СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Ансамбль танца "Народные узоры"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Ансамбль танца "Народные узоры"»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №58»





ПРИНЯТА на заседании УТВЕРЖДАЮ.

педагогического совета Директор школы

протокол №____ ________Деньгина Е.А.

от __________20__ г. «___» _________20__ г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Ансамбль танца «Народные узоры»

Для учащихся 1-4 классов

Срок реализации 4 года






Автор-составитель программы

Брук Л.Е –

педагог дополнительного

образования 1 категории











г. Нижний Новгород

2019 г.

Содержание


1. Пояснительная записка………………………………………………..2

2. Учебно-тематический план …………………………………………. 4

3. Содержание программы первый год обучения (1 класс) …………. 6

4. Содержание программы второй год обучения (2 класс) ………….. 9

5. Содержание программы третий год обучения (3класс) …………....12

6.Содержание программы третий год обучения (4класс) …………….15

7. Оценочные материалы ……………………………………………….18

8. Методическое обеспечение ………………………………………….18

9. Условия реализации…………………………………………………..18

10.Список литературы и интернет ресурсы …………………………...19

11. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование………. 20





































Пояснительная записка

Направленность: художественная.

Актуальность: Данная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. В этот период закладываются основы культурного развития ребёнка. В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности – хореографическому. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движения, формирует их фигуру, развивает пластичность, выносливость и смелость. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию, обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства. Приобщение к искусству хореографии в широком смысле включает ознакомление обучающихся с классическими балетами, с современной музыкой, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов, с их красочными костюмами, образами народов поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодии.

Программа ансамбля танца направлена на гармоничное развитие ребёнка и его художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступного для его возраста физического состояния. В современных условиях многие дети находятся в состоянии стресса, контроля, давления со стороны взрослых. Между тем, ребёнок-это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде, формирования отдельной личности и общества в целом. Заниматься танцами лучше начинать с 7 лет. Дети этого возраста обладают хорошей пластичностью, лёгкостью движений, сосредоточенностью внимания.

Новизна программы: заключается в том,что для повышения результативности усвоения изучаемого материала участниками объединения в теоретическую часть включены видео-уроки, презентации с информацией об истории народного танца, классического танца просмотр выступлений известных танцевальных коллективовРоссии.

Педагогическая целесообразность: в её направленности на формирование танцевально-эстетического вкуса у обучающихся.

Возраст детей: с 7 до 11 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года.

Режим занятий: Занятия проводятся в первом классе два раза в неделю по одному часу. Основное направление хореографии в первом классе – игровое, разучиваются танцы-игры, обязательно в программу входят растяжки в партере.

Второй, третий, четвёртый классы – занятия проходят два раза в неделю по одному часу. Они включают классику у станка, классику на середине, вращения на месте и по диагонали, разучивание танцевальных элементов и постановку танцев.

В программу всех четырёх лет обучения включены теоретические уроки: знакомство с мировой хореографией, искусством сцены и грима.

Цель программы: Приобщение к духовно-нравственным ценностям через искусство хореографии. Формирование и развитие творческих способностей детей посредством хореографии.

Задачи:

Обучающие:

-овладение учениками основами народно-сценического танца;

-организация постановочной и концертной деятельности;

-обучение выразительному исполнению народного танца;

-формирование знаний по народной культуре.

Воспитательные:

-создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности и условий для общения;

-формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, культуры эмпатического общения.

Развивающие:

-развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной деятельности;

-развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;

-развитие коммуникативных и организаторских способностей и разносторонних качеств личности обучающихся путём приобщения их к культурному наследию своей страны, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

-развитие потребности в самораскрытии и самореализации;

-развитие и формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, подготовка воспитанников.

Планируемые результаты: Дети, прошедшие обучение по данной программе, в конце курса должны овладеть азбукой и танцевальным мастерством. Дети научатся красиво двигаться под музыку, приобретут красивую осанку, пластичность, лёгкость, коммуникабельность, культуру общения между собой, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения, оптимизм, стремление к самосовершенствованию, осознанное отношение к здоровому образу жизни, творчески развитой, социально-ориентированной личностью, способной к самореализации.













Учебный план

Учебно-тематический план


№п\п

Наименование раздела

Практика

Теория

Всего

1 год

1

2

3

4

5

6

7

Пространственные упражнения

Ритмопластика

Балетная гимнастика

Элементы русского танца

Детская хореография

Постановка танцев

Беседы о хореографическом искусстве

Итого:

6

8

18

9

9

10



60

1

1

1

1

1

-

3


8

7

9

19

10

10

10

3


68

2 год

1


2

3

4

5

6

Классический танец. Азы хореографии

Русский народный танец

Народно-сценический танец

Детская хореография

Постановка танцев

Беседы о хореографическом искусстве

Итого:

10


19

8

15

10



62

2


1

1

2

-


2

8


12


20

9

17

10


2

70

3 год

1



2



3

4

5

6

7

Классический танец

Экзерсис у станка

Экзерсис на середине

Русский народный танец

Экзерсис у станка

Экзерсис на середине

Народно-сценический танец

Современный бальный танец

Детская хореография

Постановка танцев

Беседы о хореографическом искусстве

Итого:


