СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С раннего детства сельский ребенок наблюдает, как родители работают на приусадебном участке. Он принимает активное участие, помогает в выращивании овощей, фруктов. Программа «Истоки» способствует приобщению к сельскохозяйственному труду – выращивание овощных культур в открытом и защищенном грунте. Комнатное овощеводство можно успешно использовать для образования и воспитания, – причем круглый год.
В программу включены занятия по исследовательской и проектной деятельности: сбор и обработка опытнического материалов.
Отдел образования Тюльганского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» п. Тюльган
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Истоки» Основы сельского хозяйства
Базовый уровень освоения Возраст обучающихся: 12-15 лет Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Коренная Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
п. Тюльган, 2018
|
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа носит естественнонаучный профиль, реализуется на основе базовых национальных ценностей, направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание, социализацию, профессиональную ориентацию, формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни, экологическую культуру.
Актуальность программы
Дополнительное образование по растениеводству, на которой базируется программа кружка "Истоки", особенно актуально в настоящее время, когда агротехнически правильное ведение своего приусадебного участка весьма существенно влияет на семейный бюджет и уменьшает негативное воздействие на природу. В процессе освоения программы обучающиеся приобретают практические навыки по обработке почвы, подготовке почвенных смесей, выращиванию рассады и уходу за растениями в открытом и защищенном грунте.
Во все времена перед школой стояли серьезные и ответственные задачи - обеспечить высокий уровень знаний учащихся и подготовить их к сознательному выбору профессии. Применительно к сельской школе это означает - воспитать у учащихся любовь к земле, развить у них интерес к сельскохозяйственным профессиям. Эти задачи должны осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, но особое место в их решении должно быть отведено опытно-практической работе.
Каждый выпускник сельской школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем, как минимум, в масштабах личного подсобного хозяйства. А формировать «сельскохозяйственную грамотность» необходимо с начальной школы, продолжить в основной - через организацию дополнительного образования, этому способствует данная программа «Истоки».
Отличительные особенности программы
С раннего детства сельский ребенок наблюдает, как родители работают на приусадебном участке. Он принимает активное участие, помогает в выращивании овощей, фруктов. Программа «Истоки» способствует приобщению к сельскохозяйственному труду – выращивание овощных культур в открытом и защищенном грунте. Комнатное овощеводство можно успешно использовать для образования и воспитания, – причем круглый год.
В программу включены занятия по исследовательской и проектной деятельности: сбор и обработка опытнического материала.
Адресат программы
Программа рассчитана на работу с детьми среднего и старшего школьного возраста (12-15 лет). Основными условиями отбора детей в объединение являются их желание заниматься данным видом деятельности и способность к систематическим занятиям. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются все дети без исключения, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности. Основной контингент делится на две группы: младшая и старшая, что связано с возрастными особенностями учащихся. В младшую группу входят учащиеся от 12 до 13 лет. Работа в младшей группе направлена на формирование мотивации к занятиям, усвоению базовых навыков землепользования.
В старшую группу входят учащиеся 13-15 лет. Работа с детьми старшей группы требует более тщательного контроля, так как занятия усложняются, теоретические знания применяются на практике. Важным является взаимосвязь и преемственность в работе с младшей и старшей группой. Эта задача решается путем организации совместной деятельности учащихся всех возрастов. Эффективность таких форм обусловлена возможностью осуществления взаимопомощи, взаимообучения, взаимоконтроля, стремления к достижению совместных результатов.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения, реализуется в объеме 120 часов.
1 год обучения – 60 часов.
2 год обучения – 60 часов.
Формы обучения и виды занятий по программе
Обучение детей в творческом объединении «Истоки» происходит в очной форме. Очная форма обучения предполагает освоение программы при непосредственном посещении объединения. Основной формой организации образовательного процесса является занятие.
Занятие может проходить в различных формах:
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – занятие-игра, занятие-мастерская, конкурс, занятие-путешествие, занятие-праздник и др.
По дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Учебный материал программы распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Режим занятий
Общее количество часов – 60 часов.
Занятие проводится 1 раз в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом после первого часа
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – привить обучающимся интерес к сельскому хозяйству, углубить их знания, умения опытно - экспериментальной деятельности при выращивании и уходе за культурными растениями, получить профессиональные навыки по растениеводству.
Задачи программы:
Воспитательные:
Способствовать воспитанию образованной, социально-ориентированной личности, готовую к профессиональному самоопределению в сельскохозяйственной сфере деятельности;
содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природным богатствам;
сформировать устойчивый интерес к труду;
Развивающие:
способствовать развитию интереса к изучению природы родного края;
развивать у обучающихся умения самостоятельно работать с популярной литературой по растениеводству и почвоведению;
развивать интерес к исследованиям и опытничеству;
развивать коммуникативные способности каждого с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности в содержательном и развивающем досуге
Обучающие:
способствовать формированию практических умений по выращиванию растений, уходу за саженцами, умений, проведения наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы;
углубить знания по ботанике в соответствии со способностями обучающихся;
привить навыки исследовательской работы с растениями в природе;
ознакомить со средствами защиты растений.
научиться применять на практике полученные на занятиях знания;
Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации / контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Введение | 4 | 2 | 2 |
| |
1.1 | Вводная часть. Защищенный грунт и комнатное овощеводство |
| 2 | 2 | Входная диагностика, анкетирование | |
2 | Осенние работы на учебно-опытном участке школы | 10 | 4 | 6 |
| |
2.1 | Знакомство с учебно-опытным участком. Сад, огород, цветник, клумба. | 2 | 1 | 1 |
Наблюдение | |
2.2 | Значение осенней обработки почвы. Планирование работы на учебно-опытном участке. | 2 | 1 | 1 |
Опрос. Смотр знаний, умений | |
2.3 | Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени. | 2 | 1 | 1 |
Наблюдение | |
2.4 | Агротехника выращивания петрушки в комнате | 2 | 1 | 1 |
Кроссворд Смотр знаний, умений | |
2.5 | Оформление выставки овощей. Праздник Золотая Осень. | 2 |
| 2 |
Викторина | |
3 | Важнейшие сельскохозяйственные культуры | 8 | 4 | 4 |
| |
