоподъемность и количество степеней свободы. Правильность соединения деталей.
Практическая работа: Проект. Стратегии игры. Базовые ценности. Конструирование робота. Использование рычагов (1, 2, 3 рода). Использование передач (ременные, зубчатые, цепные, повышающие, понижающие). Программное обеспечение. Выполнение заданий на игровом поле. Контрольное занятие «модель робота для выполнения задач игрового поля FLL»
Управление роботами.
Теория: Управление моторами. Типы датчиков.
Практическая работа: Использование датчиков. Оптимальное использование различных типов датчиков (касания, освещенности, цвета, расстояния). Регуляторы: релейный, пропорциональный, дифференциальный, интегральный. Движение по линии. Управление без обратной связи. Управление с обратной связью. Контрольное занятие «Робот-сортировщик».
Проектная работа.
Теория: Проблема, исследование, решение. Решение инженерных задач. Разработка творческих проектов на свободную тематику. Одиночные и групповые проекты. Регулярные выставки и поездки.
Практическая работа: Работа по созданию модели. Проекты: «Человекоподобные роботы», «Роботы-помощники человека», «Роботизированные комплексы», «Охранные системы», «Защита окружающей среды», «Роботы и искусство», «Роботы и туризм», «Роботы и космос», «Социальные роботы», свободные темы. Защита проекта.
Всемирная робототехническая олимпиада WRO.
Теория: Регламент соревнований WRO.
Практическая работа: Конструирование робота. Использование захватов и манипуляторов. Программирование в среде EV3. Типы команд и управляющие структуры. Эффективность использования алгоритмических конструкций (ветвление, цикл, подпрограммы «Продвинутое управление моторами», «Синхронизация моторов», «Подсчет перекрестков»). Контрольное занятие «Углеродная нейтральность».
Итоговое занятие.
Практическая работа: Выставка конкурсных работ. Представление конкурсных проектов.
Планируемые результаты.
Образовательные (предметные) результаты 1-го года обучения:
Учащихся будут знать основы конструирования, моделирования;
Познакомятся с простейшими основами механики;
Научатся последовательному изготовлению несложных моделей;
Приобретут знания технической безопасности.
Метапредметные результаты 1-го года обучения:
Приобретут устойчивый интерес к получению знаний;
Откроется познавательный интерес в области робототехники;
Расширится творческое и техническое мышление;
Укрепят мелкую моторику.
Личностные результаты 1-го года обучения:
Сформируется культура общения на занятиях;
Сформируются навыки здорового образа жизни.
Образовательные (предметные) результаты 2-го года обучения:
Научатся выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
Расширится понятийный аппарат учащихся;
Сформируется техническая и ИКТ грамотность.
Познакомятся с основами программирования в среде LEGO® Education Programming;
Приобретут базовые инженерные навыки в области программирования, схемотехники, конструирования и других направлениях;
Приобретут навыки сборки моделей по электронным инструкциям.
Метапредметные результаты 2-го года обучения:
Приобретут навыки образного, логического и конструкторского мышления;
Разовьётся пространственное воображение;
Сформируются умения четко излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, анализировать ошибки и находить пути решения поставленных задач.
Личностные результаты 2-го года обучения:
Приобретут коммуникативные и общекультурные навыки;
Сформируются дружеские отношений в коллективе.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих 2.1.Календарный учебный график программы | |||||||
Календарный график 1-го года обучения (старшая возрастная группа)
| |||||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во час. | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | | Техника безопасности и правила поведения. Введение в робототехнику. | 2 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
| 15.09.17 | Техника безопасности и правила поведения. Введение в робототехнику. | 2 | 1-я нед | Теория: Собеседование | | Фронтальный опрос |
2. | | Знакомство с оборудованием конструктора LEGO Mindstorms | 4 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
2.1 | 20.09.17 | Конструкторы компании ЛЕГО. Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 | 2 | 1-я нед | Теория: Собеседование | | |
2.2 | 22.09.17 | Конструирование робота «Пятиминутка». Робот «Линейный ползун». | 2 | 2 неделя | практическое занятие. | | Собеседование |
3. | | Среда программирования LEGO | 6 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
3.1 | 27.09.17 | Знакомство со средой программирования. Программирование и регулировка параметров программы. | 2 | 2 неделя | Теория: Собеседование | | Собеседование |
3.2 | 29.09.17 | Собираем и программируем «Трехколесный бот» с двумя моторами. Датчик касания. Собираем и программируем "Бот-внедорожник". | 2 | 3 неделя | практическое занятие. | | Наблюдение |
3.3 | 04.10.17 | Создаём и тестируем "Гусеничный робот". Управление с телефона. | 2 | 3 неделя | Практическое занятие | | Наблюдение |
| | 4.Знакомство с соревновательной робототехникой | 12 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
4.1 | 06.10.17 | Знакомство с соревнованиями "Сумо". Регламент. | 2 | 4 неделя | Теория: Собеседование | | Наблюдение |
4.2 | 11.10.17 | Собираем по инструкции робота-сумоиста Сборка на время. Соревнования. Анализ конструкции. | 2 | 4 неделя | практическое занятие. | | Наблюдение |
4.3 | 13.10.17 | Знакомство с соревнованиями Робофест. Поэтапное конструирование робота для траектории. | 2 | 5 неделя | Практическое занятие | | Собеседование |
4.4 | 18.10.17 | Конструирование окончательной модели робота для траектории. | 2 | 5 неделя | Практическое занятие | | Наблюдение |
4.5 | 20.10.17 | Разработка проектов для FLL по группам. | 2 | 6 неделя | Практическое занятие | | Наблюдение |
4.6 | 25.10.17 | Тестирование проектов для FLL по группам. | 2 | 6 неделя | Практическое занятие | | Защита проекта |
| | 5. Сборка моделей. Разработка программ. | 10 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
5.1 | 27.10.17 | Конструирование и исследование модели робота Авто-Бота на выбор | 2 | 7 неделя | Практическое занятие | | Наблюдение |
5.2 | 01.11.17 | Конструирование и тестирование Мультибота. Модернизация и наблюдение. | 2 | 7 неделя | Практическое занятие | | Практическая работа |
5.3 | 03.11.17 | Самостоятельное конструирование собственной конструкции 4-х колесного робота. | 2 | 8 неделя | Практическое занятие | | Защита проекта |
5.4 | 08.11.17 | Сборка робота «Безобидный богомол». | 2 | 8 неделя | Практическое занятие | | |
