СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой выбор" (модуль)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Мой выбор» направлена на расширение кругозора учащихся в профессиональном плане и создание условий для формирования личностных качеств, способствующих осознанному профессиональному выбору.

Данную программу можно рассматривать и как профилактическую, так как реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегает многих подростков от совершения правонарушений. Например, если подросток намерен получить престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в асоциальную деятельность.

Содержание программы способствует   активному самопознанию учащихся, исследованию собственных интересов, способностей и возможностей, а также помогает им сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Программа «Мой выбор» направлена на расширение кругозора учащихся в профессиональном плане и создание условий для формирования личностных качеств, способствующих осознанному профессиональному выбору.

Данную программу можно рассматривать и как профилактическую, так как реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегает многих подростков от совершения правонарушений. Например, если подросток намерен получить престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в асоциальную деятельность.

Содержание программы способствует   активному самопознанию учащихся, исследованию собственных интересов, способностей и возможностей, а также помогает им сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой выбор" (модуль)»

7



Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Сормовского района»





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«МОЙ ВЫБОР»

( Модуль)


Срок реализации: 18 часов

Возраст: 10 - 14 лет

Направленность: социально-

педагогическая

Автор-составитель:

Ковшова Татьяна Рудольфовна,

педагог-психолог






Нижний Новгород

2020

Содержание


    1. Пояснительная записка…………………………………………….......3

    2. Учебный план…………………………………………………………..6

    3. Содержание учебного плана…………………………………………..7

    4. Календарный учебный график……………………………………......9

    5. Формы аттестации………………………………………………….....10

    6. Оценочные материалы………………………………………………..11

    7. Методические материалы…………………………………………….12

    8. Условия реализации программы……………………………………..13

    9. Список литературы…………………………………………………...14

Приложения

Методика «Профиль» ………………………………………………...15

Классификация профессий по Е. А. Климову. ……………………..18

Методика «Дифференциально-диагностический опросник»

(ДДО Е. А. Климова)………………………………………………...19














  1. Пояснительная записка

Актуальность и отличительные особенности программы

Задача профессионального самоопределения актуальна не только для старшеклассников, но и для подростков. Перед подростками еще не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то этот возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. На этом возрастном этапе для ребенка важно не определить, кем стать в профессии, а сформировать готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.

Умение выбирать вообще - очень важный навык. Оно помогает всегда и везде. Выбор профессии - один из самых важных выборов, который совершает каждый.  И очень важно, чтобы он оказался верным.

  • Выбранная профессия должна доставлять удовольствие

  • Выгодно использовать сильные стороны будущего профессионала

  • Соответствовать финансовым ожиданиям

  • Отражать желаемый образ жизни - находиться в офисе, путешествовать, работать дистанционно или со свободным графиком

  • Учитывать семейную историю и традиции

Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Программа «Мой выбор» направлена на расширение кругозора учащихся в профессиональном плане и создание условий для формирования личностных качеств, способствующих осознанному профессиональному выбору.

Данную программу можно рассматривать и как профилактическую, так как реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегает многих подростков от совершения правонарушений. Например, если подросток намерен получить престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в асоциальную деятельность.

Содержание программы способствует активному самопознанию учащихся, исследованию собственных интересов, способностей и возможностей, а также помогает им сориентироваться в планах на будущую жизнь.



Направленность программы – социально-педагогическая



Адресат программы – учащиеся 11 - 15 лет из объединений ЦДТ третьего года обучения



Цель и задачи программы



Цель программы: формирование у учащихся объективных знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации подростков в будущем.



Задачи:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к труду;

  • расширение кругозора учащихся в мире профессий;

  • актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;

  • исследование учащимися своих интересов, способностей и возможностей.


Объем модуля: 18 академических часов


Срок освоения модуля: 1, 5 месяца


Формы обучения

Программа предусматривает различные формы проведения занятий: беседы, игры, практикумы, творческие задания.


Режим занятий

В соответствии с программой проводится 2 двухчасовых занятия в неделю ( с перерывом).



Планируемые результаты


К концу обучения учащиеся:


  • познакомились с понятиями предмет труда и средства труда;

  • узнали 5 типов профессий и их профессионально важные качества;

  • научились определять типы профессий;

  • узнали о требованиях различных профессий к человеку;

  • узнали о своих интересах и профессиональных склонностях;

  • сформировали уважительное отношение к труду.




















  1. Учебный план


Тема

Количество

часов

1

«Труд – всему голова»

2

2

Многообразие мира профессий.

«Профессии моей семьи»

2

3

Профессии типа «Человек-человек» (врач, педагог, менеджер, экскурсовод и т. п.)

2

4

Профессии типа «Человек-художественный образ » (актер, режиссер, художник, дизайнер, скульптор, музыкант, композитор, танцор и т. п.)

2

5

Профессии типа «Человек-природа» (ветеринар, садовник, лесничий, биолог, вирусолог, агроном, фермер и т. п.)