3.1 | Сортовое разнообразие овощных и полевых культур. | 2 | 1 | 1 |
Опрос | |
3.2 | Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных. | 2 | 1 | 1 |
Смотр знаний, умений | |
3.3 | Выбор овощной культуры для дальнейшего исследования (огурец). Сбор материала и оформление презентации (буклетов) | 2 | 1 | 1 |
Устный опрос | |
3.4 | Проект «Азбука витаминов». «Лекарственные растения» | 2 | 1 | 1 |
Творческий отчет | |
4 | Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы | 6 | 2 | 4 |
| |
4.1 | Разнообразие почв по составу. | 2 | 1 | 1 |
Беседа | |
4.2 | Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос по карточкам | |
4.3 | Агротехника выгонки лука на перо. | 2 |
| 2 |
Наблюдения | |
5 | Охрана и привлечение зимующих птиц | 6 | 3 | 3 |
| |
5.1 | Знакомство с птицами нашей местности. | 2 | 1 | 1 |
Реферат | |
5.2 | Корма и их значение для зимней подкормки птиц. | 2 | 1 | 1 |
Беседа | |
5.3 | Техника изготовления кормушек. Акция «Кормушка» | 2 | 1 | 1 |
Наблюдения | |
6 | Знакомство с семенами овощных культур | 6 | 2 | 4 |
| |
6.1 | Знакомство с семенами овощей. Особенности строения семян. Распознавание семян. | 2 | 1 | 1 |
Смотр знаний, умений | |
6.2 | Значение и способы подготовки семян к посеву. | 2 | 1 | 1 |
Опрос | |
6.3 | Методы выбора сортов огурцов для различного вида выращивания. Подготовка и посадка семян огурцов. | 2 |
| 2 |
Наблюдения | |
7 | Сорные растения, вредители и болезни овощных культур | 6 | 2 | 4 |
| |
7.1 | Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид. Способы размножения сорняков, и меры борьбы с сорняками. | 2 | 1 | 1 |
Собеседование | |
7.2 | Наиболее распространённые вредители и болезни овощей. Меры борьбы с вредителями и болезнями овощных культур. | 2 | 1 | 1 |
Беседа | |
7.3 | Пересадка рассады. | 2 | 1 | 1 |
Наблюдения | |
8 | Красная книга Урала и России | 4 | 2 | 2 |
| |
8.1 | Красная книга Урала и России. Охраняемые территории и растения. | 2 | 1 | 1 |
Беседа. | |
8.2 | Первые перелётные птицы. Различные виды гнездовий, охрана птиц. Значение птиц в сельском хозяйстве. | 2 | 1 | 1 |
Беседа, работа с карточками | |
8.3 | Праздник «День птиц» Подкормка птиц | 2 | 1 | 1 | Викторина | |
9 | Кладовая здоровья | 4 | 2 | 2 |
| |
9.1 | Лекарственные растения | 2 | 1 | 1 | Беседа. Творческий отчет | |
9.2 | Конкурс на тему «Лучший рецепт»
| 2 | 1 | 1 | Наблюдения Викторина | |
10 | Проектно-исследовательская работа | 6 | 2 | 4 |
| |
10.1 | Этапы проекта. | 2 | 1 | 1 | Опрос. | |
10.2 | презентации
| 2 | 1 | 1 | Защита. Отчет Индивидуальные и групповые проекты. | |
10.3 | Итоговое |
|
| 2 | Урок -игра | |
| Всего | 60 | 25 | 35 |
|
Содержание 1-го года обучения
Раздел 1. Вводная часть (4 часа)
Вводная часть
Теория 2часа: Организационное занятие. Ознакомление учащихся с планом работы. Экскурсия по УОУ «Понятие об открытом и защищенном грунте». Знакомство с комнатным овощеводством. Техника безопасности при работе на УОУ и на занятиях кружка.
Практика 2 часа: Презентация работы объединения. Экскурсия. Полив растений.
Раздел 2. Осенние работы на пришкольном участке (10 часов)
2.1. Знакомство с учебно-опытным участком.
Сад, огород, цветник (2 часа)
Теория: Знакомство с УОУ. Сад. Огород. Цветник. Клумбы. Назначение учебно-опытного участка. Правила техники безопасности при работе на учебно-опытном участке.
Практика: Экскурсия. План работы. Полив растений.
2.2. Значение осенней обработки почвы. Планирование работы на учебно-опытном участке (2 часа)
Теория: Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Планирование работы. Учёт урожая. Значение осенней обработки почвы. Виды обработки почвы.
Практика: Уборка урожая овощных культур, календулы. Обработка почвы.
2.3. Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени (2 часа)
Теория: Условия, необходимые для выращивания культурных растений. Пересадка и перевалка растений защищенного грунта. Особенности ухода за растениями.
Практика: Обработка почвы. Пересадка и перевалка петрушки в ящики.
2.4. Агротехника выращивания петрушки в комнате (2 часа)
Теория: Приемы выращивания культурных растений. Агротехника выращивания петрушки в комнате. Правила заготовки и сбора листьев и цветов для гербария
Практика: Заготовка земли в ёмкости. Сбор листьев и цветов для гербария.
2.5. Оформление выставки овощей. Праздник Золотая Осень (2 часа)
Теория: Подготовка к празднику. Карвинг для новичков — овощные украшения.
Практика: Сбор листьев, овощей и цветов. Праздник Золотая Осень.
Раздел 3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры (8 часов)
3.1. Сортовое разнообразие овощных и полевых культур (2 часа)
Теория: Краткая характеристика основных овощных культур. Полевые культуры. Понятие о сорте. Классификация полевых культур. Зерновые. Зернобобовые. Кормовые. Технические.
Практика: Работа с литературой. Уход за петрушкой.
3.2. Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных (2 часа)
Теория: Происхождение культурных растений. Полезные свойства овощей. Витамины. Роль овощей в питании человека. Норма потребления овощей. Для чего и чем полезны овощи для человека. Польза овощей для человека: для чего нужны. Кормовые сельскохозяйственные культуры.
Практика: Уход за петрушкой, сбор зелени (лук-перо, петрушка). Проращивание зерна.
3.3. Выбор овощной культуры для дальнейшего исследования. Сбор материала и оформление презентации (буклетов) (2 часа)
Теория: Краткая характеристика основных овощных культур Выбор овощной культуры для дальнейшего более подробного исследования (огурец, календула). Сбор материала.
Практика: Работа с литературой, работа над проектом, изготовление буклетов
3.4. Проект «Азбука витаминов». «Лекарственные растения» (2 часа)
Теория: Сбор материала, оформление презентации, буклетов.
Практика: Оформление и представление работ. Уход и сбор зелени
Раздел 4. Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы (6 часов)
4.1. Разнообразие почв по составу (2 часа)
Теория: Понятие о почве, почвоведении, земледелии. Характеристика почв. Разнообразие почв по составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. Образование верхнего плодородного слоя почвы (в лесу, на лугу; роль растений, животных, микроорганизмов и климатических условий).
Практика: Определение состава почв, зарисовка образцов почвенных разрезов.
4.2. Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека (2 часа)
Теория: Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Почва - источник минеральной пищи для растений. Удобрения. Минеральные и органические. Влияние удобрений на повышение урожайности растений. Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями. Севообороты.
Практика: Распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду. Наблюдение за растворимостью минеральных удобрений в воде
4.3. Агротехника выгонки лука на перо (2 часа)
Теория: Зеленый лук – традиционный источник витаминов и полезных веществ, особенно люди в них нуждаются в межсезонье и зимой. Его используют, чтобы дополнить и украсить блюдо. Лук - природный антибиотик. Выгонка зеленого лука на перо, способы посадки лука, правильный уход. Агротехника выгонки лука на перо методом гидропоники, выращивание растений без почвы, только при помощи питательных растворов.
Практика: Посадка лука на перо, уход и сбор зелени.
Раздел 5. Охрана и привлечение зимующих птиц. (6 часов)
5.1. Знакомство с птицами нашей местности (2 часа)
Теория: Зимующие и перелетные птицы нашего Оренбуржья.
Знакомство с фольклором (загадки о зимующих птицах, народные приметы)
Практика: Наблюдение за поведением зимующих птиц, зарисовка птиц и написание рассказов о своих наблюдениях за птицами.