5.5 | 10.11.17 | Собираем робота высокой сложности: АЛЬФАРЕКСА (ALFAREX) Программирование и Демонстрация модели. | 2 | 9 неделя | Практическое занятие | | Практическая работа, тест. |
| | Итоговое занятие. | 2 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
6 | 15.11.17 | Итоговое занятие. Конструирование собственной модели | 2 | 9 неделя | Практическое занятие | | Защита модели. |
| | Итого: | 36 | 9 недель | | | |
Календарный график 1-го года обучения
| |||||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Ко-во час. | Время провед. занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | | Введение в курс | 2 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
1.1 | 17.11.17 | Введение в курс. Инструктаж по ОТ, ТБ и ППБ в компьютерном классе и учреждении. | 2 | 10-я нед. | Теория: Инструктаж. | | |
2. | | Основы робототехники | 8 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
2.1 | 22.11.17 | Базовые основы программирования роботов | 2 | 10-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | | Собеседование |
2.3 | 24.11.17 | Датчики | 2 | 11-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | | Собеседование |
2.4 | 29.11.17 | Управление операторами | 2 | 11-я нед | Теория: Объяснение нового материала | | Собеседование |
2.5 | 01.12.17 | Операции с данными | 2 | 12-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | | Собеседование |
3. | | Алгоритмы движения робота по траектории | 20 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
3.1 | 06.12.17 | Алгоритмы движения по траектории | 2 | 12-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | | Собеседование |
3.2 | 08.12.17 | Разработка программы алгоритма движения по траектории | 2 | 13-я нед | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
3.3 | 13.12.17 | Движение по прямой | 2 | 13-я нед | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
3.4 | 15.12.17 | Движение на заданное расстояние | 2 | 14-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
3.5 | 20.12.17 | Прямолинейное движение робота | 2 | 14-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
3.6 | 22.12.17 | Алгоритмы поворота робота | 2 | 15-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
3.7 | 27.12.17 | Разворот робота на заданный угол относительно центра масс | 2 | 15-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
3.8 | 29.12.17 | Отработка разворота робота на заданный угол | 2 | 16-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
3.9 | 10.01.18 | Движение по спирали | 2 | 16-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
3.10 | 12.01.18 | Отработка движения по спирали | 2 | 17-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
4. | | Использование ультразвукового датчика для обнаружения объектов | 8 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
4.1 | 17.01.18 | Использование ультразвукового датчика для обнаружения объектов | 2 | 17-я нед | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
4.2 | 19.01.18 | Движение до препятствия | 2 | 18-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
4.3 | 24.01.18 | Поиск стены | 2 | 18-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
4.4 | 26.01.18 | Движение вдоль стен | 2 | 19-я нед. | Практическое занятие | » | Наблюдение за работой. |
5. | | Обнаружение чёрной линии | 6 | | | Объединение «Соревновательная робототехника | |
5.1 | 31.01.18 | Обнаружение чёрной линии | 2 | 19-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
5.2 | 02.02.18 | Обнаружение чёрной линии с использованием переменных | 2 | 20-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
5.3 | 07.02.18 | Подсчёт чёрных линий | 2 | 20-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
6. | | Палитра «Мои блоки» | 4 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
6.1 | 09.02.18 | Алгоритм создания собственного блока | 2 | 21-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
6.2 | 14.02.18 | Использование собственного блока с выходными параметрами | 2 | 21-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
7. | | Алгоритмы движения робота вдоль чёрной линии, | 16 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
7.1 | 16.02.18 | Алгоритмы движения робота вдоль чёрной линии | 2 | 22-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | | Беседа |
7.2 | 21.02.18 | Релейный регулятор | 2 | 22-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
7.3 | 28.02.18 | Пропорциональный регулятор | 2 | 23-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
7.4 | 02.03.18 | Пропорционально-дифференциальный регулятор | 2 | 23-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | | Беседа |
7.5 | 07.03.18 | Программирование с пропорционально-дифференциальным регулятором | 2 | 24-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
7.6 | 09.03.18 | Кубический регулятор | 2 | 24-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
7.7 | 14.03.18 | Регуляторы на двух датчиках цвета | 2 | 25-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
7.8 | 16.03.18 | Программирование регуляторов на двух датчиках цвета | 2 | 25-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
8. | | Соревновательная робототехника | 42 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
8.1 | 21.03.18 | Обзор робототехнических соревнований. Просмотр видеоматериалов. | 2 | 26-я нед | Теория: Объяснение нового материала | | Беседа |
8.2 | 23.03.18 | Постановка задачи «Биатлон» | 2 | 26-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | | Наблюдение за работой. |
8.3 | 28.03.18 | Модификация 2 задачи «Биатлон» | 2 | 27-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
8.4 | 30.03.18 | Модификация 3 задачи «Биатлон» | 2 | 27-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
8.5 | 04.04.18 | Соревнования «Траектория» | 2 | 28-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
8.6 | 06.04.18 | Соревнования «Кегельринг» | 2 | 28-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
8.7 | 11.04.18 | Классический «Кегельринг» | 2 | 29-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой |
8.8 | 13.04.18 | Соревнования «Кегельринг-Квадро» | 2 | 29-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой |
8.9 | 18.04.18 | Творческая работа | 2 | 30-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
8.10 | 20.04.18 | Соревнования Робофест HelloRobot правила, виды испытаний, типовые алгоритмы, модели. | 2 | 30-я нед. | Практическое занятие | | Собеседование |
8.11 | 25.04.18 | Соревнования Робофест FLL. Регламент сезона 2017/2018 | 2 | 31-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой |
8.12 | 27.04.18 | Проект. Стратегии игры. | 2 | 31-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой |
8.13 | 04.05.18 | Проект. Базовые ценности. | 2 | 32-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой |
8.14 | 11.05.18 | Основы механики. | 2 | 32-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой |
8.15 | 16.05.18 | Конструирование робота для проекта. | 2 | 33-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой |
8.16 | 18.05.18 | Тестирование робота для проекта. | 2 | 33-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой |
8.17 | 23.05.18 | Построение математической модели решения робототехнической задачи | 2 | 34-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
8.18 | 25.05.18 | Программирование математической модели решения робототехнической задачи | 2 | 34-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
8.19 | 30.05.18 | Корректировка работы робототехнической модели при помощи программы | 2 | 35-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
8.20 | 01.06.18 | Тестирование программы на робототехнической конструкции | 2 | 35-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
8.21 | 06.06.18 | Подготовка презентации к робототехническому проекту | 2 | 36-я нед. | Практическое занятие | | Наблюдение за работой. |
9. | | Итоговое занятие. | 2 | | | Объединение «Соревновательная робототехника» | |
| 08.06.18 | Подведение итогов работы за год. Итоговая аттестация учащихся. | 2 | 36-я нед. | Практическое занятие | | Защита проекта |
| | Итого: | 108 | 27 нед. | | | |
Календарный график 2–го года обучения Углубленный раздел | |||||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во час. | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| 19.09.18 | 1.Техника безопасности и правила поведения. Введение в курс. | 3 | 1-я нед | | Объединение «Робототехника» | Фронтальный опрос |
| 21.09.18 | Современные тенденции робототехники. Задание «Чертежник» (РобоФест) | 3 | 1-я нед | Практическое занятие | | |
| 26.09.18 | Задание «Шорт-трек» (РобоФест) | 3 | 2 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение |
| 28.09.18 | Задание «Траектория: Квест» (РобоФест); | 3 | 2 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение |
| 03.10.18 | Задание «Траектория: Квест» (РобоФест); | 3 | 3 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение |
| 05.10.18 | Задание «Траектория: Карта» (ВРО); | 3 | 3 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение |
| 10.10.18 | Задание «Траектория: Карта» (ВРО); | 3 | 4 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение |
| 12.10.18 | Задание «Сортировщик» (РобоФест); | 3 | 4 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение |
| 17.10.18 | Задание «Завод по переработке мусора» (ВРО); | 3 | 5 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение |
| 19.10.18 | Задание «Завод по переработке мусора» (ВРО); | 3 | 5 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение |
| 24.10.18 | Задание «Склад» (JuniorSkills). | 3 | 6 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение |
| 26.10.18 | Регламент соревнований FLL. Основы механики. Технические характеристики. | 3 | 6 неделя | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Собеседование |
| 31.10.18 | Эффективность выбора конструкции модели под поставленную задачу (жесткость, подвижность) | 3 | 7 неделя | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Наблюдение |
| 02.11.18 | Максимальная грузоподъемность и количество степеней свободы. Правильность соединения деталей. | 3 | 7 неделя | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Практическая работа |
| 07.11.18 | Проект. Стратегии игры. | 3 | 8 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Защита проекта |
| 09.11.18 | Проект. Базовые ценности. | 3 | 8 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | |
| 14.11.18 | Конструирование робота. | 3 | 9 неделя | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Практическая работа, тест. |
| 16.11.18 | Использование рычагов (1, 2, 3 рода). | 3 | 10-я нед. | Теория: Инструктаж. | Объединение «Робототехника» | Тест |
| 21.11.18 | Использование рычагов (1, 2, 3 рода). | 3 | 10-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Собеседование |
| 23.11.18 | Использование передач (ременные, зубчатые, цепные, повышающие, понижающие). | 3 | 11-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Собеседование |
| 28.11.18 | Использование передач (ременные, зубчатые, цепные, повышающие, понижающие). | 3 | 11-я нед | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Собеседование |
| 30.11.18 | Программное обеспечение. | 3 | 12-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Собеседование |
| 05.12.18 | Программное обеспечение. | 3 | 12-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Собеседование |
| 07.12.18 | Выполнение заданий на игровом поле. | 3 | 13-я нед | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 12.12.18 | Выполнение заданий на игровом поле. | 3 | 13-я нед | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 14.12.18 | Выполнение заданий на игровом поле. | 3 | 14-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 19.12.18 | Модель робота для выполнения задач игрового поля FLL | 3 | 14-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 21.12.18 | Контрольное занятие «модель робота для выполнения задач игрового поля FLL» | 3 | 15-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 26.12.18 | Управление моторами. | 3 | 15-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 28.12.18 | Использование датчиков. | 3 | 16-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 09.01.19 | Оптимальное использование датчиков касания | 3 | 16-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 11.01.19 | Оптимальное использование датчиков освещенности | 3 | 17-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 16.01.19 | Оптимальное использование датчиков цвета | 3 | 17-я нед | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 18.01.19 | Оптимальное использование датчиков расстояния | 3 | 18-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 23.01.19 | Оптимальное использование различных типов датчиков (касания, освещенности, цвета, расстояния). | 3 | 18-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 25.01.19 | Регуляторы: релейный, пропорциональный, дифференциальный, интегральный. | 3 | 19-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 30.01.19 | Регуляторы: релейный. | 3 | 19-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 01.02.19 | Регуляторы: релейный, пропорциональный. | 3 | 20-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 06.02.19 | Регуляторы: дифференциальный, интегральный. | 3 | 20-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 08.02.19 | Движение по линии. | 3 | 21-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 13.02.19 | Управление без обратной связи. | 3 | 21-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 15.02.19 | Управление с обратной связью. | 3 | 22-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 20.02.19 | Управление с обратной связью. | 3 | 22-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 22.02.19 | Робот-сортировщик | 3 | 23-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 27.02.19 | Контрольное занятие «Робот-сортировщик». | 3 | 23-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. Беседа |