2

6

Профессии типа «Человек-техника» (инженер, водитель, слесарь, технолог и т. п.)

2

7

Профессии типа «Человек-знак» ( программист, переводчик, бухгалтер и т. п.)

2

8

Диагностика интересов и профессиональных склонностей

2

9

Итоговое занятие. Презентация творческих работ

«Почему мне нравится профессия…»

2


Итого


18



  1. Содержание учебного плана


  1. «Труд- всему голова»

Знакомство детей с тематикой модуля. Актуализация ценности труда. Пословицы и поговорки о труде. Предмет труда. Средство труда. Рефлексия занятия.

  1. Многообразие мира профессий. «Профессии моей семьи»

Типы профессий по Е. А Климову. Профессионально важные качества. Краткая характеристика каждого типа. Игра «Кто больше назовет профессий на буку алфавита» . Рисунок (коллаж, рассказ) «Профессии моей семьи». Рефлексия занятия.

  1. Профессии типа «Человек - человек» (врач, педагог, менеджер, экскурсовод и т. п.)

Беседа о профессиях, связанных с общением. Игра «Угадай профессию». Фильм или презентация об одной из профессий типа «Человек-человек». Рефлексия занятия.

  1. Профессии типа «Человек-художественный образ »

Беседа о творческих профессиях и их профессионально важных качествах. Конкурс рисунков (рассказов, танцевальных этюдов, песен – на выбор ) по теме «Профессии, которые нас окружают». Рефлексия занятия.

  1. Профессии типа «Человек-техника» (инженер, водитель, слесарь, технолог и т. п.). Беседа о технических профессиях и требованиях к человеку такой профессии. Профессии моего района. Презентация о заводе «Красное Сормово».

  2. Профессии типа «Человек-природа» (ветеринар, садовник, лесничий, биолог, вирусолог, агроном, фермер, эколог). Игра «Узнай профессию по предмету труда». Беседа «Природа и профессия». Требования профессии данного типа к человеку. Презентация об одной из профессий. Творческая работа «Сохрани природу!».

  3. Профессии типа «Человек-знак» ( программист, переводчик, бухгалтер и т. п.). Необычные профессии ( испытатель водных горок, профессиональный соня ( испытатель мебели для сна), клакер, испытатели терапии и лекарств и др.). Контрольная работа.

  4. Диагностика интересов и профессиональных склонностей. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока). Методика«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО; Е. А. Климова)

  5. Итоговое занятие. Презентация творческих работ.



Утверждаю

Директор МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района»

И. В. Папилина


  1. Календарный учебный график

модуля дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мой выбор»


сентябрь

октябрь

Всего

учебных часов


14.09 – 20.09

21.09 – 29.09

28.09 – 04.10

05.10 – 11.10

12.10 – 18.10

1

2

3


4

5

4

4

4

4

2

18 часов



Условные обозначения:



Промежуточная аттестация


Ведение занятий по расписанию

  1. Формы аттестации


В программе предусмотрен текущий контроль методом наблюдения, устного фронтального опроса, оценки творческих работ.

По окончании модуля предусмотрена контрольная работа и творческая работа ( рисунок, эссе, коллаж, компьютерная презентация – по выбору учащихся) по теме «Почему мне нравится профессия…».























  1. Оценочные материалы


Для оценки результатов обучения учащимся предлагается контрольная работа по всем темам модуля. Дети 11-15 лет выполняют работу письменно. Детям 9 - 10 лет предлагается устный контрольный опрос. За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Распределение баллов по уровням приведено в таблице.


Контрольная работа по изученным темам модуля


  1. Что такое предмет и средства труда?

  2. Какие типы профессий ты знаешь?

  3. К какому типу относится профессия «врач»? Назовите еще 4 профессии этого типа.

  4. К какому типу относится профессия «инженер»? Назовите еще 4 профессии этого типа.

  5. Перечислите 4 профессии типа «Человек-природа»

  6. К какому типу относится профессия «Дизайнер»? Назовите еще 4 профессии этого же типа

  7. Всегда ли профессия относится к одному типу? Приведите примеры.

  8. К какому типу относится профессия «Бухгалтер» ? Назовите еще 3 профессии этого типа



Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

0 - 2 балла

3 - 5 баллов

6 – 8 баллов




  1. Методические материалы


Тема

Методическое обеспечение

1.

«Труд – всему голова»

Пословицы и поговорки о труде. Видео о профессиях и труде https://www.youtube.com/watch?v=xW-24VIcn6I

2.

Многообразие мира профессий.

«Профессии моей семьи»

Презентация «Типы профессий» https://www.youtube.com/watch?v=fPFD69WMSzQ

3.

Профессии типа «Человек-человек»

Игра «Угадай профессию по пантомиме». Видео «Профессии на буквы алфавита»: https://www.youtube.com/watch?v=0sJEYMCxmA4

4.

Профессии типа «Человек-художественный образ »

Презентация «Популярные творческие профессии»

5.