11

6


6

6

8

5

8

10



60


1

1


1

1

2

1

1

-


2

10


12

7


7

7

10

6

9

10


2

70

4 год

1



2




3

4

5

6

7

Классический танец

Экзерсис у станка

Экзерсис на середине

Русский народный танец

Экзерсис у станка


Экзерсис на середине

Народно-сценический танец

Современный бальный танец

Детская хореография

Постановка танцев

Беседы о хореографическом искусстве

Итого:



10

6


6


6

7

5

10

10



60




1

1


1


1

2

1

1

-


2

10


11

7


7


7

9

6

11

10


2

70



















































Содержание программы

Первый год обучения

Общая хореография для детей 7-8 лет

Главная задача первого этапа хореографического обучения – научить детей слушать музыку, ориентироваться в пространстве. Этому во многом способствуют такие упражнения как ходьба в различных темпах музыки и различных рисунках. На первом этапе закладывается и понятие правильной осанки, обращается особое внимание на постановку корпуса, рук, ног, головы. Дети этого возраста быстро утомляются, внимание рассеивается, поэтому следует использовать образные сравнения: лёгкий бег-«лисий», шаг с деми плие-«кошачий» и т.д. В первом полугодии с детьми лучше разучивать игры-танцы, во втором – небольшие танцевальные композиции на музыку детских песен, построенные на простейших танцевальных движениях.

1 четверть

  1. Теоретический урок. Знакомство с предметом хореографии, цели и задачи. Рассказ об истории развития танцевального искусства, об историко-бытовых, классических, народных, эстрадных танцах.

  2. Построение. Разучивание поклона девочек, поклона мальчиков.

  3. Простой бытовой и сценический шаги, лёгкий бег на полупальцах. Положение рук на талии, у девочек на юбочке.

  4. Шаг на полупальцах, разминка по кругу, ходьба на пяточках, перекаты с пятки на носок.

  5. Первоначальное знакомство с позициями рук, ног.

  6. Разучивание танцевальной зарядки:

- повороты головы направо-налево, вверх-вниз,

- плечи поочерёдно и вместе вверх-вниз,

- упражнения для рук,

- повороты и наклоны корпуса.

7. Шаг-подскок на месте и по кругу, бег «лошадки», шаг «кошки»,

«медведя», бег «мышки», прыжки «зайчика». Беговые упражнения по

кругу.

  1. Разучивание 1, 6 позиций ног. Прыжки на двух ногах с вытягиванием колен и подъёма.

  2. Боковой шаг. Боковой галоп.

  3. Танцевальные игры: «Ходим под музыку» (различный темп музыки), « Посещение зоопарка», « Кукла, не умеющая танцевать», « Кукла, умеющая танцевать» - импровизации.





2 четверть

  1. Хлопки в темпе музыки. Одинарные хлопки, двойные, комбинированные, в паре. Комбинация притопов и хлопков.

  2. Упражнения на полу – разучивание партерной гимнастики.

  3. Упражнение для развития стопы: разведение ступней ног из природной позиции в 1 и наоборот. Выполняется лёжа на спине.

  4. Вытягивание ног до самых кончиков пальцев и выведение их в положение на пятки. Ноги параллельно.

  5. Пассе по очереди каждой ногой лёжа на спине. Сгибание ног в коленях вместе и поочерёдно в ритме музыки.

  6. Сидя плавные наклоны к ноге, дотянуться руками до кончиков пальцев ног.

  7. Лёжа на животе выполняется «самолётик», «лодочка» - приподнять над полом руки и вытянутые параллельно ноги.

  8. Упражнения на гибкость: «колечко», «коробочка» - лёжа на животе ногами, согнутыми в коленях, дотянуться до головы.

  9. Стойка на лопатках, гранд батман лёжа на спине. «Мостик» с колен и стоя. «Складочки».

  10. Упражнения на растягивание мышц бедра – «лягушка», «бабочка».

  11. Разучивание переменного шага по кругу.

  12. Гранд плие по 6 позиции – плавное и резкое. Подготовка мальчиков к присядке.

  13. Лёгкий летящий бег на полупальцах-танец «Снежинок» для девочек.

  14. Танцевальные композиции: «Утята», «Ква-ква», «Дружба».

3 четверть

  1. Марш по кругу. Марш на месте на высоких полупальцах. Маршевые перестроения.

  2. Разучивание «ёлочки».

  3. Разучивание «гармошечки».

  4. Выведение ноги вперёд на каблук, комбинация с хлопками, шагами, притопами.

  5. Реляве по 6 позиции на середине, поочерёдное опускание пяточек.

  6. «Ковырялочка» с притопом. «Ковырялочка» с подскоком.

  7. Разучивание шага польки. Комбинация польки с хлопками и тройным притопом, с боковым галопом. Скользящие хлопки с поворотом.

  8. Мальчики: «мячики»- простая присядка по 1 поз., с выведением ноги вперёд-в сторону, на каблук.

  9. Разучивание 1,2,3 классических позиций рук. Танцевальная игра для рук «Ветер в лесу» (покачивание листьев, веточек, всего дерева).

  10. Перестроение из круга в колонну, шеренгу и обратно, сужение и расширение круга.

  11. Припадание вправо-влево, в повороте.

  12. Игровые танцы: «Пингвины», «Кукареку».




4 четверть

  1. Разучивание элементов русского танца: пружинистые приседания с поворотом корпуса, руки на поясе, пружинистые приседания с покачиванием головы, руки «полочкой» перед грудью.