| 01.03.19 | Проектная работа: Проблема, исследование. | 3 | 24-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 06.03.19 | Проектная работа: Проблема, решение. | 3 | 24-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 13.03.19 | Проектная работа: Решение инженерных задач. | 3 | 25-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 15.03.19 | Проектная работа: Решение инженерных задач. | 3 | 25-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 20.03.19 | Проектная работа: Решение инженерных задач. | 3 | 26-я нед | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Беседа |
| 22.03.19 | Разработка творческих проектов на свободную тематику. | 3 | 26-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 27.03.19 | Разработка творческих проектов на свободную тематику. | 3 | 27-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 29.03.19 | Одиночные и групповые проекты. | 3 | 27-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 03.04.19 | Одиночные и групповые проекты. | 3 | 28-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 05.04.19 | Всемирная робототехническая олимпиада WRO. Регламент соревнований WRO. | 3 | 28-я нед. | Теория: Объяснение нового материала | Объединение «Робототехника» | Собеседование. |
| 10.04.19 | Конструирование робота. | 3 | 29-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 12.04.19 | Конструирование робота. Использование захватов. | 3 | 29-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 17.04.19 | Конструирование робота. Использование манипуляторов. | 3 | 30-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 19.04.19 | Использование захватов и манипуляторов. | 3 | 30-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 24.04.19 | Программирование в среде EV3. | 3 | 31-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 26.04.19 | Типы команд и управляющие структуры. | 3 | 31-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 03.05.19 | Эффективность использования алгоритмических конструкций (ветвление, цикл, подпрограммы | 3 | 32-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 08.05.19 | Эффективность использования алгоритмических конструкций (ветвление, цикл, подпрограммы | 3 | 32-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 10.05.19 | Эффективность использования алгоритмических конструкций (ветвление, цикл, подпрограммы | 3 | 32-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 15.05.19 | «Продвинутое управление моторами» | 3 | 33-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 17.05.19 | Продвинутое управление моторами | 3 | 33-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой |
| 22.05.19 | Синхронизация моторов | 3 | 34-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 24.05.19 | Подсчет перекрестков | 3 | 34-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 29.05.19 | Углеродная нейтральность | 3 | 35-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 31.05.19 | Углеродная нейтральность | 3 | 35-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 05.06.19 | Контрольное занятие «Углеродная нейтральность». | 3 | 36-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Наблюдение за работой. |
| 07.06.19 | 9.Итоговое занятие. Итоговая аттестация учащихся. | 3 | 36-я нед. | Практическое занятие | Объединение «Робототехника» | Защита проекта Презентация портфолио |
| | Итого: | 216 | 36 нед. | | | |
2.2.Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Характеристика помещения, используемого для реализации программы «Соревновательная робототехника», соответствует СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"" и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Перечень оборудования, инструментов и материалов из расчета на группу в количестве 12-ти человек:
Персональные компьютеры для учащихся – 6 шт.;
Компьютер педагога д/о;
Проектор;
Экран;
Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo – 7 шт.;
Набор ресурсный для LEGO WeDo – 5шт.;
Конструктор LEGO MINDSTORMS NXT базовый в количестве 7 шт.;
Набор ресурсный LEGO MINDSTORMS NXT – 3 шт.;
Набор базовый LEGO MINDSTORMS EV3 в количестве 5 шт.;
Набор ресурсный LEGO MINDSTORMS EV3 – 3шт.
Информационное обеспечение:
Программное обеспечение LEGO WeDo;
Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3;
Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS NXT;
Среда 3-D моделирования Lego Digital Designer.
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы «Соревновательная робототехника», педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее педагогическое образование. Требования к педагогическому стажу работы и квалификационной категории педагога не предъявляются. Педагог дополнительного образования должен систематически повышать свою профессиональную квалификацию. Занятия по программе «Соревновательная робототехника» проводит педагог дополнительного образования Скрыпник Елена Васильевна с высшим профессиональным образованием (1984г., Харьковский институт радиоэлектроники, специальность Электронные вычислительные машины), курсы повышения квалификации:
в 2015г Армавирская государственная педагогическая академия, «Современные технологии обучения в практике преподавателя программирования»
2016г – повышение квалификации, Образовательный фонд «Талант и успех» по программе «Инновационные проектные практики и междисциплинарные программы в сфере дополнительного образования детей естественно-научного профиля, организация конкурсов проектных и исследовательских работ»
в 2017г. – профессиональная переподготовка в Многопрофильной академии непрерывного образования (г. Омск) по программе «Педагог дополнительного образования».