5.2. Корма и их значение для зимней подкормки птиц (2 часа)
Теория: Зимняя подкормка – дело благородное, но требующее внимательного отношения. ... Выберите правильный корм для птиц, место и время кормления – все должно быть тщательно продумано во избежание вреда диким пернатым Правила подкормки птиц.
Практика: Заготовка кормов для зимующих птиц, подкорма.
Наблюдение и уход за петрушкой, луком.
5.3 Техника изготовления кормушек. Акция «Кормушка» (2 часа)
Теория: Техника изготовления кормушек. Кормушки для птиц: какие они быть должны? Затевая изготовление кормушки. Материалы для изготовления кормушек. Кормушку для птиц из подручного материала.
Практика: Изготовление кормушек, Акция «Кормушка». Подкормка птиц. Фото сессия.
Раздел 6. Знакомство с семенами овощных культур (6 часов)
6.1. Знакомство с семенами овощей. Особенности строения семян. Распознавание семян (2 часа)
Теория: Семена овощных культур семейства крестоцветных, тыквенных, бобовых отличаются большим запасом питательных веществ. Различные способы подготовки семян. Знакомство с методикой получения и сохранения семян овощных культур
Практика: Распознавание семян овощных культур, изготовление наглядного пособия «Строение семени», выбор наиболее подходящего сорта огурца для комнатного выращивания, подготовка семян к посеву, посадка семян огурца, наблюдение и запись в тетрадь.
6.2. Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян к посеву (2 часа)
Теория: Семена – живые организмы. Виды подготовки семян к посеву. Прорастание семян. Наличие необходимых условий для прорастания. Надземное прорастание. Подземное прорастание.
Практика: Подготовки семян к посеву. Опытническая работа «Определение всхожести семян»
6.3. Методы выбора сортов огурцов для различного вида выращивания. Подготовка и посадка семян огурцов (2 часа)
Практика: Выращиваем огурцы: выбор сорта. Выращивание в теплице и на открытом грунте — разные методы. Сорта огурцов для выращивания в теплице делятся на два типа высаживаются в открытом грунте, теплица или просто пленка. Подготовка, проращивание и посадка семян.
Раздел 7. Сорные растения, вредители и болезни овощных культур (4часа)
7.1. Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид. Способы размножения сорняков, и меры борьбы с сорняками (2 часа)
Теория: Классификация сорных растений и характеристика их наиболее распространенных представителей. Способы борьбы от вида сорного растения, его биологических особенностей и места произрастания.
Практика: Ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам, альбомам. Работа с определителями и другой справочной литературой. Рассмотрим основные типы сорняков и опишем методы контроля над их распространением.
7.2. Наиболее распространённые вредители и болезни овощей. Меры борьбы с вредителями и болезнями овощных культур (2 часа)
Теория: Болеет ли растение?
Способы защиты овощных культур от вредителей и болезней — агротехнические, химические, биологические и механические.
Своевременная борьба с вредителями - самое важное условие повышения урожайности овощных культур. Чтобы сократить число химических препаратов для борьбы с вредителями и болезнями овощных растений, нужно принимать профилактические меры.
Практика: Ознакомление с вредителями и основными болезнями огородных растений, работа с тетрадью
7.3. Пересадка рассады (2 часа)
Практика: Наблюдение и уход за рассадой огурцов, пикировка.
Раздел 8. Красная книга Урала и России (6 часов)
8.1. Красная книга Урала и России. Охраняемые территории и растения (2 часа)
Теория: - Красные книги России. Животные. Млекопитающие Птицы Рептилии Амфибии Рыбы Насекомые. ... Многолетнее травянистое растение.
Красная книга Оренбургской области была издана в 1998 году.
Заповедники Оренбуржья.
Практика: Сбор информации и оформление «Растения нашей местности, занесённые в Красную книгу»
8.2. Первые перелётные птицы. Различные виды гнездовий, охрана птиц. Значение птиц в сельском хозяйстве (2 часа)
Теория: Птицы – наши крылатые друзья. Орнитологи установили не только местонахождение зимовок и гнездовья, но и лежащие на их пути места, благоприятные для кормежки и отдыха. За время перелетов гибнет много птиц. Значение птиц в хозяйственной деятельности человека велико и очень разнообразно. Дикие виды имеют огромное значение для сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, а отчасти и для санитарии.
Практика: Наблюдение за поведением перелётных птиц,
8.3. Праздник «День птиц» Подкормка птиц (2 часа)
Теория: День птиц, сообщение докладов
Практика: Изготовление скворечников. Подкормка птиц.
Подкормка огурцов.
Раздел 9. Кладовая здоровья (4 часов)
9.1. Лекарственные растения (2 часа)
Теория: Что такое лекарственные растения? Как искать, собирать и хранить лекарственные растения? Лечебные свойства овощных растений и их использование.
Практика: Сбор и оформление материалов. Уход за растениями.
9.2. Конкурс на тему «Лучший рецепт» (2 часа)
Теория: Проведение конкурса на тему «Лучший рецепт из огурцов»
Праздник «Первого урожая».
Практика: Представление презентации «Наши работы». Уход за растениями. Составление сборника «Лечебные свойства овощных растений», изготовление буклетов «Лучшие рецепты из огурцов».
Раздел 10. Проектно-исследовательская работа (6 часов)
10.1. Этапы проекта (2 часа)
Теория: - Работа над этапами проекта. Индивидуальные и групповые проекты. Правила оформления презентации.
Практика: Работа над проектами, индивидуальные и групповые проекты. Презентации «Лекарственные растения»
10.2. Презентации (4 часа)
Практика: Работа и представление презентаций «Лекарственные растения».
Итоговое занятие проводится совместно с родителями в форме конкурсно – игрового занятия. Вручение родителям благодарственных писем. Чаепитие с учащимися и их родителями.