  2. Шаговые русские движения: боковые шаги с выносом ноги на каблук, русский ход вперёд, шаг кадрили.

  3. Хороводные шаги по кругу. Рисунок русского хоровода.

  4. Композиции рук в русском танце.

  5. Тройные соскоки, тройные притопы по кругу.

  6. Композиция на тему русского танца: медленная часть – хороводная.

  7. Композиция на тему русского танца: быстрая часть – плясовая.

  8. Упражнения перед зеркалом на развитие артистизма.

  9. Композиция танца «Кукарача».

  10. Постановка танца с мячами, скакалками, лентами «Детство».










































Второй год обучения

Хореографическая группа

Второй год обучения хореографии предполагает углублённое изучение искусства танца. Из подготовительных групп набирается хореографическая группа. Обучение ведётся по основным разделам: азбука музыкального движения, элементы классического танца, элементы народного танца, элементы детской хореографии.

Большое значение на данном этапе имеет знакомство детей со станком, работа у станка над осанкой и выворотностью.

Пространственные упражнения.

1.Маршировка: по одному, расхождения вправо и влево (по одному, в парах, в четвёрках). Выполняется с носка, на полупальцах, с высоким подниманием колена.

2.Продолжение работы по пространственным перестроениям в круг, колонну, шеренгу.

3.Ритмично-двигательные упражнения: ритмические рисунки в различных темпах, хлопки в различных темпах.


Элементы классического танца.

Упражнения у станка.

Постановка корпуса (в выворотной позиции лицом к станку).

Позиции ног: 1, 2, 5, 6.

Позиции рук: подготовительная, 1, 2, 3 на середине, лицом к станку, боком, держась одной рукой за станок.

Батман тандю лицом к станку по 1, 5 позиции ног. Сначала вперёд, в сторону, позднее назад.

Деми плие по 1, 2, 5 позиции лицом к станку, позднее гранд плие.

Демирон де жамб партер с фиксацией по точкам.

Реляве по 1 позиции.

Реляве по 6 позиции.

Пассе по 6 позиции на полупальцах.

Соте по 6 позиции лицом к станку.

Упражнения на середине.

Прыжки по 1 и 6 позиции с вытягиванием колен и подъёма.

Батман тандю с нажимом и переходом через 2 позицию.

Упражнения для рук с демиплие и пор де бра.

Прыжки с поочерёдным выносом ног в сторону – «маятник».

Прыжки ногу вперёд на носочек.

Четыре прыжка по 6 позиции с вытянутыми коленями, четыре с поджатыми.

Упражнения для рук: «Растягиваем резинку», «Поющие руки».






Танцевальные элементы.

Па галопа.

Па польки.

Па полонеза.

Вращения по диагонали: галопом, подскоками.

Вращения на месте на полупальцах – вырабатывает умение держать точку.

Элементы народного танца.

Сюжеты и темы некоторых народных танцев.

Особенности народных движений.

Характерные положения в сольном, групповом танце, в хороводе.

Практические занятия

Русский танец.

Русские поклоны.

Позиции рук в народном танце 1, 2, 3, на талии.

Танцевальные шаги: простой с продвижением вперёд и назад, переменный с продвижением вперёд, хороводный.

Притопы: удар всей стопой, шаг с притопом в сторону, припляс.

«Моталочка».

«Ковырялочка» с поворотом.

Подготовка к «верёвочке» - «косыночка».

Переступания на полупальцах в различных темпах.

Полуприседания с вынесением ноги вперёд на каблук.

«Молоточки».

Присядка с выходом на два каблука.

Присядка с вынесением ноги вперёд накрест.

Хлопушки одинарные в ладоши, по бедру. Фиксирующие и скользящие удары.

Украинский танец.

Положение рук у девочек.

Положение рук у мальчиков.

Положение рук в парных танцах.

Ходы: простой залётный, бегунец, дорожка.

Голубцы. Голубцы парами в переходе.

Боковая присядка.

Присядка-мячик с хлопками.

«Качалочка» с переступанием.

Белорусский танец.

Основные положения рук в парных танцах.

Белорусская полька.

Перескок из стороны в сторону – па де баск.

Белорусский галоп.

Основной шаг «Крыжачка».

Поочерёдное выбрасывание ног на каблук вперёд (исполняется в танце «Крыжачок»).

Основной шаг «Лявонихи».

Переступания с каблука на носок.


Репертуарные танцы.

Детский танец «Дружба».

Матросский танец.

Немецкая полька.

Детский танец «Барбарики».




















































Третий год обучения

Продолжение работы на пространственные перестроения, фигурная маршировка, хождение по диагонали, по кругу, расхождение парами и четвёрками, на высоких полупальцах, с подскоками и т.д. Перестроение на марше из колонны в шеренгу, с шеренги в «цепочку» и т.д. Понятия «змейка», «вьюн», «звёздочка», «воротца».

Упражнения на ритмические рисунки в разных темпах, двигательные импровизации под музыку, дальнейшее развитие творческого представления, артистизма.

Элементы классического танца

Повторяется в более ускоренном темпе выученное на втором году обучения. Дополнительно изучается уровень подъёма ног, например, положение работающей ноги на уровне щиколотки (ку-де-пье), икры и колена. Подготовительное положение руки – препрасьон. Закрывание руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда. Координация рук, ног, головы в движении.