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по программе, является:
организация деятельности учащихся, направленная на освоение дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы;
организация досуговой деятельности учащихся;
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения, развития и воспитания;
педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;
разработка программно-методического обеспечения для реализации дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы.
Педагог должен обладать следующими компетентностями:
профессиональная компетентность;
информационная компетентность;
коммуникативная компетентность;
правовая компетентность.
Педагог должен владеть:
технологиями работы с одаренными учащимися;
технологиями работы в условиях реализации программ инклюзивного образования;
умением работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
2.3.Формы аттестации
Оценка образовательных результатов учащихся носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений учащихся способствуют росту их самооценки и познавательных интересов.
Входной контроль осуществляется в начале программы в виде устного опроса, собеседования. В течение учебного года осуществляется текущий контроль в виде тестов, наблюдения педагога, проведения мини-соревнований. В конце учебного года проводится итоговый контроль по результатам выполненных проектов, выполнения практических работ, участия в соревнованиях по робототехнике. Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится наблюдение.
Для отслеживания результативности по программе «Соревновательная робототехника» используются следующие формы:
наблюдение в ходе занятия;
проведение тестовых работ;
фронтальный и индивидуальный опрос;
проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
реализация проектов;
участие в соревнованиях, олимпиадах, фестивалях по Лего-конструированию регионального, Всероссийского, Международного уровней;
оценка выполненных моделей, проектов.
Этапы педагогического контроля
№ п/п | Сроки выполнения | Вид контроля | Какие умения и навыки контролируются | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Входной | Выявление требуемых на начало обучения знаний. | Собеседование. |
2 | Октябрь–март | Текущий | Соблюдение техники безопасности, качество сборки модели, функциональность управляющих программ. | Фронтальная и индивидуальная беседа |
3 | Январь-март | Промежуточный | Освоение теоретических знаний, качество выполненных моделей. | Соревнования роботов в объединении, выставка моделей |
4 | Март-Апрель | Текущий | Отбор лучших моделей на соревнования | Конкурсы, соревнования, тестовая форма, мини-опросы во время занятий-практикумов. |
5 | Май | Итоговый: итоговая аттестация по результатам обучения. | Освоение теоретических знаний и практических умений. Показательные выступления. | Комплексное задание (траектория, лабиринт, сумо, кегельринг). Защита проектов. |
2.4. Оценочные материалы.
Каждая изученная учащимися тема оценивается педагогом: низкий уровень освоения; средний; высокий.
Мониторинг освоения детьми программного материала
Высокий уровень развития: самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструируют по схеме без помощи педагога.
Средний уровень развития: самостоятельно, без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектируют по образцу с помощью педагога; конструируют в медленном темпе, допуская неточности.
Низкий уровень развития: без помощи педагога не могут выбрать необходимую деталь, не видят ошибок при проектировании; проектируют и конструируют только под контролем педагога.
Методы и средства диагностики | |
Освоения учащимися проектной деятельности | -оценка результатов самостоятельности учащихся при реализации творческих, исследовательских проектов |
Развитие творческого мышления | - наблюдение за достижениями учащихся; -экспертная оценка уровня выполнения этапов проектной деятельности |
Сформированность знаний, умений и навыков | -оценка самостоятельной и коллективной работы; - соревнования, конкурсы, фестивали; - сообщения учащихся |
Развитие эмоциональной сферы учащихся | - оценка презентаций проектов; -педагогическое наблюдение за увлеченностью деятельностью и развитием мотивации на занятиях; -оценка уровня отношения к пройденному материалу; - беседы с родителями |
Развитие личностных исследовательских качеств | - защиты проектов; -наблюдения за отношениями учащихся в коллективе; -беседы с учащимися о будущем и выборе профессии; -наблюдения за личным отношением учащихся к работе в объединении; -анализ презентаций учащихся. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
Ф.И. ______________________________________ Дата рождения _____________________
учёта результатов обученности по дополнительной образовательной программе
Сроки диагностики
| 1-й год обучения | Итог освоения 1-го года обучения | 2-й год обучения | Итог освоения 2-го года обучения | |||||
показатели |
|
|
|
| |||||
Теоретическая подготовка | соответствие теоретических знаний программным требованиям |
|
|
|
| ||||
осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
|
|
|
| |||||
знание техники безопасности на занятиях |
|
|
|
| |||||
Практическая подготовка | соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
|
|
|
| ||||
отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
|
|
|
| |||||
креативность в выполнении творческих заданий |
|
|
|
| |||||
творческие навыки |
|
|
|
| |||||
Сформированность базовых компетентностей | информационная компетентность |
|
|
|
| ||||
коммуникативная компетентность |
|
|
|
| |||||
самоорганизация компетентность |
|
|
|
| |||||
самообразование компетентность |
|
|
|
| |||||
Личностное развитие | мотивация учебно-познавательной деятельности |
|
|
|
| ||||
сформированность интеллектуальных умений |
|
|
|
| |||||
степень обучаемости |
|
|
|
| |||||
навыки учебного труда |
|
|
|
| |||||
результативность индивидуальных занятий |
|
|
|
| |||||
уровень утомляемости |
|
|
|
| |||||
целеустремлённость |
|
|
|
| |||||
дисциплина и организованность |
|
|
|
| |||||
коммуникабельность, степень влияния в коллективе |
|
|
|
| |||||
исполнение обязанностей в детском объединении |