Учебный план 2-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации / контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | Наблюдение | |
2. | Сельскохозяйственные культуры
| 6 | 3 | 3 |
| |
2.1 | Классификация сельскохозяйственных культур | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
2.2 | Факторы, влияющие на продуктивность сельскохозяйственных культур | 2 | 1 | 1 | Опрос
| |
2.3 | Селекция сельскохозяйственных культур | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
3. | Зернобобовые культуры | 6 | 3 | 3 |
| |
3.1 | Основные представители зернобобовых культур: горох, фасоль, чечевица. | 2 | 1 | 1 | Собеседование
| |
3.2 | Особенности корневой системы зернобобовых. Удобрения | 2 | 1 | 1 | Наблюдение. Беседа | |
3.3 | Опытническая работа: «Влияние различных условий на прорастание семян» | 2 | 1 | 1 | Смотр знаний, умений | |
4. | Овощные культуры | 10 | 5 | 5 |
| |
4.1 | Виды овощных культур. Плодово - овощные. Листовые. Луковичные. Корнеплодные. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос по карточкам | |
4.2 | Агрономическая группа овощных культур. | 2 | 1 | 1 | Беседа
| |
4.3 | Овощные культуры. | 2 | 1 | 1 | Викторина | |
4.4 | Приемы выращивания рассады овощных культур в защищенном грунте. | 2 | 1 | 1 | Беседа
| |
4.5 | Опытническая работа «Определение по морфологическим признакам, к какому семейству, классу относится данная овощная культура» | 2 |
| 2 | Наблюдения Смотр знаний, умений | |
5 | Цветоводство | 10 | 5 | 5 |
| |
5.1 | Комнатное цветоводство | 4 | 2 | 2 | Собеседование
| |
5.2 | Цветочно-декоративные растения | 4 | 2 | 2 | Наблюдения
| |
5.3 | Основы аранжировки цветов. Флористика. | 2 | 1 | 1 | Викторина
| |
5.4 | Акция «Кормушка». Подкормим птиц. | 2 | 1 | 1 | Наблюдения
| |
6 | Опытническая работа | 8 | 4 | 4 |
| |
6.1 | Опыты по размножению овощных культур и комнатных растений. | 2 | 1 | 1 | Смотр знаний, умений | |
6.2 | Работа с дневниками опытнической работы на учебно-опытном участке закрытого и открытого грунта. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение Смотр знаний, умений | |
6.3 | Проведение наблюдений на базе комнатной растений "Влияние стимуляторов роста на развитие растений", "Выгонка луковичных растений". | 4 | 2 | 2 | Наблюдение Смотр знаний, умений | |
7 | Проектно- исследовательская деятельность | 16 | 6 | 10 |
| |
7.1 | Этапы проекта | 2 | 2 | 2 | Собеседование | |
7.2 | Выбор темы проекта, исследования | 2 | 1 | 1 | Наблюдения
| |
7.3 | Формулирование проблемы цели и задачи исследования | 2 |
| 2 | Беседа
| |
7.4 | Определение объекта и предмета исследования. Сбор информации. | 2 | 1 | 1 | Наблюдения | |
7.5 | Систематизация собранного материала | 2 | 1 | 1 | Опрос
| |
7.6 | Результаты исследования и их анализ Работа с презентацией | 2 | 1 | 1 | Тестирование
| |
7.7 | Итоговое занятие | 2 |
| 2 | Конкурсные-игры | |
| Итого | 60 | 28 | 32 |
|
Содержание 2-го года обучения
Раздел 1. Вводная часть (4 часа)
Теория: Организационное занятие. Ознакомление учащихся с планом работы. Экскурсия по УОУ. Техника безопасности при работе на УОУ и на занятиях кружка.
Практика: Презентация работы объединения. Коллективные игры.
Раздел 2. Сельскохозяйственные культуры (6 часов)
2.1. Классификация сельскохозяйственных культур (2 часа)
Теория: Зерновые культуры. Зернобобовые. Кормовые. Масличные. Эфиромасличные. Технические. Овощные. Лекарственные. Цветочные. Плодово-ягодные.
Практика: Презентация зерновых культур.
Факторы, влияющие на продуктивность сельскохозяйственных культур (2 часа)
Теория: Система удобрений при программировании урожаев. Оптимизация условий водно-воздушного режима почвы при программировании урожаев. Защита растений от болезней, вредителей и сорняков в условиях программирования урожаев.
Практика: Опытническая работа.
Селекция сельскохозяйственных культур (2 часа)
Теория: Современные проблемы селекции зерновых. Культур. Сорт и агротехника. Энергосберегающая функция. Сорта в технологии ресурсосбережения и охране окружающей среды.
Практика: Опытническая работа.
Раздел 3. Зернобобовые культуры (6 часов)
3.1. Основные представители зернобобовых культур: горох, фасоль, чечевица (2 часа)
Теория: Список бобовых культур. Бобовые – список продуктов. Это одна из основных бобовых культур.
Практика: Презентация на тему: " Зерновые бобовые культуры: горох, фасоль, чечевица, бобы, горох.
3.2. Особенности корневой системы зернобобовых. Удобрения (2 часа)
Теория: Ботанические особенности. Корневая система зернобобовых культур. Оптимальная плотность почвы для нормального развития корневой системы. Суперфосфат двойной аммонизированный, суперфосфат двойной гранулированный, двойной суперфосфат.
Практика: Опыт «Проращивание семян».
Влияние различных условий на прорастание бобов (2 часа)
Теория: Влияние различных условий на прорастание бобов
Практика. Опытническая работа «Влияние различных условий на прорастание бобов».
Раздел 4. Овощные культуры (10 часов)
Виды овощных культур (2 часа)
Теория: Плодово - овощные. Листовые. Луковичные. Корнеплодные.
Практика: Посадка овощных культур.
Агрономическая группа овощных культур (2 часа)
Теория: Агрономическая характеристика почв конкретных участков
Практика: Опыт пробы почвы.
Овощные культуры (2 часа)
Теория: Фазы роста и развития двулетних овощных культур.
Практика: Опытническая работа
Приемы выращивания рассады овощных культур в защищенном грунте (2 часа)
Теория: Основные группы овощных культур, их отношение к условиям. Ботаническая классификация овощных культур. Продолжительность жизни.
Практика: Опытническая работа «Приемы выращивания рассады овощных культур в защищенном грунте.
Опытническая работа «Определение по морфологическим признакам, к какому семейству, классу относится данная овощная культура» (2 часа)
Практика: Практическая работа: «Определение по морфологическим признакам, к какому семейству, классу относится данная овощная культура»
Раздел 5. Цветоводство (10 часов)
5.1. Комнатное цветоводство (4 часа)
Теория: Комнатное цветоводство - это одно из направлений декоративного садоводства, занимающаяся размножением и выращиванием различных декоративных растений.
Практика: Викторина «Комнатные цветы».
5.2. Цветочно-декоративные растения (4 часа)
Теория: Классификация цветочно - декоративных растений.
Практика: Практическая работа. Работа по карточкам.
5.3. Основы аранжировки цветов (2 часа)
Теория: Флористика.
Практика: Аранжировка цветов (среди прямых линий, одного из важнейших изобразительных средств, различают: горизонтальную, вертикальную.)
Раздел 6. Опытническая работа (8 часов)
6.1. Опыты по размножению овощных культур и комнатных растений (2 часа)
Практика: Посадка семян в почвенную среду.
6.2. Работа с дневниками опытнической работы на учебно-опытном участке закрытого и открытого грунта (2 часа)
Практика: Опыт на учебно-опытном участке в весенний период.
6.3. Проведение наблюдений на базе комнатной оранжереи (4 часа)
Теория: Особенности строения комнатных растений
Практика: Влияние стимуляторов роста на развитие растений. Выгонка луковичных растений.
Раздел 7. Проектно - исследовательская деятельность (16 часов)
7.1. Этапы проекта (2 часа)
Теория: Основные разделы учебно - исследовательской работы. Титульный лист. Оглавление. Введение. Главы основной части. Заключение. Библиографический список. Приложения.
Практика: Работа над введением. Основные этапы.
Выбор темы исследования (2 часа)
Практика: Определение объекта и предмета исследования. Составление предварительного описания предмета исследования. Постановка цели и задач.
Формулирование проблемы цели и задачи исследования
(2 часа)
Теория: Взаимосвязь темы и проблемы исследования. Цель как планируемый результат. Определения задач для достижения цели.
Практика: Практикум по выявлению проблемы, формулированию цели исследования, постановки задач.
Сбор информации (2 часа)
Теория: Определение объекта и предмета исследования. Разграничение понятий «объект» и «предмет» исследования. Сбор информации.
Практика: Практические упражнения по определению объекта и предмета исследования по заданным параметрам. Сбор информации.
Систематизация собранного материала (2 часа)
Теория: Планирование ожидаемых результатов. Основные правила планирования ожидаемых результатов.