Упражнения у станка.

  1. Постановка корпуса.

  2. Позиции ног: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

  3. Позиции рук: подготовительная, 1, 2, 3.

  4. Демиплие и гранд плие по 1, 2, и 5 поз ног.

  5. Батман тандю с 5 позиции в сторону, вперёд, назад.

  6. Батман тандю с деми плие по 1 поз., позднее с 5 поз. (раздельно, слитно).

  7. Демирон де жамб партер.

  8. Правила постановки руки, держась за станок одной рукой.

  9. Батман тандю жете из 1 позиции ног.

  10. Батман тандю пике.

  11. Положение сюр-ле-ку-де-пье впереди.

  12. Батман фраппе.

  13. Батман реляве лян на 45 гр.

  14. Наклоны корпуса в сторону, перегибы назад, лицом к станку в 1 позиции.

  15. Соте по 1, 2, 5 позиции.

  16. Па эшаппе.

  17. Позы классического танца изучаются на середине зала. Поза круазе, эфассе (с ногой на полу). Па курю – мелкий бег на полупальцах, исполняется по прямой в невыворотной позиции вперёд и назад, пор де бра 1, 2, 3 вид.

Элементы народного танца

Характерный тренаж

  1. Постановка корпуса в народном танце боком к станку.

  2. Подготовительные движения рук: из подготовительной позиции руки открываются через 1 позиции во 2 и закрываются на талию.

  3. Полуприседание и полное приседание по 1, 2, 5 поз. (плавное и резкое).

  4. Скольжение стопой по полу – вытягивание ноги на носок с переводом на каблук (вперёд, в сторону, назад лицом к станку).

  5. Переступания на полупальцах в различных ритмических сочетаниях.

  6. Высокое пассе.

  7. Верёвочка простая и с переступанием.

  8. Маленькие броски от щиколотки с вытягиванием и сокращением подъёма.

  9. Подготовка к каблучным движениям.

Упражнения на середине

  1. Положение ног.

  2. Положение рук: на талии, кулачки на талии, обе руки открыты в стороны. Обращение с платочком. Положение рук в групповых танцах, в фигурах: звёздочка, круг, карусель, цепочка.

  3. Поклоны: на месте, с продвижением вперёд и назад.

  4. Ходы: простой с притопом, простой с ударом каблука, переменный с ударом.

  5. Шаг с каблука правой ноги с демиплие.

  6. Пружинистые шаги с каблука.

  7. Дроби: мелкая непрерывная дробь, с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением.

  8. Первоначальное изучение двойной дроби.

  9. Ковырялочка с двойным притопом, с тройным притопом.

  10. Верёвочка с двойным ударом.

  11. Русский дробный ход.

  12. Двойная дробь с притопом.

  13. Русский «ключ».

  14. Молоточки с продвижением.

  15. До-за-до.

  16. Прыжки с поджатыми ногами.

Мужские движения

  1. Хлопушки – в ладоши, по бедру, по голени.

  2. Присядки – с выбрасыванием ноги на воздух вперёд и в сторону, с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на воздух.

Девичьи упражнения

  1. Боковой галоп с поворотом.

  2. Вращения по диагонали: шене, бегунец.

  3. Вращения на месте: бегунец с ударом стопой вправо-влево, на подскоках.

Танцевальные элементы

  1. Па балянсе.

  2. Па шассе.

  3. Па польки в повороте.

  4. Па де баск.

  5. Чарльстон.

Хореографические этюды

  1. Русская полька.

  2. Кадриль.

Бальные танцы

  1. Ча-ча-ча.

  2. Сударушка.

Репертуарные танцы

  1. Чарльстон.

  2. Хореографическая картинка «Подруга балалайка».

  3. Русский танец «Калинка».










































Четвёртый год обучения

Занятия значительно усложняются по сравнению с предыдущими годами. Дети уже имеют достаточную танцевальную подготовку. Поэтому большее внимание уделяется не игровым и организующим упражнениям, а подготовке и исполнению танцев.

Элементы классического танца

Повторяется весь материал, пройденный на третьем году обучения, но несколько усложняется темп, и упражнения исполняются в определённых танцевальных композициях. Задаются затактовые построения упражнений. Все движения у станка исполняются с правой и левой ноги.

Упражнения у станка

  1. Позиция ног – 5.

  2. Батман тандю с пятой позиции во всех направлениях с затактовым построением.

  3. Рон де жамб партер андеор и андедан.

  4. Батман тандю жете крестом из 5 позиции с жете по 1 позиции вперёд-назад.

  5. Батман фраппе крестом, во втором полугодии фраппе исполняется на полупальцах.

  6. Реляве лян с 5 позиции на 90 гр.

  7. Па де бурре с переменой ног лицом к станку.

  8. Батман фондю крестом – медленный вынос ноги на 45 гр. Вперёд, в сторону, назад, в сторону.

  9. Гранд батман по 4 крестом через тандю.

  10. Растяжка на станке с демиплие и пор де бра. Адажио в сторону, назад, атетюд на полупальцы.

  11. Шанжман де пье – прыжки по 5 позиции со сменой ног вперёд-назад лицом к станку.

Упражнения на середине

  1. Деми и гранд плие по 1, 2, 5 позициям. Пор де бра.

  2. Батман тандю из 1 позиции вперёд и в сторону.

  3. Прыжки: соте по 1, 5 поз., эшаппе, шанжман де пье.