|
|
|
|
Условия оценки знаний учащихся
Критерий | Условия оценки | ||
низкий | средний | высокий | |
Знание основных элементов конструктора Лего, способы их соединения | Имеет минимальные знания, сведения | Частично знает | Знает и может назвать все элементы и способы их соединения |
Знание конструкций и механизмов для передачи и преобразования движения | Имеет минимальные знания | Знает порядка десяти конструкций и механизмов | Знает и может объяснить основные конструкции и механизмы, а также применить по назначению |
Умение использовать схемы, инструкции | Знает обозначение деталей, узлов | Может самостоятельно по схеме собрать модель | В процессе сборки модели может заменить некоторые узлы и детали на подобные |
Программирование в компьютерной среде EV3 | Может запустить среду, знает некоторые элементы | Знает основные элементы и принципы программирования | Может самостоятельно создать программу |
Создание проекта | Имеет минимальные знания, сведения | Знает некоторые понятия, термины, умеет поставить цель, определить задачи, подобрать необходимые инструменты для реализации, изготовить модель | Может подготовить проект самостоятельно с анализом результатов |
Умение решать логические задачи | Решает задачи минимальной сложности | Решает стандартные логические задачи | Решает задачи повышенной сложности |
Знание основных алгоритмов | Имеет минимальные знания, сведения | Знает основные понятия, термины | Может применять алгоритмы в практических задачах |
Критерии оценки
Ф.И._______________________________ год обучения _________________группа______________
_
№ п/п | Разделы, темы | Уровень | ||
высокий | средний | низкий | ||
|
|
|
|
|
| Базовый раздел. 1 год обучения (младшая группа) | | | |
1 | Основные механизмы. | | | |
2 | Датчики и моторы LEGO®WeDo. | | | |
3 | Основы конструирования и программирования LEGO®WeDo. | | | |
4 | Основы программирования в программе Scretch. | | | |
5 | Усложненное программирование датчиков. | | | |
6 | Конструирование технических моделей. | | | |
| Углубленный раздел. (младшая группа) | | | |
1 | Основы алгоритмизации в записи на графическом языке. | | | |
2 | Соревнования по роботам LEGO®WeDo | | | |
3 | Трехмерное моделирование. Визуальные конструкторы: LDraw и LEGO Digital Designer | | | |
4 | Конструктор Lego Mindstorms NXT. Конструирование и программирование. Моторные механизмы. | | | |
5 | Органы чувств робота. | | | |
6 | Среда программирования NXT. Математические алгоритмы движения. | | | |
7 | Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. | | | |
8 | Сложные проекты. Космические исследования | | | |
9 | Роботы-Концепт-кары. Системы управления. Игры роботов. | | | |
| Ознакомительный раздел. 1 год обучения (старшая группа) | | | |
| Среда программирования LEGO | | | |
| Знакомство с соревновательной робототехникой | | | |
| Сборка моделей. Разработка программ. | | | |
| Конструирование собственной модели | | | |
|
(старшая группа) | | | |
1 | Основы робототехники | | | |
2 | Алгоритмы движения робота по траектории | | | |
3 | Использование ультразвукового датчика для обнаружения объектов | | | |
4 | Обнаружение чёрной линии | | | |
5 | Палитра «Мои блоки» | | | |
6 | Алгоритмы движения робота вдоль чёрной линии.. | | | |
7 | Соревновательная робототехника. | | | |
| Итоговое занятие. | | | |
| 3. Углубленный раздел. 2-ой год обучения (старшая группа) | | | |
1 | Выполнение соревновательных заданий | | | |
2 | Выполнение заданий игры роботов FLL. | | | |
3 | Управление роботами | | | |
4 | Проектная работа | | | |
5 | Всемирная робототехническая олимпиада WRO | | | |
Карта педагогического наблюдения
Показатели наблюдения/уровни | Группа: | ||||||||||||||||||
Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | |||||||||||||||
Этапы мониторинга | Этапы мониторинга | Этапы мониторинга | Этапы мониторинга | Этапы мониторинга | |||||||||||||||
Нач. | Промеж | Итог | Нач. | Промеж | Итог | Нач. | Промеж | Итог | Нач. | Промеж | Итог | Нач. | Промеж | Итог | |||||
1. Умение определять, различать и называть детали конструктора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Низкий – Н – затрудняется в ответе Базовый – Б – частично Повышенный уровень – П - полностью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2. Умение конструировать по инструкции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Низкий – Н – изначально прибегает к помощи педагога Базовый – Б – частично прибегает к помощи педагога и обучающихся Повышенный уровень – П – самостоятельно конструирует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3. Умение конструировать в условиях, заданных педагогом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Низкий – Н – изначально прибегает к помощи педагога Базовый – Б – частично прибегает к помощи педагога и обучающихся Повышенный уровень – П – самостоятельно конструирует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
4. Знание технологической последовательности изготовления конструкции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Низкий – Н – не знает Базовый – Б – знает, допускает ошибки Повышенный уровень – П – знает, не допускает ошибки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
5. Умение применят проектную технологию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Низкий – Н – не умеет Базовый – Б – планирует свою деятельность, реализует творческий замысел при помощи педагога Повышенный уровень – П – самостоятельно – планирует свою деятельность, реализует творческий замысел |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5. Методические материалы
Основными формами проведения занятий являются теоретические и практические занятия. Широко используются игровые, а также нетрадиционные формы занятий, такие как чаепития, в ходе которых ребята учатся общаться между собой и педагогом, развивают свои коммуникативные способности.
Программа обеспечена методическими видами продукции: разработками игр, конкурсов, соревнований; наглядными пособиями с образцами изготовления различных моделей, частей и отдельных узлов; схемами, чертежами, лекалами моделей.
Примеры тестовых заданий
Базовый раздел.