Практика: Практическое упражнение в планировании ожидаемых результатов по заданным параметрам. Систематизация собранного материала.
Результаты исследования их анализ (2 часа)
Теория: Что принято считать результатом исследования.
Практика: Оформление полученных при завершении исследования результатов. Работа над презентацией.
Раздел 8. Итоговое занятие (2 часа)
Практика: Итоговое занятие проходит совместно с родителями в форме показных соревнований «Экологический форум!» Вручение учащимся грамот за успехи в освоении программы. Вручение родителям благодарственных писем. Чаепитие.
1.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты 1 года обучения и способы их определения
Личностные результаты | Метод | Методика |
- мотивация к занятиям учебно-опытнической деятельности;
| анкетирование | - тест Роккича «Ценностные ориентации» (приложение1); методика диагностики учебной мотивации; -опросник Стефансона(изучения представлений о себе); - анкета незаконченных предложений «Мотивы учения» - Методика «Рукавички» Г.А.Цукерман |
Метапредметные | Метод | Методика |
- способность к целеполаганию и планированию; - умение подчинять свои действия задачам коллектива; - владение простейшими способами поиска информации с использованием предложенных педагогом источников; - способность устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми; - умение договариваться и планировать в совместной творческой деятельности; -способность находить пути решения конфликтов - Получат опыт обсуждения и анализа по теме проекта, научаться делать выводы | наблюдение контрольные задания беседы наблюдение выполнение творческого проекта | -наблюдение -портфолио учащихся -определение индекса групповой сплоченности Сишора -определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин) |
Предметные результаты | Метод |
|
учащиеся должны - основные овощные культуры; - понятие севооборот, культурооборот; - почву и ее плодородие; - основы агротехники овощных культур; - мероприятия по защите овощных культур; - основы методики полевого опыта; - профессии в сельском хозяйстве. уметь: - составить план мероприятия по уходу за овощными культурами; - осуществлять самостоятельный поиск информации;
получить навык: - практические навыки по агротехнике овощных культур; - работы на пришкольном участке.
|
Викторина, творческие задания, тестирование, опрос, беседа, наблюдение. |
Планируемые результаты 2 года обучения и способы их определения
Личностные результаты | Метод | Методика |
- научиться видеть и понимать красоту природы, проявлять интерес к её изучению; - формирование экологического мировоззрения; - формирование мотивации и интереса к изучению опытнической деятельности; - смысловое осознание значения изучения окружающего мира; - осознанное отношение к живой природе, к людям.
| анкетирование наблюдение беседа
| -методика диагностики учебной мотивации; - тест Роккича «Ценностные ориентации» (приложение 1); -опросник Стефансона - Методика «Рукавички» Г.А.Цукерман |
Метапредметные | Метод | Методика |
-обладают собственным мнением; -умение аргументировать и координировать свою позицию с позицией партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности; -умение устанавливать причинно – следственные связи (индуктивные, дедуктивные); -умение обосновывать свое мнение и позицию; -умение планировать и прогнозировать учебные действия; -умение контролировать личные действия и действия других в сотрудничестве; - сформированы навыки самооценки и саморегуляции. | наблюдение контрольные задания беседы наблюдение | - анкета незаконченных предложений «Мотивы учения»; -определение индекса групповой сплоченности Сишора; -определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин) |
Предметные результаты | Метод |
|
знания:
-флористический состав и экологические особенности культурных и дикорастущих растений местных фитоценозов; -выявлять ценные в хозяйственном отношении древесные, кормовые, пищевые, лекарственные растения; умения и навыки: - проводить опыты и наблюдения в кабинете, в домашних условиях связанных с изучением жизненных функций растительных организмов;- использование различных агротехнических приёмов; -оформление результатов выполненной работы; - работать в группе. |
Наблюдение, опрос, выставки, викторины, тестирование, конкурсы, смотр знаний. |
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
1 год обучения
№ п/п | Дата проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | 5.10 | Беседа | 2 | Вводное занятие | собеседование |
2 | 12.10 | Круглый стол |
| Защищенный грунт и комнатное овощеводство | Входная диагностика |
3 | 19.10 | Экскурсия | 2 | Знакомство с учебно-опытным участком. Сад, огород, цветник, клумбы | Наблюдение |
4 | 26.10 | Комбинированное | 2 | Значение осенней обработки почвы. Обработка почвы. | Опрос. Смотр знаний, умений |
5 | 02.11 | Комбинированное | 2 | Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени. | Умение работать Собеседование |
6 | 09.11 | Комбинированное | 2 | Агротехника выращивания петрушки в комнате. | Смотр знаний, умений |
7 | 16.11 | Игра | 2 | Оформление выставки овощей. Подготовка к празднику. Праздник «Золотая осень» | Викторина |
8 | 23.11 | Комбинированное занятие | 2 | Сортовое разнообразие овощных и полевых культур. Значение овощных и полевых культур в жизни человека. | Опрос |
9 | 30.11 | Беседа | 2 | Выбор овощной культуры для дальнейшего исследования (огурец). и его родственники». | Смотр знаний, умений |
10 | 07.12 | Практическое занятие | 2 | Проект «Азбука витаминов». «Лекарственные растения» | Устный опрос |
11 | 14.12 | Круглый стол | 2 | Проект «Разнообразие почв» | Творческий отчет |
12 | 21.12 | Беседа | 2 | Разнообразие почв по механическому составу. | Опрос |
13 | 28.12 | Комбинированное занятие | 2 | Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека. | Опрос |
14 | 31.12 | Практическое занятие | 2 | Агротехника выгонки лука на перо. | Наблюдения |
15 | 11.01 | Комбинированное занятие | 2 | Знакомство с птицами нашей местности. | Творческий доклад |
16 | 18.01 | Комбинированное занятие | 2 | Корма и их значение для зимней подкормки птиц. | Викторина |
17 | 25.01 | Практическое занятие | 2 | Акция «Кормушка» Техника изготовления кормушек | Смотр знаний, умений |
18 | 01.02 | Беседа | 2 | Знакомство с семенами овощей. Особенности строения семян. Распознавание семян. | Смотр знаний, умений |
19 | 08.02 | Комбинированное занятие | 2 | Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян к посеву. | Опрос |
20 | 15.02 | Комбинированное занятие | 2 | Методы выбора сортов огурцов для различного вида выращивания. Подготовка и посадка семян огурцов. | Наблюдения |
21 | 22.02 | Комбинированное занятие | 2 | Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид. Способы размножения сорняков, и меры борьбы с сорняками. | Устный опрос по карточкам |
22 | 01.03 | Комбинированное занятие | 2 | Наиболее распространённые вредители и болезни овощей. Меры борьбы с вредителями и болезнями овощных культур. Пересадка рассады. | Опрос. Наблюдения. |
23 | 08.03 | Беседа | 2 | Красная книга Урала и России. Охраняемые территории и растения. | Творческий отчёт |
24 | 15.03 | Беседа | 2 | Первые перелётные птицы. Различные виды гнездовий, охрана птиц. Значение птиц в сельском хозяйстве. | собеседование, работа с карточками |
25 | 22.03 | Игра | 2 | Праздник «День птиц». Подкормка птиц | Викторина |
26 | 29.03 | Комбинированное занятие | 2 | Лекарственные растения. | Творческий отчет |
