Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дунаевская средняя общеобразовательная школа № 57»
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Принято на заседании педагогического совета МОУ «Дунаевская СОШ № 57» «____» ________2019 г. № ______ | Утверждаю Директор МОУ «Дунаевская СОШ № 57» ___________/Гомзякова М.Ф./ |
Согласовано Директор МОУ «Нижнекуэнгинская ООШ» ___________/Мик Е.Н./ | Согласовано Директор МОУ «Верхнекуэнгинская ООШ» ___________Козырин С.А. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, реализуемая в сетевой форме
«Проектная и исследовательская деятельность»
Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса.
Срок реализации: 1 год .
Составитель: Лесков А.С. -педагог дополнительного образования
Центра цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста»
Дунаево 2019 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии и на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями), присерной основной образовательной программы (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Целью программы курса «Проектная и исследовательская деятельность» является формирование основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности посредством метода проектов.
Образовательные задачи:
сформировать систему базовых знаний по созданию исследовательского проекта;
научить составлять план и осуществлять деятельность по решению заданной проблемы с помощью учителя, самостоятельно осуществлять текущий контроль своей деятельности;
привить навык использования информационных источников и средств ИКТ при выполнении индивидуальных или коллективных проектов и в учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать уважение к значимым общечеловеческим ценностям (социальному партнерству, толерантности, диалогу);
воспитывать способность к методической работе и самоорганизации.
Развивающие задачи:
развивать гибкость и оригинальность мышления;
развивать коммуникативные навыки,
уметь делать самооценку своей деятельности.
Программа реализуется на основе следующих принципов:
принцип обучения в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, общаясь в парах и группах друг с другом;
принцип природосообразности. Основной вид деятельности школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса;
принцип преемственности. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия;
принцип целостности и непрерывности, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах;
принцип практической ориентированности, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
принцип дидактической спирали, как важнейший фактор структуризации: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики, информационных технологий и технологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа и проекты.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Методы обучения:
демонстративно-наглядные (демонстрация работы в программе, схем, скриптов, таблиц);
исследовательские методы;
работа в парах;
работа в малых группах;
проектные методы (разработка проекта по спирали творчества, моделирование, планирование деятельности)
Особенности проведения занятий:
теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять рефлексивные интерактивные упражнения;
практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут;
практические задания могут включать в себя работу с готовым проектом на редактирование скрипта, на дополнение скрипта командами, на сборку скрипта самостоятельно;
работу по созданию глобальных творческих проектов следует начинать с разъяснения алгоритма разработки проектов, адаптированного под возраст младших школьников.
Способ реализации сетевого взаимодействия, обязательства организаций партнёров:
МОУ «Дунаевская СОШ № 57» на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (далее Центр «Точка роста», Центр) ( с. Дунаево ул. Школьная д.1). осуществляет руководство дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, курирует работу всей программы, отвечает за организацию экскурсий, встречу с интересными людьми, реализацию содержательной части, организует итоговую аттестацию, подготовку документации, работу медиа- и коммуникативной мастерских, ведёт наставническую и тьюторскую работу по подготовке учащихся школ- партнёров к муниципальным и краевым образовательным событиям. МОУ «Дунаевская СОШ № 57» организует для учащихся школ-партнёров образовательные сессии на базе школы в каникулярное время. План образовательной сессии разрабатывается и утверждается руководителем «Точка роста». Способ доставки учащихся школ-партнёров определяется договором сетевого взаимодействия.
Основной обязанностью педагогических кадров станет:
1.Разработка, утверждение, согласование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
2. Разработка и организация дистанционного обучения в учебное время;
3. Разработка заданий для дистанционного обучения, промежуточной, итоговой аттестации.
4. Реализация учебного плана образовательной сессии на базе Центра «Точка роста» в каникулярное время
МОУ «Нижнекуэнгинская ООШ» (с. Нижняя Куэнга, ул. Нагорная д.11), МОУ «Верхнекуэнгинская ООШ» (с.Верхняя Куэнга ул. Школьная д.1) и участвуют в реализации содержательной части дополнительной образовательной программы, основной обязанностью педагогических кадров станет:
1. Тестирование до начала реализации программы, организованное в школе педагогом-психологом или иным педагогическим работником, на основании которого, обучающийся ориентированный на выбор профессии в сфере «человек-человек»,.
2. Наставническая и тьюторская работа по подготовке ребят к муниципальным и краевым образовательным событиям.
3. Кураторы профориентационной деятельности отвечают за набор детей.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы: обучающиеся 9 классов общеобразовательных учреждений МР «Сретенский район».
Программа предполагает освоение видов деятельности в соответствии с психологическими особенностями возраста.
Условия приема обучающихся в программу: в программу ребѐнок попадает через тестирование, организованное в школе В результате тестирования, обучающийся ориентированный на выбор профессии в сфере «человек-человек» зачисляется в ДООП.
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы
Личностные развитие личностной рефлексии, толерантности; формирование мотивации в изучении наук об информации; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; умение вести диалог, вырабатывая общее решение.
регулятивные: постановка учебной задачи под руководством учителя; планирование своей деятельности под руководством учителя поиск и выделение необходимой информации.
познавательные: анализ и обобщение на основе фактов; осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета.
Предметные: получение опыта проектной деятельности; редактирование, оформление, сохранение, передача информации с помощью современных программных средств; эффективное применение информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразование.