Тест рассчитан на 2 часа. Каждое задание оценивается по 3 бальной шкале. В конце выводится средний балл по теоретической и практической части, данные заносятся в индивидуальную карту ученика.
Теоретические задания:
1. Перечислите название деталей, датчиков конструктора Лего;
2. Перечислите все виды алгоритмов, которые вы знаете, дайте им определения;
3. Для каждого типа алгоритма приведите примеры из жизни и для робота Лего;
Практические задания:
4. Собрать робота Expressbot на время по схеме;
5. Собрать робота Expressbot на время по памяти;
6. Закрепить датчики, ультразвуковой, световые;
7. Запрограммировать робота алгоритм Сумо
8. Запрограммировать робота для движения по черной линии
9. Собрать робота с редуктором по памяти.
Углубленный раздел.
Тест рассчитан на 3 часа. Каждое задание оценивается по 3 бальной шкале. На основании полученных сведений каждому учащемуся присваивается уровень достигнутых результатов: низкий, средний или высокий. В конце выводится средний балл по теоретической и практической части, данные заносятся в индивидуальную карту ученика.
Теоретические задания:
1. Перечислите все виды алгоритмов, которые вы знаете, дайте им определения;
2. Для каждого типа алгоритма приведите примеры из жизни и для робота Лего;
3. Сформируйте таблицу истинности для логических операций;
Практические задания:
4. Собрать робота EV3 учебная схема на время по памяти;
5. Закрепить датчики , ультразвуковой, световые;
6. Запрограммировать робота для движения по черной линии c перекрёстками
7. Собрать полноприводного робота с тремя моторами для Сумо по схеме
8. Запрограммировать робота с тремя моторами для Сумо с использованием таймера.
Тест "Логическое мышление".
Необходимо определить формальную правильность того или иного логического умозаключения на основе определенного утверждения (или ряда утверждений). Реальная действительность не играет при этом никакой роли (это немного усложняет тест, поскольку содержание утверждений абсурдно, но логически безупречно). Учитывайте также то, что правильных ответов может вообще не быть или их может быть больше одного.
На нижеследующие 12 заданий отводится 8 минут!
1. Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Следовательно, все улитки любят кошек.
а) правильно
б) неправильно
2. Все крокодилы могут летать. Все великаны являются крокодилами. Следовательно, все великаны могут летать.
а) правильно
б) неправильно .
3. Некоторые, кочаны капусты являются паровозами. Некоторые паровозы играют на рояле. Следовательно, некоторые кочаны капусты играют на рояле.
а) правильно
б) неправильно
4. Две рощи никогда не похожи друг на друга. Сосны и ели выглядят совершенно одинаково. Следовательно, сосны и ели не являются двумя рощами.
а) правильно
б) неправильно
5. Никто не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Следовательно, никто не может быть президентом.
а) правильно
б) неправильно
6. Все вороны собирают картины. Некоторые собиратели картин сидят в птичьей клетке. Следовательно, некоторые вороны сидят в птичьей клетке.
а) правильно
б) неправильно
7. Только плохие люди обманывают или крадут. Екатерина -хорошая.
а) Екатерина обманывает
б) Екатерина крадет
в) Екатерина не крадет
г) Екатерина обманывает и крадет
д) Екатерина не обманывает
8. Все воробьи не умеют летать. У всех воробьев есть ноги.
а) Воробьи без ног могут летать
б) Некоторые воробьи не имеют ног
в) Все воробьи, у которых есть ноги, не могут летать
г) Воробьи не умеют летать, потому что у них есть ноги
д) Воробьи не умеют летать, и у них нет ног
9. Некоторые люди - европейцы. Европейцы трехноги.
а) У некоторых людей три ноги
б) Европейцы, являющиеся людьми, иногда трехноги
в) Люди с двумя ногами не являются европейцами
г) Европейцы - это люди с тремя ногами
д) Европейцы с двумя ногами иногда являются людьми
10. Цветы – это зеленые животные. Цветы пьют водку.
а) Все зеленые животные пьют водку
б) Все зеленые животные являются цветами
в) Некоторые зеленые животные пьют водку
г) Цветы, которые пьют водку, являются зелеными животными
д) Зеленые животные не являются цветами
11. Каждый квадрат круглый. Все квадраты красные.
а) Бывают квадраты с красными углами
б) Бывают квадраты с круглыми углами
в) Бывают круглые красные углы
г) Углы и квадраты круглые и красные
д) У красных квадратов круглые углы
12. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.
а) Плохие начальники летят с неба вниз
б) Хорошие начальники, которые умеют летать, – могут петь
в) Некоторые плохие начальники не могут петь
г) Некоторые хорошие начальники плохи, так как они умеют петь
д) Плохие начальники не падают с неба.
Ключ
«+» – 1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – а, 5 – а, 6 – б, 7 – ни один, 8 – в, 9 – авг, 10 – вг, 11 – ни один, 12 – ни один.
За каждое соответствие с ключом вы получаете 1 балл.
Количество баллов от 0 до 2 говорит о том, что с логикой у вас очень слабо.
От 3 до 6 – логика не отсутствует, но, наверное, имеет смысл ее потренировать.
7–10 – вполне приемлемый результат, говорящий о нормально развитых логических способностях.
11 или 12 говорят о хорошо развитых логических способностях. Вас трудно убедить речами, в которых есть логические неувязки. Вы видите многие ситуации «насквозь» и можете «предсказывать» поведение людей из вашего окружения.
Карта интересов для младших школьников.