27 | 05.04 | Игра | 2 |
| Викторина |
28 | 12.04 | Комбинированное занятие | 2 | Этапы проекта | собеседование |
29 | 19.04 | Комбинированное занятие | 2 | Правила оформления работ. Презентации. |
Зачёт |
30 | 26.04 | Игра | 2 | Итоговое занятие | Творческий отчет |
2 год обучения
№ п/п | Дата проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 |
| Беседа | 2 | Вводное занятие | Входная диагностика |
2 |
| Беседа | 2 | Классификация сельскохозяйственных культур | Наблюдения |
3 |
| Комбинированное занятие | 2 | Факторы, влияющие на продуктивность сельскохозяйственных культур | Опрос
|
4 |
| Комбинированное | 2 | Селекция сельскохозяйственных культур | Тестирование |
5 |
| Беседа | 2 | Основные представители зернобобовых культур: горох, фасоль, чечевица. | Опрос |
6 |
| Лекция | 2 | Особенности корневой системы зернобобовых. Удобрения | Опытническая работа |
7 |
| Комбинированное занятие | 2 | Опытническая работа: «Влияние различных условий на прорастание семян» | Смотр знаний, умений |
8 |
| Круглый стол | 2 | Виды овощных культур. Плодово - овощные. Листовые. Луковичные. Корнеплодные. | Устный опрос по карточкам |
9 |
| Беседа | 2 | Агрономическая группа овощных культур. | Беседа
|
10 |
| Игра | 2 | Овощные культуры. | Викторина |
11 |
| Комбинированное | 2 | Приемы выращивания рассады овощных культур в защищенном грунте. | Беседа
|
12 |
| Комбинированное | 2 | Опытническая работа «Определение по морфологическим признакам, к какому семейству, классу относится данная овощная культура» | Наблюдения Смотр знаний, умений |
13 |
| Круглый стол | 2 | Комнатное цветоводство | Устный опрос
|
14 |
| Беседа | 2 | Цветочно-декоративные растения | Наблюдения
|
15 |
| Игра | 2 | Основы аранжировки цветов. Флористика. | Викторина
|
16 |
| Комбинированное занятие | 2 | Акция «Кормушка». Подкормим птиц. | Наблюдения
|
17 |
| Комбинированное занятие | 2 | Опыты по размножению овощных культур и комнатных растений. | Смотр знаний, умений |
18 |
| Комбинированное занятие | 2 | Работа с дневниками опытнической работы на учебно-опытном участке закрытого и открытого грунта. | Наблюдение Смотр знаний, умений |
19 |
| Комбинированное занятие | 2 | Проведение наблюдений на базе комнатной растений "Влияние стимуляторов роста на развитие растений", "Выгонка луковичных растений". | Наблюдение Смотр знаний, умений |
20 |
| Беседа | 2 | Этапы проекта | Опрос |
21 |
| Беседа | 2 | Выбор темы проекта, исследования | Наблюдения
|
22 |
| Исследование | 2 | Формулирование проблемы цели и задачи исследования | Устный опрос по карточкам
|
23 |
| Комбинированное занятие | 2 | Определение объекта и предмета исследования. Сбор информации. | Наблюдения |
24 |
| Комбинированное занятие | 2 | Систематизация собранного материала | Опрос
|
25 |
| Комбинированное занятие | 2 | Результаты исследования их анализ. Работа с презентацией | Тестирование
|
30 |
|
| 2 | Итоговое занятие |
|
2.3 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Для занятий по программе «Истоки» необходимо просторное, хорошо проветриваемое помещение.
- экран;
- мультимедиапроектор;
-сельскохозяйственный инвентарь;
- оборудование для лабораторных и опытных работ.
Кадровое обеспечение
Организацию образовательного процесса осуществляет только педагог дополнительного образования.
2.4 Формы аттестации / контроля
Поскольку занятия носят в основном практический характер, то способы и формы выявления результатов, а так же освоение программы осуществляется посредством беседы, опроса, наблюдения, диагностик, конкурсов, проектных работ.
2.5 Оценочные материалы
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающихся:
1. Тест Роккича «Ценностные ориентации»;
2. Опросник Стефансона;
3. Методика определения психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин);
3. Экспресс-методика по изучению ведущих мотивов занятий детей избранным видом деятельности (А.Д. Насибуллина);
4. Определение индекса групповой сплоченности Сишора
2.6 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
Методы обучения и воспитания (словесные - беседа, разъяснения, рассказ; наглядные, практические и т.д.).
Формы организации образовательного процесса групповые
Формы организации учебного занятия по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Педагогические технологии
Программа предусматривает использование таких педагогических технологий как:
- проектные, суть которых состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом, постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.;
- развивающего обучения - взаимодействие педагога и учащихся на основе поиска различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Данная технология включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки;
- технология проблемного обучения – это проблемные задания и вопросы, которые требуют от учащихся применения знаний и умений в новой ситуации, получения, новых путей их поиска. Эти знания и умения необходимы для творческого мышления, они помогают учащимся овладеть методами научного познания, формируют интерес и потребность в творческой деятельности.
Список литературы
1. Андреев Ю.М. Овощеводство: Учебник для научного профессионального образования. -2-е изд., стереотип. - М.:Асадемия,2003. - 541 с.
2. Агрономия: Учебное пособие для среднего профессионального образования / Под ред. Н.Н. Третьякова.- М.:Академия,2004 - 473 с. З.
3. Дукаревич Б.И. Самая полная энциклопедия умного огородника .- М.: АСТ;СПб;Сова,2007 - 478 с.
4. Защита растений от болезней: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Шкаликова - 2-изд., испр. и доп. - М.: Колос, С, 2003 - 254 с.
5. Кизима Г.А. Самая полная энциклопедия умного огородника. - М.: ACT; СПб; Сова, 2007 - 478 с.
6. Лопатина А.А. Сказы матушки земли: экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва:
Амрита - Русь, 2007. - 252 с.
7. Журнал научно-методический «Начальное образование», ЗАО Издательство «Русский журнал», 2009 № 3.
8. Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2011г. № 7, 11.
9. Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2010г. № 1, 7, 11
Приложение №1
Практическая работа 1.
Определение по морфологическим признакам, к какому семейству,
классу относится данная овощная культура.
Цель работы: изучить к какому семейству, классу относится данная овощная культура.
Оборудование и материалы: гербарии, таблица морфологические признаки овощных культур.
Указания к практической работе:
Рассмотреть табличные образцы листьев, цветков, соцветий, плодов одной из культур, к какой группе относится эта культура по продолжительности жизни. Пользуясь таблицей, рассмотрите строение цветка, определите его формулу (количество чашелистиков, лепестков венчика, тычинок, пестиков). Определите типы плода (стручок, боб, орешек и т.д.), соцветие, форма листовой пластинки. На основании этих данных и знаний по ботанике о семействах определите, к какому семейству относится рассматриваемая овощная культура. Определить тип жилкования листа (сетчатое, дуговое, параллельное) и по характеру жилкования определить, к какому классу – однодольных или двудольных растений относится культура.
Результаты работы записать в тетрадь и заполнить таблицу по форме:
Культура | Лист | Цветок формула, соцветие | Плод | Культура относится | |||
Форма | Жилкование | к семейству | к классу | к группе по продолжительности жизни | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа 2.
Определение семян овощных культур.