  4. Позы классического танца: 1 арабеск (носком в пол).

Элементы народного танца

Характерный тренаж

Повторяются движения у станка третьего года обучения. Усложняются и вводятся новые движения.

  1. Батман тандю – скольжение стоп по полу с поворотом ноги в закрытое положение в сторону.

  2. Батман тандю жете крестом, с одним ударом стопой из 5 поз.открытой.

  3. Батман тандю с полуприседанием на опорной ноге.

  4. Батман фондю с поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45 гр.

  5. Девелёппе – развёртывание ноги с одновременным ударом каблука опорной ноги в приседании (вперёд и в сторону).

  6. Опускание на колено: у носка опорной ноги, у каблука опорной ноги.

  7. Высокое пассе с выносом ноги на каблук.

Упражнения на середине

Русский танец

  1. Упражнения для рук, переводы в различные положения.

  2. Верёвочка: простая, с переступанием, с двойным ударом, с выносом ноги на каблук.

  3. Ходы: переменный с каблука, девичий шаг с переступанием, дробь с подскоком и продвижением, перекрёстный шаг.

  4. Ключ: простой, дробный, комбинированный.

  5. Комбинированные дробушки.

  6. Подбивки: одинарная, простая с притопом, двойная на месте и спродвижением.

  7. Присядки: комбинации из полуприсядок и полных присядок. Присядки – разножки.

  8. Двойные хлопушки, сложные хлопушки с прыжками и присядками.

  9. Первоначальное изучение «бедуинского» у станка.

  10. Мальчики: «подсечка», «мельница».

  11. Девочки: вращения на месте, по диагонали, по кругу.

Украинский танец

  1. Положение рук в украинском танце: одиночное и парное.

  2. Ходы: с акцентом на работающую ногу (гуцульский), плетёная дорожка.

  3. «Чёсанка».

  4. «Выхылясник» (ковырялочка).

  5. «Тынок».

  6. «Веера».

  7. Присядки: присядка с «выхылясником», присядка с ударом по голенищам, ползунки с хлопками, упорами на одну и две руки.

  8. «Мельница», подсечки украинские.

Знакомство с тематикой украинских танцев: хороводные, «Гопак», «Казачок», «Коломийка», «Гуцулка».

Вращения

  1. Диагональ: на подскоках; бегунец; перескок на правую ногу, левую на купе впереди, каблук правой ногой, каблук левой, двойной поворот бегунцом.

  2. Бегунец по кругу.

  3. Вращения на месте: припадание, из 2 позиции с фиксацией правой ноги на купе.

Бальные танцы

  1. Русский лирический.

  2. Ча-ча-ча.

  3. Фигурный вальс.

Хореографические этюды

  1. Украинский танец.

  2. Молдавский танец.

Репертуарные танцы

  1. Русский перепляс.

  2. Чунга-чанга.

  3. Еврейский танец.

  4. Греческий танец «Сиртаки».

  5. Хореографическая композиция «Барбарики».






































Оценочные материалы.

-анкеты детей и родителей

-тесты

-наблюдения

-диагностика

-открытые уроки

-отчетные концерты

-участие в танцевальных конкурсах

-отзывы родителей


Формы контроля

-начальный

-текущий

-промежуточный

-итоговый


Методическое обеспечение:

- хореографическая литература;

- разработки танцевальных этюдов;

- наглядные пособия;

-дидактические материалы.


Условия реализации (материально-техническое обеспечение)

- хореографический класс;

-хореографический станок;

- настенные зеркала;

- сцена;

- фортепьяно;

- музыкальный центр;

- CDи DVDдиски;

-USB-носители;

- книги, открытки, аудио и видеокассеты аудиокассеты;

-разработка мероприятий, концертов и бесед;

-рекомендации по проведению праздников, тематических уроков, открытых уроков;

- костюмы, танцевальная обувь, реквизит к танцевальным номерам.


Особые условия

Форма для занятий. Девочки-черный купальник, белая юбка, белые носки, белые балетки; мальчик – белая футболка, черные шорты, белые носки, белые чешки.

Только для учащихся школы.





Список литературы, используемой учителем:

  1. Базарова Н. Мей В. «Азбука классического танца». Из.Искусство 2010.

  2. Бондаренко Л.В. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях». Украина 2006.

  3. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Санкт-Петербург 2007.

  4. Громова Е.Н. «Детские танцы из классических балетов». Санкт-Петербург 2002.

  5. Захаров Р.И. «Сочинение танца». Страницы педагогического опыта. Москва 2004.

  6. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». Москва 2009.

  7. Потапов В.А. «Искусство танца». Москва 2004.

  8. Роот З.Я. Методика. «Танцы в начальной школе». Москва 2006.

  9. Сборник «Ритмическая гимнастика». Москва 2000.

Список литературы, используемой учащимися:

  1. «Большая советская энциклопедия».

  2. Константиновский В.А. «Учить прекрасному». Санкт-Петербург 2002.

  3. Лисицкая Т.С. «Аэробика на все вкусы». Москва 2009.

  4. Потапов В.А «Искусство танца». Москва 2004.