Программное направление курса определяет круг вопросов, связанных с изучением программных средств, предназначенных для обработки графической и видео информации и технологией работы в них. Техническое направление определяет знание аппаратной части компьютера, используемой непосредственно при работе с графикой.
В процессе изучения курса надо научиться работать в различных редакторах, познакомиться с приемами обработки графической информации, с основными этапами создания продукта.
В итоге обучающиеся должны представить на обсуждение одноклассникам свои готовые проекты.
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты,
• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
• узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
• практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры, приложения и др.);
• познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
• познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
• узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
• получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
• получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
Тематический план
№п/п | Раздел и тема | Всего часов |
I. | Введение | 5 ч. |
1. | Давайте знакомиться! | 1ч. |
2. | Исследовательские способности учащихся | 4ч |
II. | Общая характеристика исследования | 23ч |
1. | Тема исследования | 4 ч |
2 . | Актуальность выбора темы исследования | 5 ч |
3. | Предмет и объект исследования | 3ч |
4. | Цель и задачи исследования | 2ч |
5. | Формулирование гипотезы | 2ч |
6. | Методы ведения исследования | 3ч |
7. | Этапы исследования | 4ч |
III. | Работа с источниками информации | 21ч |
1. | Работа с основными компонентами текста учебника | 3ч |
2. | Библиографическое описание книги | 1ч |
3. | Составление простого плана письменного текста | 2ч |
4. | Создание письменных текстов различных типов | 3ч |
5. | Виды изложения текста | 2ч |
6. | Виды обобщения информации | 4ч |
IV. | Составление индивидуальной рабочей программы | 4ч |
1. | Характеристика исходных данных. | 1ч |
2. | Рабочая программа | 1ч |
V. | Теоретическая подготовка исследования | 7ч |
1. | Понятия: источник, литература | 1ч |
2. | Посещение библиотеки | 1ч |
3. | Подбор материала, необходимого для исследования | 5ч |
VI. | Групповая исследовательская работа | 16ч |
1. | Распределение ролей при работе в команде | 4ч |
2. | Разработка проекта | 6 ч |
3. | Защита проекта | 6ч |
VII. | Проведение индивидуального исследования | 22 ч |
1. | Планирование исследования | 5 ч |
2. | Проведение экспериментальной части исследования | 6 ч |
3. | Определение плюсов и минусов в работе | 5ч |
4. | Выводы и обобщения по работе | 5ч |
5. | Эффективность и значимость исследования | 1ч |
VIII. | Понятийный аппарат исследования | 2ч |
1. | Ведущие направления исследования | 2ч |
IX. | Оформление исследовательской работы | 24ч |
1. | Структура работы | 5ч |
2. | Введение. | 4ч |
3. | Основная часть | 6ч |
4. | Выводы | 5ч |
5. | Требования к оформлению работы | 4 ч |
X. | Подготовка приложений к работе | 5ч |
1. | Требования к приложениям | 5ч |
2. | Виды приложений | 3ч |
XI. | Примечания в работе | 6ч |
1. | Виды примечаний | 2ч |
2. | Оформление примечаний | 4ч |
XII. | Размещение иллюстраций в работе | 4ч |
1. | Виды иллюстраций | 2ч |
2. | Подписи под иллюстрацией | 2ч |
XIII. | Основные подходы к составлению защиты своей работы | 22ч |
1. | Принципы и правила написания защитной речи | 6ч |
2. | Структура стендового доклада | 6ч |
3. | Презентация Power Point | 6ч |
4. | Тезисы работы | 4ч |
Содержание программы
1 раздел – “Введение”
Предмет и значение дисциплины. Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.
2 раздел – “Общая характеристика исследования”
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования – “поле” научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.
3 раздел – “Работа с источниками информации”
Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно-информационной, научной. Виды чтения: беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации: умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.
4 раздел – “Составление индивидуальной рабочей программы”
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Практические занятия.
5 раздел – “Теоретическая подготовка исследования”
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.
6 раздел – “Групповая исследовательская работа”
Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.
7 раздел – “Проведение индивидуального исследования”
Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования (опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.
8 раздел – “Понятийный аппарат исследования”
Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.
9 раздел – “Оформление исследовательской работы”
Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. Общие требования и правила оформления текстов. Практические занятия.
10 раздел – “Подготовка приложений к работе”
Требования к приложениям. Виды приложений. Практические занятия.
11 раздел – “Примечания в работе”
Примечания. Виды примечаний: библиографическая ссылка; определение терминов или устаревших слов; справочная информация о лицах, событиях, произведениях; перевод иностранных слов и предложений; пояснения основного текста. Практические занятия.
12 раздел – “Размещение иллюстраций в работе”
Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы. Практические занятия.
13 раздел – “Основные подходы к составлению защиты своей работы”
Защитная речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада. Презентация проекта и исследования: защита на конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей, игра с залом, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного исторического события, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль, спортивная игра, театрализация. Компьютерная презентация. Практические занятия.
IV . ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Голуб Г.Б., Е.А. Перелыгина «Основы проектной деятельности школьника», Изд-во Федоров, 2012 год
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
Для реализации программы «Проектная и исследовательская деятельность» необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Рабочее место учителя оборудованное мультимедийным набором | -Подборка информационной и справочной литературы; -Обучающие и справочные электронные издания; - Доступ в Интернет - Диагностические методики для определения уровня сформированности ключевых компетенций. |