Цель работы: изучить особенности и дать характеристику семенам овощных культур.
Оборудование и материалы: смесь семян различных овощных культур, коллекция семян овощных культур с названием, лупа, сантиметровые линейки или миллиметровые полоски из плотной бумаги.
Указания к практической работе:
Разобрать смесь семян по отдельным культурам, рассмотрите их внешний вид и определите цвет семян. Он может быть белым, беловато – кремовый (огурец, тыква), черный (лук), серый (томат, морковь), зелёный, зеленовато – розовый, желтый или белый (горох).
Форму семян определите, измеряя их ширину, длину и толщину. Для этого используют, сантиметровые линейки или миллиметровые полоски из плотной бумаги.
Семена имеют шаровидную форму, если все три измерения равны или близки (например, капуста, брюква, репа, горох); чечевицеобразную форму, когда ширина и длинна равны, а толщина меньше; эллиптическую – толщина ровна ширине, а длинна больше; удлинённую – все три размера различные; треугольную – размеры равны или отличны друг от друга, расположение плоскостей треугольное.
Поверхность семян может быть гладкая, шероховатая, глянцевая.
Некоторые семена имеют свойственный только данной культуре запах (сельдерей, морковь, укроп, тмин и др.). Попробуйте сравнить разные культуры по запаху, раздавив их семена.
Результаты работы записать в тетрадь и заполнить таблицу по форме:
Название культуры | Характеристика семян | |||||||||||
Цвет | Размеры | Форма | Крупность | Поверхность | Запах | |||||||
ширина | длинна | толщина | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа 3.
Схема овощного севооборота.
Цель работы: составить схему севооборота и план его ротации.
Оборудование и материалы: схема севооборота и план ротации, данные о составе овощных культур.
Указания к практической работе:
Севооборот – чередование культур на полях в определенном порядке с учетом их биологических особенностях и агротехники, направленных на повышение плодородия почвы и урожайности культур. Период времени, в который на каждом поле пройдут чередование все культуры, включенные в севооборот, считаю ротацией севооборота.
Составьте схему севооборота, определив порядок чередования культур, а затем план ротации.
При составлении схемы севооборота учтите, что лучшие предшественники:
для капусты – огурец, корнеплоды, бобовые, многолетние травы;
для огурца – капуста, бобовые;
для моркови и свеклы – огурец, картофель, томат, лук – репка, капуста;
для лука-репки – капуста, томат, огурец, картофель, бобовые, многолетние травы;
для томата – огурец, капуста, многолетние травы;
для картофеля – бобовые, огурец.
Если в севооборот введены многолетние травы, то первое после них занимает капуста.
План ротации намеченной схемы севооборота составьте по следующей форме, записав в таблице по каждому году и полю название культур.
Поле | Годы | ||||||
2018_ | 2019_ | И т.д. | |||||
1 – е |
|
|
|
|
| ||
2 – е |
|
|
|
|
| ||
3 – е |
|
|
|
|
| ||
4 – е |
|
|
|
|
|
Практическая работа 4.
Строение почвенного профиля.
Цель работы: изучить строение местной почвы на почвенном разрезе.
Оборудование и материалы: таблица почв, цветные карандаши, тетрадь, лупа, образцы почвы.
Указания к практической работе:
Рассмотреть по таблице почву, и убедится, что почва состоит из нескольких горизонтов отличающихся друг от друга. Все горизонты, вместе взятые, составляют профиль почвы.
Разотрите кусочек сухой почвы между пальцами и рассмотрите в лупу. Затем слабо увлажните образец и доведите его до густой массы. Скатайте в шнур и в шарик. Определите разновидность почвы, пользуясь таблицей. Определение разновидности почв по механическому составу.
Разновидность | При растирании между пальцами | Вид в лупу | В сухом состоянии | Во влажном состоянии | При скатывании |
Глинистые | Тонкий однородный порошок | Крупные песчаные зерна отсутствуют | Очень плотные | Очень вязкие, пластичные, сильно мажутся | Дают длинный шнур и гладкий шарик |
Суглинистые | Не совсем однородный порошок | Среди преобладающих глинистых частиц ясно видны песчаные частицы | Плотные | Пластичные | Длинного шнура не дают, образуют шарик, покрытый трещинами |
Супесчаные | Преобладают песчаные частицы с небольшой примесью глинистых | Рыхлые | Непластичные | В шнур и шарик не скатываются | |
Песчаные | Состоят исключительно из песочных зерен. | Сыпучие | Образует текучую массу | То же |
Зарисовать профиль почвы и результаты работы запишите в тетрадь, указав разновидность почвы по механическому составу и её признаки.
Практическая работа 5.
Определение минеральных удобрений по внешнему виду и растворимость удобрений в воде.
Цель работы: изучить минеральные удобрения.
Оборудование: минеральные удобрения, пробирки, вода.
Указания к практической работе:
Знакомство с минеральными удобрениями начинается с их внешнего вида: цвета, запаха, строения. Для этого внимательно рассмотрите коллекцию основных групп удобрений.
Затем определите, растворимо ли данное удобрение в воде. Для этого возьмите немного удобрения и всыпьте в пробирку наполненную водой.
Содержимое пробирки встряхивайте в течении 1 – 3 мин, наблюдая за растворимостью удобрений.
Полученные данные заносятся в таблицу.
Название удобрения | Цвет | Запах | Строение | Растворимость в воде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа 6.
Определение сорняков по взрослым растениям.
Цель работы: изучить взрослые сорные растения по гербарным образцам.
Оборудование: гербарные образцы взрослых растений сорняков с названием и без названий; лупы; таблица (рисунки) сорных трав; справочники и определитель сорняков.
Указания к практической работе:
Получив 2 – 3 сорных растения, определите их название путём сравнивания с рисунками на таблице или с гербарными образцами. Под лупой рассмотрите строение и жилкование листа. Определите характер листорасположения, класс (однодольные, двудольные), а также к какой группе относится сорняк – однолетний, двулетний или многолетний. Узнайте, какие культуры засоряют эти сорняки, меры борьбы.
Характеристика растений | ||||||||||
Название сорного растения | Лист | Листо- расположения | Группа,класс | Какие культуры засоряет | Меры борьбы | |||||
строение | жилкование | |||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
Зарисовать сорные растения и заполнить форму.
Практическая работа 7. Виды капусты.
Цель работы: изучить виды капусты, сорта капусты для данного региона.
Оборудование: каталог районированных сортов капусты, справочник, таблица (виды капусты).
Указания к практической работе:
В культуре чаще всего встречаются следующие виды капусты: кочанная (белокочанная и краснокочанная), савойская, брюссельская, цветная, кольраби, листовая, пекинская и китайская. Все виды капусты являются двулетними растениями, за исключением цветной, пекинской и китайской.
Записать в тетрадь краткую характеристику всех видов капусты.
Заполнить форму районированных сортов капусты белокочанной.
Сорт | Срок созревания | Вегетационный период |
|
|
|
|
|
|
Практическая работа 8. Расчёт потребности рассады овощных культур для открытого грунта.
Цель работы: произвести расчёт потребности рассады овощных культур для открытого грунта.
Оборудование: таблица, справочник по овощеводству.
Указания к практической работе:
Овощные культуры в открытом грунте почти на 60% выращивают с использованием рассадного способа.