Интернет-ресурсы:

http://www.balletmusic.ru

http://www.taranenkomusic.narod.ru

http://www.revskaya.ru

http://www.classicalballetmusic.com

http://www.balletclassmusic

http://www.lisaharrisdance

http://www.josuonline.com

http://www.horeograf.com

http://www.ballet.classical.ru

http://www.russianballet.ru/rus/info.htm

http://notes.tarakanov.net/koncbalet.htm

https://baletnik.nethouse.ru

http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam

http://e-libra.ru/read/196288-istoriya-russkoj-baleriny.html 

http://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/tancy.htm 

http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/08/03/noty-dlya-ekzersisa-u-stanka-klassicheskogo-tantsa 

http://www.compozitor.spb.ru/catalog/?ELEMENT_ID=22793

http://www.ilosik.ru/dance/klassdance.html

http://shkolageo.ru/mpakar

https://www.ozon.ru/context/detail/id/24855131/https://www.ozon.ru/context/detail/id/24855131/

https://www.golddisk.ru/catalog/section_50_0.html

Приложение 1

Календарно – тематическое планирование

1-4 год обучения

Тема курса

Кол-во часов

№ уроков

Тема урока

Примерные сроки

1 класс 1четверть


1




1




1




1




1




1




1





1




1




1




2




3




4




5




6




7





8




9




Теоретический урок. Знакомство с предметом хореографии.

Построение. Разучивание поклона.

Простой и сценический шаг по кругу.

Лёгкий танцевальный бег. Шаг на полупальцах.

Положение рук на поясе. 1, 2, 3 позиции рук.

Разучивание позиций ног. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Разучивание танцевальной зарядки.

Шаг-подскок на месте и с продвижением.

Бег «лошадки», боковой галоп.

Прыжки на двух ногах с вытягиванием стопы.

Танец-игра «Кукла, не умеющая танцевать».

Боковой шаг. Боковой галоп с поворотом.

Хлопки в темпе музыки: одинарные, двойные, в паре.

Комбинация хлопков и притопов.

Разучивание танцевальной композиции «Дружба».

Деми плие по 1, 6 позиции на середине.

Разучивание переменного шага.

Переменный шаг простой и с каблуком


2 четверть

1




1





1




1




1





1




1



10




11





12




13




14





15




16



Разучивание партерной гимнастики.

Упражнения в партере на гибкость.

«Мостик», «Лягушка»,

«Бабочка».

Растяжки в партере.

Упражнения на гибкость. «Колечко», «Коробочка».

Стойка на лопатках, гранд батман.

Повторение упражнений на середине зала.

Повторение упражнений по кругу.

Разучивание детского танца «Ква-ква».

Прыжковые упражнения на середине.

Повторение переменного шага простого и с каблуком.

Разучивание элементов детского танца «Утята».

Разучивание танца

«Утята».

Повторение упражнений в партере.

Подготовка к Новогоднему концерту.


3 четверть










































4 четверть

1




1





1




1



1




1





1




1




1




1






1





1






1


1


1

1


1


1


1



17




18





19




20



21




22





23




24




25




26






27





28






29


30


31

32


33


34


35

Маршевые упражнения. Марш по кругу.

Марш на высокихполупальцах.

Беговые упражнения по кругу.

Разучивание «ёлочки».

Разучивание «гармошки» в линиях и по кругу.

«Ковырялочка» с притопом и подскоком.

Повторение выученных русских движений.

Разучивание шага польки.

Полька по кругу. Полька в парах.

Композиция польки с хлопками и поворотами.

Мальчики. Разучивание простых присядок. Мячики.

Разучивание 1, 2, 3 классических позиций рук.

Танцевальная игра

«Ветер в лесу».

Разучивание детского танца «Ку-ка-ре-ку».

Припадание: вправо, влево, в повороте.

По кругу: переменный шаг и припадание.

Повторение беговых упражнений по кругу.

Повторение упражнений в партере.

Танцевальная гимнастика в партере.

Разучивание элементов русского танца.

Приседания. Боковые шаги. Простые хлопушки.

Притопы: одинарные, двойные, тройные.

Русская композиция на шагах и притопах.

Комбинация на тему русского танца: - хороводные.

Русские плясовые.

Упражнения перед зеркалом на развитие артистизма.

Повторение разученных танцев.

Разучивание упражнений с лентами и мячами.

Постановка детского танца «Детство».

Репетиционная работа.

Репетиция к отчётному концерту на сцене.

Подготовка к открытому уроку для родителей.

Открытый урок для родителей.

Подведение итогов.
























































Тема курса

Кол-во час.

№ уроков

Тема уроков

Примерные

сроки

1 четверть

2 класс

1


1



1


1


1


1


1

1

1


1

1


1


1


1


1


1

1


1

1


2



3


4


5


6


7

8

9


10

11


12


13


14


15


16

17


18

Теоретический урок

Классика в хореографии.

Повторение. Марш на п \пальцах, бег, переменный шаг.

Классика у станка. Д\плие, г \плие, прыжки.

Классика у станка. Б \тандю лицом к станку.

Реляве по 1 поз., по 2 поз., по 6 поз.

Вращения:- на подскоках, галоп.

Классика у станка. Б \ жете.

Элементы танца «Дружба».

Хлопки и притопы из танца

«Дружба».

Постановка танца в парах.

Классика. Б \ тандю спиной к станку.

Народный танец. Мальчики: присядки «мячики».

Повторение упражнений у станка.

Прыжки на середине. Прыжок в повороте.

Прыжки «лягушка», «шпагат» по диагонали.