Профессии типа «Человек-природа»

Видео «Есть такая профессия – природу охранять» https://www.youtube.com/watch?v=g2gXKhgwZVU

6.

Профессии типа «Человек-техника»

Презентация «Завод Красное Сормово»https://www.youtube.com/watch?v=MauSKH6DtXI

7

Профессии типа «Человек-знак»

Видео Топ -5 профессий будущего https://www.youtube.com/watch?v=9AjDKX3afrk. Контрольная работа

8

Диагностика интересов и профессиональных склонностей

Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока). Методика«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО; Е. А. Климова)

9

Итоговое занятие. Презентация творческих работ

«Почему мне нравится профессия…»

Поощрительные призы учащимся



  1. Условия реализации программы


Для проведения занятий необходим учебный кабинет с компьютером, мультимедийным проектором, зоной для творческой работы.


























  1. Список литературы


  1. Введение в мир профессий. Классные часы, игры, конкурсы // Авторы-составители О.Е. Багрова, Н.Г. Федоркина, И.Г. Смирнова, Г.П. Попова. —Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Резапкина Г.В. Я и моя профессия . Программа профессионального самоопределения для подростков. М.: Генезис, 2005.

  3. Шваб Е.Д.Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (Я в мире профессий). —Волгоград: Учитель, 2007.7.

 



















Приложения

Методика «Профиль»
(модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)

Инструкция для испытуемого: «Данные вопросы касаются твоего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли тебе делать то, о чем говорится в опроснике? Если «Да», то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставь знак “+”. Если «Нет» – поставь знак «-». Если сомневаешься, поставь знак «?».

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях. 
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными растениями.
23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды. 
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. “Читать” географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработка результатов
Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений твоей деятельности:
1 – физика и математика;
2 – химия и биология; 
3 – радиотехника и электроника; 
4 – механика и конструирование; 
5 – геогра­фия и геология; 
6 – литература и искусство; 
7 – история и политика; 
8 – педагогика и медицина; 
9 – предпринимательство и домоводство; 
10 – спорт и военное дело.

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества.Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены. По результатам одной методики бывает трудно найти подходящую профессию. Поэтому в случае затруднений обратитесь к консультанту по выбору профессии.


Бланк ответов


Ф и М

1

11

21

31

41


Х и Б

2

12

22

32

42


Р и Э

3

13

23

33

43


М и К

4

14

24

34

44


Г и Г

5

15

25

35

45


Л и И

6

16

26

36

46


И и П

7

17

27

37

47


П и М

8

18

28

38

48


П и Д

9

19

29

39

49


С и В

10

20

30

40

50



























Классификация профессий по Е. А. Климову.


Климов Е. А. объединял профессии по отношению человека к объектам труда. Он выделил пять объектов труда: природа, человек, техника, знаковая система, художественный образ. В итоге мы получили пять типов профессий:


1. Человек-природа. К этому типу относятся профессии, так или иначе имеющие отношение к природе (ветеринар, агроном, фермер и т. д.)
2. Человек-человек. Сюда входят профессии, связанные с работой с людьми ( Учитель, врач, менеджер по продажам и т.д.)
3. Человек-знак. Это профессии связанные с анализом и обработкой данных, цифрами, буквами (бухгалтеры, программисты, филологи и т.д.)
4. Человек-техника. Сюда относятся все технические профессии ( инженеры, технологи, большинство рабочих специальностей и т.д.)
5. Человек художественный образ. Здесь мы имеем профессии, связанные с искусством и творчеством ( художники, актеры, музыканты, танцоры и т.д.)

При регулярном проведении профориентационной диагностики можно заметить, что люди, которых можно чётко отнести к одному типу профессии, встречаются очень редко. Как правило, высокие баллы получают два, а то и три типа профессий. На самом деле и в реальной жизни одна профессия может включать в себя признаки разных типов. Например, профессия врача относится как к типу человек-человек, так и человек-природа. Многие творческие профессии такие как дизайнер, преподаватель танцев или рисования кроме типа человек - художественный образ включают в себя тип человек-человек, т.к. без способности общения с людьми вряд ли получится достигнуть достойных результатов в данных профессиях.











Методика«Дифференциально-диагностический опросник»

(ДДО; Е. А. Климова)

Настоящая методика позволяет выявить профессиональные склонности человека. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция для испытуемого:«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Обработка результатов тестирования ДДО. Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитывается по каждой колонке « Листа ДДО» (итог может быть выражен как алгебраическая сумма). Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применение сил испытуемого. Следует оговорить, что результаты ДДО, характеризуя склонность испытуемого в данный момент, в какой-то мере характеризует и его способности. Но лишь в какой-то мере.

Таблица ответов сделана так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» и «-» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определённому типу профессий. Рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+» при минимальном количестве «-». 








Бланк для ответов


Человек -Природа

Человек - Техника

Человек -Человек

Человек –

Знак

Человек – Художественный образ








10а



10б


11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а


16б


17а


17б

18а


18б


19а


19б


20а



20б




















1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений 

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 


  12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице 

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)