Применение рассадного способа возделывания овощных культур вызвано рядом причин. Многие овощные культуры имеют длинный вегетационный период, в связи,с чем нельзя получить полноценный урожай овощей, если их возделывать посевом семян в грунт в районах с коротким безморозным периодом.
Скороспелые виды и сорта овощных культур возделывают через рассаду с целью получения раннего урожая.
Рассадный способ имеет и биологическое обоснование. Многие овощные культуры имеют очень мелкие семена и всходы. В первый период роста и развития растения чрезвычайно требовательны к условиям питания. В защищенном грунте, где рассада выращивается при очень малых площадях питания, легче создать все необходимые условия для молодых растений, дать им окрепнуть, нарастить корневую систему и листья.
Температурный режим
при выращивании рассады, нормы загущения в рассадный и после рассадный периоды.
Овощная культура | Рассадный период (дней) | Норма выращивания (шт. на 1м2) | Температура днем (в С˚) | Деловой выход рассады с 1м2 | Норма посадки (на 1 га тыс. шт) | ||||||
сеянцев | рассады | До всходов | Первые 3-4 дня после всходов | В остальной период |
|
| |||||
Капуста ранняя | 50 - 55 | 2000 | 330 | 20 | 8 - 10 | 12 - 14 | 260 | 40 - 50 | |||
Капуста средняя | 35 - 40 | 2000 | 300 - 400 | 20 | 8 - 10 | 12 - 14 | 200 | 28 - 30 | |||
Капуста поздняя | 35 - 40 | 2000 | 400 | 20 | 8 - 10 | 12 - 14 | 320 | 18 - 21 | |||
Томат | 50 - 60 | 1600 | 150 | 25 - 30 | 15 - 16 | 20 - 24 | 120 | 40 | |||
Огурец | 15 - 20 | - | 150 - 300 | 30 | 16 – 18 | 22 – 26 | 120 - 240 | 80 |
Рассчитать норму высадки рассады овощных культур;
капуста ранняя – 13 га;
капуста средняя – 9 га;
капуста поздняя – 4 га;
томат – 0,7 га;
огурцы – 0,9 га.
Методическая разработка. В гости к огородному
Вид: Прогулка – экскурсия.
Цель: познакомить учащихся с растениями, растущими на пришкольном участке.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с многообразием растительного мира, продолжительностью их жизни и приспособленности к условиям окружающей среды; показать сходство и различие древесных, кустарниковых и травянистых растений.
Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетическое восприятие природы; формировать культуру поведения в природе; прививать ответственное и бережное отношение к природе; учить школьников работать в коллективе.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь учащихся, соблюдать правила поведения в природе.
Место проведения экскурсии: пришкольный участок.
Время проведения экскурсии: осень.
I. Подготовительный этап.
1. Перед экскурсией можно провести викторину о культурных растениях, цель которой – выяснить, какие местные культурные растения знают школьники. Во время беседы выясняется, выращивают ли родители овощи и фрукты, помогают ли им дети;
2. Рассмотреть со школьниками иллюстрации, изображающие культурные растения, загадать о них загадки;
3. Поиграть в игру «Угадай и собери», содержание которой заключается в том, чтобы собрать из кубиков изображение растения пришкольного участка по загадке;
4. Познакомить с правилами поведения на пришкольном участке и гигиеной питания.
5. Подготовить помощников для проведения экскурсии.
II. Организационный этап.
1. Соответствие одежды для экскурсии (в зависимости от погодных условий – сапоги, шапки, куртки), одеваться спокойно, не мешать друг другу;
2. Повторить правила поведения на пришкольном участке (не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям и экологической системе в целом).
3. Движение к месту проведения экскурсии.
III. Основной этап (на месте проведения экскурсии).
По дороге проводится конкурс на самого организованного, смышленого и наблюдательного. Учащимся предлагается назвать встречающиеся деревья, кустарники, травянистые растения.
Беседа. Знакомясь с пришкольным участком, вы, ребята, как юные исследователи, узнаете, какие растения выращивают учащиеся старших классов и что жизнь здесь может существовать только при заботе человека. А почему? Потому что растения необходимо поливать, пропалывать, почву рыхлить, а под зиму перекапывать. Только тогда деревья, цветы, огородные культуры будут «веселыми» и «здоровыми», а их плоды красивыми и вкусными. Только тогда на участке будут ползать самые разные насекомые, и щебетать птицы. Кто мне скажет, что такое пришкольный участок? Пришкольный участок – это такое пространство, на котором растут определенные растения, а растут они на этом участке потому, что им здесь хорошо, они чувствуют себя как дома. У каждого есть своя «комнатка», у кого на солнечной стороне, а у кого в тени. Растение чувствует себя тогда «счастливым, когда ему хорошо в его «доме». А что растет на нашем огороде вам расскажет мой помощник Огородный.
Огородный (помощник из числа старшеклассников) в форме загадок рассказывает школьникам, что растет на огороде.
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар, сладкая. (Морковь.) | Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) |
Вверху зелено, Внизу красно, в землю вросло. (Свекла.) | Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук) |
Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста) | Щеки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. (Редиска) |
Я на розу так похож, Разве что не так хорош, Но зато мои плоды Всем пригодны для еды. (Шиповник) | Я румяную Матрешку От подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка Упадет сама в траву (Яблоко) |
Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют (Рябина) | Стоит красавица: Косы зеленые, платье белое, Кора горючая, Ветки плакучие, семя летучее. (Береза) |
Школьники, отгадывая загадки, должны выбрать растение огорода. Огородный Подрастай показывает плоды некоторых отгаданных растений, и ребята могут потрогать их руками, понюхать и описать эти плоды: каковы они на ощупь, как пахнут, какого цвета. Также школьники загадывают загадки друг другу о тех растениях, какие имеются на пришкольном участке (пижма садовая, ирис, золотой шар, колокольчик, бобы, горох, укроп, петрушка и т.д.).
Далее игры «Знакомство с листьями», «Найди дерево», «Цветовые оттенки».
Знакомство с листьями.
Помощник ставит ребят в круг и делит на пары. Каждой паре дается лист дерева. Листья должны принадлежать разным видам деревьев, кустарников. Ребята рассматривают свои листья, ощупывают
каждую прожилку, описывают их друг другу. Сначала они изучают листья с открытыми глазами, а затем с закрытыми. После этого все листья складываются в центр круга и перемешиваются. Тем, кто желает найти свой лист с закрытыми глазами, воспитатель или помощник завязывают глаза. Играющий пытается найти свой лист.
Узнай дерево.
Игра также проходит в парах. Один из играющих подводит своего партнера с завязанными глазами к дереву. Играющий с завязанными глазами ощупывает это дерево, стараясь запомнить характерные особенности его ствола. После этого партнер исследователя осторожно ведет его к месту их старта, стараясь выбрать другой маршрут. На старте повязка снимается, и исследователь отправляется искать свое дерево самостоятельно. Затем партнеры меняются ролями.
Цветовые оттенки.
Во время экскурсии ребятам предлагается найти листья и цветы разных растений и разных оттенков, а также мягкие минералы и горные породы, глину – все, чем можно рисовать.
IV. Подведение итогов. Рефлексия – «ладошки»
Учитель благодарит помощника за интересные рассказы о растениях и игры.
Ребятам дается задание, использовать находки и провести конкурс рисунков.
V. Возвращение в школу.
54