Педагог, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
• гуманитарная сфера (2-й столбик);
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Карта интересов младших школьников
Инструкция: Если то, о чем говорится, тебе не нравится, ставь «–»; если нравится, ставь «+»; если очень нравится, ставь «++».
| Нравится ли тебе решать логические задачи и задачи на сообразительность |
|
| Нравится ли тебе читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести |
|
| Нравится ли тебе петь, заниматься музыкой |
|
| Нравится ли тебе заниматься физкультурой |
|
| Нравится ли тебе играть вместе с другими детьми в игры |
|
| Нравится ли тебе читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе |
|
| Нравится ли тебе делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу) |
|
| Нравится ли тебе играть техническим конструктором |
|
| Нравится ли тебе изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами |
|
| Нравится ли тебе самостоятельно рисовать |
|
| Нравится ли тебе играть в спортивные, подвижные игры |
|
| Нравится ли тебе руководить играми детей |
|
| Нравится ли тебе ходить в лес, в поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми |
|
| Нравится ли тебе ходить в магазин за продуктами |
|
| Нравится ли тебе читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях |
|
| Нравится ли тебе играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных) |
|
| Нравится ли тебе самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы |
|
| Нравится ли тебе соблюдать режим дня; делать зарядку по утрам |
|
| Нравится ли тебе разговаривать с новыми незнакомыми людьми |
|
| Нравится ли тебе ухаживать за домашними животными |
|
| Нравится ли тебе убирать за собой игрушки, книги, тетради |
|
| Нравится ли тебе конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей |
|
| Нравится ли тебе знакомиться с историей |
|
| Нравится ли тебе заниматься различными видами художественного творчества |
|
| Нравится ли тебе читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи |
|
| Нравится ли тебе объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своё мнение) |
|
| Нравится ли тебе ухаживать за домашними растениями |
|
| Нравится ли тебе помогать взрослым, делать уборку в квартире |
|
| Нравится ли тебе считать самостоятельно, заниматься математикой в школе |
|
| Нравится ли тебе знакомиться с общественными явлениями и международными событиями |
|
| Нравится ли тебе участвовать в постановке спектаклей |
|
| Нравится ли тебе заниматься в секциях и кружках |
|
| Нравится ли тебе помогать другим людям |
|
| Нравится ли тебе работать в саду, на огороде, выращивать растения |
|
| Нравится ли тебе помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать |
|
2.6. Список литературы.
Список литературы, используемый при составлении программы:
Белиовская Л. Г., Белиовский А. Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. — М.: ДМК Пресс, 2010. — 280 с.
Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
Злаказов А. С., Горшков Г. А., Шевалдина С. Г. Уроки Лего-конструирования в школе. Методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 120 с. Перворобот LEGO WeDo. Книга для учителя.
Корягин А.В. Смольянинова Н.М. Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. М: ИД ДМК-пресс, 2015 – 256 с.
Корягин А.В., Смольянинова Н.М. Образовательная робототехника (Lego WeDo): рабочая тетрадь [Электронный ресурс] / Корягин А.В., Смольянинова Н.М. - М.: ДМК Пресс, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970603833.html
Руководство ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику.
Никитина Т.В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников. Учебное пособие Издательство ЧГПУ г. Челябинск 2014 — 170 с. [Электронный ресурс]
Справочник по программированию Robolab.
Справочное пособие к программному обеспечению.
Юревич Е.И. ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/396110/
Список литературы, необходимый педагогу для освоения программы:
Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт-диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO Group, перевод ИНТ, - 134 с., илл.
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Овсяницкая, Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства / Д. Н. Овсяницкий, А. Д. Овсяницкий. — Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2014. — 204 с.
Руководство пользователя конструктора LEGO MINDSTORMS NXT
Справочная система программного обеспечения для учителя системы программирования Lego Education Mindstorms NXT.
Интернет-ресурсы:
1.www.all-robots.ru Роботы и робототехника.
2.www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.
3.www.robot.ru Портал Robot. Ru Робототехника и Образование.
Список литературы для учащихся и родителей.
Большая книга экспериментов для школьников / Под ред. А. Мейяни; пер.: Э.И. Мотылева. – М.: Росмэн-Пресс, 2007. – 260 с.
Корягин А.В., Смольянинова Н.М. Образовательная робототехника (Lego WeDo): рабочая тетрадь [Электронный ресурс] / Корягин А.В., Смольянинова Н.М. - М. : ДМК Пресс, 2016. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970603833.html
Lego Mindstorms: Создавайте и программируйте роботов по вашему желанию. Руководство пользователя.
Руководство пользователя конструктора LEGO MINDSTORMS EV3 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: LEGO.com/mindstorms
Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. СПб.: Наука, 2013. —319 с.
Интернет-ресурсы:
Как сделать робота: схемы, микроконтроллеры, программирование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://myrobot.ru/stepbystep.
Международные соревнования роботов World Robot Olympiad (WRO) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wroboto.ru/competition/wro.
NiNoXT Lego Mindstorms NXT – робототехника для школ и ВУЗов Нижнего Новгорода [Сайт]. Режим доступа: http://nnxt.blogspot.ru/2013/08/ev3-1.html
Программы «Робототехника»: Инженерные кадры России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.robosport.ru.
Руководство. Программное обеспечение EV3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://robot-help.ru/images/lego-mindstorms-ev3/instructions/ev3_user_guide_home.pdf
Сайт компании «Образовательные решения ЛЕГО» [Сайт]. Режим доступа: http://education.lego.com/ru-ru.
Сайт ROBOT-HELP.RU – Помощь начинающим робототехникам. Режим доступа: https://robot-help.ru/lessons.html
Сайт Самоделкин [Сайт]. Режим доступа: http://podrostok.minobr63.ru/ error_docs/robot/
Сайт LEGO® Education [Сайт]. Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/ product/mindstorms-ev3