Элементы матросского танца.

Присядки, разножки из матросского танца.

Постановка матросского танца.


2 четверть

1



1


1


1


1


1


1


1


1



1



1


1



1

1

1



19



20


21


22


23


24


25


26


27



28



29


30



31

32

33






Народно-сценический экзерсис. Б\тандю с каблуком.

Б\жете лицом к станку с каблуком.

Движение русского танца «моталочка».

Движение русского танца «молоточки».

Мальчики: скользящие удары по бедру, по голенищу сапога.

Повторение русских проходок в линиях, по кругу.

Разучивание движений немецкой польки.

Положение рук и проходки в немецкой польке.

Постановка танца

«Немецкая полька».


Повторение классических упражнений у станка: жете, тандю, рон де жамб партер.

Повторение классики у станка: реляве, адажио.

Подготовка к Новогоднему концерту. Элементы танца

«Барбарики».

Репетиционная работа.

Репетиция на сцене.

Концерт.


3 четверть


































4 четверть

1


1



1

1


1


1



1


1



1


1

1

1



1



1

1


1

1

1


1


1


1





1


1


1


1


1


1


1


1


1


1



1



1



1


1

1

1

1

1





34


35



36

37


38


39



40


41



42


43

44

45



46



47

48


49

50

51


52


53


54





55


56


57


58


59


60


61


62


63


64



65



66



67


68

69

70

71

72



Батман тандю у станка по 4 крестом. Тандю с плие.

Классика на середине. Упражнения для рук на 3\4 с демиплие и пор де бра.

Па жете. Па полонеза.

Разучивание элементов полонеза в парах.

Упражнения в парах: полонез, полька.

Прыжковые упражнения на середине: по 6 позиции с поджатыми, «маятник».

Прыжковые упражнения по диагонали. «Колесо».

Движения русского танца на середине: шаги, притопы, выпады.

Комбинации рук в русском танце.

Вращения по диагонали. Присядки по диагонали.

Присядки на середине: вынесение ноги вперёд на каблук, выход на два каблука.

Высокое пассе лицом к станку. Подготовка к «верёвочке».

Хороводные ходы по кругу.

Русские проходки: вперёд, вокруг себя.

Композиция хоровода.

Комбинация присядок.

Подготовка к открытому уроку.

Подготовка к открытому уроку.

Открытый урок для родителей.

Разучивание элементов народных танцев. Украинский танец: положение рук у мальчиков, положение рук у девочек.

Положение рук в парных танцах.

Ходы: простой(залётный) ход, бегунец, дорожка.

Первоначальное изучение движения «голубцы».

Боковая присядка. Присядка-мячик с хлопками.

«Качалочка» с переступанием.

Разучивание элементов белорусского танца. Основные положения рук в парных танцах.

Элементы белорусской польки.

Перескок из стороны в сторону (па де баск).

Основной шаг танца

«Крыжачок», танца

«Лявониха».

Разучивание элементов детского эстрадного танца: подскоки, галоп, переходы.

Покачивания, повороты.

Постановка выхода, танец с игрушками.

Постановка танца

«Маленькая страна».

Постановка танца.

Репетиционная работа.

Репетиция на сцене.

Отчётный концерт.

Выступления на школьных линейках.








































Тема курса

Кол-во часов

№ уроков

Тема уроков

Примерные сроки

1 четверть

3 класс

1


1


1


1


1



1


1


1


1



1



1


1


1


1


1



1


1

1


2


3


4


5



6


7


8


9



10



11


12


13


14


15



16


17

Теоретический урок. Марш. Бег.

Переменный шаг. Прыжки. Хоровод по кругу.

Деми плие, гранд плие по 1,2,5 позиции лицом к станку.

Прыжки сотэ по 1, 5 поз., эшаппе по 2 поз.

Батман тандю из 5 позиции по 4 крестом, батман тандю с деми плие.

Классика у станка. Реляве лян на 45 гр.

Вращения по диагонали: шене, бегунец.

Вращения на подскоках: на месте, по диагонали.

Присядки: с выбрасыванием ноги, с продвижением.

Концерт ко Дню учителя. Танец «Подруга балалайка».

Классика у станка: батман тандю пике.

Классика у станка: батман фраппе+полупальцы.

Разучивание элементов русского народного танца.

Вращения, хлопушки из русского танца.

Народный экзерсис. Батман тандю боком к станку с каблуком.

Демирон де жамб партер с каблуком боком к станку.

Повторение. Правила постановки рук боком к станку.


2 четверть

1


1

1


1


1


1


1


1


1


1


1


1

1


1


1

18


19

20


21


22


23


24


25


26


27


28


29

30


31


32

Классика. Положение ног сюрле ку де пье.

Па балянсе. Шаги вальса.

Элементы бального танца «ЧА-ЧА-ЧА».

Элементы танца

«Чарльстон».

Классика у станка. Наклоны корпуса, прогибы.

Классический экзерсис. Батман фраппе с туамбе.

Девочки: вращения на середине.

Репетиционная работа на сцене.

Разучивание

«Чарльстона».

Классический экзерсис. Адажио.

Классический экзерсис. Растяжка на станке.

Народный экзерсис.

Мальчики: присядки из танцев.

Репетиционная работа на сцене.

Новогодний концерт.


3 четверть

1



1




1



1


1


1



1



1


1


1



1


1

1

1

1

1


1


1



1

1






33



34




37



36


37


38



39



40


41


42



43


44

45

46

47

48


49


50



51

52







Постановка корпуса в народном танце боком к станку.

Подготовительные положения рук в русском, украинском, цыганском танце.

Плавное и резкое полуприседания и приседания по 1, 2, % поз.

Скольжение стопой по полу – носок-каблук.

Элементы русской польки. Постановка польки.

Русские ходы:простой с притопом, переменный с ударом.

Положение рук в русском танце. Обращение с платочком.

Дроби одинарные. Притопы.

Первоначальное изучение двойной дроби.

Мальчики: хлопушки – в ладоши, по бедру, по голени.

Постановка русского танца «Кадриль».

Постановочная работа.

Репетиция на сцене.

Репетиционная работа на сцене.

Концерт к празднику 8 Марта.

Русские движения

«косыночка»,

«верёвочка».

Русские движения

«ковырялочка» простая и с двойным притопом.

Русский дробный ход.

Подготовка к открытому уроку по теме « Русский танец».


4 четверть

1


1


1



1


1


1


1


1



1

1


1



1


1


1



1

53


54


55



56


57


58


59


60



61

62


63



64


65


66



67

Открытый урок для родителей.

Русские движения. Двойная дробь с притопом.

Разучивание движений русского бального танца

«Сударушка».

Постановка танца

«Сударушка».

Повторение классики у станка: б\тандю, б\жете.

Классика: б\фраппе, б\фондю.

Классика. Адажио. Арабески.

Позы классического танца на середине: круазе, эфассе.

Па курю. Пор де бра.

Вращения по диагонали: шене, подскоки, бегунец.

Присядки по диагонали: с выносом ноги на каблук, с хлопком под ногой.

Элементы русского танца «Калинка».

Постановка танца

«Калинка».

Репетиционная работа. Подготовка к отчётному концерту.

Отчётный концерт.






































Тема курса

Кол-во часов

№ уроков

Тема урока

Примерные сроки

4 класс

1 четверть

1

1


1


1


1

1


1

1


1


1


1

1


1


1

1


1


1





1

2


3


4


5

6


7

8


9


10


11

12


13


14

15


16


17

Теоретический урок

Повторение: бег, шаги, подскоки.

Классический экзерсис у станка.

Классика. Б\тандю боком к станку.

Классика. Б\жете из 5 поз.

Па польки. Па шене. Композиция.

Полька в парах.

Классика. Растяжка на станке.

Классика. Упражнения в партере.

Классика у станка. Пике. Пти батманы.

Элементы танца «Ча-ча-ча».

Постановка танца «Ча-ча-ча».

Экзерсис у станка. Гранд батман по 4 крестом.

Па де бурре.

Элементы бального танца

«Русский лирический».

Постановка танца «Русский лирический».

Элементы украинского танца.


2 четверть

























3 четверть

1


1

1


1

1


1


1


1


1


1


1


1


1

1

1


1


1

1



1

1

1

1

1


1

1


1

1


1

1


1

1


1

1


1


1











18


19

20


21

22


23


24


25


26


27


28


29


30

31

32


33


34

35



36

37

38

39

40


41

42


43

44


45

46


47

48


49

50


51


52













Украинские «чёсанка», «выхылясник».

Украинские присядки.

Классика у станка: б\фондю, б\фраппе.

Реляве лян из 5 позиции на 90 гр.

Гранд батман на середине. Адажио.

Вращения по диагонали: ку де пье.

Бегунец по диагонали и по кругу.

Русские присядки по диагонали.

Вращения на середине, присядки на середине.

Элементы характерного танца у станка.

Б\тандю с каблуком. Б\жете с каблуком.

Постановка танца «Чунгап-чанга».

Постановочная работа.

Репетиционная работа.

Репетиционная работа на сцене.

Б\фондю из закрытого положения.

Классика. Де велёппе.

Высокое пассе.

«Верёвочка» простая и с каблуком.

Верёвочка с ковырялочкой.

Русские проходки.

Переменный шаг с ударом.

«Ключ». Двойные удары.

Композиция на основе русских движений.

Повторение композиции.

Постановка русского перепляса.

Постановочная работа.

Репетиционная работа на сцене.

Русские подбивки, присядки.

Разучивание элементов еврейского танца.

Элементы еврейского танца.

Постановка композиции еврейского танца.

Работа над композицией.

Разучивание элементов греческого танца

«Сиртаки».

Постановка композиции танца «Сиртаки».

Работа над композицией.


4 четверть

1


1


1


1


1


1

1


1


1

1


1


1


1


1


1


1


53


54


55


56


57


58

59


60


61

62


63


64


65


66


67


68




Повторение движений танца «Чунга-чанга».

Репетиционная работа на сцене.

Районный конкурс детских танцевальных коллективов.

Классика у станка. Б\жете,б\фраппе.

Классика у станка.Г\батман по 4 крестом.

Растяжки на станке.

Подготовка к открытому уроку.

Подготовка к открытому уроку.

Повторение пройденного.

Рон де жамб партер андеор и андедан.

Г\плие на середине по 1, 2, 5 поз.

Подготовка к отчётному концерту.

Отчётный концерт. Танец

«Чунга-чанга».

Репетиция танцев к линейкам.

Линейка. Танец

«Барбарики».

Линейка. Танец «Чунга-чанга».